Понёва

Виды украшений

По традиции украшать было принято подолы поневы, швы прошв, края разрезов и т.д. Для этого использовались вышивки, кумачовые ленты, различного характера нашивки, ромбы. В плане украшения также присутствуют различия в зависимости от местности.

Так, в Воронеже поневы украшали яркой вышивкой оранжевого цвета из шерстяной нити. К ней также добавлялись разные блестки, розетки. А понева, в которой применялся петельчатый шов красными нитками, называлась «потринитка». После такой обработки ткань юбки была похожа на мех.

Различия в декорации и цветовой подборке понев определялись не только принадлежностью к той или иной области, но и ее назначением. Самый красивой поневой, естественно, считалась свадебная, к созданию привлекалось несколько человек.

Чем еще интересна понева?

Поклонники фильмов об истории Европы и исторических романов знают о «килте» – национальном наряде шотландских мужчин, кроме того, о том, что раньше определяли по характеру и цвету клеток килты, к какому клану принадлежал человек.

Но при этом мало кто знает, что и в нашей стране в начале двадцатого века по клеткам поневы можно было выявить уезд, губернию, а также деревню, откуда родом женщина.

Археологические находки подтверждают и данные этнографов. Данная традиция идет из глубины веков. Например, женщины племени вятичей, которое когда-то занимало Орловскую, Калужскую, Тамбовскую и Рязанскую области, предпочитали клетчатые синие поневы. А вот западнее клетки ее были уже красными.

На границе Тульской и Рязанской губерний понева – это юбка красного цвета. По ней пропущены чёрные и белые нити.

Понёва

На севере Рязанской губернии понева – это юбка тёмно-синих или чёрных оттенков с клетками из белых и цветных нитей.

А около Касимова были актуальны красные юбки в клетку синего цвета.

Число же украшений, цвет вышивки и узор на наряде всегда говорили о достатке, детях хозяйки, а также о ее возрасте. То есть просто посмотрел на наряд, и сразу стало понятно, какой человек перед тобой стоит. Это отличительная черта русской одежды.

Распашные поневы

Распашные поневы в народе называли «растополками» или «разнополками». Были и «глухие», сшитые полностью наподобие юбки. К трем традиционным полотнищам в этом случае добавлялось 4-е – «прошва». Делали его из другой материи, при этом оно было короче, и его надставляли снизу «подподольником» из части ткани, из которой делали остальные. Получалось внешне что-то вроде передничка.

Прошву украшали вышивкой, характер которой зависел от лет женщины – конечно, самые нарядные носили молодицы и незамужние девушки, пожилые же ограничивались полоской яркой тесьмы, расположенной по крайней части подола. При этом белая с черной вышивкой прошва была признаком траурного, «горемычного» наряда.

Поневы с прошвой — это, видимо, явление более позднее. Крестьянки, собираясь в город, распашную поневу распускали, поскольку было зазорным в городе ходить в подоткнутой юбке.

Интересные факты

Но чем же интересна понева? Что это такое, вы уже представляете. Поэтому вам наверняка будет интересно узнать о таком предмете одежды еще немного полезной информации.

Каждый хоть раз в своей жизни слышал о национальной шотландской юбке – килте. Так вот наша понева – это как килт в Шотландии. Клетки ее говорили о месте, откуда приехала женщина: о губернии, уезде или деревне. Так, основным цветом понев, хозяйками которых были жительницы границы Рязанской и Тульской губерний, был красный, а линии, разделяющие ткань на клетки, делались белыми и черными. На территориях, находящихся на севере Рязанской губернии, носили темно-синие или черные поневы, с вышивкой из белых или цветных нитей. Узоры и орнаменты вышивались не просто так. Они рассказывали о человеке очень многое. Так, по цвету вышивки и по орнаменту, изображенному на поневе, можно было узнать, сколько у хозяйки и детей, и даже ее возраст!

Понёва

Именно воронежские поневы очень знамениты своими расписными узорами. Они вышивались яркими нитками, украшались различными блестками и необычными швами.

Помимо орнаментов, ещё и яргами украшалась понева. Что это за декоративные элементы? Это некий символ солнца, бога Ярилы. Ярг на подоле юбки могло быть от одного до одиннадцати. Каждому празднику соответствовало определенное их количество. Самую нарядную юбку одиннадцати ярг девушка надевала на важнейшее событие в жизни – свадьбу. Ближе к старости носили поневу, на которой было лишь такое обозначение.

