Кун — что такое? значение слова, варианты применения

Биография

«Ритм» в Скарышевском парке (Варшава)

Родился в 1879 году в Варшаве в ортодоксальной еврейской семье. В ранней молодости учился в раввинских школах в Груйце и Цехануве.

Увлечение скульптурой повлекло отдаление от иудаизма, запрещающего изображать людей и животных. Около 1900 года начал учиться скульпторе в Варшаве в студии Пиюса Велёнского, затем в —1904 годах в Академии художеств в Кракове под руководством Константина Ляшчки. В 1903 году получил награду академического конкурса за скульптуру из цикла Смерть. В 1908 году несколько недель провёл у Элизы Ожешко в Гродно. Совершенствовался в Париже (, —; в мастерской каменщика в качестве работника осваивал резьбу и тесание камня и мрамора). Интересовался кубизмом и неоклассицизмом. С 1912 года жил в Варшаве.

В 1915 году перешёл в католическую веру. В 1921 году стал одним из основателей неформальной Ассоциации польских художников «Ритм», существовавшего в —1932 годах. В первой половине 1924 года вёл курс скульптуры для художников в Школе изящных искусств в Варшаве, затем выехал в Париж. В —1930 годах жил в Париже. Участвовал в международных выставках.

С 1932 года или 1936 года) был профессором скульптуры Университета Стефана Батория в Вильно. На занятия приезжал из Варшавы.

Уцелел во время Второй мировой войны, скрываясь в Варшаве и других городах; пережил тяжёлую болезнь. В 1945 году был назначен профессором скульптуры в Университете Николая Коперника в Торуни, но умер 17 декабря 1945 года ещё до вступления в должность. Похоронен на Аллее заслуженных на кладбище Старые Повонзки в Варшаве.

Широкое распространение

Кун - что такое? значение слова, варианты применения

Но постепенно смысл слова несколько исказился, произошло это с его приходом в широкие массы, и сейчас употребляют его порой даже те, кто аниме не увлекается. Современная молодежь использует его не как приставку, а как некое нарицательное слово, значение слова «кун» изменилось. Обычно его используют девушки по отношению к модному, стильному, симпатичному и милому парню, как бы показывая расположение к нему, а иногда, и схожесть с каким-то из героев аниме.

Распространению слова послужил также сайт, в простонародье именуемый «двач», именно там слово «кун» стали часто употреблять любители аниме, и эту своеобразную эстафету подхватили и люди, которые к подобному жанру искусства равнодушны. К слову, на сайте этом и без того существует очень специфический сленг, но в широкие массы, кроме некоторый слов, он не вошел.

В словаре Даля

ж. ряз. тамб. пригоршни; кунка, -ночка, горсть, горсточка. |
Куна или куна? оковы, железная цепь, вязи, жслезный ошейник; от кузня,
ковать?
КУНА, куница ж. зверок Мustelа; куница каменная, горская, бухарская,
М. foinа, белодушка. Куна лесная, желтодушка, лучшая, М. martes. Сватая
девку, ее в речи величают куницею. | Куна или кунья мордка, стар.
денежный знак, когда бельи, куньи, собольи меха заменяли деньги. Куницу,
лисицу, золотую гривну да стакан вина, просят за выкуп невесты. Повар,
повар батюшка, повариха матушка, встань на куньи лапки, на собольи пятки
и пр., приговаривает дружка. Отдай за куницу красну девицу. Кунь да
собол бежит, а баранья шуба в санях дрожит. Соболь да куница бежит да
дрожит, а сарая овечка лежить да пышит. Нужда куны родит. | Куна,
кунное, куничное ср. стар. окуп за невесту владельцу, подать с
новоженов; выводное, плата за невесту, выходившую в чужую вотчину;
княжее. Кунщик м. стар. сборщик податей. Куничник, лесник, куний
промышленник. Куницын, ей прнадлежщ. Куний, из или от куницы. Куний мех,
гнездо. Кунеть, о кунице, а затем и о других пушных зверьках: вступать в
возраст и перебираться в должную шерсть, получать пух и ость (выкунеть);
о подростке, особ. девушке: входить во все года, мужать, складываться;
поправляться после болезни, приходить в силу, как бы отлинявший зверь,
или перемытиться. Что- то он плохо кунееть, не поправляется. Кунный,
обильный, дорогой. рыболовн. (Наумов).

Значение слова Куна по словарю Брокгауза и Ефрона:

Куна — мст. Подольской губ., Гайсинского у., в 4 в. от у. г., при впадении р. Куны в Собь. Жит. 1000. церкви правосл. и католич.

