Определение
Лексический повтор это одно слово или несколько, которые намеренно повторяются автором, чтобы усилить эмоциональное воздействие текста, придать ему наибольшую выразительность.
Важно различать два смежных понятия: лексический повтор и синонимическая замена. Второе наиболее предпочтительно для учащихся младших и средних классов школы, потому что именно в этом возрасте закладываются основы правильного и логичного построения текста
Чем выше будет уровень владения этим умением, тем качественнее с этой позиции будет полученный результат.
Понятие лексического повторения вводится в старших классах средней школы. В свете современных тенденций развития современного образования это логично, потому что, выпускаясь из школы, ученик должен продемонстрировать умение не только создавать собственный текст на заданную тему, но и владеть глубокими навыками филологического анализа художественного текста на практическом уровне.
В разделе стилистики русского литературного языка изучаются различные тропы и фигуры речи. Лексический повтор изучается в разделе фигур стилистики русского литературного языка. С этим понятием происходит знакомство уже на школьном этапе.
Исходя из самого названия термина, легко понять, что же это за средство выразительности.
В системе русского языка лексический повтор необходим для связи предложений в тексте. Если углубиться в область языкознания, то стоит уточнить, что преимущество повторения заключается в образовании цепной связи предложений в тексте.
В этом случае получается текст, схему которого можно изобразить в виде звеньев одной цепочки.
Речевые повторы: избавляемся, но без фанатизма
Речевой повтор — самая распространённая стилистическая ошибка.
Неоправданное и навязчивое повторение одного и того же слова действительно портит текст, ведь неумение пользоваться лексическими средствами языка и подбирать синонимы свидетельствует о бедности вашего словарного запаса и делает речь менее выразительной.
Даже если в действительности это не так и слов в нашем распоряжении предостаточно, мозг всё равно ленится и предлагает в качестве универсального варианта одно и то же понятие или определение. «Ужели слово найдено?» Так зачем же искать дальше?!
Но не стоит в стремлении избавиться от чего-либо доходить до абсурда. Нас так запугали лексическими повторами, что на протяжении всего текста мы стараемся не употреблять дважды не то что одно слово, а даже однокоренные слова разных частей речи. К чему это приводит:
— восприятие текста затрудняется, читатель уже не понимает, об одном предмете или лице идёт речь или о разных;
— в качестве синонима подбирается слово, которое не соответствует общей стилистике текста;
— нам может казаться, что слова — синонимы, хотя на самом деле нет, из-за чего утрачивается фактическая точность речи.
Писатель Денис Драгунский, пародируя язык современных СМИ, показал, что может получиться, если механически убрать все речевые повторы:
Наверное, до факультета журналистики многие журналисты ходили в специальный журналистский детский сад. И там строгая воспитательница говорила: «Детки! Не смейте повторять одно и то же слово! А то будет вам а-та-та по попке». Вот с этого перепугу новостники не любят слово «он». Пишут так: «Иван Сидоров попал под автомобиль. Москвич получил травму ноги. Скорая помощь отвезла мужчину в больницу, где менеджеру «Росбанка» сделали операцию. З0-летний выпускник Вышки чувствует себя нормально. Жена отца двухлетней дочери благодарит врачей, которые сохранили здоровье сыну военного пенсионера».
Наверняка эти ребята после детского сада ходили еще и в обычную российскую школу.
От лексических повторов избавляться нужно, но обдуманно! Если одно и то же слово повторяется на протяжении текста иди даже одного абзаца несколько раз — это не всегда ошибка. Тем более если замена влечёт за собой неверное или двусмысленное толкование содержания, затрудняет восприятие текста.
РЕЧЕВЫЕ ПОВТОРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ
Совсем по-другому лексический повтор работает в художественных текстах.
Повтор ключевых слов усиливает смысловую и грамматическую связь частей текста.
Я заметил, что человека втрое больше мучает вид предмета, если он не знает его названия.
Давать имя окружающим вещам — быть может, это одно и отличает человека от другого существа.
Но ещё большее мучение, вероятно, испытывает вещь, лишенная имени: её существование неполноценно. Сонмы неназванных предметовтерзаются вокруг меня и в свою очередь терзают меня самого страшным сознанием того, что я не бог (В. Катаев).