Понёва

Во времена древних славян даже существовал обряд, который заключался в надевании поневы девушками, готовыми к сватанию. После того как девушка вышла замуж, она не имела права снимать такую юбку вплоть до самой смерти.

Такая весьма удобная вещь, как понева, просуществовала вплоть до 20 века. Через некоторое время её стали считать элементом крестьянской одежды, и городские девушки отказались от такой своеобразной юбки. Образ деревенской барышни больше не привлекал городских особ. Об этом нам говорят источники, в которых описывается повседневный быт крестьян. Но несмотря на это, поневу не исключили из ряда традиционных русских одеяний, которые будет хранить история на протяжении долгих лет.

Сохраняя традиции наших предков годами, мы отдаем дань уважения и памяти нашей истории. Быть может, кто-то посчитает необязательным интересоваться бытом своих предков, но и лишними такие знания точно никогда не будут.

Понева своими руками

В прошлом каждая женщина знала, как сшить поневу, выкройка ей для этого не требовалась. Действительно, какая может быть выкройка у обычного прямоугольного, пусть и составного, полотнища? Единственная, да и то небольшая хитрость – вставить поясок-гашник в верхнюю часть юбки. Получалась своеобразная вздержка.

Такие пояски можно сделать кручеными из шерстяных или льняных ниток в виде шнура или из тонкой тесьмы, украшенной кистями.

Если все же не понятно, как кроится понева, фото поможет в этом разобраться. На нем показаны выкройки двух видов юбок: с прошвой и простой распашной. В первом случае косыми крестами обозначена прошва, а по линии штриха вставлялся пояс-гашник.

ПонёваДля украшения поневы подойдет и вышивка, и бисер, и обязательно тесьма или кружево, хоть оно раньше в таких юбках использовалось редко: для крестьян это было слишком дорого, а свое кружево плели не везде.

Несмотря на то, что понева была преимущественно повседневной одеждой, она выполняла и эстетические функции. Разнообразная вышивка, узорное полотно и яркие сочетания красного, синего, белого и зеленого цветов делали эту юбку настоящим произведением декоративно-прикладного искусства.

Что такое понева

Правильное звучание этого слова «понёва», а в некоторых местностях говорили и «понява». Происхождение его сейчас уже забылось. Но большинство историков и лингвистов считают, что понева — это полотнище, кусок ткани, пелена, и когда-то так называли не одежду, а материю. Хотя есть и другая трактовка, которая возводит название «понева» к слову «невеста», точнее, «поневеста». Возможно, именно данная точка зрения верна, так как эта распашная юбка надевалась замужними женщинами или просватанными девушками. Носилась она поверх нижней рубахи и имела длину до щиколоток, а иногда до икр, чтобы продемонстрировать вышивку на нижней рубашке.

Ткань

Ткань изготавливалась на специальном станке, имевшем ширину около 35 см. Следовательно, в основном состояла понева из трех полотнищ. Надевать ее нужно было поверх рубахи, после чего следовало обернуть вокруг бедер гашником – шнуром из шерсти. Таким образом юбка укреплялась. Интересно, что то, как носили юбку, существенно отличалось в разных регионах. Иногда на нее надевали передник или фартук. Понева в зависимости от кроя могла быть «глухой» или «открытой». Первые – не распахивались, в то время как вторые делали это легко.

Понёва

Как уже говорилось, русская понева имела несколько видов. Одним из них считалась юбка с прошвой – добавочный кусок, но уже остальных по ширине. Его нашивали с передней или боковой стороны. Прошва могла быть изначальной деталью, при этом она отличалась в любом случае по узору или ткани. Хотя понева с таким элементом гораздо позднее появилась. Между прочим, по прошве также можно было определить какие-то детали. Она являлась неким опознавательным знаком. Так, белая прошва с тонкой вышивкой говорила о том, что женщина горюет из-за чьей-то смерти.

Несшитая понева изготавливалась из 4 частей. При этом 3 были клетчатой расцветки, а из одноцветной шерсти изготавливалась прошва. Детали с помощью шнура-вздержки соединяли. Место, в котором была прошва, оформляли тканью с орнаментом или вышивкой.

Важна была также расцветка поневы. В основном она зависела от региона. Хотя теперь принадлежность сложно четко установить.

Знаки и символы

В прошлом жизнь людей была наполнена разнообразной символикой. Важные для человека сакральные знаки наносились на утварь, вырезались на причелинах домов, вышивались на рушниках. По украшениям, оберегам и амулетам можно было понять социальный статус человека, его принадлежность к роду, семейное положение и даже возраст.

