Терминология
Значение слова «мизансцена» (mise en scène) переводится с французского как «размещение на сцене». Существует много вариантов объяснений этого термина. Например, Ожегов С. И. даёт ему такое определение: расположение актёров, а также декораций и всех предметов на сценической площадке, которое соответствует различным моментам в постановке. Но самую верную трактовку даёт С. М. Эйзенштейн. По его версии, мизансцена — это сочетание элементов (как пространственных, так и временных) во взаимодействии друг с другом действующих лиц. То есть единое целое, которое сплетено из действия с закономерностями его тонов, ритмических рисунков, а также перемещений в пространстве.
Основные компоненты мизансцены – это, безусловно, слова и движения артистов. Дополнительные её элементы – музыка, шумы, цвет и свет.
Искусное построение мизансцены зависит от того, способен ли режиссёр мыслить образами пластическими и видеть все действия своей постановки через движения актёров.
Назначение некоторых видов
Финальная выражает главную идею всего представления и создаёт единение между артистами и зрителями.
Опорная мизансцена – это основное расположение персонажей по отношению друг к другу и окружающим предметам, которое является определяющим для каждого действия и несёт в себе смысл данного конкретного эпизода.
Мизансцена монолога (относится как раз к опорным) подразделяется на моносцену и монолог-рассказ. Моносцена предполагает сдержанные движения артиста. Мизансценой в монологе является поза персонажа. На сцене артист находится в одиночестве, он выражает движениями и позами острую реакцию на окружающие предметы и на внутренний мир своего персонажа. Монолог-рассказ предполагает, что в качестве партнёра для персонажа выступают зрители, артист общается с публикой, при этом постоянно пытается совершать какие-либо физические действия, но постоянно сам от них отвлекается для того, чтобы продолжать рассказ.
Мизансцена толпы (также относится к опорным) – размещение на съёмочной или театральной площадке целой группы исполнителей или даже нескольких групп.
Но эпизоды не могут существовать отдельно друг от друга. Для того чтобы все они были соединены в единое целое, используется переходная мизансцена. Или, можно сказать, промежуточная между основными.
Виды мизансцен
По назначению они бывают основными и переходными. Основная помогает раскрывать все главные мысли сцен, имеет развитие, которое соответствует развитию действия. Мизансцена, которая не раскрывает смысла, но способствует оформлению непрерывности логики действия в движении артиста, называется переходной.
Какой может быть мизансцена (виды)? Это:
- Одиночная.
- Парная.
- Групповая.
- Симметричная.
- Асимметричная.
- Фронтальная.
- Диагональная.
- Хаотическая.
- Ритмическая.
- Барельефная.
- Монументальная.
- Круговая.
- Полуциркульная.
- Пирамидальная.
- Спиральная.
- Шахматная.
- Параллельная.
- Перекрёстная.
- Горизонтальная.
- Вертикальная.
- Плоскостная.
- Глубинная.
- Проекционная.
- Предфинальная.
- Финальная.