Менуэт

1 Введение. История менуэта ↑

Менуэт — танец с длинной и богатой историей — зародился из бранля Пуату (см. например, []) еще в XVII веке. В эпоху высокого барокко менуэт был главным танцем любого придворного бала. «Король танцев и танец Королей» [] был стандартизирован во Франции Королевской Академией танца. Стандартная схема менуэта была приведена в книге Пьера Рамо [] и содержит подробно описанные поклоны и шесть частей: представление, основную фигуру (Z-фигуру или S-фигуру) подачу правой руки, подачу левой руки, повторение основной фигуры и подачу двух рук. Этой схеме соответствовали все придворные и даже часть фигурных менуэтов эпохи барокко, не только во Франции, но и во всей Западной Европе.

Следующая веха в истории менуэта — это книга М. Мальпье [] «Traité sur l’Art de la Danse», в которой приведена новая ритмика шага. А именно, если раньше demi-coupé занимало два счета, а следующее за ним pas-de-bourrée — четыре, то у Мальпье каждое из этих двух движений занимает три счета, то есть ровно один такт.

Доминирование менуэта в европейской танцевальной культуре заканчивается вместе с политическим господством Франции: одним из неофициальных постановлений Венского конгресса был запрет менуэта на балах, место которого было занято вальсом.

Однако, несмотря на это, упоминание менуэта встречается в большинстве танцевальных трактатов в течение всего XIX века. Какую же роль играл менуэт в XIX веке, и как к нему относилось танцевальное общество в целом и танцмейстеры в частности? Что сохранилось от традиционного придворного менуэта XVIII века, а что было привнесено хореографами, работавшими в XIX веке?

Галантный танец

Нельзя сказать, что, появившись в середине XVII века, уже как танец аристократии, менуэт никогда не изменялся. Напротив. Вначале его танцевала всего лишь одна пара, в то время как остальным присутствующим на придворном балу отводилась роль зрителей.

Танцующая пара медленно двигалась нарочито маленькими шагами, выполняя в основном церемонные реверансы и торжественные поклоны. Когда одна пара заканчивала танец, ее сменяла другая. Такая форма исполнения просуществовала до конца XVII века. Затем изменился не только характер танца.

Менуэт

Менуэт теперь стали исполнять в несколько ускоренном темпе, в нем появились новые, более сложные и вычурные «па», а сам танец впитал в себя дух галантного XVIII века, с его тягой к кокетству и жеманности. Но, кроме того, он стал включать и большее число одновременно танцующих пар.

2 Менуэт XIX века ↑

Упоминания менуэта встречаются в подавляющем большинстве танцевальных трудов XIX века. Некоторые авторы (например, Блазис []) ограничиваются лишь фразой о существовании такого танца, не вдаваясь в подробности ни техники, ни схемы. Другие (такие, как Кассиди) дают общее описание танца, которое чаще всего заключается в том, что «Менуэт признан всеми профессорами совершенством танцевального искусства, но сложность изучения его настоящей красоты испугала многих, желавших изучить его» . Ряд авторов ограничивается описанием техники шага. Наконец, наиболее полную информацию о танце мы находим в источниках, где приведена схема. Все имеющиеся схемы можно разделить на два типа: традиционные схемы, в которых сохранилось большинство черт менуэта, описанного у Рамо, и новые схемы, сочиненные самими танцмейстерами, желавшими дать новую жизнь этому «вышедшему из моды» танцу. Подобное оживление старинного танца происходило двумя путями: либо сочинение новой схемы для двух человек, либо интеграция черт менуэта в основные танцы столетия (см. []). Начиная с середины века мы встречаем кадрили с фигурой под названием менуэт (например, у Брукса []), кадриль-менуэт (например, у Хилдгрова []), менуэт-лансье , менуэт как фигуру котильона [], менуэт-фанданго [], менуэт-алемандадо [], вальс-менуэт [].

Влияние менуэта на другие социальные танцы XIX века — интересная тема отдельного исследования. Поэтому в данной работе мы ограничимся рассмотрением менуэтов на одну пару, как «традиционных», так и вновь сочиненных. Для удобства анализ схем менуэта будет разделен на три периода: первая треть века (1800–1840 гг.), середина века (1840–1870 гг.) и конец века (1870–1910 гг.). После этого мы обсудим общие черты менуэтов XIX века и, наконец, завершим исследование обзором описанных шагов менуэта.

Композиторы, писавшие менуэты

Музыку к ранним менуэтам писал Люлли Ж. Б. – придворный композитор Людовика XIV. Он сочинял оперы и балеты, в которых любил участвовать сам король, куда вводил и менуэт. Это было классическое музыкальное произведение из двух частей. В такой же манере писали Франсуа Куперен и Жан-Филипп Рамо.

По мере усложнения формы, менуэт становится музыкальным произведением из трех частей. Примером тому служат сюиты Себастьяна Баха и Георга Генделя. Когда же в европейском искусстве на смену барокко пришла эпоха классицизма, итальянские композиторы стали заканчивать менуэтом оперные увертюры.

Менуэт

Любил это музыкальное произведение и Вольфганг Моцарт, причем он не только сочинял музыку, но и умел превосходно танцевать сложный танец. Один из самых известных его менуэтов написан для оперы «Дон Жуан». В исполнении оркестра он звучит необычайно торжественно.

Гайдн Йозеф — другой австрийский композитор XVIII в. — тоже любил сочинять менуэты. Подобно Моцарту, третью часть своих симфоний, а иногда и сонаты, он писал в форме менуэта.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Ссылки ↑

де Мопассан, Г. Менуэт / Г. де Мопассан. — МП «Аурика», 1994.
Клем, Б. Теоретико-практическiй самоучитель общественных танцев с акомпаниментом музыки / Б. Клем. — Москва, 1873.
Лихой русский танцор и плясун без помощи учителя. — Москва, 1885–1886.
Петровский, Л. Правила для благородных общественных танцев / Л. Петровский. — В Харькове в Университетской типографии, 1825.
Целлариус. Руководство к изучению новейших бальных танцев / Целлариус. — СПб, 1848.
Цорн, А. Я. Грамматика танцовальнаго искусства и хореографии / А. Я. Цорн. — Одесса: Типографія А. Шульце, 1890.
Чистяков, А. Д. Методическое руководство к обученiю танцам в средне-учебных заведениях / А. Д. Чистяков. — СПб, 1893.
Blasis, C. The code of Terpsichore / C. Blasis. — E. Bull, London, 1831.
Brookes, L. D. G. Brookes on modern dancing / L. D. G. Brookes. — New York, 1867.
Cassidy, J. P. A treatise on the theory and practice of dancing / J. P. Cassidy. — Dublin, 1810.
Coulon. Coulon’s Hand-Book / Coulon. — Jullien & Co., London, 1860.
Coulon. Coulon’s Hand-Book / Coulon. — A. Hammond & Co., London, 1873.
de Garmo, W. D. The dance of society / W. D. de Garmo. — New York, 1875.
Desrat. Traité de la Dance / Desrat. — Paris, 1900.
Dodworth, A. Dancing and its Ralations to Education and Social Life / A. Dodworth. — New York, London, 1900.
Durang, C. The fashionable dancer’s casket / C. Durang. — Fisher & Brother, Philadelphia, 1856.
Gilbert, M. B. Round Dancing by M. B. Gilbert / M. B. Gilbert. — Portland, 1890.
Giraudet, E. La danse, la tenue, le maintien, l’hygiène & l’éducation, seul guide complet approuvé par l’Académie / E. Giraudet. — 39, Boulevar de Strasbourg, Paris, 1885?
Gourdoux-Daux, J. H. Elements and principles of the art of dancing / J. H. Gourdoux-Daux. — Philadelphia, Printed by J. F. Hurtel, 1817.
Helmke, E. D. Neue Tanz- und Bildungsschule / E. D. Helmke. — Bei Christian Ernst Kollmann, Leipzig, 1829.
Hillgrove, T. A complete guide to the art of dancing / T. Hillgrove. — Dick & Fitzgerald, New York, 1863.
Kaastrup, P. J. Beiledning for mine Dandselœrilnger / P. J. Kaastrup. — Thisted, 1825.
Klemm, B. Katechismus der Tanzkunst / B. Klemm. — Verlagsbuchhandlung von J. J. Weber, Leipzig, 1876.
Klemm, B. Handbuch der Tanzkunst / B. Klemm. — Verlagsbuchhandlung von J. J. Weber in Leipzig, 1910.
Link, C. Unique dancing call book / C. Link. — Rochester, New York, 1893.
Lund, J. S. Terpsichore, eller Beiledning for mine Dandselœrninge / J. S. Lund. — Mariboe, 1823.
Lund, J. S. Terpsichore, eller Beiledning for mine Dandse-Elever / J. S. Lund. — Slagelse, 1827.
Lund, J. S. Terpsichore, eller Beiledning for mine Dandse-Elever / J. S. Lund. — 1833.
Malpied. Traité sur l’Art de la Danse / Malpied. — Paris, 1770.
Martinet, J. F. Begyndelsesgrunde i Dandsekonsten… oversat af E. H. Lund / J. F. Martinet. — Kjøbenhavn, 1801.
Rameau, P. Le Maitre a Dancer / P. Rameau. — Rollin fils, Paris, 1748.
Saltator. A TREATISE ON DANCING / Saltator. — Boston, 1802.
Sause, J. The Art of Dancing / J. Sause. — Chicago, Belford, Clarke & Co., 1889.
Voss, R. Der Tanz und seine Geschichte / R. Voss. — Verlag von Oswald Seehagen, Berlin, 1869.
Wilson, T. The complete system of English Country Dancing / T. Wilson. — London, 1815.
Zorn, A. F. Grammar of The Art of Dancing / A. F. Zorn. — Boston, 1905.