Куна — Слово «К.» допускает два толкования: куньи меха или шкурки, и деньги в современном смысле. Слово «К.» появляется в древнерусских памятниках с XI в.. особенно часто оно встречается в «Русской Правде», вместе с другими названиями денег: ногата, резана, векоша, веверица. О достоинстве К. до сих пор существуют различные мнения. Приверженцы теории кожаных денег, барон Шодуар и другие, думали, что кунами назывались шкурки куниц, имевшие в торговле некоторую определенную цену, так что 50 кун составляли гривну и назывались гривнами кун, в отличие от серебряной гривны. Другие исследователи русской старины доказывали, что К. были металлическими знаками ценности (Погодин, проф. Казанский, Авенариус, проф. Прозоровский, Мрочек-Дроздовский). Слово. К. употребляется в древних памятниках с числовым показателем или без него. Без количественного показателя оно употреблялось во всех тех случаях, в каких теперь употребляется слово «деньги». Так, например, выражения «брать деньги, взимать плату» передавались словами «К. имати». Отсюда следует заключить, что К. были не только куньими шкурками, а деньгами вообще. В «Лаврентьевской Летописи» под 980 г. говорится, что варяги требовали, чтобы им дали дань по 2 гривны «с дыму» за их помощь, на что вел. кн. Владимир отвечал: «пождете, да вы К. соберут за месяц». Известно, что гривна была единицей веса — а так как вес начинает прилагаться к денежным расчетам только с тех пор, как металлические ценности становятся ходячими, то о мехах, как об орудии торгового оборота, едва ли может идти речь при выражении К. в гривнах. Кроме того, невероятно, чтобы норманны потребовали за свою помощь награды мехами. в половине Х в. они уже научились ценить благородные металлы, как самую выгодную добычу, и не могли не знать о богатстве русских этими металлами. Вероятнее всего, что гривны, упоминаемые в этом известии, были ничто иное, как слитки серебра, заменявшие собой деньги еще и в XV и XVI ст. Договор Мстислава с Ригой и Готландом прямо уравнивает К. с пенязями: «а за гривну серебра, по * гривны коунами, или пенязи». Против предположения, что кунами назывались только меха, говорит еще известие летописи о том, что в 1424 г. новгородцы ввели у себя лобцы, литовские гроши и немецкие артуги, а К. «отложиша»: до начала XV в. меха не могли оставаться не только исключительной, но и преобладающей оборотной ценностью в Новгороде. Иногда кунами в одном и том же акте называются как рубли, так в ценности меховые. Имеется немало известий, что в старину у нас и меха употреблялись, как К.. преимущественно беличьи меха (может быть сначала и горностаевые), иногда куньи, а также и овчинные шкуры. Употребляемые в смысле К. меха считались обыкновенно четыредесятками или сороками. в Святославовом уставе 1137 года церковная дань с разных погостов определяется «сорочками». Употребление счета мехами встречается преимущественно в частных сделках. Изображения пушных зверей часто встречаются на монетах Западной Европы в средние века. на русских монетах также нередки были эти изображения, о чем свидетельствуют Герберштейн и Гваньини. Весьма вероятно, что эти изображения послужили основанием обычая называть именем меха металлические деньги. В некоторых памятниках древней русской письменности слова: «К., кунное собрание», означая деньги вообще, относились исключительно к золоту и серебру. Подобно позднейшей деньге, металлическая К. есть денежная единица, часть гривны. В 1514 г. вел. кн. Василий Иоаннович назначил цену К. (свадебной, мировой и вдовьей) в 6 грошей. польский король Сигизмунд II за ту же К. назначил 20 грошей. В «Сборнике», находящемся в библиотеке Соловецкого монастыря и упомянутом Строевым, находится счисление разных старинных русских монет на деньги и соотношение, какое они имели тогда в Новгороде: 1 куна показана здесь равной двум деньгам. Авенариус полагает, что К. соответствовали западноевропейским динарам, но Прозоровский опровергает это мнение, находя, что кунная система скорей походит на систему византийских милиарезий. Отдельные княжества имели свои К.. есть упоминания о смоленской, о тверской К. Ср. Русские монеты. Литературу см. ст. Белки, Бель, а также Мрочек-Дроздовский, «Исследование о Русской Правде» (М., 1892). П. ф.-В.

Куна (или Кульпа) собств. Колпа (сербское Купа, хорватское Кuра, нем. Kulpa) — прит. р. Савы, в Хорватии.

Потомки кунов

Расположение Куншага на карте Венгрии

В настоящее время кунами называют себя часть венгров, возводящих свои генеалогии к средневековым кунам-токсобичам из Кипчакского союза племён. Куны в Венгрии преимущественно проживают в областях Малый Куншаг и Большой Куншаг. Согласно официальной историографии Венгрии известно, что куны последовательно заселили Дунай — двумя волнами. Первая была в 11 веке, вторая при хане Котяне, в 13 веке.

Также потомки кунов-токсобичей проживают на Южном Урале — это представители башкирских кланов кыпсак, нугай-бурзян и телеу[источник не указан 1411 дней] и у казахов младшего жуза рода байбакты подрод токсоба.