Не менее символичен и традиционный костюм. Понева — это важная часть женской одежды, она украшалась символами жизни и плодородия, солярными знаками и растительным орнаментом.

Сам материал для поневы обязательно имел рисунок – клетку разных цветов. Пересечение вертикальных и горизонтальных полос, образующее квадраты или ромбы – это древнейший земледельческий символ плодородия, знак засеянного поля. Его чаще всего можно видеть в украшениях и вышивке женской одежды.Понёва

Понева богато украшалась тесьмой. Она пришивалась по подолу и боковинам иногда в несколько рядов. На ней вышивался растительный орнамент и солярные знаки в виде крестов, коловоротов и птиц. Иногда тесьма делалась из браного полотна, то есть тканого с узорами. Она была предметом гордости, ведь все делалось своими руками.

Пожилые женщины спарывали со своих понев разноцветную тесьму, оставляя одну узкую полоску.

Виды понев

Юбки были двух видов: праздничные и повседневные. Последние изготавливались из грубой шерсти. Модели были достаточно короткими и имели немного украшений и узоров. Первые же являлись целым искусством! Для них брали качественную, дорогую шерсть. Для различных праздников она была длинной, обшитой тесьмой или кружевами, шнурами, усыпанной блестками.

При этом все эти элементы располагались не хаотично. Они размещались по вертикали и горизонтали строгими полосками (в местах стыков ткани). У молоденьких женщин юбки были самые яркие и расшитые. Ну и, соответственно, если возникает вопрос «что надевали поверх поневы?», то ответ на него один – ничего! Юбка сама являлась украшением для женщин.

Понева не была обычной одеждой. Целым обрядом сопровождалось одно ее надевание! А какие узоры, цвета, украшения, особенности ткани! В свое время понева была «опознавательным» знаком: по ней определяли, стала ли девочка взрослой, она сосватана или замужем уже. В то время женщины отличались огромной скромностью, чтобы говорить открыто о своем желании найти мужа.

Шьём поневу

Если вы любительница оригинальных вещей и вам по душе образ деревенской девушки, то вы можете сшить себе поневу.

Самая простая юбка, которая только может быть, – это понева. Что это такое? Фактически это 3 полотна, нанизанные на один пояс.

В чем плюсы поневы? Их много. Это и экономия ткани, и универсальный размер, и самое главное – простота пошива!

Понёва

Итак, для того чтобы сшить поневу, вам понадобятся 2 вида ткани. Одна – клетчатая, она будет основной. А другую вы можете выбрать на свой вкус, например, использовать шерсть, а можете и вовсе не обойтись без нее. Длину изделия вы выбираете сами, но учтите, что такая юбка должна быть до пола. Выкройки понев очень просты. Вам нужно вырезать клинья и просто собрать их вместе

Такая юбка будет креативным решением и точно привлечет внимание городских жителей!

Всю жизнь без понёвы

А вот вековухи – те девушки, которые по каким-то причинам замуж не выходили, были, пожалуй, единственными, кому никогда не разрешалось носить понёву. Всю жизнь они были обязаны ходить в рубахе, надевая поверх ее подол (девичью юбку) или запон (разновидность фартука).

Из-за отказа от мирской одежды и обета безбрачия носить понёву не могли и монашки. Облачение в монашеские черные одежды становилось символическим наложением венца, отказом от супружества земного, знаком сохранения девичества. Христовым невестам недозволительно было пользоваться атрибутом, ассоциирующимся с главным предназначением мирской женщины – замужеством и рождением ребенка.

Каждой невесте – по понёве

Обычно совершеннолетняя девушка быстро выходила замуж, поэтому понёва во многих этнографических исследованиях ассоциируется со свадебной одеждой. Советский этнограф Борис Куфтин в монографии «Материальная культура русской мещеры» пишет, что в большинстве областей понёва являлась частью венчального наряда и носить ее до вступления в брак запрещалось. Обряд надевания венчальной понёвы в большинстве русских регионов был схож с тем, который проводили при совершеннолетии. Отличие заключалось лишь в том, что «заскочить» в понёву предлагали девушке ее крестные, а не мать. После удачного «заскока» невеста была готова идти под венец.

Впрочем, у Куфтина можно найти и другие свидетельства. В некоторых селах на правом берегу Оки венчались без понёвы, а надеть ее позволялось только после выхода из церкви.

