Поп-музыка

Музыкальный театр.

Развитие музыкального театра связано с такими жанрами популярной музыки, как оперетта и мюзик-холл. Оперетта возникла в середине 19 в. в Париже. Она основывалась не столько на фольклорных, сколько на классических образцах, и часто авторами оперетт являлись академические композиторы. От оперы этот жанр отличается отсутствием эпического размаха, речитативов между ариями (которые заменили на диалоги и монологи), а также порой комическим, сатирическим или злободневным содержанием произведений. Арии из оперетты запоминались гораздо легче, чем классические, – фактически они могли существовать в виде отдельных популярных песен, которые можно было напевать, насвистывать себе под нос.

Жак Оффенбах, основавший в 1855 театр «Буфф-Паризьен» считается одним из главных родоначальников жанра оперетты. Ему принадлежат такие известные произведения, как Прекарасная Елена и Парижская жизнь. Вскоре театры оперетт возникают и в других европейских странах, а в конце 19 в. столицей оперетты становится Вена, где работают такие композиторы, как Ференц Легар, Франц фон Зуппе и Иоганн Штраус-сын (автор знаменитой Летучей мыши). Главными именами английской оперетты были У.Гилберт и А.Салливен, чья популярность вскоре распространилась и на США.

Поп-музыкаПоп-музыка

Другим видом музыкального театра стал в середине 19 в. мюзик-холл. Возникавшие повсеместно музыкальные залы продолжали линию увеселительных парков, только теперь посетители получали возможность смотреть представления, сидя за столиком с едой и выпивкой. Развлекательные программы во Франции получили название «варьете» (то есть «всякая всячина»), и этот термин вскоре широко распространился.

Музыкальные залы оказались очень популярными и прибыльными. Их владельцы начали привлекать профессиональных композиторов-песенников для сочинения программ и музыкальных номеров. В мюзик-холле стали появляться свои «звезды», как в опере и оперетте, только в гораздо большем количестве. Это было уже очень близко к современному состоянию популярной музыки с ее многочисленным и бесконечно обновляющимся запасом «звезд» и «легенд».

Мюзик-холлы вскоре становятся наиболее популярным местом времяпрепровождения горожан-европейцев, местом семейного отдыха. Одним из известнейших музыкальных театров Англии был «Кентерберийский мюзик-холл». Во Франции одним из обязательных элементов музыкальной программы становится водевиль (первоначально так назывались песни долины реки Вир в Нормандии) – «комедия положений», включавшая в себя куплеты, романсы и баллады. Содержание водевилей могло быть весьма резким и эротичным.

Этот термин приживается и в США, где индустрия развлечений развивается не меньшими, а то и большими темпами, чем в Европе.

28-ая улица в Нью-Йорке была сосредоточением музыкальных издательств и своего рода штаб-квартирой американского шоу-бизнеса. Журналист Монро Рознефельд прозвал ее «Аллеей жестяных сковородок» (Tin Pan Ally), из-за грохота и шума, который стоял на этой улице. Это выражение закрепилось, и его часто применяли, когда речь заходила о музыкальном издательском бизнесе США или Англии. В Лондоне тоже была своя «аллея сковородок»: Денмарк-стрит. Централизация музыкального бизнеса в начале 20 в. была еще одним шагом в создании индустрии поп-музыки.

В первых десятилетиях 20 столетия Америка становится законодателем мод в популярной музыке. Рэгтайм, фокстрот, чарлстон, – эти танцы покоряют Европу, а мюзик-холл, вобрав в себя многие черты оперетты, дает жизнь новому популярному жанру: мюзикл.

Джаз в сочетании с фольклорными элементами (кантри), европейскими традициями и установкой на эффектную зрелищность, – вот на этом и строился мюзикл. Особенно свежим было привлечение только что вошедшего в моду джаза.

К середине 20 в. театры мюзикла группируются на нью-йоркском Бродвее, который до сих пор остается главной музыкальной улицей Америки.

Эстрада.

1950-е годы были временем триумфа эстрадной песни в популярной музыке. Во Франции появляются такие новые «звезды» шансона, как Жак Брель и Шарль Азнавур, а в Америке «царит» Фрэнк Синатра. Эстрадная песня Америки сочетает в себе элементы свинга, европейскую и джазовую мелодику. Это мягкая и лирическая музыка. Американский вариант распространяется во многих странах мира, даже во Франции, хотя позиции шансона, эстрадной и авторской песни, основанной на народных традициях, там очень сильны. Кроме того, во французской эстраде, как и в эстраде других стран существует жанр, который можно определить как просто лирическая и мелодичная песня.

В 1960-х во французской музыке появляется много новых имен. Среди них – певец Сальваторе Адамо и певица Мирей Матье. Мирей Матье сравнивают с великой Эдит Пиаф, потрясавшей своим пением Европу в середине 20 в., но музыка Матье гораздо мягче, и в ней нет той степени боли и отчаяния, которая выносит Пиаф за пределы развлекательного искусства.

В 1970-х всемирную известность получает испанский певец Хулио Иглесиас. В юности он мечтал о карьере футболиста, но получив серьезную травму, которая не позволила ему продолжать заниматься футболом, решил попробовать себя в эстрадной песне. Так он стал одним из популярнейших в мире исполнителей. Одна из особенностей Х.Иглесиаса заключается в том, что он исполняет песни не только на испанском и английском, но и на многих других языках мира.

Хип-хоп.

Реакцией на диско стал стиль хип-хоп (hip-hop), созданный ди-джеями черных нью-йоркских дискотек, которые не могли смириться с тем, как быстро деградировала популярная музыка в эпоху диско-истерии. Вскоре с хип-хопом соединилась традиция импровизированной уличной поэзии афроамериканских городских гетто (а также элементы ямайского стиля калипсо), и в середине1980-х оформилось доминирующее направление современной черной музыки, которое называют рэп (rap, речитатив) или хип-хоп. Волна хип-хопа вернула к популярности и фанк-музыку, ибо именно фанк лежит в основе этого нового афроамериканского жанра.

Другой реакцией на диско стало появление альтернативных танцевальных стилей, и среди них наиболее известен эйсид-хаус (Acid House) – совмещение психоделической культуры 1960-х и танцевального ритма.

Характеристики

Музыкальные критики выделяют следующие критерии поп-музыки как музыкального жанра.

Песни строятся по консервативной схеме куплет+припев. От поп-песни требуются простые, лёгкие для восприятия мелодии. Основной инструмент в поп-музыке — человеческий голос. Аккомпанементу уделяется второстепенная роль: аккомпанирующие поп-музыканты не играют соло и чаще всего не являются ни авторами песен, ни лидерами групп. Важную роль в поп-музыке играет ритмическая структура: многие поп-песни пишутся для танцев и имеют чёткий, неизменный бит.

Основная музыкальная единица в поп-музыке — отдельная песня или сингл. Средняя длина песни, как правило, бывает от 2 до 4 минут, что соответствует радио-дружественному формату. Продолжительные композиции с обширными инструментальными партиями практически не встречаются, как и концептуальные альбомы.

Майкл Джексон — самый успешный певец поп-музыки[источник не указан 156 дней]. Получил прозвище «король поп-музыки»

Мадонна — самая успешная певица в поп-музыке. Получила прозвище «королева поп-музыки»

Бритни Спирс — «принцесса поп-музыки»

Тексты в поп-песнях, как правило, посвящены личным переживаниям, эмоциям: любви, грусти, радости. Большое значение имеет также визуальное представление песен: концертное шоу и видеоклипы. Поэтому многие поп-исполнители имеют экстравагантный имидж. В группу поп-исполнителя часто входят танцоры, статисты и прочие люди, не задействованные в исполнении музыки, но играющие важную роль на концертах.

Несмотря на долгую и бурную историю, поп консервативен. Он имеет тенденцию отражать текущую музыкальную конъюнктуру, а не прогрессивные направления. Это связано с тем, что издатели, как правило, не настроены на коммерческий риск и благоволят исполнителям в проверенных жанрах. В связи с этим поп ориентирован на абстрактную среднюю аудиторию, а не субкультуру фанатов.

Жанры

  • Эстрада — развлекательная музыка 1940-Х, 1950-х и 1960-х (Бинг Кросби, Фрэнк Синатра, Барбра Стрейзанд, Том Джонс). Этот жанр построен на актёрском исполнении широко известных шлягеров (так называемые «поп-стандарты», традиционный поп-репертуар) и рассчитан на возрастную публику. Британская эстрада называлась «мюзик-холл». Несмотря на падение популярности жанра, до сих пор ежегодно вручается премия «Грэмми» за новые записи в этой стилистике.
  • Ритм-н-блюз — различные направления афроамериканской музыки, в частности, соул и фанк, а также гибриды между ними. У истоков стояли Рэй Чарльз, Сэм Кук, Джеймс Браун. Лёгкую коммерческую разновидность ритм-н-блюза в 1960-е культивировали Motown Records и продюсер Фил Спектор. В 1970-е гг. произошла серьёзная стилистическая трансформация этого направления (Стиви Уандер, Марвин Гей, Кёртис Мэйфилд); она привела к рождению танцевальной музыки диско.
  • Рок-н-ролл — первоначально утяжелённая, динамичная разновидность ритм-н-блюза (Чак Берри, Литл Ричард), которая была со временем адаптирована под вкусы белой публики под названием «рокабилли» (Элвис Пресли, Рой Орбисон). На протяжении 1960-х годов формировался жанр поп-рока — облегчённый, мелодичный рок (Beach Boys, Элтон Джон). С другой стороны, происходило сращение рока с фолк-музыкой, получившее название фолк-рока. Дальнейшее развитие этой музыки обсуждается в статье рок-музыка.
  • Изобретение и начало развития электронной музыки (к которому причастны Kraftwerk, Брайан Ино, Depeche Mode) существенно повлияло на поп-культуру 1970-х, открыв по сути новую музыкальную Вселенную. Позже появившиеся поджанры электронной музыки (техно, хаус) снова стали пересекаться с рок-музыкой (Happy Mondays, Prodigy), возникли новые жанры на стыке с танцевальной (eurodance).
  • В середине 1970-х годов возникает особый поджанр поп(улярной-)музыки — диско, развившее на основе фанка, ритм-н-блюза, традиционной поп-музыки особый саунд и ритм. С этим направлением связаны одни из лучших поп-групп в истории музыки — ABBA и Bee Gees. В конце 70-х/80-е возникли новые формы — hi-energy, итало и евро-диско (Modern talking, Bad boys blue, CC Catch, Sandra, Gazebo).
  • В конце 50-х — начале 60-х годов на Ямайке появился стиль ска, который позже стал популярен в Англии. Наиболее известные ска-группы: The Skatalites, The Ethiopians, Byron Lee & The Dragonaires. От него произошёл другой стиль рокстеди, а в 80-х появился стиль 2 Tone, смешавший ска и панк-рок.
  • В 1968 году на Ямайке появился регги (иногда пишется как «рэгги» или «реггей»), отличавшийся от ска и рокстеди более жёстким ритмом (удар бочки и «римшот» на слабую долю каждого такта). Первые направления регги: ранний регги и скинхед-регги, их играли Лорел Эйткен, Judge Dread, Дезмонд Деккер. Самым известным и популярным стал стиль рутс-регги, который играли группы Abyssinians, Burning Spear, Culture и один из самых известных регги-музыкантов — Боб Марли.
  • В начале 70-х гг. ямайский звукорежиссёр Кинг Табби создал особую форму микширования, ставшую крупным поджанром регги — даб. Даб основывался на мощной басовой линии и сильном эффекте эха. Даб стал фактически первым в истории примером ремикса. Крупнейшим представителем даба стал Ли «Скрэтч» Перри, также жанр представляли Mad Professor, Augustus Pablo, Кейт Хадсон. Даб оказал исключительное влияние на последующее развитие поп-музыки.
  • На рубеже 1980-х появляется хип-хоп — афроамериканское музыкальное движение, состоящее из рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами), наложенного на фанк-ритм, который задаётся диджеем при помощи таких приёмов, как программирование на драм-машине, семплирование (использование фрагментов чужих композиций, особенно партий баса и синтезаторов), манипуляции с виниловыми пластинками и иногда «битбоксинг» (вокальная имитация ритма драм-машины).
  • В начале 1980-х годов от панк-метала откалывается такое музыкальное течение, как кор. Он перенял черты почти всех вышеперечисленных жанров, сочетая их с металлической основой. Родоначальником направления являются группы Fugazi, Converge и другие.
  • Поп-музыка (Попса). Происходит от Традиционной поп-музыки и др. жанров. Появилась в середине 1950-х гг. на Западе.

Основные черты поп-музыки

По мнению Фрита (Frith), поп-музыка ориентирована на привлечение широкой аудитории, а не конкретной субкультуры или идеологии, и акцент в ней делается на ремесленничестве, а не на официальном «художественном» качестве музыки. Музыковед Тимоти Уорнер (Timothy Warner ) отметил, что, как правило, основной акцент делается на записи, производстве и технологии, а не на живом исполнении, на стремлении отражать существующие тенденции, а не прогрессивные разработки; поп-музыка призвана поощрять танцы или использовать ритмы, ориентированные на танцевальные движения.

Основной формой поп-музыки является песня, которая обычно длится от двух с половиной до трех с половиной минут, как правило, характеризуется единообразным и четким ритмом, популярным стилем и простой традиционной структурой. Наиболее распространенными являются следующие песенные формы: структура «куплет-припев» и 32-тактовая форма, с акцентом на мелодии и запоминающихся хуках; припев мелодически, ритмически и гармонически контрастирует с куплетом песни. Ритм и мелодии, как правило, простые, с ограниченным гармоническим сопровождением. Тексты  современных поп-песен обычно посвящены простым темам — часто  это любовь и романтические отношения, хотя бывают заметные исключения.

Благозвучность
и аккордовые последовательности в поп-музыке часто заимствуются из «классической европейской тональности, только используются более упрощенные варианты». Клише включают в себя банальные гармонии в квартетном стиле (например, II — V — I) и гармонии, на которые оказал влияние блюзовый звукоряд. С середины 1950-х годов и до конца 1970-х годов наблюдалось ослабление влияния традиционных взглядов на квинтовый круг, включая меньшее господство доминанты.

ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА 20 – НАЧАЛА 21 ВВ.

Большинством направлений популярной музыки 20 и начала 21 в. мы обязаны Новому Свету. Этот бурно развивавшийся континент оказался невероятно богатым в музыкальном отношении – прежде всего за счет пестрого смешения множества народов и культур. Западноевропейская, средиземноморская, африканская, индейская культуры и даже культура юго-востока Азии соединялись и переплетались, образуя новые удивительные стили.

Латинская Америка дала миру танго, самбу, босса-нову, Карибский бассейн – калипсо, ска и рэгги, Северная Америка – блюз, рэгтайм, джаз, рок-н-роллл и т.д. У всех этих направлений была одна общая черта: они родились в «простонародье», бедных слоях общества, и высшие сословия первое время смотрели на эту музыку с презрением, называя ее вульгарной, – привычное обвинение популярной музыки. Но проходило немного времени, и музыка простых людей и бедных кварталов покоряла буквально всех, сметая сословные границы. Характерный пример – история танго. Этот танец, считавшийся в начале 20 в. слишком грубым и чувственным, через некоторое время стал рассматриваться как высокое искусство.

Латиноамериканская популярная музыка основывалась на африканских и средиземноморских ритмах и была очень пестрой в своей мелодике: тут были элементы и французских баллад, и фольклора Пиренейского региона, и африканские, и индейские мелодические линии. В Латинской Америке потомки вывезенных из Африки рабов, местного индейского населения и европейских завоевателей часто смешивались между собой, образуя уникальный этнический сплав. В Северной Америке нравы были жестче, и рабовладельцы старались искоренить всякие африканские традиции в среде рабов. Но музыка выжила, хотя и заметно трансформировалась на Американской земле.

Характеристики

Праведные братья — «Вы потеряли это чувство любви» (1965)

По состоянию на 2011 год » You’ve Lost That Lovin ‘Feelin’ » считается самой часто исполняемой песней в истории американского радио. Музыкальные писатели Ник Логан и Боб Воффинден описывают его как « непревзойденный поп-альбом».

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

По словам Фрита, характеристики поп-музыки включают стремление привлечь внимание широкой аудитории, а не конкретной субкультуры или идеологии, и упор на мастерство, а не на формальные «художественные» качества. Музыкальный ученый Тимоти Уорнер сказал, что обычно акцент делается на запись, продюсирование и технологии, а не на живые выступления; тенденция отражать существующие тенденции, а не прогрессивные разработки ; и направлен на поощрение танцев или использует танцевальные ритмы.. Основным средством поп-музыки является песня, часто продолжительностью от двух с половиной до трех с половиной минут, обычно отмеченная последовательным и заметным ритмическим элементом , основным стилем и простой традиционной структурой

Структура многих популярных песен состоит из куплета и припева, при этом припев является частью трека, который предназначен для того, чтобы застрять в ухе посредством простого повторения как в музыкальном, так и в лирическом плане. Припев часто находится там, где музыка приближается, и ему часто предшествует «падение», когда «выпадают» базовая и барабанная партии. Распространенные варианты включают форму куплета-припева и форму с тридцатидвухтактным акцентом, с акцентом на мелодии и запоминающиеся зацепки , а также припев, который мелодически, ритмично и гармонично контрастирует со стихом. Бит и мелодии обычно простые, с ограниченным гармоническим аккомпанементом. Лирика современных поп-песен обычно сосредоточена на простых темах — часто любви и романтических отношениях — хотя бывают заметные исключения.

Основным средством поп-музыки является песня, часто продолжительностью от двух с половиной до трех с половиной минут, обычно отмеченная последовательным и заметным ритмическим элементом , основным стилем и простой традиционной структурой . Структура многих популярных песен состоит из куплета и припева, при этом припев является частью трека, который предназначен для того, чтобы застрять в ухе посредством простого повторения как в музыкальном, так и в лирическом плане. Припев часто находится там, где музыка приближается, и ему часто предшествует «падение», когда «выпадают» базовая и барабанная партии. Распространенные варианты включают форму куплета-припева и форму с тридцатидвухтактным акцентом, с акцентом на мелодии и запоминающиеся зацепки , а также припев, который мелодически, ритмично и гармонично контрастирует со стихом . Бит и мелодии обычно простые, с ограниченным гармоническим аккомпанементом. Лирика современных поп-песен обычно сосредоточена на простых темах — часто любви и романтических отношениях — хотя бывают заметные исключения.

Гармония и последовательность аккордов в поп-музыке часто являются « тональностями классической европейской музыки , только более простодушными». Клише включают гармонию в стиле квартета в парикмахерской (т.е. II — V — I) и гармонию с влиянием гаммы блюза. В период с середины 1950-х до конца 1970-х годов влияние традиционных взглядов на круг пятых уменьшилось , в том числе меньшее преобладание доминирующей функции .

Черты поп-индустрии

Для поп-индустрии характерно стремительное приобретение популярности и прибыли – это, можно сказать, ее ключевая и основная цель. Из нее уже следует типичная для попсы творческая незамысловатость, тривиальность, доступная развлекательность, непринципиальность, замещение уникальности и таланта певца неестественно сформированным образом «звезды», бездумная взаимозаменяемость.

Попса никак не сопряжена с морально-нравственными мерилами, если существует шанс приобрести мгновенный заработок без какой-либо угрозы. Говоря другими словами, чем больше человек готов пожертвовать ради быстрой популярности и прибыли, тем в большей степени он является «попсовым»

Очень важно, что слова «попсовость» и «бездарность» не равнозначные, а лишь нередко сочетающиеся

Советская и российская эстрада 1980–1990 годы.

