Что такое песня

Песня в литературе

Н.В.Гоголь называл песню одним из трёх источников своеобразия русской поэзии. Герои многих классических произведений школьной программы поют.

Это и герои повестей А.С.Пушкина, и гоголевские казаки из циклов «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», и тургеневские «Певцы», и персонажи романа М.А.Шолохова «Тихий Дон», и близкие к нам по времени герои рассказов Ю.Казакова и В.Шукшина.

Мы знаем «Песнь о купце Калашникове…» и «Казачью колыбельную песню» М.Ю.Лермонтова, «Песнь о собаке» и «Песнь о хлебе» С.А.Есенина, песни А.Кольцова, И.Никитина. Стихотворения с «геном народности», написанные А.С.Пушкиным, Н.А.Некрасовым, Н.М.Рубцовым, А.Д.Дементьевым, стали песнями.

Продолжать разговор о песне можно бесконечно. Но ничто не расскажет о ней лучше, чем она сама. Песня изменчива и многогранна, как сама жизнь. Среди песен дворовых, блатных, авторских (бардовских), эстрадных, популярных каждый непременно найдёт то, что близко его сердцу.

Ищите тексты и ноты новых и старых песен, пойте хором и сольно, сочиняйте новые композиции. И да будет Песня!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Историческое развитие песни

Первобытнообщинные песни вызывают ассоциацию с невнятным мычанием, которое сопровождается притоптыванием вокруг костра. Возможно, со стороны первые попытки пения выглядели именно так.

Однако для людей далёкого прошлого песня имела жизненно важный смысл: она выполняла охранные функции, служила формой разговора с внешними силами (духами природы, отвечающими за погоду, милость земли, воды, неба и огня), помогала членам племени объединиться и настроиться на выполнение общей задачи (охота, переход на новое место и т.д.).

Фрагментарно дошедшие до нас песни эпохи античности сложнее по структуре. Изначально они были хоровыми. Например, произведения, предназначенные для исполнения на празднествах в честь бога Диониса, назывались дионисийскими песнями.

Они в образной форме воспевали идею возрождения после смерти, попутно вбирая в себя древние ритуалы, связанные с культом плодородия (сбором урожая винограда), помогали людям пережить коллективные страхи. Подобные песнопения в честь божеств греческого пантеона именовались гимнами.

Сольное пение под аккомпанемент музыкального инструмента положило начало такому литературному роду, как лирика.

Певцы строили свои произведения по описательному принципу, лишь в период поздней античности в текстах стало проявляться индивидуально-авторское начало с оценкой тех или иных событий, лиц, рассказом о чувствах исполнителя.

Постепенно песни разделились на два вида: эпические и лирические. К эпическим можно отнести собственно исторические песни, сказания, былины. Позднее к ним прибавились баллады. О лирической народной песне поговорим отдельно.

Авторская

К авторской композиции можно подобрать синоним — бардовская песня. В середине XX века бардовское творчество начинает селиться в разных странах.

Можно выделить несколько особенностей:

  • композитор, написавший песню, сам ее и воспроизводит;
  • помимо музыки, автор сочиняет еще и текст;
  • смысловая нагрузка стоит на переднем плане.

Предшественником авторской песни считается городской романс. С момента возникновения магнитофона в 1950-х годах происходит резкий рост бардовских песен.

Что такое песня

Самые известные авторы жанра русской песни: Окуджава, Высоцкий, Новиков, Розенбаум, Старчик, Митяев, Соснора.

Песня — это …

В рамках жанра эти две составляющие существуют на равных правах. Мелодия и текст подчинены друг другу, при этом бывает трудно определить, какое из двух начал первично.

Когда-то песни были единственной и главнейшей формой коллективного творчества. Они не отличались изысканной эстетикой: часто могли включать в себя лишь несколько повторяющихся предложений или фраз.

Важным осознавалось ритмическое повторение определённых словесных формул, которые сопровождались строго определёнными действиями. Трудовые, заклинательные, магические обряды первых людей сопровождались произведениями такого рода.

