Нуар (кино)

«ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК»

1949

Второсортный писака Холли Мартинс приезжает в послевоенную Вену, где узнает о гибели своего друга Гарри Лайма (Орсон Уэллс). Пытаясь докопаться до правды, тот выяснит, что знал друга не так хорошо, как думал. «Третий человек» рушил все основополагающие для своего времени каноны: мало того что главная звезда фильма Орсон Уэллс появляется лишь через час после начала, так еще и снял его англичанин Кэрол Рид. В «Третьем человеке» «черная» атмосфера достигла своей предельной концентрации – зритель оказывается буквально погружен в царившую в полуразрушенной Европе депрессию и безнадежность.

Жанр[править]

Нуар появился в «ревущие» 20-е, отличаясь от крутых детективов своим главным героем — явно асоциальной личностью, непосредственно вовлеченной в преступление — то бишь это был либо преступник, либо свидетель, либо человек, которого подставили. Всего в нуаре есть три способа вляпаться в несовместимые с жизнью обстоятельства — это жажда денег, роковая женщина и «оказался не в том месте, не в то время».

До 50-х годов жанр не знал своего читателя, однако невзрачным «черным» романам повезло оказаться в кино (впоследствии также и комиксах): криминальные драмы начала 1940-х — конца 1950-х были черно-белыми, полными цинизма и безысходности историями; они отражали весь спектр настроений, охвативших американское общество после Великой депрессии и во время Второй мировой войны. Этот стиль кино и породившая его литература являются основой для более поздних жанров, например, киберпанка.

Для сюжета нуарных фильмов характерны расследования убийств, ограбления, мошенничества и ложные обвинения в преступлении, секс, насилие, предательства и двуличность, постоянное курение и пьянство. Сложные сюжеты еще сильнее закручиваются с помощью флэшбэков и флэшфорвардов.

Обычно протагонистом в нуаре является антигерой (или даже откровенный мерзавец, конченый подонок, обладающий, однако, единственной чертой, вызывающей сострадание публики) — человек, обществу чуждый, страдающий от экзистенциального кризиса. Лишенный иллюзий циничный частный сыщик, бандит, коррумпированный полицейский, герой-любовник — персонаж влипает в какое-то дерьмо и обычно половину истории пытается разобраться, какого черта произошло, а вторую — как из этого выбраться. Дело осложняется тем, что на персонажа буквально открыта охота, и сколько он проживет зависит лишь от крепости черепа и наличия патронов. Из-за чего весь сыр-бор? Как обычно — деньги, женщины… Победы случаются редко, и хэппи-энд для нуара — редкость.

Фотография в стиле нуар — основные приемы

Итак, мы разобрали в общих чертах, что собой представляют кадры в стилистике «film noir». Попробуем применить свои знания к фотографическим изображениям.

Черно-белая фотография

Когда фотография только появилась, то всем приходилось получать только черно-белое изображение. Затем появились технологии, позволяющие снимать в цвете. Сегодня в цвете снимает, используя современные гаджеты, любой малыш.

Почему нас продолжает манить фотография черно-белая? Почему именно она завораживает нас, заставляет включать воображение.  Она предлагает особую точку зрения на следующие вещи:

  • Объем и форма, они более очевидны в черно-белом воплощении. Убрав из кадра цвет, вам зачастую легче поставить акцент на форме.
  • Геометрия кадра, иногда она может стать и основой черно-белого снимка.
  • Узор, в цвете зачастую узор не заметен, в черно-белом изображении его легче обозначать.
  • Рельеф, текстура. Аналогично узору, они могут быть более выражены в черно-белом изображении.
  • Контраст, с помощью выделения контрастом можно четче показать смысловой центр кадра.

Все перечисленное выше зависит в первую очередь от освещения. Самую главную роль в черно-белой фотографии играет свет. Умело расставленные световые акценты и создают магию, притягивают взгляд.

Фотография в стиле нуар. Освещение

Пожалуй, самым важным для стилистики «film noir» является особое освещение. Очень резкое и контрастное, оно создает напряжение в кадре. Темные силуэты героев при интенсивном освещении создают ощущение надвигающегося страха. Драматические тени на лицах героев, часто скрывающие их черты, помогают в создании загадки.