Намеренный лексический повтор может стать стилистической фигурой, придающей тексту экспрессию.
«…Повторенное слово всегда экспрессивно сильнее предыдущего, создает эффект градации, эмоционального нагнетения» (В.Е. Холшевников).
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)
Анафора (“единоначалие”) – ещё одна стилистическая фигура, основанная на повторении слов в начале предложения или строфы.
Изморось поливала улицы и проспекты, тротуары и крыши; низвергалась холодными струйками с жестяных желобов. Измороcь поливала прохожих: награждала их гриппами… (А. Белый)
Эпифора – фигура, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи.
Строгий гусь шатался по двору и безмятежно чистил перья. Я догнал его и пригнул к земле, гусиная голова треснула под моим сапогом, треснула и потекла. /…/ Я видел сны и женщин во сне, и только сердце моё, обагрённое убийством, скрипело и текло (И. Бабель).
Что такое лексический повтор. Примеры предложений с лексическим повтором
Лексический повтор – это намеренное повторение одних и тех же слов, одной и той же речевой конструкции в обозримой части текста. Слово при этом повторяется в одинаковой форме.
С помощью этого стилистического приема автор выделяет ключевое слово, важнейшую мысль, на которую хочет обратить внимание. Лексический повтор повышает экспрессивность – эмоциональность текста
Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна.Еду, еду в чистом поле;Колокольчик дин-дин-дин…Страшно, страшно поневолеСредь неведомых равнин!
А.С. Пушкин
Предложения с лексическими повторами – как исправить ошибку
Если повтор не выполняет никакой стилистической функции, то он не оправдан и становится ошибкой.
Повтора можно избежать, заменив часть слов в предложении с лексическим повтором синонимами или местоимениями. Вместо «Мы приехали домой, а скоро домой пришла мама» – «Мы приехали домой, а скоро туда же пришла мама».
Иногда можно просто опустить повторяющиеся слова без потери смысла: «Мы приехали домой, а скоро пришла мама».
Виды лексических повторов. Лексический повтор, анафора и эпифора
Рефрен – это повторение одной или нескольких строк на протяжении всего произведения. Припев в песне – это рефрен. Другой пример: в стихотворении Игоря Северянина рефреном повторяется строчка «Как хороши, как свежи были розы» – аллюзия к произведению Ивана Метлева.
В те времена, когда роились грезыВ сердцах людей, прозрачны и ясны,Как хороши, как свежи были розыМоей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы…Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…Как хороши, как свежи ныне розыВоспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут – уже стихают грозы.Вернуться в дом Россия ищет троп…Как хороши, как свежи будут розы,Моей страной мне брошенные в гроб!
Игорь Северянин
Частным случаем лексического повтора является лексическая анафора – повторение определенных слов в начале нескольких предложений, стихотворных строк, строф и т.п.
Другой случай – лексическая эпифора, повторение слов в конце предложений, строк и т.п.
Анафора и эпифора не всегда относятся к лексическим повторам. Повторяться могут не только слова, но и звуки, грамматические конструкции, ритм.
Читайте подробнее: Анафора – что это такое? Примеры анафоры
Анадиплосис – прием, при котором конец первой части отрезка повторяется в начале следующей части.
Я на башню всходил, и дрожали ступени.И дрожали ступени под ногой у меня.
Константин Бальмонт
Лексический повтор, тавтология и плеоназм
Лексический повтор не стоит путать с тавтологией (необоснованным повторением близких по смыслу слов – масло масляное) и плеоназмом (намеренным или ошибочным дублированием смысла – поднялись вверх, путь-дороженька).
При лексическом повторе автор сознательно дублирует одни и те же слова, привлекая к ним дополнительное внимание
Примеры предложений с лексическим повтором из русской литературы
Клянусь я первым днем творенья,Клянусь его последним днем,Клянусь позором преступленьяИ вечной правды торжеством.Клянусь паденья горькой мукой,Победы краткою мечтой;Клянусь свиданием с тобойИ вновь грозящею разлукой.М.Ю. Лермонтов
Лениво дышит полдень мглистый,Лениво катится река -И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
Ф.И. Тютчев
Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Н.А. Некрасов
И вечный бой! Покой нам только снитсяСквозь кровь и пыль…Летит, летит степная кобылицаИ мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…Останови!Идут, идут испуганные тучи,Закат в крови!Закат в крови! Из сердца кровь струится!Плачь, сердце, плачь…Покоя нет! Степная кобылицаНесется вскачь!А.А. Блок
Не для меня придет весна,Не для меня Дон разольётся,Там сердце девичье забьетсяС восторгом чувств – не для меня.
