Месса у протестантов
В эпоху Реформации чин, родственный католической мессе, существовал и у лютеран под названием Немецкая месса (Deutsche Messe). Адаптации римско-католической мессы под нужды протестантов были посвящены две важные работы Лютера — «Formula missae» (1523) и «Deutsche Messe» (1526). В первой из них для большинства обрядов (чтений и распевов) ещё сохранялся латинский язык (как у католиков), во второй в качестве богослужебного (в том числе и для некоторых сохранившихся ординарных песнопений — Kyrie, Credo, Sanctus и т.д.) Лютер установил немецкий язык (и общинное пение). Лютеровский чин божественной литургии не получил широкого распространения у лютеран, как не удержалось и само слово «месса». Свою службу, литургически аналогичную мессе, лютеране ныне называют «евхаристией» (по главному таинству) или просто «богослужением» (нем. Gottesdienst, англ. Divine service и т.д.).
История
В Средние века отправление чёрной мессы было стандартным обвинением, выдвигаемым официальной церковью на судебных процессах против еретических сект (например, катаров), ведьм и колдунов, а также неугодных организаций (таких как орден тамплиеров). Описание обрядов сильно расходится в разных источниках, но часто включает сексуальные практики.
В 1594 году Тереза де Розамунд сознавалась в том, что совершала чёрную мессу. Вместо креста в ней использовалась чёрная репа, а вместо святой воды — козлиная моча.
Понятие «чёрная месса» впервые упоминается в Англии в 1896 году, хотя обряды проводились ещё в XVII веке.
Некоторые источники[какие?] указывают, что для «причастия» используется жаба, лягушка или просто кусочек сырого мяса, но большинство авторов уверены, что использовались освящённые гостии, полученные во время католической мессы и извращённые каким-то дьявольским обрядом. Довольно частым мотивом являются жертвоприношения, в том числе человеческие. Считалось, что в конце чёрной мессы происходит оргия, которая позже стала интерпретироваться как сексуальная. Некоторые исследователи полагают, что в отдельных оккультных организациях «чёрные мессы» используются для инициации новых членов. .
Структура мессы
Основной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, который состоит из следующих частей:
- I. Kyrie eleison (греч. Κύριε ελέησον) — Господи, помилуй.
- II. Gloria in excelsis Deo — Слава в вышних Богу
- III. Credo — Верую
- IV. Sanctus — Свят. Benedictus — Благословен
- V. Agnus Dei — Агнец Божий
Большинство композиторских месс написано на этот текст ординария. В современных реконструкциях композиторских месс позднего Средневековья и Возрождения — в целях придания исполнению подлинного характера — текст ординария зачастую прослаивают песнопениями проприя, оригинальными монодическими или их многоголосными (композиторскими) обработками.
Богослужение, во время которого исполняется музыкальная месса, т.е. все части ординария полностью поются, — Торжественная месса или Высокая месса. Месса, в которой ординарные и проприальные тексты не распеваются, а полностью или частично читаются (декламируются), была названа тихой мессой (лат. missa lecta, нем. Stillmesse и т.п.) или низкой мессой.
История
Монодическая месса
Месса в римско-католическом богослужении — центральная по значимости служба. Её музыкальное оформление, как и оформление служб оффиция, сложилось в эпоху центрального Средневековья на основе григорианской монодии (григорианского хорала).
Полифоническая (композиторская) месса
Kyrie из марианской мессы (Missa de Beata Virgine) Жоскена Депре (рукопись)
«Credo» из Мессы И.С. Баха (автограф)
Уже с XIV века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались главным образом на основе неизменяемых частей мессы. В позднем средневековье и в эпоху Возрождения Benedictus (входящий в Sanctus) как правило выделялся в самостоятельную часть произведения, при этом и Sanctus и Benedictus завершались возгласом «Осанна» (Osanna I и Osanna II).
Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame) — ок. 1350 года. К концу XIV века произведение на ординарный «цикл» текстов заняло главенствующее положение в иерархии музыкальных жанров. Среди месс этого периода преобладают мессы на cantus firmus. Автором первой мессы на единый cantus firmus для всех частей считается английский композитор Джон Данстейбл, а вершиной развития таких месс было творчество Жоскена Депре (ок. 20 месс), который также был одним из первых, кто использовал приём пародии.
В XVI веке заимствованная музыка в мессе перемешивалась с сочинённой заново; такая разновидность композиторской мессы именуется мессой-пародией. Среди авторов таких месс Палестрина и Лассо. Тогда же получили распространение иные типы — каноническая месса и месса-парафраза, основанные на свободном использовании григорианских напевов. В XV—XVI веках сложилась и так называемая органная месса, где вокальные части чередуются с инструментальными интерлюдиями, исполняемыми на органе. Позднее органные мессы предполагали солирующую роль органа в сопровождении, но есть также органные мессы, где вокальные части вовсе заменены органными обработками.
В XVII—XVIII веках было усилено концертное начало: расширилась роль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась т.н. месса-кантата, в которой отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей.
В эпоху венских классиков важную роль отвели различным симфоническим методам развития, а в эпоху романтизма большое внимание уделялось оркестровке. Мессы сочинялись также на протяжении XX века, основываясь как на традициях, так и на новых течениях в музыке
Такие сочинения, как мессы И.Ф.Стравинского, Л.Бернстайна, А.Пярта, К.Дженкинса имеют весьма отдалённое отношение (а в ряде случаев и вовсе никакого отношения) к богослужению.
Некоторые композиторы не писали мессы целиком, а писали кантату на один из ординарных текстов мессы. Из наиболее известных — Kyrie соль минор RV 587, Gloria RV 589 и Credo ми минор RV 591 Антонио Вивальди, Gloria FP 177 Франсиса Пуленка.
Современная история
В 1996 году шведским композитором Фредриком Сикстеном была написана «Месса в стиле джаз», на шведском языке, которая в 1998 году была исполнена на богослужении в шведской церкви в Венерсборге. Видеозапись мессы была показана на шведском телевидении и получила много положительных отзывов в прессе.
В 2006 году в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии была впервые совершена месса под аккомпанемент тяжёлой металлической музыки, подобные богослужения получили название Металлическая месса (фин. Metallimessu) и стали проводиться в разных финских церквях, собирая массы людей.
Месса в Энциклопедическом словаре:
Месса — (позднелат. missa — итал. messa, нем. Messe), главное богослужениекатолической церкви (аналогично православной литургии). Текст мессы обычнопоется (месса solemnis — высокая, торжественная месса), в некоторыхслучаях читается (месса bassa — низкая месса). Основные разделы мессы(ординарий), текст которых звучит ежедневно: Kyrie eleison (Господи,помилуй), Gloria (Слава в вышних Богу), Credo (Верую), Sanctus (Свят),Angus Dei (Агнец Божий). Месса включает и разделы (проприй), текст которыхменятся в зависимости от праздника. Разновидности мессы — реквием, краткаямесса (месса brevis, включает части kyrie и Gloria). Музыкальная основасредневековой мессы — григорианское пение (хорал), с 14 в. — хоровоеполифоническое многоголосие а капелла (Гильом де Машо, Жоскен Депре, О.Лассо, Палестрина. с этого времени мессой называют хоровые циклы на текстыординария). С 16 в. в русле протестантской традиции отдельные разделымессы исполняются на органе. В 17 в. в склад музыки мессы проникаетгомофония. В 18-19 вв. музыка мессы состоит из сольных вокальных, хоровыхи оркестровых номеров («Высокая месса» И. С. Баха, «Торжественная месса»Л. ван Бетховена, мессы В. А. Моцарта, Ф. Шуберта).
