Модуляция (музыка)

Другие значения слова

Словом «модуляция» (англ. modulation) англоязычная музыкальная наука также называет древнегреческую метаболу. Авторы популярного в Германии трёхтомника «Введение в интерпретацию григорианского хорала» Л. Агустони и И. Б. Гёшль называют «модуляцией» (нем. Modulation) метаболу по системе (частичную транспозицию монодии).

Распространённый в XVII и XVIII веках термин musica modulatoria (см., например, в трактате «Musica modulatoria vocalis» В. К. Принца) означал искусство (т.е. технику, профессиональный навык) музыкального исполнительства, вокального или инструментального. Значения modulari (modulandi и др. дериватов), реферирующие музыкальное исполнительство, маргинально появлялись уже в Средние века в связи с нестрогим употреблением слова modulari (modulandi) в значении «петь» (вокальную музыку) или «исполнять» (музыку на музыкальном инструменте).

Другие типы

Хотя модуляция обычно относится к смене тональности, можно модулировать любой параметр, особенно в музыке 20-го и 21-го веков. Метрическая модуляция (известная также как модуляция темпа) является наиболее распространенной, в то время как тембральная модуляция (постепенное изменение цвета тона) и пространственная модуляция (изменение местоположения, из которого возникает звук) также используются.

Модуляция также может происходить от единственной тональности до политональности , часто начиная с дублированного тонического аккорда и модулируя аккорды в противоположном движении, пока не будет достигнута желаемая политональность.

Общие модуляции

Круг квинт, нарисованный внутри хроматического круга в виде додекаграммы

Модуляция на целый шаг в конце спектакля » Потому что ночь » ( помощь · информация ) 

Чаще всего используются модуляции для тесно связанных ключей (I, V, IV, vi, iii, ii). V (доминирующая) — наиболее частая цель, а в минорном III ( относительная тональность ) также является общей целью. Модуляция на доминанту или субдоминанту относительно проста, поскольку они являются смежными ступенями на круге квинт . Модуляции на относительный мажор или минор также просты, поскольку эти тональности имеют все общие высоты тона. Модуляция отдаленно связанных клавиш часто выполняется плавно за счет использования аккордов в последовательных связанных клавишах, например, через кружок квинт, которые можно использовать в любом направлении:

D — A — E — B / C ♭ — F ♯ / G ♭ — C ♯ / D ♭ — G ♯ / A ♭ — D ♯ / E ♭ — A ♯ / B ♭ — F — C — G — D

Если бы данная тональность была соль мажор, можно было бы использовать следующую таблицу:

C грамм D

От G (которая является данной тональностью) музыкант переместится на P5 (идеальная квинта) выше G (это D), а также P5 ниже G (то есть C).

Исходя из этого, музыкант перейдет к относительному минору соль мажор, который является ми минор, и, возможно, также к минору до мажор и соответствующему минору ре мажор (музыкант, не знающий соответствующего минора для до и мажор, может также перейти на P5 ниже или выше ми минор).

C грамм D
| | |
Am Эм Bm

Используя относительные второстепенные ключи, можно найти конкретный ключ, в который он может модулироваться.

Многие музыканты используют круг квинт, чтобы найти эти тональности, и составляют аналогичные таблицы, чтобы помочь с модуляцией.

Примечания[править | править код]

