Что такое пороша? какая бывает пороша?

Дикие просторы

Что такое пороша? какая бывает пороша?

Без снега в зимнюю пору для ненаметанного глаза жизнь животного мира незаметна. Можно часами бродить по лесу или степи и, кроме птиц, не встретить ни одного живого существа. Но вот землю присыпала белая пороша, и стали видны вереницы следов животных. Рай для настоящего следопыта представляет прикрытый первым снежком лес в период поздней осени или так называемого предзимья. В эту пору деятельны еще многие животные, пока не залегшие в зимнюю спячку: енотовидные собаки, барсуки. Также активны некоторые представители животного мира, которые зимой большую часть времени — под снегом и на поверхность появляются крайне редко: ондатры, кроты, водяные крысы. В поле пороша выдает пути перемещений отдельных сусликов и тушканчиков, которые пока еще тоже не спрятались окончательно в норы. Если новый снег долго не выпадает, образовывается так называемая «многоследица». Свежий след животного от старого в таком случае отличить достаточно сложно, но зато открываются новые благоприятные стороны для наблюдений следопытов: легче отыскать звериные тропы, определить излюбленные места животных, следы их борьбы друг с другом.

Пороша в поэзии и прозе

Творческие люди не могут не восхититься девственно чистым снегом. Это ведет к тому, что в произведениях поэтов и писателей появляется пороша.

Что такое пороша? какая бывает пороша?

Примером может служить уже упомянутый стих, в котором фигурирует строчка о том, что в поле белеет пороша. В произведении Соколова-Микитова «Ленкорань» пишется о чистой пороше в горах, на которой отчетливо рисуются следы кошачьих лап.

К тому же по ее появлению судят об изменении погоды. Если снег прошел днем, а вечером поднялся ветер, то возникает низовая пороша. Главные герои произведений пользуются этим фактом для определения погоды. Например, в «Капитанской дочке» барину предлагают вернуться с дороги, потому что поднимается ветер и сметает порошу.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс Это стихотворение было написано в 1835 году. Тютчев тогда работал камергером и жил за границей. Надо заметить, что практически все стихи поэта небольшие по размеру, изящны и имеют глубокий философский смысл. На поэта,
  • Анализ стихотворения Фета Грезы Смерть страшит. После неё – неизвестность, и сколько бы различные люди с различной репутацией не писали про загробную жизнь, всё равно страшен этот переход. Но не для Фета. Стихотворение «Грёзы» — о смерти, но не страшной,
  • Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король Анна (Андреевна) Ахматова – талантливый литературовед и поэтесса, романтическая представительница российского Серебряного века поэзии конца XIX — начала XX веков, переводчица.

Есенин Пороша анализ стихотворения по плану

1. История создания

. Стихотворение «Пороша» относится к раннему периоду творчества Есенина. Поэт включил его в предполагаемый сборник стихов для детей «Зарянка», так и не изданный при жизни Есенина.

2. Жанр стихотворения

— пейзажная лирика.

3. Основная тема

произведения — красота зимнего пейзажа. Во время написания стихотворения Есенин уже два года жил в Москве. Его до сих пор раздражала шумная городская жизнь. В мечтах поэт постоянно уносился в родные, тихие и спокойные края.

Лирический герой совершает прогулку на коне. Картина зимней природы завораживает его. Величавую тишину нарушают лишь звон копыт и крики ворон. Ничто в природе не напоминает о человеческой суете. Постепенно в воображении лирического героя реальность сливается с выдумкой. В памяти пробуждаются воспоминания о сказках, которые Есенин слышал в детстве от бабушки.

«Сказка сна» преображает весь окружающий пейзаж. В такой атмосфере нетрудно поверить в существование волшебства. Обычная сосна представляется в образе женщины, накинувшей на себя «белую косынку». Хотя искривленное дерево скорее напоминает «старушку», которая не может устоять без своей «клюки». Из мира фантазий лирического героя возвращает однообразный стук дятла, сидящего на вершине сосны.

Последнее четверостишие содержит определенные философские мысли молодого поэта. Еще Н. В. Гоголь представлял Россию в образе бешено мчащейся тройки лошадей. Русь традиционно ассоциируется с бескрайними и необъятными полями и лесами («простору много»), которые почти половину года завалены снегами.

Еще один традиционный народный образ — уходящая за горизонт «бесконечная дорога». Даже в наше время в России есть обширные территории, где о человеке напоминает только дорога. Во время длительного путешествия невольно возникают размышления о загадочности русской души. Россия обладает невероятными природными богатствами, но они до сих пор почему-то в полной мере не используются русским человеком.

4. Композиция произведения

последовательная. Четко выделяются четыре строфы.

5. Размер стихотворения

— трех- и четырехстопный хорей; рифмовка перекрестная.