Не для меня цветут сады,В долине роща расцветает,Там соловей весну встречает,Он будет петь не для меня.А. Молчанов
Вы слышите: грохочет барабан. Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней. Уходит взвод в туман, туман, туман А прошлое ясней, ясней, ясней.Б.Ш. Окуджава
Шли на дно, на дно, на дно…
А.Т. Твардовский
Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.К.М. Симонов
Не волнуйся, Не плачь, Не трудись, Сил иссякших и сердца не мучай. Ты жива, Ты во мне, Ты в груди, Как опора, Как друг и как случай.Б.Л. Пастернак
Звуковые средства выразительности
Средство | Значение термина | Пример |
Аллитерация | Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков. |
Свищет ветер, серебряный ветерВ шёлковом шелесте снежного шума… (С. Есенин) Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой… |
Альтернация | Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления. | Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть. |
Ассонанс | Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков. | Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела… (Б. Пастернак) |
Звукопись | Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. | Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.) |
Звукоподражание | Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. | Когда гремел мазурки гром… (А. Пушкин.) |
Лексический повтор: примеры повторов в начале, середине и конце предложения
стихотворение с лексическим повтором в середине
Для закрепления правил использования лексических повторов добавим разные предложения с ними.
Расположение в начале:
Они кричат не где-нибудь, а в нас. За нас кричат, особенно ночами.
примеры лексического повтора в начале предложения
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь! …
Н. А. Некрасов
При всем при том,
При всем при том,
Пускай бедны мы с вами,
Богатство —
Штамп на золотом,
А золотой —
Мы сами!
Р. Бернс
Расположение в середине предложения:
примеры расположения лексического повтора в середине предложения
Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы. (Л. Толстой)
Лексический повтор в конце предложения:
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.
А. С. Пушкин
пример лексического повтора в конце предложения
Итак, мы вспомнили термины, обозначающие повторы слов в предложениях. Нашли отличие лексического повтора от формы слова, рассмотрели примеры первого и особенности использования.
Изучайте родной язык, изъясняйтесь понятно и правильно!
Вопрос 27. Аллитерация и ассонанс в художественном и публицистическом дискурсах.
Аллитерация
– один из видов
звукописи, заключающийся в повторении
одинаковых или однородных согласных
звуков для придания тексту звуковой и
интонационной выразительности. Чаще
всего используется в поэзии. «Ч
ёрный
ч
и
т
ает
чт
е
ц
,
/
Т
оп
ч
у
тс
я
люди праздные… – Мёр
т
вый
лежи
т
певе
ц
/ И
воскресенье празднуе
т
» (М.
И. Цветаева).
Но каждое облако имеет серебряную подкладку, и в последние три-четыре года слово «либерал» снова в моде, благодаря пропагандистской машине нашего правительства. Поначалу «либерал» занимал аналогичное пространство с словом «интеллектуальный», который в советский период подвергался частым колебаниям между положительными и отрицательными коннотациями. Первоначально слово «либерал» носило одинаково колеблющиеся ассоциации: один из нас, но не один из нас; полу-инопланетянин.
Однако уличные художники в Екатеринбурге, в своем нынешнем воплощении в качестве пропагандистского инструмента, слово «либеральный» означает, по существу, «чужой». Это просто природа человека; они не могут помочь. Это развитие лучше всего иллюстрирует множество угрожающих лозунгов, которые прозвучали в прошлом месяце на массовом митинге в поддержку лидера Чечни Рамзана Кадырова.
