Происхождение параллелизма
В название этой фигуры речи положено греческое слово parallelos, которое можно перевести как «идущий рядом». Его значение становится более понятно, если вспомнить об аналогичном математическом термине.
Постепенно он проник во многие естественные науки для обозначения математических правил, физических и биологических законов. В литературе прием сравнения или сопоставления двух различных явлений помогает сделать поэтическое произведение более эмоциональным. Он подчеркивает различия или совпадения предметов или обстоятельств, усилия выразительность произведения.
В целом параллелизм определяется как группа слов, заключающая в себе смысл, который автор также относит ко второй группе слов для создания поэтического образа. Параллелизм может быть разным по форме и смыслу.
Примеры
Рассмотрим пример полного синтаксического параллелизма: смежный параллелизм двустиший.
«Разве когда облегчил ты
Скорбь удрученного?
Разве когда утолил ты
Слезы тревожного?»
И.В. Гете «Прометей»
Эффект от заданного вопроса усиливается повторением двух предложений с одинаковым грамматическим строением. Это придает сказанному эмоциональность, некоторую степень возбуждения.
«Что ищет он в стране далекой,Что кинул он в краю родном?»
Лингвистическое явление характеризуется похожим порядком слов, с однотипными членами предложения. В приведенном примере также есть противопоставление, при котором используется антитеза (контраст, резкое противопоставление понятий).
«Кто любил – тот не забыл;
Кто забыл — тот не любил;
Кто любил, а все ж забыл,
Тот забыл то, как любил.»
Н.Л. Ломан
В данном двустишье четко просматривается авторская позиция, выделенная с помощью синтаксического параллелизма.
Часто синтаксический параллелизм подкрепляется анафорическим повтором (анафорой – повторением слов или групп слов) и другими сложными синтаксическими конструкциями.
«И он – вернется,
Тот поселянин, черный, горячий?
И он – вернется, вновь вверяясь
Твоей опеке…»
И.В. Гете «Песнь странника»
В приведенном примере автором передается спасительная надежда, с уверенностью и успокоением передаваемая встревоженному слушателю.
Синтаксический параллелизм – важный инструмент в руках мастеров слова. Он позволяет сделать произведение не только образным и красивым. Прием устанавливает эмоциональную связь между автором и читателем, чем приковывает к произведению, заставляя погрузиться в него и дочитать до конца.
Синтаксический параллелизм в литературе
Синтаксический параллелизм в качестве средства выразительности речи свойственен для художественного стиля или публицистики. Параллелизм в литературе научного и официально-делового стилях применяется нечасто, и в основном для логического выделения какого-либо факта.
Необходимо также знать, что параллелизм бывает и композиционный, когда части текста схожи по сюжетной и смысловой линиям. Например, описание природы отождествляется с внутренним состоянием человека. Часто авторы проводят аналогию унылого дождливого осеннего пейзажа с подавленным состоянием персонажа, депрессией и печалью. А весенние пробуждение природы – с надеждой на лучшие перемены.
Синтаксическим параллелизмом наполнены произведения устного народного творчества – песни, былины, пословицы, частушки, а также схожие художественные произведения, к примеру, поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и Твардовского «Василий Теркин», а также «Песня про купца Калашникова» Лермонтова.
Подводя итог, можно сказать что, синтаксический параллелизм в русском языке — это значимый художественный прием, с его помощью можно передать оттенки чувств, передать произведению динамичность, ритм и эмоциональность.
Синтаксический параллелизм получил распространение, благодаря своей способности выразить в тексте эмоциональные оттенки, наполнить предвкушением счастья, придать мечтательную грусть, наполнить и другими образами автора.
Главное отличие такого приёма в последовательном употреблении одинаковых конструкций даже без какого-либо подчинения. Чаще всего он встречается в любых жанрах английских текстов, в которых синтаксический параллелизм может существовать в пределах не только предложения, но и абзаца или целого периода. В текстах русского происхождения подобное разбиение будет считаться ошибкой со стороны синтаксиса, нарушением стиля и изложения.
