Отаку

Что означает отаку на японском?

В молодёжной среде часто можно увидеть людей, идентифицирующих себя как отаку. Эти люди носят странные одежды, знают несколько фраз из японского языка и почему-то разбираются в аниме. Кто же это такие на самом деле и откуда они взялись?

Происхождение слова «отаку»

Слово это японское. Переводить японские иероглифы дословно — это труд бесполезный, так как значение иероглифа может меняться от контекста и порядка написания. Но всё же попытаемся. Два иероглифа, из которых состоит это слово, можно дословно перевести на русский язык как «ваше жилище». Ситуацию это не проясняет.

Значение становится понятнее из первого употребления — слово это употреблялось в среде японских непрофессиональных фотографов в 70-80 годы двадцатого века. Люди, увлечённые фотографией как хобби, часто проводили всё свободное время у себя дома, проявляя плёнку и фотографии и изучая фотоискусство.

Таких людей и стали называть «отаку». То есть на русский язык это можно перевести как «домосед», «нездорово увлечённый фанатик». В современном русском языке есть отличный неологизм, близкий по духу слову «отаку» — это «диванный воин».

Виды отаку

Как мы видим, никакого отношения к аниме отаку изначально не имели. Этим словом обобщённо называли любого фаната, зашедшего слишком далеко.

Поэтому виды отаку просто образуются добавлением названия хобби или увлечения: айдору отаку как фанаты поп-звёзд, гейму отаку как излишне увлечённые геймеры-любители компьютерных игр, пачинко отаку — люди, страдающие зависимостью от игровых автоматов, и, собственно, аниме отаку — люди, сходящие с ума от аниме-мультипликации.

Быть чересчур увлечённым фанатом можно быть в любой сфере, даже в вязании или выпекании песочных коржей. Даже наших хардкорных фанатов «Спартака», устраивающих драки за свою любимую команду с другими фанатами, при желании можно назвать отаку. Хотя черта домоседства и затворничества тут немного теряется.

Восприятие отаку в Японии

В разговоре с японцем, даже если он сам действительно чем-то всерьёз увлекается, не стоит называть его отаку, если только он сам так себя не называет. В Японии это слово является оскорбительным и даже ругательным.

Примерно так же на русском языке употребляется слово «двинутый» — если человек не говорит сам про себя, что он двинутый на прыжках с парашютом, называть его двинутым в лицо всё же не стоит.

Аниме отаку

Увлекаться аниме можно по-разному. Вопреки распространённому стереотипу, большинство людей, даже в самой Японии, видели в своей жизни только несколько аниме-фильмов, показанных по телевидению.

На этом их знакомство с аниме заканчивается. Если остановить на улице в Японии обычного человека, и спросить его, какое его самое любимое аниме, он назовёт один или два самых популярных сериала, которые выходят на центральном японском телевидении уже десятилетиями и знакомы всем с детства, как «Симпсоны» в Америке или «Ну, погоди!» в России.

Истинные же фанаты аниме резко отличаются от обычных людей. Количество просмотренных сериалов и фильмов измеряется сотнями и является поводом для гордости и мерилом успешности в субкультуре аниме отаку.

Манга покупается целыми корзинами и выставляется в книжные шкафы также сотнями. В новостях даже появлялась история про одного отаку, которого завалило насмерть коллекцией журналов прямо в его собственном доме.

Японские отаку создали из своего хобби настоящую культуру. Фестивали, посвящённые аниме и манге, собирают в Японии тысячи человек, где фанаты представляют своё самодельное творчество, шикарные костюмы, повторяющие внешний вид персонажей — косплей, разыгрывают сценки из аниме и в целом отлично проводят время.

Жизнь российских отаку

В «нормальных» странах клубы отаку обычно создаются вокруг тех или иных учебных заведений: в Японии — средних и старших школ, в США и Европе — университетов. В России первые организованные отаку были, в основном, людьми, уже закончившими обучение и не поддерживающими связь со своими alma mater. Поэтому основным местом общения для них были компьютерные сети и личные встречи в квартирах и общественных местах (парках, кинотеатрах и так далее). Это тенденция сохранилась до сих пор.

Средний возраст отаку — около 20 лет, но в реальности он колеблется от 15 до 30 (не учитывая крайние случаи). Впрочем, для отаку большее значение имеет не физиологический возраст, а «возраст души». В настоящее время баланс между обоими полами практически достигнут.

Есть движение в сторону достижения баланса между «физиками» и «лириками» (по образованию), хотя первые пока что в большинстве регионов лидируют. Правда, это не столько результат большей любви к Японии со стороны «технарей», сколько «эффект Сети» — для получения информации об аниме нужно либо иметь постоянный доступ к загранице, либо общаться с отаку, либо активно пользоваться Интернетом. При этом последнее влияет и на результативность первого (что искать?), и на успешность второго (с кем и как общаться?).

Культовым местом для московских отаку является Останкинская телебашня, потому что в ней есть что-то общее с Токийской телебашней. Менее культовым, но также популярным является главное здание МГУ на Воробьевых горах. Оба здания сочетают масштабность и таинственность, делающие их важными частями московской мифологии. Наконец, третье культовое место — рынок возле ДК имени Горбунова (Горбушка) — место торговли кассетами, CD и DVD, в том числе аниме-содержания. Также популярен Центр международной торговли — первое место в Москве, в котором можно покататься на таких же лифтах, как в знаменитой сцене «первой встречи» в «Otaku no Video«. ^_^ Кстати, в Санкт-Петербурге аниме можно купить на рынке в Автово.

Основная форма общения отаку называется «анимка». Это собрание трех и более отаку («анимешников») на частной квартире или в общественном месте. Анимка часто бывает сопряжена с просмотром аниме или же вообще японского или анимационного кино, если речь идет об анимках в кинотеатрах во время фестивалей или коммерческих кинопоказов. Последний вид анимки называется «культпоход».

По сложившейся традиции анимки редко бывают связаны с распитием спиртных напитков. Некоторые видные представители отаку-движения вообще их не пьют, некоторые их почти не пьют, некоторые пьют только пиво (кстати, анимки с пивом иногда практикуются в регионах, где безалкогольные напитки слишком дороги). Профессиональные алкоголики предпочитают пить в других местах и в других компаниях. Некоторые отаку любят в небольшой компании выпить саке, но после кризиса 1998 года это — удовольствие для богатых. К тому же, ничего особенного в саке нет.

В общем случае отаку предпочитают напитки, содержащие кофеин («Кока-кола» и «Пепси-кола»), а также более дешевые российские газировки. Из еды в случае квартирной анимки — лапша-рамэн, бутерброды, пицца. В таких случаях актуальным становится наличие трудолюбого отаку любого пола, склонного к готовке и/или к уборке квартиры после съедания результатов этой готовки.

Из вышеизложенного не следует, что отаку бедны. Кто как. В общем случае отаку-студенты — беднее, отаку-работающие — более состоятельны. У большинства отаку есть доступ к компьютерам, дома и/или на работе. У многих отаку (в Москве — почти у всех) есть домашняя видеотехника, позволяющая смотреть NTSC-записи. Это имеет значение, поскольку именно в этом формате существуют большинство оригиналов аниме. Что касается «домашних кинотеатров», то это, пока что, удел немногих счастливчиков.

В целом, аниме-фэнство — удел среднего класса, у которого есть кое-какие «лишние» деньги на развлечения, но нет денег на постоянные развлечения вроде «невылезания» из ночных клубов и переездов между Гавайями и Таиландом. С учетом потенциального расширения в будущем среднего класса в России (мы оптимисты, да?) у аниме есть перспективы. ^_^

Стадия IV. «Crazy» Отаку

Казалось бы, что может быть выше звания «Отаку» для любителя аниме? Что является «потолком» в развитии анимешника? Четвертую стадию можно было назвать как угодно, но «Crazy» я взял не просто так. В этом слове чувствуется толика юмора, но лично я бы не стал смеяться над такими людьми. Их образ жизни напоминает жизнь сумасшедшего, однако истинный анимешник его поймет, но не факт, что поддержит.

Итак, возвращаемся к судьбе нашего испытуемого, успевшего пройти путь от «Новичка» до «Отаку». Он начинает замечать, что аниме действует на него, как наркотик. Он, едва на глаза попадется новинка, не задумываясь, покупает ее, прибегает домой и смотрит, не упуская ни единого момента сериала или фильма. Он способен просматривать аниме по нескольку раз, пока полностью не разберется в нем или пока оно ему не наскучит.

