Законы шариата

Четыре основные суннитские школы фикха.

Наряду с Кораном и сунной источниками права, признаваемыми в суннитском исламе, служат иджм’ («единогласие») и ийс («соизмерение»), или установление аналогии между рассматриваемым и зафиксированным в авторитетных источниках казусами. Различия между постепенно сформировавшимися школами исламской религиозно-правовой мысли, или мазхабами фикха, в значительной степени определялись тем значением, которое придавалось источникам, дополняющим авторитет текстов. Если захириты (араб. «» – «люди явного») признавали только ясно и недвусмысленно зафиксированные нормы авторитетных текстов, то батыниты (араб. «биниййа» – «люди скрытого»), прежде всего шииты, напротив, допускали фактически свободное нормотворчество имамов, которое лишь по видимости согласовывалось с авторитетными текстами посредством та’вл «толкования» последних.

Хотя в суннитском исламе получили развитие многочисленные школы фикха, в дальнейшем в качестве равно авторитетных и не противоречащих друг другу были признаны четыре, сохранившиеся и в наше время. Это ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский мазхабы. Юридическая методология каждой школы сочетает доводы авторитетных текстов с рассуждениями по аналогии, но в разных пропорциях. Ханбалиты предпочитают строгое истолкование авторитетного хадиса. Маликиты и ханафиты допускают большую свободу действий в каждом конкретном случае. Такие расхождения приводят к некоторым различиям в конечном результате. К примеру, все четыре школы признают предание, согласно которому верующий имеет право завещать треть своего имущества. Однако далее в нем делается следующий вывод: «И треть – это хорошо, и более того, ибо оставить своих наследников богатыми лучше, чем оставить их в нужде, просящими милостыню у других». В какой мере это правило служит дополнительной гарантией права завещать имущество, а в какой – является ограничением этого права, призванным защитить наследников умершего от обнищания, остается неясным. Это различие становится особенно значимым, когда умирает бедный человек, имущества которого едва ли достаточно, чтобы поддержать его родственников. В таком случае ханафиты признают право на завещание, но считают предпочтительным, чтобы покойный его не использовал. Ханбалиты настаивают на ограничении и запрещают лишать имущества кого-либо из наследников. При этом каждая школа признает полную ортодоксальность позиций других школ.

Каждый суннит считается приверженцем одной из этих школ. В классическом мусульманском обществе в каждом крупном городе применяют четыре правовые системы. Однако каждая школа, или мазхаб пользуется особым покровительством и почетом в определенных местностях. Большинство ханбалитов проживает в Саудовской Аравии. Маликиты преобладают в Северной и Западной Африке; это единственная школа, признанная мусульманскими судами Марокко и Алжира. Шафииты составляют большинство в Индонезии, Восточной Африке, южной Аравии и северном Египте. Наибольшим распространением пользуется школа ханафитов. Среди ее приверженцев большинство мусульман России, Индии, Пакистана и Турции, она была официальной школой Османской империи. Ей оказывают предпочтение и в тех странах, которые возникли из бывших провинций Османской империи, таких, как Египет, Сирия, Израиль, Иордания и Ирак.

Последователи шиитского ислама придерживаются самостоятельных юридических учений; многие из них отражают те социальные, исторические и религиозные тенденции, в результате которых и произошло их отделение от суннитского большинства.

Степень влияния и его границы.

Шариатопределяет и организует жизнь мусульман на пространстве от Марокко до Филиппинских островов и от Центральной Азии до Нигерии и Занзибара. Однако его влияние не везде одинаково. Турецкие суды сегодня следуют светским юридическим кодексам. В Саудовской Аравиишариат остается единственной правовой системой. В Индии, Пакистане, Ираке, Сирии, Ливане и в мусульманской Африке государственные правонарушения и сделки между гражданами рассматриваются с точки зрения норм светского законодательства, тогда как шариат регулирует вопросы наследования, брака, развода, благотворительных организаций.