ПОНЁВА

  По мнению историков славянских языков, слово «понёва» (или «понява») первоначально означало «кусок ткани», «полотенце», «пелена», «завеса». Некоторые авторы полагают, что древние славяне называли так не само одеяние, а материю, из которой его делали, – разновидность полушерстяной ткани, как правило, клетчатого рисунка.

Однако большинство историков и этнографов именно этим словом обозначают набедренную одежду, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию. Недаром ещё недавно в русском языке существовало особое выражение о наступлении физического взросления девочки – «рубаху сняла». Видимо, первоначально имелась в виду замена детской рубашонки взрослой одеждой, понёвой. Когда же древний обряд стал забываться, понёва кое-где превратилась в принадлежность просватанной, а то и замужней. Языковеды возводят это слово к древнерусским глаголам со значением «натягивать», «надевать».

  По всей вероятности, древнейшие понёвы первоначально представляли собой три несшитых полотнища, скреплявшиеся на талии пояском. Затем их стали сшивать, оставляя один разрез – спереди или на боку. В таком виде удобные, нарядные, тёплые понёвы дожили в иных деревнях до нашего века. Были они такой же длины, как и рубаха, – до щиколоток или до икр, смотря как было принято в той или иной местности. Во время работы углы понёвы можно было подвернуть и засунуть за пояс. Это называлось – носить понёву «кульком». Подворачивали понёвы и на праздниках – с целью показать богато вышитый подол рубахи.

Понёва1. Крестьянка в "глухой" поневе, сшитой наподобие юбки и украшенной вышивкой. XIX век.
2. Крестьянка в "разнополке" ("растополке") с разрезом на боку. XIX век.
3. Крестьянка в поневе, подобранной "кульком". XIX век

  В народе распашные (имеющие разрез) понёвы именовали «разнополками» или «растополками». Существовали и «глухие», полностью сшитые наподобие юбки. В этом случае к трём традиционным полотнищам добавлялось четвёртое – «прошва». Его делали из другой материи, оно делалось короче, и снизу его надставляли «подподольником» из куска той ткани, из которой кроились остальные. Внешне получалось нечто вроде передничка. Прошву (и вообще всю понёву) украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины – самые нарядные носили, конечно, незамужние девушки и молодицы, пожилые ограничивались полоской цветной тесьмы по краю подола. Белая с белой же вышивкой прошва считалась верным признаком «горемычного», траурного наряда.

ПонёваТипы вышивок на поневах.
Орловская губерния. Конец XIX – начало XX века

  Все, кто читал исторические романы, знает о «килте» – мужской юбке горцев Шотландии – и о том, что по характеру и цвету его клеток знатоки умели точно определить, к какой родовой общине (клану) принадлежал одетый в килт человек. Но далеко не всем известно, что и в России ещё в начале ХХ века по клеткам крестьянской понёвы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала женщина. Так, на севере Рязанской губернии носили чёрные или тёмно-синие понёвы с клетками из белых и цветных нитей. На границе Тульской и Рязанской губерний фон понёвы был красным с пропущенными по нему чёрными и белыми нитями. А возле города Касимова преобладали красные понёвы в синюю клетку. Археологические находки подтвердили, что эта традиция действительно тянется в глубины веков – к древним славянам. Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Рязанскую, Тамбовскую, Орловскую, Калужскую области, предпочитали синие клетчатые понёвы. Западнее, на территории племени радимичей, клетки понёвы были красными.

  А вот близкие соседи славян – скандинавы, финно-угры и балты – предпочитали совсем другой вид женской одежды. У них она состояла из двух полотнищ – сзади и спереди, – соединённых поверх рубахи наплечными лямками, часто на пряжках. Учёные пишут, что эта одежда оказала определённое влияние на русский костюм: под её воздействием к середине или концу ХIV века появилось то, что мы называем теперь «сарафаном». Только вот именовали его тогда по-другому – «саян», «ферязь», «шушун» и так далее. А «сарафаном» до ХVII века называлась… МУЖСКАЯ длинная верхняя распашная одежда. На женское платье это слово перешло потом.

автор статьи М. Семенова

До совершеннолетия нельзя

Лишь совсем маленьким девочкам запрещалось носить понёву. Они ходили в подпоясанной красным пояском холщовой рубахе. Но как только подходило время половой зрелости (в разных областях оно различалось: где-то 12-13 лет, а где-то 16-18), наступал черед понёвы, которую надевали первый раз в ходе особого обряда.

Вот что А. Глаголев в своих «Записках» пишет про обряд, проводимый в 1823 году в Тульской области. В присутствии всей родни в день именин девочку ставили на лавку, и она ходила по ней взад-вперед. Мать следует за ней с распахнутой понёвой, уговаривая дочь «вскочить» в нее. Девочка в угоду традиции долго отказывается, а затем «запрыгивает» в долгожданный наряд. С этого момента ее разрешается сватать, так как ношение понёвы символизирует половую зрелость и готовность к деторождению. Обряд «загона в поньку» могли проводить и старшие братья девочки: надевали на нее понёву в день совершеннолетия.

Использование понёвы с наступлением совершеннолетия имело и практическую цель: плотная юбка помогала скрывать то, что периодически случалось в силу естественных причин.

Обычай ношения

Понёва является древним видом женской одежды, её носили в ряде с кичкой и особой нагрудной и плечевой одеждой. Это одежда преимущественно замужних, девушки надевали её по достижении половой зрелости, а иногда и во время свадебного обряда.

С момента обряда совершеннолетия — одевания поневы — про девушку могли говорить: «рубаху сняла», то есть сменила невестинскую рубашку на взрослое одеяние. Понёва, как непременный атрибут жены, наделялась такими сравнительными эпитетами, как «бабий хомут» или «бабья забота», «бабья кабала». Смыслы выражений заключали идею прохождения девкой бабьего пути — творения рода.

Для девочки важным рубежом был обряд «вскакивания» в понёву. Понёва — древняя набедренная одежда, полотнище ткани, заменяющее юбку. По описаниям этнографов, в XIX веке девушки в деревнях до 15—16 лет ходили в одних рубахах, опоясанных шерстяным поясом. Когда наступала пора наряжаться во взрослую одежду, проводился специальный обряд: девица «становится на лавку и начинает ходить из одного угла на другой. Мать её, держа в руках открытую поневу, следует за ней подле лавки и приговаривает: «Вскоци, дитетко; вскоци, милое»; а дочь каждый раз на такое приветствие сурово отвечает: «Хоцу — вскоцу, хоцу — не вскоцу». Но так как вскочить в поневу значит объявить себя невестою и дать право женихам за себя свататься, то никакая девка не заставляет долго за собой ухаживать, да и никакая девка не дает промаху в прыжке, влекущего за собой отсрочку в сватовстве до следующего года.

«В период формирования древнерусской народности на территории теперешней Московской области понёва была основным, ведущим видом одежды, который принят в X—XIII веках. До XIV века дожил обычай, в соответствии с которым каждый населённый пункт или несколько деревень и сёл имели свои отличия в украшении ткани, из которой шилась понёва, в размерах клеток ткани и т. д. Если девушка выходила замуж в другую деревню, она должна была подчиниться традициям того села, откуда муж был родом: приходилось носить понёву того типа, который принято носить в деревне мужа. Дольше всего понёва держалась в южных губерниях».

Основные различия

Юбки различаются по расцветке и крою. По покрою выделяют распашные поневы, сбоку или спереди открытые и глухие, с прошвой.

Оба типа характерны областям юга России. Например, среди распашных понев в Смоленской губернии выделяется растополка. У нее одно полотнище находится спереди, а 2 сзади, поэтому открытыми оказываются сразу два бока. Также была разнополка, которая состояла из трех полотнищ различной длины. Из них короткое находилось справа, а 1/3 первого и третьего носили, отворачивая и потом перекидывая через пояс.

Понёва

Интересно, что в Пензенской, Рязанской, Орловской, Калужской, Воронежской, Курской, Тамбовской губерниях юбка была спереди открыта; её носили, подтыкая за пояс углы. Вариантом была понева-плахта с небольшим разрезом спереди, которая была в Трубчевском и Севском уездах Орловской губернии. Она состояла из двух полотнищ, сшитых наполовину. В Орловской и Рязанской губерниях также носили гофрированную юбку.

Понёва

Традиции ношения

Чтобы понять, что такое понева, нужно немного вникнуть в историю ее ношения. Женщины в то время одевали поневу, когда выходили замуж. Вместе с поневой одевалась кичка (вид древнего женского головного убора), а также особенные детали нагрудной и плечевой одежды.