От успеха до забвения

Менуэт – танец, техникой которого было нелегко овладеть. Поэтому, как только он вошел в моду, учителя танцев стали предлагать свои услуги французским придворным. Первым из них был Франсуа Робер Марсель, работавший в Парижской опере и бывший членом Королевской Академии танца.

Торжественная манера исполнения со строго выдержанными позами требовала от танцующих соблюдения плавного рисунка закругленных линий. Овладение этим искусством приобрело большое значение в среде европейской аристократии начала XVIII века. Говорили даже, что тот, кто хорошо умеет танцевать менуэт, и все остальное делает хорошо.

Менуэт

В годы Французской революции менуэт – танец аристократии – утратил свое значение. Ему на смену пришли более простые в исполнении. Тем не менее нельзя сказать, что менуэт был полностью забыт. Он продолжал оставаться бальным танцем и в XIX в., хотя многие современники уже считали его пережитком приторно-церемонных нравов прошлого столетия.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Эпоха барокко

В этот период менуэт терпит значительные трансформации. Ускоряется его темп, становится более подвижным и нестандартным ритм. Если ранее танец исполнялся строго на ¾, то теперь к этому размеру добавилась вариация – 6/8. В эпоху барокко менуэт – это танец, который исполняется одновременно большей частью гостей. При этом все их движения должны быть наполнены не только кокетством, но и жеманством, хитростью, харизмой. Для того чтобы подчеркнуть такой «легкомысленный» характер танца, люди менялись партнерами

Важно также выделить, что в годы популярности стиля барокко появились первые классические музыкальные сопровождения для этого танца. Они делились на три части и коду

Первая была двухголосной, вторая – трехголосной, в третьей части повторялись мотивы из первой. Кода была маленькой и обязательно исполнялась в мажоре.

Менуэт

Георг Фридрих Гендель «Менуэт». Исполняет С. Якобсон.

В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной, клавирной и камерной музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо (не менее великого, а может даже более, но без такого же «титула»), Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо). В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту (Бах, Гендель), иногда — даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно-симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый менуэт в мажоре, то второй нередко пишется в одноимённом миноре. Второй менуэт чаще всего назывался трио.

В дальнейшем форма менуэта была развита в операх и балетах Глюка. Впервые использование менуэта в симфониях встречается в еще в 1740-х годах в Георга Монна, затем он начал активно использоваться как третья часть симфонии основоположником мангеймской школы Яном Стамицем. Основываясь на достижениях мангеймцев, менуэт начал активно использоваться в творчестве композиторов венской классической школы. В симфониях Гайдна менуэт приобретает нередко оживлённый и бодрый характер, приближаясь по характеру к крестьянскому танцу. Моцарт внёс в менуэт лирические, а иногда даже мужественные интонации. Бетховен в своих поздних симфониях заменил менуэт на скерцо. Позднее, в XIX веке менуэты писали Чайковский, Глазунов, Дебюсси, Сати и другие композиторы.

Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали также Глинка и Рубинштейн. В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форма менуэта в музыке, балете и танцевальном искусстве отнюдь не забыта.

Что танцевали на дворянских балах

  • Полонез. Им открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Продолжался полчаса. Танцевали все присутствующие. Во время полонеза дамы встречали кавалеров.
  • Вальс. Второй по счету танец дворянского бала. Вошел в моду в России
    в начале ХIХ века.
  • Мазурка. Середина бала. В России появилась около 1810 года. Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры.
  • Котильон. Происхождением из Франции. Известен в середины ХVIII века. В Россию пришел в следующем столетии Он представлял собой танец-игру. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.
  • Гавот. Известен с ХVI века. В ХVII веке стал придворным танцем, приобрёл грациозный и жеманный характер.
  • Кадриль. Французский танец, возник в конце XVIII века. Был популярным до конца XIX века. Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику друг против друга.
  • Полька. Была очень модна во Франции. В России полька появилась в 1845 году. Привёз её знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Н. Гольц.

Исторический обзор

Первоначально галантный вегалантный (придворный) менуэт исполнялся одной парой . Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах, что создавало не столько впечатления танца, сколько «приглашения к танцу» или прелюдии. На протяжении XVII и XVIII века, с развитием эпохи Барокко, а затем — галантного стиля, менуэт постепенно развивался, ускорялся его темп, усложнялись движения и , в итоге поздний бальный менуэт приобрёл яркие черты жеманности и изысканности. Он стал исполняться уже не одной, а несколькими парами (иногда с кокетливой сменой партнёров, в модном духе «Les Troquers» — или легкомысленных изменников). На сцене, в оперно-балетных спектаклях Рамо, менуэт развился до виртуозной формы, приобрёл жанровую характерность, сюжетную конкретность и даже появилось несколько его разновидностей.

В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а второй — трёхголосно. За вторым менуэтом всегда идёт повторение первого. Нередко в конце менуэта делается небольшая кода. Хотя танцующие исполняют менуэт плавно и довольно медленно, но музыка менуэта должна исполняться умеренно скоро. Музыка первых «композиторских» менуэтов принадлежит Жану Батисту Люлли. При Людовике XIV менуэт был излюбленным придворным танцем. Преподавателем менуэта в то время был Франсуа-Робер Марсель, член Французской Королевской академии танца, специально уволившийся из театра Парижской оперы, чтобы преподавать этот стремительно вошедший в моду танец.

Из Франции вместе с модой на всё французское менуэт постепенно перешёл в другие страны; в России появился в царствование Петра Великого и исполнялся на балах вплоть до 30-х годов XIX века.

4 Общие черты менуэтов XIX века ↑

Несмотря на описанные различия в менуэтах XIX века прослеживаются общие черты. Приведем их ниже.

1. Менуэт — это танец на одну пару, рассчитанный на присутствие зрителя

В отличие от парных круговых танцев, доминировавших в XIX веке, менуэт обращен к зрителю. Во время всего танца у исполнителей есть голова зала, к которой они обращены в начале танца и в конце. «Что такое минуэт и какого его происхождение? Степенный и медленный танец между двумя персонами с ему только принадлежащим па, уже объясненным и описанным, который выполняет по фигуре в виде буквы Z… Какой выражается в нем характер? Возвышенность и достоинство, красота, уважение, самодовольство». []

Удивительным образом все авторы, описывающие менуэт, придерживаются схемы поклонов, описанной еще Рамо. Единственное, что изменилось за 100 лет — это направление первого шага дамы: теперь дама, также как кавалер, шаг перед поклоном делает вправо.

В конце века часто считалось, что менуэт — это танец, состоящий из одних поклонов. По всей видимости, это впечатление производили приседания (плие) в начале шагов demi-coupé и pas-de-bourrée, из которых состоял наиболее распространенный шаг менуэта.

3. Менуэт — неотъемлемая часть обучения танцу

На протяжении всего века мы встречаем рекомендации танцмейстеров: тем, кто хочет хорошо танцевать, необходимо уметь танцевать менуэт.

«С давних пор люди перестали танцевать менуэт и его едва ли можно увидеть в числе социальных танцев. Несмотря на это он включен в базовый курс по искусствам и с первого взгляда будет заметно, что вы танцуете посредственно, если вас не учили менуэту» [].

«Хотя выдержка его не сколько трудна, зато приготовляет молодых благородных людей к приличности и правильному выдерживанию в других танцах, а потому щитаю даже нужным учиться менуету» [].

«Этот танец слишком отдален от наших нравов, чтобы можно было думать о его возстановлении. Но, как этюд, он приносит весьма большия выгоды: он сообщает корпусу благородныя и грациозныя позиции, и, как я уже употреблял сравнение с пением, скажу что эти древние танцы подобны отрывкам древних опер, изчезнувших из репертуара, которые заставляют выполнять молодых певцов, чтобы дать гибкость их голосу и образовать их стиль.» []

«Менуэт имеет большое значение для придания молодым людям внешняго лоска, выражающагося в уменьи держать себя в обществе вообще, а с дамами в особенности/» []

Как писали мировые классики

Менуэт в музыке – это не просто сопровождение для танца, которое имеет определенный ритм и темп. Это отдельный жанр, который существует наряду с сонатой или прелюдией. Изначально он существовал как отдельная форма и исполнялся на клавесине или клавикорде. Позже он стал обязательной частью инструментальной сюиты. Когда популярность стал набирать такой жанр, как опера, менуэт стал частью увертюры. В 18 веке из менуэтов уже начали составлять целые сюиты. Первый номер обязательно писался в мажоре, а за ним следовал танец в миноре.

Нередко этот танец чередовали с другими, где лады также варьировались. Среди композиторов, которые писали музыку в этом жанре, стоит назвать И. С. Баха. Наряду с ним творили Гендель, Ж.-Б. Люлли и прочие композиторы эпохи рококо. Позже за написание менуэтов взялись творцы эпохи романтизма. Это были Бетховен (в своих нотах он называет менуэт «скерцо»), Глюк, Моцарт, Сати, Дебюсси. Описываемый жанр встречается и в творчестве отечественных композиторов: Чайковского, Глинки, Рубинштейна и др.

5 О шаге менуэта ↑

Как уже было сказано, в большинстве рассматриваемых менуэтов используется специальный шаг, не встречающийся больше в других танцах. Этот шаг практически всегда (кроме учебников Жироде и Додварта) занимает два такта в 3/4. Более того, в каждом источнике этот шаг «состоит из четырех шагов-перемещений, распределенных на шесть счетов музыки». []. И практически у всех (кроме Чистякова и Хелмке) шаг менуэта производится только с правой ноги.

Среди менуэтных шагов можно выделить два основных типа: менуэтный шаг, разложенный «согласно Мальпье», и шаг, состоящий из двух demi-coupé и 2 pas marché.

Первый тип шага наиболее распространен в источниках.

«Все шаги менуэта начинаются с правой ноги и занимают два такта. Они состоят из деми-купе, которое занимает один такт, и па-де-бурре, которое занимает второй такт/» []

У Лунда (см. например, []) встречаем похожее движение, которое описано как «один медленный шаг и три быстрых». Танцмейстер не использует понятие «шаг менуэта», но поскольку в течение всего описания менуэта «один медленный шаг», занимающий один такт музыки, и «три быстрых», укладывающиеся также в один такт, чередуются, можно сделать вывод, что речь идет о том же менуэтном шаге, что и у Кулона.

Похожий шаг находим у Клемма и Цорна:

1 — правая нога слегка скользит через первую позицию вперед в четвертую и на нее переносится вес. 2 — Поднять каблук и проскользить левой ногой через третью позицию сзади во вторую воздушную. 3 — Опустить правый каблук и в это же время поставить левую ногу сзади в третью позицию. 4 — Проскользить левой ногой в первую позицию и перенести вес. 5 — Провести правую ногу вперед в четвертую позицию и перенести вес. 6 — Провести левую ногу в первую позицию и перенести вес. []

Шаг Чистякова в целом похож на описанный тип шага, но здесь плие делается на первый счет: 1 — «Немного присесть». 2 — «Мягко вытянуть правую ногу вперед в четвертую позицию, скользя носком». 3 — «Стать на нее твердо, чтобы она служила опорою для всего корпуса, а левую оставить сзади, приподняв пятку». 4–6 — «Скользя носками по полу идти с левой ноги полукругом и сделать три обыкновенных шага».

Второй тип шага встречается у Каструпа, [] где он описан как 2 bojet (гнутый), 2 hø vet (поднятый. А также у Мартине: «Ученик стоит в третьей позиции. Учитель говорит: Плие; правая нога проводится вперед в четвертую позицию; Плие; левая нога проводится вперед в четвертую позицию; после этого два шага на прямых ногах в четвертую позицию вперед» [].

Отдельно в этой классификации стоит только шаг Хелмке, хотя он тоже попадает под определение Клемма о «четырех шагах на шесть счетов»: «Шаг вправо. 1 — шагнуть правой ногой во вторую позицию, 2 — подставить левую ногу за правую в пятую, 3 — правую опять во вторую позицию, 4 — левую перед правой в третью, 5 — подняться на полупальцы, 6 — мягко опуститься. Шаг влево начинается с левой» [].

Наконец, в учебниках Жироде и Додварта встречаются шаг менуэта на один такт, который похож на первый такт шага, описанного у Чистякова: «1 — согните оба колена, 2 — поднимитесь и в это же время вытяните правую ногу во вторую позицию, 3 — перенесите вес тела с левой на правую, оставляя левую во второй позиции» [].

Заметим еще, что Гурду До считает что шаг менуэта — это просто temps de courante [].

6 Заключение ↑

Подводя итог, мы можем констатировать, что в течение всего века традиционный менуэт всё более удалялся из танцевальной залы, и если в начале века менуэтом всё еще открывали балы, то к концу он окончательно уходит в репетиционные залы в виде полезного упражнения для танцоров и на сцену в качестве характерного танца. Тем не менее в сознании танцующего сообщества слово менуэт до конца века ассоциировалось с грацией и галантностью, поэтому многие танцмейстеры старались придумать свои схемы танца, схожего с менуэтом по общему настроению и при этом больше подходящего по духу современному обществу. Мода конца века на сочинение большого количества различных танцев с похожими названиями не минула и менуэт: появляются десятки танцев с названиями, содержащим слово «менуэт» и имеющим мало общего с менуэтом традиционным. Однако наряду с этим танцмейстеры, интересующиеся историей танца до XIX века, возрождают менуэт второй половины XVIII века в своих танцевальных учебниках.

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий