Политеизм

Виды политеизма

Священная корова на улицах Дели

Выделяют различные виды политеизма:

  1. анимизм — культ одушевления предметов, источником которых служит вмешательство духов и демонов;
  2. фетишизм — культ материальных предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами;
  3. тотемизм — вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы — с другой;
  4. зоолатрия — культ поклонения животным;
  5. сабеизм — культ обожествления звёзд, планет и других небесных тел, тесно связанный с магией и астрологией.
  6. Культ хтонических божеств (хтонических существ) — почитание божеств земли и природы.
  7. культ предков — культ характерен для архаичных форм политеизма, где предки магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.

Полидеизм

Полидеизм (от греческого πολύ poly («многие») и латинского deus, означающего «бог») — это чемодан, отсылающий к политеистической форме деизма , заключающий в себе веру в то, что Вселенная была коллективным творением нескольких богов , каждый из которых создал часть Вселенная или мультивселенная, а затем перестали вмешиваться в ее эволюцию. Эта концепция обращается к очевидному противоречию в деизме, что монотеистический Бог создал вселенную, но теперь не проявляет к ней явного интереса, предполагая, что, если вселенная является созданием многих богов, ни один из них не будет интересоваться вселенной как целое.

Профессор философии Крейтонского университета Уильям О. Стивенс , который преподавал эту концепцию, предполагает, что К. Д. Броуд спроектировал эту концепцию в статье Брода 1925 года «Обоснованность веры в личного Бога». Broad отметил , что аргументы в пользу существования Бога , как правило , только чтобы доказать , что «проектирование ум был существовавшим в прошлом, не то, что она действительно существует в настоящее время

Это вполне совместимо с этим доводом , что Бог должен был давно умер, или что он должен был обратить свое внимание на другие части Вселенной », и на одном дыхании отмечает, что« в фактах нет ничего, что позволяло бы предположить, что существует только одно такое существо ». Стивенс утверждает, что Броуд, в свою очередь, заимствовал концепцию Дэвида Юма

Стивенс заявляет:

Такое использование термина, по-видимому, возникло, по крайней мере, еще в эссе Роберта М. Боумена-младшего 1997 года « Апологетика от Бытия до Откровения» . Боумен писал:

Социолог Сьюзан Старр Серед использовала этот термин в своей книге 1994 года « Жрица, мать, священная сестра: в религиях, в которых доминируют женщины» , которая включает главу под названием «Нет небесного отца: андрогинность и полидеизм». Серед заявляет в нем, что она «решила приукрасить« полидеизм »ряда верований более чем в одну сверхъестественную сущность». Серед использовала этот термин таким образом, чтобы охватить политеизм, а не исключить его большую часть, поскольку она намеревалась охватить как политеистические системы, так и нетеистические системы, которые утверждают влияние «духов или предков». Однако такое использование термина не согласуется с историческим неправильным использованием деизма как концепции для описания отсутствующего бога-творца .

Примечания

  1. ↑ Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 14. Пе — Пр. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — С.166. ISBN 5-85270-206-4 (Кн.14), ISBN 5-85270-218-8
  2. Введение в философию мифологии. Историко-критическое введение в философию мифологии. Книга первая // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. / Сост., ред. А. В. Гулыга; Прим. М. И. Левиной и А. В. Михайлова. — М.: Мысль, 1989.— 636, с— (Филос. наследие) .
  3. — статья из том 2. — кол. 501—506
  4. — статья из ЭСБЭ
  5. Thanissaro Bhikku.  (неопр.). Access To Insight (2004). — «Both formerly and now, monks, I declare only stress and the cessation of stress.». Дата обращения 19 апреля 2013.
  6. Thanissaro Bhikku.  (неопр.). Access To Insight (2004). — «Both formerly & now, it is only stress that I describe, and the cessation of stress.». Дата обращения 19 апреля 2013.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 апреля 2013.
  8. А А Накорчевский Япония Синто глава 5 Кто и как служит японским божествам
  9. Farrar, Janet; Farrar, Stewart. The Witches’ God: Lord of the Dance (неопр.). — London: Hale, 1989. — С. 170—171. — ISBN 0-7090-3319-2.
  10. Cunningham, Scott (англ.)русск.. Wicca: A Guide for the Solitary Practitioner (англ.).

Сущность политеизма

В парадигме политеизма мир представляется в виде иерархии различных божеств, обладающих большей или меньшей властью, имеющих свой облик, как правило антропоморфный, и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений, где божества имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения друг с другом и имеют специфическую сферу влияния. Сфера деятельности каждого божества отделена от сферы деятельности других. Например, в Древней Греции Посейдон — бог водной стихии, Гея — богиня земли; в социальной сфере — Гермес — бог торговли, славянский Велес — бог скотоводства и т. д. Во главе пантеона обычно стоит верховный бог, но не единственный (монолатрия), в отличие от монотеизма. Как правило, этим богом является бог солнца (в древнеегипетской, славянской и шумерской мифологии), хотя встречаются и исключения — в римско-греческой мифологии верховным богом был, соответственно, Зевс или Юпитер, который являлся богом грома, грозы, молнии и погоды вообще. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов.

Политеизм
Шествие богов, Прометеев саркофаг. 240 год до н. э., Лувр

Теоретическим обоснованием политеизма является мифология. Поэтому исследования политеизма тесно связаны с изучением мифов, которые представляют собой свод сказаний о богах и героях. Различают теогонические мифы — мифы о происхождении богов и космогонические — мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о жизни и смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первобытный миф — это простая, образная и часто поэтическая схема мира, объясняющая и предписывающая определенный способ существования в нём.

Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала — это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворен в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает успешность такой деятельности.
Поскольку ритуал есть повторение сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие — повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую.

Монотеизм и политеизм: вечное противостояние

Политеизм противостоит монотеизму — вере в единого Бога. Он также противник атеизма, отрицающего существование каких-либо богов и божеств. До сих пор происхождение и взаимосвязь многобожия и монотеизма является предметом споров, как среди антропологов, так и среди историков религий. Тем не менее, большинство ученых и исследователей все же склоняются к тому, что сначала возник политеизм, который затем перерос в единобожие. В Библии же политеизм — это измена единому Богу, и отождествляется он с язычеством.

Было бы ошибочным считать, что многобожие в наши дни полностью переродилось. Конечно, современных политеистов не так много, и их верования приобрели не столь яркую форму, как в древности, однако политеизм — это тот тип религии, который никогда не исчерпает себя и всегда будет находить своих сторонников.

Многобожие в мифах античных культур

Чтобы понять, что такое политеизм, достаточно обратиться к мифам Древней Греции. Так, например, Посейдон являлся богом моря и всей водной стихии, богиней земли была Гея, а богом войны и разрушений — Арес. Главой древнегреческого божественного пантеона являлся Зевс — самый могущественный из всех. Сторонники многобожия могут поклоняться различным богам по-разному, они могут чествовать какого-либо определенного, избранного бога. Примечательно то, что политеизм при поклонении своим племенным богам не исключает возможности признания божественных существ других народов.

Политеизм

Определить, что такое политеизм, можно и по мифам Древнего Рима. Примечательно то, что древние римляне, как и древние греки, поклонялись богам, отвечавшим за те же самые природные явления. Отличались лишь имена богов, их облики и пристрастия. В старославянской религии также наблюдается поклонение различным богам, которых отождествляли с солнцем, луной, громом.

дальнейшее чтение

  • Ассманн, Ян, «Монотеизм и политеизм» в: Сара Илс Джонстон (редактор), Религии древнего мира: Путеводитель , издательство Гарвардского университета (2004), ISBN  0-674-01517-7 , стр. 17–31.
  • Беркерт, Вальтер , греческая религия: архаическая и классическая , Блэквелл (1985), ISBN  0-631-15624-0 .
  • Грир, Джон Майкл; Мир, полный богов: исследование политеизма , ADF Publishing (2005), ISBN  0-9765681-0-1
  • Айлс Джонстон, Сара; Древние религии , Belknap Press (15 сентября 2007 г.), ISBN  0-674-02548-2
  • Бумага, Иордания; Божеств много: политеистическое богословие , State University of New York Press (3 марта 2005 г.), ISBN  978-0-7914-6387-1
  • Пенчанский, Дэвид, Сумерки богов: политеизм в еврейской Библии (2005 г.), ISBN  0-664-22885-2 .
  • Сваруп, Рам и Фроули, Дэвид (2001). Слово как откровение: Имена богов . Нью-Дели: Голос Индии. ISBN  978-8185990682

Боги и божественность

Статуи булулов служат аватарами рисовых божеств в верованиях анититов Ифугао на Филиппинах .

Божества политеизма часто изображаются как сложные персонажи большего или меньшего статуса, с индивидуальными навыками, потребностями, желаниями и историей; во многом похожи на людей ( антропоморфные ) по своим личностным чертам, но с дополнительными индивидуальными силами, способностями, знаниями или восприятием. Политеизм нельзя четко отделить от анимистических верований, преобладающих в большинстве народных религий . Боги политеизма во многих случаях представляют собой высшую категорию из континуума сверхъестественных существ или духов , в число которых могут входить предки , демоны , существа и другие. В некоторых случаях эти духи делятся на небесные или хтонические классы, и вера в существование всех этих существ не означает, что им поклоняются все.

Неоязычество

Основная статья: Неоязычество

Новые и реконструированные ранее существовавшие древние языческие учения и духовные практики, тип новых религиозных движений. Неоязычество необходимо отличать от непрерывавшихся языческих традиций, таких как «классический» шаманизм.

Викка

Основная статья: Викка

Современное представление Рогатого Бога — Кернунна

Учение Викка не унифицировано, но базовым является почитание Рогатого бога и Триединой богини, которые воспринимаются в свете различных религиозно-философских концепций, как то: пантеизма (проявление двух равнозначных аспектов одного божества в природе), дуализма (двух полярных противоположностей) или политеизма (проявление в божествах различных политеистических религий). Однако, несмотря на отсутствие единого учения, Викка трактуется как дуалистическая религия, воспринимающая Бога и Богиню равнозначными, дополняющими друг друга противоположностями (близко к даосской идее о инь и ян), воплощающими в себе всю совокупность возможных проявлений природы. Бог иногда символически отождествляется с Солнцем, а Богиня с Луной. Подобный «дуотеизм» Бога и Богини часто расширяют до двойственной формы пантеизма посредством веры, по словам Дион Форчун, что «все боги — один бог, и все богини — одна богиня». Таким образом, все боги и богини всех религиозных культур — аспекты одного высшего бога и, соответственно, одной высшей богини.

Джеральд Гарднер утверждал, что существо, стоящее над главными богами, признано ведьмами первичным создателем, имя которого, однако, остаётся неизвестным. назвала это высшее божество Драйтэн (от Drighten староангл. «Бог», «Создатель»), называл «Единственный» (англ. «the One»). Такой пантеистический взгляд на Бога имеет прямые аналогии с учением о Брахмане в индуизме.

Реконструкционизм

Основная статья: Политеистический реконструкционизм

Для реконструкционизма характерно стремление восстановить в современном мире существовавшие до распространения христианства исторические этнические религии, однако, в отличие от религиозно-синкретического движения, или той же Викки, не стремится смешивать мифологию различных языческих культов.

Происхождение термина

Статуэтка богини на троне. Неолит. Чатал-Хююк

Термин происходит от греч. πολύς («много») и греч. θεός («бог»), и впервые был использован еврейским писателем Филоном Александрийским в религиозной полемике с христианами. Термин введён им для отличия от язычества, так как язычниками или уничижительно идолопоклонниками, иудеи называли вообще всех, кто не исповедовал иудаизм. Однако по мере распространения христианства в Средиземноморье и Европе, термин вышел из употребления, из-за широко используемого термина «язычество». Возрождение и последующее использование термина стало возможным благодаря труду французского политика и философа Жана Бодена «Гептапломерес» или «Разговор семи участников».

Религия и мифология

В классическую эпоху Саллюстий (4 век нашей эры) разделил мифологию на пять типов:

  1. Богословский
  2. Физический
  3. Психологические
  4. Материал
  5. Смешанный

Теологические — это те мифы, которые не используют телесную форму, но рассматривают саму суть богов: например, Кронос проглатывает своих детей. Поскольку божественность интеллектуальна и весь интеллект возвращается в себя, этот миф аллегорически выражает сущность божественности.

Мифы можно рассматривать физически, когда они отражают действия богов в мире.

Психологический способ состоит в том, чтобы рассматривать (мифы как аллегории) деятельности самой души или мыслительных действий души.

Материал состоит в том, чтобы рассматривать материальные объекты как настоящих богов, например: называть землю Гайей, океан Океанос или тепло Тифоном.

Что такое монотеизм?

Политеизм

Монотеизм — это религиозное учение об одном-едином Боге или божестве. В переводе с греческого слово «монотеизм» буквально означает «единобожие». К религиям, основанным на вере в одного Бога, можно отнести христианство, ислам, иудаизм. Самой древней религией, основанной на принципах монотеизма, которая дошла до наших дней, является зороастризм.

Хоть и существует мнение, что единобожие было самой первой религией на Земле, которая со временем исказилась и перешла в многобожие, исторические свидетельства и археологические находки говорят об обратном. Самой ранней современной религией этого направления является иудаизм, который вначале носил характер многобожия, но в VII веке до нашей эры перешел на новый уровень.

Единобожие сперва возникло как культ предпочтения одного какого-либо божества над другими. И лишь потом появилась тенденция принимать различные божества за разные ипостаси одного Бога, и уже после этого возникла религия, которая основана на вере в одного-единого Бога.

Древние религии

Некоторые хорошо известные исторические политеистические пантеоны включают шумерских богов и египетских богов, а также засвидетельствованный классикой пантеон, который включает древнегреческую и римскую религии . К постклассическим политеистическим религиям относятся норвежские асы и ваниры, йоруба ориша, ацтекские боги и многие другие. Сегодня большинство исторических политеистических религий называют « мифологией », хотя истории, которые культуры рассказывают о своих богах, следует отличать от их поклонения или религиозной практики. Например, божествам, изображаемым в мифологии в конфликте, все же иногда поклонялись бок о бок в одном и том же храме, демонстрируя различие в сознании преданных между мифом и реальностью. Такие ученые, как Яан Пухвел , Дж. П. Мэллори и Дуглас К. Адамс , реконструировали аспекты древней протоиндоевропейской религии , от которой произошли религии различных индоевропейских народов , и что эта религия была по существу натуралистической нуменистической религией. . Примером религиозного понятия из этого общего прошлого является концепция * dyēus , которая засвидетельствована в нескольких различных религиозных системах.

Во многих цивилизациях пантеоны со временем росли. Божества, которым сначала поклонялись как покровители городов или мест, стали собираться вместе, когда империи распространились на большие территории. Завоевания могут привести к подчинению пантеона древней культуры пантеону более новой, как в греческой Титаномахии , и, возможно, также в случае асов и ванов в скандинавских мифах . Культурный обмен может привести к тому, что «одно и то же» божество будет прославлено в двух местах под разными именами, как это было у греков, этрусков и римлян, а также к культурной передаче элементов чужой религии в местный культ, как в случае поклонения от древнеегипетских божеств Осириса , который позже был последовавшеми в древней Греции .

Большинство древних систем верований считали, что боги влияют на жизнь людей. Однако греческий философ Эпикур считал, что боги были живыми, нетленными, исполненными блаженства существами, которые не беспокоились о делах смертных, но которые могли восприниматься разумом, особенно во время сна. Эпикур считал, что эти боги материальны, подобны людям и что они населяют пустоты между мирами.

Эллинистическую религию все еще можно рассматривать как политеистическую, но с сильными монистическими компонентами, а монотеизм в конце концов возникает из эллинистических традиций поздней античности в форме неоплатонизма и христианского богословия .

Эпоха неолита

Серер религия

От бронзового века до античности
  • Религии Древнего Ближнего Востока
    • Древнеегипетская религия
    • Древняя семитская религия
  • Историческая ведическая религия
  • Древнегреческая религия
  • Древняя римская религия
  • Кельтский политеизм
От поздней античности до высокого средневековья
  • Германское язычество
  • Славянское язычество
  • Балтийское язычество
  • Финское язычество

Древняя Греция

Классической схемой Двенадцати олимпийцев в Древней Греции (канонической двенадцати в искусстве и поэзии) были: Зевс , Гера , Посейдон , Афина , Арес , Деметра , Аполлон , Артемида , Гефест , Афродита , Гермес и Гестия . Хотя предполагается, что Гестия ушла в отставку, когда Диониса пригласили на гору Олимп , это вызывает разногласия. Роберт Грейвс « Греческие мифы» цитирует два источника, которые явно не предполагают, что Гестия уступила свое место, хотя он предполагает, что она сделала это. Аида часто исключали, потому что он жил в подземном мире. У всех богов была сила. Однако вопрос о том, кого считали в числе их в древности, неясно. В разных городах часто поклонялись одним и тем же божествам, иногда с эпитетами, которые отличали их и указывали на их местную природу.

Hellenic Политеизм выходит за пределы материковой Греции, на островах и побережье Ионии в Малой Азии , в Великой Греции (Сицилия и южной Италии), а также рассеянных греческих колоний в Западном Средиземноморье, таких как Массалии (Марсель). Греческая религия смягчила этрусский культ и веру, чтобы сформировать большую часть поздней римской религии .

Народные религии

Анимистическая природа народных верований является антропологическим культурным универсальным . Вера в призраков и духов, одушевляющих мир природы, и практика поклонения предкам повсеместно присутствует в культурах мира и вновь возникает в монотеистических или материалистических обществах как « суеверие », вера в демонов , покровителей святых , фей или инопланетян .

Наличие полной политеистической религии, дополненной ритуальным культом, проводимым священнической кастой, требует более высокого уровня организации и присутствует не во всех культурах. В Евразии калаши — один из очень немногих примеров сохранившегося политеизма. Кроме того, большое количество политеистических народных традиций включено в современный индуизм , хотя в индуизме доктринально доминирует монистическое или монотеистическое богословие ( бхакти , адвайта ). Исторический ведический политеистический ритуализм сохранился в качестве второстепенного направления в индуизме, известного как шраута . Более распространен народный индуизм с ритуалами, посвященными различным местным или региональным божествам.