Мюзикл

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРА

Театральное искусство США до конца 19 в. развивалось сложно, по особому пути, практически не соотносящемуся с общеевропейским. Английские пуритане, составлявшие большинство переселенцев в молодую страну, привезли с собой крайне нетерпимое отношение к художественной культуре вообще, и к театральному искусству в особенности. Истоки этого можно проследить еще в 17 в., со времен английской буржуазной революции, когда в 1642 английский парламент специальным указом запретил все театральные представления. Однако Англия, несмотря на свое островное расположение, все же не могла развиваться изолированно от общих тенденций европейского Просвещения 18 в., поставившего театр на службу своей идеологии, а следовательно – уделявшего театральному искусству много внимания. США же, в силу своей удаленности от Европы, обладали куда большей возможностью сопротивления интеграции тенденций художественной культуры. Переселенцы-пуритане, последовательно проповедуя идеологию аскетизма, на протяжении двух столетий отводили театру роль «низкого» и социально неодобряемого вида человеческой деятельности, провозглашая средоточием духовной жизни интеллектуальное, но не художественное развитие. Это не могло уничтожить театр вовсе, но обусловило совершенно определенные формы его развития.

Существование в 19 в. американского театра вне официальной идеологии способствовало развитию его самых простых и грубоватых форм, рассчитанных на неискушенного и потому непритязательного зрителя. К тому же мигрирующие из Европы театральные труппы и отдельные актеры, как правило, были не самыми талантливыми и не самыми состоятельными людьми, не сумевшими добиться успеха на родине. Наибольшее распространение в то время получили бродячие труппы, состоящие из небольшого количества актеров. Малый состав трупп обусловливал их репертуар: набор разнородных, преимущественно комических, номеров, короткие скетчи, музыкальные или танцевальные сценки. Как любой бродячий театр, чье материальное благополучие напрямую связано с конкретными интересами зрителей, эти труппы были вынуждены осваивать «местную специфику», в том числе – негритянский фольклор. К середине 19 в. сформировались американские театральные жанры, представляющие, несмотря на заимствование своих названий из европейского театра, совершенно особую их разновидность. Все они имели общую направленность – развлекательную. Различия между этими жанрами были скорее формальными, нежели принципиальными.

Особенности

Мюзикл является следствием развития американской и европейской оперетты, нарушения сложившихся традиций и канонов, расширения различных границ, выразительных средств и эффектности. Помимо оперетты, на мюзикл также оказали большое влияние такие жанры как комическая опера, водевиль и бурлеск, а также эстрадные музыкальные стили и направления XX века и начала XXI века.

Он стилистически раскованнее и разнообразнее в составе оркестра, в нём нашли признание многие приемы симфо-джаза, а также более современные направления, требующие острых, эпатирующих красок и электроакустической аппаратуры. В мюзикле переплетаются: диалоги, песни, музыка и шоу, важную роль играет хореография. Хореография мюзикла отличается от балетных и салонных танцев оперетты. Для мюзикла характерны острая драматическая коллизия, бо́льшая динамичность действия, разнообразие песенных музыкальных форм.

Мюзикл, в отличие от оперетты, практически не имеет собственной драматургии. Их основа обычно — литературные произведения, либо измененные либретто (в том числе либретто оперетт) и обработанные произведения, созданные изначально для драматического театра.

Мюзикл — жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Многие бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, что возможно только в условиях стационарного мюзикла, где спектакли идут ежедневно в течение многих лет, пока они пользуются успехом у публики.

Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль.

Мюзикл на Бродвее

Развитию мюзикла в Америке в начале XX века способствовали такие легендарные личности, как О. Хаммерстайн, Дж. Гершвин, Л. Бернстайн, Дж. Керн и другие. Многие из них являются выходцами из России, уехавшими за границу в годы революции.