Фотография в стиле нуар. Ракурсы

Не забываем при съемке фотографий в стиле нуар, что большую роль могут сыграть ракурсы нашей камеры. Необычные ракурсы, при которых тсъемка происходит с нижней или верхней точки усиливают напряжение. Применение таких приемов, как «голландский угол» или «широкий угол», искажая реальность, фактически создают мир нуара. И фотография в стиле нуар только выигрывает при применении нестандартных ракурсов.

Голландский угол

Голландский угол — термин, обозначающий специфический приём. Используется в фотографии или съемках фильмов. С его помощью легче передаются душевные волнения героя.

«Голландский угол» — это такой знакомый нам «заваленный горизонт»! Но заваленный не просто так, а для придания выразительности изображению. Этот прием еще называют «Немецкий угол», из Германии он и пришел. Просто со временем Dutch (голландский) вытеснило созвучный оригинал Deutsch (немецкий).
Но основоположниками этой техники считаются представители немецкого экспрессионизма  в 1920-е годы. Фильм — родоначальник этого приема — «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине.

Нуар (кино)Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари» (1920)

В 20-е годы прием «голландский угол» применяется и в авангардном советском  кино. Интересно, что немецкие мастера этим приемом стараются усилить атмосферу полуфантастической искаженной реальности,  а русские мастера этим приемом усиливают динамику изображения. 

Нуар (кино)Дзига Ветров. Кадр из документального фильма «Человек с кино-аппаратом» (1929)Нуар (кино)Сергей Эйзенштейн. Кадр изхудожественного фильма «Броненосец Потемкин» (1925)

Естественно и то, что фотографы не остались в стороне, они тоже успешно применяли этот прием в своих творениях.

Нуар (кино)Георгий Зельма 1926. Узбекистан. Сеятель.Нуар (кино)Александр Родченко. Девушка с лейкой

Примеры фото в стиле нуар

Нуар (кино)Photo by Emiliano Grusovin on Trendhype / CC BY-NC-SAНуар (кино)Нуар стиль. Photo by Emiliano Grusovin on Trend Hype / CC BY-NC-SAНуар (кино)Photo by Emiliano Grusovin on Trend hype / CC BY-NC-SAНуар (кино)Стиль нуар. Photo by Napafloma-Photographe on Trendhype / CC BY-NC-NDНуар (кино)Photo by Flооd on Trendhype / CC BY-NC-NDНуар (кино)Нуар. Photo by Emiliano Grusovin on TrendHype / CC BY-NC-SA

Стиль «нуар» используют многие фотографы. Предлагаем вашему вниманию наш новый материал о Ринзи Руис (Rinzi Ruiz) – независиммом фотографе из Лос-Анджелеса. Ринза Руис создает черно-белые уличные фотографии с акцентом на игру света и тени. Некоторые его стрит фотографии напоминают по свету и манере съемки кадры из голливудских фильмов в стиле нуар.

Очень страшное кино

«В пасти безумия» — фильм, который обязательно должны увидеть зрители, которых интересуют ужасы-нуар. Эта картина была представлена на суд общественности еще в 1946 году, однако до сих пор сохраняет способность увлекать с первых кадров.

Нуар (кино)

В центре внимания оказывается писатель, произведения которого пользуются необычайным спросом. Однако книги героя производят странный эффект на читателей. Люди сходят с ума, превращаются в безжалостных убийц. Когда сам автор таинственным образом исчезает, его поиски поручают страховому агенту. Пытаясь докопаться до истины, герой попадает в загадочный город, которого нет на карте.

Еще один яркий пример ужастика в стиле нуар – «Книга мертвых». Сюжет этого фильма позаимствован из произведения Говарда Лавкрафта.

Художественные особенности

Запутанный сюжет – черта, которой традиционно обладает «черный фильм». Неопределенность хороша тем, что держит зрителей в состоянии тревоги. Можно выделить и другие особенности, характерные для жанра.

Нуар (кино)

Изобилие искаженных ракурсов. Камера «ловит» место действия или персонажей широкоугольным объективом. Практикуются съемки с нестандартно низкой или высокой точки.
Преобладание ночных сцен над дневными. Герои чаще находятся в тени, чем выходят на свет. Люди будто бы растворяются в окружающей среде.
Мотив воды. Фильмы-нуар легко распознать по таким деталям, как поблескивающие причалы, доки, улицы. Персонажи часто попадают под проливной дождь
Также создатели картин нередко акцентируют внимание на том, как герои принимают ванну, моют руки.
Нагнетание напряжения. Режиссер добивается этого медленно и методично, от диалога к диалогу
Для «черных картин» нехарактерны драки, перестрелки, погони

Поэтому они едва ли способны произвести впечатление на тех, для кого важное значение имеет стремительное развитие событий.
Запутанная хронология действия, обилие второстепенных сюжетных линий и персонажей. Зрителям кажется, что персонажи «потеряны во времени».
Особая среда обитания

Местом действия часто становится большой город. Внимание концентрируется на его увеселительных заведениях.

«Милдред Пирс» (1945)

Нуар (кино)

Михай Кертес Каминер, которого весь мир знает, как Майкл Кертис, вполне мог попасть в этот список с «Касабланкой», в которой немало черт классического нуара. Но я решил выбрать второй значительный фильм в его карьере — «Милдред Пирс», который принес великой Джоан Кроуфорд долгожданный «Оскар». Фильм Кертиса — первая большая экранизация романа Джеймса Кейна про предприимчивую домохозяйку Милдред Пирс, которая после смерти мужа бросается в предпринимательство и открывает сеть ресторанов Mildred’s. Главная интрига — кто именно убил её супруга, который перед смертью успел вымолвить только одно слово: «Милдред». К роману Кейна в Голливуде и на телевидении возвращались еще не раз, но фильм Кертиса, по моему мнению, лучший.

Что такое нуар?

Название жанра происходит от французского словосочетания film noir («черный фильм»). Однако все это энциклопедические сведения. Их вы узнаете из любой статьи в интернете. Особенно учитывая, насколько модной стала нуар-эстетика в последнее время. Но оболочка – это еще не всё. Мы постараемся проникнуть в суть явления. В свою очередь, я постараюсь излагать мысли таким образом, чтобы сведения можно было практически применить при разработке вашего сценария и/или фильма.

Что есть нуар в первую очередь? Здесь нам и помогает цитата из «Макулатуры», потому как она отражает взгляды на мир большинства героев нуара. Нуар — это настроение. Поэтому первое, что стоит понимать при разработке такого проекта — форма настолько же важна, как содержание, а то и важнее (в большинстве случаев). Каковы особенности этой формы? В чем прелесть стиля?

Вся свистопляска началась с «Мальтийского сокола» в 1941-м году, поставленного по роману Дэшила Хэммета. И первый же фильм-нуар тут же задал практически все сюжетные стереотипы жанра.

Нуар (кино)«Мальтийский сокол» погружал нас в атмосферу мрачного мегаполиса. Почти все действие происходило ночью, в отелях и конторах. Сюжет был закручен сверх нормы, что отличало историю от обыкновенного детектива. Картина буквально ломилась от зашкаливающего количества хлёстких диалогов. Главный герой, частный детектив Спэйд — прожжённый циник, обладающий весьма сомнительными моральными ориентирами. И, конечно же, присутствовала роковая женщина, которую на самом деле интересуют только деньги.

Позже Билли Уайлдер «Двойной страховкой», «Бульваром Сансет» и «Тузом в рукаве» дополнил возможный арсенал намеренно вычурным закадровым текстом и прыжками во времени (первые два фильма начинаются с конца, а затем рассказывают, как до этого дошло).

Нуар (кино)Также его фильмы показали, что сюжет совсем не обязательно должен вращаться вокруг гангстеров, полицейских и частных детективов.

Нуар (кино)Героем может быть кто угодно: например, страховой агент, журналист или сценарист (как в вышеуказанных нуарах Уайлдера).

Нуар (кино)Нуар, его особенности

Итак, если проанализировать подавляющее число кинокартин, можно выделить следующие элементы нуара.

  • Мрачность атмосферы. Ночь, обилие теней, контрасты, дым, туман, дождь или все вместе.
  • История разворачивается в местах, где теоретически могут твориться тёмные или незаконные дела (гостиницы, офисы, казино, бордели, бары, тюрьмы и т.д.)
  • Герой в большинстве своём циник (Хэмфри Богарт из «Мальтийского сокола» задал настоящую тенденцию) и не против замарать руки ради своих, как правило корыстных целей.
  • Положительные персонажи отсутствуют, как таковые. У всех есть своя гнильца.
  • Бойкие диалоги, напоминающие перестрелку.
  • Вторичность сюжета, а также его запутанность, что часто отражает психологическое состояние героя.
  • Присутствие образа роковой женщины.

Я полагаю, что сценаристу требуется понимать разницу между детективной историей и фильмом в жанре нуар. В детективе для вас главное — ответить на вопрос «Что же произошло?» (Кто убил? Кто украл? и пр.).

Нуару, по большому счету, на всё это плевать. В классическом фильме «Глубокий сон», например, по ходу сюжета пропал целый персонаж, и как известно, даже сам автор сценария не помнил, куда он его подевал. Стал фильм от этого хуже? Как ни парадоксально, нет!

В нуар-фильме главное — это характеры и стиль. Сюжетно он отвечает на вопрос «До какого дна упадёт герой, и сможет ли он с него подняться?». Если вы делаете нуар, и там при этом нет ярких личностей, а также все недостаточно манерно, можете быть уверены, картина будет неудачной.

Также стоит заметить, что для нуар-фильма характерен пессимизм. Соответственно, если вы вдруг решили в нуаре рассказать жизнерадостную историю — забудьте. Я не знаю ни одного хорошего светящегося оптимизмом нуара. Лучше выберете другое эстетическое направление.

Разумеется, мои наблюдения о жанре не являются законом. Тем более, в современном кино чистый нуар практически нигде не встречается. Начиная с 70-х годов многие режиссеры и сценаристы намеренно искажают или играют с постулатами нуара (так появился термин «нео-нуар», и это тема отдельного материала). Но чтобы преобразовывать, неплохо бы хорошо ориентироваться в основах.

Лично я очарован и нуаром, и его прямыми наследниками с самого первого момента, когда соприкоснулся с этой стилистикой.

Надеюсь, среди читателей также найдутся свои поклонники жанра, и может быть, мы ещё почитаем пару захватывающих сценариев или посмотрим несколько фильмов в жанре нуар.

Об авторе: Влад Дикарев

Независимый режиссёр и сценарист
Мой профиль в социальной сети

«Леди из Шанхая» (1947)

Нуар (кино)

Классический нуар Орсона Уэллса, который он согласился снимать, как и многие фильмы, только потому что ему были нужны деньги на другие проекты — в данном случае на театральный мюзикл «Вокруг света за 80 дней». По другой традиции, Уэллс сильно переписал сценарий, сильно изменив изначальный роман Шервуда Кинга «Если я умру до того, как проснусь». Финальный вариант не устроил студию Columbia Pictures и как следствие, прокат картины ограничился грайндхаусами и местечковыми кинотеатрами. Что не помешало ей стать классикой несколько десятилетий спустя, когда профильная пресса начала переосмысливать многие картины в карьере Уэллса. «Леди из Шанхая» — это мощнейшее, особенно во второй половине кино, новаторское и совершенно не устаревшее. Развязка в Китайском квартале, которой заканчивается фильм, со знаменитой сценой с зеркалами до сих пор остается визитной карточкой Орсона Уэллса.

Классика жанра

Выше рассказывается о том, что такое нуар. Какие же картины считаются классическими представителями этого элегантного в своей мрачности жанра? Фильм «Тень сомнения» был представлен на зрительский суд в 1942 году. Он рассказывает историю серийного маньяка, позаимствованную из реальной жизни. Именно эта лента помогла впервые заявить о себе блистательному Альфреду Хичкоку. Неудивительно, что сам мэтр неизменно упоминает ее в числе своих главных шедевров.

Нуар (кино)

В 1950 году вышла картина «Бульвар Сансет» Билли Уайлдера. Далеко не сразу зрители могут догадаться, что смотрят «черный фильм». Отсутствуют такие типичные для этого жанра герои, как роковая красотка и храбрый детектив, никто не расследует загадочное убийство. Лента знакомит зрителей с нюансами голливудской жизни времен 50-х. В центре внимания оказывается история стареющей звезды немого кино, с которой больше не желают работать режиссеры. Однако актриса еще не готова расстаться с воспоминаниями о былой славе.

