Полонез

Название

Народный полонез был известен под разными названиями, в основном отражающими его торжественный, праздничный характер, неспешность и плавность движений. Эти названия можно условно разделить на следующие группы:

  • Название подчёркивает особенности танца:
    • ходзоный (польск. chodzony) — дословно «ходимый», «вышагиваемый»;
    • пеший (польск. pieszy);
    • генсий (польск. gęsi) — дословно «гусиный» (то есть танцуемый друг за другом, гуськом).
  • Название отражает торжественность танца:
    • велький (польск. wielki) — дословно «большой», «великий»;
    • стародавный (польск. starodawny) — дословно «стародавний», «традиционный»;
    • старосветский (польск. staroświecki);
    • окронглый (польск. okrągły) — дословно «округлый», «плавный»;
  • Название отражает темп танца:
    • вольный (польск. wolny) — дословно «медленный»;
    • повольный (польск. powolny) — дословно «медленный»;
    • поволей (польск. powolej) — «медленным ».
  • Иногда полонез танцевали с хмелем, свечой и другими предметами в руках. В зависимости от них, бытовали следующие названия этого танца:
    • хмелёвый (польск. chmielowy) — то есть танец с хмелем;
    • ходзоный зе свецон (польск. chodzony ze świecą) — дословно «пеший со свечой».

До сих пор в Польше танцуют свадебный полонез с кружками пива или со свечами, а то и с факелами.

Часто полонез называли также «польским танцем» (польск. taniec polski) или просто «польским».

Полонез в музыке

Музыкальная форма полонеза получила широкое распространение. Образцы полонеза встречаются в сюитах и партитах И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, в произведениях В. А. Моцарта, Л. Бетховена, К. М. Вебера, Ф. Шуберта и Леопольда Моцарта; широкое развитие этот музыкальный жанр получил в творчестве Ф. Шопена. Полонезы писали М. К. Огинский (им, в частности, создан один из самых известных полонезов — «Прощание с Родиной»), О. А. Козловский, К. Курпинский, Г. Венявский, З. Носковский, Л. Ружицкий и др. В опере полонез использован М. И. Глинкой («Жизнь за царя»), Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским («Евгений Онегин»), М. П. Мусоргским («Борис Годунов») и др.

Известны многочисленные торжественные инструментально-хоровые композиции-полонезы. Большое количество полонезов на стихи Г. Р. Державина было написано О. А. Козловским, в том числе знаменитый полонез «Гром победы, раздавайся».

В Польше полонез получил распространение и в духовной музыке. Многие популярные польские колядки, исполняемые в костёлах на Рождество, имеют форму полонеза, например: «В яслях лежит» (польск. «W żłobie leży»), «Ныне в Вифлееме» (польск. «Dzisaj w Betlejem»), «Рождается Бог» (польск. «Bóg się rodzi»). Среди музыковедов встречается мнение, что религиозные тексты этих колядок были положены на музыку существовавших задолго до того народных танцев.

Возникновение танца

Само определение слова «полонез» довольно простое – оно переводится как «польский». И действительно, именно эта страна считается наиболее вероятной родиной описываемого танца. Но его становление было очень долгим, оно заняло большой период времени.

Полонез

Примерно в пятнадцатом веке возник этот танец, но название его было другим: «Ходзоный». А танцевали его в основном на свадьбах. Некоторое время спустя он видоизменился и стал непременным атрибутом всех народных торжеств.

А в семнадцатом веке возник «Танец Великий», который считается прямым потомком полонеза. По своему характеру (торжественное шествие) он напоминает полонез именно в том виде, в котором он и станет известным некоторое время спустя.

Будучи заимствованным из народной культуры, полонез проник и в высший свет, испытав при этом на себе влияние высокопоставленных особ. Наибольшее количество заимствований пришло в него из куранты и менуэта.

Правила и условности

Начинался танец с ритурнели (музыкального вступления), после чего хозяин дома приглашал следовать за ним

Первой парой он шёл с наиболее важной гостьей, а за ними – хозяйка с особо важным гостем. Неприемлемым было находиться в одной паре мужу и жене

Этот танец был не только торжественным шествием (о чём свидетельствует значение слова «полонез»), в нём был и импровизационный момент. Все танцующие повторяли придуманные первой парой движения.

Согласно этикету, полонез должны были танцевать все присутствующие на торжестве, но на больших балах этим правилом пренебрегали. Весьма часто можно было увидеть карикатуру, на которой вместе с нормальными танцорами были изображены калеки на костылях и старики.

Распространение в Европе

Что такое полонез, Европа узнала после того, как в Стокгольме его станцевал польский король Станислав Лещинский. Специфический политический уклад этой страны (правители выбирались шляхтой, а не передавали трон по наследству) и способствовал распространению танца.

Полонез

Появившись в восемнадцатом веке в Германии, полонез приобрёл те черты, которые сохранились на долгие века. Немецкий вариант танца был наиболее близок к общеевропейской тенденции того времени. В этот период он чаще всего исполнялся под пение, а не под инструментальную музыку.

В последующие три десятка лет полонез стал популярен не только на польских балах, но и на торжествах сопредельных государств. Без него не обходилось ни одно официальное танцевальное мероприятие, так как он воспринимался исключительно как символ всеобщего праздника. Музыка полонеза также изменилась. Она полностью отошла от вокального сопровождения и стала только инструментальной.

Во времена потери независимости Царства Польского этот танец стал символом родины, поэтому многие композиторы-романтики обратились к нему. Именно благодаря тем, кто написал полонез, этот танец и стал одной из наиболее популярных малых форм в инструментальной музыке Европы того времени.

Дальнейшее развитие музыки рассматриваемого танца произошло в следующем веке. Её бравурные тона сменились меланхолическими, приобрели глубокие эмоции. В это же время происходит окончательное формирование полонеза – торжественного шествия, которое открывало бал.

Шаги полонеза

Базовые шаги полонеза состоит из последовательности трёх обычных шагов: шаг с внешней (по отношению к партнёров друг к другу) ноги на носок, шаг с внутренней ноги на носок, шаг с внешней ноги на стопу. Следующий шаг начинается уже с внутренней ноги. Таким образом, рисунок получается следующим: носок, носок, стопа.

При первом шаге происходит лёгкое приседание (плие) на опорной ноге с небольшим поворотом в сторону вынесенной вперед ноги. Дальнейшее движение осуществляется в распрямлённом положении, партнёры как бы тянутся вверх. Плечи должны быть раскрыты, осанка гордая, благородная.

Происхождение

Внешние видеофайлы

Возникший в Польше около XV века под названием «ходзоный» (польск. chodzony), сперва полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.

Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодёжь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их.

Во всех областях Польши народный полонез танцевали с припевками. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель.

Полонез был одним из самых любимых поляками народных танцев. Его сравнительно незатейливую хореографию крестьяне старательно украшали дополнительными деталями. Например, в XVI—XVII веках девушки танцевали ходзоный в венках. Идя одна за другой, девушки тайком поглядывали на юношей, следовавших за ними. Затем девушки снимали венки и дарили их юношам, которые им нравились и своим возлюбленным, и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары. Молодым людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужними женщинами или вдовами.

Региональные варианты

Ходзоный в каждой местности Польши имел свои отличительные черты.

Краковский вариант

В краковском или малопольском варианте ходзоный исполнялся несколько напряжённым шагом, с «голубцами» — особыми задержками в танце, напоминающими церемониальный шаг. При этом танцующие в паре не держались за руки. Другой его особенностью было то, что партнёр, вооружённый саблей, как бы «расчищал» ею дорогу своей даме.

Куявский вариант

В Куявии шаг полонеза был более мягким и скользящим, а темп исполнения — более медленным. Партнёр и партнёрша держались за два конца платка, затем, не отпуская его, проходили под ним. После этого партнёр отпускал платок, а партнёрша перекладывала последний в свободную руку и плавно проводила им по воздуху. Во время исполнения допускались импровизации.

Шлёнский вариант

В Шлёнске (Силезии) ходзоный танцевали медленно и строго. Здесь он походил на маршевое шествие с едва уловимыми поклонами.