В 1980-х советскую эстраду украшают имена Валерия Леонтьева, Анне Вески, Яака Йоллы, Евгения Мартынова, Валентины Легкоступовой, Александра Малинина, Александра Серова, Владимира Кузьмина, Лаймы Вайкуле, Ирины Понаровской, Ларисы Долиной. ВИА «Земляне» покоряют слушателей своей песней Трава у дома.

«Перестройка» конца 1980-х вносит изменения и в эстрадную музыку. Появляются имена Игоря Талькова, Олега Газманова, группы «Любэ», «Кар-мен». В начале 1990-х скандального успеха добивается коллектив «Мальчишник», из которого вышел известный ныне Дельфин. Богдан Титомир, покинув «Кар-мен», также становится одной из заметных фигур российский поп-музыки начала 1990-х гг. Успех имеет и группа «На-На» под руководством Барри Алибасова, в прошлом участника группы «Интеграл».

Во второй половине 1990-х начинается деятельность таких популярных на территории СНГ коллективов, как «Иванушки International» и «Руки вверх». Филипп Киркоров собирает многотысячные концертные залы.

К началу 21 в. российский шоу-бизнес стал весьма мощной структурой: множество звукозаписывающих фирм, два крупных музыкальных телеканала (МТВ и Муз-ТВ), определенная система рекламы и распространения. Количество имен исполнителей, на короткое время возникающих на телеэкранах, неизменно увеличивается, растет и уровень внешнего качества музыкальной продукции при достаточно невысоком уровне содержательной части.

Факторы, способствующие популярности поп-музыки

Что же влияет на популярность поп-направления? Во-первых, регулярно по всему миру устраиваются различные конкурсы и фестивали, где определяются самые лучшие артисты. Среди самых авторитетных конкурсов выделяется премия «Грэмми». Ежегодно вся европейская часть населения наблюдает за конкурсом «Евровидение», где голоса за того или иного исполнителя отдают не только зрители, но и жюри.

Еще одним способом отслеживания популярности артистов является подсчет проданных компакт-дисков. Специалисты отслеживают, насколько песни тех или иных исполнителей воспринимаются по радио или в Интернете. Все статистические данные заносятся в списки. Самым крупным музыкальным списком в мире является Biilboard Hot 100 в Америке.

Многие группы и певцы продвигаются с помощью рекламы. Рекламные ролики крутят по телевидению, радио, в Интернете. Новым носителем и инструментом рекламы стал современный мобильный телефон.

Поп-музыка

Поп-музыка vs попса

Есть такой термин, как поп-музыка. В широком смысле он указывает на любую музыку, кроме классической, джазовой и фольклора. В узком же значении подобным словом обозначают эстраду, иначе говоря, известную музыку в сочетании с обыкновенным вокалом, не враждебную и, как правило, танцевальную или лиричную. Это песни, которые можно услышать по радио.

Поп-музыка

Попса — это никакой не термин. Это сленговое слово, которое обозначает поп-музыку в очень узком смысле и нередко выражает отрицательную оценку человека к подобному «искусству».

Что касается негативного смысла, то распространенный перечень минусов обычно выражается в незатейливости, отсутствии глубины, невысоком уровне исполнения и, что любопытно, чрезмерной популярности. Проще говоря, попса — это то, что не достигает музыкального эталона в понимании некоторых людей. Таким образом, попсой порой называют любую музыку, если таковая является простой, не производящей никакого впечатления

Нужно лишь принять во внимание тот факт, что музыка (попса в частности) всегда воспринимается людьми по-разному

Поп-музыка

Предположим, почитатели творчества группы «Пинк Флойд» вполне способны назвать певицу Леди Гагу «попсовой» по той причине, что она тривиальна. Другими словами, песни попсы часто имеют незатейливый текст, простенькие аранжировки, легко запоминаются, а мотивчик «преследует» целый день. Более серьёзные исполнители и группы с мировым именем («Пинк Флойд», «Дип Пёрпл», «Битлз», Владимир Высоцкий и многие другие) создают действительно «сильные» вещи, которые актуальны в любое время. Попса — это то, что имеет значение только сегодня. Через время такая музыка не вызывает интереса даже у тех людей, которые слушали её только потому, что она была на пике популярности.

Поп-музыка