Параллелизм двучленный
Он характеризуется следующим способом построения. Вначале идет изображение картины природы, затем описание схожего эпизода из жизни человека. Эти два эпизода словно вторят друг другу, хотя и различаются по объектному содержанию. Понять, что в них есть нечто общее, можно по определенным созвучиям, мотивам. Эта черта является отличительным признаком психологических параллелей от простых повторений.
Например: «Когда хотят сорвать розы, надо подождать до весны, когда хотят любить девушек, надо, чтобы им стало шестнадцать лет» (народная испанская песня).
Стоит однако отметить, что фольклорный параллелизм, который чаще всего и бывает двучленным, строится в основном на категории действия. Если же ее убрать, то все остальные элементы стилистической фигуры утратят свое значение. Устойчивость такой конструкции обеспечивается 2 факторами:
Если оба этих момента будут соблюдены, то параллелизм превратится в символ и приобретет нарицательность. Однако такая участь ожидает далеко не все двучленные параллелизмы, даже построенные по всем правилам.
Многочленный параллелизм
Понятие «психологический параллелизм», несмотря на кажущуюся сложность, довольно простое. Другое дело, когда мы говорим о разновидностях этого стилистического приема. Хотя что касается именно многочленного параллелизма, то обычно с его обнаружением проблем не возникает.
Этот подвид характеризуется односторонним накоплением нескольких параллелей, которые исходят одновременно из нескольких объектов. То есть берется один персонаж и сравнивается сразу с рядом образов. Например: «Не ластися, голубь, со голубкой, не свивайся, трава, со былинкой, не свыкайся, молодец, с девицей». То есть перед читателем уже три объекта для сравнения.
Подобное одностороннее увеличение образов говорит о том, что параллелизм постепенно эволюционировал, что дало поэту большую свободу сочинительства и возможность проявить свои аналитические способности.
Именно поэтому многочленный параллелизм называют относительно поздним явлением народной поэтической стилистики.
Параллелизм в литературе
Параллелизм – одинаковое грамматическое или синтаксическое построение отрезков речи, которые создают единый поэтический образ.
Параллельными могут быть не только слова, но и предложения, части предложений, словосочетания
Понятие «параллелизм» было известно еще древним грекам. С греческого языка слово parallelos означает «идущий рядом». Эта фигура речи призвана подчеркнуть сходства или различия реалий действительности, а также показывает особую выразительность, свойственную данному тексту.
Существует несколько видов параллелизма, которые распространены в литературе:
- тематический параллелизм. Здесь сравниваются явления, которые близки по содержанию. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «тучки небесные – вечные странники».
- синтаксический параллелизм. Два смежных периода похожи по построению фразы. Таким образом при данном виде параллелизма предложения или фразы строятся по одному и тому же синтаксическому принципу. Например, «Совсем скоро сойдет вода, покажется мокрая земля. Засияет солнце. Расцветут цветы. Распустятся молодые листики» (Г. Ветрова). Здесь мы видим, что синтаксическому параллелизму подвержены следующие конструкции: сойдет вода – покажется земля – засияет солнце – расцветут цветы – распустятся листики.
- звуковой параллелизм. Этот вид параллелизма часто встречается в поэтических произведениях. Например, когда строчки одинаково начинаются или заканчиваются. Также примером звукового параллелизма могут служить повторение рифм, сплетений. Например, Как светил да светил месяц по полуночи, Светил в половину; Как скакал да скакал один добрый молодец Без верной дружины…
-
отрицательный параллелизм.
При таком виде параллелизма поэтическая статья начинается с отрицательной частицы «не». Например, у Н.А. Некрасова:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Отрицательный параллелизм часто встречается в народных песнях в русском языке
Рис. 1. Виды параллелизма
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам познакомиться с таким понятием, как параллелизм, научит различать его виды. Здесь кратко дается определение параллелизма, его виды и примеры из текстов, на которых наглядно можно проследить, к какому виду параллелизма данный текст относится.