Ссылки
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954. ISBN 0-393-09530-4
- Гарольд Глисон и Уоррен Беккер, Музыка в средние века и Возрождение (серия I контуров музыкальной литературы). Блумингтон, Индиана. Frangipani Press, 1986. ISBN 0-89917-034-X
- Льюис Локвуд, «Масса», Словарь музыки и музыкантов Нью-Гроув , изд. Стэнли Сэди. 20 т. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Новый Гарвардский музыкальный словарь , изд. Дон Рэндел. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1986. ISBN 0-674-61525-5
- М. Дженнифер Блоксхэм, «Мессы на полифонические песни», в Роберте Шерре, изд., The Josquin Companion Oxford University Press, 1999. ISBN 0-19-816335-5
- Деннис Арнольд, Джон Харпер, «Масса 1600-2000» Grove Music Online. Оксфордская музыка онлайн.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Музыка мессы» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Рош, Элизабет и Алекс Лингас. «Месса» Оксфордский компаньон музыке . Эд. Элисон Латэм. Оксфордская музыка онлайн.
- Жан-Поль К. Монтанье , Полифоническая месса во Франции, 1600-1780 годы: свидетельства печатных хоровых сборников . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2017. ISBN 978-1-107-17774-1 .
Чёрная месса в музыке
- 1913 год — Скрябин, Александр Николаевич, Соната для фортепиано № 9 «Чёрная месса»
- 1969 год — Coven, «Satanic Mass»
- 1976 год — Ave Satani
- 1991 год — Ария, «Следуй за мной!»
- 1999 год — Untoten, «Schwarze Messe»
- 2001 год — Theatres des Vampires, «Altar for the Black Mass»
- 2006 год — Lustmord (Lustmord Rising (06.06.06) (2006 CD Vaultworks) — первое «живое» исполнение, приуроченное к 25-летию проекта. Записано 6 июня 2006 года, в Лос-Анджелесе (The Center for Inquiry), в качестве звукового сопровождения первой публичной мессы Церкви сатаны.
- 2008 год — DVD «Black mass in Krakow» группы Gorgoroth
- 2010 год — Electric Wizard, «Black Masses»
- 2014 год — Behemoth, «Messe Noir»
- 2015 год — Адаптация, Черная месса (Альбом «Цинга»)
Чин
Ординарный чин мессы
-
Начальные обряды:
- вход предстоятеля (интроит), сопровождаемый входным песнопением;
- обряд покаяния («Confiteor») В воскресные дни и в Торжества вместо «Confiteor» может использоваться обряд освящения воды и окропления ею верных в знак воспоминания о крещении. Такая Месса называется Суммой и служится обычно в полдень;
- «Kyrie eleison» (Господи помилуй);
- гимн «Слава в вышних Богу» («Gloria») (только по воскресеньям, на торжествах и праздниках и опускается в периоды Адвента и Великого поста);
- коллекта;
-
Литургия Слова:
- первое чтение из Библии (по воскресеньям — из Ветхого Завета, в Пасхальное время — из «Деяний апостолов»);
- респонсориальный псалом;
- второе чтение из Нового Завета (только по воскресеньям и в Торжества);
- «Аллилуйя» (кроме Великого Поста);
- чтение Евангелия;
- проповедь (обязательна в воскресные дни, праздники и торжества);
- Символ веры (по воскресеньям и на Мессах, которые служатся в Торжества);
- молитва верных;
-
Евхаристическая Литургия:
- приготовление алтаря и даров (офферторий);
- Молитва над Дарами;
- Евхаристическая молитва (анафора):
- Sursum Corda;
- префация;
- гимн Sanctus («Свят, свят, свят»);
- эпиклеза;
- тайноустановительные слова;
- анамнесис;
- завершающая доксология;
- молитва «Отче наш»;
- знак мира;
- преломление хлеба и чтение «Agnus Dei» («Агнец Божий»);
- причащение;
- молитва;
Завершающие обряды (благословение участвовавших и окончание мессы).
Экстраординарный (Тридентский) чин
По воскресеньям и праздникам перед мессой проводится омовение рук. Изначально перед этим никаких молитв не произносилось, но позже в литургических книгах появился 25-й псалом, где читается: «lavabo inter innocentes manus meas» («умываю руки свои между невинными»). Затем начинается собственно месса, которая делится на мессу для катехуменов и для верных.
Алтарь для тридентской мессы
Для катехуменов:
- приготовление и акты покаяния:
- окропление святой водой при чтении псалма 51 ();
- крестное знамение у подножия алтаря;
- молитвы «Introibo ad altare Dei» и «Iudica me» из 43-го псалма;
- обряд покаяния («Confiteor»);
- молитва на основе некоторых библейских пассажей (Быт. ; 3Цар. и 3Цар. , 2Пар. , Иез. и др.);
- интроит;
- «Kyrie»;
- «Gloria».
- Символ веры:
- коллекта;
- чтение посланий святого Павла;
- чтение градуала и «Аллилуйя»;
- чтение Евангелия с предварительной краткой молитвой на основе Ис. ;
- проповедь;
- чтение Никейского Символа веры .
Для верных:
-
офферторий, где играется антифон и преломляется хлеб и вино:
- воскурение ладана над дарами и среди верующих и чтение псалма 25 (26):6-12;
- молитва святейшей Троице;
- молитва «Orate fratres» и секрет;
- консекрация и акты благодарения и надежды:
- префация канона;
- чтение правила консекрации, включающее воскурение ладана;
- приготовление к консекрации;
- собственно консекрация;
- приношение символической жертвы;
- напоминание о воскрешении мёртвых;
- «аминь», завершающий вторую часть;
- причащение:
- молитва «Libera nos»;
- преломление хлеба на 3 части;
- «Agnus Dei»;
- молитва за мир («pax»);
- приготовление к причащению;
- получение святых даров и чтение молитвы на основе Мф. ;
- благодарение:
- молитвы;
- антифон;
- традиционные слова «ite, missa est» и благословение;
- чтение Ин. ;
- молитвы «Ave Maria», «Salve Regina» и святому архангелу Михаилу;
- библейская песнь (canticum) на основе Дан. .
История
Монодическая месса
Месса в римско-католическом богослужении — центральная по значимости служба. Её музыкальное оформление, как и оформление служб оффиция, сложилось в эпоху центрального Средневековья на основе григорианской монодии (григорианского хорала).
Полифоническая (композиторская) месса
Kyrie из марианской мессы (Missa de Beata Virgine) Жоскена Депре (рукопись)
«Credo» из Мессы И.С. Баха (автограф)
Уже с XIV века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались главным образом на основе неизменяемых частей мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame) — ок. 1350 года. К концу XIV века музыка к 6 частям ординария заняла главенствующее положение в иерархии музыкальных жанров. Среди месс этого периода преобладают мессы на cantus firmus. Автором первой мессы на единый cantus firmus для всех частей считается английский композитор Джон Данстейбл, а вершиной развития таких месс было творчество Жоскена Депре (ок. 20 месс), который также был одним из первых, кто использовал прием пародии.
В XVI веке заимствованная музыка в мессе перемешивалась с сочиненной заново; такая разновидность композиторской мессы именуется мессой-пародией. Среди авторов таких месс Палестрина и Лассо. Тогда же получили распространение иные типы — каноническая месса и месса-парафраза, основанные на свободном использовании григорианских напевов. В XV—XVI веках сложилась и так называемая органная месса, где вокальные части чередуются с инструментальными интерлюдиями, исполняемыми на органе. Позднее органные мессы предполагали солирующую роль органа в сопровождении, но есть также органные мессы, где вокальные части вовсе заменены органными обработками.
В XVII—XVIII веках было усилено концертное начало: расширилась роль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась т.н. месса-кантата, в которой отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей.
В эпоху венских классиков важную роль отвели различным симфоническим методам развития, а в эпоху романтизма большое внимание уделялось оркестровке. Мессы сочинялись также на протяжении XX века, основываясь как на традициях, так и на новых течениях в музыке
Такие сочинения, как мессы И.Ф.Стравинского, Л.Бернстайна, А.Пярта, К.Дженкинса имеют весьма отдалённое отношение (а в ряде случаев и вовсе никакого отношения) к богослужению.
Некоторые композиторы не писали мессы целиком, а писали кантату на один из ординарных текстов мессы. Из наиболее известных — Kyrie соль минор RV 587, Gloria RV 589 и Credo ми минор RV 591 Антонио Вивальди, Gloria FP 177 Франсиса Пуленка.
Современная история
В 1996 году шведским композитором Фредриком Сикстеном была написана «Месса в стиле джаз», на шведском языке, которая в 1998 году была исполнена на богослужении в шведской церкви в Венерсборге. Видеозапись мессы была показана на шведском телевидении и получила много положительных отзывов в прессе.
В 2006 году в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии была впервые совершена месса под аккомпанемент тяжёлой металлической музыки, подобные богослужения получили название Металлическая месса (фин. Metallimessu) и стали проводиться в разных финских церквях, собирая массы людей.
СОВЕРШЕНИЕ МЕССЫ
В мессе может участвовать каждый член присутствующей общины, но только епископ или священник обладают властью предстоять за литургией и совершать таинство евхаристии. Лицу, совершающему мессу, могут помогать аколуфы (мальчики-алтарники). Участвует в мессе чтец-мирянин, который читает некоторые богослужебные тексты и руководит действиями общины во время богослужения.
Исторически сложилось, что тексты мессы читаются на латыни, традиционном языке церкви. Согласно решениям II Ватиканского собора (1962–1965) церкви во всем мире используют с тех пор местные языки для многих разделов мессы. Члены общины могут пользоваться Миссалом, в котором содержатся богослужебные тексты мессы и указания для ее совершения. Для совершения мессы требуются алтарь (в который вложены мощи), накрытый тремя покровами, две свечи из чистого пчелиного воска, распятие. В евхаристии используются хлеб в виде облаток, гóстий (лат. hostia – жертва), маленьких лепешек из пресного (не дрожжевого) пшеничного теста и виноградное вино, в которое добавляют несколько капель воды.
В раннехристианской церкви литургии служили дома или у могил мучеников в катакомбах. В наши дни мессу как правило совершают в церкви, хотя при необходимости епископ может благословить совершение мессы под открытым небом или в другом помещении. Обычно мессу служат утром, но дневные и вечерние мессы также допустимы. Продолжительность богослужения около 40 минут.
В Римско-католической церкви все верующие, достигшие сознательного возраста и не имеющие канонических препятствий для этого, должны участвовать в мессе по воскресеньям и определенным дням (например, 25 октября на Рождество, в 40-й день после Пасхи – на Вознесение, 15 августа – на Успение Девы Марии, 1 ноября – в праздник Всех Святых и др.).
Хотя месса служится для всех, прошения отдельных верующих могут быть упомянуты во время службы. В этих случаях церковь дозволяет священнику принять денежное приношение. Священник получает деньги как плату за свои труды, а не как плату за мессу. В один день священник не имеет право получать более одного приношения. Приходской священник обязан также минимум в 88 определенных дней совершать missa pro populo («мессу для народа») без приношений.