Бродвейское музыкальное шоу – это что такое? Жанр «мюзикл» к середине XX века несколько изменился. Усложнилось либретто, повысились требования к вокальному и актёрскому мастерству исполнителей, больше внимания стало уделяться хореографии. Законодателем мюзикловой моды в тот период стал Бродвей. Спектакли, которые шли там в первой половине XX века, сегодня уже причислены к классике. Бродвей – это нью-йоркская улица, протяжённость которой 25 километров. На ней разместилось 40 театров. Бродвейские мюзиклы самые знаменитые в мире. До сих пор они пользуются огромной популярностью. Зрители со всего мира едут в Америку, чтобы побывать на Бродвейском музыкальном шоу.

Мюзикл

Что представляют собой театры на Бродвее? Они отличаются от стандартных репертуарных. Бродвейские театры – это здания, которые сдаются в аренду продюсерам шоу. Здесь нет своей труппы. Под каждый спектакль посредством кастинга выбирают артистов.

Спектакли идут в ежедневном режиме. Если посещаемость падает и заработки становятся меньше, то шоу закрывают, а труппу распускают. Одна из главных особенностей бродвейского мюзикла состоит в том, что он создан с расчетом на успех и большую прибыль. Некоторые шоу идут в театрах по 20-30 лет. Но есть и такие, которые перестают быть интересны публике уже через несколько недель.

Литература

  • Алексеев Э.Е. Азбука жанра. Творческие проблемы мюзикла (рус.) // Театр : журнал. — 1967. — № 9. — С. 141—147.
  • Чёрная Г. О сценической природе мюзикла // Вопросы театрального искусства: сборник научных статей. — 1-е изд. — М. : ГИТИС, 1977. — С. 228—259.
  • Данько Л.Г. Мюзикл как особая форма музыкально-драматического спектакля: лекция для студентов институтов культуры по курсу «История музыки». — Л.: ЛГИК, 1977. — 26 с.
  • Гринберг М. Современный мюзикл // Советский музыкальный театр. Проблемы жанров. — 1-е изд. — М. : Сов. композитор, 1982. — С. 231—286.
  • Кудинова Т. Н. От водевиля до мюзикла. — М.: Сов. композитор, 1982. — 175 с. — 20 000 экз.
  • Ханиш М. О песнях под дождём. — М.: Радуга, 1984. — 162 с.
  • Межибовская Р.Я. Играем мюзикл. — М.: Советская Россия, 1988. — 96 с.
  • Бушуева С.К. Мюзикл // Искусство и массы в современном буржуазном обществе: Сб. Гос. НИИ искусствознания. — 1-е изд. — М. : Сов. композитор, 1989. — С. 170—193. — 320 с.
  • Великие мюзиклы мира. Популярная энциклопедия. — М.: Олма-Пресс, 2002. — 704 с. — ISBN 5-224-03724-7.
  • Енукидзе Н. И. Из истории джаза и мюзикла. — М.: Пара Ла Оро, 2009. — 130 с. — ISBN 978-985-6854-46-3.
  • Димитрин Ю. Г. Избранное в 5 книгах. Мюзикл. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2016. — 276 с. — ISBN 978-5-8114-2193-0.
  • Мюзиклы. Знаменитые и легендарные. — М.: АСТ, 2017. — 336 с. — ISBN 978-5-17-102414-7.
Энциклопедии

Мюзикл / А. В. Волынцев, Дж. К. Михайлов // Корто — Октоль. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1976. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия :  / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 3).

Мюзикл

Мюзикл

Рассмотрим более подробно, что такое мюзикл. Определение, характеризующее этот жанр, даёт нам представление о том, что зародился он под влиянием нескольких жанров, существовавших до него: оперетты, водевиля, комической оперы и бурлеска. Мюзикл чаще всего бывает двухактным. Это очень сложный жанр как для постановщиков, так и для актёров. Артисты в мюзикле должны быть универсальными и уметь всё – петь, танцевать, иметь драматический талант. В постановочном плане он сложен тем, что должен быть ярким, зрелищным, с большим количеством интересных сценических решений, со сложными декорациями, роскошными дорогими костюмами. Мюзиклы изобилуют разнообразными спецэффектами. В последнее время очень модно использовать в спектаклях этого жанра 3D-технологии. Мюзикл – это жанр коммерческий, поскольку необходимо затратить большие материальные средства на постановку такого спектакля, следовательно, и билеты на него стоят недёшево.