  1. Ср. у Пушкина («Каменный гость»): «Средь наслаждений жизни одной любви музы́ка уступает, но и любовь — мелодия».
  2. Впрочем, у «законодателя» музыкальной теории новой Европы Боэция это определение отсутствует, притом что термин modulatio в указанном значении есть.
  3. Перевод В. Г. Цыпина.
  4. В трактате «A Treatise of Musick» (Edinburgh, 1721), pp. 441, 446.
  5. В старой лексике называлось также «средитональным отклонением» (Катуар).
  6. В первой книге его трактата «Ключ к модуляции и древним особенностям музыки» (Llave de la modulación y antigüedades de la música. Madrid, 1762).
  7. Риман Г. Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах. Перевод с немецкого Ю. Энгеля. — М., 1929.
  8. Прежде всего, в так называемый «бригадный» учебник гармонии, подготовленный группой профессоров Московской государственной консерватории в 1930-е годы. См. в списке литературы к этой статье.
  9. См., например, в фундаментальной монографии американца Т. Матисена: Thomas J. Mathiesen. Apollo’s Lyre. Greek Music and Music Theory in Antiquity and the Middle Ages. Lincoln & London, 1999. Так же «модуляцией» называет метаболу крупнейший авторитет британского антиковедения Э. Баркер, в кн.: Barker A. Scientific Method in Ptolemy’s Harmonics. Cambridge, 2000, p. 158 ss. Это терминоупотребление удерживается до наших дней, например, см. в кн.: Hagel S. Ancient Greek music. A new technical history. Cambridge, 2009, p. 3 et passim.
  10. Agustoni L., Göschl J. B. Einführung in die Interpretation des gregorianischen Chorals. Bd. 1. Grundlagen. Regensburg: Bosse, 1987, SS. 59—61.

Значимость

В некоторых формах классической музыки модуляция может иметь структурное значение. В форме сонаты , например, модуляция отделяет первый предмет от второго. Частая смена тональности характеризует развивающуюся часть сонат. Переход к субдоминанте является стандартной практикой в трио секции марша в мажоре, в то время как минорный марш, как правило , перейти к относительному мажору.

Смена тональности также может означать изменение настроения. Во многих музыкальных жанрах переход от более низкой тональности к более высокой часто указывает на увеличение энергии.

Смена тональности невозможна в полной хроматической технике или технике двенадцати тонов , так как модуляторное пространство полностью заполнено; то есть, если все питчи равны и повсеместны, идти некуда. Таким образом, используются другие методы дифференцирования, в первую очередь упорядочивание и перестановка . Однако определенные формы поля могут использоваться как «тонизирующая» или домашняя зона.

Модуляция в античности, Средневековье, Возрождении

Начиная с Цензорина («De die natali», 238 г. н. э.) в античности (у Августина, Боэция, Кассиодора и др.) и на всём протяжении Средневековья (начиная с трактатов каролингского Возрождения, IX в.), вплоть до XVI века (в Германии и позже) понятие мелодии было «арифметическим», противоположным тому лирико-эмоциональному представлению, которое установилось в эпоху Нового времени и удерживается до наших дней. Сама музыка определялась как наука (техника, искусство) хорошей (правильной) соразмерности (musica est scientia bene modulandi). Прототипом этого определения Цензорина, тщательно разобранного Августином (в книге I трактата «О музыке»), повторенного Кассиодором и многими другими учёными вплоть до XVI века, в филологической и музыкальной науках упорно считают Варрона, однако ни в одном из сохранившихся фрагментов Варрона такого определения музыки нет. Мало того, ни один из античных и средневековых учёных, у которых проходит определение музыки через «модуляцию», не приписывает его Варрону. Латинские слова modulatio / modulari, возможно, были переводами греческих слов μελῳδία / μελῳδεῖν. В отличие от глагола «петь» (ἀείδω, стяж. форма ᾄδω) «мелодировать» означало петь дискретными интервалами, «перешагивая через промежутки между высотами, останавливаясь же на самих высотах и озвучивая только их; это и называется „петь“ (μελῳδεῖν), то есть двигаться по интервалам» (Аристоксен).

Мелодия, понимаемая как упорядоченное («ладное») развёртывание во времени музыкальных интервалов, и есть модуляция в коренном смысле этого слова.

Модуляция в Новое время[править | править код]

В позднем значении модуляция — переход из одной мажорной или минорной тональности в другую, мажорную или минорную, тональность. В этом значении термин «модуляция» впервые употребил Александр Малколм в 1721 г. В употреблении Малколма «модуляция» синонимична «отклонению» (в нынешнем школьном значении термина), всякое временное изменение тональности (смена ЦЭС = тоники) названо словом «модуляция». В Испании практические рекомендации Антонио Солера, как модулировать кратчайшим способом в любую из 24 тональностей, ещё в 1762 году воспринимались как дерзкое новаторство. В Германии термины «отклонение» (Ausweichung) и «модуляция» (Modulation) употреблялись семантически неразличимо до середины XIX века. Нынешнее словоупотребление окончательно закрепилось в работах Г. Римана. В этом значении (из германской музыкальной теории) термин «модуляция» перешёл в советские учебники гармонии; другие значения термина в школьной практике не рассматриваются.

Модуляция (и отклонение) в гармонической тональности классико-романтического типа — один из типовых способов развёртывания лада, средство динамизации музыкальной формы — в диапазоне от незатейливых популярных песен до масштабных сонат и симфоний.

Элементами модуляции являются:

  • Исходная тональность — та, из которой совершается переход;
  • Новая тональность — та, в которую совершается переход;
  • Модулирующий аккорд — первый аккорд новой тональности, не укладывающийся в звукоряд исходной тональности и нехарактерный для неё;
  • Посредствующий (общий, укладывающийся в звукоряды обеих тональностей) аккорд, стоящий перед модулирующим аккордом.

Модуляции классифицируются по трём признакам:

  • По — на модуляции первой, второй и третьей степеней;
  • По способу перехода (то есть по отношению посредствующего аккорда к новой тональности) — на модуляции постепенную, энгармоническую, эллиптическую;
  • По значимости тональностей — на модуляцию совершенную и отклонение.

Встречается также так называемая внезапная модуляция, осуществляемая без общего аккорда путём сопоставления тоник и секвентного (на другой высоте) повтора музыкального построения.

Гармония в музыке — альтернативы T, S, D

Но было бы слишком скучно если бы мы могли строить аккорды только от трех ступеней гаммы до-мажор, поэтому у тоники, например есть два аккорда, которые можно сыграть вместо неё — они в теории музыки называются медиантами. Они строятся от шестой и третьей ступеней. У субдоминанты и доминанты же есть аналогичные замены — эти аккорды отстраиваются от ступеней 2-ой и 6-ой для субдоминанты и от третьей и седьмой для доминанты.

Модуляция (музыка)рис. 1

Так, исходя из того, что у нас изображено на рисунке 1 в нашей гармонии в субдоминанте кроме фа-мажора могут использоваться аккорды ре-минор(II ступень) или ля-минор (VI ступень), в доминанте кроме G7 — Си-полууменьшённый (VII ступень) и Ми-минор (III-ступень). В тонике кроме до-мажора можно взять его медианты — это аккорды ля-минор (VI — ступень) и ми-минор (III — ступень). Но эта статья у нас базовая и подробнее об этих вещах читайте например в статье как самим находить родственные аккорды на гитаре или там где мы писали про лады народной музыки. В перечисленных статьях описано как мы определили, что эти аккорды очень близки по звучанию, а также почему надо брать именно эти созвучия от отмеченных на рисунке 1 нот, а не другие.

Модуляция в музыке

Мы уже выше сказали, что с помощью модуляции можно переходить из исходной тональности в новую. Как вы помните для совершения модуляции необходим аккорд доминантовой группы новой тональности.

Итак, давайте посмотрим, как же совершается модуляция — допустим у нас есть аккорд ми-минор (Em), который выполняет роль тоники, значит идем дальше по ми-минорной гамме и находим 4-ую ступень (нота ля) — от нее отстраиваем ля-минор (аккорд построенный от 4-ой ступени является субдоминантой), затем идем в 5-ую доминантовую ступень, взяв там аккорд си-семь. Далее идем обратно в тонику — Em. Это в принципе то же, что мы уже делали в начале данной статьи, но теперь продолжим созданную гармонию, совершив еще и модуляцию. Для этого надо выбрать какую-нибудь ноту нашей ми-минорной гаммы, которая будет тоникой новой тональности. Ну, допустим это будет нота ля и тональность, в которую мы собираемся прийти — ля-минор (то есть аккорд Аm).

Как мы помним для осуществления перехода нам нужна доминанта новой тональности, поэтому берем 5-ую ступень Ля-минора — это нота «ми» строим от нее доминантовый септаккорд (Е7). И, теперь можем смело идти на тонику, то есть в аккорд ля-минор. Вот вам простой пример модуляции в музыке.

Модуляция (музыка)рис. 2

Помните мы говорили, что субдоминанта не обязательна и служит для развития гармонии. Точно так же и при модуляции — мы можем, не возвращаться в тонику первой тональности (Еm), а взять вместо нее субдоминанту второй (Аm) — это будет нота ре, а аккорд соответственно — ре-минор:

Модуляция (музыка)рис. 3

На рисунке 3 у нас изображен вариант модуляции через полный гармонический оборот. Это потому, что мы использовали субдоминанту новой тональности перед доминантой, на рисунке же 2 мы сразу взяли доминанту и это можно назвать модуляцией через автентический оборот.

Модуляция

Подробности
Категория: Словарь музыкальных терминов

Модуляция – в музыке этот термин подменяет термин «отклонение» с той разницей, что в модуляции происходит дальнейшее закрепление тональности (курс гармонии). Само латинское значение  modulatio — означает соразмерность и именно в числовом выражении абсолютно либо в пропорциях. Поднаторев в изучении технических аспектов записи со сведением музыки на аналоговой и в дальнейшем софтовой аппаратуре, автор статьи с уверенностью может сказать, более точное значение этому термину нашли технари от звука, имеющие представление о спектральных его свойствах, обобщившие опыт работы с ним и изменения его параметров со сравнением результатов. Не стоит скептически относиться к данным специалистам, т.к. эта область уже давно интересует оборонный сектор не только нашей страны. Если музыканты считают модуляцией отклонение в другую тональность, не производя никаких действий над сигналом, то любой звукорежиссер знает, что модуляция – это воздействие на исходный сигнал каким-либо из параметров. Например, звуковой частотой или сразу несколькими, частотой фильтра насыщенности, фазы реверберации и кучи других параметров, сворачиванием сигнала с импульсом (огромная область, в которой в музыке используются лишь импульсы акустических залов = короткие сухие хлопки или удары). Все это также называется модуляцией и действительно влияет на числовое изменение спектральных составляющих сигнала. В огромном количестве звуковых программ вы встретите термин модуляция в данном значении (modulation).

Вернемся снова к музыкантам с их модуляциями. По принципу ухода в другую тональность различаются:1)    Функциональная – модуляция, в которой имеется связь тональностей через общий для обеих тональностей аккорд, представляющий в разных тональностях разные функции (над этим аккордом в нотах через знак равно ученики выписывают функциональное приравнивание).2)    Ладовая – модуляция, в которой происходит отклонение в один из семи ладов (шести оставшихся) народной музыки, восточные и другие лады. Чаще это переход в параллельный минор (мажор).3)    Энгармоническая – довольно редкий вид модуляции, где модулирующий аккорд переосмысливается по структуре энгармонически. Это довольно неожиданная модуляция в далекие по родству тональности.4)    Модуляция сопоставление – это резкое (без подготовки) вторжение новой тональности.В современном джазе модуляционность внутри одного музыкального построения может быть настолько насыщенной, что голова легко закружится от выискивания способов модулирования, модуляционных аккордов и самого тонического центра. Джазмены уже давно закрыли глаза на теоретическую сторону данного вопроса. Цифровка, выписанная над нотами в сложной модуляционной теме может трактовать несколько вариантов исполнения аккордовых последовательностей вокруг разных тональных центров, что будет сказываться на ходе импровизации. Данная свобода дает дополнительную почву импровизатору для разнообразия построения его мелодической линии.Модуляция – это свежесть. Еще модуляцию называют наиболее мощным средством музыкальной выразительности.

  • < Назад
  • Вперёд >