Развиваясь во времени, песня стала приобретать черты, которые отличают её сегодня:

  1. чёткая ритмическая структура;
  2. текстовая составляющая;
  3. разбиение на куплеты;
  4. наличие припева;
  5. использование рефрена;
  6. параллелизм.

В современной культуре песня ассоциируется исключительно с лирикой. Но так было не всегда.

Процесс создания песни

Создание хита всегда было очень трудоемким процессом, а в современных условиях шоу-бизнеса стало еще более сложным. Сегодня для рождения и жизни музыкального бестселлера необходимо пройти несколько этапов:

  • Поискать хорошего продюсера, который поможет не только создать, но и раскрутить продукт на рынке.
  • Написать текст песни. Что такое придумать песню, если нет слов для аккомпонемента? В случае, если поэзия не ваша стихия, можно обратиться к профессионалу, поэту-песеннику. Но это требует хороших финансовых затрат.
  • Написание музыки. Профессионалы считают этот этап самым важным. Именно сейчас должна сформироваться идея и стилевая концепция будущего хита.
  • Определение музыкальной формы. Для того, чтобы песня превратилась в коммерческий шлягер, форма должна быть простой и логичной. Потому как продукт лучше всего запоминается и воспринимается слушателем в том случае, если у него мало разноплановых частей и все они при этом размещены предсказуемо. Большое значение в форме играет и хронометраж. В зависимости от мест, где планируется ее крутить (на сцене, на ТВ, в клубах и т.д.), композиция должна иметь разную продолжительность.

Виды песен в фольклоре

По своим задачам и способу исполнения лирические песни делились на несколько категорий.

Обрядовые песни приурочены к календарному циклу. Русский народ представлял год в виде колеса (коло). Время, бесконечно движущееся по кругу, вызывало в памяти человека ряд бесконечно повторяющихся ситуаций. За зимой приходила весна, за весной лето, затем наступала осень.

Перемены погоды определяли хозяйственную жизнь крестьянина. Время сева сменялось страдой, после чего наступала пора урожая и подготовки к зиме. Эти этапы ассоциировались и с более глубокими пластами бытия: рождением – взрослением – зрелостью – умиранием.

Среди обрядовых выделяют следующие виды песен:

  1. зимние (от Покрова до Крещения);
  2. весенние (масленичные, благовещенские);
  3. летние (троицко-семицкие, на Ивана Купалу, жатвенные);
  4. осенние.

К ним же можно отнести песни:

  1. свадебные;
  2. колыбельные;
  3. погребальные.

Бытовые песни соотносятся с различными сферами трудовой и семейной жизни крестьянина и бывают:

  1. бурлацкие;
  2. ямщицкие;
  3. разбойничьи;
  4. любовные (семейные);
  5. солдатские (рекрутские, казачьи);
  6. арестантские (тюремные).

Кроме того, выделяют корильные, хвалебные, игровые, заклинательные песни.

Примеры народных лирических песен разных видов и жанров можно обнаружить в хрестоматиях по фольклору и специальных собраниях, составленных К.Даниловым, И.В.Зыряновым, А.И.Соболевским, С.Г.Рыбаковым, П.Н.Рыбниковым и другими исследователями русской старины.

Также их можно скачать без регистрации здесь: https://ru12.intermusic.name/q/l_m987TS5PKR_YrstvcXs8eD46Hmt8a9wLbKpOyI72Kehp39tbCq1ej8/

Термин и краткая история

Песня — самый простой вид вокальной музыки, но, пожалуй, и самый популярный, возникший за много лет до н. э. Впервые ее применение требовалось в древних обрядах и ритуалах. Только спустя много времени песня зазвучала по-иному, а именно — с художественной стороны, и потребительское отношение отошло на задний план.

Первоначальные композиции носили религиозный характер, когда существовала вера в силы природы и соответствующих ей богов. Композиции были совсем несложные, могли ограничиваться даже тремя словами.

В античный период музыка с поэзией считались неразлучными напарниками, потому их совмещали в единое искусство.

В Средневековье песни были распространены у музыкантов, таких как трубадуры, миннезингеры, труверы и мейстерзингеры. Они чувствовали неразрывную нить между музыкой и текстом, ощущали связь стихотворной формы с музыкальной строфой.

В дальнейшем одноголосие обросло с двух сторон новым звучанием, образуя дуэты, трио, квартеты и др.

Что такое песня

Характерная черта песен — главенствующая мелодия, исполняемая голосом на протяжении всего аккомпанирующего фона

Слово, плавающее в музыкальной реке, словно лодка, в которой сосредоточено все самое необходимое и важное

Виды песен. Жанры песен: описание и примеры.

Песня – один из распространённых жанров вокальной музыки, она объединяет в себе стихотворный текст с несложной для запоминания мелодией. Песни могут исполняться одним исполнителем, а также группой или хором, с инструментальным сопровождением и а капелла.

Самым популярным жанром вокальной музыки является песня. Основные жанры песен: народная и композиторская. Главное их отличие в том, что композиторская имеет хотя бы одного автора, а народная автора не имеет, её создатель – народ.

Народные песни передаются от старшего поколения к младшему. Распространились они по стране благодаря бродячим музыкантам, которые пополняли ими репертуар и переезжали из города в город, донося их до разных слушателей. Простой народ не был обучен грамоте, не умел записывать музыку и тексты, поэтому песни заучивались наизусть. Естественно, что в разных городах могли петь одно и тоже произведение с разными словами или мелодией. К тому же каждый исполнитель мог менять текст или мотив по своему желанию, поэтому в наше время можно встретить несколько разных вариантов одной песни. Сначала народ пел на свадьбах, похоронах, по случаю рождения ребёнка, во время обрядов. Потом люди стали петь, когда работали, и отдыхали, когда им было грустно, или радостно.

Композиторские песни появились приблизительно в 16-17 веках, с развитием светской культуры. Это сочинения, у которых есть, как минимум, один конкретный автор и которые должны исполняться так, как задумано создателем. Песенное творчество композиторов доходит до слушателя в своём первозданном виде, даже если с момента его создания прошло несколько веков.

Что такое песня

Виды песен

Существуют следующие жанры песен:

  • авторские (или бардовские);
  • неаполитанские;
  • гимны;
  • народные;
  • исторические;
  • рок-баллады;
  • эстрадные;
  • кантри;
  • романсы;
  • шансон;
  • частушки;
  • колыбельные;
  • детские;
  • строевые.

Здесь перечислены как давно возникшие, так и современные жанры песен. Примеры некоторых из них: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяева (бардовская); «Ой, мороз, мороз» (народная); «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки на слова А. Пушкина (романс); «Вернись в Сорренто» Э. де Куртис и Дж. де Куртис (неаполитанская); «Солдатушки, бравы ребятушки» (строевая) и так далее.

Русские народные песни

Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Обрядовые сопровождают какой-либо ритуал: свадьбу, похороны, рождение ребёнка, сбор урожая и т.п. Необрядовые – исполняются не по какому-то определённому случаю, а на посиделках, во время бесед и вечёрок, они поются для настроения, выражают эмоции и переживания людей. Темы народных песен могут быть любыми: любовь, тяжёлая крестьянская или рекрутская доля, исторические события или реальные исторические личности…

Жанры русских песен:

Что такое песня

  • свадебные;
  • рекрутские;
  • колыбельные;
  • потешки;
  • пестушки;
  • календарные обрядовые;
  • плачи;
  • ямщицкие;
  • частушки;
  • погребальные;
  • разбойничьи;
  • бурлацкие;
  • лирические;
  • хороводные;
  • плясовые;
  • заклички.

Частушки, кстати, не слишком древний жанр, появились они чуть более ста лет назад и пелось в них о любви. Изначально их исполняли только парни.

Лирический жанр песни народной включает в себя произведения, которые выражают чувства и настроения тех, кто их поёт. Такие песни делятся на семейные и любовные. Они могут быть различными по характеру, даже бесшабашными и безудержно весёлыми. Но по большей части русская народная лирика выражает грусть и тоску. Часто в лирике настроение человека сравнивают с природными явлениями.

Песни народные могут быть исполнены солистом, группой или хором, в сопровождении инструментов и а капелла.

Жанры народных песен

Существует много жанровых разделений по типу событий. Например, обрядовые (календарные и семейные).

Календарные подразумевали славянские праздники:

  • зимние — колядки («Уродилась коляда накануне Рождества»), щедровки («Добрый вечер, щедрый вечер»), овсени («Овсей, Овсей шел по дорожке»);
  • святочные — подблюдные;
  • масленичные («Ой, блины, мои блины»);
  • весенние — веснянки, пасхальные («Из-под лесу»);
  • летние — купальские.

Что такое песня

Семейные описывали бытовые сцены и праздники:

  • рождение и пестование;
  • свадьба;
  • похороны (плачи и причитания);
  • колыбель.

Также существуют такие жанры народных песен:

  • трудовые — объединяли рабочих и делали тяжкий труд с помощью песни, сливаясь в одну силу, намного проще;
  • шуточные — частушки, припевки, сатира;
  • хороводные и плясовые;

Что такое песня

  • эпические(повествование) — былины, исторические, баллады, сказки, небылицы;
  • протяжно-лирические (часто связаны с описанием тяжелой женской доли, с которой приходилось мириться из-за принятых обществом традиций);
  • отходнические (время, когда нужно было покидать дом и уходить на крестьянские работы за пределы деревни) — бурлацкие, ямщицкие, солдатские, рабочие.

Одни из лучших песен жанра фольклора:

  • «Ой, мороз, мороз».
  • «Ой, то не вечер».
  • «Солдатушки».
  • «Пойду ль я, выйду ль я».
  • «Валенки».
  • «Тонкая рябина».
  • «Эй, ухнем».

Определение первое

Народная песня относится к разновидности фольклора (устного народного творчества). У данного искусства нет одного-единственного создателя. Народная музыка — следствие вклада многочисленного состава людей. Песнь передавалась из уст в уста, приобретая новые нюансы, интонации, слова и даже иной смысл.

Традиционные произведения непосредственно были связаны с народом и их бытовой жизнью: труд, праздники и обряды.

Жанр русской народной песни отличается своей красотой и мелодичностью. Не зря даже за границей иностранцы распевают любимейшую всеми «Калинку-малинку».

Песнь встречается как одноголосного склада, так и многоголосного. Одна из характерных черт русской народной композиции — начало, которое запевает единственный солист либо ансамбль в унисон.

Характеристики песен. Ответы@Mail.Ru: какой бывает характер у музыки?

Что такое песня

есть только твоё настроение и желание послушать то что тебе нужно в данный момент)

Музыка пишется с человеческих чувств. Музыкант может быть в лирическом настроении и написать романтич. песню. А может и быть как на вулкане, в буйном состоянии, когда всплеск эмоций, страсть и он создает драйвовую композицию. Особенно хорошо по-моему мнению настроение а не характер музыки, хорошо удается передать посредством электрогитары.

Музыка бывает всякая – надо слушать то что хочеться хотя многие и говорят что под настроение – когда злишься можно и рэп жёсткий послушать и медляки чтоб успокоиться так что ток на твой вкус

Катюша! Характеров – множество. Всех и не перечислить. Весёлая, бравурная, радостная, героическая, решительная, печальная, грустная, траурная, быстрая, грузная, лёгкая, тяжёлая, фантастическая, космическая, ритмичная, аморфная.. . и так далее и тому подобное.

Эпитеты, описывающие характер музыки, вовсе не обязаны быть общепринятыми. И никого ни к чему не обязывают. Сколько музыки – столько и характеров. В каждом исполнении каждый слушатель определяет своё собственное понимание характера музыки.

Это если я правильно понял вопрос.

С ув. Н. И.

Характеров – множество. Всех и не перечислить. Весёлая, бравурная, радостная, героическая, решительная, печальная, грустная, траурная, быстрая, грузная, лёгкая, тяжёлая, фантастическая, космическая, ритмичная, аморфная.. .и так далее и тому подобное.

Эпитеты, описывающие характер музыки, вовсе не обязаны быть общепринятыми. И никого ни к чему не обязывают. Сколько музыки – столько и характеров. В каждом исполнении каждый слушатель определяет своё собственное понимание характера музыки.

Это если я правильно понял вопрос.

С ув. Н. И.

Характеров – множество. Всех и не перечислить. Весёлая, бравурная, радостная, героическая, решительная, печальная, грустная, траурная, быстрая, грузная, лёгкая, тяжёлая, фантастическая, космическая, ритмичная, аморфная.. .и так далее и тому подобное.

Эпитеты, описывающие характер музыки, вовсе не обязаны быть общепринятыми. И никого ни к чему не обязывают. Сколько музыки – столько и характеров. В каждом исполнении каждый слушатель определяет своё собственное понимание характера музыки.

Это если я правильно понял вопрос.

С уважением Н. М.

Характеров – множество. Всех и не перечислить. Весёлая, бравурная, радостная, героическая, решительная, печальная, грустная, траурная, быстрая, грузная, лёгкая, тяжёлая, фантастическая, космическая, ритмичная, аморфная.. .и так далее и тому подобное.

Эпитеты, описывающие характер музыки, вовсе не обязаны быть общепринятыми. И никого ни к чему не обязывают. Сколько музыки – столько и характеров. В каждом исполнении каждый слушатель определяет своё собственное понимание характера музыки.

Это если я правильно понял вопрос.

Вы чего, совсем ненормальные, люди выше?

Ребята, мозги вправьте себе.

Информация о песнях. Краткая история песни. ЛИТЕРАТУРА. БИБЛИОГРАФИЯ

Розанов И. Н. (Вступительная статья), в издании: Песни русских поэтов, М., 1936;

Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры,
выпуск 1 — Очерк четвертый. Музыка придворная, театральная и бытовая, М., 1938;

её же , Русские поэты и вокальная лирика, в книге: Иванов Г. К., Русская поэзия
в отечественной музыке, М., 1966;

Асафьев Б., О русской песенности, в книге: Избранные труды, т. 4, М., 1955;

его же , Советская музыка и музыкальная культура, там же, т. 5, М., 1957;

Васина-Гроссман В. A., Вокальные формы, М., 1960;

Кулаковский Л., Песня, ее язык, структура, судьбы, М., 1962;

Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, глава 4 — От канта к «российской песне»;

Нестьев И. В., О музыке устной традиции, в книге:
Русская художественная культура конца XIX — начала XX
века, книга 1, М., 1968;

Сохор А. Н., Путь советской песни, М., 1968;

Попова Т. В., О песнях наших дней, М., 1969;

Левашева О. Е., Песня и романс, в книге: История русской музыки, т. 1, М., 1972;

Эрисман Г., Французская песня, М., 1974;

Артеменко Е., Русская народная лирическая песня, ее мелодика, поэтический строй, синтаксические
явления, Воронеж, 1976;

Tiersot J., Histoire de la chanson populaire en France, P., 1889;

Aubry P., Trouvèreset troubadours, P., 1909;

Vetter W., Wort und Weise im deutschen Kunstlied des 17. Jahrhunderts,
„ZfMw”, 1928, Jahrg. 10, No 11 – 12;

Müller-Blattau J., Das Verhältnis von Wort und Ton
in der Geschichte der Musik, , 1952;

Beaufils M.,Musique du son, musique du verbe, P., 1954;

Müller G., Geschichte des deutschen Liedes vom Zeitalter des Barock
bis zur Gegenwart, , 1959;

Sydоw A., Das Lied. Ursprung, Wesen und Wandel, Gott., ;

Ruwet N., Language, musique, poésie, P., 1972.

1. История жанра

В античные времена песня была важным компонентом обрядов : ее текст выполнялся под музыкальный аккомпанемент, сопровождался танком или пантомимой. Эллинские поэты создали несколько разновидностей песни: элегия, гимн, культовая песня, застольная песня, похвальна песня, песня о любви. Со временем некоторые из них стали самостоятельными жанровыми разновидностями лирики (элегия, ода). Тесно связана с музыкой средневековая песня — канцона, альба, рондо, серенада, баллада — творцами которой были труверы, трубадуры, миннезингеры. В средневековой литературе песней называли также эпические произведения об исторических или легендарных личностей ( «Песнь о Роланде»).

Во второй половине 18 века внутри песенных жанров кристаллизуется песня-романс с сопровождением клавишного инструмента. Песенные формы занимают значительное место в опере 18 века и других музыкально-драматических жанрах. В период Великой французской революции складывается жанр массовой революционной песни. В это время возникают такие песни, как «Марсельеза» и «Са ира» ( фр. a ira ), Которые стали художественном символами освободительной борьбы народа.

В 19 веке с общим расцветом лирических форм искусства, а также с ростом интереса к фольклору, песенные жанры интенсивно развиваются разделившись на собственное песню и романс. Границу между ними установить сложно. Однако, как правило, песня отличается более обобщающим характером мелодии, которая может иногда выполняться с другим текстом. Среди выдающихся композиторов 19 века, работавших в жанре песни — Ф.Шуберт, И.Брамс, Ж.Бизе, Дж. Россини, Дж. Верди, М.Глинка, П. Чайковского, Рахманинов и другие.

Параллельно с творчеством профессиональных композиторов, развивается песенная традиция, представленная поэтами, которые сами составляли мелодии для своих песен и сами их выполняли. Всемирно известными стали песни французских поэтов-шансонье, таких как П. Ж. Беранже и Е.Потье.

В начале 20 века в ряде стран наблюдается подъем революционной рабочей песни, среди которых «Интернационал». Она стала основой развития массовой советской песни, которая стала одним из главных жанров советского музыкального искусства. Среди украинских композиторов первой половины 20 века, работавших в жанре песни — Л. Н. Ревуцкий, «Песня» Я. Степного, «Песня любви» Б. Буевского, «Песня о неоткрытые острова» И. Шамо и др.. В 1970-х — 1980-х годах в жанре песни плодотворно работали Платон и Георгий Майборода, Александр Билаш, Иван Карабиц и другие.

Вместе с тем в странах Европы и США развитие эстрадной песни был связан с искусством джаза. С конца 1940-х годов в ряде стран возрождаются традиции «Шансонье» — певцов, которые сами создают мелодии, а зачастую и слова своих песен ( Жорж Брассанс, Шарль Азнавур во Франции, Булат Окуджава в СССР и другие). В послевоенные годы песня становится основной музыкальной форме популярной музыки.

1.1. Жанр песни в популярной музыке

В современной популярной музыке песня становится распространенной музыкальной формой. Большинство современных песен пишутся в куплетную форме или в простой двухчастной форме, в популярной музыке называется 32-тактовой форме или форме aaba. Куплетная форма содержит от трех до пяти различных секций, которые располагаются примерно в следующем порядке:

  1. Введение
  2. Куплет
  3. Припев (рефрен)
  4. Куплет
  5. Припев (рефрен)
  6. Инструментальный проигрыш
  7. Повторение припева

Указанная форма является наиболее распространенной в современной популярной музыке, в частности в таких направлениях как хип-хоп, рок, и большинства других направлений. Количество куплетов может варьироваться в незначительном количестве. Отдельные песни могут состоять только из одной секции, несколько раз повторяется с незначительными вариациями. Популярные песни имеют также свои особенности рифмы. Часто встречается схема ABAC ABAD.

Что такое песня в литературе. Песня

1. Определение.2. Поэтика и язык песни.3. Звуковая сторона песни.4. Социальные функции песни.5. Песни различных социальных групп.6. Бытование песни.7. Жизнь песни. «Народная» и «художественная» песни.8. Основные моменты в изучении песни.Библиография.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. — Слово «П.» (нем. — Lied, франц. — chanson, итал. canzone, алгл. — song) означает первичный вид музыкально-словесного высказывания. Это — фольклорный жанр, к-рый в широком своем значении включает в себя все, что поется, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.

В дальнейшем термин «П.» применяется преимущественно во втором значении; о П. эпической — см. Эпос.

Что такое минусовка песен

По сути минусовкой называют фонограмму, очень близкую к оригиналу, или непосредственно сам оригинал, звучащий без одной или нескольких партий инструмента или вокала. Это позволяет исполнителю, у которого имеется отсутствующий инструмент, подыграть звуковому файлу.

Обычно «минусовка» записывается в студии и славится высоким качеством. Так что ни в коем случае нельзя путать ее с любительским караоке. В отличие от «минусовки», в нем всегда прописан аккомпанемент основного голоса, а значит у исполнителя нет возможности импровизации.

Как правило, фонограммы, о которых идет речь, используются артистами на концертах, в ресторанах, в барах и тому подобных местах.

2. Песня как жанр литературы

Уже в античные времена заметно постепенное освобождение песни от музыки — со временем песня становится самостоятельным литературным жанром («Кармина» Горация, «Песня о Гаявату» Генри Лонгфелло, Песнь радости» В. Уитмена, «Песня» Р. Брука и др.).. Часто писатели всех стран и эпох обращаются в своем творчестве к фольклорных песен — особенно популярной стала стилизация народной песни в эпоху романтизма (П.-Ж. Беранже, Г. Гейне, Г. Бернс, А. Мицкевич, В. Жуковский, А. Метлинский, Л. Боровиковский, ранний Т. Шевченко). С другой стороны, много песен лирических, написанных поэтами, становятся народными («веют ветры …» И. Котляревского, «Дивлюсь я на небо», М. Петренко, «проституток, ветер, на Украину» С. Руданского, «Ревет и стонет Днепр широкий», «Садок вишневый коло хаты» Т. Шевченко, Слышишь, брат мой …» Лепкого, «Песня про рушник» А. Малышко и другие). Иногда термин песня используется в значении главы или раздела эпической поэмы, эпического произведения («Лис Микита» И. Франко состоит из двенадцати песен).

Что такое песня в музыке

В музыке это слово имеет четыре значения: запись произведения искусства, само произведение искусства, его исполнение и – отдельный вид искусства.

Гораздо более распространено второе значение: песня — это произведение искусства, гармонично сочетающее стихи и мелодию. Они записываются в виде текста и нот. Произведение может спеть как сам автор, так и другой исполнитель, солист, дуэт, ансамбль и так далее. Оно исполняется без аккомпанемента или под него. Как правило, при этом играют роль четыре составляющих: мелодия, стихи, аккомпанемент и вокал.

Искусствоведы сошлись во мнении, что песня как вид искусства делится на народную (самодеятельную или фольклорную) и на профессиональную. При этом какой-либо общей терминологии нет. Зато существуют отдельные виды песни: авторская, эстрадная, народная, рок, рэп, романс, колыбельная, шансон и другие. В интернете можно найти подробное описание каждого из них. Например, что такое детская песня, что представляет из себя романс, рэп и так далее.

Что такое песня в литературе

Для этой сферы искусства песня – наидревнейший вид лирической поэзии. Этим термином также называют стихотворение, которое состоит из двух-четырех куплетов и припева. Все они делятся на героические, народные, исторические, лирические и так далее. Как правило, поются хором или в одиночку, а в центре внимания всегда крестьянская жизнь.

Поскольку песня считается лирическим жанром, в нем существуют свои тематические циклы: песни антикрепостнического содержания, бытовые, солдатские, разбойничьи, любовные. И в каждом цикле – свой сюжет. Так, например, в любовных главные герои всегда молодые люди, а в центре внимания — их отношения, связанные с переживаниями и разлукой. А вот в бытовых песнях противопоставляется жизнь девушки до замужества и после, раскрывается тема невольного брака.