Что такое мотивация и какими бывают мотивы?

Борьба мотивов

Как уже говорилось, одновременно человеком руководит множество разных побуждений. И не все они являются равнозначными и равнонаправленными. Вот классический пример. Человек заводит на ночь будильник, намереваясь на следующее утро встать пораньше – допустим, сделать утреннюю пробежку. Но наступает утро, звонит будильник, и этому человеку уже не хочется вставать. Он оказывается перед ситуацией, когда нужно принимать конкретное решение, и оно зависит от того, какие побуждения преобладают в нём в данный момент. Здесь мы сталкиваемся с тем, что называется силой воли.

Этот пример не особо критичный, однако бывают в жизни ситуации, когда человеку приходится делать очень сложный выбор. Любой из вариантов действий является определённым образом мотивированным, и это приносит дискомфорт и даже настоящие мучения. Так, в отдельных случаях мы встаём перед выбором – спасти себя от беды или спасти своих близких ценой собственной жизни. Такие внутренние конфликты могут приводить к развитию депрессии или невроза.

Как поступать в случае, если необходимо сделать подобный выбор? Специалисты советуют не поддаваться эмоциям и тщательно обдумать все варианты, если есть такая возможность. Здесь должен быть рациональный подход; нужно взвесить все «за» и «против», те выгоды и лишения, которые принесёт сделанный выбор. И прежде всего следует руководствоваться социально значимыми побуждениями. Ведь часто бывает, что мы добиваемся своего путём «хождения по головам», в результате чего от нас отворачиваются друзья, близкие люди, родственники, в результате мы теряем больше, чем приобретаем.

Человек осознаёт не все свои побуждения, однако управление своей мотивационной сферой нам доступно. Необходимо составить для себя иерархию потребностей и побуждений и ориентироваться на наиболее значимые и важные из них. Такая иерархия будет связана в первую очередь с социальными ценностями.

Широко известна «пирамида потребностей», составленная американским психологом Абрахамом Маслоу. Эта система распределяет потребности на более «низшие», роднящие человека с другими животными, и «высшие», являющиеся уникальными для людей. Любопытно, что низшие потребности связаны с индивидуальным выживанием организма, а высшие преследуют социальные цели. Наиболее высокие потребности – это необходимость осознания своей связи со всем мирозданием, а не только со своей малой группой или человеческим обществом вообще.

Имея определённые потребности, человек приобретает связанные с ними побуждения. И они мотивируют его на совершение определённых поступков. Бывает, что деятельность кажется «высшей», но в действительности человеком руководят «низовые» побуждения. Так, музыкант может создавать модную, но примитивную музыку, чтобы просто прокормиться (и вообще заработать). Случается, что «за хлеб» люди создают и настоящие шедевры. В других случаях постановка «низовых» целей является лишь промежуточным шагом, в то время как в действительности человек мотивирован более высокими соображениями. Так, отец семейства может заботиться о своём здоровье для того, чтобы иметь силы обеспечивать жену и детей.

Значение слова Мотив по словарю Брокгауза и Ефрона:

Мотив (в изобразительном искусстве) — то существенное в содержании или в художественной идее произведений живописи, скульптуры или архитектуры, что определяет характер впечатления, ими производимого. М. может не быть определимым с точностью, как основание эстетического ощущения (напр. в архитектурном произведении), или же может быть доступным в известной степени анализу (меланхолический М. осеннего пейзажа), но во всяком случае выражает собой отношение художника к избранному им сюжету и служит основной причиной настроения зрителя при созерцании художественного произведения. Ф. П.

Мотив (муз.) (от лат. movere — двигать, побудительная причина, повод), в музыке — группа двух, трех и более нот с ритмическим содержанием. Повторение, перестановка, обращение и вообще видоизменение мотивов составляют мелодию (см.).

Мотив в Энциклопедическом словаре:

Мотив — (франц. motif — от лат. moveo — двигаю), в поэтике:1) простейшаядинамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке (напр., мотив»увоза невесты»).2) мельчайшая единица действия (2) в повествовательномтексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждоесуществительное — образом). различаются мотивы структурные,сюжетообразующие («Раскольников убил старуху» — в романе Ф. М.Достоевского) и орнаментальные, вспомогательные («солнце пекло»).3)повышенно-значимый (обычно повторяющийся) формально-содержательныйкомпонент текста, тяготеющий к символичности (слово «вдруг» уДостоевского).4) расширительно — устойчивая тема, проблема, идея втворчестве писателя или в литературном направлении (мотив «мщения» у М. Ю.Лермонтова).В музыке — наименьшая самостоятельная единица музыкальнойформы.

Что такое мотив?

Мотив — это образ, придающий действиям человека осмысленность. Не зря ведь, пытаясь раскрыть преступления, следователи ищут мотив. Любое сознательное действие выполняется в случае заинтересованности человека. Этим он и отличается от животных, которыми движут рефлексы и стимулы.

Мотивы объединяют два уровня:

  • Сохранение – стремление человека сохранить то, что он имеет;
  • Достижение – желание личности достигнуть большего, чем имеет.

По Абрахаму Маслоу, сформировавшему известную пирамиду потребностей, самые базовые мотивы человека – сохранение жизни и удовлетворение природных желаний. После них появляются интересы, связанные с достижением социального статуса, финансового уровня и духовного развития. Если человек не чувствует себя в безопасности, основным мотивом для него станет сохранение своей жизни и здоровья. Все остальное отойдет на второй план, пока угроза не минует. Например, в пустыне даже отпетый скупердяй готов будет отписать все свое состояние за глоток воды. Когда же он вернется в город, то все его мысли будут снова заняты увеличением богатства.

Кроме упомянутой классификации, существуют и такие типы мотивов:

  • Устойчивый – связан с базовыми стимулами (жажда, голод, секс), потому не нуждается в регулярной актуализации;
  • Неустойчивый – относится к более высоким уровням пирамиды Маслоу, потому требует постоянного подкрепления;
  • Внешний – зависит от факторов окружающего мира, включая мнение других людей;
  • Внутренний – возникает в сознании, либо подсознании самого человека, независимо от внешних факторов;
  • Отрицательный – стимул не совершать конкретный поступок (демотивация);
  • Положительный – заинтересованность в получении конкретного результата.

Любой мотив выполняет три функции:

  • Побуждение (или подавление, в случае отрицательной мотивации);
  • Выбор направления движения;
  • Поддержание и контроль процесса.

Эти функции стоит учитывать при целеполагании, поскольку от них зависит настрой исполнителя реализовать поставленное задание. Мотивы могут постоянно подогревать интерес, помогая двигаться по заранее намеченному маршруту и контролируя качество работы.

Сила, с которой мотив подталкивает человека к действиям, зависит от нескольких факторов:

  • Значимость результата для исполнителя;
  • Достижимость цели доступными методами;
  • Вероятность получения результатов;
  • Соответствие личным приоритетам и ценностям.

Чем больше этих критериев совмещаются в стимуле, тем сильнее он влияет на человека, подогревая интерес и желание действовать. Но не стоит перебарщивать. Известно понятие оптимума мотивации. Если ее уровень недостаточен, то человеку сложно начать работу. Когда мотив адекватен предполагаемым усилиям, то работоспособность достигает своего пика. В случае чрезмерно подогретого интереса исполнителю сложнее сосредоточится на задании, ведь он постоянно отвлекается на размышления о выгоде. Поэтому, пытаясь разобраться с понятием «мотив» психология вводит теории, описывающие это явление.

В словаре Энциклопедии

(франц. motif, от лат. moveo — двигаю), в поэтике:1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке (напр., мотив «увоза невесты»);2) мельчайшая единица действия (2) в повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное — образом); различаются мотивы структурные, сюжетообразующие («Раскольников убил старуху» — в романе Ф. М. Достоевского) и орнаментальные, вспомогательные («солнце пекло»);3) повышенно-значимый (обычно повторяющийся) формально-содержательный компонент текста, тяготеющий к символичности (слово «вдруг» у Достоевского);4) расширительно — устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении (мотив «мщения» у М. Ю. Лермонтова). В музыке — наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы.

Определение слова «Мотив» по БСЭ:

Мотив — Мотив (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю)наименьший элемент музыкальной структуры (см. Музыкальная форма). в повседневной речи термин «М.» часто обозначает мелодию, Напев, Наигрыш.

Мотив — в литературе, простейшая, неразлагаемая далее смысловая единица в мифе и сказке («увоз невесты»). Комбинация нескольких мотивов составляет фабулу (сюжет). М. в эпосе разных народов часто сходны. Фольклорные М. могут использоваться в более поздние эпохи.В литературе нового времени М. — простейшие единицы сюжетного развития: динамические, двигающие фабулу, или статические, описательные, но необходимые для Сюжета. Значимость М. зависит не от собственного смысла, а от его роли в художественной конструкции.

Что такое мотивация и какими бывают мотивы?

Что такое мотивация?

Мотивация — это психологический процесс, задающий направление человеческому поведению. Она заставляет действовать, принимать конкретные решения, к чему-то стремиться, дарит человеку ощущение осмысленности, порождает желание взаимодействовать с миром и другими людьми. В случае достаточного уровня заинтересованности, исполнитель может долго работать без усталости и отдыха. Если же мотивации не хватает, то самая простая работа будет утомлять. Чем же это вызвано?

В физиологическом плане мотивация тесно связана с понятием стимула – фактора, который вызывает ответную реакцию. Только, на уровне биологических процессов все понятно и однозначно, а вот психические реакции предугадать намного сложнее. Допустим, раздражитель вызывает одну и ту же реакцию у любого живого существа. Например, удар электрическим током провоцирует непроизвольное сокращение скелетной мускулатуры, что вызывает отдергивание руки, крыла или хвоста.

В случае мотивации все намного сложнее. Один и тот же фактор приводит к разным ответным реакциям. Жесткая критика для кого-то окажется хорошим стимулом, а другого вгонит в глубокую депрессию. Выходит так, что раздражитель один, а ответная реакция диаметрально противоположна. Поэтому, пытаясь объяснить природу мотивации с помощью биохимических реакций, стоит делать поправку на индивидуальность психических процессов. Хотя, сам алгоритм возникновения заинтересованности в чем-либо примерно одинаков. Он состоит из трех составляющих:

  • Потребность – ощущение недостачи в чем-то и желание это восполнить;
  • Цель – четкое понимание, к чему стремиться, чтобы реализовать потребность;
  • Мотив – заинтересованность человека в действиях, приводящих к достижению цели.

Если потребность и цель – понятия достаточно конкретные, то с мотивом все не так однозначно, поскольку, как указывалось ранее, одинаковые стимулы демонстрируют разный эффект. Разберемся в этой теме.

В словаре Словарь иностранных слов

I

а, м.

1. Мелодия, напев. Веселый м. Мотивчик (разг.) — уменьш. от м.

2. Простейшая составная часть сюжета, тема в произведениях искусства, в чьем-л. творчестве. М. судьбы в произведениях романтиков.||Ср. ЛЕЙТМОТИВ» title=’ЛЕЙТМОТИВ, ЛЕЙТМОТИВ это, что такое ЛЕЙТМОТИВ, ЛЕЙТМОТИВ толкование’>ЛЕЙТМОТИВ.II

а, м.

1. Побудительная причина, повод к какому-нибудь действию. Мотивы проступка. По личным мотивам.||Ср. ИМПУЛЬС» title=’ИМПУЛЬС, ИМПУЛЬС это, что такое ИМПУЛЬС, ИМПУЛЬС толкование’>ИМПУЛЬС, СТИМУЛ» title=’СТИМУЛ, СТИМУЛ это, что такое СТИМУЛ, СТИМУЛ толкование’>СТИМУЛ.

2. Довод в пользу чего-нибудь Привести мотивы в пользу выдвинутого предложения.||Ср. АРГУМЕНТ, РЕЗОН.