Ассонанс
– один из видов звукописи,
заключающийся в повторении одинаковых
или однородных гласных звуков. «Роман
класс
и
ческ
и
й,
стар
и
нный, / отменно дл
и
нный,
дл
и
нный, дл
и
нный,
/ нравоуч
и
тельный
и
ч
и
нный, / без романт
и
ческих
затей
» (А. С. Пушкин. «Граф Нулин»)
Здесь либералы были объектом худшего обвинения: «Либералы далеко не угрожают, но когда они близки, следите за своей спиной!»; «Либералы всех видов надеются на кризисы, протесты и смертельные случаи», «Либералы мечтают распинать нашу страну; они продали все наши священные ценности Западу»; «Если вы умны, вы не станете либералом; вы избежите их»; «Нет хныкания, либерал — ваш конец близок!»; «У великой страны нет места для либерального мусора» среди других военных криков.
Другими словами, если бы мы разоблачили эту ненависть к либералам, это оказалось бы просто ненавистью к Другому. Слово «либерал» теперь часто встречается рядом с фразой «пятая колонка»: идея состоит в том, чтобы окончательно дискредитировать ее. Но все остальное произошло спонтанно, без какого-либо плана.
Аллитерация и ассонанс создают
ритмический рисунок текста, придают
ему музыкальность. Эти фигуры могут
использоваться в функции звукоподражания,
выделять значимые отрезки текста,
повышать экспрессию текста.
Лексический повтор как средство выразительности
Повтор слов в художественном тексте употребляется с разной целью:
1. для обозначения большого количества предметов
2. для усиления признака, степени качества или действия
3. для указания на длительность действия
А. С. Пушкин
Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей выразительности и экспрессивной окраски.
Благодаря повторению слова фиксируется внимание читателя именно на нём. Этот прием способствует усилению его смысловой и эмоциональной роли в тексте.
С помощью лексического повтора повествование становится эмоционально напряженным.
В. С. Высоцкий
Поэт подчеркивает значимое для смысла строки слово, заставляет читателя заострить внимание на его смысловом наполнении, создает ритм, особую пульсацию строки.
Итак, в тексте лексический повтор выступает как средство
- создания выразительности речи;
- актуальности важного с точки зрения автора смысла, который выражается подтекстно;
- цепной межфразовой связи в тексте.
Следует отличать лексический повтор как стилистическую фигуру от речевых ошибок в виде тавтологии и плеоназма. Тавтология выступает как необоснованное употребление близких по смыслу слов (совместное сотрудничество). Плеоназм состоит в ошибочном дублировании смысла слов в словосочетании (подпрыгнуть вверх).
Примеры
Владимир Соловьёв (1853 — 1900)
Вячеслав Иванов (1866–1949)
Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)
Николай Осеев ( 1889 — 1963)
Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).
Литература и песни
ЛП встречается в художественной литературе с целью придания стихам и прозе дополнительного ритма. Таким способом передаётся движение либо монотонность. А. А. Блок в стихотворении «На поле Куликовом» несколько раз пишет: «Летит, летит степная кобылица». Подобным образом поэт создаёт ощущения продолжительного движения по степи. Аналогичной схемы придерживались и другие поэты символизма (Брюсов, Минский).
Клянусь я первым днём творенья,
М. Ю. Лермонтов
Лексический повтор в музыке используется в качестве главной теме, определённого материала, многократно возвращающегося на протяжении всего произведения. В поэзии рефрен — строка либо несколько строк, вставленных между строфами. В песнях символ соответствует припеву, который повторяется после каждого куплета.
Если рефрен вставлен в одну строчку, условно поделённую на несколько частей, тогда понятие приобретает медитативный вид. При каждом повторе строка сдвигается по определённой схеме:
- отстёгивание первой части;
- её замещение второй частью;
- добавление новой фразы.
Шаги по лестнице как по нотам — пеон, нет — спад…
Стал строк палачом — убивал, убивал… не рад…
Эта боль, эта горечь… тысячи линий вперёд-назад —
Недописанными стихами жизнь.
Лечение мужского фактора бесплодия
25. 04. 2019
Ошибка
Ели же повтор не выполняет никакой функции, то его следует избегать. Для этой цели слово надо заменять синонимами, контекстными синонимами или личными местоимениями.
Рассмотрим пример: «Смелый человек совершает смелые поступки. Но смелые поступки не всегда делают его героем.» В этом отрывке первый повтор можно было бы даже счесть изобразительным средством, но третье слово «смелый» нас убеждает: автор сочинения просто не умеет избегать тавтологии. Давайте заменим одно из слов синонимом, а другое – местоимением (в данном случае – указательным): «Смелый человек совершает храбрые поступки. Но эти поступки не всегда делают его героем». А еще лучше (так как позволит избежать и необоснованного повторения слова «поступки») употребить слово «они»: «Но они не всегда делают его героем».