«Печать зла» — картина, которая считается последним представителем классического нуара. Специалист отдела по борьбе с наркотиками медленно сходит с ума. Человек, еще вчера бывший добропорядочным агентом и мужем, превращается в мстительного маньяка. Фильм пронизан пессимизмом, буквально с первых кадров лишает зрителей надежды на счастливый конец. Также нельзя не отметить незримое присутствие воплощения зла — Дьявола.

Аниме нуар

Весьма своеобразно обыграна стилистика нуар в традиционной японской мультипликации, например, в вышедшем на экраны в начале века и быстро завоевавшем популярность 26-серийном фильме в жанре аниме «Нуар». Кстати, это и название сериала, и имя главной героини, и обозначение стилистической традиции, которой это произведение старается следовать безукоризненно. В буквальном переводе с французского «нуар» — это не более чем обозначение чёрного цвета. Но это же и мощный художественный образ. Главная героиня аниме-сериала, помимо прочего, сражается ещё и с мраком собственной амнезии. Отзвуки стилистики нуар можно без труда обнаружить и в других произведениях традиционной японской мультипликации. Аниме и нуар органично дополняют и усиливают друг друга. Именно из этих двух источников произрастает и такое произведение, как бестселлер Квентина Тарантино «Убить Билла». Если внимательнее приглядеться, это не что иное, как аниме плюс нуар. Вот только снят фильм уже по голливудским технологиям начала третьего тысячелетия.

Литература

  • Кравцов Ю. А. Основы киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие. — СПб.: Институт телевидения, бизнеса и дизайна («Невский университет»), 2006.
  • Тофименков М. С. Красный нуар Голливуда. Часть I. Голливудский обком. СПб: «Сеанс», 2018.
  • Auerbach, Jonathan (2011). Film Noir and American Citizenship. Durham, N.C.: Duke University Press (англ.)русск.. ISBN 978-0-8223-4993-8
  • Chopra-Gant, Mike (2005). Hollywood Genres and Postwar America: Masculinity, Family and Nation in Popular Movies and Film Noir. London: IB Tauris. ISBN 978-1-85043-838-0
  • Cochran, David (2000). America Noir: Underground Writers and Filmmakers of the Postwar Era. Washington, D.C.: Smithsonian Institution Press. ISBN 978-1-56098-813-7
  • Dickos, Andrew (2002). Street with No Name: A History of the Classic American Film Noir. Lexington: University Press of Kentucky (англ.)русск.. ISBN 978-0-8131-2243-4
  • Dimendberg, Edward (2004). Film Noir and the Spaces of Modernity. Cambridge, Massachusetts, and London: Harvard University Press. ISBN 978-0-674-01314-8
  • Dixon, Wheeler Winston (2009). Film Noir and the Cinema of Paranoia. New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press. ISBN 978-0-8135-4521-9
  • Grossman, Julie (2009). Rethinking the Femme Fatale in Film Noir: Ready for Her Close-Up. Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan. ISBN 978-0-230-23328-7
  • Hannsberry, Karen Burroughs (1998). Femme Noir: Bad Girls of Film. Jefferson, N.C.: McFarland. ISBN 978-0-7864-0429-2
  • Hannsberry, Karen Burroughs (2003). Bad Boys: The Actors of Film Noir. Jefferson, N.C.: McFarland. ISBN 978-0-7864-1484-0
  • Hare, William (2003). Early Film Noir: Greed, Lust, and Murder Hollywood Style. Jefferson, N.C.: McFarland. ISBN 978-0-7864-1629-5
  • Hogan, David J. (2013). Film Noir FAQ. Milwaukee, WI: Hal Leonard. ISBN 978-1-55783-855-1
  • Kaplan, E. Ann, ed. (1998). Women in Film Noir, new ed. London: British Film Institute. ISBN 978-0-85170-666-5
  • Keaney, Michael F. (2003). Film Noir Guide: 745 Films of the Classic Era, 1940–1959. Jefferson, N.C.: McFarland. ISBN 978-0-7864-1547-2
  • Mason, Fran (2002). American Gangster Cinema: From Little Caesar to Pulp Fiction. Houndmills, UK: Palgrave. ISBN 978-0-333-67452-9
  • Mayer, Geoff, and Brian McDonnell (2007). Encyclopedia of Film Noir. Westport, Conn.: Greenwood. ISBN 978-0-313-33306-4
  • McArthur, Colin (1972). Underworld U.S.A. New York: Viking. ISBN 978-0-670-01953-3
  • Osteen, Mark. Nightmare Alley: Film Noir and the American Dream (Johns Hopkins University Press; 2013) 336 pages; interprets film noir as a genre that challenges the American mythology of upward mobility and self-reinvention.
  • Palmer, R. Barton (1994). Hollywood’s Dark Cinema: The American Film Noir. New York: Twayne. ISBN 978-0-8057-9335-2
  • Palmer, R. Barton, ed. (1996). Perspectives on Film Noir. New York: G.K. Hall. ISBN 978-0-8161-1601-0
  • Pappas, Charles (2005). It’s a Bitter Little World: The Smartest, Toughest, Nastiest Quotes from Film Noir. Iola, Wisc.: Writer’s Digest Books. ISBN 978-1-58297-387-6
  • Rabinowitz, Paula (2002). Black & White & Noir: America’s Pulp Modernism. New York: Columbia University Press. ISBN 978-0-231-11481-3
  • Schatz, Thomas (1997). Boom and Bust: American Cinema in the 1940s. Berkeley, Los Angeles, and London: University of California Press (англ.)русск.. ISBN 978-0-684-19151-5
  • Selby, Spencer (1984). Dark City: The Film Noir. Jefferson, N.C.: McFarland. ISBN 978-0-89950-103-1
  • Shadoian, Jack (2003). Dreams and Dead Ends: The American Gangster Film, 2d ed. Oxford and New York: Oxford University Press. ISBN 978-0-19-514291-4
  • Silver, Alain, and James Ursini (1999). The Noir Style. Woodstock, N.Y.: Overlook Press. ISBN 978-0-87951-722-9
  • Silver, Alain, and James Ursini (2016). Film Noir Compendium. Milwaukee, WI: Applause. ISBN 978-1-49505-898-1
  • Spicer, Andrew (2002). Film Noir. Harlow, UK: Pearson Education. ISBN 978-0-582-43712-8
  • Starman, Ray (2006). TV Noir: the 20th Century. Troy, N.Y.: The Troy Bookmakers Press. ISBN 978-1-933994-22-2

«УБИЙСТВО»

1956

Вышедший из тюрьмы рецидивист планирует новое дело – ограбление ипподрома. По законам жанра ничто не идет по плану: в дело постоянно вмешиваются нанятые за долю помощники – бармен, кассир, алкоголик и продажный полицейский, один из которых и вовсе задумал делать все по-своему. «Убийство» – третий полнометражный фильм Стэнли Кубрика, который, с одной стороны, снял типичный нуар с длинными планами, циничным взглядом на мир и обреченным главным героем, с другой – как мог пытался ломать заданные жанром рамки, включая в сюжет пересекающиеся флешбэки, документальные вставки и синхронное изображение событий с точки разных героев.

Взаимовлияния и пересечения

Безусловно, лучшие нуар-фильмы были созданы в Голливуде и стали одной из самых ярких страниц в американской кинематографической классике. Но любые яркие явления в искусстве всегда оказывают влияние на параллельные художественные миры. Так, фильмы нуар оказали сильнейшее влияние на становление и развитие послевоенного итальянского неореализма. Следы этого направления можно отчётливо проследить во многих национальных кинематографических школах западноевропейских стран. Причудливым образом стилистика нуар отразилась во французском кино шестидесятых годов. Название этого явления взято из французского языка, но во Францию оно пришло из Голливуда. А на родине эта стилистика во многом предопределила последующее творчество таких разных мастеров, как Стэнли Кубрик, Орсон Уэллс, Николас Рэй и Билли Уайлдер. Даже последний шедевр Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами» содержит явный отсыл к истокам традиции нуар.

Нуар (кино)

Что такое Нуар

Нуар – это «жанр» в литературе, комиксах или кино, который очень сложно определить в какие-то конкретные рамки. Так как, это понятие довольно размытое, и что бы понять суть данного стиля необходимо разобраться во всех его аспектах.

Что такое НУАР — значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Нуар — это специфический «жанр» творчества, который визуально характеризуется темными тонами, жестокостью и депрессивной атмосферой.

Происхождение слова «нуар».

