§ 63. источники света. распространение света

Решебник к сборнику задач по физике для 7- 9 классов, Перышкин А.В.

1276. Приведите примеры известных вам источников света. Солнце, звезды, люминесцентные лампы, свеча, эл. лампа, электро-лучевая трубка старых телевизоров, свечение насекомых и рыб, светящиеся краски.

1277. Приведите примеры, когда наблюдается не только тень, но и полутень Полутень от небесного тела, можно наблюдать, например, при частичном затмении Солнца, когда точка наблюдения попадает в полутень, образованную Луной в потоке солнечного света. Предмет в комнате с несколькими источниками света.

1278. Вследствие какого явления образуется тень? Тень образуется потому, что лучи движутся прямолинейно, не загибаясь за предметы.

1279. Приведите примеры, доказывающие прямолинейное распространение света.

§ 63. источники света. распространение света

1280. Если лампа висит прямо над столом, одинаковые ли тени получатся от карандаша, лежащего на столе, и от стоящего вертикально? Не одинаковые. От вертикального стоящего карандаша тень будет в виде точки. От горизонтально лежащего тень в виде линии.

1281. Во время операции тень от рук хирурга не должна закрывать место операции. Как для этого нужно расположить лампы? Источники света необходимо расположить по периметру помещения с разных сторон. Любая тень от рук должна освещаться другой лампой.

1282. При солнечном освещении вертикальная палка высотой 1,5 м отбрасывает тень длиной 2 м, а заводская труба отбрасывает тень в 50 м. Определите высоту заводской трубы.

§ 63. источники света. распространение света

1283. При солнечном освещении тень от предмета равна высоте предмета. Под каким углом к горизонту находится Солнце?

Под углом 45°

1284. Приходилось ли вам наблюдать солнечным днем на дорожке под деревом, покрытым густой листвой, округлые светлые пятна? Из-за чего они образуются и что собой представляют? Это области полутени и света. Образуются за счет прохождения света сквозь листву и отражения света от листьев и веток.

1285. Отношение диаметров Луны и Солнца приблизительно 1: 400. Во время новолуния расстояние между центрами Луны и Солнца равно приблизительно 150 000 000 км. Какова длина конуса тени, отбрасываемого Луной в новолуние?

§ 63. источники света. распространение света

1286. Радиус Солнца равен 110 земным радиусам. Радиус Земли 6370 км. Расстояние от центра Земли до центра Солнца составляет около 23 900 земных радиусов. Какова длина конуса тени, который обрасывает земной шар при освещении Солнцем?

§ 63. источники света. распространение света

1287. Через небольшое отверстие в экране проходят лучи от фонаря, находящегося на расстоянии 40 м. На противоположной стене, отстоящей от экрана на расстоянии 7,5 м, получается изображение фонаря. Величина изображения 0,75 м. Определите величину фонаря.

§ 63. источники света. распространение света

1288. Расстояние от камеры-обскуры до предмета, на который направлено ее отверстие, составляет 3 м. Расстояние от отверстия камеры до ее задней стенки 15 см. Во сколько раз меньше получается изображение, чем сам предмет?

§ 63. источники света. распространение света

Законы светотени в рисунке

Для того чтобы проследить развитие света и тени на форме, создадим эскиз сферы. Вы можете выбрать объекты самостоятельно, скомпоновав их на листе произвольным образом, но проще начать с округлой формы. Проведем линию горизонта и наметим на листе круг. Выберем направление света, отметив его на листе. Затем на окружности проведем приблизительную границу разделения света и тени. Помните, что на финальном этапе работы все линии исчезнут. Определив угол падения света, отметим примерное расположение падающей тени. Правильное определение источника света – одна из основ светотени в рисунке.

§ 63. источники света. распространение света

Насыщенность светотени

Насыщенность различается в зависимости от структуры поверхности и количества света, который на нее попадает. Если несколько объектов находятся на разном расстоянии от источника света, светотень в рисунке будет изменяться в зависимости от их удаленности. К тому же свет может быть рассеянным и концентрироваться в одной точке. В первом случае контрасты будут более выраженными и отчетливыми. Близко расположенные предметы обладают более контрастной светотенью, чем те, что находятся в отдалении. Из-за особенностей человеческого восприятия различные по цвету объекты и их светотень тоже могут визуально отличаться.