6. Выразительные средства

произведения: эпитеты («серые», «белою», «бесконечная»); метафора («убегает лентой вдаль»), олицетворения («дремлет лес», «подвязалася»), сравнения («словно белою косынкой», «как старушка»). Произведение создает ощущение полного присутствия. Наличие лирического героя обозначено только одним глаголом в начале: «Еду».

7. Главная мысль

стихотворения. Есенин считал, что лучше всего понимают и чувствуют красоту природы дети. В детском сознании между мечтой и действительностью еще не проведена четкая граница. Стихотворение «Пороша» представляет собой яркий пример такого непосредственного восприятия.

Одним из важных моментов в творчестве С. Есенина является природная лирика. Его стихотворения, посвященные красоте окружающего мира, пейзажные зарисовки наполнены неподдельной нежной привязанностью к природе. Есенин умел даже в, казалось бы, неприглядном сельском пейзаже увидеть свою прелесть и очарование. А использование метафор и олицетворения позволяет наполнить произведение своими чувствами. Ниже представлен анализ стихотворения «Пороша» по плану.

Пороша – верная помощница охотников

Что такое пороша? какая бывает пороша?

Снега ждут не только ребятишки зимой. Есть определенный контингент мужчин, ожидающих с нетерпением этот вид осадков. Охотник. Что такое пороша, он знает не понаслышке. Если выпал свежий снежок, значит можно с верностью определить, где и куда пробежал зверь в недавнем времени, и в самый раз брать ружье и отправляться на охоту. По подобным «горячим» следам легко вычислять фазанов, серых и белых куропаток, особенно для этого подходит раннее утро, до того как они успеют перелететь на новую кормежку после ночлега. Для опытного охотника прочитать следы на пороше не составит никакого труда: прошел ли лось, проскакала ли белка, иль снег спрессовал горный козел. Многие годы, проведенные рядом со зверьем, научили читать «белую книгу».

А в городе пороша притрусит пыль, укроет снежным покрывалом дома и улицы, посветлеет у многих во дворе и на душе. Природа. Она всегда для человека преподнесет что-нибудь хорошее. Нужно только научиться ждать.

Происхождение слова

Известно, что на Руси было такое имя. Оно давалось рожденным зимой детям. В исторических хрониках сохранились записи о воеводе Иване Пороше, погибшем в 1530 году во время похода на Казань.

Этимологические словари находят сходство с болгарским, сербским и словацким, украинским и словенским языками.

Что такое пороша? какая бывает пороша?

«Пороша» — это слово, несомненно, славянского происхождения. Корень тот же, что и в словах «порошок», «прах», «порох». С порошком более или менее понятно. А вот «прах» уже не употребляется, как раньше. Разве только в выражении «в пух и прах».

Заглянем в словарь Даля. Он трактует слово «прах» как пыль, перегнившие останки, тлен. Интересно, что слово имеет еще один вариант – порох. Даль подробно описал это слово и вот что оно значит: сыпучее вещество, порохно, пыль.

Позже, когда на Русь пришел порох для оружия, он был не в виде мелкой крупы, а пылеобразный. Его название транслитерировалось как «пудер», похоже на пудру.

Таким образом, пороша – это припудренная снегом земля.

Что такое пороша? какая бывает пороша?

Употребление в литературе

А. С. Пушкин спрашивает слугу в стихотворении «Зима. Что делать нам в деревне…»: «Пороша есть иль нет?». По тому, замело ли вчерашние следы, можно понять, шел ли снег ночью.

М. М. Пришвин употребляет это слово в нескольких рассказах, описывая зимний лес. В лесу почти всегда земля запорошена снегом, поэтому без этого слова не обойтись при описании.

К. Г. Паустовский писал о первой пороше, Д. В. Толстой писал о ней стихами.

Рассказ А. А. Шахова «Первая пороша» — это пример употребления слова охотниками. Про нее пишет и А. И. Куприн, тоже любитель поохотиться.

Родственные слова

Запорошить, запудрить, запылить – это все одно действие. Смысл его – засыпать чем-то мелким, пылеобразным. Что и делает пороша. Значение слова выяснено.

Когда идет снег, он засыпает все кругом, как бы застилает белым покрывалом. Все следы по нему пишутся заново. Может, поэтому синоним пороши – «перенова»? Обновление лица земли.

Еще порошу называют порошницей и зазимьем или зазимком. М. М. Пришвин пишет так: «… на рассвете выпал зазимок». А И. А. Бунин сказал: «уж пал зазимок на поля». Зазимовалось природе.

Это и санный путь по первому снегу, и октябрь-свадебник с первым покровом, и замерека.

Но все-таки самое красивое название – это пороша. Что-то пушистое и белое в этом слове. Нежное и чистое. За это его и любят поэты.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех строф, которых объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет верхом. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет одинокой старушке. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвертой строфе передается уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.

Употребление на охоте

Пороша – это письмо на снегу, оставленное лапами и лапками, хвостами, крыльями и брюшком всяческого зверья. Настоящий следопыт разберет самые запутанные следы.

