Плетка

Как сделать своими руками арапник

Изготовление кнута-арапника своими руками, в том числе и в виде традиционной казачьей нагайки, не является чем-то сложным. Это древнее боевое оружие можно сделать и с применением достаточно современных материалов, опираясь на схемы и практические рекомендации.

Самостоятельное создание арапника начинается с изготовления рукояти. Для этого традиционно используются твёрдые сорта дерева — бук, дуб, ясень, акация. В целом материал рукояти должен быть прочным, но лёгким, поэтому допустимо также применять текстолит или эбонит, а вот лёгкие сплавы металлов, напротив, не рекомендуются. Чтобы рукоятка не получилась слишком толстой, перед оплёткой необходимо уменьшить её диаметр на такую величину, которая равна толщине полос кожи, используемых при оплётке.

Классическим требованием при изготовлении плети является использование в качестве сырья натуральной сыромятной кожи, предпочтительно коровьей. Приготовленные к плетению ремни необходимо перед этим вымочить в обычной воде: процесс плетения в результате станет намного проще, а после высыхания кожи плеть станет прочнее.

Плетение кнута-арапника производится в двух основных типах: обычное либо с заложенной сердцевиной (витнем). Наличие сердцевины делает кнут менее гибким, но усиливает удар, поэтому такие плети чаще всего использовались для охоты или боя.

Плетение с витнем

В схемах подобного типа плетения (для любого классического вида арапника, включая нагайку) в качестве сердцевины традиционно применяется конский волос. В современных условиях многим добыть его непросто, поэтому для подосновы вполне подойдёт капроновый шнур, закрепляемый в будущей рукоятке. К подоснове прикручиваются полоски так, чтобы сначала приматывались те, которые пойдут слева направо, а потом противоположные. Конец закрепляется нитками.

Примерная схема плетения при изготовлении нагайки

Обычное плетение

Плетение без применения сердечника, по сути, напоминает плетение обычной косички. Кожаные полоски для плетения нарезаются с помощью обычного канцелярского ножа, образуя сужение к кончику, и обрабатываются кромкорезом. Полосок может быть и 4-6, но для «классической» нагайки рекомендуется 8, а для «усиленного» арапника — 10, 12 и даже 14.

Форма шлепка (кожаного мешочка на окончании ударной части хлыста, в который помещается груз для усиления удара) рекомендуется трапециевидной, что считается наиболее удобной формой. Шлепок для нагайки лучше изготавливать не цельным, а на шнуровке. При необходимости в образовавшийся кармашек можно будет помещать грузика, которым могут служить кусочек свинца либо пуля, примерно соответствующая калибру 5,45 мм.

Автор статьи:

Роев Олег

Различия в применении кнута

Сферы применения кнута существенно различались в зависимости от типов общественного устройства. Если для древнейших рабовладельческих государств кнут служил преимущественно как орудие принуждения зависимого большинства населения, то у кочевых племенных образований кнуты и плети вошли в намного более широкий обиход, охватывающий основную часть общества.

У кочевых народов

Племена и народы, традиционным хозяйственным укладом которых служило кочевое скотоводство, строили своё общество более монолитным. Его основой служило практически обязательное сочетание для каждого из его полноправных членов функций и умений воина, охотника и пастуха-скотовода. В каждом из этих видов деятельности находилось естественное применение плети, что привело к включению этого орудия в повседневный обиход, а его отдельным элементам стали придаваться особые отличительные признаки принадлежности к роду, а также месту в его иерархии.

Соответственно, появились особые ритуалы, связанные с наделением правом владения и ношения плетей. Именно для кочевых народов были характерны применение плетей в обязательных обрядах инициации подрастающего поколения, в ритуальных поединках соревновательного плана. Эти традиции сохранены вплоть до нашего времени множеством народов, в числе которых казахи, калмыки, киргизы, тувинцы и другие.

В эпоху античности

Поскольку основой экономики античности служило земледелие, а укрепление государственности связывалось с масштабными строительными работами, наиболее распространённым предназначением кнутов и плетей стало их применение как инструмента принуждения рабов. Соответственно, право обладания таким инструментом не было массовым, а напротив — считалось атрибутом определённых властных полномочий.

Это явление отразилось в ритуалах. Так, плети являлись атрибутом при изображении многих богов в Древнем Риме (Аполлон, Дионис, Беллона и другие). Существовала практика битья кнутом женщин ради «усиления плодовитости». В целом же битьё плетьми в античности служило распространённой формой наказания как для рабов, так и для других категорий зависимого населения.

В военной сфере античности плети находили относительно ограниченное применение: обычно как специализированное орудие управления лошадьми в конных подразделениях. Тяжёлая однохвостая плеть с металлической гирькой на кончике применялась как вспомогательное вооружение древнеримских легионеров.

Из шелковых нитей

В русском фольклоре часто упоминается шелковая плетка. То есть орудие наказания, ударная часть которого изготовлена из прочных шелковых нитей, скрученных в жгутики и переплетенных между собой.

Например, в народной песне «Тут-то нам попити, ишшо погуляти…» есть такие строки:

«Шёлковая плетка не на месте висела,

Не на месте висела, не на месте висела,

Всю ночь просвистела,

Всю ночь просвистела на моё тело бело».

Шелк на Руси был в ходу еще до принятия христианства. Купцы возили его не только из стран Азии, но и из Византии, куда ткань попадала морским путем. Торговые поставки ценного материала, из которого не только шилась одежда, были хорошо налажены. Интересно, что и жители Китая с древних времен пользовались шелковыми плетками.

Поскольку орудие поучения было принято вешать на стену в назидание супруге, чаще всего для его изготовления использовали относительно дорогой материал, который богато смотрелся и свидетельствовал о достатке семьи. Разумеется, пастухи и конные всадники применяли другие плетки, более практичные, а шелковые предназначались в первую очередь для воспитательных целей.

Кандидат филологических наук Светлана Кидямкина в статье «Лингвокультурологический анализ текстов семейных песен» (журнал «Вестник Российского университета дружбы народов

Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания», № 1 за 2010 г.) обращала внимание читателей на то, что тягостное положение замужней женщины на Руси находило свое отражение в фольклоре

Так, в песне «Выдала меня матушка далече замуж…» родительница спрашивает свою дочь:

«Где твое девалось белое тело,

Где твой девался алый румянец?»

И получает такой ответ:

«Белое тело – на шелковой плетке,

Алый румянец – на правой на ручке:

Плеткой ударит – тела убавит,

В щеку ударит – румянцу не станет».

Шелковые плетки, несмотря на свою исключительную прочность и долговечность, все же в силу своей гибкости менее опасны для жизни и здоровья жертвы, чем орудия наказания, сплетенные из тонких ремешков сыромятной кожи. Правда, все зависит от силы ударов, их количества и тех частей тела женщины, по которым наносятся побои.

Варианты и принципы использования кнута

Сфера применения Назначение и особенности действия кнута
Сельское хозяйство Понукание животных в земледелии и скотоводстве. Рогатый скот пугается щелчка, который издает кнут, либо реагирует на удары.
Система наказаний Инструмент для осуществления наиболее суровых и жестоких видов наказания для людей. Грамотно поставленный удар кнута рассекал кожу и ближайшие ткани до костей. После 10-15 таких ударов кнут отсыревал от крови, поэтому его приходилось менять.
Оснащение кавалерии Элемент управление конём, а также эффективное вспомогательное оружие.
Охота Основной инструмент всадника при многих способах конной охоты на различную дичь, от зайцев до волков.
Дрессировка животных В настоящее время применяется цирковыми дрессировщиками в отношении различных животных, а также специалистами-кинологами.

При нанесении удара утончённый к кончику хвост кнута способен развивать сверхзвуковую скорость. Удар достаточно гибкого кнута производит характерный звук, похожий на щелчок. Поражающее свойство кнута могло усиливаться особыми утяжелениями на его наконечнике. Подобная конструкция порой именовалась «римским бичом» (на Руси это чаще называлось «кистень») и имелась на вооружении как в древнерусских дружинах, так и у монгольской орды.

Боевая плеть

Поражающее свойство плётки могло также и целенаправленно ослабляться, чтобы излишне сильным ударом не травмировать шкуру лошади при верховой езде. В этих целях плеть оснащалась относительно широкой кожаной бляшкой («шлепком») на кончике, либо, как вариант, кончик делался из нескольких хвостов.

В Домострое плеть указывалась как орудие домашнего наказания. Среди важнейших ритуальных обрядов можно отметить следующий: в день свадьбы жених должен был положить кнут в свой сапог как знак того, чтобы супружеская власть в доме принадлежала ему. Этот обряд до сих пор имеет отражение в традициях казачества, отличая строевого женатого казака.

Кнут служил инструментом наказания (в том числе судебного) в рамках установленной сословной системы. Основаниями для назначения подобного наказания становились достаточно тяжкие преступления, включая убийство и участие в бунте. Плети со временем стали представлять собой облегчённую версию кнута и также применялись для менее тяжких публичных наказаний.

Донская казачья нагайка

Необходимая вещь

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова содержит такое определение: «Плеть – это туго перевитые веревки или ремни, прикрепленные к рукоятке, служащие для подстегивания животных, в старину для телесных наказаний».

Примечательно, что лишь в 1863 году битье плетьми было отменено императором Александром II Николаевичем, опять-таки не для всех. Ссыльных, каторжан, сидельцев военных тюрем продолжали стегать за различные провинности вплоть до падения монархии.

Изначально задуманная как орудие труда пастухов и погонщиков скота плетка оказалась востребованным инструментом в руках палачей, тюремных надзирателей и служителей закона. «Домострой» советовал мужчине «учить» свою жену с помощью именно плетки, потому что это орудие наказания причиняет здоровью женщины меньше вреда, чем железная палка или, например, кнут.

История возникновения кнута

Учёные-историки относят время появления кнута на несколько тысячелетий назад, к периоду овладения древнейшими племенами навыками скотоводства и верховой езды. В ходе дальнейшего развития этих племён кнут, в целом сохраняя основные материалы и принципы изготовления, изменял свой внешний вид и область применения в зависимости от складывающихся племенных традиций.

При этом, как правило, плеть служила для управления лошадьми, пастуший кнут стал незаменимым инструментом при выпасе стада, охотничий кнут — орудием добивания дичи. Помимо специализированных кнутов и плетей, появились варианты их конструкции с возможностями совмещения различных функций, в том числе военных и ритуальных. В качестве особого инструмента для телесных наказаний в плетях применялись специальные материалы с целью нанесения более эффективных и болезненных ударов: свинцовые шарики, острые бараньи кости, воловьи жилы.