4 вариант

1. Какой источник света считают точечным?

1) Очень маленький
2) Удаленный на большое расстояние
3) Размеры которого гораздо меньше расстояния до него

2. Чем объясняется видимость несветящихся предметов?

1) Попаданием в глаза человека отраженного ими света
2) Прямолинейностью распространения падающего на них света от источника
3) Обратимостью световых лучей, попавших на них от какого-­либо источника света

3. Что такое полутень?

1) Область пространства, куда попадает половина света от ис­точника
2) Место, где есть свет, но его мало
3) Область пространства, в которую попадают лучи от какой­-либо части протяженного источника света

4. На экране Э образуются области тени и полутени непрозрач­ного шара, освещаемого свечой. Какими буквами обозначены эти области?

1) Тень — АБ; выше нее (от точки А) — полутень
2) Тень — БВ; полутень АБ и ВГ
3) Тень — БВ; полутень — ВГ

5. На каком из этих рисунков угол отражения светового луча обозначен неправильно?

1) №1
2) №2
3) №3

6. На каком рисунке отраженный луч света построен правильно?

1) №1
2) №2
3) №3

7. Измерение углов отражения двух световых лучей показало, что они равны 30° и 35°. Каковы их углы падения?

1) 60° и 55°
2) 60° и 70°
3) 30° и 35°

8. На рисунках представлены изображения предмета (стрелки) в плоском зеркале. Какое из них построено неправильно?

1) №1
2) №2
3) №3

9. Если свет переходит из среды менее оптически плотной в сре­ду с большей оптической плотностью, то угол преломления всегда

1) больше угла падения
2) меньше угла падения
3) равен углу падения

10. Луч света переходит через границу раздела двух веществ I и II. В каком направлении — 1, 2 или 3 — будет распространяться преломленный луч, если вещество I менее оптически плотное, чем II?

1) №1
2) №2
3) №3

11. Падающий и преломленный лучи показаны на рисунке. По изменению направления преломленного луча определите, в какой среде — I или II — скорость распространения света больше?

1) В I
2) В II
3) Скорость света везде одинакова

12. Есть ли фокусы у рассеивающей линзы?

1) Нет, так как она рассеивает свет
2) Есть, но мнимые
3) Нет, поскольку преломленные ею лучи света не пересекают­ся

13. Фокусные расстояния линз 20 см и 30 см. Какая из них обла­дает большей оптической силой?

1) C F = 20 см
2) C F = 30 см
3) Оптические силы этих линз одинаковы

14. Каковы фокусные расстояния линз, оптические силы которых равны 0,4 дптр и 8 дптр?

1) 2,5 см и 0,125 см
2) 2,5 ми 0,125 м
3) 25 см и 12,5 см

15. На каком расстоянии от рассеивающей линзы надо поставить предмет, чтобы получить его увеличенное действительное изо­бражение?

1) d > 2F
2) d
3) Действительного изображения с помощью рассеивающей линзы получить нельзя

Ответы на тест по физике Световые явления1 вариант
1-2
2-2
3-3
4-1
5-3
6-2
7-1
8-1
9-3
10-2
11-3
12-2
13-1
14-2
15-22 вариант
1-1
2-3
3-1
4-2
5-2
6-3
7-2
8-1
9-3
10-1
11-2
12-3
13-1
14-2
15-13 вариант
1-1
2-3
3-3
4-1
5-2
6-3
7-2
8-2
9-1
10-3
11-1
12-2
13-1
14-3
15-34 вариант
1-3
2-1
3-3
4-2
5-1
6-1
7-3
8-3
9-2
10-3
11-2
12-2
13-1
14-2
15-3

Что такое зона тени?

Зона тени или темная сторона – часть предмета напротив источника света. Собственная тень – место, на которое не попадает освещение. Существует еще и падающая тень – это самая темная зона, она образуется на поверхностях. В зависимости от расположения источника, она может попадать на плоскость, где находится предмет, фон или другие предметы. Ее форма зависит от самого предмета и может меняться из-за структуры поверхности, на которую она направлена. Особенность падающей тени в том, что она всегда немного темнее, чем собственная. Так как свет может отражаться от соседних предметов, то структура у нее неоднородна. У падающей и собственной тени необязательно должны быть четкие границы – они состоят из плавных переходов тона. Свет, отражающийся от поверхности предмета, частично высветляет теневую часть и создает рефлекс. Рефлекс – это своеобразная подсветка тени, но он всегда светлее нее и темнее света. На краю формы всегда будет такая зона. Рефлекс присутствует и на стороне объекта, которая расположена ближе к источнику света, но там он менее заметен, а в зоне тени становится более активным. Сама тень не является сплошным пятном с одинаковым тоном. Работа с ней в рисовании – это особое искусство.