Что такое пороша? какая бывает пороша?

По первому снегу охотиться хорошо: везде можно пройти и следы хорошо читаются. Так ходят на зайца и на медведя, на лису и на косулю

Легче становится выслеживать кабана, этого осторожного зверя. Лось ложится переваривать пищу, и это видно по следам

Поэтому первая пороша так ценится охотниками.

Теплая пороша долго держит след, и за это тоже в чести у следопытов. Поземка создает плохо читаемую слепую порошу, а большой снег – мертвую. Заяц почти не ходит в такую погоду.

Как видим, охотники часто пользуются этим словом и для них пороша – это охотничий термин.

Пороша с точки зрения охотника

Во время выслеживания добычи ровный снег может помочь или помешать. В первом случае он отчетливо показывает след животного. А если сильно трещит под ногами, то человека будет слышно далеко, и звери успеют попрятаться.

Что такое пороша? какая бывает пороша?

Мелкая, глубокая и мертвая пороша — что это такое для охотника? На мелком снегу передние лапы зайца отпечатываются не глубже, чем на нижнее сочленение. Другими словами, совсем немножко. Глубокая пороша покрывает землю на толщину около 10 см. Соответственно, и проваливается зверь глубже. По мертвой же пороше заяц пробежать совсем не может.

Если выпал неглубокий тающий снег, то охотник отчетливо видит на нем каждый коготь лапы животного. Такая пороша называется теплой печатной. К тому же она не может быть испорчена ветром, поэтому сохраняется долгое время и помогает разыскивать свежие следы на протяжении нескольких дней.

Ко всему прочему, охотники выделяют виды пороши по времени ее выпадения. В этом случае она может быть короткой или длинной. Здесь все упирается не в длительность снегопада, а во время, когда он перестал идти. Если снег прекратился очень рано, то животные успели проложить на нем продолжительные цепочки следов, и пороша будет длинной. В короткой снег прекратился под утро или даже еще продолжает идти. Это значит, что следы оставлены совсем недавно, и, может быть, заяц еще скачет немного впереди.

Виды пороши

Что такое пороша? какая бывает пороша?

Видимость и качество следов во многом зависит от типа пороши. Люди бывалые, часто посещающие зимний лес, а в основном это охотники, рыбаки, любители-следопыты, да и просто жители деревень, живущие «с леса» и регулярно отправляющиеся туда по разным причинам, вплоть для заготовки дров, хорошо знают, что такое пороша, и по виду и типу сразу определят, какой снег выпал. Глубокий и высокий снег называют «мертвой» порошей. По такому снегу и человеку, и крупному животному трудно пройти, а мелкому зверью и подавно – сидят, пережидают, вот и нет следов. На «печатной» пороше, наоборот, следов видимо-невидимо, и все четкие, рельефные. «Жесткую» порошу еще называют «шумящей». Обычно она бывает в морозную погоду – рыхлый снег скрипит под ногами человека и зверя, шум создает. Охотник себя выдает, а дичи – хорошо, слышит заранее о приближении опасности и успевает схорониться. «Низовая» пороша — перенесенный ветром снег с одного участка земли на другой. Соответственно, о том, что такое пороша «верховая» можно легко догадаться — это падающий со снеговых туч осадок. Еще встречается такое понятие, как пороша «теплая». Это значит, выпавший снежок лежит в теплую погоду и уже начинает подтаивать.

Что говорит толковый словарь

Стихотворение С. Есенина «Пороша» не содержит этого слова и никак не проясняет его. Поэт описывает зимнюю дорогу вдоль леса при снегопаде. Попробуем разобраться, какое определяет значение слова «пороша» толковый словарь Брокгауза и Ефрона.

В нем читаем: это выпавший за ночь слой снега, который к утру полон следов охотившихся зверей. Словарь разделяет порошу на разные ее виды:

Что такое пороша? какая бывает пороша?

  1. Верховая (снег спокойно падает сверху), когда погода безветренная.
  2. Низовая, которую еще называют заносной. Она образуется от поземки, когда ветер перегоняет слой снега с места на место.
  3. По величине снежного слоя различают мелкую или глубокую порошу. Ее определяют по следу обуви. Мелкая – не вся ступня проваливается в снег. Глубокая – наоборот. Еще есть очень глубокая, называемая мертвой. По такой пороше не может пройти скот, пастуху нужно пробивать для стада дорогу.
  4. Печатная – следы четко отпечатываются.
  5. Теплая – по весне на тающем снеге.
  6. Мягкая – не скрипят шаги, как в мороз, человек идет тихо.
  7. Жесткая – каждый след сопровождает хруст, скрип или другой звук.
  8. Слепая – без следов вовсе, чистое белое полотно.

Вот какое у слова «пороша» лексическое значение.

Тема

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека

Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать ее

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает ее красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стих о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое ее восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.

Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.

Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.

В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.

Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.

Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.