Кроме замужних, наряжали в поневу и тех девушек, которые достигали полового созревания. Эта своеобразная традиция даже имела свое название – обряд совершеннолетия. Интересно, что после одевания поневы о девушке можно было выражаться так: «рубаху сняла». Имелось ввиду, что место детской рубашки теперь заняло взрослое одеяние. Если на девушке одета понева, то это означало, что ее уже можно сватать. Но в большинстве своем понева – это одежда, которая предназначалась для замужних представительниц прекрасного пола. Причем эту юбку сравнивали с «бабьей кабалой» в том смысле, что каждая женщина должна пройти свой путь – рождение детей для продолжения рода.Понёва

Немного истории

Распашная, собранная на поясок юбка имеет очень древнее происхождение. Когда-то в далеком прошлом первой одеждой была шкура животного, а потом – кусок материи, обернутый вокруг бедер.

В старину у славянских народов понева являлась неотъемлемым атрибутом женской одежды и своеобразным символом нелегкой доли мужней жены. Первую поневу дарила мать, и нередко это был особый обряд, своеобразная инициация, символизирующая вступление девушки во взрослую жизнь. В некоторых областях ритуал надевания этой юбки выполняли подружки девушки, а иногда и брат.

Но позднее, где-то века с XV, понева начала считаться исключительно крестьянской одеждой, а словом «поневница» в кругах дворянства и особенно купечества стали презрительно называть женщин низкого происхождения и селянок.

ПонёваА в XIX веке надевание поневы даже в деревнях окончательно стало символическим. Девушкам во время сватовства или сразу после него эту юбку еще надевали, но в обыденной жизни она носилась редко.

Покажи понёву, и я скажу, кто ты

Понёва считалась обязательной частью женского традиционного костюма, носить которую полагалось с определенного момента. При этом понёвы отличались по цвету. Как пишет этнограф Е. Самоделова в монографии «Рязанская свадьба», красная понёва являлась повседневной, черную — «чернушку» — доставали «по большой печали», то есть сразу после смерти близкого родственника, а синюю – при «печали поменьше» (после годичного траура по умершему). Такие цвета не были строго закреплены, поэтому в разных регионах будничной могла стать как красная, так и синяя понёва.

В Смоленской губернии предпочитали понёвы-растополки с открытыми боками, в Рязанской – гофрированные, в Орловской и Тамбовской – понёвы-кульки, которые частично подтыкали за пояс. По декору понёвы легко было определить возраст женщины. Замужние женщины часто «обделывали» низ подола шерстью, а незамужние девушки – атласными лентами. Имелись и более точные указатели — рисунок на ткани. Так, в Воронежской губернии женщина с грудным младенцем носила понёву с особенным орнаментом «орлиный глаз».

Понёвы шили самостоятельно, чаще – из домотканых материалов. Относились к ним трепетно: передавали в качестве наследства дочерям и внучкам. Девушки готовили себе несколько понёв в качестве приданого, чтобы в течение жизни иметь возможность менять их по случаю.

Региональные различия

До наших дней сохранились все элементы русского народного костюма, понева в котором занимает не последнюю роль. Но примечательно то, что в разных российских областях поневы отличались по расцветке, покрою и способе ношения.

Что касается расцветки, то здесь вариантов великое множество. Даже каждое село могло похвастаться своим орнаментом или особенной цветовой гаммой. Основным типом является темно-синяя понева с клетчатым рисунком. В некоторых местностях чаще встречались черные поневы в клетку, а на территории Рязанской губернии женщины носили красные полосатые юбки либо синие гладкие. Чисто красный цвет использовался в Воронежской и Тульской губерниях.

По покрою специальные женские юбки можно разделить на следующие: понева распашная, с прошивкой, глухая, открытая спереди или сбоку, наборная. Распашные в свою очередь подразделяются на такие, как: растополка (спереди одно полотнице, а сзади два); разнополка (все части разной длины). Такая мода была характера для Смоленской губернии. А в Курской, Калужской и Орловской губерниях модно было носить открытую спереди поневу, подтыкая углы за пояс.

Для выезда в город женщины-крестьянки одевали поневу с прошвой. Прошва представляла собой четвертый отрез ткани, который мог временно вшиться в юбку в передней или боковой части. Зачастую эта прошва отличалась от основы по цвету или была ограничена полосками кумача.

Существовала еще и понева наборная, для которой сразу готовили четыре куска ткани. При этом три части традиционно были клетчатыми и одна – однотонной, например, черного цвета. Все это собиралось на особенный шнур, который называли «вздержкой». Самое главное отличие наборной поневы от всех остальных – это ее красочное оформление.Понёва