§ 63. источники света. распространение света

Светлая сторона объекта и ее составляющие

Из каких частей на рисунке со светотенью будет состоять светлая сторона? Место, куда попадает и от которого отражается максимальное количество света, называется бликом. Наиболее ярко он выражен на глянцевых и выпуклых поверхностях. Далее свет будет как бы угасать, и снижать интенсивность до тех пор, пока не уйдет в зону полутени. Медленный переход от одного оттенка к другому называется градацией. Многое зависит от количества света и от отражающей поверхности. Но в любом случае движение тона по форме будет плавным, а не с резкими переходами. Правильная тоновая растяжка – именно то, что помогает передать в рисунке светотень. Свет постепенно будет переходить в теневую зону, после которой возникнет рефлекс. Стоит отметить одну особенность – при работе со светотенью линии предмета исчезают. Все переходы между светлой и темной стороной предмета создается при помощи тоновой растяжки.

§ 63. источники света. распространение света

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Светлая и темная сторона объекта

Предмет всегда делится на две большие части: зона света и зона тени. Зона света или светлая сторона – часть предмета, расположенная ближе к источнику света и принимающая на себя большую часть освещения. У плоского объекта тень отсутствует. Создавая рисунок, художник должен сразу же определить, где будет находиться самая светлая часть предмета, а где – самая темная. Белизна бумаги и самый насыщенный тон карандаша – это две предельные точки для тональной растяжки. Бывает растяжка контрастная, когда берется очень светлый и очень темный тон. При нюансной растяжке берется два очень близких тона. В хорошей работе всегда есть только одно место, где есть точка максимально светлая и одна – максимально темная. Это камертоны света. Все остальное – растяжка. Освещенность зависит от угла падения света – чем меньше угол, тем меньше света попадает на поверхность.

§ 63. источники света. распространение света

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Рисунок со светотенью пошагово

Теперь нанесем на шар средний тон – он не должен быть слишком темным или слишком светлым, иначе будет сложно сделать плавную тоновую растяжку. Если начать со среднего тона, на рисунке не будет белых пятен, можно будет просто добавлять тон и менять градацию в сторону более темного или светлого оттенка. Затем создадим собственную и падающую тень. Добавляем тон выше линии горизонта. Горизонтальная поверхность, на которой находится шар, должна быть более светлой, чем вертикальная. Теперь создаем градацию от теневой к светлой стороне. Этот переход должен быть мягким, с плавной градацией по окружности. На пятом шаге затемним глубину падающей и собственной тени. Не забывайте о рефлексе и создайте иллюзию отражения света у основания сферы. На финальном этапе наметьте блик на стороне, которая находится ближе всего к источнику света. Помните, что не нужно создавать градацию до чисто белого цвета. Если все сделать правильно, линии, нанесенные на первом шаге, должны исчезнуть, а объем будет передаваться только за счет изменения глубины тона.

§ 63. источники света. распространение света

Работа со светом и тенью: заключение

Разобравшись с тем, как создается светотень на простой форме, будет легче понять и то, как это происходит и с более сложными объектами. Однотонный круг без тени воспринимается как плоский. Но стоит добавить хотя бы две тени: собственную и падающую, и восприятие тут же меняется. Блик, полутень, рефлекс добавляют плоскому кругу объемности и придают ему эффект трехмерного пространства. Основа светотени в рисунке карандашом – это тоновая растяжка

В процессе создания рисунка важно помнить о том, что в зависимости от структуры поверхности, цвета и степени отдаленности от источника света градация тона будет различаться. Глянцевые ровные предметы со светлой поверхностью лучше отражают свет, и построение светотени на них будет отличаться от матовых и затемненных

Работа в тоне подразумевает отсутствие линии. Если что-то темнее, а что-то светлее – появляется тон.