Телемюзиклы

Очень популярен сейчас среди молодёжи музыкальный телефильм «Классный мюзикл». Он представляет собой трилогию, первая часть которой вышла в 2006 году в Америке. В Россию «Классный мюзикл» пришёл в 2008 году. В основе сюжета история о молодых людях, которые грезят о сцене. Начинается «Классный мюзикл» с того, что главные герои знакомятся друг с другом на вечеринке. Потом оказывается, что они учатся в одной школе и мечтают принять участие в школьном музыкальном спектакле. В 2007 году вышел «Классный мюзикл–2» – продолжение первой части. Здесь в основе сюжета лежат интересные каникулы всё тех же друзей. А ещё через год вышел «Классный мюзикл-3». В третьей части сюжет разворачивается вокруг школьного выпускного. В телефильм «Классный мюзикл» входит 9 музыкальных номеров. В нашей стране в этой картине дублированными были не только диалоги, как это делается обычно, но и песни были спеты нашими артистами на русском языке. «Классный мюзикл» является рекордсменом Книги Гиннесса. Он стал самым первым телефильмом, все музыкальные композиции которого одновременно попали в сотню самых популярных.

Мюзикл

В нашей стране популярны мюзиклы новогодние. Телевидение каждый год создаёт своим зрителям в подарок такие телеспектакли. Мюзиклы новогодние делятся на 2 вида. Для одних были специально созданы песни современными композиторами и поэтами. Мюзиклы новогодние второго типа – это такие, где используются старые, но до сих пор не теряющие популярности музыкальные композиции. В них изменяется текст под выбранный сюжет.

Мюзиклы новогодние, созданные современными авторами:

  • «Золушка»;
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
  • «Сорочинская ярмарка»;
  • «За двумя зайцами».

Все роли исполняют российские и украинские знаменитые певцы и актёры.

Мюзиклы новогодние, в которых использованы старые песни:

  • «Морозко»;
  • «Старые песни о главном»;
  • «Золотой ключик».

Телемюзикл «Старые песни о главном» включает в себя цикл из 4 фильмов. Главные каналы, которые создают мюзиклы новогодние, – это «Первый» и «Россия».

История развития мюзикла

Зарождение

Предшественниками мюзикла были множество лёгких жанров, где смешались шоу варьете, балет и драматические интерлюдии. В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка «Black Crook», где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры. Именно она считается исходной точкой нового жанра. Музыкальной комедией охарактеризовал один из своих хитов «Хористка» английский продюсер . Музыкальная комедия подразумевала лёгкое развлекательное представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные номера в исполнении кумиров публики. Постановки Эдвардса снискали ошеломительный успех в Нью-Йорке, и до начала XX века моду в новом жанре диктовали английские представления.

Развитие в Америке

В годы, предшествующие Первой мировой войне, талантливые эмигранты Херберт, Фримль, Ромберг и другие дали импульс активному развитию мюзикла в Америке. В период 1920-х—30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Коула Портера и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Значительно возросло актёрское мастерство певцов. В 1932 году композитор Гершвин впервые награждён Пулитцеровской премией за работу над мюзиклом «».

Сцена из мюзикла «Оклахома!», 1943)

При совместной работе Роджерса и Хаммерстайна II появились такие постановки, как «Оклахома!» («Oklahoma!», (1943)), «Карусель» («Carousel», (1945))), «Юг Тихого океана» («South Pacific», 1949), отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели огромный успех у публики.

После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной, появилась «Вестсайдская история» («Westside story», 1957) Леонарда Бернстайна. За основу постановки взята шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. Экспрессивность танцев обозначило растущее значение хореографии.

Дальнейшее развитие

В конце 1960-х годов под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В спектакле «Волосы» («Hair», ) нашли отражение модные тогда идеи хиппи, тем самым постановка получила название «мюзикла первобытного американского лирического рока».

С 1970-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Кардинальные изменения в понятие мюзикла преподнесла постановка «Иисус Христос - суперзвезда» («Jesus Christ Superstar», 1971) композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. Серьёзная тема мюзикла «Эвита» («Evita», 1978) доказала большой путь, который прошёл жанр за время своего развития.

