Ода

Содержание

Определение понятия «ода»

Ода – это старинная песня на любую тему, которая исполнялась в Древней Греции хором под музыкальное сопровождение. Позже так стали называть хвалебный стих, посвященный прославлению важных исторических событий или выдающихся лиц. Иногда ода славит величественные природные явления. Стиль таких произведений является особенно торжественным, он выдержан в возвышенном духе с элементами патетики.

Ода

В переводе с древнегреческого ώδή (oide) ода – это песня. Различали хвалебные, танцевальные и плачевные.

В. Домбровский, например, определял понятие так: «Слово «ода» — это в греческом языке то же, что наше «песня». Только не каждая песня является одой; именем таким называют обычно песню, в которой поэт, тронутый чем-то высоким, необычным и удивления достойным, предметом, с которым связаны общечеловеческие, национальные или общественные интересы, выражает свои чувства огненным словом, убранным во все средства картинности, экспрессии и мелодичности».

Что такое окантовка волос?

Под окантовкой волос мастера-парикмахеры понимают финальное оформление контура стрижки. Обработанный край проходит по всему периметру головы. Линия окантовки принимает рваные, ровные, изогнутые, треугольные формы.

Окантовка затылка может быть универсальной для мужчин и женщин, то есть в форме подковы или треугольника. Существуют и другие разновидности оформления затылочной части стрижки — дугообразный, прямой и овальный типы среза.

Парикмахер определяет характер оформления стрижки исходя из строения шеи и формы лица. Возможно, во внешности нужно что-то скорректировать и мастер с этим справится при помощи триммера или ножниц. А также учитываются цели клиента, уникальность линии роста волос, конфигурация стрижки в целом.

Ода

окантовка волос — это оформление краев стрижки, создание ее силуэта

Ода: история жанра

Еще в Древней Греции создавались многочисленные гимны и дифирамбы, пэаны и эпиникии, из которых и вырастает впоследствии ода. Родоначальником одической поэзии принято считать древнегреческого поэта Пиндара (VI—V вв. до н. э.), который слагал стихи в честь победителей олимпийских состязаний. Эпиникии Пиндара отличались патетическим прославлением героя, прихотливым движением мысли, риторическим построением поэтической фразы.

Талантливейший наследник Пиндара в римской литературе — Гораций, славивший «доблесть и праведность», «мощь италийскую». Он развивает, но отнюдь не канонизирует одический жанр: наряду с пиндарическими в одах поэта звучат и эпикурейские мотивы, гражданская гордость своей нацией и державой не заслоняют для Горация прелестей интимного существования.

Открывая следующую страницу одической антологии, почти не ощущаешь той многовековой паузы, которая разделила оду античности и позднего Возрождения: француз П. Ронсар и итальянец Г. Кьябрера, немец Г. Векерлин и англичанин Д. Драйден сознательно отталкивались от классических традиций. При этом Ронсар, к примеру, одинаково черпал и из поэзии Пиндара, и из горацианской лирики.

Столь широкий диапазон эталонов не мог быть приемлемым для практиков и теоретиков классицизма. Уже младший современник Ронсара Ф. Малерб упорядочил оду, выстроив её как единую логическую систему. Он выступил против эмоциональной хаотичности ронсаровских од, которая давала о себе знать и в композиции, и в языке, и в стихе.

Малерб создаёт одический канон, который можно было или эпигонски повторять, или разрушать, развивая традиции Пиндара, Горация, Ронсара. У Малерба были сторонники — и среди них весьма авторитетные (Н. Буало, в России — А. Сумароков), и всё-таки именно второй путь стал столбовой дорогой, по которой затем двигалась ода.

Аббревиатура

ОДА может выступать не только цельным словом, но и аббревиатурой. В этом случае она расшифровывается как опорно-двигательный аппарат. Этот термин взят из биологии. Он обозначает сразу несколько аспектов человеческого тела.

Во-первых, это весь скелет, то есть все кости, а также то, что их соединяет вместе – это суставы и синартрозы. Во-вторых, частью опорно-двигательного аппарата являются соматические мышцы и их приспособления.

Без опорно-двигательной системы человек не мог бы выполнять абсолютно никаких действий, был бы неспособен двигаться, даже изображать эмоции с помощью мимики. Это одна из главных составляющих нашего тела. Сегодня её тщательно изучают многочисленные разделы медицины, а также биомеханика и физическая культура.

