Текущее производство
Материальная культура в наши дни может принимать разные формы
Некоторые наблюдатели выступают за намеренное изменение материальных культур, созданных нынешними цивилизациями. Например, сторонники сокращения отходов в рамках защиты окружающей среды выступают за обучение методам проектирования , таким как дизайн от колыбели до колыбели и соответствующие технологии . Антипотребительство адвокаты поощряют потребляя меньше (тем самым создавая меньше артефактов), участвуя в более сделай сам проекты и самодостаточности (изменение качества производимых артефактов), и местничества влияет на географическое распределение и однородность артефактов.
Функции культуры
С одной стороны, человек сам создаёт культуру, с другой, по мере своего формирования и развития культура оказывает всё большее влияние на человека, на его поведение и внутренний мир.
Функция освоения и преобразования мира
Эта функция отвечает за потребность человека в пище, орудии труда, а также за потребность в творчестве, в создании чего-то нового. Поэтому человек изучает и изменяет окружающий мир.
Коммуникативная функция
Коммуникативная функция направлена на удовлетворение потребности человека в общении. Чтобы общаться и передавать информацию человек создаёт знаки и символы, языки и закрепляет их в материальном виде (книгах, кино, живописи) или нематериальном виде (идеях, сказаниях, музыке).
Сигнификативная функция
Сигнификативная функция культуры (от лат. significare — давать знать, обнаруживать) состоит в том, чтобы создать для человека понятную картину мира и приписать значение окружающим предметам и явлениям.
Функция накопления и хранения информации
Человек является носителем культуры, он сохраняет её ценности в своей памяти, мифах, легендах и на материальных носителях.
Нормативная функция
Данная функция связана с регулированием общественной и личной деятельности человека. С помощью норм можно закрепить, как человек будет одеваться, как он будет выглядеть и вести себя с другими людьми. К таким нормам можно отнести правила этикета, гигиены, моральные нормы и более узкие, например юридические и медицинские нормы.
Функция проективной разрядки
Культура помогает человеку справиться с психическим напряжением, расслабиться, даже обрести покой. В частности, кино и телевидение помогают отвлечься от суеты, негативных мыслей, а различные ритуалы и празднества (похоронные, свадебные, именины и т. д.) сближают людей, помогают справиться с негативными эмоциями и переживаниями.
Функция защиты
Культура предоставляет решения и схемы поведения для сложных ситуаций, в которых может оказаться человек. Продукты культуры помогают человеку выжить (орудия труда, вещи, научные открытия, нормы и т. д.). Культура также ответственна за активность человека, движение, память, за раскрытие талантов человека.
Культура России
Культуру России сложно описать двумя словами. В течение многих веков она формировалась и собирала идейно-художественные богатства.
Популярность тех или иных идей и ценностей неразрывно связана с происходящими в стране событиями. Например, в советском союзе большую роль играла цензура, которая была неотъемлемой частью культуры того времени. С распадом союза исчезла и цензура. Русская культура, с одной стороны, стала доступна и известна за рубежом, с другой — на неё стали оказывать влияния западные и восточные культуры.
Одной из непреходящих ценностей русской культуры является её литературное наследство. Русские писатели и поэты известны во всём мире:
- Николай Васильевич Гоголь («Мёртвые души»),
- Александр Сергеевич Пушкин («Евгений Онегин»),
- Фёдор Михайлович Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»),
- Лев Николаевич Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»),
- Анна Андреевна Ахматова («Реквием»),
- Антон Павлович Чехов («Дядя Ваня», «Дама с собачкой», «Каштанка»),
- Владимир Владимирович Набоков («Лолита»).
Русская культура богата народным творчеством: пословицами и поговорками, анекдотами, баснями, песнями и танцами (пляски, хороводы, кадриль и т. д.).