Тест по теме
-
Вопрос 1 из 5
Начать тест(новая вкладка)
Синтаксический параллелизм — стилистический прием образной речи
Образные средства в литературе
В своем арсенале художники слова имеют множество выразительных средств, чтобы создать яркий и впечатляющий образ. В своих произведениях писатели активно используют тропы и стилистические (риторические) фигуры:
- риторический вопрос
- инверсию
- градацию
- эпифору
- сравнение
Их использование делает восприятие художественной речи многоплановой, вызывает интерес у читателей к изображаемому, рождает богатые образные ассоциации. Одним из таких стилистических приемов является параллелизм. Этот термин заимствован из греческого языка, где слово parallelos , буквально значит «идущий рядом».
Параллелизм известен в биологии, математике, физике. В литературе словом «параллелизм» обозначают сходные элементы в построении высказывания. Это могут быть звуки и слоги (звуковой параллелизм), повторяющие слова (лексический параллелизм) и синтаксические конструкции — фразы и предложения.
Что такое синтаксический параллелизм?
Если в произведении имеются одинаковые или сходные по синтаксическому построению смежные строфы, фразы, предложения, то такие конструкции называют лингвистическим термином «синтаксический параллелизм».
При использовании синтаксического параллелизма повторяется однотипное синтаксическое построение следующих друг за другом частей высказывания, фраз и предложений. Синтаксический параллелизм выражается в определенном, похожем порядке слов с однотипным сказуемым, например:
А. Недогонов
С помощью этого стилистического приёма автор сопоставляет два объекта действительности и выражает свое отношение к тому, что он изображает, используя определенное построение стихотворной фразы.
Часто синтаксический параллелизм сочетается с другими образными средствами художественной литературы, например с анафорой:
Ф. И. Тютчев. Полдень
Нередки сочетания синтаксического параллелизма с антитезой:
М. Ю. Лермонтов. Парус
Отрицательный синтаксический параллелизм
Из народного творчества многие писатели восприняли , который имеет равное количество одинаково расположенных компонентов, но в отличие от прямого параллелизма строится с употреблением частицы «не»:
А. Ахматова. Родная земля
Примеры синтаксического параллелизма из художественной литературы
А. Майков. Дума
А. А. Фет
Н. А. Некрасов. Памяти Добролюбова
А. Ахматова. Измена
Скачать статью: PDF
Рубинчик Людмила Ивановна
Основные понятия
Само понятие параллелей как повторения одинаковых элементов встречается во многих науках: информатике, геометрии, биологии. Что такое параллелизм в тексте и как он применяется в русском языке?
Слово параллелизм переводится с греческого как «расположение рядом», что дает представление о смысле конструкции – это фигура речи, которая представляет собой размещение похожих (по смыслу, грамматике) элементов в отрывке.
Конструкция помогает создать цельный образ в литературе и обогащает текст: студент сдал зачеты, студент, который сдал зачеты, студент, сдавший зачеты. Зачастую такие конструкции именуют лексическим параллелизмом.
Важно! Параллельные конструкции имеют различия между собой по смыслу и стилю, например, часто несколько придаточных предложений образуют отдельное простое предложение в сложном, а вот параллельные простые обороты обозначаются как обычные члены предложения. Это происходит из-за того, что глагол представляют в предложениях по-разному: в личной форме (придаточная часть), как второстепенное сказуемое (деепричастный оборот), как действие-состояние (причастный оборот), как отвлеченное действие (отглагольное существительное)
Это происходит из-за того, что глагол представляют в предложениях по-разному: в личной форме (придаточная часть), как второстепенное сказуемое (деепричастный оборот), как действие-состояние (причастный оборот), как отвлеченное действие (отглагольное существительное).
Благодаря стилистическим различиям параллельные конструкции используются в разных стилях речи.
Синтаксический параллелизм
Еще один литературный прием заключается в построении предложений по одной и той же схеме, соблюдая одинаковое чередование частей текста. Это синтаксический параллелизм, который одинаково активно используется и в прозе, и в стихах. Например, у Сергея Есенина находим отрывок:
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
Алексей Толстой так начинает свою книгу «Детство Никиты»: Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый.
Это примеры неполного синтаксического параллелизма. Если в составе произведения больше двух фраз подряд имеют одинаковое количество и чередование синтаксических элементов, то этот прием называется полный синтаксический параллелизм.
Сергей Есенин использует полный и неполный синтаксический параллелизм в разных частях произведениях:
В Хороссане есть такие двери,
Где обсыпан розами порог.
Там живет задумчивая пери.
В Хороссане есть такие двери,
Но открыть те двери я не мог.
У меня в руках довольно силы,
В волосах есть золото и медь.
Голос пери нежный и красивый.
У меня в руках довольно силы,
Но дверей не смог я отпереть.
Андрей Белый использует этот прием легко и изящно:
Пролетаю: так пусто, так голо…
Пролетают — вон там и вон здесь —
Пролетают — за селами села,
Пролетают — за весями весь; —
И кабак, и погост, и ребенок,
Засыпающий там у грудей, —
Там — убогие стаи избенок,
Там — убогие стаи людей.
В литературе
Литература – это место сосредоточения множества художественных приемов, благодаря которым и создаются яркие произведения. Среди них особенно выделяется лексический параллелизм, который используют для усиления или акцентирования внимания на каком-либо отрывке. Некоторые произведения даже требуют его присутствия, например, стихотворения-обращения и поэмы, поскольку он является выразительным средством языка.
В отличие от риторики, где этот прием означает повторение мысли, в литературе конструкция используется для подчеркивания сходства или отличия объектов
Часто его применяют для усиления важности какого-то отрывка, а в литературе используют для того, чтобы подчеркнуть значимость чего-либо. В поэме Пушкина «Руслан и Людмила» автор пишет:
Это яркий пример параллелизма в качестве акцента, который показывает, насколько важно для героя услышать и увидеть возлюбленную
Фольклор
Параллели как художественный прием стали использоваться впервые в текстах античного периода. Особенно часто можно встретить такие параллельные конструкции в фольклорных произведениях, поскольку в те времена, люди часто отождествляли свои действия с событиями, происходящими в природе, и стремились отобразить это в своих произведениях. Их использовали в:
- стихосложении – прием является помощником для выстраивания строф и соблюдения рифмы. Именно в стихах такую конструкцию можно часто встретить,
- Библии и других примерах древнееврейской литературы – для варьирования похожих образов и в качестве синонимов,
- древнегерманских поэмах – в подобных произведениях прием используется одновременно с аллитерацией,
- финском народном творчестве – конструкции чередуются с градацией.
Внимание! Картина природы в образном параллелизме всегда первая, а после нее – отображение отношений и действий между людьми
Особенно обилен на параллельные конструкции русский фольклор, в котором прием имеет несколько форм:
- двучленный (простейшая форма) – состоит из двух параллелей «Летал сокол по небу, гулял молодец по свету»,
- многочленный – это несколько параллелей, которые располагаются в тексте последовательно,
- обратный параллелизм – это последовательные предложения, которые отличаются тем, что порядок слов во втором полностью обратный первому,
- отрицательный – действия человека противопоставляются какому-либо событию из внешнего мира Не березка склонялась, а красна девица в ножки кланялась,
- формальный – в данной параллели утрачена связь между внешним миром и поступками людей «Опущу колечко в речку, а перчаточку под лёд».
Из всех видов отрицательная форма не может выступать как самостоятельное средство, на котором можно построить целое произведение. Его обычно используют для раскрытия развязки или в отдельных эпизодах.
Более того, данный прием можно встретить чаще в народной поэзии, а в художественных произведениях только в том случае, когда автор использует его для подражания народному творчеству.
В современную и классическую литературу данный прием перешел именно из фольклора. Параллелизм в литературе Европы граничит с риторическими противопоставлениями и повторениями похожих звуков, для достижения ритмичности и создания определенного звукового эффекта.
Примеры из художественной литературы
Формы параллелизма в произведениях могут быть выражены как словами и словосочетаниями, так и целыми предложениями. Особенно часто его используют поэты, ведь благодаря данному приему можно не только усилить эмоциональную окраску поэмы или отрывка, но и сделать произведение более ритмичным.
Примеры параллелизма можно найти у А.С Пушкина :
У В. Брюсова:
Внимание! В художественной литературе параллелизм – это порождение личной фантазии автора для усиления выразительности эмоций. Без лексических и семантических конструкций художественные произведения больше бы походили на канцелярскую речь и сухие научные статьи
Параллелизмы – это одна из форм, которая делает тексты более яркими, акцентирует внимание, проводит параллели и доносит до читателя мысли и чувства автора. Этот прием можно успешно применять как в литературе, так и для большей выразительности устного языка
Без лексических и семантических конструкций художественные произведения больше бы походили на канцелярскую речь и сухие научные статьи
Параллелизмы – это одна из форм, которая делает тексты более яркими, акцентирует внимание, проводит параллели и доносит до читателя мысли и чувства автора. Этот прием можно успешно применять как в литературе, так и для большей выразительности устного языка
Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку
Синтаксический параллелизм
Параллелизм — это…
Понятие «параллелизм» было известно древним грекам, которые использовали эту фигуру речи в риторике, где она обозначала прием повторения или сопоставления сходных элементов речи.
В переводе с греческого языка слово parallelos буквально значит «идущий рядом». Этот термин знаком многим естественным наукам. Его используют математики, физики, биологи. В литературе им обозначают один из приемов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие реалий действительности и в то же время сообщает поэтической речи особенную выразительность, которая воздействует на читателя соответствующим образом. В зависимости от контекста произведения эта фигура речи имеет самое разнообразное применение, назначение и смысл.
Вот какое определение, что такое параллелизм в литературе, дается в Википедии:
Параллелизм — риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях речи, создающих единый поэтический образ.
В художественной речи параллельными элементами могут быть отдельные звуки, слова, словосочетания, предложения или части предложений.
Из фольклора в авторскую литературу
Когда же параллелизм психологический из народной поэзии перекочевал в классическую литературу?
Произошло это во времена вагантов, бродячих музыкантов. В отличие от своих предшественников, они оканчивали классическую музыкальную и поэтическую школы, поэтому усвоили основные литературные приемы изображение человека, которые характеризовались большой абстрактностью. В них было мало конкретики и связи с реальностью. В то же время, как все бродячие музыканты, они довольно хорошо были знакомы с фольклором. Поэтому стали привносить его элементы в свою поэзию. Появились сравнения с природными явлениями характера персонажа, например зима и осень — с грустью, а лето и весна — с весельем. Конечно, их опыты были довольно примитивны и далеки от совершенства, но зато они положили начало новой стилистике, которая позднее перекочевала в средневековую литературу.
Так, в 12-м веке постепенно начали сплетаться народно-песенные приемы с классической традицией.
Практика
Одновременное программирование включает в себя языки программирования и алгоритмы, используемые для реализации одновременных систем. Одновременное программирование обычно считается более общим понятием, чем параллельное программирование, поскольку оно может включать произвольные динамические модели общения и взаимодействия, тогда как параллельные системы чаще всего реализуют заранее определённые и хорошо структурированные модели связей. Основными целями одновременного программирования являются корректность, эффективность, устойчивость. Одновременные системы, такие как операционные системы и системы управления базами данных предназначены прежде всего для работы в неопределённых условиях, в том числе с учётом автоматического восстановления после сбоя, они не должны неожиданно прекращать работу. Некоторые одновременные системы осуществляют работу в виде прозрачной одновременности, при которой одновременные вычислительные сущности могут конкурировать за использование одного и того же ресурса, но суть этой конкуренции скрыта для программиста.
Поскольку одновременные системы используют общие ресурсы, они обычно требуют наличие какого-либо арбитра, встроенного в их реализацию (часто в базовое оборудование) для управления доступом к этим ресурсам. Использование арбитров создаёт вероятность неопределённости в одновременных вычислениях, которая имеет большое значение для практики, в том числе для обеспечения корректности и эффективности. Например, арбитраж не исключает неограниченный индетерминизм, который связан с проблемой проверки моделей, являющейся причиной взрывного характера пространства состояний и может даже стать причиной образования модели с бесконечным числом состояний.
Некоторые одновременные модели программирования включают создание сопроцессов и детерминированной одновременности. В этих моделях потоки выполнения по управлению процессами явно отдают своё кванты времени либо системе, либо другому процессу.
Проблематика
Поскольку вычисления в параллельных системах взаимодействуют друг с другом, число возможных путей выполнения может быть чрезвычайно велико, и результирующий итог может стать недетерминированным. Параллельное использование общих ресурсов может стать одним из источников недетерминированности, приводящей к таким проблемам, как взаимная блокировка или фатальный недостаток ресурсов.
Построение параллельных систем требует поиска надёжных методов координации выполняемых процессов, обмена данными, распределения памяти и планирования для минимизации времени отклика и увеличения пропускной способности.
Одночленный параллелизм
Одночленный параллелизм психологический направлен на развитие образности и усилении ее роли в произведении. Выглядит этот прием следующим образом. Представьте себе обычную двучленную конструкцию, где в первой части говорится о звездах и месяце, а во второй они сравниваются с невестой и женихом. Теперь уберем вторую часть, оставив только образы звезд и месяца. По содержанию произведения читатель догадается, что речь идет о девушке и юноше, но в самом тексте их упоминания не будет.
Такое умалчивание похоже на формальный параллелизм, но в отличие от него здесь не будет упоминаться о персонажах-людях, которые имеются в виду. Поэтому здесь мы можем говорить о появлении символа. За века в фольклоре появились устоявшие аллегорические образы, которые отождествляются только с одним значением. Такие-то образы и используются в одночленном параллелизме.
Например, сокол отождествляется с юношей, женихом. И часто в произведениях описывается, как сокол сражается с другой птицей, как его похищают, как он ведет под венец соколицу. Здесь нет никаких упоминаний о людях, но нам понятно, что речь идет о человеческих отношениях между юношей и девушкой.
Роль художественных средств
Параллелизм в литературе, как и многие другие приемы, обязательно должен присутствовать. Их роль на самом деле очень велика. Кому нравится читать научную литературу, тот знает, что именно этот жанр беден на выразительные средства. Это сплошной сухой текст, совершенно не вызывающий никаких эмоций. Главная задача литературы увлечь читателя, чтобы произведение читалось на одном дыхании и вызывало желание узнать продолжение.
Без выразительных средств мы бы не испытывали никаких чувств при чтении произведения: ни жалости, ни сочувствия, ни радости. Параллелизм в литературе также немаловажен. В чем заключается его основная роль?
Что такое синтаксический параллелизм
Понятие синтаксический параллелизм пришло к нам с греческого языка и означает «идущий рядом». Характеризуется похожим расположением элементов, аналогичной структурой предложений, однотипным построением предложений или отрезков текста. Это композиционный приём, который выделяет в худ. литературе структурную связь нескольких элементов стиля.
Параллелизмы бывают следующих видов:
- строфические;
- ритмические;
- отрицательные.
Однако самыми популярными всё же остаются синтаксические: они наиболее часто встречаются в русском языке и литературе. Параллелизм нередко можно встретить в поэзии, прозе, так как он позволяет добавить выразительности, эмоций и больше глубины.
Как правило, в первую часть предложения ставится обобщающее обстоятельство, а во вторую помещаются объекты сравнения. Использование синтаксического параллелизма в таком случае позволяет сделать описание обобщающего обстоятельства полным, ярким и объёмным. Это нужно и для понимания сюжета.