Докажите, что мы живем не в матрице! 8 философских идей, благодаря которым трилогия вачовски стала культовой

СюжетПравить

Фильм начинается с того, как загадочные агенты гонятся за молодой девушкой, которая, как ни странно легко перепрыгивает с крыши на крышу, и в конце концов забегает в телефонную будку и исчезает.

Молодой человек Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. Днём он программист в крупной компании, а ночью— хакер Нео. Однажды на его персональный компьютер приходит странное сообщение: «Ты увяз в Матрице». Неизвестный даёт ему указание «следовать за белым кроликом». Тут же в дверь его квартиры стучаться парочка хакеров Чой и Дажур, у которой на лопатке татуировка в виде того же Белого кролика. Следуя за ней, он приходит в ночной клуб. Там он знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити, которая была той самой женщиной в начале фильма. Она обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы. Для этого Нео должен встретиться с тем, кто его давно ищет, Морфеусом, которого власти считают опаснейшим террористом.

У Нео не остается времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовались так называемые «агенты», своеобразные «охранники» Матрицы. Они проникают в фирму, где работаем Томас, и пытаются его поймать. Следуя указаниям Морфеуса, Нео выходит на крышу, но боясь упасть сдаётся агентам. После допроса, проведённого агентом Смитом, на него ставят жучок и отпускают. Вскоре его находят люди Морфеуса, извлекают жучка и привозят к своему боссу. Морфеус предлагает молодому человеку увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две таблетки — синюю, приняв которую Нео проснётся в своей постели и будет считать, что ему всё приснилось, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает красную таблетку.

В Матрицу Править

Нео просыпается в странном коконе, и видит рядом миллионы людей в таких же коконах. К его телу и голове подключены странные шланги. Сверху спускается машина Докбот, и отсоединив его от трубок бросает в канализацию. Его подбирает корабль Морфеуса Навуходоносор, где Томаса начинают лечить и готовить к тяжёлой жизни. Он узнаёт, что привычный ему мир является иллюзией, порождённой интеллектом машин, чтобы держать людей в подчинении. Планета погружена в вечный сумрак, города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами, чтобы производить им энергию, необходимую для выживания. Те немногие, что смогли сохранить сознание, прячутся под землёй и ведут войну против машин, научившись самостоятельно входить и выходить из Матрицы.

Последним городом человечества является расположенный глубоко под землёй Зион, из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы для спасения подключённых к ней людей.

Морфеус верит, что Нео — избранный, который сможет спасти человечество от власти машин. В его разум загружают все виды боевых искусств, чтобы он мог противостоять агентам. Морфеус проверяет Нео в бою, в котором он сначала легко одолевает его, но потом Нео смог одолеть его. Далее он учит Нео совершать огромные прыжки, но Нео это не удаётся с первого раза, как и всем. Команда удивляется этому, так как если он Избранный, то законы матрицы должны быть ему по силам.

Агент Смит против Нео

Предатель Править

Однако в экипаже «Навуходоносора» появился предатель — Сайфер, готовый променять жизнь своих друзей и свободу разума на новую жизнь в Матрице. Сайфер сдаёт своих бывших друзей агенту Смиту. Морфеус, Тринити и Нео направляются к Оракулу — программы изучающей человеческую психику, чтобы Нео смог узнать, избранный он, или нет. Морфеус попадает в плен к агентам, спасая Нео, в то время как Сайфер убивает половину команды, но Тэнку , оператору, удается его убить. Нео и Тринити ценой сверхчеловеческих усилий спасают своего капитана и когда они почти вышли из Матрицы, агент Смит успевает прострелить телефонную трубку и Нео не успевает выйти. Нео решает вступить в схватку с агентом, так как Оракул сказала, что каждый решает для себя сам, кем ему быть. В тяжёлой схватке избитому Нео с трудом удается обезвредить агента и убежать. Уже зайдя в комнату с телефоном, Смит настигает и убивает его. Однако Нео оживает (так как на самом деле он и есть избранный). Он останавливает пули, выпущенные из пистолетов агентов и убивает Смита, разрушив программный код. На Навуходоносор нападают стражи — машины-солдаты, но Нео успевает выйти из Матрицы.

В конце фильма он оставляет машинам сообщение, что покажет людям, запертым в Матрице, «мир без диктата и запрета».

Могут ли люди создать нечто «нечеловеческое»?

«Родители» матрицы Пифия и Архитектор рассуждают о мире и надежде

Люди из мира трилогии «Матрицы» создали искусственный интеллект по своему образу и подобию.

Даже те «нечеловечные» особенности поведения машин, которые часто рассматриваются персонажами фильмов как доказательство особой жестокости мира машин — вполне себе «человечные». Чем использование мертвых людей для скармливания живым хуже убийства людей нацистами, которые использовали волосы, кожу и жир убитых людей в промышленных целях? Или почему удаление «не приносящих пользу» программ, таких как милая девочка Сати, — более бесчеловечно, чем, скажем, идеи об уничтожении людей с инвалидностью?

Вся жестокость в поведении машин унаследована ими из человеческой культуры.

А могло ли быть иначе? Могли ли люди, создавая искусственный интеллект, изобрести нечто совершенно не похожее на себя? Как мне кажется, ответ на этот вопрос — нет, не могли.

Большинству людей трудно представить что-то за пределами «матрицы» нашей культуры, а представить и продумать что-то, что совершенно не вписывается в представления о человеческой психике, — и вовсе невозможно. Именно по этой причине большинство инопланетян в фантастике либо непродуманны и изображены просто «странными», либо (что бывает гораздо чаще) показаны очень человечными и зачастую отличаются от людей из этого же фильма не больше — а то и меньше, — чем представители одной человеческой культуры отличаются от другой.

Почему машины используют людей в качестве энергии

В первом фильме Морфеус объясняет Нео, что Матрица– это симуляция, которая занимает разум человека и заставляет его думать, что он живёт обычной жизнью. На самом деле Матрица существует лишь потому, что Машины поработили все человечество ради энергии. Люди – это живые батареи, которые содержатся в капсулах на обширных фермерских комплексах и снабжают энергией целую цивилизацию Машин. Это, само собой, вызывает важный вопрос: почему Машины не пытаются найти другие источники энергии? Как объясняет Морфеус в “Матрице”, люди “уничтожили небо” во время войны с машинами, потому что в то время машины зависели от солнечной энергии. Поскольку загрязненные небеса Земли не позволяют машинам питаться от солнца, они используют людей в качестве источника энергии.

Почему Машины не уничтожают Зион, хотя знают об его существовании

В мире Матрицы Зион является последним человеческим городом – подземным убежищем, в котором живёт сопротивление,и человеческая раса продолжает бороться за выживание. Именно там начинается каждая миссия, и сотни тысяч людей живут на свободе, работая над тем, чтобы полностью избавиться от гнёта Машин. Однако, Машины создали различные системы противодействия сопротивлению – от Агентов в матрице до Стражей в реальности– и их ресурсы колоссальны. Но почему бы Машинам вообще не уничтожить Зион? Как объясняет Архитектор в Матрице: Перезагрузка, Машины позволяют Зиону существовать только потому, что концепция сопротивления, сосредоточенная вокруг пророчества про Избранного, является творением Машин. Зион был создан, чтобы люди, сопротивляющиеся Матрице, считали, что у них есть выбор. В глазах Машин, Зион – необходимое зло, которое должно существовать, чтобы существовала Матрица, и сохранялся их ключевой источник энергии.

Фильмы

«Матрица»

Основная статья: Матрица (фильм)

Программист одной американской компании Томас Андерсон, также известный в неофициальных кругах как хакер Нео, узнаёт, что наш мир, всё, что есть вокруг, это всего лишь порождение компьютерной программы — Матрицы. На самом же деле на Земле уже давно правят машины, которые выращивают людей на специальных плантациях и используют в качестве источников энергии. Но есть и люди, которые противостоят Машинам, они живут в единственном городе людей, до которого Машины ещё не смогли добраться, и периодически входят в Матрицу. Нео узнаёт, что он «избранный», и именно ему предстоит разрушить Матрицу, чтобы освободить людей от власти Машин.

«Матрица: Перезагрузка»

Основная статья: Матрица: Перезагрузка

Чтобы выполнить свою миссию избранного, Нео необходимо встретиться с Архитектором, с тем, кто создал Матрицу, но найти путь к Архитектору очень непросто. Тем временем Агент Смит нашёл возможность самопроизвольного копирования, и теперь Смит готов сразиться с Нео не в одиночку — Нео придётся сражаться с целой армией Агентов Смитов. Машины всё продолжают искать способы попасть в город людей — Зион, охотники рыщут повсюду. Нео остаётся последней надеждой человечества, если он не справится, мир людей перестанет существовать.

«Матрица: Революция»

Основная статья: Матрица: Революция

Машины начинают последний решающий штурм единственного города людей — Зиона. Сил защитников города не хватит на то, чтобы отразить этот натиск, им остаётся только умереть, защищая свой город. Нео решает отправиться в сердце города Машин, чтобы не допустить падения Зиона и выполнить предначертанное ему. Теперь уже не Матрица контролирует Смита, а Смит контролирует Матрицу, он вышел из-под контроля Машин. Если Нео сможет противостоять Смиту, то у людей и у Зиона появится шанс уцелеть, если же Нео не справится — всё будет кончено.

Затраты на фильмы и кассовые сборы

Фильм Дата выходана экраны Кассовые сборы (долл.) Бюджет (долл.) Примечание
США Другие страны Во всём мире
«Матрица» 31 марта 1999 171 479 930 292 037 453 463 517 383 63 000 000
«Матрица: Перезагрузка» 15 мая 2003 281 576 461 460 552 000 742 128 461 150 000 000
«Матрица: Революция» 5 ноября 2003 139 313 948 288 029 350 427 343 298 150 000 000
Итого 592 370 339 1 040 618 803 1 632 989 142 363 000 000

Актёры и персонажи

Персонаж Фильм
«Матрица» «Матрица: Перезагрузка» «Матрица: Революция»
Нео / Избранный / Томас Андерсон Киану Ривз
Морфеус Лоуренс Фишборн
Тринити Керри-Энн Мосс
Агент Смит / Смит Хьюго Уивинг
Пифия Глория Фостер Мэри Элис
Сайфер Джо Пантолиано
Агент Браун
Агент Джонс Роберт Тейлор
Ниобе Джада Пинкетт-Смит
Меровинген Ламбер Вильсон
Персефона Моника Беллуччи
Линк Гарольд Перрино
Сераф
Зи Нона Гэй
Бэйн (Смит)
Архитектор
Рама-Кандра
Близнецы Эдриан и Нил Рэйменты
Мастер ключей Рэндалл Дук Ким
Агент Джонсон Даниэл Бернхардт
Агент Томпсон («Матрица: Перезагрузка») / вампир в клубе («Матрица: Революция») Мэтт Макколм
Агент Джексон
Проводник Брюс Спенс
Главный компьютер Генри Блейсингейм (образ)Кевин Майкл Ричардсон (голос)

См. также: Агенты

Съёмочная группа

Роль Фильм
«Матрица» «Матрица: Перезагрузка» «Матрица: Революция»
Режиссёр братья Вачовски
Продюсер Джоэл Сильвер
Сценарист братья Вачовски
Композитор Дон Дэвис
Оператор Билл Поуп

Гонорары

Гонорары режиссёров и основных актёров (в долларах США).

«Матрица» (1999)
  • Киану Ривз (Нео) — 10 млн +10 % от сборов (17 млн), а также бонус в размере 8 млн[неавторитетный источник?]. Киану Ривз вложил собственные 38 млн в производство спецэффектов для двух сиквелов.
  • Лоуренс Фишборн (Морфеус) — 500 тыс.
  • Керри-Энн Мосс (Тринити) — 500 тыс.
  • Хьюго Уивинг (агент Смит) — 500 тыс.
«Матрица
Перезагрузка» (2003)
  • Эндрю и Ларри Вачовски (режиссёры) — 4 млн (+ % от сборов, составивший 6 млн) каждому
  • Киану Ривз (Нео) — 15 млн (+15 % от сборов, составившие 42 млн). Киану Ривз отказался от причитающейся ему доли от продажи билетов, равной примерно 40 млн, после того как продюсеры засомневались, что картина окупит затраты на спецэффекты.
  • Лоуренс Фишборн (Морфеус) — 1 млн
  • Керри-Энн Мосс (Тринити) — 1 млн
  • Хьюго Уивинг (агент Смит) — 1 млн
  • Дэвид Килд (агент Джексон) — 500 тыс. (в неделю)
«Матрица
Революция» (2003)
  • Эндрю и Ларри Вачовски (режиссёры) — 4 млн (+ % от сборов, составивший 6 млн) каждому
  • Киану Ривз (Нео) — 15 млн (+15 % от сборов, составившие 21 млн)
  • Лоуренс Фишборн (Морфеус) — 1 млн
  • Керри-Энн Мосс (Тринити) — 1 млн
  • Хьюго Уивинг (агент Смит) — 1 млн

«Человечество как вид не приемлет реальность без мучений и нищеты»?

Так говорил о человечестве агент Смит в первой части трилогии.

Знаменитый разговор Смита и Морфеуса, во время которого Смит и произносит заглавную фразу, рассуждая о человеческом несовершенстве

В этой сцене он рассказывает, что первая матрица была создана как утопичный, идеальный мир. Вот только всё закончилось полным провалом: люди быстро поняли, что что-то не так, и стали бунтовать против программы — так что матрицу пришлось перезагрузить, а всех живущих в ней уничтожить.

Действительно, довольно вероятный вариант развития событий: большинству людей не свойственно жить тихой и спокойной жизнью — им свойственно ставить цели, чего-то добиваться, соперничать друг с другом. В нашем неидеальном реальном мире это приводило к войнам, геноцидам, дискриминации меньшинств, расцвету преступности. Природа такого поведения проста: ведь мы животные, и потребность в действиях ради выживания сформировалась у нас в процессе эволюции — теперь мы не можем пойти против своей природы.

Неудивительно, что Смиту как программе было трудно это понять!

Итак, люди неидеальны. Если их животное стремление к действиям не направить в безопасное русло вроде спортивных состязаний или активного отдыха, идиллия может стать для них кошмаром — поэтому любой «идеальный мир» должен предлагать возможности преодоления препятствий для всех, кому это необходимо. Архитектор — создатель матрицы — пошел по более простому пути и просто воссоздал для людей тот мир, в котором они привыкли жить. Его они с легкостью приняли.

Важно заметить, что тема неидеальности людей, как и тема веры, раскрывается в «Матрице» с разных сторон. Сестры Вачовски показывают, что любовь часто похожа на безумие, но при этом идеализируют ее, потому что она способна побуждать людей делать невероятные вещи и чувствовать себя счастливее

Слепая вера Сайфера чуть не погубила Морфеуса — но слепая вера Морфеуса в каком-то смысле спасла Зион и привела к перемирию между машинами и человечеством.

Сцена из фильма «Матрица: Перезагрузка», в которой раскрывается тема противоположности человеческой телесности машинам — через дикие танцы жителей Зиона и секс Нео с Тринити

Мир матрицы — мир программы контроля над человечеством — показан красивым, монументальным, почти идеальным. Сравните обшарпанное здание, в котором живет помогающая свободным людям Пифия, с полностью иллюзорным «прилизанным» офисом, в котором работал Нео. Сравните сцену беспорядочных, диких танцев жителей Зиона со сценой из того же фильма, в которой показан шикарный ресторан Меровингена. Посмотрите, как круто и харизматично выглядят подключенные к матрице главные герои в своих латексно-кожаных нарядах и темных очках — и как бедно и затрапезно смотрятся свободные люди вне матрицы.

Реальный человеческий мир показан нам сложным, многогранным и очень-очень неидеальным.

Но люди ведь действительно неидеальные существа с неидеальной психикой, живущие в неидеальном мире. Принять это несовершенство гораздо важнее, чем стремиться к некой абстрактной и недостижимой идеальности.

Прокат

«Матрица» впервые вышла в США 31 марта 1999 года, за два месяца до ожидаемого фантастического фильма «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза». Фильм собрал 171 млн долл. в США и 460 млн во всём мире и позже вышел на DVD, разойдясь более чем 3-миллионным тиражом только в США.

Рейтинги

На сайте Rotten Tomatoes рейтинг «свежести» фильма составляет 87 % со средним рейтингом 7.6/10 на основе 141 обзора, из которых 123 — положительные, а оставшиеся 18 — отрицательные. Критический консенсус сайта гласит: «Благодаря воображаемому видению Вачовски, „Матрица“ является продуманной комбинацией эффектного экшна и потрясающих спецэффектов».

В словаре Энциклопедии

в математике — прямоугольная таблица каких-либо элементов aik (чисел, математических выражений), состоящая из m строк и n столбцов:Если m=n, то матрица называется квадратной. Над матрицей можно производить действия по правилам матричной алгебры. Матрицы используются во многих разделах математики и физики, в частности при исследовании систем m линейных уравнений с n неизвестными.—в металлообработке — инструмент со сквозным отверстием (реже углублением), используемый при штамповке, прессовании и волочении для выдавливания, свертки или протягивания заготовки.—(нем. Matrize, от лат. matrix — матка), в полиграфии -1) металлическая пластинка с углубленным прямым изображением буквы или знака, изготовленная штамповкой пуансоном или гравированием. Служит формой для отливки литер в шрифтолитейном и наборном производствах.2) Лист пластичного материала с углубленным изображением текста и рисунков, полученный прессованием с оригинальной формы высокой печати. Применяют при изготовлении стереотипов; хранится вместо набора (для целей переиздания, децентрализации печатания многотиражных изданий).3) Рельефная копия штампа (контр-штамп), используемая при конгревном тиснении.

Есть ли у человека предназначение или всё определяет свобода выбора?

Еще один интересный вопрос из «Матрицы» — есть ли у человека свобода выбора или наша судьба предопределена, и мы только можем следовать одному-единственному предназначению?

Для того чтобы проанализировать этот пласт, давайте посмотрим на две противоположности: Нео и Смита.

Как известно, все программы матрицы созданы с определенной целью, а те программы, которые не справляются с этой целью, — удаляются. Например, цель Агентов — бороться с угрозой для системы, в том числе со свободными людьми, которые ей противостоят. Если Агент был побежден (как Смит в конце первого фильма), он должен вернуться в источник главного компьютера и быть уничтожен.

Но даже у программ есть выбор, хоть и очень ограниченный: у Смита он фактически был всего один раз, когда тот отказался умирать.

Многие программы-«изгнанники», обреченные на удаление, принимают то же решение, обращаясь за помощью к Пифии или Меровингену. Но Смит так сильно отличался от других программ, что не мог к ним пойти. Поэтому ему ничего не оставалось, кроме как самому начать борьбу с системой, став своего рода «компьютерным вирусом», и делая матрицу наиболее безопасной для себя — то есть превращая в копии себя всех окружающих.

Смит утверждает, что всё неизбежно, а выбора у нас нет — и это правда, но правда для него самого.

У него не было выбора: он Агент, программа — и все его действия были продиктованы системой, частью которой он являлся. Вне зависимости от того, служил ли он ей или боролся с ней — он не мог «выйти» за ее пределы.

Подвержены ли люди тому же року, той же неизбежности, о которой так часто говорит Смит? К счастью, в подавляющем большинстве случаев — нет. Так что и всё, что говорил Нео в спорах со Смитом — тоже правда, правда для самого Нео. Ведь он человек, а не программа, его жизнь не подчинена неизбежности, как жизнь Смита.

Так «Матрица» выступает против идеи о раз и навсегда заданном предназначении человека.

У Нео было несколько «жизненных целей»: вначале он стремился докопаться до истины, потом считал своим предназначением спасти Морфеуса и погибнуть, затем понял, что ему суждено стать Избранным — то есть отправиться к Архитектору, позволить ему уничтожить Зион, выбрать нескольких людей для воссоздания нового свободного города и перезапустить программу матрицы. Его отказ от миссии мог привести к уничтожению человечества после падения Зиона.

Все «избранные» — предшественники Нео — выполняли инструкции Архитектора (еще в первом фильме Морфеус рассказывал о «первом Избранном», который освободил «первых» свободных людей, вот только на самом деле таких избранных было несколько, и все они поступали так, как им говорил создатель матрицы).

Но Нео снова переосмыслил свою цель: отказался следовать правилам ради спасения своей возлюбленной. Это было его сознательное решение, и он понимал, что, отвергнув «миссию», он подвергает опасности человечество.

Нео разговаривает с Архитектором, узнает о своем «предназначении» и отказывается его выполнять

Угроза потерять Тринити для Нео важнее угрозы человечеству. Кроме того, поняв, что миссия Избранного — только часть системы контроля, он решил сам выбрать свой путь и решить, как распорядиться своими способностями. Оказалось, что ни система, ни его прошлые жизненные цели не обязаны определять его существование в данный момент! Он может их менять, как меняет матрицу — в зависимости от обстоятельств и желаний.

Во время финальной битвы Нео и Смита, когда бывший агент забрасывает Нео вопросами о том, ради чего тот продолжает упорно сражаться в, вероятно, убийственной для него схватке, Нео отвечает просто: «Потому что это мой выбор».

Финальное сражение Смита и Нео, в котором Нео объясняет, ради чего он сражается

Именно свобода выбора — возможность самостоятельно определять цели своей жизни, а не следовать навязанному «пророчеством» (а также обществом и системой) «предназначениям» — и есть одна из главных идей «Матрицы».

Сюжет

Сообщения, которые Нео читает в начале фильма.

Молодой человек Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. Днём он — программист в крупной компании, а ночью — хакер Нео. Однажды на его персональный компьютер приходит странное сообщение: «Ты увяз в Матрице» (The Matrix has you…). Неизвестный даёт ему указание «идти за белым кроликом».

Сразу после этого сообщения раздаётся стук в дверь — это были его заказчики. Расплатившись с Нео, они приглашают его в ночной клуб. Томас сначала отказывается, но увидев среди заказчиков девушку с необычной татуировкой в виде белого кролика, передумывает. Там он знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити (англ. Trinity — Троица). Она обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы, и для этого последний должен встретиться с тем, кто его давно ищет, — Морфеусом, которого власти считают опаснейшим террористом. У Нео не остаётся времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовались так называемые «агенты» — своеобразные «охранники» Матрицы.

Арестовав Нео на работе, они допрашивают его и предлагают сотрудничество. Нео отказывается, и агенты вживляют ему жучка, после чего мистер Андерсон просыпается в своей квартире от телефонного звонка Морфеуса. По дороге к нему Тринити извлекает жучка, и Нео понимает, что это был не сон. Морфеус предлагает мистеру Андерсону увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две таблетки — синюю, приняв которую, Нео проснётся в своей постели и будет считать, что ему всё приснилось, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает последнюю из них и попадает в жуткий разрушенный мир, который оказывается настоящим реальным миром.

Он узнаёт, что привычный ему мир является иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера. Планета погружена в вечный сумрак, а города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами, чтобы производить энергию, необходимую машинам для выживания. Те немногие, кто смог сохранить сознание, прячутся в катакомбах и ведут партизанскую войну против машин, научившись самостоятельно входить и выходить из Матрицы.

Последним городом человечества является расположенный глубоко под землёй Зион, из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы для спасения подключённых к ней людей. Один из таких кораблей носит название «Навуходоносор», и его капитаном является Морфеус. Он верит, что Нео — Избранный, который уже рождался, когда только Матрица была создана, с редкой возможностью изменять всё вокруг и подстраивать Матрицу под себя.

Именно он и спас первых людей из движения сопротивления машинам, раскрыл им правду и сможет навсегда спасти человечество от власти роботов. В разум Нео загружают все виды боевых искусств, чтобы он смог противостоять агентам. Морфеус проверяет Нео в бою, в котором он сначала легко одолевает его, но потом Нео удаётся одолеть Морфеуса. Далее он учит Нео совершать огромные прыжки, но у последнего это не получается с первого раза, как и у всех. Команда удивляется этому, так как если он — Избранный, то законы Матрицы должны быть ему по силам.

Однако в экипаже «Навуходоносора» появился предатель Сайфер, готовый променять жизнь своих друзей и свободу разума на иллюзию счастья, предлагаемую системой. Он выдаёт своих бывших друзей агентам — охранным программам Матрицы, которые жаждут получить коды доступа к Зиону, когда вся команда направляется к Оракулу Пифии, чтобы Нео смог узнать, избранный он или нет. Оракул предсказывает, что Нео должен будет сделать выбор между своей жизнью и жизнью Морфеуса.

Морфеус попадает в плен к агентам, спасая Нео. Сайфер убивает половину команды, но Тэнку, оператору, удаётся убить его с помощью винтовки Теслы. Нео и Тринити ценой сверхчеловеческих усилий спасают своего капитана. Когда они почти выходят из Матрицы, агент Смит успевает прострелить телефонную трубку, и Нео не успевает выйти. Он решает вступить в схватку с агентом, так как Пифия сказала, что каждый решает для себя сам, кем ему быть.

В тяжёлой схватке Нео с трудом удаётся обезвредить одного из агентов и бежать от остальных. Когда он уже заходит в комнату с телефоном, Смит убивает его. Однако Нео, ощутив в себе силу, оживает, так как на самом деле он и есть Избранный. Он с лёгкостью уничтожает Смита, разрушив его программный код. В конце фильма Нео звонит по телефону: он обещает, что покажет людям, запертым в Матрице, что на самом деле они живут в мире, где нет правил и границ — в мире, где «возможно всё», после чего взмывает в небо.

Встреча с Архитектором

В “Матрице: Перезагрузка” Нео знакомится с Архитектором– программой, которая разработала Матрицу – и они долго обсуждают,что будет дальше. Для многих фанатов, как на премьере фильма, таки сейчас, эта сцена как бы ставит фильм на паузу. В конце концов, Архитектор – сознательно аналитическое существо без юмора, которое говорит так, как выражалась бы компьютерная программа. Итак, что на самом деле пытается сказать Архитектор? Это немного сложно, но разобрать по полочкам реально. Движение сопротивления не является исключительно человеческим творением. Пророчество Избранного было сгенерировано машинами, и этому сопротивлению позволено жить из-за аномалии в матрице, при которой небольшой процент населения отвергает симуляцию. Допуская сопротивление, Архитектор может компенсировать это, создав иллюзию выбора. Избранный также является творением Машин и содержит в себе специальный код, который перезагружает Матрицу каждый раз, когда он возвращается к Источнику, возрождая цикл подчинения людей.