Лексический повтор как средство выразительности
Повтор слов в художественном тексте употребляется с разной целью:
1. для обозначения большого количества предметов
2. для усиления признака, степени качества или действия
3. для указания на длительность действия
А. С. Пушкин
Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей выразительности и экспрессивной окраски.
Благодаря повторению слова фиксируется внимание читателя именно на нём. Этот прием способствует усилению его смысловой и эмоциональной роли в тексте.
С помощью лексического повтора повествование становится эмоционально напряженным.
В. С. Высоцкий
Поэт подчеркивает значимое для смысла строки слово, заставляет читателя заострить внимание на его смысловом наполнении, создает ритм, особую пульсацию строки.
Итак, в тексте лексический повтор выступает как средство
- создания выразительности речи;
- актуальности важного с точки зрения автора смысла, который выражается подтекстно;
- цепной межфразовой связи в тексте.
Следует отличать лексический повтор как стилистическую фигуру от речевых ошибок в виде тавтологии и плеоназма. Тавтология выступает как необоснованное употребление близких по смыслу слов (совместное сотрудничество). Плеоназм состоит в ошибочном дублировании смысла слов в словосочетании (подпрыгнуть вверх).
Примеры
Владимир Соловьёв (1853 — 1900)
Вячеслав Иванов (1866-1949)
Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)
Николай Осеев ( 1889 — 1963)
Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).
Тропы
Тропы — употребление слова в переносном значении.
Перечень тропов | Значение термина | Пример |
Аллегория | Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. | Прекрасен царскосельский сад,Где льва сразив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин) |
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. |
Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский) Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) |
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. |
Ирония | Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. |
Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов). Граф Хвостов,Поэт, любимый небесами,Уж пел бессмертными стихамиНесчастье Невских берегов… (А.Пушкин) |
Литота | Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). | Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь). |
Метафора |
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. |
Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина) |
Метонимия | Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения. |
Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.) На серебре, на золоте едал. Ну, скушай еще тарелочку, сынок. |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль,И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин) |
Перифраз (или перифраза) | Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. | «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса) |
Синекдоха | Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. |
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.) Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Напoлеоны. |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | Но люблю я, весна золотая,Твой сплошной, чудно смешанный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. |
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) |
Ошибка
Ели же повтор не выполняет никакой функции, то его следует избегать. Для этой цели слово надо заменять синонимами, контекстными синонимами или личными местоимениями.
Рассмотрим пример: «Смелый человек совершает смелые поступки. Но смелые поступки не всегда делают его героем.» В этом отрывке первый повтор можно было бы даже счесть изобразительным средством, но третье слово «смелый» нас убеждает: автор сочинения просто не умеет избегать тавтологии. Давайте заменим одно из слов синонимом, а другое – местоимением (в данном случае – указательным): «Смелый человек совершает храбрые поступки. Но эти поступки не всегда делают его героем». А еще лучше (так как позволит избежать и необоснованного повторения слова «поступки») употребить слово «они»: «Но они не всегда делают его героем».
Что мы узнали?
Лексический повтор – это повторение одного и того же слова или группы слов. Лексический повтор может использоваться в литературе для придания экспрессивности, иллюзии движения, для того, чтобы подчеркнуть важную мысль. С этой целью авторы применяют рефрены, анафоры, эпифоры и т.д. Если повтор не является оправданным (не выполняет никакой функции), он становится ошибкой и его следует избегать, заменяя часть слов синонимами или местоимениями.
Тест по теме
-
Вопрос 1 из 5
Начать тест(новая вкладка)
Изобразительные возможности морфологии
Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. |
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю… (В. Высоцкий.)Мы отдыхаем в Сочах.
Сколько Плюшкиных развелось! |
Прямое и переносное употребление форм времени глагола. |
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я! |
Экспрессивное использование слов разных частей речи. |
Со мной произошла преудивительнейшая история! Я получил неприятное сообщение. Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия. |
Использование междометий, звукоподражательных слов. |
Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.) |