Мимолётности

История создания

В 1915 году Прокофьев сочинил пьесы №№ 5, 6, 10, 16 и 17, в 1916 году создал ещё 6 пьес, доведя их количество до 11, а весной 1917 году завершил подборку, добавив 9 пьес. В «Дневнике» композитора «Мимолётности» впервые упоминаются в записях от апреля 1917 года. 11 апреля у Прокофьева был день рождения, и композитор исполнил свой новый опус перед гостями, среди которых, в частности, присутствовали Н. Н. Черепнин, П. П. Сувчинский, Н. Е. Добычина, А. П. Нурок, В. Ф. Нувель и Б. Н. Демчинский:

Весной 1917 года сочинение вышло в нотоиздательстве «А. Гутхейль». В мае того же года композитор исполнил Первый фортепианный концерт и две пьесы из нового сочинения в концертном зале Павловского вокзала:

В начале августа 1917 года в Кисловодске Прокофьев встретил Бальмонта. Композитор обсуждал с поэтом своё будущее произведение «Семеро их» и исполнял «Мимолётности». Именно тогда Бальмонт записал в «Деревянную книгу» сонет «Ребёнку богов, Прокофьеву». Позже композитор сделал в «Дневнике» запись: «Бальмонту очень нравились и пьесы, и название, а Кира, отлично владеющая французским языком, нашла для них французский перевод — «Visions fugitives». До сих пор он мне никак не удавался».

Первое публичное исполнение «Мимолётностей» состоялось 14 октября года в Кисловодске:

Очень большой успех, как и предполагал композитор, первое исполнение опуса имело в Петрограде 21 марта  . Приведённые в «Дневнике» даты расходятся с данными И. В. Нестьева: концерт в Кисловодске состоялся 13 октября, «Мимолётности» исполнялись частично. И. В. Нестьев указывал, что «Мимолётности» исполнялись в зале Тенишевского училища 15 и 17 апреля 1918 года. Те же даты привёл И. Г. Вишневецкий, но согласно И. И. Мартынову, премьера «Мимолётностей» была представлена там же 15 и 16 апреля того же года.

7 июля 1918 года Прокофьев исполнил «Мимолётности» на своём втором концерте в Императорском театре в Токио. «Очень хорошо и даже горячо» встретили сочинение на одном из первых выступлений Прокофьева 29 октября 1918 года в Нью-Йорке, когда А. Р. Больм танцевал «Мимолётности».

Структура и стиль

Сборник «Мимолётности» состоит из 20 коротких пьес (общее время звучания около 22 минут), снабжены заголовками на итальянском языке:

  1. Lentamente
  2. Andante
  3. Allegretto
  4. Animato
  5. Molto giocoso
  6. Con eleganza
  7. Pittoresco (Arpa)
  8. Commodo
  9. Allegro tranquillo
  10. Ridicolosamente
  11. Con vivacità
  12. Assai moderato
  13. Allegretto
  14. Feroce
  15. Inquieto
  16. Dolente
  17. Poetico
  18. Con una dolce lentezza
  19. Presto agitatissimo e molto accentuato
  20. Lento irrealmente

Пьесы сборника рассматривают как своеобразную мастерскую Прокофьева «русского» периода. В ней автор оттачивал жанрово-стилевые шаблоны и технико-композиционные приёмы, которые позже стали характерными для всего его творчества. Так, например, первую «Мимолётность» (Lentamente) приводят как образец прокофьевской реализации линеарной гармонии. Четвёртая (Animato), десятая (итал. Ridicolosamente букв. насмешливо), одиннадцатая (Con vivacità), четырнадцатая (Feroce — «жёстко», «свирепо») «Мимолётности» и ряд других — примеры скерцо с типично прокофьевскими остинато, сонорными кластерами и т.п. Образец специфической, «неопределённо томительной», прокофьевской лирики (ответственность за которую в данном случае несёт тонально неопределённая гармония пьесы) — восемнадцатая «Мимолётность» (Con una dolce lentezza, букв. «с нежной медлительностью»). Несколько особняком стоят шестнадцатая «Мимолётность» (Dolente — «печально»), которую исследователи обычно трактуют как прокофьевскую разработку русского народного плача (отсюда гетерофонный склад пьесы), и седьмая «Мимолётность» (Pittoresco (Arpa) — букв. «живописно (арфа)»), напоминающая импрессионистские миниатюры Дебюсси и Равеля.

Аудиозаписи

«Мимолётности», как правило, записывали отдельными пьесами или подборками. Избранные пьесы (№№ 3, 5, 6, 9, 10, 11, 16, 17, 18) в 1935 году записал и сам С. С. Прокофьев. Реже встречаются записи сборника целиком. Среди известных пианистов, которые записывали «Мимолётности» (полные записи отмечены звёздочкой), Д. А. Башкиров, М. Бероф (1981)*, Э. Г. Гилельс, Е. И. Кисин, Г. Г. Нейгауз (1956)*, Е. Г. Новицкая (1969)*, Ст. Осборн (2011)*, С. Т. Рихтер, А. Рубинштейн, В. В. Софроницкий, С. Франсуа, М. В. Юдина (1953)*.

Аранжировку пятнадцати «Мимолётностей» для струнного оркестра в 1960-е гг. выполнил и записал Р. Б. Баршай.

Литература

  • Вишневецкий И. Г. Сергей Прокофьев. Документальное повествование в трёх книгах / Гл. ред. А. В. Петров. — Монография. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 703 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03212-5.
  • Мартынов И. И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. — М.: Музыка, 1974. — 560 с. — (Классики мировой музыкальной культуры).
  • Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева / Редактор И. Прудникова. — 2-е переработанное и дополненное. — М.: Советский композитор, 1973. — 663 с.
  • Прокофьев С. С. Дневник 1907—1918 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv , 2002. — Т. 1. — 813 с. — ISBN 2951813805.