История развития шариата

Законы шариатаОснова законов шариата — Коран

Священная Книга Коран состоит из аятов, которые рассказывают мусульманам основы вероисповедания, учат духовности, как читать и понимать Коран, молитвы, основам служения Всевышнему, а также религиозной исламской этике. Аяты Корана начали ниспосылаться в мекканский период пророческой миссии Посланника Всевышнего ﷺ, и Божественные Откровения ниспосылались в течение двенадцати лет его жизни. Когда Пророк Мухаммад ﷺ переселился в Медину, начался государственный период для религии Ислама, который продлился десять лет. Суры, которые ниспосылались в мединский период предписывают строить общественно-политическую, культурную, экономическую деятельность мусульманской уммы. В мединский период были ниспосланы правила и законы, касающиеся того, как мусульмане должны заключать браки, какими должны быть взаимоотношения мужа и жены, как проводить разводы, каковы правила наследования, а также ведения торговли и войны и заключения мира. Все эти предписания и виды наказания в большей своей части содержатся в Сунне Посланника Аллаха ﷺ.

Кто такой факих, муфтий и муджтахид

Факих (мн. ч. фукаха) – это ученый богослов, законовед, который является специалистом в вопросах фикха, владеющий в совершенстве исламским правом. Также может использоваться термин «муджтахид», который означает человека, который обладает знаниями и полномочиями и опирается на источники в религии Ислама и может выводить новые религиозные суждения, обладает полномочиями принимать новые решения.

Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ, Всевышний сделает мусульманина в религии факихом, если Он пожелал для этого человека добра, подразумевая, что такой человек станет понимать все тонкости положений исламской религии.

Относительно термина «фикх» употребляется также термин «муфтий» — так называется должностное лицо, которое обладает полномочиями в системе религиозного исламского суда и в его функции входит вынесение решений в области религиозно-юридического права на основании положений Священной Книги Коран и Сунны, а также с опорой на существующие прецеденты за историю практики и на общие суждения исламских ученых.

Муфтий – это тот факих, который не является муджтахидом, но если возникают соответствующие вопросы, то он передает суждения или мнения других муджтахидов. Муфтий выносит ответ на вопрос, который называется «фетва». У фетвы относительно иджтихада характер узко-специфический. В иджтихаде нет необходимости, если вопрос или проблема ясны, не вызывают у ученых разногласий и освещены в Сунне и Коране достаточно ясно. Но происходят такие случаи, когда правильное решение необходимо найти в каких-то конкретных случаях, и для этого используется урф-адат, маслахат, истихсан, и другие, и в таких случаях необходима фетва.

Знания некоторых факихов, усовершенствованные в период табиинов и известных сподвижников с помощью различных фетв и иджтихадов, положили начало новым направлениям. Основоположникам новых направлений в науке стали Аиша, Абдуллах ибн Мас‘уд и Абдуллах ибн Умар. К этому числу относятся и семь факихов из Медины из числа табиинов, среди которых был Нафи‘. Также к этому числу относятся Алкама ибн Кайс, Ибрахим ан-Наха‘и, Хасан Басри и Хаммад ибн Абу Сулейман.

Шариатское право

Шариатское право представляет собой систему общественных предписаний, которая предусматривает определенное наказание после их нарушения. Как правило, нет общества, которое может обойтись без права, так как никто не хочет быть бесправным человеком. При этом даже криминальные сообщества создали определенные всем известные понятия, с помощью которых они регулируются.

Европейские права основаны на общественном договоре, однако это довольно непрочное основание. Такие понятия, как ислам, шариат известны всему миру. По мнению социологов, миллионы людей руководствуются низменными интересами, а с точки зрения политологии, современные технологии могут заставить толпу думать, как небольшие заинтересованные группы. Мусульманский же народ не может считать европейское право полностью легитимным.

Законы шариата

Истинно правильным и законным в глазах мусульманина может быть исключительно согласованное с предписаниями шариата право (шариатское). Религия мусульман утверждает, что для того чтобы сохранить справедливость, необходимо иметь наказание, которое было бы равно преступлению. Следует еще более внимательно рассматривать критерии и виды различных преступлений.

Для ограничения произвольности толкований по Корану мусульманский народ опирается на Сунну (сумма достоверных хадисов пророка Мухаммеда). Эти хадисы являются комментариями и в отличие от Корана считаются не божьими словами, а действиями людей, которыми руководил Аллах. При этом хадисы не могут существовать отдельно от Корана.

Следование Шариату

Чтобы полностью понять сущность Шариата, должно быть установлено соответствующее отношение человека с Богом, проповедуемое Исламом. «Нет божеств, заслуживающих поклонения, кроме единого Аллаха, и Мухаммад – пророк Его!» Это утверждение – фундамент Исламского вероисповедания.