Другое творение Уэббера, «Кошки» («Cats», 1981, по мотивам стихотворного цикла Т. С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом»), представляет яркие запоминающиеся образы, пластичные и гибкие танцы, узнаваемые кошачьи интонации в музыке. Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы» («The Phantom of the Opera»), совмещающий в себе черты детектива и триллера.

Мюзикл «Отверженные» в Queen’s Theatre ()

Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» («Les Miserables») по мотивам одноимённого романа Виктора Гюго. Авторами являются композитор Клод Мишель Шонберг и либреттист Ален Бублиль. Высокий уровень мюзикла как жанра доказывает «Мисс Сайгон» («Miss Saigon»), осовремененная опера Пуччини «Мадам Баттерфляй».

МЕНЕДЖМЕНТ И ФОРМЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Форма антрепризы обусловливает тщательный просчет коммерческого успеха работы. Ставка делается в равной степени как на искусство творческого коллектива, так и на искусство продюсера. Работа над спектаклем ведется методом «глубокого погружения», за счет отказа от участия в других проектах. Готовый спектакль, доведенный до степени технологического совершенства, эксплуатируется непрерывно, до тех пор, пока на него есть зрительский спрос (в случае удачи – на протяжении нескольких лет). Отточенность формы, в сочетании с психологической ориентацией актеров именно на антрепризную форму работы, позволяет спектаклю в течение длительного времени избегать морального износа и добиваться однотипной зрительской реакции вне зависимости от состава публики. Кроме того, сложная разработка зрелищных эффектов, ставшая одной из примет современного мюзикла, несомненно, требует от актеров автоматизма в точном соблюдении всей партитуры спектакля. Контакт таких спектаклей со зрителем можно сравнить с восприятием фильма: не взирая на индивидуальную реакцию зала, художественное произведение не меняется, оно создано раз и навсегда. Антрепризный спектакль просто не может допустить колебаний реакции зрителей: снижение интереса к проекту равнозначно его смерти. Тем более что для американского менеджмента выпуск антрепризного спектакля – только начало. Практически каждый проект сопровождается доходом от выпуска аудио- и видеозаписей, а при большом успехе – и лицензий на постановку в других театрах.

Европейской театральной традиции более свойственны стационарные театры с постоянной труппой и большим разнохарактерным репертуаром. Это диктует совершенно иной стиль работы и иной тип взаимоотношения со зрителем: более интимный и сложный

Ежедневно перевоплощаясь в разные роли, актер репертуарного театра на каждом спектакле устанавливает контакт со зрителем заново, завоевывая его внимание и подстраиваясь под реакции зрительного зала. Недаром считается, что в таком театре не бывает двух одинаковых спектаклей: смысловые акценты, нюансы взаимоотношений и характеров персонажей меняются в зависимости и от психофизического состояния актеров, и от восприимчивости и настроения зрительного зала

А если театр еще и получает дотацию, то коммерческий успех спектакля остается, конечно, важным, но не жизненно необходимым условием его существования. Все это сильно усложняет стандартизацию постановки и выполнения технических задач, стоящих перед актерами. А следовательно, вероятность успешной постановки мюзикла снижается.

Тем не менее, жанр мюзикла оказался чрезвычайно притягательным для актеров всех стран и всех театральных направлений. Это, несомненно, связано не только с естественной тягой к популярности, но и с желанием освоить новый жанр, расширить свои творческие возможности.

Мюзикл как музыкальный жанр

Зародился этот жанр на основе оперетты, водевиля, бурлеска и комической оперы. Долгое время его не признавали отдельным видом театрального искусства. Мюзикл — это коммерческий жанр, поскольку он зрелищный, яркий, сложный в постановочном плане, с дорогими костюмами и спецэффектами.

Мюзикл

Чем же отличается, к примеру, от оперы мюзикл? Опера предъявляет к вокальным данным артистов более высокие требования. Но в мюзикле артистам необходимо не только петь, но и танцевать. В опере же поющие актёры не танцуют. К тому же в мюзикле используются различные вокальные и танцевальные жанры – эстрадные, народные, джаз, рок и так далее. Манера пения отличается от оперной.

МЮЗИКЛ В АМЕРИКЕ

Официальной датой рождения нового жанра принято считать март 1943, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля Оклахома! Р.Роджерса и О.Хаммерстайна. Хотя поначалу авторы традиционно именовали свой спектакль «музыкальной комедией», публика и критики восприняли его как новацию, разрушающую сложившиеся каноны. Спектакль композиционно представлял собой единое целое: в нем не было вставных дивертисментных вокальных и танцевальных номеров; сюжет, характеры героев, музыка, пение – все компоненты существовало неразрывно, подчеркивая и развивая разными средствами общую линию сценического произведения. За простой и непритязательной фабулой вставали основополагающие ценности – любовь, социальная общность, патриотизм. Недаром десятью годами позже штат Оклахома объявил песню из этого спектакля своим официальным гимном.

Уже после премьеры, прошедшей с необычайным успехом, авторы предложили новый термин для обозначения жанра спектакля: musical. Мюзикл Оклахома! не сходил с бродвейской сцены более пяти лет; после – объездил с гастрольным турне всю Америку. В 1944 получил Пулитцеровскую премию. Впервые была выпущена пластинка с записью не отдельных музыкальных номеров, но целиком всего спектакля. В 1955 был снят фильм Оклахома!, получивший два Оскара – за лучшую музыку и лучшую работу со звуком. В 2002 был вновь поставлен на Бродвее. Лига Драмы Нью-Йорка объявила Оклахому! лучшим мюзиклом века.

Так началась новая эра в истории сначала американского, а потом – и мирового театра, которую прославили такие композиторы, как Дж.Гершвин, Р.Роджерс, Л.Бернстайн, Э.Ллойд Уэббер, Дж.Герман и др. Драматургическими первоисточниками мюзиклов становились произведения У.Шекспира, М.Сервантеса, Ч.Диккенса, Б.Шоу, Т.С.Элиота, Д.Хейуарда и др.

При всей синтетичности жанра мюзикла, его видовым признаком не является обязательное наличие в спектакле «разговорных сцен»: есть несомненные мюзиклы, написанные и поставленные как бы в оперной манере, где роли превращаются в партии: Порги и Бесс, Кошки, Иисус Христос – Суперзвезда, Эвита и др. Во избежание путаницы такие произведения зачастую называют «рок-операми». Однако на самом деле с мюзиклами их роднит общий способ актерского существования, когда любое средство актерской техники, будь то танец, вокальный или пластический номер становится для исполнителя абсолютно органичным в выражении эмоции или мысли. Этот предельно условный, яркий театральный жанр должен непостижимым образом сочетаться с естественностью перехода от одного средства выражения к другому. Кроме того, при высочайшем уровне технического исполнения, постановка вокала или пластики должна быть принципиально иной, нежели в классических музыкальных жанрах: голоса не могут звучать «по оперному», а танец – выглядеть «балетным». Речь, мимика, пластика, танец могут быть только подчинены единой линии сценического поведения, задаче создания цельного образа.

Именно такой способ существования демонстрировали актеры в лучших постановках бродвейских мюзиклов, а также в их кинематографических версиях: Звуки музыки (1965), Вестсайдская история (1961), Хелло, Долли! (1969), Смешная девчонка (1968), Иисус Христос – Суперзвезда (1973), Моя прекрасная леди (1964), Скрипач на крыше (1971) и т.д. Многие из этих фильмов получили высокие кинематографические награды.

Вскоре американские мюзиклы начали свое триумфальное шествие по всему миру. Однако их европейские постановки были сопряжены с серьезными трудностями. Дело в том, что уникальная сценическая подготовка актера-универсала, отвечающего требованиям мюзикла, обусловлена определенной формой театральной практики, принятой на Бродвее: антрепризой, когда конкретная труппа собирается на воплощение конкретного проекта.

МюзиклМюзиклМюзикл

Русские версии иностранных постановок в Москве

В конце 90-х годов XX века в столице России начали выпускаться мюзиклы по принципам Запада. Русские продюсеры стали приобретать лицензии на прокат иностранных спектаклей. Актёры – наши, постановщики – из-за рубежа. Российский зритель получил возможность познакомиться с лучшими шоу мира. Самым первым таким проектом стал мюзикл «Метро». Его прокат имел большой успех, что послужило причиной к тому, что мюзиклы, созданные по иностранным лицензиям, стали множиться. После были «Нотр Дам де Пари», «Ромео и Джульетта», «Красавица и Чудовище», «Кошки», «Русалочка» и т. д. С 2014 года в МДМ идёт легендарный «Призрак Оперы» Э. Л. Уэббера.

Мюзикл

Мюзикл в России

В нашей стране впервые этот жанр появился в середине XX века.

Что такое мюзикл в России? Изначально это были исключительно киноленты, в которых персонажи пели песни. Сложно чётко определить, каков точный жанр этих картин, – действительно ли это мюзиклы или правильнее будет назвать их музыкальными фильмами? Почему возникает такой вопрос? Потому что они были весьма отклонены от стандартов настоящего мюзикла. Они были созданы по собственным канонам. Тем не менее есть и такие советские фильмы, которые можно с уверенностью назвать мюзиклами. К ним можно отнести картины:

  • «Мэри Поппинс, до свидания».
  • «31 июня».
  • «Остров погибших кораблей».
  • «Обыкновенное чудо».
  • «Ханума» и т. д.

Первым фильмом, снятым в жанре мюзикла, стала картина Г. Александрова «Весёлые ребята», в которой принимал участие Л. Утёсов со своим джаз-бандом. Советский зритель получил возможность узнать, что такое мюзикл. В музыке к фильму преобладает джаз, что отвечает традициям Бродвея. В дальнейшем режиссёр снял ещё несколько фильмов такого рода.

В 60-е годы XX века были первые попытки поставить мюзикл на сцене. Подобные эксперименты проводил театр «Ленинградский». Здесь была поставлена даже легендарная «Вестсайдская история». В 80-е годы пришла эпоха рок-опер А. Рыбникова, которые ставил режиссёр М. Захаров на сцене Ленкома. Имели большой успех «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось». Последняя до сих пор идёт с неизменным аншлагом.

Мюзикл

XXI век обозначился созданием таких отечественных постановок в жанре мюзикла, как:

  • «Граф Орлов».
  • «Мастер и Маргарита».
  • «Норд-Ост».
  • «Алые паруса».

Бродвей

Талантливейшие люди (продюсеры, композиторы) способствовали развитию в Америке в 20-30 годы 20 века такого жанра, как мюзикл. Это такие личности, как Р.Фримль, Дж. Гершвин, Р. Роджерс, О. Хаммерстайн, Л. Бернстайн и другие. Многие из них были эмигрантами, уехавшими из России в годы революции. В этот период американский мюзикл претерпел большие изменения – либретто стало более сложным, музыка приобрела джазовую окраску, вокальное мастерство актёров повысилось.

Самые знаменитые бродвейские постановки того времени:

  • «Я пою о тебе» Дж. Гершвина;
  • «Оклахома» Р. Роджерса и О. Хамместайна;
  • «Звуки музыки» Р. Роджерса и О. Хаммерстайна;
  • «Вестсайдская история» Л. Бернстайна;
  • «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта;
  • «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу.

Самыми знаменитыми театрами в мире, где осуществляются постановки мюзиклов, являются бродвейские. Бродвей – это улица в Нью-Йорке, на которой располагается около 40 театров (количество постоянно меняется). Бродвейские постановки самые знаменитые и успешные в мире.

Что же представляют собой бродвейские театры? Они отличаются от того, к чему привыкла Европа. Это коммерческие театры, они не имеют постоянных актёров и постановщиков, это просто здания со зрительным залом. Помещения сдают в аренду антрепренёру, который организует постановку. Под каждый конкретный спектакль посредством кастинга подбираются актёры. Спектакли идут ежедневно и до тех пор, пока они успешны и приносят прибыль. Когда успех и заработки уменьшаются, проект закрывают и труппу распускают.

Некоторые мюзиклы живут на Бродвее несколько десятилетий.