Вся его квартира уставлена фигурками героев аниме, на стенах приклеены соответствующие плакаты, комната не прибрана (на чистоту ему плевать), соседи/родственники, с кем он живет, недовольны, потому что из его запертой комнаты постоянно слышны голоса персонажей аниме.

Такой человек забывает о сне, для него нет иной реальности, чем мир аниме. Он запоем смотрит/читает столько аниме/манги, сколько сможет. На работе/учебе ему не просто скучно, он буквально спит при малейшей возможности.

Аниме для такого человека становится образом жизни, новинки — целью жизни. Всякие семейные, рабочие, финансовые, личные вопросы отходят на второй план перед аниме. Он ни за что не бросит сериал на полпути, как бы он не был ему отвратителен. Он будет записывать все аниме на болванки, постоянно задаваясь вопросом «Куда их девать?»

Из друзей у него будут только анимешники. С большинством из них он будет общаться через Интернет. Анимешные сайты и форумы станут для него средством общения и получения новостей этого мира. Он станет выкачивать огромное количество аниме, не заботясь о трафике и прочих незначительных, как ему будет казаться, проблемах.

Сам он становится либо чересчур эмоциональным, либо слишком замкнутым в себе и в мире аниме. Его лексика сведется сплошь к распространенным японским выражениям. Очень велика вероятность, что такой человек будет изучать японский язык всеми доступными средствами хотя бы на уровне начинающего. У него не будет друзей среди НЕанимешников, потому как он постоянно будет клонить любую беседу к анимешной тематике.

Можно долго обсуждать такого человека, но думаю, рассмотренного здесь вполне достаточно, чтобы понять, что к званию «Crazy Отаку» стремиться не только не стоит, но и лучше вообще избегать его. Возможно, что-то описанное здесь и утрировано, но, тем не менее, приближено к правде. Достигнув уровня «Отаку», нужно просто остановиться и наслаждаться тем, что есть. Помните, аниме, для большинства, должно оставаться развлечением, а не образом жизни,

Виды и классификация японских отаку

Фанаты Railfans или Anoraks фотографируют поезда на ежегодном мероприятии дня открытых дверей в депо в Токио в августе 2011 года.

Исследовательский институт Номура (NRI) провел два крупных исследования отаку , первое в 2004 году и пересмотренное исследование с более конкретным определением в 2005 году. В исследовании 2005 года определены двенадцать основных областей интересов отаку . Из этих групп самой большой была манга (японские комиксы) с 350 000 человек и рыночным масштабом в 83 миллиарда йен. Следующей по величине группой были отаку- идолы, насчитывавшие 280 000 человек и 61 миллиард йен. Путешествуйте отаку с 250 000 человек и стоимостью 81 миллиард йен. PC отаку с 190 000 человек и 36 миллиардов йен. Отаку из видеоигр с участием 160 000 человек и 21 миллиард йен. Автомобильный отаку с 140 000 человек и 54 миллиарда йен. Анимационный отаку (аниме) с участием 110 000 человек и 20 миллиардов йен. Остальные пять категорий включают отаку для мобильного ИТ-оборудования — 70 000 человек и 8 миллиардов йен; Аудиовизуальное оборудование отаку , с участием 60 000 человек и 12 миллиардов йен; отаку с камерой — 50 000 человек и 18 миллиардов йен; модный отаку — 40 000 человек и 13 миллиардов йен; и железнодорожный отаку с 20 000 человек и 4 миллиарда йен. Эти значения были частично опубликованы с гораздо более высокой оценкой в ​​2004 году, но это определение сосредоточено на потреблении, а не на «уникальных психологических характеристиках» отаку, использованных в исследовании 2005 года.

Исследование NRI 2005 года также выдвинуло пять архетипов отаку . Первый — ориентированный на семью отаку , который имеет широкие интересы и более зрелый, чем другие отаку ; объект их интереса скрытный, и они — «закрытые отаку ». Второй — это серьезный отаку , «оставляющий свой след в мире» , с интересом к механике или сфере бизнеса. Третий тип — это отаку , «чувствительные к СМИ с множественными интересами» , чьи разнообразные интересы разделяются с другими. Четвертый тип — это «общительные и напористые отаку », которые получают признание, продвигая свое хобби. Последний — это « отаку, одержимый фанатскими журналами », который состоит преимущественно из женщин, а небольшая группа мужчин относится к « типу моэ »; тайное хобби сосредоточено на производстве или интересе к фанатским работам. Исследовательский институт Hamagin обнаружил, что в 2005 году стоимость контента, связанного с моими услугами, составляла 88,8 млрд иен (807 млн ​​долларов), а по оценке одного аналитика, объем рынка может достигать 2 трлн иен (18 млрд долларов). Расположенный в Японии Tokyo Otaku Mode , место, где публикуются новости об отаку , лайкнули на Facebook почти 10 миллионов раз.

Другие классификации интересов отаку включают вокалоид, косплей, фигуры и профессиональную борьбу в соответствии с категорией Исследовательского института Яно. Yano Research сообщает и отслеживает рост рынка и тенденции в секторах, на которые сильно повлиял потребительский подход отаку . В 2012 году компания отметила около 30% роста числа симуляторов свиданий и онлайн-игр отаку , в то время как вокалоид , косплей , айдолы и услуги горничной выросли на 10%, подтверждая его прогнозы на 2011 год.

Творчество отаку

Не все известные отаку являются подлинно творческими личностями. Однако количество
таковых среди отаку весьма велико.

Отаку творят как на некоммерческой, так и на коммерческой основе. Они рисуют
картинки и картины в аниме-стилях и в собственных, рисуют мангу, делают аниме,
пишут рассказы и книги. Например, более или менее отаку являются известный московский
художник-иллюстратор Anry,
популярный фантаст Владимир Васильев, культовый фантаст Сергей Лукьяненко,
набирающий популярность художник комиксов Богдан и некоторые другие. Существуют
и проекты российских анимационных сериалов в стилях, схожих с аниме. Некоторые
из этих проектов описаны здесь.

Из более фэнских занятий отмечу написание фанфиков
и рисование фанарта, создание веб-сайтов, написание «документации» к известным
аниме, составление списков и сборников рецензий.

Чрезвычайно важны отаку-восприятели. Даже легкое одобрение является мощным
стимулом для дальнейшей работы. ^_^


Этимология

Отаку происходит от японского термина, обозначающего дом или семью другого человека ( お 宅 , отаку ). Слово может использоваться метафорически , как часть почтительной речи в японском языке как местоимение второго лица. В этом случае его буквальный перевод — «ты». Например, в начале аниме « Макросс» , впервые вышедшего в эфир в 1982 году, персонажи Хикару Ичиджио и Линн Минмэй используют этот термин, обращаясь друг к другу, пока они не узнают друг друга лучше. Современная сленговая форма, которая отличается от старого использования тем, что написана на хираганах (お た く), катакане (オ タ ク или, реже, ヲ タ ク) или, реже, на ромадзи , впервые появилась в публичном дискурсе в 1980-х годах благодаря работам юмориста. и эссеист Акио Накамори . Его 1983 серии исследований для «отаку» ( 『おたく』の研究 , «Отаку» нет Kenkyu ) , напечатанная в Lolicon журнале Manga Burikko , применил термин к неприятным поклонникам в карикатуру. Аниматоры Харухико Микимото и Сёдзи Кавамори использовали этот термин между собой как почетное местоимение второго лица с конца 1970-х годов. Предположительно, некоторые фанаты использовали это в своих отношениях до того момента, когда другие перешли к менее формальному стилю. Поскольку это злоупотребление указывало на социальную неловкость, Накамори выбрал само слово, чтобы навесить ярлык на фанатов. Морикава Кайчиро, автор и преподаватель Университета Мэйдзи , назвал это источником его современного использования.

Еще одно заявление о происхождении термина исходит из работ писателя-фантаста Мотоко Араи , которая использовала это слово в своих романах как местоимение от второго лица, и читатели переняли этот термин для себя. Однако другое утверждение указывает на эссе журнала Variety 1981 года .

В 1989 году дело Цутому Миядзаки , «Убийца отаку», очень негативно привлекло внимание фандома к национальному сообществу. Миядзаки, который произвольно выбрал и убил четырех девочек, имел коллекцию из 5763 видеокассет, некоторые из которых содержали аниме и слэшеры , перемежающиеся с видео и фотографиями его жертв

Позже в том же году журнал современных знаний Bessatsu Takarajima посвятил свой 104-й выпуск теме отаку . Он назывался « Отаку но хон» ( お た く の 本 , букв. «Книга отаку» ) и был посвящен субкультуре отаку с 19 статьями инсайдеров отаку , в том числе Акио Накамори. Ученый Редьярд Песимо утверждал, что эта публикация популяризировала этот термин.

Фанфикшн и самиздат

Где есть творчество, там есть и фанфикшн – это работает одинаково и по отношению к западным романам или сериалам, и по отношению к аниме и манге. И в части случаев выливается в самиздат. Отаку создают свои собственные произведения, в виде рисунков, рассказов или романов, и чаще всего публикуют их в интернете или специализированных изданиях за свой счет.

Впрочем, иногда в результате такой самодеятельности появляется новая «звезда» – и круг начинается по новой: фанфикшн теперь создается по произведениям нового популярного автора.

Самиздат отаку пользуется популярностью, особенно среди фанатов оригинальных произведений. Встречающиеся сюжеты – главный герой – попаданец в мире аниме или манги-источника, либо автор вводит нового ГГ из того же мира, либо автор берет главных героев из оригинального произведения, сюжет же полностью изменяя по своему вкусу.

В русском «сообществе» фикрайтеров (самое большое количество которых можно найти на lib.ru) больше всего фанфикшена по аниме. По «японским комиксам» пишут не многие – среди них, к примеру, известный в этих кругах отаку Феликс, в активе которого произведения по миру «Блич» и «Сэкирэй».

Виды отаку

К какому бы виду не относился настоящий отаку, скорее всего, его ждёт полная нищета и одиночество:

— Манга-вота: собирают множество томов любимой манги, ходят на конвенты, чтобы достать наброски любимого мангаки, покупают артбуки, пытаются рисовать сами. Живут в полной нищете и одиночестве.— Сэйю-вота: имеют чуткий слух и могут распознать любимую сэйю по голосу. Поскольку на Акибе постоянно происходят разные события с участием сэйю, то сэйю-вота проводят больше времени на улице. В нищете и одиночестве.— Тэцудо-вота: делятся на два подвида — поездуны-ездуны, любящие кататься на синкасэнах и электричках различных моделей, и поездуны-фотографы, благоговейно запечатлевающие объекты своего обожания в полном одиночестве. И нищете.— Фига-вота: как несложно догадаться, собирают фигурки любимых персонажей, которые нужно класть к себе в кровать и изображать, что ты не живешь в полной нищете и одиночестве.— Айдору-вота: имеют нестерпимую дрожь в коленках от своих идолов. Полная нищета и одиночество должна русским айдору-вотаку даться особенно легко.— Косплэй-вота: благодаря возникшему в середине 1990-х интересу к отаку-культуре, косплэй-индустрия пережила настоящий бум, и в результате мы имеем то, что имеем — полную нищету и одиночество.

—Пасокон-отаку:  компьютерные задроты

—Гэйму отаку: так в Японии называют фанатов компьютерных игр. В России таких людей называют геймерами.

Популярные аниме, в которых показывается образ отаку[править]

  • «Lucky Star» (нейтральный образ отаку),
  • «Genshiken» (нейтральный образ отаку),
  • «Otaku no Video»,
  • «Densha Otoko (фильм)» (положительный образ отаку),
  • «Perfect Blue» (негативный образ фанатов идола),
  • «Boogiepop Phantom» (негативный образ гэйму отаку),
  • «Blood Lad» (нейтральный образ отаку, слегка комичный)
  • «Welcome to the NHK» (нейтральный образ отаку),
  • «Chaos;Head» (негативный образ отаку, но с намеком на возможное избавления от зависимости, при постоянном вынужденном взаимодействии с реальным миром),
  • «Nogizaka Haruka no Himitsu» (положительный образ отаку),
  • «Драмакон» (положительный образ отаку),
  • «Акихабара@Deep» (Нейтральный образ отаку),
  • «Ore no Imouto ga Konna ni Kawaii Wake ga Nai» (нейтральный образ отаку).
  • «Kami nomi zo Shiru Sekai» (нейтральный образ гэйму отаку)

Отаку

Кто же такой этот отаку? По-сути, это увлеченность чем-либо, но конкретно в нашем конкретно случае — аниме и манга. Можно сказать, что это те анимешники, которые постоянно залипают в аниме и собственно, больше всех шарят в этом.

Отаку

Отааакууу

И да, в Японии термин «отаку» является неуважительным, потому что у них так называются настоящих фанатиков и помешанных. В России же, это не считается чем-то оскорбительным, т.к. у нас это имеется другой подтекст, а конкретно — преданность своему увлечению/хобби. И конечно же есть аналог данного термина — «виабу«Это те, кто обожает всё связанной с Японией.

Отаку

Что такое аниме-культура

Аниме-культурой можно назвать все, что связано с самим аниме, то есть японской анимацией.

Отаку

Причины возникновения

Появление аниме стало ответом на возникновение мультипликации как таковой. В начале ХХ века японские художники, вдохновленные западными мультфильмами, начали работать над собственными. Первые картины не вызвали широкого интереса.

Они уступали западным по качеству, поскольку создание анимации – сложный и дорогостоящий процесс, на который у начинающих студий не было достаточного ресурса. К тому же в 1923 году произошло землетрясение Канто, которое нанесло сильный удар всей Японии, в том числе разрушив аниме-студии.

Когда анимация вышла на новый уровень (обрела звук и цвет) японские мультипликаторы просто не могли применить это к своим картинам.

Отаку

Ситуация изменилась после Второй мировой войны. Западные мультфильмы все еще доминировали в Японии, и это побудило местных художников приложить все усилия, чтобы создать собственный качественный продукт.

Первый значительный шаг в этом направлении сделала студия «Тоэй», которая распределяла ресурсы таким образом, чтобы большую детализацию получали важные сцены, в то время как прочие рисовали их более простыми.

В этой же студии начал карьеру художник, который буквально определил судьбу всей японской анимации – Осаму Тэдзука. В 1962 он открыл свою студию, назвав ее «Муши».

Отаку

Тэдзука – создатель аниме «Астробой», что обрело популярность не только на родине, но и в США.

Мультипликационный фильм «Кимба» стал первой цветной аниме-картиной в Японии. Примечательно, что из последнего сериала компания Дисней многое взяла для «Короля льва».

Отаку

С 60-х индустрия активно развивалась. Японскую анимацию покупали и заказывали западные кинокомпании. В 80-х начался «Золотой век» аниме – оно стало популярно по всему миру, новые студии появлялись с невиданной скоростью.

В этот же период засияла звезда Хаяо Миядзаки – культовый японский художник, основателя студии «Гибли» и создателя таких известных картин, как «Навсикая из Долины ветров», «Мой сосед Тоторо» и других.

Отаку

Почему аниме популярные

Главное отличие аниме от западной мультипликации заключается в том, что оно не ограничивается сюжетами для детей. Напротив, большая часть японской анимации рассчитана на подростков и взрослых.

Именно поэтому аниме стало так популярно – оно рассказывает и показывает самые разные истории, которые интересны в любом возрасте.

Здесь и приключенческие «Покемоны» для детей и подростков и киберпанк «Акира», и фэнтезийный детектив-триллер «Тетрадь Смерти», и многие другие.

Отаку

Свою роль играет и красивая рисовка, присущая большинству картин. Она создает особенную атмосферу и не оставляет эстетов равнодушными.

Почему аниме – это плохо

У каждого свой взгляд на аниме, и в России он не всегда положительный. Так, до сих пор бытует мнение, что анимационные фильмы и сериалы для детей, а не для взрослых.

Однако, оно как правило, присуще тем, кто не знаком с аниме-культурой вовсе или судит по одной-двум просмотренным картинам.

Отаку

Аниме – это богатый, по-настоящему разнообразный мир, в котором можно найти, как добрые и жизнеутверждающие истории, так и мрачные или такие, что многим покажутся аморальными.

Однако все это элементы человеческой культуры в целом, и они характерны не только для японской анимации. Впрочем, каждый сам вправе решать, считать ли их хорошим явлением, плохим или нейтральным.

Так, аниме зародилось примерно в одно время с западной анимацией и постепенно приобрело поклонников по всему миру.

Популярность подобных мультипликаций объясняется разнообразием жанров и истории, а также тем, что они ориентированы не только на детей, но и на взрослую аудиторию.