Значение слова «ночь»

Начало

Когда начинаются белые ночи в Санкт-Петербурге? По обыкновению, в конце мая, а заканчиваются 16 июля, хотя по астрономической версии этот период еще короче дней на десять.

Значение слова «ночь»

Немногим меньше двух месяцев радуют белые ночи жителей северных краев и гостей, специально приезжающих полюбоваться этим прекрасным чудом природы.

В населенных пунктах выше полярного круга белые ночи можно наблюдать от двух до четырех недель, но чем южнее от начальной точки отсчета – тем короче период постоянных сумерек. На обоих полюсах Земли белые ночи длятся чуть больше двух недель и происходят дважды в год:

на Южном полюсе с третьей декады марта по 7 апреля и с 7-го до второй половины сентября;
на Северном полюсе с начала марта по 18-е; с конца сентября до середины октября.

Где это явление природы можно увидеть

Белые ночи, манящие своим великолепием, можно увидеть в любой местности, находящейся выше 59-го градуса северной широты

Важно отметить, что астрономы считают абсолютной только белую ночь, доступную на широте 60,6. А то, что наблюдается в официальном «городе белых ночей» Санкт-Петербурге – это всего лишь сумерки

Ниже 50-го градуса северной широты белых ночей не бывает вообще. А по 49-й параллели – только один день в году – 22 июня.

Значение слова «ночь»

С 11 июня по 2 июля – время максимально светлых ночей: в этот период каждая последующая ночь становится более светлой, чем предыдущая. После 5 июля они начинают темнеть, больше становясь похожими на сумеречное время, а в августе ночи превращаются в такие, как и везде – полностью темные.

Значение слова Ночь по словарю Ушакова:

НОЧЬ ночи, о ночи, в ночи, мн. ночи, ночей, ж. часть суток, промежуток времени от вечера до утра. день да ночь — сутки прочь. Поговорка. В двенадцать часов по ночам из гроба встает барабанщик. Жуковский. Микстуру на ночь пьешь. Некрасов. Не так ли звездочка в ночи, срываясь, упадает. Некрасов. На стоге сена ночью южной лицом ко тверди я лежал. Фет. Неизъяснимо хорошо плыть по Волге осенней ночью. Максим Горький. Темная ночь. Глухая ночь. В ночь на новый год. В ночь под новый год. Покойной ночи. спокойной ночи. доброй ночи (пожелания на ночь). Белая ночь (см. белый). Афинские ночи — то же, что афинские вечера, см. вечер. Варфоломеевская ночь — массовое, жестокое избиение беззащитных людей (выражение, возникшее после массового избиения протестантов-гугенотов католиками в Париже в ночь накануне дня св. Варфоломея 24 августа 1572 г.). Полярная ночь — часть года за полярным кругом, в течение к-рой солнце не восходит. день и ночь — см. день.

Критика писательства

Как и положено фильму о писателе, в «Ночи» говорят гораздо больше, чем в «Затмении» или «Приключении». Но выспренние диалоги интеллектуалов заводят их всё в тот же эмоциональный тупик. В существо писателя Понтано (и это отмечал сам Антониони) лицемерие проникло до такой степени, что он каждый раз пытается замаскировать рудименты собственных чувств знакомыми и оттого безопасными словами, в глубине души сознавая: стоит ему выразить своё истинное внутреннее состояние (душевная усталость, пресыщение, отчуждение) — и всё будет кончено, его жизнь потеряет всякое подобие смысла.

Непрестанный треск диалогов (в том числе на французском) на вилле Герардини ставит под вопрос не только их осмысленность и искренность, но также уместность и действенность этих речей. Персонажи Антониони используют слова для того, чтобы скрыть свои истинные мысли и настроения. Обычно они говорят вовсе не то, о чём думают, а нечто банальное или вовсе не имеющее отношения к непосредственной обстановке.

Примечания

↑ Peter Brunette. The Films of Michelangelo Antonioni. Cambridge University Press, 1998. ISBN 0-521-38992-5. Pages 53-64, 72.

