Муаровый узор

Цифровая обработка изображений

Возникновение муара в процессе сканирования

В повседневной жизни муар часто проявляется при сканировании изображений, напечатанных полиграфическим способом. Это происходит из-за того, что сканер повторно растрирует изображение, на котором уже есть оригинальный растр. Проще это можно представить так: если взять кальку с одним орнаментом и наложить её на кальку с тем же орнаментом, но изображённым под другим углом, то результирующий орнамент будет отличаться и от первого и от второго. Если же наложить их так, чтобы они совпадали, то первый орнамент совпадёт со вторым.

Круглые «розетки» на пересечении двух прямоугольников и результируют в искажение изображения, которое видно на первом рисунке.

Возникновение муара в процессе растрирования

«Водолазы». Небо закрашено неровными горизонтальными линиями, и на низких разрешениях при некоторых алгоритмах уменьшения получается муар.

Муар также может возникнуть из-за неправильной установки углов между линиями основных цветов при растрировании. И то и другое является, фактически, интерференцией двух наборов линий растра. Различают несколько видов розеток муара, по виду которой часто можно выяснить причину муара.

В полиграфии само по себе возникновение растровой розочки не принято называть муаром (хотя это и паразитный «узор», не предусмотренный дизайнером).

Физические основы возникновения муара

Сканирование, фактически, представляет собой модуляцию сигналов в узлах сетки сканера яркостью узлов типографского растра. В общем виде получается произведение двух модулированных синусоид (решёток) с различным периодом пространственных колебаний. Одна гармоника может иметь больший период, равный сумме периодов обеих решёток, что и вызывает муар. Вторая всегда имеет период, равный модулю разности периодов решёток и пропадает, потому что не может быть реализована при заданном разрешении сканирования.

Как ухаживать за изделиями из этой ткани?

Муаровый узор

Перед стиркой вещи из муара целесообразно изучить информацию на этикетке. Как правило, для приведения таких изделий в порядок применяется сухая чистка, поскольку при воздействии воды муаровый узор может исчезнуть. Стирка в машине иногда возможна, но в щадящем режиме при температуре 30°С с использованием гелевого моющего средства. Дорогие ткани следует стирать вручную без отжима. Перед процедурой надо вывернуть изделие наизнанку.

Сушить муаровые вещи следует в горизонтальном положении, тщательно расправив

На такой ткани легко образуются заломы, поэтому во время сушки важно уделить этому моменту внимание. Барабанная сушка запрещена

Гладить муар рекомендуется с изнаночной стороны при температуре около 150°С. Проглаживать изделие через влажную ткань или марлю не рекомендуется, т. к. могут остаться разводы. По этой же причине не следует пользоваться парогенератором. Хранить муаровый текстиль нужно аккуратно сложенным, а одежду – развешанной на плечиках.

Волны на плакатах

Но обычно мойра считается дефектом или артефактом, особенно, к примеру, в печати полноцветных изображений, которые предполагают наложение полутоновых экранов.

Это прямоугольные точечные узоры, точнее, четыре из них, напечатанные в голубом, желтом, пурпурном и черном цветах. Полностью от разводов-пятнышек не избавиться, но при благоприятных условиях общее изображение достаточно «плотное», а пространственная частота муара так высока, что ее не заметно.

По сути дела, в изобразительном искусстве термин означает чрезмерно заметный рисунок-искажение, то есть нарочитое использование волн и линий. Правда, не всегда видимость муара предсказуема. Все делается методом проб и ошибок, поэтому иногда получаются потрясающие изображения с необычным результатом, как на картине Брайана Томаса. Муар с обесцвечиванием представлен на фото ниже.

Муаровый узор

Структурообразование или тонкая конструкция

Помимо проявления на тканях, узоры муара часто являются нежелательным артефактом изображений, полученных с помощью цифровых методов визуализации и компьютерной графики. Например, подобный визуальный эффект проявляется при сканировании нечеткого изображения через прозрачный клетчатый узор.

Фото выше показывает рисунок муара. Линии могут представлять волокна в шелке в виде ряби или волн, они могут быть нарисованы на бумаге либо появляться на экране компьютера. К вопросу о том, почему так происходит:

Нелинейное взаимодействие систем разнонаправленных линий создает реальный и видимый муаровый цвет или узор из примерно параллельных темных и светлых полос, наложенных друг на друга со смещением.

На фото ниже яркий пример визуализации волн.

Муаровый узор

  • Если линии изогнуты или не совсем параллельны, создаются более сложные линейные мойры, как на фото крыла попугая.
  • Узоры, раскрывающие сложные формы или последовательности символов, встроенных в один из слоев (в виде периодически повторяющихся сжатых фигур), дают обычно очень интересные изображения, которые специально создаются с помощью групп мойр.
  • Одним из самых важных свойств всех видов муара является их способность увеличивать или растягивать крошечные формы линий, полосок, точек вдоль одной или обеих осей растяжения, что создает потрясающие 2D эффекты.

Общий 2D пример увеличения и искажения основного рисунка можно увидеть, если рассматривать звено цепи через другое звено цепи идентичной конструкции. Тонкая конструкция мерцания ряби отчетлива видна даже на расстоянии.

Цвет муаровый — это какой? Фото ворот гаража показывает узор — эффект смещения линий конструкции относительно друг друга. Ворота представляют собой сооружение из двух плоскостей с металлическими полосками, соединенными со смещением.

Муаровый узор

Теперь он в телевизоре

В текстильной промышленности картины муара использовались давно. При королевских дворах ленты из ткани с отливами служили знаком отличия.

Изучение микроскопических изменений в натяжении тканей, деформация основной решетки плетения по отношению, например, к решетке плетения справа всегда дает новые и новые муаровые цвета и узоры.

  • Например, для того чтобы получить эффект муара, двести лет назад шелковое полотно протягивали между горячими цилиндрами, нити ткани смещались и получалось преломление рисунка. Ткань называлась громуар и дорого ценилась.
  • В настоящее время технологии позволяют сделать многослойный тип формы, совмещая полотна тканей, идентичных по цвету и расположению нитей, но смещая относительно друг друга.

Телевизионные экраны и фотографии:

  • Узоры муара обычно видны на телевизионных экранах, когда на человеке с экрана надета рубашка или пиджак с определенным переплетением нитей ткани и узора: в полосочку, в клетку и др.
  • Это происходит из-за влияния так называемого межстрочного, межлинейного пересечения (Interline Twitter): по мере того, как человек передвигается рядом с камерой, картина волн становится отчетливо заметна.
  • Чтобы этого не случалось, обычно профессиональным работникам телевидения и участникам программ, которые появляются на ТВ, регулярно дают рекомендации по вопросам того, как избежать одежды, которая может вызвать муаровый цвет. Фото ниже с резонансным изображением волн на пиджаке.

Муаровый узор

Как бы мы ни относились к муару, нельзя не согласиться, что это интересный и таинственный визуальный эффект, который заставляет заново его осмысливать, изучать и находить применение в повседневной реальности.

Состав и технология производства ткани

Классическую муаровую ткань получают путем полотняного переплетения шелковых нитей утка и основы. Для утка также могли брать хлопок, а для основы – шелк. В настоящее время для изготовления муарового полотна используют также полиэстер и вискозу. Нередко в материал добавляют эластан, чтобы ткань тянулась. Это особенно актуально для вечерних платьев и других предметов гардероба, облегающих фигуру

Муаровый узор

Муаровый узор получают благодаря методу каландрирования. Он заключается в том, что материя подвергается воздействию металлических гравировальных цилиндров под высоким давлением (около 35 т). Под такой тяжестью уточные волокна деформируются и меняют направление. В результате получают узор, напоминающий волны или древесные кольца.

Окрашивание нитей осуществляется заранее, поэтому полотно однотонное. По специфике рисунка выделяют 2 вида муаровой ткани:

  • Муар-антик. Его особенность – наличие объемного узора, имеющего на свету матовые переливы. Этот вид рисунка помогает добиться выраженных разводов и контрастного перехода от темного цвета к светлому.
  • Громуар. Имеет хаотичные крупные переливы, играющие разными оттенками в зависимости от угла зрения.

Муаровый узор

Описание и история

Какое описание можно дать муару? Главное отличие муара – особенный узор, похожий на древесные слои или же на волны. Необычность муара даже породила термин – «муаровый эффект». А само название – «муаре» — в переводе с французского означает «создающий волны». И это определение в полной мере дает представление об «эффекте муара».

Изначально ткань муар была шелковой, это полотно начали производить во Франции, в конце 18 века. Тогда материал олицетворял роскошь и был доступен лишь самым богатым людям. Из муаровой ткани шили роскошные дамские и мужские туалеты, свадебные платья. А муаровая лента, сама по себе, считалась знаком отличия, который носили на груди.

Чтобы рассказать все о муаре, потребуется целая книга – такая богатая история у этого материала.

Дополнительно: классификация хлопковых материалов.

На фото – ткань муар:

Муаровый узор

Так что это такое – муаровый материал? Это полотно полотняного переплетения, которое создается из шелковых, хлопковых или синтетических нитей. Толщина муара и его плотность может быть разной, но полотно всегда однотонное.

Как создается муаровый узор на ткани? Полотно проходит процедуру каландрирования – обработке сильно нагретыми цилиндрами, которые сдавливают нити утка и смещают их в сторону. Такая деформация создает эффект преломления света, а смещение – к появлению изысканных узоров.

Муаровый узор