Само слово Нуар (noir) пришло из французского и дословно переводится как «черный». В контексте кинематографа имеет определение – «черное кино». И именно французы ввели это понятие для категории фильмов отличающихся от всех остальных, большим количеством темных кадров и цинизма в сюжетной линии.

Нуар (кино)

Даже по поводу самого термина нуар, критики не могут прийти к согласию, жанр это или визуальный стиль который задает тон, настроение произведению.

Основные признаки нуарных фильмов:

  • Фильм снят в черно – белом стиле;
  • Действия происходят в пропитанной дождем и туманом городской среде с ветхими зданиями;
  • Неоновые вывески и мерцающие фонари, обилие теней;
  • В городе царит атмосфера преступности, греха и коррупции, полная безнадежность;
  • Обязательно присутствует роковая женщина;
  • Главный герой зачастую имеет сложный характер и судьбу, он в конфликте с обществом и моралью;
  • В  фильме довольно часто используются флешбеки;
  • Перспективы главных героев имеют фатальную перспективу.

Нуар (кино)

Стоит отметить, что данные критерии являются весьма условными, к примеру, нуарная картина может быть  не черно-белой, а цветной. Как и все виды искусства нуар развивается, есть «поздний нуар», «нео-нуар» в которых одни признаки сменяются другими.

Самый распространенный сюжет нуарных фильмов примерно таков:

Потрепанный жизнью детектив с крутым нравом, и проблемами с выпивкой, работает в утопающем в пороках городе. К нему приходит роковая женщина с чудовищной проблемой, грозящей смертью. Дальше начинается перипетия с расследованием, напряженными ситуациями, обилием насилия и непредсказуемыми сюжетными поворотами. Чаще всего, это не заканчивается хеппи-эндом, и в финале будет драматическая развязка.

Нуар (кино)

Сейчас данный стиль используется не слишком часто, но картины снятые в данном жанре находят своих фанатов и ценителей.

К современным нуарным фильмам можно отнести:

  • Город Грехов;
  • Макс Пэйн;
  • Темный Город – неоднозначный фильм, в жанре фантастики снятый в нуарном стиле. Рекомендуем к просмотру любителям трилогии «Матрица». Именно данным фильмом вдохновлялись «когда-то», братья Вачовски, при создании культовой Матрицы.

Нуар (кино)

Выразительные особенности

В фильмах стилистики нуар не бывает простых сюжетных построений с очевидным исходом. Иногда создаётся впечатление, что авторы сами не представляли в начале рассказываемой истории, чем она завершится. Существуют обоснованные сомнения по поводу того, существует ли ярко выраженная сценарная школа фильмов в стилистике нуар. Что это, если не вполне традиционный для Голливуда детектив? Но в характерной криминальной сюжетности фильмов нуар акцентировка в значительной мере смещена от раскрытия преступления к хитросплетению отношений действующих персонажей. Детективная основа здесь — не более чем фон, на котором могут раскрыться главные герои. Парадоксальным образом фильмы жанра нуар значительно ближе к классическим традициям реализма, чем всё, что было до и после них. Действие всегда происходит в городе, причём в той его части, где люди по обыкновению придаются низменным страстям и порокам — в ресторанах, барах, борделях и притонах. События редко излагаются в их хронологической последовательности. Подобная разорванность изложения придаёт действию специфическую атмосферу нестабильности. Этот приём был в последующую эпоху взят на вооружение многими творцами, в частности режиссёром Сержио Леоне в шедевральном фильме «Однажды в Америке».

Нуар (кино)

Происхождение термина

Первоначально термин «roman noir» возник во Франции и совпадал по значению с «крутым романом». С 1946 года «нуаром» стали называть определённую категорию фильмов.

Собственно в США термин «нуар» был перенесён киноведами в 1968 году (уже после заката как «чёрного романа», так и «чёрного фильма»). В 1984 году, когда началась волна переизданий романов 1930-х — 1950-х годов, это название было впервые применено к литературной разновидности этого жанра. Для американцев, в отличие от французов, «нуар» означал только определённую группу «круто сваренных» произведений, где героем был не детектив, а непосредственный участник событий.

Звёзды жанра

Множество блистательных голливудских звёзд своей кинематографической карьерой обязаны именно фильмам нуар. Эта стилистика помогла им в полной мере раскрыть своё дарование. У звёзд жанра не было отбоя от предложения ролей как частных сыщиков и детективов, так и разного рода гангстеров. Достаточно вспомнить актёрские работы Берта Ланкастера, Хэмфри Боггарта, Орсона Уэллса и Дэны Эндрюса. Среди актрис, ставших сиволом стилистики нуар, в первую очередь следует отметить Риту Хейворт, Лорен Бэколл, Джин Тирни, Джоан Кроуфорд и Барбару Стэнвик. А при внимательном рассмотрении в этих фильмах можно заметить некоторых актёров, чья профессиональная карьера состоится в последующую кинематографическую эпоху. Их творческий дебют состоялся в ролях второго плана в фильмах, когда в Голливуде доминирующей тенденцией был нуар.

Нуар (кино)

Представители жанра

Корнелл Вулрич

«Отцом чёрного романа» иногда называют Корнелла Вулрича, автора многочисленных романов и рассказов, печатавшихся на протяжении 1930-х — 1950-х годов и впоследствии определённых как «нуар»
. Многие сочинения Вулрича были впоследствии перенесены на экран (причём далеко не все картины по Вулричу являются фильмами-нуар). Среди них такие известные фильмы, как «Человек-леопард» Ж. Турнёра, «Окно во двор» А. Хичкока, «Невеста была в чёрном» и «Сирена с Миссисипи» Ф.Трюффо.

У истоков направления лежат также произведения писателя и сценариста Уильяма Бернетта, опубликовавшего в 1929 году один из первых «чёрных романов» «Маленький Цезарь».

Кроме того, поскольку границы между «крутым детективом» и «нуаром» не всегда могут быть чётко определены, к основателям жанра также причисляют корифеев «крутого» романа Дэшила Хэммета и Рэймонда Чандлера.

Преподаватель английского языка и литературы Университета Квинс в Белфасте Эндрю Пеппер называет Росса Макдональда одним из трёх отцов-основателей крутого детектива, — все вместе, Хэммет, Чендлер и Макдональд стали литературными «отцами» крутого детектива. В жанре крутого детектива их фамилии зачастую ставятся критиками в один ряд — создаётся эдакий литературный триумвират, по которому меряют всех остальных авторов жанра, их современников, и тех, что пришли им на смену.

Главные герои-детективы Сэм Спейд, Филип Марлоу и Лью Арчер в равной степени известны каждому американскому книговеду и киноведу, так же как Микки Маус и Шерлок Холмс. Ни один из последующих частных сыщиков, не смог и не сможет повторить такого успеха, — отмечается у Бейкера и Нитцеля. Именно по этой причине книги Хэммета, Чендлера и Макдональда постоянно перепечатываются всё новыми и новыми тиражами. Их работы обсуждаются на семинарах и лекциях во всех Соединённых Штатах.

В 1946 году на волне успеха «чёрного романа» во Франции на литературную мистификацию решился писатель Борис Виан, выпустивший под псевдонимом «Вернон Салливан» нуар-роман «Я приду плюнуть на ваши могилы» и ещё ряд произведений. Роман за короткое время приобрёл огромную популярность, но разоблачение автора привело к крупному скандалу.

Терминология и определения

Термин «чёрный фильм», или «фильм-нуар», впервые употребил в 1946 году французский критик Нино Франк для обозначения стиля, получившего популярность в американском кино в середине 1940-х годов. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия и тёмное освещение сцен, как правило ночных. Женщины обычно выступают как лживые персонажи, которым нельзя доверять; с другой стороны, именно они мотивируют главных героев мужского пола.

Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем ряд критиков возражает против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии. Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film).

В зависимости от выбранной дефиниции к нуару относят проблемные, с жанровой точки зрения, фильмы — это триллеры в стиле Хичкока (от «Ребекки» до «Ночи охотника» Чарльза Лоутона), достаточно лёгкие, не лишённые оптимизма романтические ленты на военно-шпионские темы (как, например, знаменитая «Касабланка», «Иметь и не иметь» Г. Хоукса, «Дурная слава» Хичкока), а также остросюжетные триллеры, действие которых происходит в викторианскую эпоху («Газовый свет» Дж. Кьюкора, «Подозреваемый» и «Винтовая лестница» Р. Сьодмака).