Seymour Chatman, Paul Duncan. Michelangelo Antonioni: The Investigation. Taschen, 2004. ISBN 3-8228-3089-5. Page 79.

Chatman, Seymour Benjamin. Antonioni, or The Surface of the World. University of California Press, 1985. ISBN 0-520-05341-9. Pages 96.

↑ Sam Rohdie. Antonioni. BFI Publishing, 1990. ISBN 9780851702735. Page 52.

Fabio Vighi. Traumatic Encounters in Italian Film: Locating the Cinematic Unconscious. Intellect Books, 2006. ISBN 1-84150-140-9

Page 136.

Даже ракурсы продуманы так, чтобы привлекать внимание зрителя своей построенностью в смысле расстояния и угла съёмки.

Ван Гог, Кант, Хаксли и Луи-Фердинанд Селин отдают должное ночи

Значение слова «ночь»

Для человека ночь (значение слова в том числе) наполнена глубоким смыслом. Она рождает сразу множество ассоциаций общих и личных, индивидуальных. К темному времени суток люди относятся по-разному, смотря где и при каких обстоятельствах оно их застало. Например, если человек летней ночью пьет чай на веранде дачи – это одни переживания, а если он в чужом городе, у него нет денег и приюта, то восприятие ночи совсем иное.

Художники, философы и писатели не обходили ее своим вниманием. В

Ван Гог написал картину «Звездная ночь», И. Канта восхищало звездное небо над головой, а О. Хаксли в «Контрапункте» сравнил ночь с человеческим существом, которое рождается, достигает совершеннолетия и умирает.

Луи-Фердинанд Селин сравнивал жизнь с путешествием на край ночи: чем взрослее человек становится, тем более он одинок и несчастен. Естественно, что в романе французского классика главный герой – это определенного рода человек, он не очень богат, удачлив и из-за различных обстоятельств вынужден сталкиваться с самыми низами общества. Кто-то может сказать, что сравнивать жизнь с путешествием в темноте слишком мрачно, но, если взглянуть непредвзято, в жизни подлинно счастливых моментов не так уж много, особенно в молодости, когда человеку только предстоит вступить в борьбу за место под солнцем. Самые светлые периоды жизни – это начало пути и конец. В первом случае людям еще ничего не известно, они могут радоваться миру такому, каков он есть, а в конце – им уже все известно, а значит, для огорчений нет ни времени, ни сил, поэтому можно радоваться жизни, как в детстве, просто самому моменту существования.

Что такое белая ночь?

Таким поэтическим эпитетом названо природное явление, при котором естественное солнечное освещение частично остается на протяжении всего ночного времени. Солнце находится за горизонтом, но отблески его лучей все равно дают достаточно света для времяпровождения на улице без необходимости зажигать фонари, что практикуется в некоторых северных городах. Складывается ощущение, что закат плавно перерастает в рассвет без наступления полной ночной темноты.

Значение слова «ночь»

О том, что такое белые ночи поэтично и очень точно сказал Александр Пушкин: «Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». Поэт изобразил явление, придав ему романтическую окраску с нотками легкой грусти и волшебства.

Новаторский киноязык

Шозистское начало фильма рифмуется с безлюдным финалом «Затмения». С первых кадров башни Пирелли режиссёр намекает на то, что основная информация будет передаваться в фильме через визуальную и звуковую образность, а не традиционным способом — через уста и поступки персонажей, их взаимодействие и общение друг с другом.

«Я воспринимаю актёра как один из элементов общей картины, наряду со стеной, с деревом, с облаком», — заявил Антониони в 1961 году

Отсюда предельное внимание к предметным фонам. Когда Лидия теряется в лабиринте новопостроенных зданий, пустынные улицы занимают всё пространство кадра

Зрителю дано почувствовать, что проблемы в отношениях супругов имеют нечто общее с тем безрадостным, полупустым, предельно рациональным городским пространством, которое их окружает Источник не указан. Между квартирой Понтано и соседа напротив — целая пропасть. Режиссёр не обвиняет лишённую органики архитектуру в бедах современных горожан, скорее видит в них явления одного и того же порядка. Киновед Джорджио Тинацци пишет:

Значение слова «ночь»

Жанна Моро и Марчелло Мастроянни в фильме «Ночь»

Применительно к «Ночи» многими кинообозревателями было отмечено использование режиссёром приёма temps morts, когда камера задерживается, как бы залипает на предметном фоне в течение какого-то времени уже после того, как актёры покинули экран. По мнению Мишеля Бютора, для Антониони драгоценны эти «маргиналии», благодаря которым естественный ход вещей сбивается и каждая сцена получает дополнительное, внесюжетное измерение. Философ Адорно, упомянутый в начале фильма, также одобрил склонность режиссёра «замораживать отдельные моменты повествования, заставляя мимесис разлетаться на миллион осколков».

Художественная техника Антониони в «Ночи» имеет ряд пересечений с приёмами «нового романа». Так, сцена вечеринки у Герардини, на съёмки которой режиссёр затратил 32 дня, подана «под Роб-Грийе» — через отражения в стёклах и зеркальных поверхностях. Эта техника указывает на смещение, задваивание и неоднозначность эмоциональных состояний. В некоторых кадрах Лидия и Валентина представлены как двойники, так что зрителю требуется время, чтобы разобрать, кто из них кто.

А когда Лидия уезжает с вечеринки во время ливня, камера на время и вовсе забывает о ней и об её спутнике, впитывая динамику дождя и ветра, прихотливые контуры медленно движущегося автомобиля, игру пространства в условиях влажной светотени. Графические формы становятся почти абстрактными. Альберто Моравиа назвал момент, когда Лидия отколупывает рукой краску с тёмной стены, «высшей точкой киноискусства», ибо Антониони удалось «отыскать совершенное в своей абстрактности воплощение безымянной и бессюжетной тревоги».

В словаре Фасмера Макса

род. п. -и, укр. нiч, род. п. но́чи, блр. ноч, др.-русск. ночь, ст.-слав. ношть νύξ, болг. нощ, сербохорв. но̑ħ, род. п. но̏ħи, словен. nо̑č, род. п. nočȋ, чеш., слвц., польск. nос, в.-луж. nóc, род. п. nосу, н.-луж. nос, полаб. nüс.И.-е. основа на согласный; см. Мейе, ВSL 25, 144; Шпехт 11; Вакернагель–Дебруннер 3, 233 и сл. Ср. лит. naktìs, род. п. мн. naktų̃, лтш. nakts, др.-прусск. naktin, вин. ед., др.-инд. вед. nák «ночь», náktīṣ «ночи», náktam «ночью», лат. nох, род. п. noctis, греч. νύξ, род. п. νυκτός «ночь», νύκτωρ нареч. «ночью», гот. nahts «ночь», др.-ирл. in-nocht «hас nосtе», хетт. nekuz «вечер», алб. nаtё «ночь»; см. И. Шмидт, Pluralb. 254; Траутман, ВSW 193; Арr. Sprd. 382; М.–Э. 2, 690; Уленбек, Aind. Wb. 140; Гофман, Gr. Wb. 219 и сл.; Педерсен, Kelt. Gr. 1, 123; Вальде–Гофм. 2, 180 и сл. Сюда же ноче́сь «сегодня ночью», др.-русск. ночьсь «в минувшую ночь» (неоднократно в ХII в.; см. Соболевский, РФВ 71, 15 и сл.), болг. ноще́с (Младенов 360), сербохорв. но̀ħас, словен. nоčеs. Из праслав. *noktьsь, согласно Соболевскому (там же). Последний слог содержит форму местоим. сь (см. сей), но на его вокализм могло также рано повлиять *dьnьsь (см. днесь).••(См. еще В. И. А б а е в, Скифо-европейские изоглоссы. На стыке Востока и Запада, М., 1965, стр. 14. Иранские соответствия и дополнительную литературу см. также: Трубачев, Из ирано-славянских лексических отношений, «Этимология. 1965», М., 1967, стр. 8. – Т.)

В словаре Ожегова

НОЧЬ, -и, о ночи, в ночи, мн. -и, -ей, ж. Часть суток от захода до восхода солнца, между вечером и утром. Темная, глубокая н. До ночи и до ночи. Уехать в ночь (ночью). На ночь (перед тем, как ложиться спать). На ночь глядя (поздно вечером). Спокойной (или покойной, доброй) ночи! (пожелание спокойно спать ночью). * Ночь-полночь (прост.) — позднее ночное время. Полярная ночь — часть года за Полярным кругом, когда солнце не поднимается над горизонтом. Тысяча и одна ночь! (разг. шутл.) — о чем-н., запутанном, сложном, связанном с приключениями. || уменьш.-ласк. ночка, -и, ж. и ноченька, -и, ж. || прил. ночной, -ая, -ое. Ночная смена. Ночные цветы (раскрывающиеся ночью).

В словаре Д.Н. Ушакова

НОЧЬ, ночи, о ночи, в ночи, мн. ночи, ночей, ·жен. часть суток, промежуток времени от вечера до утра. «День да ночь — сутки прочь.» погов. «В двенадцать часов по ночам из гроба встает барабанщик.» Жуковский. «Микстуру на ночь пьешь.» Некрасов. «Не так ли звездочка в ночи, срываясь, упадает.» Некрасов. «На стоге сена ночью южной лицом ко тверди я лежал.» Фет. «Неизъяснимо хорошо плыть по Волге осенней ночью.» М.Горький. Темная ночь. Глухая ночь. В ночь на новый год. В ночь под новый год. Покойной ночи; спокойной ночи; доброй ночи (пожелания на ночь). Белая ночь (см. белый» title=’что такое белый, значение слова белый в словаре Ушакова’>белый).• Афинские ночи — то же, что афинские вечера, см. вечер» title=’что такое вечер, значение слова вечер в словаре Ушакова’>вечер. Варфоломеевская ночь — массовое, жестокое избиение беззащитных людей (выражение, возникшее после массового избиения протестантов-гугенотов католиками в Париже в ночь накануне дня ·Св. Варфоломея 24 августа 1572 ·г. ). Полярная ночь — часть года за полярным кругом, в течение которой солнце не восходит. День и ночь — см. день.

Вдохновение

Источниками вдохновения для режиссёра фильма была серия «Возвращение архонтов» из сериала «Звёздный путь», в которой на одной из планет проходит ежегодный «Фестиваль», во время которого разрешены убийства, а также фильм «Королевская битва».

По мнению актёра Итана Хоука, исполнителя главной роли, в фильме также чувствуется влияние фильма «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика, «Ночи живых мертвецов» Джорджа Ромеро, «Побег из Нью-Йорка» Джона Карпентера и его же «Нападение на 13-й участок» (Хоук снимался в ремейке фильма в 2005 году), в котором также «имелось послание, направленное против правительства».

Сюжет, в котором семья пытается избавиться от преступников, напавших на их дом, также напоминает фильм «Комната страха» Дэвида Финчера.

Этимология

Значение слова «ночь»

Объект исследования совершенно удивительный, потому что это общеславянское слово, которое родственно индоевропейским языкам. То есть многие люди на земле говорят слово «ночь» очень похоже. Для сравнения приведем русский, английский и немецкий варианты:

  • ночь;
  • night;
  • nacht.

Даже неспециалисту очевидно, что слова очень похожи. А если взять славянскую ветвь, то можно поразиться схожести определений. Например:

  • ночь (русское);
  • нощ (болгарское);
  • nȏč (словенское).

Список мог бы быть и обширнее, но в этом нет нужды. И так понятно, что ночь – это не только слово, но и переживание общечеловеческое, о чем красноречиво свидетельствует язык.

Магия ночи

Значение слова «ночь»

Чтобы снять напряжение, нужно сказать следующее: объект исследования – это не только тлен, боль, страх и ужасы, а также незваные гости. В ночи есть волшебство. Например, каждый переживал состояние, когда в ночные часы приходили мысли, которые хотелось записать, они казались чем-то удивительным и новым, но затем при свете дня многое из написанного и продуманного воспринималось как банальность – магия пропадала. Хорошо сказал об этом С. Кинг: «Ночью у мыслей есть особенность срываться с поводка и гулять на свободе». И да, некоторые на этом неплохо зарабатывают, поэтому если выработать привычку, то можно стать следующим признанным мастером ужастиков или детективов. Другими словами, можно многого достичь, если подружиться с ночью, этой связи опасаться не стоит, возможно, именно она и выведет вас к свету.

Древние времена

Ночь — это одной из явлений, благодаря которому зародилась жизнь на нашей планете. Ведь если посмотреть на другие небесные тела нашей системы, то есть такие, на которых смена дня не происходит вообще. Тот же Меркурий, к примеру. Из-за этого одна сторона его раскалена, а другая покрыта вечным мраком. Естественно, никакой атмосферы и прочих условий для жизни там быть не может.

Страх перед темнотой сидит в человеке с доисторических времен, именно тогда очень многое зависело от такого явления, как время суток. Ночь была не просто показателем еще одного прожитого дня, она несла в себе массу опасностей — выходили на охоту хищники, в темноте можно было не увидеть врага или ловушку… Несмотря на то что сейчас по ночам города хорошо освещаются, страх перед темнотой, наверное, никогда не покинет человека. Так что такое ночь?

Предыстория

После того, как США испытали некий экономический крах, американское правительство, «Новые Отцы-основатели США», установило тоталитарный режим и полицейское государство. Используя 28-ю поправку американской конституции, они создали такое явление, как «Судная ночь». Раз в год с 19 часов вечера 21 марта до 7 часов утра следующего дня преступная деятельность, в том числе убийства, становится законной, а все службы безопасности и оказания медицинской помощи прекращают работу. Это событие, известное как «чистка», призвано служить в качестве катарсиса для американского народа, давая людям возможность «выпустить пар», сведя счёты с теми, кто по их мнению заслуживает расправы. Убитые расцениваются как «жертвы во имя избавления от преступности».

Моральное толкование понятия

Значение слова «ночь»

И есть еще один любопытный факт: когда нам человек нравится, то мы говорим о нем, что он светлый, а если субъект, появившийся на пути, нам не нравится, то говорим «темный». Все эти прилагательные, так или иначе, отсылают нас к паре «день – ночь». День ассоциируется с добром, чем-то хорошим, а ночь – это скопище всего жуткого, страшного и мрачного. А еще день – это разум, а ночь – безумие.

Ночные звонки, стуки в дверь – все это волнует сильнее, чем те же самые явления при свете дня. Кажется, что людей не будут беспокоить в темное время суток по пустякам, а если тревожат, значит, случилось что-то ужасное. Да, все так.

Но, скажем честно, без ночи было бы неясно, насколько прекрасен день, а зло ужасно. И как понять его истинную природу, если из мира испарится добро? Тень нужна не только деревьям, на которые ссылается Воланд в известном романе. Конечно, мир был бы прекрасен, если бы он был исключительно во власти добра, но в таком случае люди не были бы сильными, а стали бы элоями (герои романа Герберта Уэллса «Машина времени»), другими словами, каждый бы стал кем-то нежизнеспособным. Вообще, трудно вообразить мир без противоречий, бедности, страданий. Это ведь тоже ночь в каком-то бытийственном, метафизическом смысле, причем необходимая. Сама жизнь хаотична и противоречива, и в этом ее сущность.

Хочется верить, что читатель понял: не так трудно ответить на вопрос о том, что означает ночь, как затем остановить маховик ассоциаций, связанных с ней.

Сюжет

В фильме показаны одни сутки из жизни модного миланского писателя Джованни Понтано (Марчелло Мастроянни) и его супруги Лидии (Жанна Моро). Начальные титры даны на фоне леденящих стеклянных поверхностей только что достроенного небоскрёба Пирелли: в них, словно в зеркале, отражается современный мегаполис. За этой беззвучной преамбулой следует вереница сцен из жизни супругов:

В первой сцене супруги посещают в ультрасовременной больнице смертельно больного друга Томмазо. В своё время Лидия отдала предпочтение Джованни перед Томмазо и теперь, кажется, мучается раскаянием. Стоит ей выйти на улицу, как супруг даёт увлечь себя в палату психически нездоровой нимфоманки. Их физическое сближение прерывают ворвавшиеся в палату сиделки.
Супруги едут на презентацию новой книги Джованни, где в толпе мелькают издатель Бомпиани, поэт Квазимодо и другие видные интеллектуалы. Не желая наблюдать за светским действом, терзаемая внутренней тревогой, Лидия отправляется в бесцельное путешествие по современному городу. На фоне гигантских зданий она кажется потерянной, воздух взрывает грохот пролетающих самолётов. Решив отвлечься от неуютной современности и освежить в памяти счастливые дни с Джованни, Лидия уезжает на окраину города, в то место, с которым у супругов связаны давние воспоминания.
Вздремнув в ожидании пропавшей жены в фешенебельной квартире, расположенной в квартале многоэтажных новостроек, Джованни заезжает за ней на автомобиле и отвозит домой

Там она пытается привлечь к себе его внимание, но безуспешно. Не больше плодов приносит её флирт с мужем на вечеринке в ночном клубе, когда перед ними под звуки джазовой мелодии чувственно извиваются нагие чернокожие танцоры

Последние наслаждаются собою и собственными телами, и эта неподдельная органичность контрастирует с кризисом в отношениях супругов Понтано.
Ночь (которая дала название фильму) супруги проводят на вечеринке, которая проходит на загородной вилле промышленника Герардини. Там их ждут новые знакомства и наблюдения, которые подтолкнут их к откровенному утреннему разговору после ночного ливня. Эмоциональной откровенности Лидии её супруг противопоставляет панцирь из неискренних словесных излияний. Научившись в совершенстве манипулировать словами, писатель стал их пленником. Когда Лидия пытается проанализировать их отношения, он начинает покрывать её поцелуями, как бы отрицая тем самым её отрицание их будущего. Андрей Тарковский назвал это последним объятием двух тонущих.

Где лучше всего провести в Петербурге белую ночь

Что можно посетить в городе на Неве, чтобы запомнить этот период на всю жизнь? Самые зрелищное – это, конечно же, развод мостов, который происходит каждый день с небольшим интервалом во времени.

Значение слова «ночь»

Также обязательно надо прогуляться по площади перед Зимним дворцом, а в Петергофе полюбоваться фонтанами. Следует посетить Исаакиевский собор, который является четвертым по величине в мире и прогуляться по Невскому проспекту — самой теплой части города, где температура воздуха на три градуса выше, чем в других районах Петербурга.

Чтобы понять, что такое белые ночи – надо увидеть их собственными глазами, ведь никакие слова не передадут красоту этого восхитительного природного чуда, никакая даже самая мощная и качественная фото- и видеоаппаратура не отразит прелесть белой ночи.

Белые ночи в Питере

Когда начинается это природное чудо, в городе на Неве настает время фестивалей различного рода, народных шествий, гуляний и аттракционов самого разнообразного направления, ведь именно белые ночи – визитная карточка города, наряду с разводными мостами, шпилем Адмиралтейства и Медным всадником. Первым звонком всех этих увеселительных мероприятий считается День города – 27 мая. Именно с него начинается парад различных празднеств:

Фестиваль детского творчества «Звуки и краски белых ночей».

Значение слова «ночь»

Праздник выпускников школ всего города, который называется «Алые паруса» из-за зрелищного шоу: в акваторию реки Невы, освещаемый фейерверками на фоне белой ночи, театрально вплывает фрегат под ярко-красными парусами.
Фестиваль музыки «Звезды былых ночей».
В последнее воскресенье июля масштабно отмечается День Военно-Морского флота.
Фестиваль джазовой музыки «свинг белой ночи».

Также параллельно проводится множество программ и концертов развлекательно-познавательного характера для детей и подростков: фестиваль мороженого, ярмарки народно-прикладного искусства с мастер-классами, всевозможные водные мероприятия и спортивные состязания.

Когда начинаются белые ночи в Санкт-Петербурге – это всегда ярко, красочно, весело и познавательно проведенное время, поэтому родители стараются привезти туда своих детишек, чтобы приучить их к прекрасному.