Возникновение пленэрной живописи
Природа всегда была излюбленной темой художников. Так было и во времена эпохи Возрождения, и даже до нее. Однако в прошлом живописцы выбирались на природу лишь для создания предварительной серии набросков-эскизов к будущей картине. Главный же творческий процесс всегда происходил в мастерской.
Понятие пленэрной живописи появилось сравнительно недавно – в начале XIX века. Считается, что первым художником, который начал работать на природе, был англичанин Констебль, влюбленный страстно в бескрайнюю красоту неба, лугов и полей, яркую зелень деревьев. Он старался запечатлеть на холсте ощущение переменчивой жизни природы. Но настоящими первооткрывателями широких возможностей пленэра стали французские импрессионисты.
Эти одержимые искусством творцы были настоящими новаторами для своего времени. С утра до позднего вечера они писали картины под открытым небом. Хотите увидеть и понять, что такое пленэр, – посетите Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Там находится большая коллекция полотен французских импрессионистов. Сегодня картины таких мастеров пленэра, как Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Писсаро, украшают экспозиции самых известных музеев мира. Удивительно, но, когда они еще только начинали свой творческий путь, их живопись мало кто понимал.
История
На природе рисовали давно, но пленэр как стиль живописи появился только в начале XIX века, благодаря творчеству англичан Ричарда Паркса Бонингтона и Джона Констебля. Оригинальный жанр, подразумевающий быстрое рисование на природе, пришелся по душе многим. Его подхватили такие известные художники как Пьер-Огюст Ренуар, Батист Камиль Коро и Жан-Франсуа Милле. Позже одним из самых известных художников, рисовавших природу с натуры, стал Клод Моне.
В России пленэр был особенно популярен с конца XIX до начала XX века. К. Коровин, И. Грабарь и В. Серов регулярно творили на природе. Множество потрясающих этюдов в этом жанре создал и знаменитый мастер пейзажа Исаак Левитан.
В настоящее время рисование на природе зачастую входит в обязательную программу художественных высших и средних учебных заведений. А профессиональные живописцы устраивают международный пленэр. Это групповой выезд на природу, предназначенный для обмена опытом и знаниями между художниками из различных стран.
Что нужно для живописи на пленэре?
Так как эта статья адресована в первую очередь тем людям, которые интересуются азами живописи и хотят узнать получше, что такое пленэр (профессионалам это давно известно), мы постараемся рассказать о материалах и красках, которые лучше всего подходят для пленэрного рисования.
1. Конечно, нужно обязательно купить этюдник, небольшой и легкий. В нем будут лежать палитра, краски, кисти, мастихин и растворитель. Также здесь отлично поместятся нарезанные листы грунтованного картона, на котором лучше всего писать этюды на открытом воздухе. Разложенный этюдник с выдвинутыми ножками используется художниками в качестве мольберта.
2. При выборе красок лучше всего отдать предпочтение масляным. Ими легче всего работать. Акварель и другие живописные материалы потребуют наличия специальных навыков, поэтому мы не рекомендуем пользоваться ею новичкам. Ведь вы отправляетесь на пленэр! Что это такое, как не удовольствие? Зачем же усложнять себе задачу?
3. Из кистей лучше всего подходят те, которые сделаны из натуральной щетины. Потребуются как плоские инструменты разных размеров, так и круглые. Не забудьте взять растворитель для масляных красок и побольше тряпок, чтобы вытирать кисти и руки.
4. Маститые художники всегда берут с собой на пленэр специальный большой раскладывающийся зонт. Берите с них пример! В ясную погоду он защит вас от солнечных ожогов, а в пасмурную убережет от дождя.
Что такое «пленэр»
Не все художники сочиняют свои картины, сидя в мастерской. И не у всех есть возможность рисовать по фотографии, тем более что фотоаппарат не может передать объем и ощущение пространства, как бы ни старался. Для решения этой проблемы и существует пленэр – рисование на природе. Причем объектом творчества может быть что угодно: растения и ландшафт, панорамы города и отдельные сооружения, портрет, небо и многое другое, что только может прийти в голову.
