Михаил лермонтов

Образ главного героя в произведении

Михаил лермонтов

Образ главного героя Мцыри является одним из любимых у Михаила Лермонтова, в тех строках, где он описывается, чувствуется искреннее восхищение и любование ним, автору близки и понятны его сильный и стойкий моральный дух, гордый и независимый нрав. Лермонтов сочувствует судьбе главного героя, жалеет что тот не может вернуться в свой отчий дом.

Для Мцыри дни, которые он провел за монастырскими стенами — лучшие в его жизни, он ощутил вкус свободы и единство с природой. Тогда он мог рассчитывать только на себя, был частью огромного мира, который он так жаждал увидеть всю свою жизнь. Наконец то он стал самим собой и обрел ту частичку своего я, которую, как он думал, потерял навсегда. Он наконец перестал быть рабом и ощутил себя свободным человеком, имеющим прошлое и ставший хозяином своего будущего.

Михаил лермонтов

Создав образ Мцыри, Лермонтов таким образом откликается на сложившееся в то время положение вещей, когда в обществе всяческие мысли о свободе подавлялись и уничтожались, людям было страшно и они постепенно деградировали. На примере данного произведения автор показывает нам с одной стороны сильного и мужественного человека-бойца, с другой — всю опасность такого положения в обществе, которое в любую минуту может привести к его гибели.

Побег Мцыри из монастыря и его цель сочинение рассуждение

Поэма «Мцыри»- одно из широко известных творений великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. В этом произведении поэт описывает трагедию Мцыри, в возрасте шести лет попавшего в монастырь к монахам. Рождённый потомком свободолюбивой и гордой нации, он с молоком матери впитал в себя любовь к родине и вольной жизни. Мцыри рос в плену мрачных монастырских стен, но с каждым годом в нём всё больше росло и укреплялось желание покинуть этот приют, и вырваться на свободу. С самого детства в нём развивается дух мятежного горца, для которого свобода превыше всего. Юноша бежал из плена, когда над монастырём гремела гроза, когда монахи в страхе перед разбушевавшейся стихией молились своим богам.

Все годы, проведённые в монастыре, пленника не покидала мечта вырваться на волю и вернуться на родину, обретя свободу. Мцыри размышляет над сущностью человека, он пытается понять, в чем его предназначение.

Через три дня после побега, монахи нашли его опять возле стен монастыря. Выросший в монастырских стенах, Мцыри не смог отыскать дорогу к дому, и снова попал туда, где прошла его жизнь.

Израненный в борьбе с барсом, юноша находится на краю гибели, и в свой предсмертный час, он исповедуется монаху, рассказывая ему о событиях трех дней, прожитых на свободе. Для Мцыри три дня, которые он прожил вольным человеком, дороже всей его жизни, проведенной в плену. Мцыри с горечью сожалеет о том, что ему не пришлось пожить, юноша ставит в укор старому монаху, что тот тоже был когда – то молодым и жил полной жизнью. Он говорит, что монаху есть что забыть, а сам Мцыри прожил только три дня, он только почувствовал вкус свободы, ощутил себя вольным человеком, но по злой воле рока, ему приходится умирать. Его не страшит сама смерть, он жалеет, что не смог найти дорогу домой. Он сравнивает себя с цветком, выросшем в темнице, и попавшем в дивный сад. Но взошло солнце, и цветок погиб. Так же и Мцыри; жизнь прошла за мрачными стенами, а когда он совершил побег, схватка с барсом и незнание мира убили его. Но зато он обрел духовные свободу, и он не сломился, не струсил, напротив, он стал сильнее морально.

Мцыри – это настоящий символ мужества и свободы.

Характеристика главного героя Мцыри

Мцыри – главный персонаж поэмы М.Ю. Лермонтова. Он – юноша, который живет при монастыре. Лермонтов описал его сильным и мужественным человеком с четко намеченными целями и жизненными мировоззрениями, к которым он стремится, несмотря на невзгоды и преграды. Он не боится отдать свою жизнь за свободу и любовь к своей Родине.

Еще давно его в монастырь привез русский военный, который взял мальчика в плен. Мцыри был ослаблен, физически уставший, но он уже в ту пору был силен волей. Монахи в монастыре ухаживали за мальчиком, в результате чего он поправился, и жил с ними долгое время. Но там он был несчастен, так как постоянно тосковал по свободе, по своей Отчизне.

Монастырь он считал тюрьмой, которая была для него важной преградой для пути на свободу. Он мечтал оказаться на своей Родине, и постоянно жил этой мечтою.  Мечта была осуществима лишь тогда, когда темной ночью Мцыри убегает из монастыря

Ему кажется, что вот путь к свободе, но обитатели монастыря спустя немного после совершения побега, его находят почти умирающим.

Они пытаются ему помочь, возвратить его к жизни, но молодой человек умирает. Многим кажется, что он сделал большую глупость, убежав из обителя, тем самым поплатился собственной жизнью. Но перед смертью Мцыри исповедуется и рассказывает истинную причину побега, наставник монастыря понимает внутренний мир героя.

Мцыри, имея своеобразный нравственный пыл, был полон тревог и надежд на свободу, мечтал воссоединиться к природе, познать окружающий мир. Он был наделен достоинством, гордостью, мечтал быть независимым, а не обитателем тюрьмы.

Каждое действие за пределами окрестностей монастыря делало юношу счастливым и свободным. Он восхищался, и одновременно горько разочаровывался, все эмоции для него были ценны, потому что неискушенный горец никогда в жизни не ощущал.

Его дорога была сложна, но он стремился добиться цели и преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Он смог одолеть горного барса, с которым у него была смертельная схватка, будучи уставшим и истощенным. Но его мечты не сбываются, он умирает с мыслью о далекой Родины.

Он был по-своему счастлив, находясь на природе, поэтому вернувшись в обитель, жизнь для него сера и скучна. Перед своей кончиной юноша произносит просьбу схоронить его в дивному саду, откуда виден Кавказ.

Облик Мцыри предстал читателю сильным и стойким духом, гордым и независимым мужественным юношей. Автор жалеет своего персонажа, восхищается и любуется им. Он проявляет сочувствие горному мальчику в том, что он не смог возвратиться в родительский кров.

Тема и идея произведения

Тему «Мцыри» можно определить как рассказ о побеге из монастыря юного послушника. В произведении подробно рассмотрен бунт героя против обыденной жизни в монастыре и последовавшая за ним гибель, а также раскрывается ряд других тем и проблем. Это проблемы свободы и борьбы за свободу, непонимания окружающими, любви к родине и семье.

Пафос поэмы – романтический, здесь звучит поэтизированный призыв к борьбе, идеализируется подвиг.

Идея поэмы неоднозначна. Сначала критики говорили о «Мцыри» как о революционной поэме. Идея ее в таком случае была в том, чтобы всегда, даже в условиях неминуемого поражения, сохранять верность идеалу свободы, не падать духом. Мцыри становится своеобразным идеалом для революционеров: гордый, независимый юноша, отдавший жизнь за свою мечту освободиться. К тому же Мцыри рвется не просто на волю, он хочет вернуться к своему народу и, вполне возможно, сражаться вместе с ним. «Родина бывает только одна» – этот, позднее зачеркнутый, эпиграф к рукописи «Мцыри» вполне отражает отношение автора к проблеме любви к родине и борьбы за ее свободу, поднятой в поэме.

Сам Лермонтов неоднократно говорил о произведении «Мцыри» как о произведении, в котором наиболее полно воплотились его идеи свободы. «Мцыри» становится его итоговым произведением, вобрав в себя и другие произведения с похожими идеями: «Боярин Орша», «Исповедь». Их герои также стремятся из монастыря на свободу, но терпят неудачу. Не закончив этих поэм, Лермонтов использует строки из них в «Мцыри».

Однако в современной критике при анализе поэмы «Мцыри» Лермонтова происходит переосмысление ее идеи. Она теперь рассматривается в более широком, философском смысле. Монастырь при этом служит образом мира как тюрьмы человеческого духа, откуда так просто не выбраться. И убежав, Мцыри не находит счастья: ему некуда возвращаться, а мир природы давно стал ему чужд. Монастырский мир, символизирующий мир светского общества, отравил его

«Узнать, для воли иль тюрьмы / На этот свет родились мы», – вот что важно для Лермонтова, задумывающегося над судьбой своего поколения. И именно в «Мцыри» звучит ответ на упрек «Бородино»

Да, нынешнее поколение не герои, не богатыри, но его, как и Мцыри, отравила тюрьма. Любовь к природе, к девушке, желание битвы и удалых забав (эпизод с барсом) – все это не чуждо главному герою. Вырасти он в других условиях, он был бы выдающимся человеком: «Я быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». В произведении звучит, с одной стороны, идея сложности борьбы за свободу, а с другой стороны, утверждается любовь к жизни и воле как высшие человеческие ценности.

Значение

Анализ “Мцыри” был проведён нами для того, чтобы понять, какое значение имеет это произведение. При этом надо сказать, что Лермонтов является крупнейшим представителем не только русского, но и мирового романтизма. Практически все его произведения определяются романтическим пафосом. Он продолжил лучшие традиции предшествующих ему авторов. Свой поэтический талант он максимально раскрыл в поэме “Мцыри”. Анализ произведения позволил нам увидеть, что у самого автора есть высокие идеалы, к которым он стремится. Также отметим, что эта поэма вдохновляла множество поколений творческих людей.

Подводя итоги статьи, хотелось бы сказать о том, что анализ поэмы — интересный, увлекательный процесс, который заставляет задуматься о вечных ценностях и ценности самой личности вне зависимости от обстоятельств. Не каждый человек способен на такую силу духа, и, наверное, приобрести эту способность очень сложно, таким нужно родиться. Однако это всё же несправедливое утверждение, так как иногда жизнь позволяет человеку освободиться от лишнего и проявить свою волю.

Характер конфликта

Анализ произведения “Мцыри” Лермонтова сосредоточен исключительно на романтическом аспекте. Конфликт главного героя и монахов – это не просто история, это глубокая внутренняя проблема. Именно поэтому автор очень часто использует образы ветра, земли, птиц, зверей. Кроме того, даже появляются невидимые силы, которые выражают саму судьбу. Современники автора отмечали, что его герой охвачен какой-то немыслимой силой, страстью, заставляющей действовать против принятых в обществе порядков.

Это очень близкий и характерный для М. Ю. Лермонтова мотив в творчестве, который заключается в борьбе между внутренним миром и жестокой реальностью. Мы наблюдаем, как горец мечтает о свободе, о бегстве, какие планы он строит на будущее. Но трагедия главного героя заключается в том, что он мечется между силой духа и слабостью тела.

Михаил лермонтов

Сюжет

Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.

В основе поэмы — трагическая история мальчика-горца, который был пленён русским генералом. Тот повёз его с собой, но дорогой ребёнок заболел. Монахи близлежащего монастыря пожалели маленького пленника и оставили жить в обители, где он и вырос. Так юный Мцыри оказался обречён на жизнь вдали от отечества и «вдали от солнечного света», которая казалась ему жизнью узника. Мальчик всё время тосковал по родине. Однако постепенно подкидыш как будто привык к «плену», выучил чужой язык, готов принять иную традицию, где, как ему кажется, он чувствует себя своим, был окрещён и уже собирался принять монашеский обет. И в этот самый момент словно изнутри сознания семнадцатилетнего юноши возникает нечто иное, мощный душевный порыв, заставляющий его решиться на побег. Мцыри, воспользовавшись моментом, сбегает из монастыря. Он бежит неведомо куда. Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких — отца, сестёр, братьев.

Монастырь Джва́ри, где (предположительно) происходят все основные события поэмы.

На свободе Мцыри был всего три дня. Но эти три дня приобретают для него особое значение. Казалось бы, он так мало увидел в столь короткий срок. Он видит картины могучей кавказской природы, прекрасную грузинку, наполняющую у потока кувшин водой, и, наконец, бесстрашно сражается с могучим барсом. Все эти события — крохотные эпизоды, но впечатление такое, что это человек проживает целую жизнь. За юным беглецом посылают погоню, которая не дала никаких результатов. Его совершенно случайно находят лежащим без сознания в степи в окрестностях монастыря.

Уже в обители Мцыри приходит в себя. Юноша истощён, но даже не прикасается к пище. Понимая, что его побег не удался, он сознательно приближает свою кончину. На все расспросы монастырских братьев отвечает молчанием. Путь к мятежной душе Мцыри находит лишь старый чернец (иеромонах), который его крестил. Видя, что его воспитанник не сегодня-завтра умрёт, он хочет исповедовать юношу. Исповеднику Мцыри живо и ярко рассказывает о трёх днях, проведённые им на воле.

И лишь одно тяготит душу Мцыри — клятвопреступление. Будучи отроком, он поклялся самому себе, что рано или поздно убежит из монастыря и обязательно отыщет тропу в родные пределы. Он бежит, идёт, мчится, ползет, карабкается, вроде бы следует правильному направлению — на восток, но, в итоге, сделав большой круг, возвращается назад, в то самое место, откуда начался его побег. И снова оказывается в стане не то друзей, не то врагов. С одной стороны, эти люди его выходили, спасли его от смерти, подготовили к будущей благочестивой жизни, а с другой — это люди другой культуры, и Мцыри не может до конца счесть это место своим домом. Он признается монаху, что в душе его всегда была единственная пламенная страсть — к свободе. И упрекает его за своё спасение:

Мцыри жалеет не о своём поступке. Его печалит мысль о том, что ему суждено умереть будучи рабом и сиротой.

Умирающий Мцыри заканчивает свою исповедь просьбой перенести его в дальний угол монастырского сада, откуда он сможет перед смертью увидеть горы родного края, которого так и не достиг. Последние слова юноши особенно важны для понимания восприятия им жизни.

На первый взгляд кажется, что их произносит сломленный человек. Но в конце фразы стоит восклицательный знак, который должен говорить о романтической направленности героя Мцыри, неистового в своей страсти попасть в родимые места. И несмотря на то, что юноша погибает в монастыре, не реализовав свою заветную мечту — вернуться на родину предков, он всё равно добьётся этой цели, но уже в каком-то ином мире, после смерти.

История создания

Автограф поэмы «Мцыри» (1-я страница).

Сюжет поэмы был взят Лермонтовым из кавказской жизни. Имеются свидетельства А. П. Шан-Гирея и А. А. Хастатова о возникновении замысла поэмы, изложенные в рассказе первого биографа поэта П. А. Висковатова. Согласно этому рассказу, Лермонтов сам слышал историю, которую потом положил в основу поэмы. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837 году, странствуя по старой Военно-Грузинской дороге, он «наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха… Лермонтов… узнал от него, что родом он горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым… Генерал его вёз с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы…». Этот интересный рассказ впечатлил Михаила Юрьевича и, вероятно, послужил толчком к созданию «Мцыри».

В наши дни уже невозможно установить, насколько достоверны сведения, сообщённые Висковатовым. Однако история, описанная в поэме, вполне могла произойти в реальности. Захват русскими детей горцев в плен во время Кавказской войны был вполне обычным явлением. Кроме того, Лермонтову мог быть известен ещё один такой пример: непростая судьба российского художника П. З. Захарова, чеченца по национальности, также совсем маленьким мальчиком попавшего в плен к русским и всё тем же генералом А. П. Ермоловым отвезённого в Тифлис.

Значительное влияние на поэму оказал и грузинский фольклор. Кавказский материал в поэме насыщен фольклорными мотивами. Так, центральный эпизод «Мцыри» — битва героя с барсом — основан на мотивах грузинской народной поэзии, в частности хевсурской песне о тигре и юноше, тема которой нашла отражение и в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

В начале поэма носила название «Бэри» с примечанием: «Бэри, по-грузински монах». Эпиграф к произведению тоже был другим. Изначально он гласил: «On n’a qu’une seule patrie» («У каждого есть только одно отечество»), но позже был изменён Лермонтовым на строки из 14 главы 1-й Книги царств: «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю». Это библейское изречение несёт в себе символическое значение нарушения. Заглавие тоже было заменено поэтом, и в сборник «Стихотворения М. Лермонтова» поэма вошла под названием «Мцыри», которое лучше отражало суть произведения. В грузинском языке слово «мцыри» (груз. მწირი) имеет двойное значение: в первом — «послушник», «не служащий монах», а во втором — «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краёв, одинокий человек, не имеющий родственников, близких.

Кроме эпиграфа и заглавия Лермонтов переработал и содержание произведения. В частности, поэтом были исключены из первоначальной редакции несколько фрагментов. Некоторые из стихов писатель, судя по всему, вынуждено вычеркнул по цензурным соображениям. Так, например, были убраны строки, в которых Мцыри упрекает Бога за то, что тот ему «Дал вместо родины тюрьму». В числе прочего Лермонтов исключил из произведения строки, содержавшие описание горцев — соотечественников Мцыри, в том числе и его отца, которые явились герою в бреду в виде грозных всадников, сражающихся за свою свободу.

Окончательно поэма была доделана автором, согласно пометке на обложке тетради Лермонтова: «1839 года Августа 5». Через год она была напечатана и стала одной из двух поэм (другой была Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова), вошедших в прижизненный сборник стихотворений.

Вариант 2

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» была опубликована в 1840 году. События, описываемые в романе, происходят на Кавказе. Лермонтов, бывавший в этих краях, считал эту местность особенной. Абсолютная свобода и вольность производили на свет людей, способных противостоять превосходящим их силам природы и стихии.

История мальчика, вывезенного русским генералом из горного селения, легла в основу поэмы. По дороге маленький пленник заболел. И генерал вынужден был оставить его на попечение монахам. Так Мцыри оказался в монастыре, в котором он воспитывался и рос. Жизнь вдали от родины, недостаток солнечного света были тяжелы для него. Он чувствовал себя узником, вынужденным жить в заточении.

Несмотря на тоску по родине, Мцыри начал незаметно привыкать к непривычной для себя жизни. Он выучил чужой для себя язык и, казалось бы, готов жить по традициям, навязанным ему. Его окрестили согласно православной традиции, и он должен был принять монашеское послушание. И вдруг, словно по мановению, в душе юноши начало зреть чувство протеста. Как будто в сознании его что-то поменялось и взбунтовалось против уготовленной ему судьбы.

Улучив момент, Мцыри сбежал из монашеской обители. Он не знает дороги. Его ноги ведут его туда, куда зовёт сердце. Внезапно ему вспомнилось всё, что, казалось бы, он забыл навсегда. Память возвращала его в детство. Перед глазами у него стоял родной дом в горном ауле, череда родных лиц: отца, братьев и сестёр. Он вспомнил и то, что в детстве он говорил на другом языке. Слова из родной для него речи вспоминались им.

Всего три дня юноша был вне стен монастыря, который считал своим узилищем. Но этого ничтожно малого срока хватило для того, чтобы сердце его стало биться иначе. Мцыри так и не нашёл дорогу к родному дому. Его нашли без сознания, недалеко от стен монастыря. Придя в себя, беглец понимает, что он снова в монастыре. Обессиленный и сильно истощённый, он отказывается от пищи, тем самым приближая неминуемую смерть. И только монаху, крестившему его, Мцыри открывает свою душу. Юноша понимает, что монахи спасли его, и он обязан им своей жизнью. Но монастырь никогда не заменит ему родной дом.

Не желая жить взаперти, молодой горец делает сознательный выбор между смертью и жизнью в неволе.

Сюжет поэмы «Мцыри» с цитатами

Немного лет тому назад

Там, где сливался, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагви и Куры,

Был монастырь…

    Теперь один старик седой,

    Развалин страж полуживой,

    Людьми и смертию забыт,

    Сметает пыль с могильных плит,

    Которых надпись говорит

    О славе прошлой — и о том,

    Как, удручен своим венцом,

    Такой-то царь в такой-то год

    Вручал России свой народ.

“Однажды русский генерал из гор к Тифлису проезжал…” С ним был пленный умирающий ребенок лет шести, который отказывался от пищи. Один монах пожалел ребенка и оставил его в монастыре. Но рос он нелюдимым, одиноким, ему были чужды детские игры… Он тосковал по родине. Однако постепенно он как будто привык к плену, выучил чужой язык, был окрещен и уже собирался принять монашеский обет, когда вдруг исчез.

    Три Дня все поиски по нем

    Напрасны были, но потом

    Его в степи без чувств нашли

    И вновь в обитель принесли.

Но юноша увядает, уже приближается его конец. К нему приходит исповедник, просит его поговорить с ним, и Мцыри открывает уста:

    Ты слушать исповедь мою

    Сюда пришел, благодарю.

    Все лучше перед кем-нибудь

    Словами облегчить мне грудь;

    Но людям я не делал зла,

    И потому мои дела

    Не много пользы вам узнать, —

    А душу можно ль рассказать?

    Я мало жил и жил в плену.

    Таких две жизни за одну,

    Но только полную тревог,

    Я променял бы, если б мог…

Мцыри признается старику, что в душе его всегда была единственная пламенная страсть — к свободе. “Зачем ты спас меня?” — упрекает он старика. Ведь жить ему пришлось в плену, он никому не мог сказать священных слов “отец” и “мать”. И вот Мцыри, как жил в земле чужой, умрет рабом и сиротой.

“Меня могила не страшит… — говорит юноша, — но с жизнью жаль расстаться мне. Я молод, молод… Пускай ты слаб, ты сед… Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть! Ты жил, — я также мог бы жить!”

Мцыри рассказывает о прекрасной природе, среди которой он оказался.

    Вдали я видел сквозь туман

    В снегах, горящих, как алмаз,

    Седой незыблемый Кавказ;

    И было сердцу моему

    Легко, не знаю почему.

    Мне тайный голос говорил,

    Что некогда и я там жил,

    И стало в памяти моей

    Прошедшее ясней, ясней…

Ему вспоминается отцовский дом, в тени рассыпанный аул, домой бегущие табуны, лай знакомых псов. Он вспоминает смуглых стариков, блеск кинжалов длинных… А вот и отец, как живой, в своей одежде боевой, молодые сестры и звук их песен над его колыбелью-Мцыри говорит старику:

Ты хочешь знать, что делал я

    На воле? Жил — и жизнь моя

    ‘Без этих трех блаженных дней

    Была б печальней и мрачней

    Бессильной старости твоей.

Мцыри давно хотелось взглянуть на дальние поля, посмотреть на землю, на природу, понять, “для воли иль тюрьмы” родится человек. Он проводит ночь у обрыва, утром спускается вниз, к потоку. И видит, как к потоку приходит за водой прекрасная грузинка. Он не тревожит ее покоя. У него одна цель — пройти в родимую страну, ради этого он превозмогает чувствоголода.

Мцыри заблудился в лесу и, зная, что он один, позволил себе заплакать от отчаяния. Проснулся он на лесной поляне от шума: из чащи выскочил могучий барс. В схватке с барсом Мцыри побеждает. Это убеждает его в том, “что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Израненный, он вышел из леса и вдруг понял, что края эти ему знакомы, — он вернулся туда, откуда бежал.

И смутно понял я тогда

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда.

Мцыри теряет сознание, бредит, в таком состоянии его находят монахи и приносят обратно в монастырь.

Да, заслужил я жребий мой!

Могучий конь, в степи чужой,

Плохого сбросив седока,

На родину издалека

Найдет прямой и краткий путь…

 Что я пред ним?..

На мне печать свою тюрьма

Оставила…

Прощай, отец… дай руку мне:

Ты чувствуешь, моя в огне…

Знай, этот пламень с юных дней,

Таяся, жил в груди моей;

Но ныне пищи нет ему,

И он прожег свою тюрьму

И возвратится вновь к тому,

Кто всем законной чередой

Дает страданье и покой…

Мой дух найдет себе приют…

Увы! — за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Мцыри просит похоронить его в монастырском саду, где растут две акации… “Оттуда виден и Кавказ!”

Это интересно: Поэму «Беглец» Лермонтов написал в 1846 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Беглец» по главам. Это история о воине, бежавшем с поле боя в родное селение, но родные от него отвернулись из-за проявленной им трусости. Пересказ поэмы будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Критика

Виссарион Белинский, отмечая субъективность и идеализм, присущие Лермонтову, всё равно восхищался его энергичным языком, яркостью созданных им образов, величественными пейзажами Кавказа и его несколько оторванными от действительности, но столь прекрасными идеалами.

Несмотря на незрелость идеи и некоторую натянутость в содержании «Мцыри», — подробности и изложение этой поэмы изумляют своим исполнением. Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму.

Многие рецензенты критиковали искусственность образа главного героя, который повествовал языком самого Лермонтова и слишком уж изящно выражался:

Многие исследователи литературы отмечали художественные особенности «Мцыри»:

И пой сей день это творение великого русского писателя не перестаёт пленять читателя, оно прочно вошло в золотой фонд русской литературы и уже никогда не покинет его. Поэтому публикации, посвященные книге, выходят до сих пор:

Популярные сочинения

  • Сочинение Всегда ли неопытность ведет к беде? (11 класс) Многие люди рано или поздно задавались таким вопросом: «Всегда ли неопытность ведёт к беде?» Это интересный вопрос, но чтобы на него ответить, необходимо подумать, что значит «неопытный» человек.
  • Сочинение Описание картины Портрет мальчика Челищева Кипренского (8 класс) Орест Кипренский – один из величайших художников всех времён за свою жизнь сумел написать множество достойных внимания картин, которые по сей день хранятся в лучших коллекциях и музеях мира.
  • Обломов и обломовщина — сочинение (10 класс) В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.

Темы

  1. Свобода – основная тема поэмы. Независимость и стремление к ней провозглашаются Лермонтовым истинными человеческими ценностями. Только тот, кто стремится к свободе, может считаться настоящим человеком, который не зря проживает свою жизнь. Этот идеал возвышает душу.
  2. Любовь к родине – искренняя любовь юного горца к своей родной земле, на которой он родился и вырос, восхищает Лермонтова. По его мнению, патриотизм – самое прекрасное и искренне чувство, которое не может победить даже смерть.
  3. Гордость – Лермонтов ставит в пример гордость своего героя, который за много лет не забыл, кто он такой. Даже на пороге смерти герой не раскаивался и встретил свой конец достойно. Особенно поражает то, что Мцыри горд с детства, ведь уже в плену у генерала он отказывался есть и «тихо, гордо умирал».
  4. Природа – мир дикой Кавказской природы в поэме противопоставляется мрачному монастырю. Лермонтов осуждает цивилизацию, которая сковывает человека, превращает в его раба. Каждый из нас должен вырваться из порочного круга обыденной жизни и вернуться к своим корням.
  5. Надежда – всю свою недолгую жизнь юноша надеялся вернуться домой, вновь ощутить себя частью родной земли. Только надежда помогла ему не сломаться окончательно и в итоге бросить вызов судьбе. Это источник великой силы и нравственная опора.
  6. Вера – Лермонтов весьма прохладно относился к церкви, ведь именно монастырь стал для его героя тюрьмой на всю жизнь, из которой он смог вырваться, заплатив своей собственной жизнью. Поэт был верующим человеком, но все же считал, что никто не может навязывать свою культуру другим народам. Да и смирение подходит старикам, которые пожили и увидели все на своем веку, но не юношам, которые еще ничего не видели.
  7. Мечта – герой Лермонтова всю жизнь мечтал о свободе и шел к своему идеалу, несмотря ни на что. Он осуществил свою мечту, но заплатил за это жизнью. Однако как по мнению как героя, так и поэта, это стоило того.