Монотипия (искусство)

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы получить картинку в технике монотипия, нужно подготовить определенный перечень материалов и инструментов:

1. Гладкая и ровная поверхность. Выбрать можно пластик, клеенку, стекло или глянцевую бумагу. Поверхность, на которую будут наносить краску, не должна пропускать воду. Новичкам лучше всего использовать глянцевую бумагу. Очень интересные результаты получаются при использовании фактурных поверхностей, а отпечаток лучше делать на гладкой бумаге.

Монотипия (искусство)

2. Краски:

  • Гуашь дает красивые разводы и почти не просвечивается. Ее главный минус заключается в том, что при высыхании рисунки становятся блеклыми и непрезентабельными, а все из-за того, что в состав красителя входит мел. Ситуацию исправляют с помощью обычного молока, небольшую часть которого разбавляют с гуашью в отдельной емкости.
  • Акварель прекрасно подходит для занятий творчеством с детьми (ее легко смывать). При наложении краски густым слоем без пробелов могут получиться довольно интересные результаты.
  • Масляные краски – лучший вариант для профессиональных мастеров. Такие красители не подходят для работы с детьми, поскольку предварительно поверхность необходимо смазать машинным маслом. Однако художник за один раз может сделать несколько оттисков.
  • Акрил также подходит лишь для взрослых мастеров. Он быстро сохнет, при этом нужно использовать спецодежду.

Монотипия (искусство)

3. Бумага, на которую будет перепечатываться изображение (можно использовать фактурную).

4. Кисти. Лучше всего подойдет жесткий ворс, он лучше держит краску и не так сильно скользит. Можно использовать шпателя или валики.

5. Вода.

Приемы монотипии

Рисование с использованием рассматриваемого способа имеет длительную историю. За это время возникло несколько различных техник работы.

Монотипия предметная

В качестве наиболее простого приема может быть использован следующий:

  1. Рисунок выполняется на листе бумаги.
  2. Его складывают пополам, образуя линию сгиба.
  3. На одной из половинок рисуют красками половину простого предмета, например, кубика.
  4. Затем бумагу складывают, создавая цельную картинку.

Монотипия пейзажная

Те малыши, которые постарше, могут создавать пейзажи. В этом случае рисуют часть изображения на половинке бумаги, складывают и получают полную картинку. Таким образом, в частности, удобно рисовать лес на берегу озера и его отражение в воде.

Монотипия (искусство)

Зимний пейзаж

Другие техники монотипии

Для выполнения следующего приема необходимо уже обладать начальными навыками. В этом случае используется пластмассовый лист. На него наносится темная краска. Пока она сохраняет свою влажность, ребенок водит по ней ватной палочкой. Затем прикладывают лист бумаги и получают рисунок, нарисованный светлой краской на темном фоне.

Монотипия (искусство)

Малыш осваивает новую технику рисования

Может применяться другая техника, когда рисунок выполняют, нанося кисточкой темную краску на светлую поверхность.

На заметку! Может использоваться еще один предметный прием. В этом случае лист бумаги сминают перед тем, как на нем рисовать. В результате в полученный отпечаток будут внесены новые особенности, позволяющие увидеть изображение более фактурным.

Есть нестандартный вариант применения этой техники. Здесь презентацию создают в два этапа:

  1. Сначала делают фоновое изображение на листе бумаги.
  2. После того, как краска высохнет, на ней ребенок дорисовывает рисунок.

Выполняется работа таким образом:

  1. Нужно приготовить тазик с водой, льняное масло, масляную краску, растворитель для нее и кисточку, которой будет проводиться размешивание. Необходимы емкости, в которых будет смешиваться краска.
  2. Для каждого нужного цвета эту процедуру проводят отдельно. В баночку наливают немного краски, добавляют растворитель и льняное масло. Затем эту смесь необходимо тщательно размешать.
  3. Из баночек смеси выливают в тазик с водой. Благодаря льняному маслу краски остаются плавать
  4. Кисточкой аккуратно перемешивают жидкость.
  5. Затем лист бумаги помещают под воду и медленно поднимают. С него стекает краска, оставляя красивые и неожиданные фигуры.
  6. Затем нужно подождать, пока бумага просохнет.

На заметку! На листе будут видны разноцветные разводы, которые образуют необычные узоры или фантастические фигуры. Ребенок может доработать рисунок по своему усмотрению.

Способы извлечения монотипии из пространства.

Ну и еще раз хотелось бы сказать — что сама прелесть монотипии в том, что существует
в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное
ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет
радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее
из всего действия!

Монотипия навсегда войдет в Вашу творческую жизнь и принесет много приятных творческих
мгновений!

Удачи и новых открытий!

Евгений Ковальчук.

Материалы:

  • Стекло или пластик
  • резиновый валик или скалка

  • газеты
  • ватман А3
  • маслянная краска
  • шпатель
  • эскиз рисунка
  • скипидар (разбавитель№4)
  • чистая тряпка.

Лёгкие рисунки красками для начинающих поэтапно акварелью

Самый хороший вариант, это нарисовать пейзаж. Например, вот такой закат в розовых тонах.

Для того, чтобы сделать такой рисунок, помимо чистого листа бумаги и кисточки необходимо будет приготовить четыре цвета краски: розовый, синий (ультра-марин), темно-желтый и черный.

Начинаем с желтого цвета, смешиваем краску с водой, делая цвет насыщенным. После этого начинаем кисточкой раскрашивать лист.

Итак, фон наложили. Теперь, как в конечном варианте необходимо нарисовать солнце. В том месте, где планируется его сделать, сухой тряпочкой протираем участок. Делая белый круг. В результате должно получится следующее.

Теперь к желтому цвету добавляем розовый и перемешиваем, что бы получился оранжевый цвет. Этот новый цвет кладем поверх желтого, но так, что бы вокруг солнца остался желтый ореол.

Теперь берем только розовую краску и наносим третьим слоем, что бы небо имело чуть больше розового оттенка.

Наносим синее небо

В верхнюю часть неба надо добавить немного синего цвета. Наносим в верхней части рисунка ультрамарин. Если синий цвет начнет смешиваться с нанесенным ранее желтым, тряпочкой можно убрать предыдущий оттенок и нанести уже непосредственно синий. Перед каждым нанесением краски, кисть необходимо протирать тряпочкой, что бы она была сухой.

Смешиваем уже розовый цвет и ультрамарин. В результате получится фиолетовый или пурпурный оттенок. Его наносим ниже синего цвета. Впоследствии это придаст небу более вечерний вид.

Теперь с помощью все того же розового и синего цвета делаем более темный насыщенный пурпурный оттенок. Здесь придется поэкспериментировать с количеством краски. Прежде чем наносить готовый оттенок, наносим его на полоску бумаги. Если цвет устраивает, то рисуем, если нет – продолжаем смешивать дальше.

Полученным колером параллельно горизонту рисуем полоски облаков.

Также нарисуем несколько полосок-облаков и с правой стороны рисунка, где солнце. Что бы облака не были сильно контрастными их необходимо немного размыть. Для этого берем сухую кисть, размываем ею нарисованные пурпурные облака.

Если предыдущие этапы рисовались на влажной бумаге, то последующие прорисовки надо делать на сухом листе. Поэтому ждем какое-то время, что бы лист высох. После того как он станет сухим, приступаем к рисованию горизонта. Берем светло фиолетовый цвет и тонким кончиком кисти рисуем линию горизонта.

Теперь верхнюю часть рисунка, над линией горизонта, надо сделать несколько розоватой. Берем розовый цвет, наносим его. Что бы он был более мягким и размытым, добавляем немного воды и «размазываем» розовую краску водой.

Затем переходим к нижней части под линией горизонта. Прорисовываем воду и берег. Поскольку у нас закат, розовый вечер, то воду будем рисовать розовым цветом.

После воды переходим к берегу

Для этого берем интенсивный фиолетовый, которым рисовали ранее, смешиваем его с черной краской. Получаем темный оттенок для берега, которым и рисуем под волнами. Также делаем несколько темных штрихов и для самой воды.

Осталось нанести немного корректировки в области неба, если оно не устраивает, сухой кисточкой под линией горизонта размыть краску, сделав как бы блики от солнца на воде. Вот и весь рисунок. Возможно сразу что-то не получится, но имея терпение можно набить руку, а дальше все пойдет как по маслу.

Как сделать монотипию

Существуют разные способы. Например, профессиональные, когда изображение наносится масляными или типографскими красками, разведенными бензином или специальными растворителями, или оттиск получают с помощью оффортного или литографского станка. Я расскажу о способах, доступных для детского творчества.

   1. Нарисовать что-нибудь красками (можно одним цветом, можно использовать несколько цветов) на листе плотной бумаги или на гладкой поверхности (на стекле, пластмассовой или пластиковой пластине, кафельной плитке, глянцевом картоне, пленке), а затем быстро, пока краска не успела высохнуть, приложить другой лист бумаги и прогладить его рукой или валиком, чтобы получился отпечаток.

   2. Согнуть лист бумаги пополам, внутри что-нибудь нарисовать красками на одной половине листа, затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Интересное изображение получится, если рисовать не на гладкой, а на фактурной поверхности: ватмане, чертежной бумаге и т.д. А отпечаток сделать на обычной бумаге.

Фактурную поверхность можно сделать самим, если смять большой лист бумаги, нанести на него краску, и сделать им отпечаток. Посмотреть удивительную сказочную монотипию со множеством интересных деталей, сделанную этим способом, можно в блоге «Творим вместе с детьми».

Необычность монотипии в ее непредсказуемости, которая и вносит в это занятие ощущение ожидания чуда! Эта техника «простой живописи» (т.е. простейшего способа рисования), мне достаточно часто встречалась среди нетрадиционных способов рисования, предлагаемых детям, начиная с младшего дошкольного возраста.

Но я отнеслась к нему как-то равнодушно и даже не представляла, что это занятие настолько понравится Рите и увлечет ее!

Мы с Ритой вначале рисовали на прозрачной пленке (ее еще называют файлом или мультифорой) и делали с нее отпечатки на бумагу. Вернее, вначале один рисунок с отпечатком сделала я – показала Рите, как это делается (этот рисунок я фотографировать не стала — все-таки задание для детей), после этого все изображения она делала сама.

Монотипия «Пейзаж», в которой Рита дорисовала необходимые детали, и монотипия «Извержение вулкана», в которой дорисовка не требовалась.

Монотипия (искусство)

Монотипия (искусство)

На части отпечатка с пятнами, который Рита делала просто так, без особого сюжета, в одном пятне она разглядела волка, которого мы с ней обвели по контуру. Язык ему Рита перекрасила из зеленого в красный, соседние зеленые пятна стали деревьями, лишнее мы обрезали. Получилась монотипия «Волк в лесу».

Специально для меня Рита рисовала на пленке цветы в вазе. Полученый отпечаток я помогла ей обвести, вот что получилось.

Монотипия (искусство)

А затем Рита рисовала бабочек на половинках согнутых листочков бумаги.

Монотипия (искусство)Мы их вырезали и приклеили на рисунок с цветами. Получилось сочетание сразу 3-х техник: рисунок фломастером, монотипия и аппликация.

Монотипия (искусство)

Всего доброго! Только для читателей сайта «MORE творческих идей для детей» (https://moreidey.ru). Юлия Шерстюк

Всего доброго! Если материалы сайта были Вам полезны, пожалуйста, поделитесь ссылкой на них в соцсетях — Вы очень поможете развитию сайта.
Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.

Советы

  • Техника «монотипия» подразумевает использования принципа зеркальности. Об этом не стоит забывать, иначе вместо продуманных сюжетов и надписей выйдут непонятные кляксы.
  • Для картин, выполненных с помощью оттисков, лучше всего использовать акриловые краски. Преимущество таких красителей заключается в сочности цветов и плотной консистенции. Благодаря этому работы получаются яркими. Краску нужно обильно наносить на поверхность, но при этом не переборщить, иначе вместо задуманных картинок могут получиться кляксы.
  • Монотипия – техника рисования, благодаря которой можно создавать один уникальный отпечаток. Конечно, можно создавать несколько отпечатков, но они будут схожи по форме и цвету. Нужно учитывать, что стекло и пластик создают разные отпечатки, одни и те же усилия приведут к разным результатам.

Польза занятий рисованием

Самый распространенный вид творчества для малышей – рисование. Некоторые методики, такие как, например, рисование пальчиками, доступны для детей с шестимесячного возраста. Детишкам постарше можно осваивать монотипию, с ней прекрасно справляются 4–5-летние малыши, посещающие среднюю группу в детском саду. В этом возрасте они осознанно дополняют рисунки, создают осмысленные сюжеты. Чем более разнообразными нетрадиционными техниками рисования овладевает малыш, тем более творческой натурой он вырастет.

Рисование помогает ребенку:

  • развивать мелкую моторику, мышление, речь;
  • успокаивать нервную систему, приводить в порядок эмоции;
  • вырабатывать усидчивость, настойчивость, дисциплинированность;
  • понимать форму и цвет предметов;
  • получать новые навыки.

Творчество развивает воображение, учит ребенка изобретать что-то новое, смотреть на привычные предметы с разных сторон.

Материалы и инструменты.

Покончив с историческими хрониками преступим к материальной части нашего вопроса.
Итак, как уже говорилось ранее, монотипия считается графической техникой.

Начнем с красок. По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь,
темпера, акрил, маслянные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно
использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями
так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор
поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов,
пластик разной толщины, пластины из разных металлов-цинк-медь-сталь-латунь. Стекло,
оргалит и фанера! Холст и дерево, камень!!! Главное, чтобы фактура поверхности
соответствовала Вашим задачам и целям. А вот вопрос внутреннего ощущения того,
какая должна быть поверхность, приходит с Вашим личным опытом.

Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы
художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются
валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем, что придет в Вашу творческую
голову. 🙂

Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки.
Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.

Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани,
до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды,
ушные палочки…

Ну и наконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные
виды — от простой до оффортной, цветные бумаги, пластик, фанера, камень, стекло,
металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии.

Техника создания

Монотипия – это уникальная техника печатания, которая сумела объединить в себе качества живописи, эстампа и рисунка. Ее суть заключается в нанесении красок на ровную поверхность и дальнейшем оттиске рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Картины всегда получаются разными, в дальнейшем их можно оставить такими, как есть, или дорисовать всевозможные фрагменты, получая законченную работу.

Монотипия (искусство)

Этот вид искусства без особого труда могут освоить дети младшего дошкольного возраста. Предоставьте им возможность рисовать различных бабочек и цветы, и пусть они «печатают» эти изображения. Малыши будут в восторге от такого творческого процесса, но в то же время они приобщатся к данному искусству и будут овладевать техникой работы с кистями и красками. Главная задача – пробудить в малышах фантазию. Для этого также подойдет техника «монотипия пейзажная». С помощью оттисков получаются уникальные картины и пейзажи, которые помогают развить у детей:

  • воображение;
  • мелкую моторику рук;
  • образное мышление;
  • творческие (художественные) способности.

Монотипия в психологии

Наиболее известные примеры использования монотипии в психологии – это пятна Роршаха. Многие слышали о психологическом тесте, который позволяет исследовать личность. В 1921 году психиатр из Швейцарии Герман Роршах создал десять черно-белых и цветных монотипий. Человеку предлагают взглянуть на них и описать, что же они видят на картинке. Каждый человек интерпретирует картинки по-своему. В данном тесте не существует неправильных ответов, однако психолог, отталкиваясь от описаний испытуемого, может четко представить особенности его психического и эмоционального состояния.

Монотипия (искусство)

Ассоциации, которые возникают у пациента, могут рассказать о его фобиях, которые создают неразрешимые внутриличностные конфликты, и глубоко скрытых желаниях.

Рисование: монотипия пейзажная

Название данной техники говорит само за себя: благодаря ней можно рисовать пейзажи. В работе используют самые разнообразные красители: гуашь, акриловые или масляные краски, акварель и т. д. После того как комбинация из красок будет перенесена с гладкой поверхности на бумагу, нужно дорисовать пейзаж

В данном случае очень важно рассмотреть какой-нибудь рисунок в оттиске, чтобы законченная работа выглядела гармонично

Монотипия (искусство)

Монотипия пейзажная – нетрадиционная техника рисования, которая очень проста в исполнении, поэтому ее очень часто применяют для обучения творчеству юных художников.

Что такое монотипия?

Монотипия  (Monotype)— это графическая техника рисования, название которой в переводе означает — «один отпечаток». При работе рисунок наносится на ровную поверхность, а затем отпечатывается на чистом листе. Особенность техники в уникальности получаемых изображений. Сколько бы ни наносилась отпечатков, каждый новый будет неповторимым и уникальным.

Монотипия (искусство)

После того как отпечаток перенесен на бумагу, его дополняют деталями и украшениями. Полученное пятно может стать чем угодно, и рыбой, и цветком, и облаком, крылом бабочки или пачкой балерины. Все зависит от того какими деталями его дополнить. Художник ограничен только своей фантазией.

Данная техника очень нравится маленьким детям, она не требует подготовки, прекрасно развивает фантазию и пространственное мышление. Также широк выбор красок: акварель, гуашь, акриловые, масляные или пальчиковые краски. Кстати, последние — совершенно безвредны, их можно использовать даже детям до двух лет.

Важно! В детском творчестве единственное ограничение – безопасность. Ни в коем случае нельзя использовать малышам токсичные краски и вредные растворители!

Техники Рисования Гуашью (Особенности + Способы Нанесения)

Если вам скажут, что гуашь и акварель одно и то же, не верьте! Хотя доля правды здесь есть, поэтому спорить на этот счёт не стоит. Давайте вместе поближе познакомимся с удивительной краской и рассмотрим техники рисования гуашью.

Что надо знать про гуашь

Действительно, если перевести на русский греческое «акварель» и французское «гуашь», то получим «водяную краску». Так назывались бы на нашем языке эти совершенно разные красители. Иностранные имена позволяют различать их по названию.

В чём основное отличие гуаши от акварели? Француженка обладает большими кроющими возможностями и непрозрачна. Если для гречанки чем больше воды, тем лучше, то для французского варианта водяных красок, вода больше нужна для споласкивания кисточек, чем для письма. Многих гуашь привлекает своим бархатным обаянием.

Яркие цвета с матовой загадочностью позволяют любителям декоративного творчества создавать обворожительные произведения.

Способность ровно покрывать большие поверхности одним цветом, до изобретения компьютеров, делало её основным материалом для создания плакатов, иллюстраций и художественных проектов. Сегодня эта способность нашей героини по-прежнему в почёте у художников. Есть, правда, у неё некоторые недостатки. Вот главные из них:

  • При высыхании основополагающий пигмент сильно светлеет. Научиться правильно подбирать нужный тон бывает непросто при рисовании гуашевыми красавицами. Потребуется много времени и сил, чтобы стать настоящим виртуозом этого материала.
  • При наложении слишком толстого слоя, после высыхания, трескается и осыпается. Поэтому, хотя в отличие от акварели здесь можно исправить неудачный мазок, но если делать это больше трёх раз — вероятность, что последний вариант не приживётся, очень велика.

Если научиться бороться с недостатками, то гуашь может стать любимым материалом. С её помощью вы будете очаровывать своих почитателей, для этого у нашей героини есть всё необходимое.

Рисуют гуашью на бумаге, картоне, фанере, плотном шёлке. Грунтовка для неё не требуется, даже однотонность не обязательное требование для рабочей поверхности. Она перекроет любой фон. Чаще всего для работ с этим материалом используют подрамники обтянутые бумагой. Вот как их можно сделать своими руками:

  1. Возьмите лист ватмана. Расстелите его на ровном столе. Хорошенько смочите водой.
  2. Положите подрамник на мокрую бумагу так, чтобы со всех сторон можно было подвернуть бумагу. Для большей прочности на подрамник можно набить ДВП.
  3. Промажьте клеем ПВА края подрамника и приклейте к нему все стороны ватмана.
  4. Переверните подрамник и оставьте сушиться в горизонтальном положении. После высыхания бумага натянется и будет готова к рисованию.

В качестве палитры для гуашевых красавиц лучше использовать пластмассовые дощечки или ванночки, если вам необходимо закрашивать большие поверхности одним цветом. Кисти лучше всего использовать такие же, как для акварели. Только в плакатном творчестве часто нужны плоские кисти разных размеров. Для нашей героини мягкие кисти предпочтительнее жёстких.

В отличие от темперы и масляных красок, гуашевые сестрички не очень разнообразны в технике использования. Этими красками нельзя писать глазурью. Они не прозрачны, поэтому только густой слой может дать требуемый результат. Обычно нужный цвет подбирают на палитре, с учётом будущего осветления после высыхания. Затем плотным слоем накладывают на нужную поверхность.

Чем хороша гуашь – это правом на ошибку. Не менее двух трёх раз вы можете без проблем перекрывать неудачное место новым слоем. От старого не останется ни следа. Часто гуашевые краски применяют для трафаретного творчества. Используя тампон из поролона и разведённую смесь нужного цвета, с помощью вырезанных трафаретов можно делать разнообразные композиции.

Жидко разведённую гуашь используют шрифтовики и оформители. Она отлично заменяет тушь. Плакатные перья и заточенные плоские палочки применяются многими декораторами в сочетании с гуашью.

Хоть и говорят, что о вкусах не спорят, но гуашевые бархатные оттенки не могут оставить равнодушными эстетов любого калибра. Поэтому освоение техники письма этой краской может значительно обогатить ваш художественный потенциал.

Виды монотипии

Монотипия — древняя и весьма многогранная разновидность графики. Для создания уникальных эстампов мастера используют различные технические приемы. Существует разделение видов монотипии по следующим параметрам:

  • цветовому решению (моно- и полихромная);
  • способу рисования (путем нанесения изображения на чистую форму или посредством удаления излишков краски с основы);
  • типу печатной формы (на стекле, пластике, дереве, металле);
  • типу основы для оттиска (бумага, картон, холст);
  • по используемым художественным материалам (гуашь, темпера, масло, акварель, тушь, акрил).

Монотипия (искусство)

Монотипия в качестве техники печати уникальных изображений в наши дни стала популярным инструментом для развития творческих способностей взрослых и детей. Кроме традиционной манеры создания оттисков появилось множество альтернативных разновидностей этой техники:

  • Деотипия. На окрашенную форму кладут лист бумаги, а сверху — тонкую кальку. Затем карандашом или любым другим инструментом на кальке выполняют рисунок. Краска с разной интенсивностью (в зависимости от силы нажатия) прилипает к нижнему краю бумаги. Получается оригинальное изображение в единственном экземпляре.
  • Негативная монотипия. Основой для ее создания служит использованная после деотипии форма с остатками краски. Незакрашенные участки повторно разрисовывают и делают новый — негативный оттиск на бумаге.
  • Флоротипия. Печатную форму покрывают краской, а потом на ней раскладывают листья, цветки и стебли растений. После обработки под прессом на бумаге остается оригинальный отпечаток с силуэтами использованных предметов.
  • Акватипия. На листе бумаги выполняют рисунок гуашью, а затем нераскрашенные участки закрашивают черной тушью. Высохший лист с изображением помещают в емкость с водой. Гуашь в ней частично растворяется, а тушь — нет. Получается размытый оригинальный художественный образ.
  • Акваграфия. Самая необычная манера из нашего списка. Жидкую нерастворимую краску разных цветов медленно добавляют в емкость с водой. Плавающие по поверхности пигменты перемешивают кисточкой, создавая разнообразные подвижные узоры. Затем в емкость аккуратно кладут лист бумаги на несколько секунд и вынимают его. Водяной узор отображается на бумаге в виде красочной картинки.
  • Декалькомания. Этот способ широко используется для печати переводных картинок. Разноцветный рисунок с бумажной основы под давлением или воздействием высокой температуры переносится на ткань, картон, керамику.

Монотипия (искусство)

Интересные факты

Художники из-за океана отличились своей практичностью. Американские мастера превратили монотипию в безотходное искусство. Краска, которая осталась на стекле, образует оригинальную картину. Ее оформляют в рамку и продают как произведение искусства. Монотипию в чистом виде используют довольно редко. Зачастую ее применяют в смешанной технике: на отпечатанной картине сочетают различные формы и текстуры, художники угадывают нужные формы и дорисовывают их с помощью кисти.

Монотипия (искусство)

На сегодняшний день монотипия – это не только вид творчества, но и особый инструмент, который используют в психологии и педагогике. Подобные занятия положительно влияют на развитие фантазии и пространственного мышления. Данная техника сможет благоприятно воздействовать на всех членов семьи. Детям будет интересно работать с разнообразными цветами и угадывать итоговый результат, а взрослые смогут заглянуть вглубь своей души и узнать себя лучше.

Варианты работ

Рассмотрим некоторые рисунки, которые хорошо получаются в технике монотипия.

Бабочка

Для изображения бабочки используйте самые яркие краски:

  1. Сложите лист бумаги пополам, четко обозначив центральную линию. Разверните.
  2. На одной половине листа яркими красками нанесите несколько пятен – это будет крылышко.
  3. Быстро, пока краска не высохла, темной гуашью обведите контур крыла.
  4. Сложите лист пополам, придавите, раскройте его. На второй половине листа отпечаталось второе крыло.
  5. Тонкой кистью прорисуйте мелкие детали – усики, брюшко, голову бабочки.

Бабочка готова. Рисунок несложный, но дает детям возможность раскрыть свой творческий потенциал.

Зимний пейзаж

Используем стекло для выполнения нетрадиционной пейзажной картины. Приготовьте стекло формата А4, бумагу для акварели, кисти, гуашь, мелкие серебристые блестки.

Этапы работы:

  1. Под стекло подложите белую основу – работа будет яснее видна.
  2. Густой голубой краской нанесите небо, а белой – сугробы и облака.
  3. Яркими мазками изобразите желтое солнце.
  4. Смочите кисточку, слегка перемешайте краски между собой.
  5. Накройте стекло чистым влажным листом акварельной бумаги, плотно прижмите, разгладьте, чтобы не осталось пузырей.
  6. Снимите бумагу, засыпьте мелкими серебристыми блестками. Всмотритесь: что же у вас получилось?

Ваза с цветами

Чтобы сделать натюрморт в технике монотипия, приготовьте лист акварельной бумаги, набор гуаши, емкость с водой, круглую и плоскую кисти, лист линолеума или картона такого же формата.

Творческий процесс:

  1. С помощью плоской широкой кисти закрасьте белой гуашью весь лист.
  2. Тонкой кистью нанесите полосы гуашью пастельных тонов.
  3. Наберите на широкую кисть белую краску, разотрите цветные линии. Получится неоднородный фон с мягкими переходами цвета.
  4. Подсушите гуашь, подберите краски для цветов в вазе. Цветы можно располагать по кругу, в форме веера, овала, дуги.
  5. Центральная часть композиции – цветы. Их высота должна быть в 1,5–2 раза больше высоты вазы.
  6. Нанесите синюю краску на выбранное для вазы место, а затем для цветов – ультрамарин, светлый и темный фиолетовый, ярко-розовый, белый.
  7. Наложите влажный лист, разровняйте, удалите. Учтите, если вы будете снимать лист снизу вверх, подтеки краски будут направлены вверх, если удалять лист сверху вниз, подтеки краски, соответственно, будут направлены вниз. От этого зависит, как будут выглядеть ваши цветы.

Осталось окончательно оформить вазу, добавить несколько зеленых листочков, придумать название натюрморту.

Монотипия как школа декора учит детей создавать композицию, выстраивать изображение на листе, пользоваться кистями и красками, развивает координацию, вырабатывает терпение и аккуратность в работе. Сейчас кружки «Волшебные ладошки» организованы в большинстве детских учреждений, они призваны вызвать у малышей интерес к изобразительной деятельности.

История монотипии

История монотипии насчитывает почти 400 лет, хотя первые попытки создания уникальных оттисков с печатных досок в Китае датируются еще XI веком. Но древние восточные мастера не развили эту технику, а их потомки быстро утратили к ней интерес.

Монотипия (искусство)

Изобретателями монотипии современные историки считают сразу двух художников эпохи позднего Ренессанса: голландца Антониса Саллерта (Antoon Sallaert) и итальянца Джованни Кастильоне (Giovanni Castiglione). Оба мастера независимо друг от друга практически в одно время придумали два разных вида монотипии.

Антонис Саллерт в начале 1640-х гг. первым начал рисовать красками на чистой металлической пластине, а затем делать отпечатки изображений на бумаге. В этой технике ему нравилась возможность легко вносить исправления в рисунок во время работы. Произведениям Саллерта присущи жирные мазки с сужающимися линиями.

Монотипия (искусство)

Джованни Кастильоне в середине 1640-х годов изобрел другую технику. Он закрашивал чернилами пластину и давал ей полностью высохнуть. Затем художник острым инструментом вырезал на черном фоне изображение и делал его оттиск на бумаге. Работы итальянца отличаются тщательной прорисовкой мелких деталей и обилием штриховок.

Монотипия (искусство)

Но у монотипии был один, по мнению подавляющего большинства художников, серьезный недостаток. Оттиск можно было получить только в единственном экземпляре. Поэтому монотипия долгое время значительно уступала по популярности тиражным печатным техникам — офорту и ксилографии.

Монотипия (искусство)

В конце XVIII века английский художник Уильям Блейк (William Blake) попытался усовершенствовать метод Саллерта. Он наносил рисунок на металлическую пластину стойким лаком, а потом обрабатывал ее кислотой, которая протравливала незащищенные участки. Так была изобретена цинкография — разновидность выпуклого офорта.

Во второй половине XIX века великий импрессионист Эдгар Дега (Edgar Degas) вдохнул новую жизнь в монотипию. Французский мастер очень любил пастель и пытался найти этому материалу новое применение. В результате множества экспериментов Дега научился создавать монотипии пастелью.

Монотипия (искусство)

Выдающийся гений первым начал использовать прозрачную печатную форму, растирал пальцами краску и вырезал резцом линии. Его энтузиазм повлиял на других живописцев. К технике монотипии в своем творчестве также обращались:

  • Камиль Писарро (Camille Pissarro; 1830-1903 гг.);
  • Анри Матисс (Henri Matisse; 1869-1954 гг.);
  • Поль Гоген (Paul Gauguin; 1848-1903 гг).

Монотипия (искусство)

В ХХ веке значительно возрос интерес к монотипии со стороны непрофессиональных художников. Постепенно эта техника стала популярной для обучения детей рисованию, а затем нашла для себя новое оригинальное применение. Современные психологи часто используют всевозможные манеры монотипии в сеансах арт-терапии. С помощью этой старинной печатной техники профессиональные врачи снимают эмоциональное напряжение, развивают воображение и творческое мышление, могут оценить психическое состояние человека по его работам.

Монотипия (искусство)

Монотипия сегодня вышла далеко за рамки одной из разновидностей графической техники. Она высоко ценится не только художниками, но и людьми других социально важных профессий: учителями и врачами.

Примеры выполнения работ в технике Монотипии в детском саду

Для обучения детей можно использовать создание изображения бабочки.

Бабочка

Процесс рисования в классе происходит следующим образом:

  1. Лист бумаги, на котором будет создаваться изображение, нужно согнуть пополам.
  2. На одной из сторон проводят голубую линию, расположенную вдоль изгиба и с краю отходящую от него.
  3. С использованием различных красок кисточкой наносятся пятна в форме крыла бабочки.
  4. Пока рисунок не высох, лист складывают пополам и получают изображение бабочки.

Еще один вариант — создание изображения зимы. Для этого выполняют такие действия:

  1. Гуашь синего цвета нужно развести водой.
  2. Кисточкой, при помощи хаотических движений, нанося ее на плитку.
  3. Ватной палочкой делают случайные линии.
  4. К плитке прикладывают лист бумаги.

Теперь будет получено изображение, напоминающее зиму.

Монотипия (искусство)

Зимний узор

Можно сделать пейзаж летом или весной для этого достаточно изобразить дерево, траву и небо так, чтобы линия земли совпадала со сгибом сложенного вдвое листа.

После этого бумагу сгибают. В результате пейзажная картинка отпечатывается, образуя отражение в воде.

Ребенок, используя монотипию, создает уникальные рисунки, открывая для себя богатые возможности для экспериментов. Малыш при помощи этого вида изобразительного искусства соединяет познание мира и увлекательную игру воображения.

https://youtube.com/watch?v=NMfSTCDYhzA