Легато

Легато в игре на фортепиано

Легато

Между тем, следует понимать, что такое легато на фортепиано, как оно достигается. Происходит это благодаря комбинированному использованию техники с плавной аппликатурой и педалью сустейна, которая увеличивает длительность звучания нот, когда руки перемещаются, чтобы воспроизвести следующую ноту или аккорд, после чего нога может быть снята с педали, так что переход происходит с минимально заметным промежутком.

По мере того, как одна клавиша освобождается, следующая в последовательности нажимается так, чтобы не оставлять промежутка между звуками. Для этого требуются очень тщательно подобранные аппликатуры, а в некоторых видах переходов координация запястья и мышечных групп верхней части руки.

Вокальная музыка

В классическом пении легато означает последовательность устойчивых гласных с минимальным перерывом на согласные. Это ключевая характеристика стиля пения бельканто, который преобладал среди учителей вокала и певцов в 18-м и первых четырех десятилетиях 19-го века. Хорошее плавное легато, обычно называемое линией , по-прежнему необходимо для успешных классических певцов. В западной классической вокальной музыке певцы обычно используют его в любой фразе без явных артикуляционных знаков. Обычно наиболее распространенной проблемой вокального легато является поддержание «линии» между регистрами.

Упражнения на легато

Ниже представлены упражнения, которые позволят вам отработать легато на гитаре.

Простые комбинации для отработки приема Hammer on (Хаммер он)

Данный набор позволит вам отработать hammer on на гитаре на примере простых фраз и отрезков. Помимо общего описания, здесь представлены аудио-файлы и табулатуры для лучшего понимания.

«1-2»

Здесь задействован первый и второй лад. Все, что вам требуется – при помощи вышеобозначенного приема перейти с одного на другой так, чтобы прозвучали оба.

Легато

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2018/02/Hammer-On-1-2.mp3

«2-3»

Здесь то же самое, но на лад ниже. Задача та же самая, что и в прошлом упражнении.

Легато

«3-4»

То же самое, что и первые два упражнения. Суть та же самая, однако, все на лад ниже.

Легато

1-3»

Это уже отработка приема через один лад. Самое главное – помните о том, что каждому пальцу соответствует один из четырех ладов.

Легато

«2-4»

То же самое упражнение, что и выше, однако вы спускаетесь с первого на второй лад.

Легато

«1-4»

Это отработка хаммер-она через два лада, а также упражнение для мизинца. Все то же самое, но теперь вам нужно делать хаммер другим пальцем.

Легато

Простые комбинации для отработки приема Pull off (Пулл офф)

По аналогии с разделом выше, эти упражнения сделаны для отработки pull off на гитаре.  Точно так же, здесь представлены еще и аудио-файлы, а так же табулатуры.

«2-1»

В данном упражнении вы заставляете звучать первый лад при помощи пул оффа.

Легато

«3-2»

То же самое, что и упражнение выше, однако теперь вместо первого и второго ладов задействованы второй и третий.

Легато

«4-3»

Точно такое же, что и выше, но вы опять спускаетесь на лад вниз.

Легато

«3-1»

Как и в разделе выше, в этом блоке вам потребуется сделать пул оф через один лад.

Легато

«4-2»

То же самое, что и прошлое упражнение, но вы опускаетесь на один лад.

Легато

«4-1»

Здесь вам потребуется сделать пул-оф сразу через два лада.

Легато

Расширенные комбинации Hammer on на гитаре (Хаммер он)

В данном разделе представлены немного усложненные упражнения, которые позволят научиться тому, как играть легато на гитаре. В данном случае прием hammer-on потребуется выполнять не на одном, а на нескольких ладах последовательно, что значительно сложнее. В последнем упражнении вам нужно будет сделать его сразу на трех ладах. Самое главное здесь – сила удара правой руки по струне, чтобы все они звучали одинаково.

Легато

Легато

Легато

Легато

«1-2-3-4»

Легато

Расширенные комбинации Pull off на гитаре (Пулл офф)

Как и в прошлом разделе, здесь собраны усложненные паттерны пулл офа. В целом, требования точно такие же – координация и слежение за пальцами. Вы не должны цеплять другие струны, а все лады должны хорошо прозвучиваться.

Легато

Легато

Легато

Легато

Литература

Важные детали, на которые нужно обратить внимание при игре упражнений

Сила удара по струне

Это критично при игре хаммер-оном. Вам нужно следить за тем, чтобы удар по струне давал четкий и ясный звук. Разумеется, он не будет таким ярким, как при ударе медиатором, однако вы должны четко слышать все ноты, которые играются таким способом. Стоит сказать, что это довольно сильно зависит от высоты струн, поэтому убедитесь, что ваш гриф не выгнут ни в какую сторону.

Сила зацепа струны

То же самое стоит упомянуть и про пулл-офы. Вам нужно цеплять струну так, чтобы она четко звучала на любом ладу. Это довольно сложно, и потребует координации, однако если делать это медленно и постепенно разгоняться, можно быстро справиться с трудностями.

Громкость звучания, особенно на акустической гитаре

Если на электрогитаре все сглаживается наличие датчиков, то на акустике все зависит только от навыков вашей руки. Как уже было сказано выше, легато звучит гораздо тише, чем обычная атака по струне медиатором, поэтому вам нужно стараться сделать так, чтобы разница между громкостью была не сильно заметна.

Скорость исполнения

Это уже менее важная вещь, однако, если вы решили озаботиться освоением более сложных произведений, то вам определенно стоит обратить внимание на скорость исполнения этих приемов. Для этого хорошо подойдет игра гамм на гитаре, когда вы проигрываете их только данными приемами туда и обратно под метроном

Чистота звукоизвлечения

Как и всегда, это самая важная вещь, на которую надо обратить внимание, как ив других приемах игры на гитаре. При исполнении легато вы не должны цеплять другие струны пальцами, и не должно звучать больше ничего, кроме ладов, которые вы зажимаете

Добиться такой координации можно только постепенно играя упражнения под метроном, и уделять им хотя бы час своего времени ежедневно.

Гитара

В игре на гитаре (кроме классической гитары) легато взаимозаменяемо используется как обозначение как для музыкальной артикуляции, так и для особого применения техники — воспроизведения музыкальных фраз с использованием левой руки для воспроизведения нот — с использованием таких техник, как глиссандо , сгибание струн , молоток. взлеты и падения вместо того, чтобы играть в ноты. Тот факт, что один и тот же палец одновременно настраивает вибрацию струны и настройку высоты звука, приводит к более плавным переходам между нотами, чем когда одна рука используется для обозначения высоты звука, а другая ударяет по струне. Техника легато для обеспечения артикуляции легато на электрогитаре обычно требует игры близких и на одной струне нот, следующих за первой нотой с другими, которые играются с помощью молотков и отрывов.

Некоторые виртуозы гитары (в частности, Аллан Холдсворт , Шон Лейн и Бретт Гарсед ) развили свою технику легато до такой степени, что они могут выполнять чрезвычайно сложные пассажи, включающие любую перестановку нот на струне в экстремальных темпах, и особенно в случае Холдсворта, как правило, Полностью избегайте затягивания, поскольку некоторые считают, что это пагубно сказывается на гитарном тоне, поскольку струна слегка натягивается в сторону. Термин «молотки из ниоткуда» обычно используется при скрещивании струн и полагается исключительно на силу ладони для создания ноты, но на щипковой струне. Многие гитаристы-виртуозы прекрасно владеют техникой легато, поскольку она позволяет выполнять быстрые и «чистые» игры. Множественные удары молотком и отталкивания вместе иногда также называют в разговорной речи «бросками», что означает плавное звучание техники. Быстрая серия ударов молоточков и отрывов между одной парой нот называется трелью .

Легато на гитаре обычно ассоциируется с воспроизведением большего количества нот в доле, чем заявленное время, т. Е. С проигрыванием 5 ( пятерка ) или семи (семерка) нот против четверти вместо обычного четного числа или триоли. Это придает отрывку необычное время, а при медленном воспроизведении — необычный звук. Однако при быстрой игре на слух это менее заметно, как это обычно бывает с легато. Между легато и постукиванием двумя руками существует тонкая грань , в некоторых случаях из-за чего эти две техники сложнее различить на слух. Обычно легато придает пассажу более плавный и плавный звук.