Пленэры для художников – это очередная возможность испытать свои силы, прочувствовать естественное освещение и перенести все это на холст. Главное – научиться рисовать быстро, пока свет не переменился. Зачастую на пленэре создают этюды и зарисовки, а не полноценные картины. Фотографы тоже работают на природе. Для многих из них пленэр — это основное направление в творчестве.
Современный пленэр
Сегодня, отправляясь в путешествие, художнику необязательно брать с собой краски, чтобы запечатлеть понравившийся пейзаж. Достаточно взять в дорогу фотоаппарат. В наше время огромной популярностью пользуются фотосессии на природе. Картины-пейзажи, которые создаются при помощи современной цифровой техники, порой не уступают по красоте лучшим живописным полотнам.
Это современный фотопленэр. Чтобы успешно заниматься данным видом искусства, не нужно предварительное постигать основы живописи и всюду таскать с собой этюдник с красками. Все, что требуется: наличие цифровой камеры и жажда творчества.
Особенности пленэрной живописи
Импрессионизм, вообще, является ярким примером работы художника на пленэре. Известный художественный критик Ж.-Л. Кастаньяри писал:
Именно импрессионисты подняли этюд, выполненный на пленэре, до уровня полноценных самостоятельных картин. Художники-импрессионисты старались как можно точнее передать собственные впечатления от окружающего мира — ради этой цели они отказались от существовавших академических правил живописи и создали свой, отличный метод. Суть его сводилась к передаче при помощи раздельных мазков чистых красок внешнего впечатления от света, тени, их рефлексии на поверхности предметов. Такой метод создавал на картине впечатление растворения формы в окружающем свето — воздушном пространстве. Клод Моне писал о своем творчестве:
В современное время обучение пленэру часто становится одним из основополагающих элементов в обучении живописи в различных, художественно образовательных учреждениях и является частью живописи с натуры.
Самые известные картины, написанные на пленэре
Рассказ о том, что такое пленэр, будет неполным без информации о лучших образцах мировой пленэрной живописи. К общепризнанным эталонам относятся следующие картины:
- «Восходящее солнце», «Здание парламента в Лондоне», «Кувшинки, «Женщины в саду» Клода Моне.
- «Завтрак на траве» Эдуарда Мане.
- «Пейзаж на берегу Сены» Огюста Ренуара.
- «Пшеничное поле с кипарисами», «Звездная ночь», «Красные виноградники в Арле» Ван Гога.
- «Грачи прилетели», «Осень. Сокольники», «Зимний пейзаж» Алексея Саврасова.
- «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Вечер. Золотой Плес» Исаака Левитана.
- «Московский дворик» Василия Поленова.
- «Зима в Абрамцево. Церковь», «Заросший пруд» Валентина Серова.
- «Розы на фоне моря», «Париж», «Крым. Гурзуф» Константина Коровина.
- «Деревья», «Грозовые облака», «После дождя. Проселок» Федора Васильева.
- «Березовая роща», «Радуга», «После дождя», «Вечер на Украине» Архипа Куинджи.
- «Февральская лазурь», «Иней», «Мартовский снег» Игоря Грабаря.
- «Русская зима. Лигачево», «Весна в Троице-Сергиевой Лавре» Константина Юона.
Конечно, это только небольшая часть огромного списка мировых шедевров.
Фотосессия на пленэре
В наше время фотоаппараты есть практически у всех. Во всяком случае, хотя бы обычные мыльницы. А вот дорогая зеркальная камера имеется далеко не у каждого. Но если вы обзавелись отличной зеркалкой, тогда вам может быть по плечу настоящая, профессиональная пленэр-фотосессия. Что это такое? То же самое, что и пленэрная живопись, только вместо красок, кистей и холста используется фотоаппарат.
Вы только подумайте, как прекрасна природа! И как хочется порой, гуляя по лесу или по кромке прибоя, унести частичку этой красоты с собой. Живописцем дано стать не каждому, но вот обращаться с фотокамерой может научиться практически любой желающий. Но не стоит думать, что фотосессия на пленэре — простое дело. Фотохудожник должен знать и уметь немало для того, чтобы получить отличные снимки. Возможно, вам придется сначала даже записаться на какие-нибудь фото-курсы. Но главное, конечно же, — это практика. Желаем вам творческих успехов в работе на пленэре!