Известные мессы
Примечание. Заупокойные мессы (реквиемы) см. в отдельной статье
- Гийом де Машо — «Месса Нотр-Дам» («Messe de Notre Dame», ок. 1350)
- Гийом Дюфаи. Месса «Se la face ay pale» (ок. 1450)
- Жоскен Депре. Две мессы на тему «L’homme armé» и др. (конец XV века)
- Йоханнес Окегем. Месса пролаций (Missa prolationum), Месса любого тона (Missa cujusvis toni), Месса «Mi-mi»
- Палестрина. Месса папы Марчелло (1555)
- Клаудио Монтеверди. Месса «In illo tempore»
- Ян Дисмас Зеленка — Missa Dei Patris ZWV 19 (Месса Бога-Отца) для хора, солистов и оркестра
- Иоганн Себастьян Бах — Высокая месса си минор BWV 232 для солистов, хора и оркестра (1749)
-
Йозеф Гайдн написал 14 месс, в том числе
- Missa brevis (ок. 1750, Hob.XXII:1)
- Missa in honorem Beatissimae Virginis Mariae, «Большая органная месса» (1770) для хора, солистов, органа и оркестра
- Missa brevis Sancti Johannis de Deo, «Малая органная месса» (ок. 1778, Hob.XXII:7) для хора, солистов, органа и оркестра
- Missa Cellensis, «Мариацельская месса» (1782
- Missa in angustiis, «Нельсон-месса» (1798)
- В.А. Моцарт. Большая месса
- Людвиг ван Бетховен — Торжественная месса для трёх солистов (сопрано, тенор, бас), хора и оркестра (1824)
- Гектор Берлиоз — Торжественная месса для трёх солистов (сопрано, тенор, бас), хора и оркестра (1824)
- Ференц Лист — Гранская месса для солистов, хора, оркестра и органа (1855)
- Джоаккино Россини. Маленькая торжественная месса
- Джакомо Пуччини — Месса для четырёхголосного хора и оркестра (1880)
- Леош Яначек — Глаголическая месса, с текстом на церковнославянском языке (1926)
- И.Ф. Стравинский. Месса (1948)
- Леонард Бернстайн. Месса (1971)
- Арво Пярт. Силлабическая месса (1977)
- Карл Дженкинс. Месса мира (1999)
Состав исполнителей
Состав исполнителей мессы долгое время определялся эпохой, предписанными церковным руководством (заказчиком) указаниями, канонами и традициями, но мог быть и по желанию самого композитора, поэтому мессы по своему составу весьма разнообразны
До XIX века мессы писались исключительно для мужчин, высокие партии в которых исполнялись мальчиками (дискант, альт) или мужчинами-контратенорами, а также кастратами, что важно учитывать при аутентичном исполнении.. Основные хоровые составы:
Основные хоровые составы:
- Мужской хор
- Хор мальчиков, юношей и мужчин
- Смешанный хор
- Детский хор
Дополняющие разновидности:
- А капелла (в т.ч. мессы Григорианского пения)
- Струнное, оркестровое и/или органное сопровождение
- дублирующее хоровое многоголосие по партитуре
- гармонирующий аккомпанемент одноголосному пению
- отдельные партии для инструментов
- Два хора
- Вокальные и/или инструментальные солисты
Теологический смысл мессы.
Согласно католическому вероучению, в ходе мессы хлеб и вино претворяются в истинное Тело и Кровь Христа. Внешний вид и вкус хлеба и вина после пресуществления сохраняются.
Каждое совершение мессы возобновляет крестную казнь Христа на Голгофе. На кресте Христос добровольно предал себя Богу. В мессе Тело, Кровь, Душа, и Божественная природа, тáинственно присутствующие в хлебе и вине, снова предаются Богу Христом, которого представляет священное лицо – священник. Цели мессы те же, что и события на Голгофе, – принести Богу поклонение, покаяние, благодарение и просительную молитву.
Жертва на кресте и жертва мессы, алтарная жертва отличаются только способом принесения жертвы. На кресте Христос умер мучительной кровавой смертью /с пролитием крови/. После своего воскресения он был прославлен (возвышен) и смерть утратила власть над ним. Пролитие его крови, таким образом, невозможно, и месса должна быть жертвой бескровной.См. также ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ.