Познание (в философии)

Плотин: метод познания Единого

Плотин был последним великим мыслителем античной эпохи. Его главным интересом была не философия, как таковая, а религия. Плотин считал своей целью через божественное единство определить истинное назначение всего сущего и вернуть его обратно к Богу.

Согласно Плотину, есть два способа познания: ум и чувство. Они позволяют изучать окружающий мир, не ну могут напрямую познать Единое. Оно находится над всем и не имеет определения. Но человек все же может приблизиться к Единому чрез предметный мир. Каждый предмет – часть Единого, он имеет свою душу. Узнать душу предмета возможно не умом или чувством, а только особым видом сосредоточенного наблюдения: созерцанием. Истинное постижение предмета – слияние души с Единым.

История

История началась более 2000 лет назад на территории стран древнего мира. Родиной данного направления считается Древняя Греция. Платон считал философию особой дисциплиной, которая была призвана дать ответы на глобальные вопросы существования всего живого на земле.

Пифагор первым назвал себя истинным знатоком древней дисциплины, посвятив большую часть своей жизни изучению всего, что с ней было связано. Именно он основал философскую школу пифагорейцев, в рамках которой изучалась планиметрия. Позже была предложена знаменитая теорема Пифагора. С тех пор в рамках рассматриваемого научного познания изучался не только симбиоз мира и человека, но и взаимодействие с другими научными направлениями.

Первоначально эта предложенная доктрина включала в себя изучение разных областей, спустя время трансформировалось в систему знаний о мироздании. Основная задача дисциплины заключалась в том, чтобы давать исчерпывающие ответы на вопросы существования общества, человека и устройства природы. Философия открывала секреты, давала всеобъемлющее понимание сути бытия в целом и жизнедеятельности общества в частности.

Познание всеобщей сферы было основой данного научного течения. Попытка объять необъятное оказалась успешной. Впоследствии философы имели возможность ответить на любой возникающий вопрос, связанный с мирозданием.

Название дисциплины о познании всеобщей сферы происходит от двух греческих слов Phileo – люблю и Sophia – мудрость, или по-другому «любовь к мудрости». Она занималась изучением контакта отдельно-взятого индивида с окружающей действительностью, устанавливала верный путь развития человеческого поведения и в целом формировала мировоззрение обществ.

Философское мышление и мифологическое миропонимание были тесно связаны между собой. В настоящее время «любовь к мудрости» продолжает быть характеристикой симбиоза мира и человека, но с небольшими поправками. Основными научными вопросами сегодня, являются размышления о жизнедеятельности индивида в разрезе существования общей сферы и других наук.

Сегодня к научным размышлениям относятся двояко: одни считают, что «любовь к мудрости» — это серьезное течение, которое требует тщательного изучения, другие уверены, что подобная мыслительная деятельность – это пустая трата времени.

Данная научная мыслительная деятельность направлена на оценку не только всего существующего на земле, но и на действующие параллельные науки. Философия объединяет их для того, чтобы дать наиболее исчерпывающие ответы. Известно, что математика тесно связана с данной дисциплиной, она предоставляет возможность более точно обозначить всего существующего на земле. При этом, указывает точный путь развития индивида в разрезе действующей реальности.

Познавательная деятельность

Теория познания

Потребность в знаниях — одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний — от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному (основанному на производстве и распределении знания). В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis — знание + logos — учение), или теорией познания.

Часто познание требует от человека убежденности в своей правоте и особого мужества: многие ученые за свои идеи шли в тюрьмы и на костры. Таким образом, познание имеет социальную природу: оно обусловлено внутренними потребностями общества, целями, ценностями, убеждениями людей.

Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности — трудом, обучением, игрой, общением и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности, — потребность, мотив, цель, средства, результат.

Познавательная потребность является одной из важнейших в структуре потребностей человека и выражена в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях и т.д. Стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное — необходимый элемент жизни человека.

Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.

Цель познания — получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Истина в классическом понимании есть соответствие знаний о действительности самой действительности.

Средства познании в науке именуются методами исследования. В их числе можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д. (ниже они будут рассмотрены подробно).

Действия в процессе познания также многообразны. Например, в научном познании принята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории.

Результат познания — это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Н ап ри мер, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности.

Что такое философия? Определение

В отличие от других дисциплин, философия не имеет строгих определений, не ограничена в вопросах изучения и в прямом смысле объединяет в себе все и сразу. Попытка дать исчерпывающие ответы на все возникающие вопросы о мироздании кажется успешной, потому что благодаря науке о жизни, на сегодняшний день есть боле менее четкое понимание роли человека в разрезе мироздания.

Итак, что такое философия?

Определение

Познание (в философии)

Мировоззренческое течение и философские размышления действуют сообща, они словно дополняют друг друга. Мыслительная деятельность упорядочивает взгляды на окружающую действительность и придает им теоретичность. Можно смело предположить, что мировоззрение является частью философской мысли. «Любовь к мудрости» широко демонстрирует мироздание и место индивида в нем. Мировоззрение дает конкретные ответы на возникающие вопросы. Действуя сообща, оба направления дополняют друг друга и дают человечеству возможность увидеть полную картину деятельности всего живого на земле.

Есть такая категория людей, которая не воспринимает философскую мыслительную деятельность серьезно, они уверены – это пустая трата времени. Так происходит, потому что люди не понимают прикладного значения философии. Им сложно понять глобальные размышления о мироздании, они не видят, как решаются теоретические задачи и главное, для них остается загадкой, как «любовь к мудрости» можно применять в повседневной жизни.

Отвечая на вопрос, что такое философия, стоит отметить, что это, прежде всего наука о жизни. Она помогает решить ряд жизненных задач. Между тем, «любовь к мудрости» нельзя классифицировать, как точную науку. Она не дает конкретных ответов, она рассуждает, выдвигает гипотезы, озвучивает теории. Эта наука, которую возможно постичь, только самостоятельно, через собственный выстраданный опыт и путем личных исканий истины. Мысль в разрезе данной науки объединяет в себе ценности и знания, таким образом, давая людям полное понимание происходящего вокруг.

Основные формы познания

Выделяют две основных формы познания: научную и ненаучную. Научное познание ставит своей целью описать, предсказать и объяснить процессы и явления окружающей действительности.Научное познание управляется рассудком, дающим возможность осмысливать.

Ненаучное познание осуществляется посредством чувственности. Выделяют отдельные виды ненаучного познания:

  1. Миф. Научный принцип подменяется фантастическим рассказом.
  2. Жизненный опыт. Ограничено жизненным опытом одного человека. Знания усваиваются ненавязчиво, через средства массовой информации.
  3. Паранаука. Стимулирует веру человека в несуществующие явления, развивается на базе ограниченного доступа к реальным знаниям.
  4. Искусство. Мир познается через художественные образы.
  5. Народная мудрость. Обобщенные и неоднородные знания, передаются из поколения в поколение.

Структура познания – субъектно-объектные отношения. Задача субъекта (философа) – адекватно воспроизвести характеристики объекта (проблемы в философии)

Виды познания (научное, творчество, самопознание)

Принято различать 7 видов познания:

  1. Обыденное предполагает ежедневное приобретение элементарной информации об устройстве мира. Можно назвать это получением житейского опыта: проживание и осмысление.

    В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.

    Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.

  2. Научное познание опирается на логику, изучая причинно-следственные связи. Ученые выдвигают гипотезы (что это?), которые в процессе исследования подтверждают или опровергают.

    Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.

  3. Мифологическое – это когда-то было неотъемлемой частью первобытного общества. Древние люди не несли ни за что никакой ответственности, скидывая ее на силы природы. Например, если сорвавшись со скалы погибал человек, то это не потому, что последний был неосторожен и не рассчитал свои физические силы, а потому что его забрало одно из божественных существ, которых в то время было придумано множество.Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).
  4. Религиозное – направлено на изучение отношений с богом. Интересно, что последний здесь играет роль и субъекта, и объекта. Религиозное сознание воспринимает действительность как божий промысел, нацеленный на хорошие мысли, поступки и находится в ожидании обратной связи свыше.
  5. Художественное познание и творчество – это способ отражения реальности через символы и образы. Оно безгранично, не поддается анализу и доказательности. Является продуктом мыслительной деятельности, основанной на представлениях творца.Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.
  6. Философское познание занимается определением роли человека, поиском смысла жизни через призму категорий добра и зла. Философия пытается изучить суть человеческого бытия, ответить на «вечные» вопросы, касающиеся существования. Кто мы такие, зачем живем, для чего создан мир, что есть истина и т.п.
  7. Самопознание – исследование собственных состояний: настроения, мыслей, мыслей и поступков. Это анализ своей личности, приводящий к осознанию своих потребностей, целей и мотивов, что помогает человеку быть уверенным в себе и своих силах, не зависеть от толпы и ее стереотипов.

История понятия

Платон

Основная статья: Платон

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государство» делит на два рода: чувственно-воспринимаемое и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.

Аристотель

Основная статья: Аристотель

«Сущее либо воспринимается чувствами, либо постигается умом».

«Представления — это как бы предметы ощущения, только без материи».

Кант

Основная статья: Кант

«Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся».

История понятия

Платон

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государство» делит на два рода: чувственно-воспринимаемое и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.

Аристотель

«Сущее либо воспринимается чувствами, либо постигается умом».

«Представления – это как бы предметы ощущения, только без материи».

Кант

«Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся».

Теория познания

Определение 1

Познание – это тип отношения человека к окружающему миру, в результате которого человек приобретает о мире новую информацию. Иными словами, познание – это процесс получения знания.

Проблему познания, его возможности и закономерности изучает такая наука, как теория познания, или гносеология, которая является одним из разделов философской науки.

Возможности познания заключаются во всеобщем свойстве материи — отражении. Эта возможность превращается в действительность благодаря сложному и длительному процессу возникновения и развития человеческого сознания, которое способно адекватно отражать объективный мир и выявлять его закономерности.

В сознании познающего субъекта идет формирование образа изучаемого объекта. Его идеальный характер не может быть до конца понят, так как остается в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых и нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности людей является тем специфическим фактором, который вызывает к жизни идеальное, то есть психическое «постживотного» порядка. Ученые уже достаточно давно доказали, что чем на более высокой ступени эволюционного развития стоит животное, тем меньше форм его жизнедеятельности заранее определяет строение нервных узлов, и тем больше степеней свободы характерно для его организма в плане индивидуально-прижизненной приспособительной активности. Человек, рассматриваемый в качестве высшей ступени этой эволюции, не может существовать иначе, как только благодаря использованию познания в качестве социальной формы отражения, которая является посредствующим звеном в его общественной деятельности.

Процесс отражения состоит из нескольких этапов:

  1. Отражаемый объект – первичен, а его отражение, или образ – вторично. Отношения между объектом познания и образом — это отношения, выстраиваемые между оригиналом и виртуальной, то есть представляемой копией. Человеческие знания представляют собой фотоснимок с действительного положения вещей, но он идеален, лишен любой вещественности.
  2. Человеческой сознание, при отражении объективного мира, может давать верные представления о нем.
  3. Образ является субъективным по своей форме и носителю, но объективным по содержанию. Субъективность образа обуславливается тем, что он является продуктом протекания ряда сложнейших физиологических и психических процессов, а объективность представляет собой содержание познаваемого объекта. При этом нельзя забывать, что в объективное содержание гносеологического образа могут попасть отдельные субъективные моменты, к которым можно отнести додумывания, искания, фантазии и пр., что может вызвать формирование субъективизма в познании.
  4. Отражение – это не простое пассивное созерцание, а активный творческий процесс формирования знаний, базирующихся на практическом взаимодействии субъекта познания с его объектом. Активность субъекта может проявляться несколькими путями. Во-первых, через постепенное проникновение в сущность познаваемого объекта. Во-вторых, в так называемом опережающем отражении, то есть в способности человека предсказывать результат собственных действий, выстраивать в своем сознании образы предполагаемого результата осуществляемой деятельности.

Особенности типов познания

Типов познания несколько, ни один из них не может рассматриваться, как единственно верный. Они отличаются целями и методами, применяются в различных сферах жизни и науки.

Мифологическое

Зародилось во времена первобытной культуры. Для него характерна персонификация: наделение неживых объектов качествами личности. Мифологическое восприятие позволяет интерпретировать сложные понятия с помощью образов богов: действительность познается через наглядно-действенные образы сверхсуществ.

Религиозное

В религии Бог воспринимается как Личность. Он проявляет себя как субъект, творец и непосредственный участник мироздания. Цель религиозного изучения мира – самопознание человека через открытие Бога, приход к нравственным нормам и последующее «спасение души». Оно не приемлет критического осмысления, базируясь на вере в постулаты, изложенные в официально признанных религиозных текстах.

Научное

Для научного типа обработки информации характерен рационализм: знания должны основываться на фактах, которые легко проверить. Истинная наука требует постоянного критического переосмысления. Научное познание отвергает слепое следование авторитетам и требует постоянного совершенствования.

Философское

Применяя философский метод, человек стремится комплексно подойти к восприятию мира. Главная цель философии – поиск ответов на фундаментальные вопросы бытия: определения предназначения человека, его места в системе мироздания. В процессе изучения мира философ стремится к идеалу – единственной правильной модели жизни.

Чувственное

Под чувственным познанием понимают интимные взаимоотношения между людьми. Человек воспринимает мир через призму личного опыта. Имея возможность воспроизводить новых людей, он становится подобен Творцу и приближается к пониманию его замысла.

Моторное

Главный метод – действие. С помощью моторной системы, включающей умственные процессы по подготовке к действию и само действие, человек распознает поведение других людей и может выстраивать различные схемы взаимодействия.

Познание — это больше чем наука или философия

Есть единственный раздел философии, под названием гносеология (дословно с гр. Gnosis и logos знание, учение), в котором широко рассматривается такое направление, которое называют познанием. Познание — это не просто изучение и получение знаний, а целая наука, а стремление человека к попытке понять и объяснить, самую мельчайшую деталь мироздания. Все предположения и догадки основываются на рациональном видении окружающего мира. Его устройство, понимание и осознание, даже, на духовном или ментальном уровне.

Совокупность информации путем познания мира человеком, стало фундаментом для развития цивилизации. Дальнейшее развитие человечества будет зависеть, только, от качества и глубины познания нашего мира.

Познание (в философии)

Познание — это выявление всех закономерностей, которые происходят вокруг нас и внутри нас. Вся информация которую мы получаем при помощи любого органа чувств, систематизируется и запоминается. Главная задача этого процесса упростить существование человека на земле

Первые упоминания и основное значение

Впервые об этой теории упомянул когда-то Платон. Он высказал собственное субъективное суждение, что познание — это получение всех знаний об окружающем мире, а также всех его процессов и явлений.

Сегодня же понимание имеет более широкое определение. Считается что познание — это действия, приемы, а также методы, при помощи которых удается собирать всю истинную информацию о мире, где мы живем.

Познание включает в себя различные методы и мероприятия, позволяющие всецело получать и сохранять информацию обо всех возможных явлениях нашей планеты, солнечной системы, галактик и т.д.

Познание (в философии)

познание — это процесс постоянного изучения, которое направлено на упрощение существования человека, путем систематизации полученной информации. Все новые знания и открытия постоянно обновляются

5 самых важных составляющих, на которых базируется изучение

Структурная составляющая, которая позволяет изучать окружающий мир и собирать всю возможную информацию, выглядит, таким образом. Здесь есть 5 главных компонентов, а именно:

  1. Субъект процесса — это то-лицо, которое предпринимает все возможные попытки для объемного получения информации. То есть человек, который интересуется чем-то с целью получения знаний или информации, является субъектом познания;
  2. Объект изучения и познания – это то, чем интересуется субъект. Его действия и попытки, что должны привести нас к пониманию чего-либо. Другими словами — это процесс познавательной деятельности;
  3. Мотивы познания — проще говоря, это обоснование и пояснение того, для чего мы проводим изучение и сбор данных. Мотивы могут рассматриваться как с практической, так и с теоретической точки зрения;
  • Практический мотив стимулирует субъекта постоянно получать, а потом изучать новые знания, чтобы потом их использовать в образовательных целях. Это необходимо для обучения новых поколений и развитию прогресса;
  • Теоретический мотив служит, по большей мере, для саморазвития и получения информации, уже изученной, другим субъектом, информации;
  1. Цель, что преследуется в процессе познавательного процесса — получение качественной, истинной информации об окружающем нас мире, а также понимание и объективное суждение устройства нашей реальности в любых её проявлениях;
  2. Результат деятельности — это и есть усвоенная и обоснованная информация о процессах, и явлений разного происхождения. Первая информация постигалась путем опытов и наблюдений. Например, если ребенок возьмет простой лист бумаги, и во время его любопытства и взаимодействия, приложив немного усилий, малыш разорвет этот лист на две части. Полученная информация, в таком случае, будет свидетельствовать о том, что бумагу очень просто разорвать. Таким образом, будет сформировано понимание того, что бумажные объекты можно без труда уничтожить, разорвав их на отдельные части.

Исходя из всего объема информации, мы получаем следующий вывод: познание — это обширная совокупность различных видов деятельности в одном определении.

Познание (в философии)

Все виды деятельности направленные на познавание окружающего мира собраны в умах всего человечества. Передача из поколений в поколение происходит путем обучения, и находится в различных источниках передачи информации. Одним из первых источников массовой передачи знаний, являются печатные и рукописные записи. При их помощи человечество добилось огромного прогресса за последние 2000 лет