Хоровод — русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской
Важное место в культуре России занимает театральное искусство и балет. Балет — вид сценического искусства, в котором сюжет раскрывается с помощью танца и пантомимы
Балет — вид сценического искусства, в котором сюжет раскрывается с помощью танца и пантомимы
Для русского человека характерна щедрость в проявлении эмоций. Не зря в русском языке есть выражение «широкой души человек». Русский человек философски относится к жизни. Подтверждение тому — выражение «авось». Понятие это исконно русское и обозначает надежду человека на удачу, без необходимости предпринимать что-либо со своей стороны.
Материальная ценность
Римская монета, ауреус
Исследования в нескольких областях изучают причины восприятия объекта как имеющего значение. Общие причины ценить материалы лежат в их денежной или сентиментальной ценности.
Хорошо известной связанной теорией является теория эффекта эндаумента Канемана. Согласно Канеману, люди наделяют принадлежащие им предметы более высокой ценностью, чем если бы они не принадлежали им. Обнаружено, что эффект эндаумента возникает, как только предмет приобретается, и со временем эффект усиливается.
Другой способ, с помощью которого материал может иметь значение и ценность, — это взаимодействие между людьми, как и другие формы общения, такие как речь, прикосновение и жесты. Объект может передавать сообщения между временем или пространством или и тем и другим между людьми, которые не вместе. Например, произведение искусства может передать сообщение от создателя зрителю и поделиться изображением, чувством или опытом. Материал может содержать воспоминания и взаимные переживания во времени и влиять на мысли и чувства. Исследование показало, что пары, у которых есть больше вещей, которые были совместно приобретены, и у которых больше любимых вещей, были более качественные отношения.
Исследователи из области социологии, психологии и антропологии также были очарованы дарением подарков — универсальным феноменом, который имеет эмоциональное значение с использованием материальной культуры. По словам Шиффелина, «дарение подарков — это средство выполнения социальных обязательств и политического маневра». Мосс определяет подарок как создание особой связи между дарителем и получателем. По словам Маусса, даритель никогда не покидает подарок, а становится частью будущего получателя, вставляя подарок в свою жизнь. Подарок в какой-то момент приводит к другому подарку в ответ, что создает особую взаимную связь между людьми.
Литература
- на русском языке
- на других языках
- Renfrew, Colin & Bahn, Paul (2004), Archaeology: Theories, Methods and Practice (4th ed.), London: Thames & Hudson, с. 12, ISBN 0-500-28441-5
- Berger, Arthur Asa (2009), What Objects Mean: An Introduction of Material Culture, Walnut Creek, CA: Left Coast Press Inc., с. 93, ISBN 9781598744118
- Dant, Tim (1999-08-01), , McGraw-Hill Education (UK), ISBN 9780335198214
- Fagan, Brian M. (1997), Archaeology, New York: Addison Wesley Longman Inc., с. 15–18, ISBN 0673525252
- Koch G. (англ.)русск. (1961), Die Materielle Kulture der Ellice-Inseln, Berlin: Museum fur Volkerkunde (Ethnological Museum of Berlin); The English translation by Guy Slatter, was published as The Material Culture of Tuvalu, University of the South Pacific in Suva (1981)
- Koch, Gerd (1986), Materielle Kultur der Gilbert-Inseln, Berlin: Museum fur Volkerkunde (Ethnological Museum of Berlin), The English translation by Guy Slatter, was published as The Material Culture of Kiribati, University of the South Pacific in Suva (1986) ISBN 9789820200081
- Koch, Gerd (1971), Die Materielle Kultur der Santa Cruz-Inseln, Berlin: Museum fur Volkerkunde (Ethnological Museum of Berlin)
- Koch, Gerd (1973), «Possibilities and limitations of ethnographic film work», Vision 10: 28–33
- Mauss, Marcel (2000-01-01), , W. W. Norton & Company (англ.)русск., ISBN 9780393320435
- Moran, Anna & O’Brien, Sorcha (2014-08-28), , A&C Black, ISBN 9781472517180
- Woodward, Ian (2007), Understanding Material Culture, New York, New York: SAGE Publications Ltd, ISBN 0761942262
↑ Функции культуры
Функция | Содержание функции |
Познавательная | Культура служит особым способом освоения мира, что воплощается в практической деятельности людей — в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности. |
Регулятивная | Посредством социальных норм, ценностей, традиций и знаний культура создает устойчивые условия жизни, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе. |
Коммуникативная | Культура способствует общению, взаимодействию индивидов, так как ее основой является язык.Благодаря культуре происходит сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение |
Социализации | Основы материальной и духовной культур накапливаются в ходе истории и передаются в знаниях и практическом опыте другим поколениям. |
Гедонистическая | Культура выступает средством развлечения, удовлетворения эстетических и духовных потребностей. |
В ХХ веке в философии широкое распространение получило понятие «диалог культур».
Диалог культур — это процесс взаимодействия, взаимопроникновения и взаимовлияния различных культур как форма сосуществования народов.
Диалог культур предполагает также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших неповторимый комплекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культурных образований, — речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.
В качестве иллюстрации диалога культур можно привести изучение иностранных языков в школе, трансляции кинофильмов разных стран мира, проведение национальных праздников, этнических фестивалей, международных спортивных состязаний, присутствие на праздничных столах блюд разных национальностей и т.д.
Духовная культура
Духовная культура очень сложная как по составу, так и по значению, которое она имела и имеет для развития человечества, для сохранения его как гуманного существа.
К духовной культуре относят идеи, теории, концепции, религию, философию, психологию, искусство в самом широком его понимании. Все, что создано человеческой мыслью и таланта относится к этой части культуры. Результаты духовной деятельности, например, предметы искусства, также помогают ученым восстановить образ жизни наших предков, понять, как понимал прекрасное наш предок. И если поиск и изучение древних артефактов, это прерогатива археологов, то исследуют духовную культуру представители многих других наук; предметы искусства внимательно анализируют искусствоведы, верования, сказания, предания, мифы, сказки – филологи и психоаналитики.
Общая характеристика
Под материальной культурой понимают совокупность предметов, устройств, сооружений, то есть искусственно сотворенный человеком предметный мир. Иногда его называют «Второй природой».
Выделяют:
- продуктивно-предметную составляющую материальной культуры, или, собственно, артефакты — искусственно созданные человеком и используемые им природные объекты;
- технологическую составляющую материальной культуры — процессы, средства и способы создания и использования предметного мира.
Кроме того, выделяют техническую культуру создателей и потребителей предметного мира — это субъективная сторона материальной культуры.
Материальная культура рассматривается на разных уровнях: от единичных предметов, процессов и людей до глобальных цивилизаций.
Литература
- на русском языке
- на других языках
- Renfrew, Colin & Bahn, Paul (2004), Archaeology: Theories, Methods and Practice (4th ed.), London: Thames & Hudson, с. 12, ISBN 0-500-28441-5
- Berger, Arthur Asa (2009), What Objects Mean: An Introduction of Material Culture, Walnut Creek, CA: Left Coast Press Inc., с. 93, ISBN 9781598744118
- Dant, Tim (1999-08-01), , McGraw-Hill Education (UK), ISBN 9780335198214
- Fagan, Brian M. (1997), Archaeology, New York: Addison Wesley Longman Inc., с. 15–18, ISBN 0673525252
- Koch G. (англ.)русск. (1961), Die Materielle Kulture der Ellice-Inseln, Berlin: Museum fur Volkerkunde (Ethnological Museum of Berlin); The English translation by Guy Slatter, was published as The Material Culture of Tuvalu, University of the South Pacific in Suva (1981)
- Koch, Gerd (1986), Materielle Kultur der Gilbert-Inseln, Berlin: Museum fur Volkerkunde (Ethnological Museum of Berlin), The English translation by Guy Slatter, was published as The Material Culture of Kiribati, University of the South Pacific in Suva (1986) ISBN 9789820200081
- Koch, Gerd (1971), Die Materielle Kultur der Santa Cruz-Inseln, Berlin: Museum fur Volkerkunde (Ethnological Museum of Berlin)
- Koch, Gerd (1973), «Possibilities and limitations of ethnographic film work», Vision 10: 28–33
- Mauss, Marcel (2000-01-01), , W. W. Norton & Company (англ.)русск., ISBN 9780393320435
- Moran, Anna & O’Brien, Sorcha (2014-08-28), , A&C Black, ISBN 9781472517180
- Woodward, Ian (2007), Understanding Material Culture, New York, New York: SAGE Publications Ltd, ISBN 0761942262
↑ Понятие «культура»
В современной культурологии и философии существует много определений и трактовок понятия «культура».
Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
- Технологический (культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества).
- Деятельностный (культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность).
- Ценностный (культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей).
Начиная с I в. до. н. э. слово «культура» (от лат. — уход, обработка, возделывание земли) стало обозначать воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.
На основании многочисленных трудов различных учёных понятие «культура» можно определить следующим образом.
Культура в широком смысле — все, что создал человек.
Другими словами, под культурой подразумевается созданная человечеством искусственная среда существования (архитектурные здания и сооружения, предметы быта, результаты научных и технических достижений) и самореализации (традиции, ценности, модели поведения, верования), которые создаются и устанавливаются людьми, а также передаются из поколения в поколение.
Культура в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовный ценности.
Культура также включает в себя институты и учреждения, которые обеспечивают сохранность и преемственность ее основ, а также создание новых материальных и духовных ценностей. Каждое общество создает свою собственную культуру, что, в свою очередь, приводит к возникновению различных видов культур, но существуют элементы пронизывающие все мировые культуры — это культурные универсалии.
Культурные универсалии — это нормы и ценности, которые присущи всем культурам. Их исследованием занялся американский социолог Дж. Мердок, который впоследствии выделил большое разнообразие культурных универсалий таких как язык, религия, искусство, воспитание, обычаи, нормы поведения и т. д.
Литература
- на русском языке
- на других языках
- Renfrew, Colin & Bahn, Paul (2004), Archaeology: Theories, Methods and Practice (4th ed.), London: Thames & Hudson, с. 12, ISBN 0-500-28441-5
- Berger, Arthur Asa (2009), What Objects Mean: An Introduction of Material Culture, Walnut Creek, CA: Left Coast Press Inc., с. 93, ISBN 9781598744118
- Dant, Tim (1999-08-01), , McGraw-Hill Education (UK), ISBN 9780335198214
- Fagan, Brian M. (1997), Archaeology, New York: Addison Wesley Longman Inc., с. 15–18, ISBN 0673525252
- Koch G. (англ.)русск. (1961), Die Materielle Kulture der Ellice-Inseln, Berlin: Museum fur Volkerkunde (Ethnological Museum of Berlin); The English translation by Guy Slatter, was published as The Material Culture of Tuvalu, University of the South Pacific in Suva (1981)
- Koch, Gerd (1986), Materielle Kultur der Gilbert-Inseln, Berlin: Museum fur Volkerkunde (Ethnological Museum of Berlin), The English translation by Guy Slatter, was published as The Material Culture of Kiribati, University of the South Pacific in Suva (1986) ISBN 9789820200081
- Koch, Gerd (1971), Die Materielle Kultur der Santa Cruz-Inseln, Berlin: Museum fur Volkerkunde (Ethnological Museum of Berlin)
- Koch, Gerd (1973), «Possibilities and limitations of ethnographic film work», Vision 10: 28–33
- Mauss, Marcel (2000-01-01), , W. W. Norton & Company (англ.)русск., ISBN 9780393320435
- Moran, Anna & O’Brien, Sorcha (2014-08-28), , A&C Black, ISBN 9781472517180
- Woodward, Ian (2007), Understanding Material Culture, New York, New York: SAGE Publications Ltd, ISBN 0761942262
Литература
- на русском языке
- на других языках
- Renfrew, Colin & Bahn, Paul (2004), Archaeology: Theories, Methods and Practice (4th ed.), London: Thames & Hudson, с. 12, ISBN 0-500-28441-5
- Berger, Arthur Asa (2009), What Objects Mean: An Introduction of Material Culture, Walnut Creek, CA: Left Coast Press Inc., с. 93, ISBN 9781598744118
- Dant, Tim (1999-08-01), , McGraw-Hill Education (UK), ISBN 9780335198214
- Fagan, Brian M. (1997), Archaeology, New York: Addison Wesley Longman Inc., с. 15–18, ISBN 0673525252
- Koch G. (англ.)русск. (1961), Die Materielle Kulture der Ellice-Inseln, Berlin: Museum fur Volkerkunde (Ethnological Museum of Berlin); The English translation by Guy Slatter, was published as The Material Culture of Tuvalu, University of the South Pacific in Suva (1981)
- Koch, Gerd (1986), Materielle Kultur der Gilbert-Inseln, Berlin: Museum fur Volkerkunde (Ethnological Museum of Berlin), The English translation by Guy Slatter, was published as The Material Culture of Kiribati, University of the South Pacific in Suva (1986) ISBN 9789820200081
- Koch, Gerd (1971), Die Materielle Kultur der Santa Cruz-Inseln, Berlin: Museum fur Volkerkunde (Ethnological Museum of Berlin)
- Koch, Gerd (1973), «Possibilities and limitations of ethnographic film work», Vision 10: 28–33
- Mauss, Marcel (2000-01-01), , W. W. Norton & Company (англ.)русск., ISBN 9780393320435
- Moran, Anna & O’Brien, Sorcha (2014-08-28), , A&C Black, ISBN 9781472517180
- Woodward, Ian (2007), Understanding Material Culture, New York, New York: SAGE Publications Ltd, ISBN 0761942262
Виды культуры
Многообразие культур можно классифицировать по-разному. В зависимости от того, кто создаёт культуру, различают массовую, элитарную и народную культуры.
Культура может подразделяться на материальную и духовную в зависимости от результатов деятельности человека.
По вероучению различают христианскую, исламскую, иудейскую, буддийскую культуры. Такая культура присуща определённым религиям и религиозным учениям: христианству, исламу, буддизму.
По носителю культуры различают мировую и национальную (этническую) культуры. В рамках национальной культуры выделяют отдельные сферы – субкультуры и контркультуры.
Массовая культура
Массовая культура носит развлекательный характер и направлена на получение прибыли. Она проста в изложении и благодаря этому доступна всем. Продукты такой культуры создаются специалистами с учётом востребованности и популярности того или иного явления на данный момент (например, жёлтая пресса, развлекательная литература, поп-музыка, реклама, мода).
Элитарная культура
Для элитарной культуры характерна сложность содержания. Она создаётся представителями высших слоёв общества (элитой) либо по их заказу. Произведения культуры нешаблонные, уникальные и ориентированы на элиту. Такие произведения доступны для понимания преимущественно ценителям, знатокам и высокообразованным людям. Примером могут служить артхаусное кино, высокоинтеллектуальная литература.
Народная культура
Создатели такой культуры неизвестны. Произведения характерны для определённых народов, наций. Они передаются следующим поколениям, как правило, в устной форме (например, фольклор, народные инструменты, народные традиции, народная медицина).
Материальная культура
Под материальной культурой понимаются искусственно созданные человеком предметы, материальные ценности – вещи, изделия, устройства, сооружения. В качестве примера можно привести книги, постройки, украшения, одежду, пищу, орудия труда, картины и т. д.
Духовная культура
Под духовной культурой понимается совокупность нематериальных элементов, созданных человеком. К ним можно отнести религию, нормы, церемонии, ритуалы, язык, мифы, знания, обычаи, мораль, научные теории и т. д.
Мировая культура
Мировая культура – это результаты творческой деятельности всех национальных культур различных народов. По географическому признаку всю мировую культуру можно разделить на европейскую, азиатскую, африканскую, латиноамериканскую, североамериканскую культуры.
Национальная (этническая) культура
Национальная или, как её ещё называют, этническая культура представляет — это материальные и духовные ценности одной нации или этнической группы. Такая культура совмещает в себе культуры различных социальных слоёв, этнических групп или наций, характеризуется единством территории, государственностью и общностью экономической жизни.
Субкультура
Субкультура — это культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества. У этой группы свои убеждения, взгляды на жизнь и поведение, отличное от широкой публики. Можно выделить молодёжные (например, эмо, готы, панки), криминальные (например, гопники), религиозные и даже профессиональные субкультуры (присущие определённым религиозным верованиям и профессиям соответственно).
Контркультура
Контркультура обозначает такую особую сферу культуры, которая не просто отличается от господствующей культуры, но находится в конфликте с основными её ценностями, нормами, моралью. Представители контркультур отвергают устоявшиеся принципы и нормы (например, хиппи в США или стиляги в СССР).
↑ Формы культуры: элитарная, народная, массовая
Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.
Понятие «элитарная» происходит от слова «элита». Элита («elite» — «лучший») — это высший слой общества, отличающийся высоким уровнем образованности и благосостояния. Продукты элитарной культуры создаются для данного слоя общества или по его заказу мастерами и профессионалами своего дела в единичном экземпляре. Элитарная культура рассчитана на узкий круг ценителей. Ведь, например, высокая мода, искусство авангардистов, классическая музыка и классические литературные произведения, театральные постановки, опера и балет воспринимаются и принимаются не всеми. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека.
Данный вид культуры не ставит своей целью получение прибыли и коммерческой выгоды, но, не смотря на это, элитарные произведения приносят мастерам и признание, и доход.
Примером элитарной культуры может служить классическая музыка, опера или балет, картины Пабло Пикассо или К.Малевича, книги Франца Кафки, художественные фильмы А. Тарковского
Массовая (популярная) – понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления.
Понятие «массовая» происходит от слова «масса» (в этом контексте понимается как «большое количество народа, толпа»). Массовая культура общедоступна и популярна — это культура масс. Она появилась в середине XX века с распространением и развитием средств массовой информации и стала доступна в большинстве стран мира для разных слоев населения. Результаты массовой культурой ежедневно производятся и потребляются в больших объемах практически во всех странах мира. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Именно большой (массовый) спрос на продукты массового производства приносят огромный доход их производителям
Поэтому еще одной важной особенностью массовой культуры является направленность на коммерческую выгоду. Продукты массовой культуры общедоступны, понятны, не требуется специальной подготовки и высокого уровня образования
Примерами проявления массовой культуры могут служить эстрадная музыка, сериалы, ток-шоу, блокбастеры. К материальным продуктам относятся популярные по всему миру джинсы, напитки компании Coca-Cola, сотовые телефоны, автомобили и т п.
В настоящее время появилась еще одна форма массовой культуры — экранная (компьютерная). Например, получившие большое распространение и популярность компьютерные игры и социальные сети.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
Народная культура создается народом, а ее разновидность национальная — нацией. К ней относятся мифы и легенды, песни и танцы, сказания и сказки, пословицы и поговорки, а также ритуалы, обряды и традиции народа. В народных произведениях раскрывается специфический, яркий и уникальный народный или национальный опыт, особенности менталитета, моральные, нравственные и религиозные нормы и ценности. Одной из особенностей народной культуры является отсутствие автора, так создается народом. Она существует преимущественно в устной форме (фольклор), поэтому к народной культуре помимо сказок, народных танцев и легенд, можно отнести анекдоты и «городской шансон». Народная культура уникальна — она рождается из особенностей исторического прошлого народа, своеобразия природы, климата и географического положения, менталитета и религиозных воззрений.
Народная культура, в отличие от других форм культуры, проявляется во всех областях жизни народа: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве.
Важно понимать, что в современном мире все чаще все формы культуры смешиваются, оказывают влияние друг на друга. Так, например, классическую музыку обрабатывают современной аранжировкой и она становится популярной (взаимовлияние элитарной и массовой культур), для постановки современных танцев используют народные песни и мотивы (взаимовлияние народной и массовой культур)
↑ Материальная и духовная культура
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.
Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека — это предметы ремесел, техника, здания и сооружения, орудия труда и т. д.
Иными словами, это все материальные предметы, которые созданы руками человека. Предметы материальной культуры постоянно используются людьми, и в ходе исторического процесса непрерывно совершенствуются.
Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению — это все системы знаний и верований, нормы и ценности, которые накапливаются поколениями и передаются новым.
Кроме того, духовная культура включает в себя философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию, моральные и нравственные основы, правила обучения и воспитания.
Деление культуры на материальную и духовную условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно всё же существует.
Материальная и духовная культура настолько обширны, что были названы «второй природой», потому что также как и натуральная природа стала средой обитания человека, только не естественной, а искусственной. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны.
Индустрия наследия
Эти статуи являются культурным наследием Индии.
Музеи и другие хранилища материальной культуры по самой своей природе часто являются активными участниками индустрии наследия . Индустрия наследия, определяемая как «управление местами, которые важны для истории региона, и поощрение людей к их посещению», в значительной степени опирается на материальную культуру и объекты для интерпретации культурного наследия. Индустрия подпитывается циклом людей, посещающих музеи, исторические места и коллекции, чтобы взаимодействовать с идеями или физическими объектами прошлого. В свою очередь, учреждения получают прибыль за счет денежных пожертвований или вступительных взносов, а также рекламы, которая идет с молвы.
Эти отношения спорны, поскольку многие считают, что индустрия наследия искажает значение и важность культурных объектов. Часто ученые- гуманитарии критически относятся к индустрии наследия, особенно к культурному наследию, считая ее вульгарным упрощением и искажением исторических фактов и важности
Другие считают, что отношения и финансовая стабильность, которые они приносят, часто являются элементом, который позволяет кураторам , исследователям и директорам сохранять наследие материальной культуры.
Общая характеристика
Под материальной культурой понимают совокупность предметов, устройств, сооружений, то есть искусственно сотворенный человеком предметный мир. Иногда его называют «Второй природой».
Выделяют:
- продуктивно-предметную составляющую материальной культуры, или, собственно, артефакты — искусственно созданные человеком и используемые им природные объекты;
- технологическую составляющую материальной культуры — процессы, средства и способы создания и использования предметного мира.
Кроме того, выделяют техническую культуру создателей и потребителей предметного мира — это субъективная сторона материальной культуры.
Материальная культура рассматривается на разных уровнях: от единичных предметов, процессов и людей до глобальных цивилизаций.
Археология
Археолог ищет доказательства стеклянных предметов среди руин
Археология — это изучение человечества посредством логического анализа материальной культуры, чтобы в конечном итоге получить понимание повседневной жизни прошлых культур и всеобъемлющей тенденции человеческой истории. Археологическая культура является повторяющимся собранием из артефактов от времени , определенного места и, чаще всего , что нет письменной запись. Затем эти физические артефакты используются, чтобы делать выводы об эфемерных аспектах культуры и истории. В более поздних обществах письменные истории, устные традиции и прямые наблюдения также могут быть доступны для дополнения изучения материальной культуры.
Начиная с европейского Возрождения и увлечения культуры классическими древностями, изучение артефактов давно утраченных культур привело к появлению многих форм археологической теории , таких как транскультурная диффузия , процессная археология и постпроцессная археология . Кроме того, в этой области появились археологические суб-дисциплины, в том числе доисторическая археология , классическая археология , историческая археология , когнитивная археология и культурная экология . В последнее время научная методология и подход к анализу доисторической материальной культуры стали преобладающими с систематическими методами раскопок, дающими подробные и точные результаты.