Библейские основания таинства покаяния

Священники о раскаянии

По словам Исаака Сирина искреннее раскаяние является широкими воротами для Божией благодати, и другого пути нет.

Силуан Афонский утверждал, что тому, кто невзлюбит свои греховные дела, Бог простит все прегрешения.

В своих «Письмах духовным детям» игумен Никон умолял оставшихся на земле православных верующих постоянно каяться, считая себя грешными мытарями, умоляя Бога о милости.

Библейские основания таинства покаяния
Покаяние

В книге «Пути ко спасению» Феофан Затворник пишет, что через раскаяние грешник учится любить ближнего, ведь при прощении уже нет гордости и превозношения, а если есть, тогда нет покаяния. Каждый проверяет себя сам.

Большое значение покаянию придавал и игумен Гурий, утверждавший, что только раскаянием можно очистить существующий мир.

Святой Ефрем Сириянин сравнивает покаяние с горнилом, в огне которого переплавляются простые металлы, а выходит золото и серебро.

Иисус оставил на земле две основных заповеди — любовь к Богу и человеку.

Покаяние и исповедь — в чем разница

Совершив нехороший поступок, будь то крик, обман, зависть или лицемерие, истинно верующий почувствует укор совести через Духа Святого. Осознав греховность, человек в тот же момент или дома во время молитвы, просит у Бога и человека прощение, искренне раскаиваясь в совершенных делах.

Библейские основания таинства покаяния
Покаяние в грехах

Раскаяние не предусматривает многократного возвращения к совершенному прегрешению, это истинное отрешение от греха и принятие решения больше так не поступать.

Самая умная из книг, Библия, в этом случае дает очень жесткое определение, сравнив кающегося и возвращающегося к своим плохим поступкам человека с собакой, которая возвращается на свою блевотину. (Притчи 26:11)

Для раскаяния православному христианину не нужен священник, он сам сознательно осуждает совершенный проступок и принимает решение никогда больше так не поступать. Таинство Исповеди происходит напрямую пред Богом, но в присутствии священника, ибо сказано в Святом Писании, что Иисус находится там, где собирается несколько человек. (Мат. 18:20)

Важно! Исповедь является заключительным актом раскаяния. Исповеданные грехи больше не имеют духовной сила в жизни христианина, о них запрещено даже вспоминать

После исповеди человек чист перед Богом и допускается к Таинству причастия.

Истинное покаяние в православии через Таинство Исповеди позволяется причаститься Телу и Крови Иисуса, наполниться его силой и благодатью, получить вход в Царство Небесное.

Грехи против ближнего

Одной из основных заповедей является любовь к ближнему. Подразумеваются не только родные и близкие друзья под призывом «возлюбить», Господь имеет в виду любого человека, даже врага, за которого истинный христианин должен находить силы произнести молитву. В современном мире людям крайне тяжело прощать, не злорадствовать и не осуждать. Каждая личность испытывает огромное давление от потоков непрекращающейся негативной информации, пошатнувшихся нравственных ориентиров, среди которых находится место иногда самым непристойным и отвратительным вещам. Человек постоянно в напряжении и в стрессовых ситуациях, на работе, дома, в пути.Библейские основания таинства покаянияНепросто противостоять реалиям, большинство ожесточается, позволяя охладевать сердцу. Вошли в привычку насмешки, оскорбления, рукоприкладство, равнодушие к чужим горестям и бедам, жадность и полное нежелание делиться с нуждающимися, подобные грехи ежедневно совершаются многими христианами и укоренились настолько, что зачастую их уже не замечают. Все чаще люди надевают маску лицемерия и лести, прибегают к корысти, лжи и клевете, обманывают и завидуют, такие отрицательные качества поощряются в наши дни и считаются непременными задатками лидера. Можно также отметить очень тягостный грех, им является добровольное прерывание беременности – аборт.

Как правильно каяться?

Как правильно каяться? На этот вопрос не может быть однозначного ответа, потому что при всех общих законах, по которым проистекает духовная жизнь человека, душа каждого индивидуальна и каждый человек нуждается в своем собственном совете. Святые писали целые книги о покаянии!

Точнее всего в духовных вопросах может направить только духовник — священник, у которого исповедовался не один раз. Который знает твою жизнь, твои слабости и твои нужды.

Например, если человек глубоко унывает или склонен к самобичеванию и депрессивным состояниям (если он на самом деле к ним склонен!), то священник, скорее, посоветует в молитве и покаянии акцентировать свое внимание не на сделанных проступках, а на мыслях о Любви Христовой и радости в сопребывании с Ним. А человеку, допустим, легкомысленному или уверенному, что у него вообще порядок во всем — наоборот, может порекомендовать сосредоточиться как раз на нарочитом поиске в своей жизни грехов, потому что такова природа человека: либо погружаться в уныние с головой, либо не замечать в глазу и «бревна»

А человеку, допустим, легкомысленному или уверенному, что у него вообще порядок во всем — наоборот, может порекомендовать сосредоточиться как раз на нарочитом поиске в своей жизни грехов, потому что такова природа человека: либо погружаться в уныние с головой, либо не замечать в глазу и «бревна».

Библейские основания таинства покаяния

Однако в любом случае покаяние так или иначе связано с искренним диалогом души с Богом — и вообще с искренностью души. А также с решимостью новой жизни. А также — с молитвой.

Невозможно вести диалог с Богом, читая при этом книжку или листая ленту социальных сетей. Невозможно каяться, катаясь на карусели или поедая пирожное в кафе. Невозможно каяться, разговаривая с соседями или переписываясь в чате.

Именно поэтому в Православной Церкви существуют молитвы, которые собраны в молитвословы, и молитвенные правила — которые помогают человеку сосредоточиться на жизни своей души. Именно поэтому в православной Церкви есть посты — как помощь человеку еще более сосредоточиться на внутренней жизни: не только во время утренних и вечерних молитв, но и в течение нескольких дней. Дней, когда человек полностью фокусируется на внутреннем мире — стараясь отсечь всё внешнее, лишнее.

Как правильно покаяться?

Библейские основания таинства покаянияФото: Pravmir.ru

Раскаянье человека – это изменение его сознания и способа мышления, полное признание своей греховности и твердое намерение изменить ситуацию. Прийти к истинному раскаянью бывает не так уж легко, ведь человек может умом понимать, что он согрешает, но не иметь об этом сожаления и не проявлять твердого желания исправить ситуацию.

Чтобы раскаянье было настоящим и привело к тому, что человек будет искренне стараться больше не совершать греха, проходить оно должно в следующие этапы:

  • полное осознание того, что определенные мысли и поступки были греховными;
  • осознание того, что совершенные греховные поступки причинили боль Господу, который является безграничной любовью и заботится о каждом человеке;
  • твердое решение избавиться от греховных привычек и изменить свою жизнь;
  • искренняя исповедь и Святое Причастие;
  • повседневные старания удержаться от греха и изменить свою жизнь.

Идти к истинному покаянию приходится достаточно долго, но, если человек изменяет способ своего мышления и отношение к греху, когда греховные поступки становятся для него противными, появляется возможность действительно изменить свою жизнь к лучшему и прийти к Богу.

Библейские основания таинства покаянияФото: Troickiy.cerkov.ru

Если человек готов искренне раскаяться и пойти на исповедь, он должен осознать тот факт, что ему нужно искренне раскрыться перед самим Богом, представ перед ним таким, как есть, без фальши. Нужно понимать, что в момент исповеди, священник будет только посредником между кающимся человеком и Богом. Поэтому не стоит переживать, стесняться рассказать о своих грехах, как есть, тем более, нельзя ничего затаивать, ведь таким образом человек тоже совершает большой грех.

Перед исповедью и причастием стоит читать соответствующие правила и молитвы, которые можно найти в каждом молитвеннике. Читать все эти молитвы стоит вдумчиво, постоянно раскаиваясь в свои грехах и твердо намереваясь изменить жизнь. Нужно четко понимать, что Таинство Покаяния – это не сеанс психотерапии и просто возможность выговориться, поэтому не нужно очень много говорить о своем состоянии и переживании, а стоит перечислить грехи, не утаивая ничего.

Разумеется, если человек раскаялся в грехах и даже начал менять свою жизнь, не говорит о том, что он больше не будет совершать ни одного греха, ведь жизнь – это постоянная борьба с искушениями. Раскаявшийся человек должен будет бороться с греховными привычками и мыслями каждый день, но если он будет четко понимать, что делается это из любви к Богу и для спасения собственной души, то такая борьба будет даваться значительно легче, а значит, поможет чаще получать победу над грехом и приближаться к Богу.

Всех ли прощает Бог

Апостол Павел подчеркивает, что нераскаянное сердце собирает гнев на голову грешника. (Рим.2:5-6)

Дьявол всеми силами будет препятствовать раскаянию, показывая, что грех не так страшен, стыдится нечего и все пройдет само собой.

При покаянии христиане должны не только мысленно раскаяться в совершенном грехе, но при этом простить людей, которые содействовали нечестивым проступкам.

Библейские основания таинства покаяния
Покаяние в храме

Закоренелые грешники сами обкрадывают себя, поставив на своем прощении крест из-за множества злодеяний. Некоторые из них впадают в отчаяние и уныние, что является недоверием Творцу и новым прегрешением.

Падшие люди даже не догадываются, как милостив Отец на Небесах, который готов принять в Свои объятья всех, кто раскается в грехах. Господь прощает всякий грех, в котором человек искренне покаялся.

Другой частью людей, которые редко каются, являются самоправедные христиане. Они уже надели на головы венки святости, забыв слова Иисуса, что на земле все грешники.

В социальной сфере нет такого слова, как «покаяние», человек, совершивший нехороший поступок, раскаивается и просит прощение. Но здесь нет присутствия Святого Духа и осознания своего прегрешения перед Богом. С точки зрения православия раскаяние и покаяние имеют одинаковый смысл, когда грешник не только осознает свой грех, он его начинает ненавидеть.

В случае обмана, кражи, убийства падший христианин переступает через гордость, стыд, малодушие и просит прощение у тех, кто пострадал, старается возместить убытки, а только потом идет на исповедь и приносит свой грех перед престолом Творца.

Иисус знает падшую природу сего мира, но человек, созданный по образу и подобию Творца, призван жить в Царстве мира, покоя, благосостояния в любви и здоровье уже на земле. Царство Небесное сходит на землю по воле Божьей, по Его благодати для тех православных верующих, которые осознают силу раскаяния и исповедания.

Для некрещеного человека нет покаяния в православии, нет Бога, не открываются врата благодати. Как больному трудно излечиться от страшной болезни без помощи врачей, так и неверующему человеку невозможно познать милость и прощение Всевышнего без православного крещения.

Те люди, которым не открыта благодать понимания Исповеди и Причастия, говорят, что православным христианам хорошо жить, каются и грешат, и снова каются.

Важно! Во время покаяния, которое по-гречески означает изменение, приходит страх Божий, наступает ощущение своей нечистоты перед Богом. Любая вызывает отвращение к самому себе и желание поскорее отмыться перед лицом Творца

Искренне покаявшись, люди уже никогда не вернуться к прежнему греху, они постоянно контролируют свои слова, эмоции, действия, сообразуя их с заповедями Господними.

Библейские основания таинства покаяния
Прощение в христианстве

Не надо обольщаться, порой и самые верные дети Творца падают морально, душевно, физически, но у них есть всегда рядом Божья рука, благословенная помощь, приходящая через раскаяние и исповедание.

Зачем каяться, если Богу известны все грехи человека

Творец создал на земле не роботов, а людей, у которых есть чувства, эмоции, дух, душа и тело. Вседержитель видит все прегрешения человека, совершенные не по Его воле, а при пособничестве бесов.

Пока человек не покается, дьявол имеет над ним силу, Создатель не касается к нечистой, грешной душе.

Только по воле православного верующего Спаситель дарует ему спасение и благодать в земной жизни, но для этого человеку нужно признаться в своих грехах, очиститься от них, как от сорняков и покаяться. Искреннее раскаяние слышит Бог и дьявол, перед которым захлопываются все двери и он лишается всех прав на кающегося некогда грешника, а после покаяния — и праведника.

Как происходит исповедь

Обычно Таинство совершается в храме, но если человек тяжело
болен, или находится в местности, где храмов нет, но желает исповедоваться, священник
выезжает к нему на дом и принимает его исповедание.

В храме священники обычно исповедуют во время всенощной или литургии. Если священник один служит в храме, то служба прерывается. Батюшка выносит на аналой крест и евангелие, читает положенные молитвы.

В чине есть обращение к кающимся, в котором находятся такие слова: «не убойся, да не скроешь что от меня, пойми, что пришел во врачебницу (больницу), да не исцелен отыйдешь (да не уйдешь неисцеленным).» Это очень важно, Церковь предупреждает, что скрывать грехи нельзя, иначе не будет никакой пользы. После чтения молитвы, во время которых кающиеся называют
вслух свои имена, все подходят по очереди к аналою и начинают негромко каяться.
Остальные люди стоят чуть подальше и ждут

Ни в коем случае нельзя из-за
любопытства подслушивать чужие грехи, а тем более рассказывать о них, осуждая
человека

После чтения молитвы, во время которых кающиеся называют
вслух свои имена, все подходят по очереди к аналою и начинают негромко каяться.
Остальные люди стоят чуть подальше и ждут. Ни в коем случае нельзя из-за
любопытства подслушивать чужие грехи, а тем более рассказывать о них, осуждая
человека.

После того, как все грехи названы, священник накрывает кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, совершая над его головой крестное знамение. В этот момент грехи прощаются кающемуся. Он должен поцеловать крест и Евангелие в знак обещания, что не будет возвращаться к прежним грехам, ведь покаяние есть исправление. Надо стараться больше не повторять названные на исповеди грехи.

Как часто надо исповедоваться

В идеале надо исповедоваться сразу же, как почувствуешь тяжесть греха на душе. Но понятно, что это практически невозможно. Древние христиане в обязательном порядке исповедовались и причащались каждое воскресенье. Конечно, надо по возможности чаще приступать к этому Таинству, ведь никто из нас не застрахован от болезни или внезапной смерти. А это как раз бывает наказанием за содеянные грехи.Обычно Таинство исповеди бывает соединено с причастием. Но можно исповедоваться и отдельно от евхаристии, т.е. не идя после исповеди на причастие.

Покаяние означает послушание,доверие Богу

(Рим 5:19) Здесь написано о том, что как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются многие праведными.

Каким образом, вы становитесь праведными сегодня? Послушанием Его.

Конечно, мы должны быть послушными людьми, скажете вы. Если вы правильно верите, то Его послушание делает вас праведными. Правильная вера всегда приведет к правильному хождению, даже не надо об этом беспокоиться.

Проповедь о правильном хождении перед Богом не обязательно повлечет за собой правильное хождение. То, что ты постоянно учишься как надо правильно поступать, это не означает, что побудит людей поступать именно так. Зачастую, это вызывает страх и чувство вины, что они этому не соответствуют.

Но если ты проповедуешь Иисуса,и люди начинают правильно верить во все то, что Он совершил, тогда это повлечет правильное хождение перед Ним. Это и означает покаяние.

(2 Кор 10: 4 -5) Орудия воинствования н…

Битва в том состоит, чтобы всякая наша мысль восходила к послушанию Христа. Именно это и имеется ввиду. А если это читать, что мы должны иметь послушные мысли, то это невозможно выполнить никому. Но помышлять, о том, что Он проявил послушание и пленять всякое помышление в Его послушании.

В итоге мы видим,что покаяние означает перемена мышления(полное доверие Богу). А раскаяние — это сожаление о совершённом проступке. Что и произошло с Иудой Искариотом.

Становление чина покаяния

Покаяние Хроматия – обращение язычника. Но с началом гонений появились христиане, из страха отрекавшиеся от веры. Уже с III в. встал вопрос, как поступать с такими верующими, если они желают обратиться к Церкви. Для этого появился особый чин.

Согласно источникам, уже с III в. покаяние было публичным. Оно включало три этапа:

  • принятие согрешившего в число кающихся;
  • епитимия;
  • возвращение в церковное общение.

На всех этапах важнейшую роль играл священник, согласно слову Евангелия:

На первом этапе согрешивший приходил к священнику, который выяснял искренность его намерений. Пресвитер возлагал на него руки с молитвой. Но это было только началом примирения с Церковью. В первый день Великого Поста кающийся, введенный в храм епископом, повергался на землю «в прахе и пепле». О нем молилась община. Епископ произносил обличение.

Затем начинался второй, самый длинный этап – епитимия. Несущие этот подвиг делились на 4 группы:

  • плачущие (во время службы стояли вне церкви, прося молитв о себе);
  • слушающие (стояли в притворе);
  • припадающие (были на богослужении до литургии верных, обязаны были выйти  с оглашенными по ее окончании);
  • купностоящие (присутствовали на литургии до конца, но не допускались до Причастия).

Многие дни, а иногда месяцы, даже годы, грешник переходил из одного разряда к другому, пока не оказывался «купностоящим».

Третий этап покаяния наступал после епитимии. Обычно кающиеся вводились в церковное общение на Страстной Седмице, незадолго до Пасхи. Над кающимся произносились молитвы, он опять просил прощения у верных, при всех исповедовал свое отречение, дав обещание исправить жизнь. По возложении рук епископа, человеку прощались его грехи. Теперь он мог приступать к Св. Тайнам.

Святые отцы о покаянии

Святитель Исаак Сирин: «Что являет собой раскаяние? Покидание былого и всех печалей о нем, т.е. раскаяние есть вратами благодеяния, отворяя их тем, кто хорошо ищет. Через такие врата православные входят в Господню благодать и помимо этого выхода милости не обрести»;

Святой Силуан Афонский: «Вот знамение милования прегрешений: яко ты невзлюбил греходеяние, то Всевышний сможет простить греховные свершения»;

Святитель Фалассий: «Милование прегрешений и есть вольность от страстей, а те, кто не обретет от них свободу, тот не познает прощения».

Обращаясь же к огромному пастырскому опыту Христианской Церкви следует отметить, что такое покаяние в православии происходит в три этапа, то есть:

  • сразу же с осознанием содеянного греховного деяния;
  • по окончанию дня;
  • на исповедании.

В первый раз человек кается в тот период, когда понимает, что совершил грех, и даже если понимание греходеяния наступило тотчас по его учинению. Однако следует помнить, что медлить с обращением в покаянном молебне к Всевышнему не стоит (и прошением о получении помилования к человеку в случаи если верующий совершил греховное деяние против ближнего своего).

Но при этом большой ошибкой будет считаться откладывание покаяния на потом, оправдываясь тем что сейчас не самое удобное время и т.п. Греходеяние сродни недугу и чем раньше начать его лечение, тем успешнее и быстрее оно пройдет, поэтому чем раньше исповедаться, тем грех окажет меньший вред, т.к. находиться в прегрешении опасно.

По истечению дня человек мысленно вспоминает все произошедшие события и снова приходит к своему прегрешению. Немного пораздумаю о нем (то бишь в чем была причина, какие будут последствия и как со всем этим справиться), просит у Вседержителя помилования. Такой ежевечерний обряд способен помочь верующему христианину наладить более внимательное православное житие.

Во время проведения Таинства пред находящимся невидимым Господом Богом верующий просит прощения, а священнослужитель проговаривает разрешительную молебень, как бы свидетельствую перед Всевышним раскаяние в греходеянии православного верующего.

Вот такими молитвенными словами следует поякаться в содеянном:

После того, как произошло покаяние священнику в своих грехах и была прочтена соответствующая молитва, верующий христианин в завершение обряда должен приложиться губами к Кресту и Евангелие.

Пусть хратит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о том как правильно каяться на исповеди:

https://youtube.com/watch?v=jhNK3BsZcX8

Это необходимо знать каждому

Значение исповеди в православной традиции

Библейские основания таинства покаянияФото: Pravmir.ru

Таким образом, исповедь становится своеобразным финальным этапом покаяния. По времени она длится совсем немного, однако от этого не следует умалять ее значимости. Ведь это одно из важнейших православных Таинств, по крайней мере, для очищения человеческой души.

Ведь человек может покаяться дома, общаясь с Богом напрямую, например, во время молитвы. Но при этом только по результатам Таинства исповеди он может быть достоверно убежден в том, что Всевышний действительно принял его раскаяние, грех отныне отпущен. Это происходит только после того, как грех человеку отпускает священник после исповеди в храме.

Только в том случае, если верующим проделана подобная духовная работа над собой, раскаяние и исповедь могут действительно считаться истинными, а грехи будут отпущены Всевышним.

Для чего верующему нужна Исповедь?

Библейские основания таинства покаянияФото: Hram-catka.cerkov.ru

Некоторые верующие не понимают, зачем каяться в своих грехах перед священником, когда это можно сделать перед Господом. Дело в том, что священник является человеком, специально поставленным Всевышним для того, чтобы отпускать людские грехи. Для этого он обладает особой Благодатью, даруемой ему во время другого Таинства – Хиротонии.

Во время Исповеди священник играет роль своеобразного посредника между человеком и Всевышним, который официально подтверждает, что совершенный верующим грех прощен. Каяться перед Богом можно, церковь даже призывает прихожан это делать, но это не отменяет необходимости посещать Исповедь. Это Таинство требуется, чтобы человек мог получить окончательное прощение, был уверен в том, что Всевышний отпустил ему все его прегрешения.

Важно подчеркнуть, что во время этого священнодействия прощаются только те грехи, о которых человек рассказал. Это одно из свидетельств его искреннего раскаяния

Если говорить о каком-то прегрешении человек стесняется упомянуть, даже если чувствует, что раскаялся в содеянном, грех не будет отпущен Всевышним. По этой причине нельзя что-либо утаивать от священника, не стоит бояться осуждения или обвинений. Священнослужитель не станет ругать или осуждать человека, а будет только рад такому искреннему раскаянию. Более того, не стоит забывать о тайне Исповеди, которой следуют все священнослужители. Им категорически запрещено рассказывать о любых грехах, о которых они узнали на Исповеди. Если священник даже просто намекнет кому-то о грехе, котором узнал во время Таинства, его запретят к служению.

Конечно, во время Исповеди человек испытывает чувство стыда. В этом и заключается суть и основной смысл этого Таинства. За счет стыда человек откупается от совершенного им греха. В былые времена практиковалось всенародное покаяние, в том числе, когда человек был вынужден рассказывать о своих грехах перед собравшейся толпой. Существовала епитимья: грешник стоял у входа в храм, рассказывая каждому входящему о том, что натворил. С моральной точки зрения такой опыт намного тяжелее, епитимии хоть и встречаются, но крайне редко, поэтому не стоит ничего утаивать перед священником, страдая от ложного стыда.

Когда на Исповеди священник отпускает прихожанину все грехи, тот может быть уверен, что его покаяние было истинным, он теперь прощен Всевышним. Если грех все еще мучает человека, об этом нужно рассказать повторно, придя на Исповедь еще раз.