§ 5. лирика

Лирика Возрождения

Европейская лирика получает особенное развитие в Италии в XIV веке. Ещё в XIII веке под влиянием провансальцев начинают появляться итальянские трубадуры; особенно много их было при дворе императора-поэта Фридриха II (см. Итальянская литература).

Поэты так называемой сицилийской школы подготовили будущий расцвет итальянской лирики и выработали её две главнейшие формы: канцону и сонет. Одновременно с этим в Средней Италии развилась духовная лирика — laude, хвалебные песни Богу, проникнутые крайним мистицизмом.

В так называемой философской лирической школе флорентийских поэтов платоническая любовь приобретает нравственно-аллегорический смысл, открыть который без комментария часто невозможно. У Данте, впрочем, аллегоризм несколько менее запутан; среди его канцон есть и пьесы, относящиеся к «низшей» любви. Высокого совершенства формы и психологической художественности достигают канцоны и сонеты Петрарки, воспевающие или оплакивающие его возлюбленную Лауру; любовный платонизм достигает здесь своего высшего выражения, основанного на эстетическом такте и вкусе поэта. Влияние сонетов Петрарки на последующую лирическую поэзию даже далеко за пределами Италии постепенно возрастает, достигая кульминационного пункта в так называемом петраркизме XVI в.

Развивается, однако, и более народная форма лирической поэзии: таковы политические песни народного флорентийского поэта Буркьелло и strambotti Лионардо Джустиниани.

Народный характер носят и лирические произведения Лоренцо Медичи Великолепного. Ballate, barzellette, frottoli восходят к народной плясовой песне, известной и в ранней поре провансальской лирики; они приурочивались обыкновенно к праздничной обрядности и в Италии были связаны с карнавалом (canti Carnavaleschi). В северной Франции, где труверская поэзия всегда была ближе к народной лирике, чем на юге, в конце XIII в. она приобретает ещё более народный характер, когда из феодального замка переходит на городскую площадь.

Среди городского населения образовались литературные общества (puis), выдававшие призы за лучшие пьесы. Разные виды мещанской лирики Франции носят названия dits, chansons, complaintes и др. Среди этой мещанской поэзии выдвинулся один вполне личный поэт Рютбеф, парижский бедняк, отзывчивый к злобе дня. Поэзия вагантов носит интернациональный характер; крупнейший сборник их произведений, «Carmina Burana», возник в Германии.

Отзвуки труверской лирики продолжаются во Франции и в XIV веке; всё внимание обращено на форму, несколько обновлённую народным влиянием. Излюбленными видами лирики были rondeau (хороводная песнь), vireloi, ballade, chant royal.. Особенно вошли в моду баллады, распространённые столько же, сколько сонеты в Италии

Последним рыцарем-поэтом был Карл, герцог Орлеанский. Другой выдающийся поэт XV века во Франции, Франсуа Вийон, опять вводит нас в среду беднейшего класса населения, близкую к Рютбефу.

Особенно вошли в моду баллады, распространённые столько же, сколько сонеты в Италии. Последним рыцарем-поэтом был Карл, герцог Орлеанский. Другой выдающийся поэт XV века во Франции, Франсуа Вийон, опять вводит нас в среду беднейшего класса населения, близкую к Рютбефу.

Жанры лирики Пушкина и Лермонтова

А. С. Пушкин писал в разных лирических жанрах. Это:

  • Ода. Например, «Вольность» (1817).
  • Элегия – «Погасло дневное светило» (1820).
  • Послание – «К Чаадаеву» (1818).
  • Эпиграмма – «На Александра!», «На Воронцова» (1824).
  • Песня – «О вещем Олеге» (1822).
  • Романс – «Я здесь, Инезилья» (1830).
  • Сонет, сатира.
  • Лирические сочинения, выходящие за рамки традиционных жанров – «К морю», «Деревня», «Анчар» и многие другие.

Многогранна и тематика у Пушкина: гражданская позиция, проблема свободы творчества и многие другие темы затрагиваются в его произведениях.

§ 5. лирика

Разнообразные жанры лирики Лермонтова составляют основную часть его литературного наследия. Он является продолжателем традиций гражданской поэзии декабристов и Александра Сергеевича Пушкина. Изначально самым любимым жанром был монолог-исповедь. Затем — романс, элегия и многие другие. А вот сатира и эпиграмма встречаются в его творчестве крайне редко.

Стихотворение

§ 5. лирика

Стихотворение — основной жанр лирики, который знаком всем без исключения. Это произведение относительно небольшого размера, написанное обязательно стихами.

В широком смысле под стихотворением понимают произведения разных жанров и даже типов, к ним нередко относят элегии, сонеты и баллады, но в XIX-XX веках существовало более четкое определение. В этот период под стихотворением понимали исключительно произведение, позволяющее отразить внутренний мир автора, многосторонние проявления его души, оно должно было быть связано с лиризмом.

С развитием классического стихотворения более ясным стало его предназначение для лирического освоения мира. Отдельно подчеркивалось, что в стихотворении автор всегда стремится соединить жизнь в одном мгновении, сосредоточившись на состоянии окружающего мира. В этой основополагающей функции жанр лирики стихотворение противопоставляется новеллам и рассказам, написанным в стихах, а также лирическим поэмам, в которых описывается большое количество взаимосвязанных между собой переживаний.

Можно встретить много примеров стихотворений в творчестве Пушкина. Жанр лирики, которому посвящен этот раздел нашей статьи, был для него одним из основных в работе. В качестве иллюстрации можно привести стихотворение «Зимняя дорога».

Античная лирика

В первый период древнегреческой лирики она пелась главным образом под аккомпанемент флейты, сохранившийся и позже. На Лесбосе появляется усовершенствованная струнная гитара, приписываемая Терпандру. К лесбийской, или эолийской, школе принадлежал и Алкей, сочинявший хоровые политические песни, гимны богам, а также песни, посвящённые вину и любви.
Современницей и соотечественницей Алкея была известная Сапфо. Иной характер носила дорийская школа; она выработалась из хороводной песни, связанной с богослужебным обрядом. Древнейшими авторами хоровых песен, воспевавших политические события, были Алкман и Стесихор. Последний считается первым автором буколической пастушеской песни. Влияние дорийской школы распространилось и на южную Италию, где жил поэт Ивик, произведения которого носят чисто эротический характер. Эротическая лирика достигла высшего своего совершенства у поэта ионийской школы Анакреонта (VI век до н. э.).

Другой поэт той же школы, Симонид, обращался в своей лирике к политическим событиям. Он писал хвалебные песни в честь победителей на общественных играх (эпиникии), получивишие высшее развитие у Пиндара (также VI в.). Пиндар соединил в себе влияние дорийской и эолийской школ. Он писал во всех видах хоровой поэзии: гимны богам, дифирамбы, песни для процессий, или прозодии, плясовые или мимические песни, девичьи хороводные, застольные и хвалебные оды. Победы на играх приносили славу не только самому победителю, но и его народу или племени. Поэтому одам Пиндара придавали высокое значение, и сам он видел в них общественный подвиг. В V и IV вв. элегии и застольные песни сочиняли Ион Хиосский, Дионисий афинянин, Критий и др.

Из лириков последней поры греческой литературы, так называемого александрийского периода, выдаётся Каллимах. В III в. в Сицилии снова возрождается пастушеская поэзия. Её высшим выразителем был Феокрит, пьесы которого носят лирико-эпический характер. За Феокритом следуют Мосх и Бион. Греческая лирика, развившись из народной песни, выработала, таким образом, определённые виды поэзии: оду, элегию, любовную песню и буколическую поэму (см. Древнегреческая литература).

Древнейшие виды латинской лирической поэзии — народного происхождения и принадлежат к религиозной лирике; таковы песнь арвальских братьев и песни жрецов салиев. Литературного развития они не получили; вся лирическая поэзия последующего времени подражает греческим образцам. Высокого совершенства достигла латинская лирика в лице поэтов I в. до н. э. — Катулла, Вергилия, Горация, Тибулла, Проперция, Овидия.

Катулл писал во всех видах лирики, выработанных греками; выдающуюся роль в его стихотворениях играет любовь. Лирический характер носит и длинная поэма Лукреция «О природе». «Буколики» Вергилия состоят из эклог (так назывались в Риме короткие стихотворения), отчасти подражающих Феокриту; вкладывая в уста пастухам несвойственные им мысли и злобу дня, они ложатся в основу условной пастушеской поэзии. Гораций в своих этюдах подражал Архилоху.

Оды Горация носят совершенно другой характер, чем оды Пиндара; одни из них выражают личные чувства или настроения поэта, другие имеют морализирующее содержание, третьи относятся к политическим событиям.

Тибулл — создатель латинской эротической элегии; Проперций следовал более александрийской школе, чем древнегреческой, вследствие чего его элегии блистают учёностью и испещрены мифологическими тонкостями. Овидий в юношеских годах творил в жанре любовной элегии; таковы его знаменитые «Amores».

Эпистола и эпиграмма

Весьма популярно в литературе эпистолярное лирическое произведение. Это ни что иное, как послание. Данный жанр позволяет раскрыть самые сокровенные чувства и желания. Стоит вспомнить лишь хрестоматийный пример послания – пушкинское «К Чаадаеву». Или стихотворение С. Есенина «Письмо Матери»

Важно отметить, что бывают случаи, когда данный жанр включает в себя элементы элегии. Например, послание А

Пушкина к А. П. Керн (знаменитое «Я помню чудное мгновенье»). Здесь помимо обращения к любимой есть и размышление о своих ощущениях, своеобразная рефлексия того, что происходило с поэтом во время встреч с любимой.

Эпиграмма (еще ее называют «сатира») – еще один жанр лирики. Эти произведения весьма коротки, их главная задача – высмеять кого-либо. Сатира может быть более развернутой, она обличает какое-либо общественное явление. В этом жанре весьма успешен был поэт XVIII века Кантемир.

Разновидности по жанрам

Жанры лирики многообразны. Это:

1. Гимн – лирическая песнь, выражающая празднично-приподнятое чувство, образовавшееся от какого-то хорошего события или исключительного переживания. Например, «Гимн чуме» А. С. Пушкина.

2. Инвектива. Означает внезапное обличение или сатирическое высмеивание реального лица. Для данного жанра характерна смысловая и структурная двуплановость.

3. Мадригал. Изначально это были стихотворения, изображающие сельскую жизнь. Спустя несколько столетий мадригал существенно трансформируется. В 18-19 веках это лирические произведения свободной формы, воспевающие красоту женщины и содержащие комплимент. Жанр интимной поэзии встречается у Пушкина, Лермонтова, Карамзина, Сумарокова и других.

4. Ода – хвалебная песнь. Это поэтический жанр, окончательно сформировавшийся в эпоху классицизма. В России данный термин введен В. Тредиаковским (1734 год). Теперь она уже отдаленно связана с классическими традициями. В ней происходит борьба противоречивых стилевых тенденций. Известны торжественные оды Ломоносова (развивающие метафорический стиль), анакреонтические — Сумарокова, синтетические — Державина.

5. Песня (песнь) – одна из форм словесно-музыкального искусства. Бывают лирические, эпические, лиро-драматические, лиро-эпические. Лирическим песням не свойственно повествование, изложение. Для них характерно идейно-эмоциональное выражение.

6. Послание (письмо в стихах). В русской литературе 18 века данная жанровая разновидность была чрезвычайно популярна. Послания писали Державин, Кантемир, Костров, Ломоносов, Петров, Сумароков, Тредиаковский, Фонвизин и многие другие. В первой половине 19 столетия они также были в ходу. Их пишут Батюшков, Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

7. Романс. Так называется стихотворение, имеющее характер любовной песни.

8. Сонет – твердая стихотворная форма. Состоит из четырнадцати строк, которые, в свою очередь, распадаются на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета).

9. Стихотворение. Именно в 19-20 веках данная структура становится одной из лирических форм.

10. Элегия – еще один популярный жанр лирической поэзии меланхолического содержания.

11. Эпиграмма – короткое стихотворение лирического склада. Характеризуется большой свободой содержания.

12. Эпитафия (надгробная надпись).

Виды лирики

§ 5. лирика

Как литературный род лирика была сформирована в Древней Греции. Наивысший расцвет произошел в Древнем Риме. Популярные античные поэты: Анакреонт, Гораций, Овидий, Пиндар, Сапфо. В эпоху Возрождения особо выделяются Шекспир и Петрарка. А в 18-19 веках мир был потрясен поэзией Гете, Байрона, Пушкина и многих других.

Разновидности лирики как рода: по выразительности – медитативная или суггестивная; по тематике – пейзажная или урбанистическая, социальная или интимная и т. д.; по тональности – минорная или мажорная, комическая или героическая, идиллическая или драматическая.

Виды лирики: стихотворная (поэзия), драматизированная (ролевая), прозаическая.

Лирика XVI—XVIII веков

В новую фазу самостоятельного развития французская лирика входит в начале XVI века. Её обновляют идеи гуманизма и Реформации, но форма ещё не оторвалась от средневековья. Сборник стихотворений Маргариты Наваррской живо отражает светлые надежды и широкие взгляды начала французского Возрождения. Самым талантливым поэтом того времени был Клеман Маро.

Реформационное движение в Германии вызвало оживление и в лирике, преимущественно религиозного характера. Уже в XV в. сочинял духовные пьесы Генрих фон Лауфенберг, пользуясь при этом формой народной песни; этот-то вид лирической поэзии и обновил Лютер.

К религиозной лирике можно отнести и полемические пьесы Ульриха фон Гуттена. Немецкая лирика XVI в., как и французская, носит национальный характер и близка к мейстерзингерам; но как во Франции, так и в Германии национальная лирика отступает перед петраркизмом, то есть подражанием петрарковым сонетам. Главным петраркистом XVI в. в Италии был Пьетро Бембо. Во Франции первым подражателем Петрарки является Меллен де Сен-Желе.

Это движение особенно сильно отразилось в Англии. Здесь до XVI в. лирика была вообще мало развита: существовала народная песня обрядовая и бытовая, как это можно полагать по отрывкам песен у Шекспира, но особенным расположением пользовалась лирико-эпическая песня, воспевавшая подвиги Робин Гуда.

Попытка Чосера ввести французскую балладу не привилась. Таким образом, здесь сонетам не пришлось вытеснять национальную лирику. Ряд английских сонетистов начинается с Т. Уайетта и Г. Суррея; за ними следуют Ф. Сидни, Шекспир и др. Сонетизм продолжается в литературах Италии, Франции, Англии и в XVII в. и принимает здесь вместе с мадригалом и эпиграммой салонный характер, осмеянный Мольером.

В Италии и Испании он обновился новой манерностью под влиянием поэтов Дж. Марино и Л. де Гонгора. Из французских сонетистов XVI и XVII в. выделяются П. де Ронсар, В. Вуатюр, Ж.-Л. де Бальзак. Этим видом поэзии не пренебрегал и П. Корнель. В Германии сонетизм процветал у так называемых Пегницшеферов (нем. Pegnitzschäfer). Итальянские моды, распространившиеся по Европе вместе с гуманизмом, принесли и больший интерес к древним.

Жоашен дю Белле (в середине XVI в.), отвергнув все виды поэзии, унаследованной от средних веков, рекомендовал прежде всего античную лирику: оды, элегии, анакреонические песни, эпиграммы, сатиры и т. д., и только вдобавок указывал на сонеты. С этих пор на протяжении всего времени господства так называемого ложноклассического направления мы видим в лирике именно эти её виды. Они процветали и во Франции, и в Германии, и в России, как только она восприняла западноевропейскую цивилизацию.

Напыщенную ложноклассическую[] придворную оду во Францию ввёл впервые Ронсар. За ним следовал Ф. де Малерб; известны также оды Н. Буало, Ш. Перро, А. де Ламотта и др., но вообще весь ложноклассический период очень беден лирикой и значительного ничего в этой области не произвёл[источник не указан 1651 день]. Лирическая поэзия оживает во Франции только в конце XVIII в. в элегиях и ямбах Андре Шенье, черпавшего вдохновение у древнегреческих лириков.

В Германии псевдоклассицизм и подражание Франции также произвели придворную оду. Национальная традиция долго держалась только в виде студенческой лейпцигской песни и пробудилась к новой жизни лишь под влиянием патриотизма. Таковы «Прусские военные песни гренадера» И. Глейма, вызвавшие множество подражаний.

Длинный ряд русских од начинается с оды на взятие Данцига В. К. Тредиаковского, слепо следовавшего Буало. Из 19 од М. В. Ломоносова многие не поднимаются выше обыкновенной придворной оды, но есть между ними и такие, сюжеты которых близки сердцу Ломоносова и глубоко прочувствованы; таковы, например, ода из книги Иова, «Рассуждения о Божием величии» и многие другие.

Г. Р. Державин умел соединять напыщенность оды с разнообразием сатиры и искусно пользовался описаниями природы. Особенно знаменита его ода «Бог». Он писал также подражания псалмам, анакреонтические песни и др. Рядом с Державиным было много сочинителей од, менее талантливых и искренних. Потребность сочинять оды стала чем-то вроде болезни века и была, наконец, осмеяна Дмитриевым в «Чужом Толке».

XVIII век, несмотря на своё увлечение ложноклассицизмом, не гнушался и народной песнью. Екатерина II любила этот вид лирики и вставляла народные песни в свои комедии. Тогда же богатые люди стали содержать хоры песенников, что отозвалось в народной лирике так наз. «лакейскими песнями». Одна из лучших песен этого рода, «Вышел барин из лесочку», пелась ещё в начале XX века.

Лирика XIX века

Романтизм дал могучий толчок развитию лирики. На возрождение лиризма во второй половине XVIII в. в Германии повлияло то, что литературный вкус далеко перешагнул за узкие границы, поставленные ему классицизмом; восстановлены права индивидуализма, как национального, так и личного, и литературу охватило горячее стремление вложить в искусство новые идеи. Когда немецкий романтизм охватил все литературы Европы, они также стали лирическими; в этом сказалось влияние Гёте, Ф. Шиллера, Г. Бюргера, Л. Уланда и Л. Тика.

Английские романтики У. Вордсворт, С. Кольридж, Р. Саути, Байрон, П. Шелли, Джон Китс являются по преимуществу лирическими поэтами. То же можно сказать о французских романтиках: А. де Ламартине, В. Гюго, А. де Виньи, А. де Мюссе, и об итальянцах В. Монти, У. Фосколо, Дж. Леопарди. Лирическое настроение вдохновляет и русских поэтов начала XIX века — В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, А. И. Одоевского.

Лиризм проникает во все роды поэзии, даже в повествовательные поэмы. «Страдания юного Вертера», «Деды» А. Мицкевича, «Песнь о Колоколе», «Корсар», «Королева Маб», «Ролла», «Цыганы», «Кавказский пленник» носят лирический отпечаток. Форма лирики становится свободной и подчиняется только внутренним эстетическо-психологическим законам. Лирические пьесы романтического периода и современной лирики называются просто стихотворениями (Gedichte, poésies) и чаще всего не подходят ни под одну из традиционных форм. Правда, Гёте пишет элегии, Вордсворт — сонеты, Виктор Гюго — оды, но эти виды лирики принимаются наряду со всем комплексом поэтических форм, когда-либо выработанных человечеством.

Специально разрабатывалась романтиками баллада, сюжеты которой берутся или из средневековья, или из современного народного быта. На её возникновение повлияли, среди прочего, имевшие громадный успех в XVIII в. песни Оссиана, отчасти сочинённые, отчасти переделанные из шотландских баллад Дж. Макферсоном. Романтические баллады писали Шиллер, Бюргер, Уланд в Германии, в Англии Вордсворт, Кольридж, Саути. Их баллада — более реалистического содержания. Такие баллады писал и Мицкевич.

Русская баллада началась с переводной, как, например, у В. А. Жуковского, но позднее, как и в Польше, приобрела национальный характер, например, у А. С. Пушкина, у А. К. Толстого. Таков единственный определённый вид романтической лирики; остальная лирика романтиков лучше всего может быть подразделена по внутреннему содержанию — на стихотворения, посвящённые изображению чувства, восприятия или идей. Первая группа включает в себя наиболее субъективные пьесы, например любовные.

К стихотворениям, отвечающим восприятию, принадлежат прежде всего описания природы. Гёте раньше других обратился к изображению природы в своих лирических пьесах. Стихотворения описательного характера часто совпадают с изображающими личное настроение поэта, но часто ограничиваются чисто описательными целями, и это составляет характерную особенность романтической и более поздней лирики.

Последний отдел лирической поэзии, идейный, воспроизводит какую-либо философскую, политическую или социальную мысль. В романтический период европейская лирика достигла своего высшего совершенства; но скоро на смену романтизму пришло реалистическое направление, и с этого времени поэзия перестаёт быть по преимуществу лирической. На первый план выступают более объективные виды поэтического творчества: роман, повесть и пр. В конце XIX века лирика отчасти продолжает жить старой традицией, как у «парнасцев» во Франции, А. Теннисона в Англии, А. К. Толстого, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Плещеева в России, отчасти подвергается влиянию реализма, как у Ф. Коппе, Ш. Бодлера, Ш. Леконта де Лиля, Ж. Ришпена во Франции, отчасти проникается социальными и политическими идеями, как у Гейне, Н. А. Некрасова, Н. П. Огарёва, С. Я. Надсона и др. Философские идеи века также отражаются в лирической поэзии, преимущественно у Р. Браунинга, В. Гюго и Сюлли-Прюдома.

Понятие лирики

Лирика, лирическая поэзия воспроизводит субъективное личное отношение автора к чему-либо или его настроение. Лиризм означает чувствительность в настроениях, переживаниях, тонкость и мягкость эмоционального начала.

Замечание 1

Согласно Л. П. Крысиной, лирической поэзией называется поэзия в которой выражаются переживания и чувства поэта.

Жанрами лирики являются романс, стихотворение, элегия, послание.

В отличие от драмы и эпоса, где изображаются законченные характеры, которые действуют разных обстоятельствах, в лирике изображаются отдельные состояния характера в определенный момент жизни.

Замечание 2

Лирический образ – это переживание, выражение мыслей и чувств автора в связи с разными жизненными впечатлениями.

Лирика берет свое начало из песни, где в немногих словах выражается настроение певца. Древнейшими произведениями искусственной лирики, дошедшими до нас, являются Песнь Песней и Псалмы царя Давида. Впоследствии Псалмы легли в основу христианской религиозной лирики и переведены на все европейские языки. Приписываемую царю Соломону Песнь Песней можно называть и лиро-эпической поэмой.

В лирике система художественных средств полностью подчинена раскрытию цельного движения человеческой души. Переживание, запечатлеваемое лирически, заметно отличается от жизненных эмоция. Эмоция в лирике – это некая квинтэссенция душевного опыта субъекта. Как говорил Гинзбург, лирика является самым субъективным родом литературы. В основе лирического произведения лежит переживание, которое представляет собой результат художественного преображения чувства, испытанного человеком в реальной жизни. лирику неизменно привлекают состояния души, которые знаменуют сосредоточенность человека на реальности, внешней ему. Для лирики свойственно художественное освоение не только сознания, но и бытия. Такими являются пейзажные, философские и гражданские стихотворения.

Лирика главным образом тяготеет к малой форме. Несмотря на то, что существует жанр лирической поэмы, в которой переживания воссоздаются в их симфонической многоплановости (например, «Поэма конца» М. Цветаевой, «Про это» Маяковского,), в лирике преобладают произведения, имеющие небольшой объем. Сильман в работе «Заметки о лирике» обозначил принцип таких произведений: «как можно короче и как можно полнее». Лирические тексты, устремленные к максимальной компактности, подобны афоризмам и пословичным формам.

Состояния сознания в лирике воплощаются по-разному:

  • открыто и прямо, в исповедальных монологах, задушевных признаниях (например, стихотворении Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»);
  • косвенно, в виде изображения внешней реальности (описательная лирика, в первую очередь пейзажная);
  • в виде небольшого рассказа о каком-либо событии (повествовательная лирика).

Практически любом лирическом произведении есть медитативное начало.

Замечание 3

Медитация – это психологически напряженное, взволнованное раздумье о чем-либо.

Нейтральность тона, беспристрастность несовместимы с лирикой, здесь речь исполнена экспрессии, она является доминирующим и организующим началом. В большинстве своем лирическое произведение имеет стихотворную форму, а экспрессивность речи роднит искусство лирики с музыкой.

Примеры лирических произведений

В школьной программе подробно изучается любовная лирика Пушкина. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвящённое Анне Керн, – яркий образец стилистического и образного совершенства. «Гений чистой красоты» предстоит перед читателем почти воздушным.

Мы не видим конкретных черт портрета героини, но чувствуем трепет и восторг поэта, испытавшего сладость любовного чувства, его преклонение перед Идеалом. В стихотворении «Мадонна», адресованном Наталии Гончаровой, обожание возведено до религиозного культа. Пушкин называет любимую «своей Мадонной».

Любовная лирика Лермонтова не столь гармонична. В ней есть место и пылкой страсти, и горечи разочарования, и холодной отстранённости. В стихотворении «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» поэт признаётся, что «…вечно любить невозможно», но вся его поэзия – тоска по любви идеальной, хотя Лермонтов понимает, что на земле её не найти.

Стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» и другие свидетельствуют о том, что в минуты нежности лирический герой способен на благоговейный трепет перед предметом своего чувства.

Любовная лирика Тютчева трагична. Цикл стихотворений, посвящённый Елене Денисьевой, — это история страдающей женской души, которая становится жертвой светских сплетен. Не в силах спасти любимую от наветов, герой цикла мучается, воспевая любовь как боль, испытание, драму.

Стихотворения «Она сидела на полу…», «Последняя любовь», «Вот иду я вдоль большой дороги…» идеализируют возлюбленную, соединяя два плана чувствования: небесный и земной.

Каждый найдёт для себя любимого поэта – стоит лишь познакомиться с богатым лирическим наследием русских и зарубежных авторов разных эпох. Неисчерпаемый мир поэзии подарит сердцу богатый опыт переживаний и открытий.