Ода

Жанр оды в творчестве Державина

Он первым вырвал оду из тисков отвлечённости. Жизнь его героев состоит не из одной государственной службы — в ней много и житейской суеты: быта и досуга, хлопот и развлечений. Однако поэт не бичует слабости человека, а как бы признаёт их естественность. 

Таков, Фелица, я развратен!
Но на меня весь свет похож, —

оправдывается он. В «Фелице» нарисован собирательный образ дворянина екатерининских времен, его бытовой по преимуществу портрет. Ода сближается здесь не с сатирой, а с очерком нравов. Соответственно обмирщаются — и не в одной «Фелице» — образы государственных деятелей. Похвала «И был в вельможе человек» по державинской шкале оценок — едва ли не высочайшая («На рождение в Севере порфироносного отрока», «На возвращение графа Зубова из Персии», «Снигирь»).

Конечно, традиционный одический образ спускался у Державина с небес к земле, однако и, погруженный в быт, его герой чувствует свою сопричастность Богу и вечной природе. Человек у него велик как земное отражение божества. В этом порыве к вечным идеалам, а не в преходящих вожделениях находит поэт истинное назначение людей — так поддерживается жар одического пафоса («На смерть князя Мещёрского», «Бог», «Водопад»).

Самурайский род

Род Ода происходил от значимых людей и кланов, таких как Тайра, которые, в свою очередь, произошли благодаря детям императора Камму. Также этот род связан со знатью из местности, которая сейчас известна как префектура Фукуи.

В начале своего существования люди, принадлежавшие к роду Ода, делали то, что должны были делать заместители губернаторов. Хотя этим также занимался и род Сиба, он постепенно пришел в упадок, а Ода получили бразды правления.

Не прошло и ста двадцати лет, как род разделился на враждующие группировки Исэ и Ямасиро, однако, благодаря длительной борьбе, Ода, в конце концов, вновь объединились, после чего захватили столицу Киото.

До смерти самого знаменитого представителя данного рода, Оды Нобунаги, носящие такое имя успели прославиться в качестве «повелителей Поднебесной».

Ода

В словаре Энциклопедии

(от греч. ode — песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар); в 16-18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин). С 17 в. также вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное по поводу определенных событий, прославляющее какую-либо идею или личность; в 19-20 вв. создаются и чисто инструментальные оды.—Нобунага (1534-82) , японский полководец, первый из трех объединителей (Ода, Х. Тоетоми, И. Токугава) страны. Низложив в 1573 последнего сегуна из дома Асикага, объединил под своей властью около трети страны.

Специфика жанра

Ода в литературе – это довольно специфичный жанр благодаря следующим своим особенностям:

  • Использование 4-стопного ямба.
  • Наличие высокой, нередко устаревшей, архаичной лексики, что зачатую затрудняло понимание текста.
  • Текст имеет четкую структуру, в начале и конце обязательно должно было быть обращение к адресату. Правда, некоторые авторы отошли от этого канона.
  • Обилие риторических вопросов, пышных тропов, длинных распространенных предложений.
  • Нередко в торжественных стихах можно найти удивительное переплетение лирического и публицистического начал, что особенно присуще творчеству Ломоносова.
  • Большинство произведений довольно масштабны по объему.
  • Замена в тексте местоимения «я» на «мы» (что также характерно для Ломоносова) говорит о том, что автор выражает не свое личное мнение, а позицию всего народа.

Предназначались такие произведения для произнесения вслух, только громкое эмоциональное чтение способно было передать все чувства, что пылали в душе автора. Именно поэтому многие оды учат наизусть.

Ода

Из истории жанра оды

Само слово «ода» переводится с древнегреческого как «песнопение». В древности такие песни делились на «хвалебные», «плачевные», «любовные» и так далее.

Прародителем оды считается поэт Пиндар, живший в Афинах в 6-5 в. до н.э. Его песнопения были адресованы первым победителям Олимпийских игр. В те времена стать предметом поэтического посвящения было более чем почётно.

Поэты считались проводниками в бессмертие. Быть воспетыми самим Пиндаром и оставить свои имена на страницах истории – о такой награде простые смертные могли только мечтать.

В 1 веке до н.э. образцы жанра прочно закрепил в литературе римский поэт Гораций. Его оды посвящались монархам, имперским традициям, теме государственного величия, чем надолго скомпрометировали себя среди стихотворцев, тяготеющих к поэтике свободного высказывания.

Идея прославления государя оказалась близка политическим процессам, происходящим в большинстве средневековых стран. Знаменитым французским одописцем стал поэт Пьер Ронсар, сообщивший своим творениям почти музыкальную виртуозность и изящество.

В немецкой романтической литературе ода, наконец, приобрела надмирную оторванность от политики. Примером может служить «Ода к Радости» Ф.Шиллера.

История

Ода – это жанр литературы, основоположником которого стал древнегреческий поэт Пиндар (IV в. до н. э.), который был автором ряда хвалебных песен в честь богов, побед греков в войнах и на Олимпийских играх. Его хвалебные стихи имели строгую метрическую форму и композицию (строфа — антистрофа — эпод). Римский лирик Гораций, который жил в IV веке до нашей эры, составлял оды в честь Венеры, Вакха, а также императора Августа Октавиана. В эпоху Возрождения самым известным слагателем од стал француз П. Ронсар (середина XVI в). Его оды воспевали природу, которая приносила радость и покой людям («К ручью Беллеры»). Некоторые оды Ронсара были написаны в честь любви. Это ода женщине («Мой друг, повели, чтобы жить удобнее»).

Ода в России (Ломоносов, Пушкин)

Первые образцы жанра принадлежали перу В.К.Тредиаковского. Их заглавия симптоматичны: «Стихи похвальные России», «Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу», «Оды духовные». Поэт воспевает величие родины, красоту природы и милость Творца, создавшего землю.

В одах Ломоносова («Утреннее Размышление о Божием Величестве», «Ода на день восшествия на престол Государыни Императрицы Елисаветы Петровны», переложения псалмов) также звучат гражданские и религиозные мотивы.

Важной темой его стихотворений становится сила науки. Будучи учёным, Ломоносов не только писал оды, но ещё и изучал их природу, функции, назначение

В его знаменитой теории «трёх штилей» ода относится к высокому штилю.

Уникальные произведения, написанные в этом жанре, принадлежат перу Г.Р.Державина. Ода «Бог» — непревзойдённый для своего времени образец религиозно-философской лирики. Державин поддерживал традиции классицизма, его оды выверены с точки зрения стиля.

При этом поэт одновременно выступает реформатором жанра, разрушителем канона. В оде «Фелица», посвящённой государыне Екатерине Великой, традиционные одические похвалы в адрес царствующей особы сочетаются с простодушием и дружеской прямотой.

Стихотворец позволяет себе давать советы императрице. В стихотворении «Памятник» он позже выразит эту особенность своей лиры знаменитой строчкой «И истину царям с улыбкой говорил».

Совсем иначе «работает» жанр оды у А.С.Пушкина. В своей первой оде «Вольность» поэт бросает вызов абсолютной власти монарха. Это в корне противоречит традиции похвальных песен. Пушкин начинает творческий путь с протеста: разрушения старых форм и прославления новых ценностей.

В послепушкинскую эпоху, когда чопорные каноны (что это?) классицизма пали, к оде стало трудно относиться со всей серьёзностью. Появились пародийные произведения, где слово «ода» прочитывалось как завуалированная насмешка. Примером служит «Ода сплетникам» А.Вознесенского.

Теория жанра оды

Ода – это жанр, который развился рядом с панегирическими произведениями, прежде всего гимном и дифирамбами. Эти произведения должны были сопровождаться игрой на музыкальных инструментах (арфе, кифаре и др.) и танцами.

Каноническую жанровую структуру произведения, в котором отчетливо доминируют гражданские мотивы, ода приобрела в творчестве Малерба, одного из родоначальников французского классицизма. Оды Малерба (начало XVII в.) защищали незыблемость принципов абсолютистской государственности, восхваляли монарха и его родню, высших сановников и полководцев.

Свое теоретическое обоснование хвалебная песня получила в стихотворном трактате Н. Буало «Поэтическое искусство». Наряду с трагедией ода – это литературный жанр, который причислялся к высоким. Н. Буало сформулировал правила написания од, касающиеся языка, метрики, общей поэтической тональности

Композиционно хвалебная песнь начинается с запева, далее следует изложение «материи благородной и важной», куда входят и различные эпизоды, и отступления, и так называемый лирический беспорядок («перескакивание» поэта с одного мотива на другой), а завершается ода окончанием. По мнению Н

Буало, ода умела своей государственной торжественностью трогать воображение читателя.

