Отрочество

Идейное содержание

Отрочество

Трилогия Толстого была реализована с интересной композиционной задумкой. Автор следует не хронологии событий, а этапам становления личности и переломным моментам в судьбе. Лев Николаевич передает через основного персонажа базовые ценности ребенка, подроста, юноши. В этой книге есть и назидательный аспект, поскольку Толстой обращается ко всем семьям с призывом не упускать важнейшие моменты воспитания нового поколения.

По мнению многих литературоведов, это книга о важнейшей роли доброты, которая помогает человеку находиться вдали от жестокости и равнодушия, даже не смотря на серьезные жизненные испытания. При кажущейся легкости повествования и увлекательности сюжета в романе Толстого скрывается глубочайший философский подтекст – не скрывая моментов из собственной жизни, автор стремится ответить на вопрос, на какие вызовы судьбы приходится отвечать человеку в процессе взросления. Более того, писатель помогает читателю определиться, какой именно ответ нужно дать.

Усвоение обрядовой жизни деревни[править]

В течение всего отроческого периода проводилось также постепенное включение подростков в обрядовую жизнь деревни. Дети «кормили» блином Коляду в ночь под Рождество, «кликали Мороз», чтобы он «не бил наш овес», в понедельник сыропустной недели встречали «широкую, веселую боярыню масленицу», а в Егорьев день обегали стадо с веткой вербы, чтобы коровы каждый вечер возвращались с пастбища домой. Дети участвовали также в обрядах, совершавшихся для предотвращения стихийных бедствий: засух, долгих проливных дождей, града, тяжелых туманов, весенних заморозков, пожаров. Они выходили на улицу и, обращаясь к природным стихиям, пели песенки-заклички. Дети были главными участниками обходов дворов в праздничные дни (в Рождество, Васильев день, Средокрестие, Пасху) с поздравлениями и с пожеланиями счастья и благополучия. Благодарные взрослые дарили им печенье-«козульки», пироги, крашеные яйца. Считалось, что детские пожелания добра и счастья обладают большей силой и будут скорее услышаны Богом, чем слова взрослых людей.

Подросток в современном мире

Авторы доклада ЮНИСЕФ «Положение детей в мире» (2011) отмечают, что подростковый возраст — важный этап развития человека. Ведь именно во втором десятилетии жизни ярко проявляются бедность и неравенство. У молодых людей из бедных слоев общества меньше шансов на получение образования. Они чаще подвергаются насилию. Они привлекаются к тяжёлому труду, их принуждают к ранним бракам. В развивающемся мире у девушек вероятность выйти замуж в возрасте до 18 лет в три раза выше, чем в развитых странах. Ранние браки сопровождаются высокой материнской и детской смертностью, а также нищетой и бедностью. Большинство сегодняшних подростков — 88 % — живут в развивающихся странах. Многие из них сталкиваются с огромными трудностями.

Согласно отчёту Всемирной организации здравоохранения о состоянии здоровья подростков в разных странах мира, молодые люди из этой возрастной категории чаще всего сталкиваются с депрессиями, именно поэтому третьей наиболее распространённой причиной смерти подростков является суицид, который опережают только ДТП и ВИЧ/СПИД. Депрессия также является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. В отчёте отдельно отмечается, что выявлена прямая связь между самоубийствами подростков и так называемым буллингом — жёсткой травлей, которая регулярно уносит жизни все большего числа школьников и студентов.

См. также

  • Трилогия Ричарда Линклейтера о паре, чьи отношения зритель видит с промежутком в 9 лет:
    • «Перед рассветом» (1995)
    • «Перед закатом» (2004)
    • «Перед полуночью» (2013)
  • «Up Series» (1964 — н. в.) — английский документальный телесериал, рассказывавший о жизни 14 британцев с семи лет по настоящее время с шагом в 7 лет; вышло восемь эпизодов, в последнем (2012) — героям 56 лет.
  • «Рождённые в СССР» (1990 — н. в.) — аналог проекта Up Series, документальный сериал о жизни 20 уроженцев СССР с 7 лет по настоящее время с шагом в 7 лет; вышло четыре эпизода; в последнем (2012) — героям 28 лет.
  • «» (2000 — н. в.) — английский документальный фильм, рассказывающий о жизни и взрослении 25-ти детей с рождения на рубеже 1999/2000 гг. по 2020 год (ориентировочно).
  • «Barthood» (2015) — серия мультсериала «Симпсоны», пародия на фильм «Отрочество».

Особенности общения подростков со сверстниками, учителями, родителями

Также очень четко прослеживаются отличия отрочества от детства вне семьи и школы, в среде сверстников, друзей и недругов. Это возраст становления личности и максимализма, которому присуще идеализирование и полярность в мышлении. Если дети воспринимают все достаточно буквально, то в подростковом возрасте начинаются первые попытки и навыки совершения логических умозаключений. Тинейджеры пытаются завоевать место под солнцем, происходят первые шаги по закреплению своего статуса в социуме, борьба за лидерство, авторитет.

Отрочество

Меняется с приходом отрочества и взгляд на школу, педагогов. Если раньше учитель и его слова не подвергались сомнению, то теперь начинается оспаривание, отстаивание своего личного мнения.

В период отрочества родителям необходимо уделять своему ребенку много внимания, научиться не только слушать его, но и прислушиваться, советоваться. Глухота к мнению подроста может привести к непоправимым последствиям, которые скажутся на всей дальнейшей жизни как самого ребенка, так и его семьи.

Подростковый возраст в различных концепциях развития

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона

Э. Эриксон в своей концепции выделяет подростковый возраст как ключевой в развитии эго-идентичности. По мнению автора, идентичность — это чувство непрерывной самотождественности, целостности, последовательности и уникальности собственной личности.

Молодые люди в период подросткового возраста осуществляют выбор в некоторых жизненных сферах: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения, принятие определённой гендерной и социальной роли. Они активно ищут и экспериментируют, формируя некую целостность, которую Эриксон назвал «первой истинной идентичностью».

Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Ж. Пиаже выделяет в этом возрасте стадию формальных операций. Постепенно умственные операции превращаются в единую целостную структуру.

Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. Подросток может оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи. В этом возрасте развивается логическое мышление.

Концепция Л. И. Божович

По мнению Л. И. Божович, все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе перестраиваются. У подростка развивается самосознание и самоопределение.

Формирование самосознания происходит через анализ подростком своей деятельности и своих поступков, в первую очередь анализ учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками.

К концу школы происходит самоопределение подростка, связано оно в первую очередь с выбором профессии. Самоопределение основывается на сложившихся интересах и стремлениях, с учётом возможностей и внешних обстоятельств, опирается на мировоззрение подростка.

Периодизация подросткового возраста

Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет).

Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 до 17 лет).

Согласно терминологии Фонда Организации Объединённых Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет). По данным ООН, на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков.

Распространённое сейчас слово тинейджер происходит от англ. teen — составной части в названиях чисел от 13 до 19, и англ. age — возраст, то есть тинейджер — буквально, лицо в возрасте 13—19 лет.

Награды

Награды и номинации
Награда Категория Номинант Результат
64-й Берлинский международный кинофестиваль «Золотой медведь» (главный приз) Номинация
«Серебряный медведь» за лучшую режиссёрскую работу Ричард Линклейтер Победа
«Готэм» «Лучший фильм» Номинация
«Лучшая мужская роль» Итан Хоук Номинация
«Лучшая женская роль» Патрисия Аркетт Номинация
«Прорыв года» Эллар Колтрейн Номинация
Премия британского независимого кино «Лучший международный независимый фильм» Победа
«Независимый дух» «Лучший фильм» Номинация
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая мужская роль второго плана» Итан Хоук Номинация
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший монтаж» Сандра Адэр Номинация
«Золотой глобус» «Лучший фильм — драма» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая мужская роль второго плана» Итан Хоук Номинация
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший сценарий» Ричард Линклейтер Номинация
«Спутник» «Лучший фильм» Номинация
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая мужская роль второго плана» Итан Хоук Номинация
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший оригинальный сценарий» Ричард Линклейтер Номинация
«Лучшая песня» Split the Difference Номинация
«Лучший монтаж» Сандра Адэр Номинация
Круг кинокритиков Нью-Йорка «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая женская роль» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший монтаж» Сандра Адэр Победа
Общество кинокритиков Бостона «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучший актёрский состав» Победа
«Лучший сценарий» Ричард Линклейтер Победа(совместно с «Бёрдмэном»)
«Лучший монтаж» Сандра Адэр Победа
Ассоциация кинокритиков Вашингтона «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший юный актёр» Эллар Колтрейн Победа
Премия Гильдии киноактёров США «Лучшая мужская роль второго плана» Итан Хоук Номинация
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший актёрский состав» Номинация
Круг кинокритиков Сент-Луиса «Лучший фильм» Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
Круг кинокритиков Сан-Франциско «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший монтаж» Сандра Адэр Победа
Круг кинокритиков Канзаса «Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Выбор критиков» «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая мужская роль второго плана» Итан Хоук Номинация
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший молодой актёр» Эллар Колтрейн Победа
«Лучший актёрский состав» Номинация
«Лучший оригинальный сценарий» Ричард Линклейтер Номинация
«Лучший монтаж» Сандра Адэр Номинация
Ассоциация кинокритиков Остина «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший фильм об Остине» Победа
Ассоциация кинокритиков Чикаго «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
Национальное общество кинокритиков США «Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
Гильдия монтажёров США «Лучший монтаж (драматический фильм)» Сандра Адэр Номинация
Гильдия продюсеров США «Лучший фильм» Номинация
Гильдия сценаристов США «Лучший оригинальный сценарий» Ричард Линклейтер Номинация
Гильдия костюмеров США «Лучший дизайн костюмов в фильме на современную тематику» Кари Перкинс Номинация
BAFTA «Лучший фильм» Победа
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Победа
«Лучшая мужская роль второго плана» Итан Хоук Номинация
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший оригинальный сценарий» Ричард Линклейтер Номинация
«Оскар» «Лучший фильм» Номинация
«Лучшая режиссёрская работа» Ричард Линклейтер Номинация
«Лучшая мужская роль второго плана» Итан Хоук Номинация
«Лучшая женская роль второго плана» Патрисия Аркетт Победа
«Лучший оригинальный сценарий» Ричард Линклейтер Номинация
«Лучший монтаж» Сандра Адэр Номинация

«Отрочество» Толстого: главные герои и их характеристика

Отрочество

Сюжет повести построен на описании отрочества обыкновенного российского ребёнка XIX века – «Николеньки», как его часто называют. В повести рассказывается о его переезде в Москву, тяготению к книгам и философии, и наконец о его родных. Читатель увидит медленное изменение системы ценностей главного героя, его характер, а также продолжение сюжетной линии первой части трилогии – «Детство».

Персонажи:

  • Коля – от его имени ведётся повествование
  • Володя – брат Коли
  • Любочка – сестра Коли
  • Сонечка – вторая возлюбленная Коли
  • -Jérôme – учитель Коли
  • Папенька – папа Коли и Володи
  • Карл Иваныч – учитель Коли
  • Маша – служанка
  • Графиня – бабушка Коли
  • Дубков – приятель Володи
  • Нехлюдов – приятель Володи, друг Коли
  • Катенька – первая возлюбленная Коли
  • Филипп – кучер
  • Мими – мать Катеньки

Николенька Иртеньев – обыкновенный ребенок, воспитывающийся в дворянской семье. Свое детство он провел в деревенской усадьбе, но когда добрая мама Николеньки умирает, семейство Иртеньевых вынуждено переехать в шумную Москву к бабушке графине.

Коля больше не чувствует себя тем беззаботным деревенским ребенком. Столичная суета, новый чужой дом, учитель-француз, которого взяли на замену доброму Карлу Ивановичу – все это напоминало о том, что детство закончилось.

Юного Иртеньева одолевают чисто подростковые переживания. Он страдает от застенчивости, замкнутости, у него появляется склонность к мучительному самоанализу, в ходе которого Николенька приходит к выводу, что он сущий урод и неудачник. Глядя на красивого брата Володю, главный герой переносит свое «уродство» вдвойне тяжелее.

Вместе с тем Коля хочет быть любимым. Лишившись материнской ласки, неожиданно для себя Иртеньев осознает, что он начинает испытывать странные чувства в присутствии представительниц противоположного пола. Его волнует миловидная 25-летняя горничная Маша, она очень хороша собой. Правда, Николенька еще по-детски не понимает ее романа с портным Василием. Неужели такие грубые отношения можно назвать любовью?

Воспитание в аристократической среде объясняют, что добрый по природе Николенька никак не может распрощаться с детским эгоизмом. Время от времени он устраивает истерики и даже в порыве гнева бьет своего гувернера.

По ходу взросления Николенька привыкает к новой жизни. В их московский дом заходят Володины друзья, Дубков и Нехлюдов. Последний становится приятелем Коли. Николеньке нравится подолгу беседовать с Димой Нехлюдовым. Удивительно, что новый товарищ рассказывал Коле такие вещи, о которых он никогда не слышал. Нехлюдов говорит о вечном самосовершенствовании, в котором нуждается каждый человек, о том, что он, Николенька, Володя и тот незнакомый господин на другом конце улицы – хозяева мира, а потому в их силах изменить его к лучшему.

Николенька чувствует, как сам становится чище, лучше, уверенней в себе. Он хорошо учится и собирается поступать на математический факультет. До вступительных экзаменов осталось совсем немного, и тогда закончится отрочество, и наступит юность!

Физические изменения и половое созревание

В 12—17 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации. К 12—15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышечных впадинах, возникают поллюции — первый признак полового созревания юношей.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я».

Сюжет

Фильм повествует об истории жизни Мейсона, его детстве и юности. Семья Мейсона происходила из Техаса. Он переживает развод родителей, случившийся из-за алкоголизма отца, повторный брак и ещё один развод. Он растет в семье с матерью-одиночкой и старшей сестрой Самантой. Мейсон переживает увлечение музыкой, Гарри Поттером, «Звёздными войнами». Знакомится с выпивкой и марихуаной, возникает влечение к противоположному полу. Когда приходит время, знакомится с Шиной, которая становится его девушкой. Поступает в колледж. Картина заканчивается пешей прогулкой Мейсона и его новой знакомой Николь в парк Биг-Бенд. Они рассуждают о мимолетности бытия.

История охватывает двенадцать лет самой обычной жизни (от первого класса в школе до первого дня в колледже) и складывается из небольших эпизодов, показывающих взросление и отношения с родителями ребёнка, подростка, юноши. Сюжет разворачивается на фоне меняющегося времени, американской истории, политики, культуры от войны в Ираке до президентства Барака Обамы.

Задачи развития в подростковом возрасте

Подростковый возраст полон противоречий. Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать.

Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому.

В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.

Р. Хевигхерст выделяет следующие направления развития:

В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я», сформировать полоролевую идентичность;
Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников;
Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки
Развитие абстрактного мышления;
Формирование системы ценностей и жизненной философии;
Самоопределение в области образования и профессии;
Подготовка к семейной жизни.

Под какие возрастные рамки подпадает период отрочества?

Что такое отрочество, современникам довольно сложно понять. В двадцать первом веке принято говорить «подросток» или на западный манер – «тинейджер». Перевод с английского языка буквально можно воспринять как возраст от 13 до 19 лет (teen – возрастной период человека в этих рамках, age — возраст). Этот термин прижился и широко применяется как в научной литературе, так и в быту. Он прямо характеризует отрочество, возраст, ему присущий. Но в то же время западные психологи отошли от четкой классификации и равнения всех детей под одну гребенку. Период после детства у кого-то может начаться в 11 лет и закончиться в 19, а кто-то начнет взрослеть ближе к 13-14 годам, при этом сам переходный возраст может не продлиться дольше 15-16 лет. Все сугубо индивидуально. К тому же у девочек эти процессы проходят раньше и немного легче, чем у парней.

Психическое развитие в подростковом возрасте

Согласно Д. Б. Эльконину, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.

Социальная ситуация развития

В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей.
Повышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребёнок. От этого многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Ведущая деятельность

В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития.В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности.

Поворот на себя происходит также в учёбе

Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.. В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения

В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.

Новообразования

В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью.

Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.

Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует своё мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счёте позволит ему жить самостоятельно.

Ещё одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и своё назначение в жизни.

В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико–дедуктивное мышление, рефлексия.

Подростковые страхи

Основная статья: Детский страх

У подростков имеются детские (возрастные) страхи. Детский психолог А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10—12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришёлся на возраст 15 лет). Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10—11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11—12 лет до 16—17 лет):

  1. Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
  2. Страх провала, осуждения, наказания. Причина — перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учёта индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
  3. Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками;
  4. Страх одиночества;
  5. Страх бесперспективности и невозможности самореализации.

Исследование, проведённое среди подростков в возрасте 13—14 лет (Костромская область) показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность). У городских подростков небольшой по численности жителей Костромы гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ. Зато сельские подростки Костромской области намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания.

Страх будущей самостоятельной жизни силён у российских подростков, воспитывавшихся в детском доме. Исследование, которое проводилось в детском доме № 4 города Комсомольск-на-Амуре показало, что воспитанники подросткового возраста боятся повторения судьбы своих «неблагополучных» родителей.

Восприятие

Фильм был высоко оценён мировой кинопрессой. На основе более 200 рецензий на сайте Rotten Tomatoes рейтинг «Отрочества» составил 99 %, и картина возглавила итоговый список лучших фильмов 2014 года по данным агрегатора. «Отрочество» также признано лучшим фильмом 2014 года по версии британского киножурнала Sight & Sound и американского Film Comment.

Variety уподобил творение Ричарда Линклейтера микрокосму, воплощённому архетипической американской семьёй, и нашёл в нём влияние трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». В сюжете, в котором трудно выделить некую основную линию, происходит «всё и ничего». Повествование как временная капсула заключает череду событий, которым предстоит стать самыми яркими воспоминаниями. Обозреватель Los Angeles Times сравнил картину со своеобразным воплощением «Шоу Трумена» в реальности.

Сложности переходного возраста

Отрочество

Психика девочек более устойчива, они реже поддаются бунтарскому настроению, возможно, из-за общения с матерью, которая действительно вникает в их проблемы и переживания. Мальчишки начинают ощущать перемены в теле, осознают, что становятся взрослыми, но зависимость от воли родных давит и смущает. Все это может привести к замкнутости, отстраненности, конфликтам как дома, так и в школе, на улице.

Вообще конфликтные ситуации прямо дают понять, что такое отрочество, выявляют все его проблемы, несовершенства воспитания, комплексы, уровень устойчивости психики подростка. Избежать проблем в семье редко кому удается в этот период. Родителям сложно осознать, что любимое чадо перестает быть ребенком, его нужно научиться слушать, снизить уровень контроля и понемногу отпускать. Роль полноправного и авторитарного управленца – это та ошибка, которая неминуемо приведет к ссорам и непониманию между близкими людьми.

Культурно-историческая природа подросткового возраста

Подростковый возраст как отдельно рассматриваемая стадия в развитии человека существовал не всегда.

Филипп Ариес пришёл к выводу, что в Европе до XIX века отсутствовало понятие той возрастной категории, которую сегодня принято называть отрочеством

Ариес полагал, что это понятие появляется лишь в конце XIX века, когда юность становится основной темой в литературе, к ней проявляют внимание моралисты и политики.. Причиной возникновения подросткового возраста стала необходимость этапа подготовки к взрослому возрасту

Социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что для успешного вхождения в мир взрослых необходим ещё один возрастной период[].

Причиной возникновения подросткового возраста стала необходимость этапа подготовки к взрослому возрасту. Социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что для успешного вхождения в мир взрослых необходим ещё один возрастной период[].

Усвоение православных традиций[править]

В период отрочества мальчики и девочки усваивали православные традиции, с которыми их начинали знакомить обычно в семь-восемь лет. Прежде всего детей обучали молитвам и следили за тем, чтобы дети не забывали их произносить утром и вечером. Первая молитва, которую усваивал ребенок, носила импровизационный характер: «Пресвятая Богородица, спаси нас; помилуй нас, Господи; батюшка, милостивый Микола, сохрани нас, подай здоровьица тятьке, мамке, братцам, сестрицам, пошли нам хлебца, молочка» {Чарушин 1917, 206). Затем дети учили наизусть «Отче наш» и «Богородица, дево, радуйся», которые, по мнению русских, быстрее, чем другие молитвы, доходили до Бога и хорошо помогали в сложных жизненных обстоятельствах. В возрасте семи лет детей полагалось вести к исповеди и первому причастию. Это событие рассматривалось как очень важный этап в жизни маленького человека.

Родители и крестные старались раскрыть ребенку смысл таинства. Первое причастие оказывало очень сильное духовное воздействие на ребенка и, как правило, оставляло след в его душе на всю жизнь. Дальнейшее приобщение детей к православию происходило благодаря посещению церкви и пению в церковном хоре, чтению Псалтири, молитвенников, житийной литературы. В период отрочества ребенок приобщался и к тем «отеческим знаниям», которое народное сознание сохранило со времен языческой Руси. Старшее поколение, желая помочь детям счастливо прожить жизнь, передавало им умение защититься от лешего и водяного, советовало, как с помощью магических действий предохранить скот от падежа, вызвать дождь, задобрить банника, спастись от лихорадки. Бабушка, отправляя внука в ночное, снабжала его яйцами, куском хлеба и говорила: «Как придешь, Миша, в ночное, так перво-наперво положи это под березку, да на том на самом месте и поклонись до земли три раза; не крестясь, поклонись и скажи: честной лес, муж богатый, дарю тебе подарок: хлеб, соль, белую рубаху и шелковый пояс. Прими от меня, раба Божьего, и сбереги мою скотину и в чистом поле, и в темном лесу».