Бог есть Творец; Ему, единственному Господу и Учителю, должен подчинять всё своё существо человек. «…Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным…» (смысл 34 аята суры «аль-Хадж»). «Таков Аллах, ваш Господь. Нет божества, кроме Него, Творца всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему!» (смысл 102 аята суры «аль-Aнам»).

Бог облагодетельствовал человека, дав ему способность и возможность видеть, слышать, чувствовать, мыслить и говорить – то, без чего человек не может жить и созидать. Он сделал доступными внешние ресурсы мира, которые человек открывает, эксплуатирует и преобразует, но которые сам не может воссоздать.

Ни одна сфера жизни не может быть освобождена от необходимости божественного руководства или божественного суда. Господь и Его Царство неразделимы, и, соответственно, жизнь человека заключается в послушании Ему, т.е. следовании Шариату. Бог был бы несовершенен, если бы Он существовал лишь в духовном мире и если бы отношения с Ним строились сугубо в целях обеспечения материального достатка – хлеба насущного; если бы Бог был равнодушен, безразличен или неспособен помочь человеку в решении самых сложных задач, из которых и складывается жизнь. Всевышнему мы поклоняемся, к Нему взываем, в Него верим, Его ищем, ибо Ему всё подчинено.

Современное понимание шариата

Современные факихи опираются на указанный[где?] взгляд[кого?] в своём толковании статей конституций ряда мусульманских стран, основанных на принципах шариата. Они часто включают в понятие шариата и общие правила, сформулированные муджтахидами на основе изучения всех источников фикха. В 1869—1877 годах в Османской империи были приняты 99 таких норм-принципов (танзимат) игравшем роль гражданского и процессуального кодексов. Такой взгляд учитывает потребности правовой практики.

В современной исламской идеологии получил развитие подход, нацеленный преимущественно на общетеоретическое осмысление шариата в его соотношении с фикхом, согласно которому фикх-право не выступает элементом шариата и вообще не совпадает с ним. Их соотношение представляется как связь между источником фикха (шариатом) и нормативной интерпретацией положений шариата (фикха).

С позиций исторического и социологического подходов шариат можно понимать как комплекс обязательных для исполнения предписаний и учение об исламском образе жизни, в котором затрагиваются вопросы догматики и этики, убеждения и религиозную совесть мусульманина. Поступки и внешнее поведение человека регламентируются шариатом путём конкретизации в определённых нормах, функцию которых выполняет фикх-юриспруденция. Фикх занимается выведением из шариата конкретных правил поведения. Посредством фикха происходит перевод шариатских положений в плоскость практических правил поведения, а шариат играет роль общего идейного источника, религиозно-этической основы фикха (права и юриспруденции).

Законы шариата
Применение шариата по странам с преимущественно мусульманским населением:

 Страны со светским законодательством
 Шариат регулирует только вопросы семейного права
 Шариат регулирует все сферы жизни

 Применение шариата отличается в зависимости от региона

Виды женской одежды. Что разрешено или запрещено.

Законы шариатаТурецкий чаршаф

Шариатом запрещено мусульманам надевать такую одежду, которая за счет своей яркости, покроя или вычурной отделки выделяет человека среди всех остальных. Запрещено также законами Шариата мужчинам уподоблять себя женщинам за счет одежды и украшений, точно также как женщинам запрещено уподобляться мужчинам.

Брюки и шаровары

Здесь же содержится ответ на вопрос, можно ли по Шариату мусульманке носить брюки. Если это мужские брюки в том виде, как их носят мужчины, то девушке носить такое запрещается.

Если же речь идет о брюках типа шаровар или о женских брюках, то в некоторых мусульманских странах ношение мусульманками таких брюк считается обычной практикой, но это не является аргументом в пользу ношения подобной одежды.

Большинство ученых Шариата считают, что брюки типа шаровар носить нельзя, поскольку это одежда, напоминающая мужскую. Женская одежда не должна облегать тело нигде, ее одежды должны быть широкими с головы до ног (на фотографии слева турецкий чаршаф — традиционная мусульманская женская одежда в Турции).

Ислам не разрешает носить одеяния узкие и облегающие, которые не скрывают черты тела, обтягивают грудь. Аллах предписывает, что такую одежду мусульманка может носить только перед своим мужем. Также запрещается по Шариату носить чулки и носки телесного цвета, которые прибавляют красоты ногам и бедрам женщины, описывая размер ее ног. Запрет на узкую одежду важен еще и в связи с тем, что такая одежда отрицательно воздействует на женское тело. По мнению доктора Ваджийха Зайна аль-Абидина, узкая одежда может нанести вред женскому телу – она может стать причиной кожных аллергических реакций, может сдавливать внутренности.

Юбки и блузки

Что же касается ношения юбки, туники или блузки, то такое позволяется Шариатом, но при условии, что такая одежда не будет просвечивающейся и обтягивающей. Как было сказано Пророком Аллахом Мухаммадом ﷺ, «Два вида из обитателей адского огня, которых я ещё не видел; женщины, одетые – обнаженные, отклоняющиеся, отвращающие, …и люди, в руках которых плети, подобные хвосту коровы, будут бить рабов Аллаха». В данном хадисе подразумеваются мусульманки, одетые таким образом, что одежда, вместо того, чтобы прикрывать тело, не скрывает линий ее тела.

Терминология

Термин шариат имеет широкое значение. Шариатом называют свод божественных повелений и запретов, божественный закон, практические религиозные предписания мусульман, и ислам в целом.

Мусульмане связывают понятие шариат прежде всего с его использованием в коранических аятах, обозначающих начертанный Аллахом прямой путь, следуя которому, правоверный мусульманин достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай. Общий смысл данного понятия определяется также его происхождением от корня ш-р-’, неоднократно встречающийся в Коране в значении «узаконивать», «предписывать что-либо как обязательное».

Синонимы этого слова аш-шар’ и ат-ташри употребляются также по отношению к Закону древних пророков, например Закону Мусы (Моисея). Другой синоним — шир’а, означающий такие понятия, как: путь, мазхаб, метод, традицию и т. д.

В исламской идеологии термин шариат в сочетании с определениями ислами или исламия (мусульманский, исламский) употребляются в общеязыковом значении в отношении правил, которыми должен руководствоваться правоверный, а также установленных Аллахом критериев оценки его поведения и образа мыслей. По этой причине шариат нередко воспринимается в массовом сознании как исламский образ жизни в целом, всеобъемлющий исламский комплекс правил поведения, включающий самые разнообразные нормы — религиозные, бытовые, нравственные, юридические и т. д. В таком широком смысле шариат часто называют «религиозным законом», причём термин «закон» употребляется в общесоциальном, а не в юридическом значении. Аналогичную смысловую нагрузку несёт и выражение «законы шариата». Хадисы пророка были одобрены Аллахом, а если Пророк в чём-то ошибался, то Аллах сразу поправлял его откровением.

Вопрос о предписаниях, включаемых в шариат и каковы его источники, является ключевым для установления объёма данного понятия в терминологическом значении. В этом отношении в мусульманской идеологии утвердилось общее терминологическое определение шариата как совокупности обязательных к соблюдению установленных Аллахом норм и предписаний (хукм). Отсюда делается вывод, что источниками шариата являются Коран и сунна Пророка. Хадисы, передающие личное мнение пророка Мухаммада, а не волю Аллаха, в шариат не включаются.

Различными направлениями исламской мысли по-разному трактуют определение шариата. Так, захириты понимали под шариатом только те положения Корана и сунны, которые несут очевидный (захир) смысл, ясно указывая на конкретные правила поведения (катият ад-даляля). Другие направления считали, что те вопросы, на которых нет однозначного ответа в Коране и сунне, можно вывести с помощью чисто рациональных приёмов (иджтихад) или путём толкования неоднозначно понимаемых предписаний. Некоторые направления исламской юриспруденции под шариатом имели в виду лишь правила, регулирующие внешнее поведение мусульман, которые не касаются вопросов внутренней мотивации и религиозной совести. Однако большинство мусульманских идеологов считает, что шариат не содержит всех конкретных правил поведения и точных рекомендаций, как вести себя во всех жизненных ситуациях, а те предписания, которые имеются в Коране и сунне, являются вечными и соответствуют любым условиям.

Публичная демонстрация, призывающая к законам шариата. Мальдивы (2014 г.).

Халяль и кашрут. Есть ли разница?

Как мы увидели из предыдущего раздела, большинство продуктов ислам разрешает. Зарезать животное для приготовления еды из его мяса может любой, главное — произнести имя Аллаха. Категорически запрещено спиртное. То есть мы видим, что правила достаточно простые и доступные для обычных обывателей.

В иудаизме с этой сферой жизни все обстоит строже. Во-первых, у них есть специальный человек — шойхет, основной обязанностью которого является забой животных по всем правилам. А у евреев ограничений в этом плане больше. Во-вторых, как говорит Тора и Талмуд, есть много правил, касающихся разных видов живых существ. Отдельно для птиц, зверей диких и домашних, рыб и т. д.

Значительно проще в этом плане харам. Что это значит для нас? Ровным счетом ничего, просто небольшой экскурс в культуру двух народов. Главное отличие кашрута от подобных правил в исламе — дозволенность вина. Евреи смотрят на подобные вещи более снисходительно, чем арабы.

Применение шариатских норм в современных государствах

С самого начала установления мусульманского государства именно шариатский суд был тем основным институтом, которым применялось мусульманское право. В современном мире в некоторых мусульманских странах на смену шариатскому пришли суды общегражданские, но и исламские суды в ряде мусульманских государств все еще функционируют.

В современном мусульманском мире долгие годы главной судебной системой шариатский суд остается в Саудовской Аравии, в Иране, Иордании, Омане и Йемене, в Ливии. Используется шариат вместе с другими правовыми нормами в таких странах, как Пакистан, Малайзия, Афганистан, Ирак, Сирия, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Бруней, Джибути, Бахрейн и Египет, а также в Ливии, Тунисе и Мавритании. Шариат практикуется в некоторых регионах Сомали, Судана, Нигерии и Бангладеш. В Марокко нормами шариата официально руководствуются на уровне отношений внутри семьи. Такая же ситуация с применением шариатского права сохраняется в последние годы на Филиппинах (Минданао), в Алжире и в Индонезии.

В современном Иране Особый духовный шариатский суд действует отдельно от всей судебной системы страны.

Законы шариатаЗдание Федерального Шариатского суда Пакистана

Йемен, испытывая влияние в некоторых отраслях европейских тенденций развития, оставил в качестве преобладающей именно мусульманско-правовую традицию.

В Афганистане в государственной судебной системе сочетается традиционное исламское право и некоторые нормы европейских систем права.

Основным органом правосудия шариатский суд остается в Пакистане и Саудовской Аравии: положения фикха как нормативно-правовой части шариата определяют юрисдикцию шариатского суда, его организацию, статус кади, составление протоколов судебных заседаний, слушание свидетельских показаний, порядок, по которому предъявляются доказательства, а также нормы поведения в обществе для мусульман.

В скором времени шариатский суд может стать основным органом правосудия в ведущих мусульманских государствах мира, даже в таких государствах, как Соединенные Штаты Америки, странах Европы и в России. На это указывают высказывания самых разных влиятельных должностных лиц и средств массовой информации перечисленных стран. В этих странах отмечается устойчивый рост количества мусульман на протяжении последних лет, и политики обсуждают вопросы о том, как возможно сочетать процессуальные правила светского и исламского мира всерьез.

Шариатские суды в Европе и США

Единственная страна Европы, где шариатский суд действовал долгое время в отношении мусульманской общины (в основном местных турков) была Греция.

В Европе шариатский суд уже не первый год применяется для рассмотрения судебных исков между мусульманами. При рассмотрении бракоразводных процессов или рассмотрения вопросов имущественного наследования применяется вместо шариатских норм гражданское международное право. Для граждан Саудовской Аравии или Ирана при рассмотрении судебных дел с их участием Шариатский суд Германии в Берлине учитывает и законодательство конкретно этих стран обращаясь к исламскому праву.

Законы шариатаВ Великобритании шариатский суд выступает в роли третейских судов, когда возникают между двумя мусульманами имущественные споры – в таком случае граждане имеют право обратиться по обоюдному согласию не к судье светскому, а к имаму с целью рассмотрения их вопроса. Подобная практика имеет место в Великобритании не первый год и с судом иудейским.

Голландские судьи имеют право применять в своей практике исламско-правовые нормы, если они не вступают в противоречие с законами страны. В Бельгии первый шариатский суд открылся совсем недавно, и в первые годы своего существования он рассматривает только дела гражданского характера.

Американский штат Оклахома уже не первый год разрешает своим судьям применять нормы шариата при вынесении решений.

Шариатские суды в России

В регионах России, где преобладало мусульманское население, на Северном Кавказе действовали шариатские суды до самой революции 1917 года, но даже в те годы они применяли в своем судопроизводстве только те нормы, которые не вставали в противоречие действующему законодательству. После того, как свершилась революция 1917 года, в некоторых регионах Северного Кавказа шариатские суды были восстановлены, но большевики ликвидировали и их в течение ближайших трех лет.

Женская обувь

Важный шариатский вопрос, который беспокоит верующих, желающих заслужить одобрение Аллаха, — это можно или нельзя по Шариату носить мусульманке обувь на каблуках. Сказано, что ношение каблуков делает женскую фигуру более привлекательной, чем она есть, делает ее выше. Шариат расценивает это, как своего рода обман и желание показать свою красоту, что мусульманкам запрещено. А ношение высоких каблуков закон Шариата запрещает еще и потому, что женщина, которая носит такую неустойчивую обувь, всегда рискует упасть и навредить своему здоровью. Ношение высоких каблуков создает на спину чрезмерную нагрузку, а женщина, которую мучают боли в спине, может оказаться в результате неспособной выносить и родить ребенка, окружить его достаточной заботой. Женщина, которая идет в обуви на каблуках, издает характерный звук

Этот звук привлекает внимание мужчин, для них это фитна

Законы в мусульманских странах для женщин

Мусульманские женщины в своих правах в различных исламских странах различаются незначительно, но различаются.

  • В Египте есть закон, по которому мусульманка не может выйти замуж за немусульманина, поскольку будет обвинена в вероотступничестве: дети от такого брака отдаются под опеку мужчине мусульманину.
  • В Ираке на момент 2010 года не было ни одной женщины-политика. В этой стране, чтобы женщине получить паспорт, ей было необходимо разрешения мужчины-родственника.
  • В Саудовской Аравии до недавнего времени женщина не имела права водить автомобиль, а также не имеет права выйти замуж без получения разрешения на то мужчины-родственника, получить образование, а также лечиться или путешествовать. В этом государстве только в 2012 году мусульманки получили право работать на так называемых «женских» работах.
  • В Йемене нет ограничения по возрасту для вступления в брак: в этом государстве примерно четвертая часть всех девушек выходит замуж еще до пятнадцати лет. А в Судане ограничение брачного возраста составляет десять лет.
  • В Ливане законодательство позволяет женщинам проявить себя в политике: первая женщина-политик появилась там в 2004 году. Если мусульманка выходит замуж за иностранца, то ее дети не получат гражданства этой страны. В Палестине женщинам участвовать в голосовании был разрешено только в 1996 году.
  • Бахрейн предоставил женщинам своей страны политические права только в 2002 году. На суде слова свидетельницы, учитываются в два раза меньше, чем показания мужчины-свидетеля. Законодательство Мавритании предусматривает, что если кто-то повторно выходит замуж, то она может утратить над детьми от первого брака право опеки.
  • Объединенные Арабские Эмираты дали законное право своим женщинам стать судьей только в 2008 году. В этом государстве мусульманка не может выходить замуж за иноверцев, а та, которая родит вне брака, может быть депортирована из страны. В этом государстве работают всего 14 % женщин.
  • В Алжире уголовное наказание за сексуальное домогательство было введено только в 2012 году, и не преследуется изнасилование в браке.
  • В Тунисе мусульманкам разрешено совершать аборты, а с 2002 года вышедшие замуж за иностранцев, могут оформлять гражданство своим супругам, а также детям, родившимся от этого брака.
  • В Катаре мусульманка может получить права, только имея на это согласие своего мужа. В Иордании мусульманки по закону могут получать паспорта без согласия на то их мужей только с 2003 года. В этом государстве им принадлежит только 17 % имущества. Избирательные права были даны в Кувейте только с 2005 года.
  • В государстве Оман в государственном парламенте у женщин — 1,2 % мест, а наследовать имущество они имеют права только меньше в два раза, чем мужчины. В этой стране мужчина имеет законное право развестись по желанию, а жена может развестись только по одной из восьми причин, представленных в официальном списке. Всего 29 % женщин Омана работают.

Среди мусульманок немало таких, которые добились высот в профессии, политической и общественной деятельности, а также, чьи имена вошли в историю, как имена самых значительных и влиятельных личностей своего времени. К ним относятся жена фараона Асия, которая воспитала Пророка Мусу, царица Савская Балькис, жены Пророка Мухаммада ﷺ Хадиджа, принявшая от своего мужа Ислам первой из всех людей, Аиша, а также дочь Пророка Мухаммада ﷺ Фатима Захра, которую называют «предводительницей женщин Рая» и многие другие. Сумели сказать свое слово в политике такие персоны, как правительницы Йемена Сулайхиды Малика Асма и Малика Арва, премьер-министр Индонезии Мегавати Сукарнопутри, премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто, Тансу Чиллер, глава правительства Турции, и Шейх Хасина и Халеда Зиа – политические деятели Бангладеша.

Наказания

Основная статья: Укуба

Наказание, которое налагается на преступника во благо обществу (умме) в шариате называется укубой (араб. عقوبة‎). Наказание определяет судья (кади), внимательно изучающий каждое преступление и выносящий приговор на основании законов шариата. Укуба применяется только на основании прямых повелений исламских первоисточников (Корана и Сунны). Ответственность за свои поступки должны нести все люди, независимо от влияния и общественного положения, а мера наказания должна быть адекватна совершенному проступку.

Наказания делятся на три группы: пресекающие наказания (хадд), отмщающие наказания (кисас, дийя, каффара, лишение наследства) и назидательные наказания (тазир).

  • Хадд — это вид наказания, применяемый за совершение преступлений, представляющие опасность для морального состояния общества. К таким преступлениям относятся, например, прелюбодеяние (хадд аз-зина), возведение на человека клеветы о его прелюбодеянии (хадд аль-казф), употребление алкоголя и незаконное присвоение чужого имущества (хадд ас-сиркат). За эти виды преступлений полагаются различные виды наказаний, начиная от штрафов, ударов плетьми, тюремного заключения, до смертного приговора (раджм).
  • К отмщающим наказаниям относятся: кисас (месть), дийя (компенсация), каффара (искупление) и лишение наследства. Эти виды наказания применяются за различные преступления против жизни и здоровья людей. За преднамеренное убийство человек наказывается убийством. Однако в особых случаях кисас может быть заменён выкупом за убитого (каффара), либо компенсацией (дийя) и возмещением ущерба. В случае непреднамеренного убийства или ранения выплачивается дийя.
  • Тазир — это вид наказания, применяемый за совершение различных противоправных действий, которые вредят людям и причиняют им неудобства. К таким преступлениям относятся: нарушение общественного порядка, мошенничество, жульничество и т. д. За такие преступления налагаются наказание в виде штрафов, тюремного заключения, ссылки и удары плетьми. В некоторых случаях допускается общественное увещевание.

Юридическая сила законов шариата

Шариат – это проявление Мудрости Всевышнего и Его Милосердия, и подстраиваться под стандарты и ценности человечества, которые меняются постоянно с течением времени и под влиянием моды он не может и не будет. Шариат не представляет собой свод законов, правил поведения, запретов и обязанностей. Шариат представляет собой путь нравственности и безопасности, он предписывает жить так, чтобы жизнь мусульманина соответствовала предписаниям и Воле Всевышнего, Его Милости. Шариат представляет собой кодекс поведения, который был установлен Исламом, и в котором скрыта огромная сила, которая поможет осуществить чаяния мусульман, желающих встать на путь истинный и найти себя в Исламе. Какими бы ни были обстоятельства, Шариат сохраняет свою юридическую силу. Только с позволения Всевышнего может подвергаться изменениям то, что было предписано Им.

Шариатом охвачены все аспекты жизни мусульманина, в него включены все правила, которые относятся к богослужению и коммерческим действиям, к нормам уголовного права и семейного. Законы Шариата опираются на Священную Книгу Коран как на источник, который был ниспослан самим Всевышним своему Посланнику и Пророку Мухаммаду ﷺ, а также Шариат опирается на Сунну, которая представляет собой сборник хадисов о жизни Пророка Мухаммада ﷺ, о его поступках и мудрых изречениях.

Мусульманское право признает и передовые технологии, и научные достижения, оно стремится к тому, чтобы даровать просветленное мировоззрение.