Выдающимися одописцами в литературе XVIII века были М. Ж. Шенье, Лебрен-Пиндар (Франция), Клопшток, Шиллер (Германия), Ломоносов, Кантемир, Тредиаковский (Россия). Последний ввел термин «ода» в русской поэзии. В эпоху романтизма хвалебная песня занимала значительное место в творчестве Байрона («Ода авторам билля против разрушителей станков»), Шелли, Кюхельбекера.

Ода

В литературе XX века ода встречается крайне редко. В качестве примеров стоит вспомнить «Оду библиотеке» С. Крыжановского, его же цикл «Оды» («Оду в честь дерева», «Оду человеку», «Оду скорости»), «Оду языку человеческому» И. Муратова, «Оду революции» В. Маяковского, «Оду совести» И. Драча.

Тематика

Наиболее часто используемые темы од в литературе – это важнейшие исторические события, героические подвиги, восхваление монархов. Так, первая торжественная ода Ломоносова посвящена захвату турецкой крепости Хотин. А Державин в своем стихотворном произведении обращался к Фелице – именно так он именует Екатерину Вторую.

Ода – интересный жанр русской литературы, в котором мы можем под другим углом посмотреть на главные события русской истории, узнать восприятие автором той или иной исторической личности, понять ее роль. Именно поэтому такие сложные на первый взгляд, но дольно увлекательные на самом деле произведения можно и нужно читать.

Ода в Энциклопедическом словаре:

Ода — Нобунага (1534-82) — японский полководец, первый из трех объединителей(Ода, Х. Тоетоми, И. Токугава) страны. Низложив в 1573 последнего сегунаиз дома Асикага, объединил под своей властью около трети страны.

(от греч. ode — песня) — жанр лирической поэзии и музыки.торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песняода возникла в античности (Пиндар). в 16-18 вв. жанр высокой лирики(напр., Вольтер, Г. Р. Державин). С 17 в. также вокально-инструментальноемузыкальное произведение, написанное по поводу определенных событий,прославляющее какую-либо идею или личность. в 19-20 вв. создаются и чистоинструментальные оды.

Примеры оды

Хотя в мире существует довольно большое количество од, большинству из них практически не уделяется внимания, так как они просто восхваляют каких-то людей. Тем не менее, на их фоне выделяется несколько произведений.

В первую очередь, это «Ода к радости», созданная Фридрихом Шиллером. Впоследствии Бетховен написал музыку специально для неё. Интересно, что чаще всего люди вспоминают именно о музыкальной составляющей «Оды к радости», а не о самом литературном произведении. Оно отличается тем, что восхваляет не какого-то человека, а чувство радости.

Во-вторых, очень многим известно одно произведение Михаила Васильевича Ломоносова. Именно его изучают в школьной программе. Её название состоит примерно из 13 слов, и практически ни один ученик никогда не запоминает его целиком. Сокращенно оду Ломоносова называют «Одой на день восшествия».

Ода

Ода — это…

Есть несколько разновидностей жанра, которые различаются в зависимости от того, кому или чему посвящена ода, какие проблемы она затрагивает и к какой исторической эпохе относится. Так, выделяют следующие виды од:

  1. победно-патриотическая;
  2. похвальная;
  3. духовная;
  4. философская.

С расцветом оды связывают поэтику классицизма. И в античном мире, и в Европе, и в России стало ясно, что такое явление, как ода, в литературе не смогло выйти за рамки социально-культурных задач конкретной эпохи.

Торжественная песнь, знаменующая детство мира с радостным приятием всего, что в нём есть, не могла звучать вечно и постепенно исчезла из литературного обихода.

Определение

Что такое ода в литературе? Определение может быть сформулировано следующим образом: это лирический жанр поэзии, торжественная песня, посвященная какому-либо лицу с целью его возвеличения, восхваления

Также в отдельных текстах жанра восхваляется не человек, а некое важное событие. Первый автор од в литературе – это поэт античной Эллады, Пиндар, который в своих высокопарных стихах чествовал победителей спортивных состязаний

В России расцвет жанра пришелся на эпоху классицизма, когда свои бессмертные произведения создавали великие классики – Державин и Ломоносов. К XIX столетию жанр утратил свою актуальность, уступив место более простой для восприятия лирики.

Ода