Партитура — это черезвычайно важная книга в музыке

Зачем нужна партитура при прослушивании музыкального произведения?

Еще в музыкальной школе учителя приучают детей к слушанию музыки с нотами. Есть даже такая отдельная форма прослушивания. В музыкальном училище и музыкальной академии слушать произведение с партитурой необходимо композиторам, музыковедам и исполнителям в равной степени. Это позволяет глубже ознакомиться с изучаемым произведением, постигнуть композиторский замысел, определить форму и так далее. Тем более во многих партитурах имеются авторские ремарки, не только касающиеся определенных элементов в исполнении, но и отражающие многие событийные моменты. Например, место и время действия, эмоции и чувства героев либо то, что должно в это время происходить на сцене, и т. д. Такое прослушивание рекомендуют устраивать и дома при подготовке к викторинам.

В концертном зале Академии музыки, филармонии или Оперного театра редко кого можно увидеть с партитурой. Да и это по большому счету ни к чему. В таких случаях достаточно приобрести программу концерта, где кратко изложен сюжет (музыкально-театрального произведения) или дана лаконичная характеристика частей (симфонического, вокально-симфонического произведения).

Партитура для современных музыкантов

С появлением таких музыкальных коллективов, как джаз-бэнды и ансамбли, необходимость в дирижерах отпала. Потому что в них появились барабанщики, которые не только задавали ритм, но также стали украшать музыку дополнительными звуками, извлекаемыми из различных ударных установок. Несмотря на это партитуры еще долгое время использовались для расписывания сложных партий инструментов. Но постепенно многие стали играть «на слух». Импровизация, которая поначалу была свойственна только некоторым джазовым партиям, позже распространилась на сольные выступления в рок-музыке.

Итак, нужна ли партитура сегодня для исполнения музыки в какой-нибудь группе? Это может быть выбор самих музыкантов. Некоторые из них плохо знают или вообще не знают нотную грамоту, используя табулатуру. Это очень большое упущение. Знание музыкальной грамоты может стать очень полезным, даже если применяется редко. Например, придется записываться на студии известного продюсера, и будет очень стыдно, если музыкант не сможет прочесть по нотам предлагаемую аранжировку.

Раньше при слове «композитор» мы представляли минимум Моцарта или Баха. Сегодня композитором может быть любой музыкант. Чтобы расписать партии инструментов группы сегодня даже не понадобится нотная бумага. Есть специальные компьютерные программы, которые позволяют не только записать музыку в нотах, но тут же ее прослушать и внести необходимые коррективы. Понятно, что на репетиции каждый музыкант имеет право делать свои предложения и импровизировать. Но если принести готовую партитуру новой песни на следующую репетицию своей группы, она пройдет намного плодотворней.

Значение слова Партитура по словарю Брокгауза и Ефрона:

Партитура (sparte, partitura, partizione, spartizione, spartito — итал., Partitur — нем., Partition — франц., score — англ.) — от итал. слова spartire — разделять. П. в музыке называется запись оркестрового сочинения, с точным обозначением сопоставленных отдельных партий всех инструментов. П. называется также всякая запись сочинения, состоящего из нескольких партий, напр. хоровая П., квартетная П. Распределение партий в П. весьма различно. самое рациональное — по группам, т. е. верхние нотоносцы страницы отводятся для группы духовых деревянных, в которой более высоким инструментам предназначаются верхние нотоносцы, а более низким — нижние, затем помещается группа медных духовых инструментов, затем ударных, после чего следуют добавочные инструменты: арфа, орган, фортепиано, металлофон и пр., затем вокальные партии и, наконец, группа струнных. Партии ударных инструментов без определенной звучности пишутся на нотоносце или на линейках, по одной на каждую партию. Нотоносцы, на которых помещаются партии флейт или фаготов и контрафагота, или тромбонов и тубы, или хора, или первой и второй скрипок, или виолончели и контрабаса, соединяются в начале акколадой. Рядом с итальянскими названиями в П. применяются и французские, немецкие, русские. Н. С.

ЧОП как дисциплина для специализации «Оркестровые духовые и ударные инструменты»

Чтение партитуры является одним из средств изучения ее музыкального содержания и образности. Читка совершается за фортепиано — таким образом закрепляются теоретические знания по транспозиции. Изначально избираются партитуры для малого смешанного духового оркестра. Методисты предлагают начинать с произведений с аккордовым складом: «Богатырские ворота» из фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки», «Норвежский танец № 2» Э. Грига. Затем отбираются педагогом и другие ноты для духовых оркестров.

Партитура - это черезвычайно важная книга в музыке

Для качественного усвоения предмета обязательно следует давать ряд задач для самостоятельной работы студента.

В итоге он должен:

  • усвоить, где и как располагаются инструменты и голоса в партитуре;
  • знать все условные обозначения;
  • уметь находить важные фактурные элементы изложения;
  • владеть рядом навыков чтения несложных музыкальных произведений за фортепиано.

Определение слова «Партитура» по БСЭ:

Партитура (итал. partitura, буквально — разделение, распределение, от лат. partio — разделяю, распределяю)совместная нотная запись всех голосов вокального, инструментального или вокально-инструментального сочинения, в которой партии голосов (инструментов) размещены построчно таким образом, что начало каждого такта и любых из его долей во всех партиях располагается точно друг над другом. П. позволяет легко охватить взглядом одновременно исполняемые звуки во всех партиях. Такая П. появилась в середине 16 в. в Италии. со временем она стала основной формой записи многоголосных музыкальных сочинений. Для исполнения выписываются (издаются) партии отдельных исполнителей, однако дирижёр (хормейстер) при разучивании и исполнении произведения всегда руководствуется его П. Постепенно установился определённый порядок расположения голосов в П. В вокальной (хоровой) П. голоса располагаются сверху вниз по мере понижения их тесситуры — сопрано, альт, тенор, бас. В П. для симфонического оркестра партии инструментов располагаются по группам (сверху вниз): деревянные духовые, так называемые медные духовые, ударные, арфа (если она имеется), смычковые, а в каждой из групп — по высоте звучания. Партии солирующих инструментов, вокальных голосов и хора помещаются между партиями арфы и смычковых инструментов.И. А. Барсова.

Партитура - это черезвычайно важная книга в музыке