В словаре Фасмера Макса

I куна́I., куни́ца – зверек «Мustela», др.-русск. куна «денежная единица, равная 1/22 гривны, первонач. означало куний мех, стоящий 1 диргем» (Пов. врем. лет), затем куны мн. «деньги», до ХV в. (см. Бауэр у Шрёттера, 333 и сл.), укр., блр. куна́, болг. куни́ца (Младенов 262), сербохорв. ку́на «куница, мех куницы», словен. kúnа – то же, чеш., слвц. kuna, польск. kunа – то же, kunica «определенная форма платы», в.-луж., н.-луж. kunа «куница».Родственно лит. kiáunė «куница», вост.-лит. kiaunė̃, лтш. саûnа, саûnе, др.-прусск. саunе, далее греч. καυνάκης «меховое одеяние варваров» (Аристофан, Арриан и др.); см. Зубатый, AfslPh 16, 413; Бернекер 1, 644; М.–Э. 1, 364; Траутман, ВSW 122 и сл.; Лёвенталь, WuS 10, 168. Сюда же др.-русск. кун(ь)ноɪе «приданое невесты», ку́нщик «сборщик податей»; ср. Булат, AfslPh 37, 96 (с литер.). Из русск. заимств. др.-фриз. соnа (см. Вадштейн, IF Anz. 47, 317). О валютной роли шкурок куницы ср. Бернекер, там же; Шрадер–Неринг 1, 372. См. еще Хольтхаузен, ZfslPh, 22, 1954, стр. 146. Совершенно беспочвенно сближение куна «деньги, выкуп за невесту» – в отрыве от других знач. – с хетт. kuš- «платить»; см. Махек, АО, 17, 2, 1949, стр. 133 и сл. – Т.lII куна́II., ку́нка «vulva», терск. (РФВ 44, 97), также Ончуков, Печ. былины 23; 302. Вероятно, из куна́ I через ку́нное «приданое»; см. Шрадер–Неринг, там же; ср. также Булат, AfslPh 37, 461. Едва ли существует связь с лат. cunnus с тем же знач., вопреки Фасмеру (RS 4, 72), или с кума́, польск. kuma, kumkа (XVII в.), вопреки Брюкнеру (KZ 46, 223). Созвучие с саам. к. kuńńа «женские половые органы», л. kuǝdna- (то же) совершенно случайно; см. Калима, FUF Anz. 23, 252.III ку́наIII., диал., «охапка», ку́нка «пригоршня», болг. ку́нка «пригоршня, запястье»; см. Бернекер 1, 644. Неясное слово.

[править] Употребление в Японии

Наиболее часто используется в неформальном обращении между мужчинами примерно равного статуса и возраста в качестве несколько официального, но указывающего на достаточно близкие отношения и знакомство. Например, между приятелями, одноклассниками, деловыми партнёрами или коллегами

Помимо этого может употребляться по отношению к младшим или стоящим ниже в социальной иерархии (начальник к подчинённому), когда на этом обстоятельстве не нужно заострять внимание

Обыкновенно с суффиксом -кун учителя и взрослые обращаются к учащимся лицам мужского пола до 20 лет, а девушки — к любому ребёнку-мальчику. Большинство родителей в Японии, когда рассказывают о своих детях, называют сыновей -кун на всём протяжении их жизни, но при прямом обращении к собственному ребёнку внутри семьи, -кун не используется. Исключение составляют случаи, когда -кун гармонично закрепился в качестве неотъемлемой части уменьшительной формы имени или прозвища, например «Аккун» — сокращение от имени Акира-кун.

Обращение «-кун» может использоваться мужчиной-учителем как полуофициальное применительно к девушке-ученице, когда уменьшительный суффикс «-тян» бывает не совсем неуместен, но обычно школьные учителя обращаются к ученицам с помощью «-сан» или доверительного «-тян». В бизнес-среде с суффиксом «-кун» к женщинам, особенно молодым, могут обращаться мужчины-начальники, старше их по возрасту.

В парламенте Японии, посредством данного суффикса председатель обращается к депутатам. Единственное исключение — председательство женщины Такако Дои в нижней палате парламента (она использовала суффикс -сан).

В обращении девушки к девушке допустимо применять в отчасти официальной, шутливой форме.

Если женщина «крутит роман» или испытывает любовные чувства к определённому мужчине, то не возбраняется употребление -кун при упоминании своего бойфренда в уменьшительно-ласковой манере.

Клички домашних животных мужского пола также могут включать этот суффикс.

Аниме

Кун - что такое? значение слова, варианты применения

Началось все с любителей аниме. Дело в том, что подавляющему большинству взрослых людей сложно понять, почему их сверстники смотрят «японские мультики». Не помогает даже тот факт, что сюжет их вовсе не предназначен для детей, и порой встречаются откровенные сцены «для взрослых». Из-за этого любители подобного развлечения стали объединяться на просторах интернета, где проще найти единомышленников, обсудить тот или иной графический фильм и т.п. И именно из аниме и пришло в их обиход слово «кун».

Хотите знать, что такое кун? Это суффикс в японском языке, обозначающий ту или иную степень отношения к человеку, к имени которого он употребляется. Проще говоря, подобную приставку употребляют близкие друзья или товарищи, обычно для того, чтобы подчеркнуть неформальность общения. Также это делать может девушка по отношению к любимому парню. А вот к лицам более старшего возраста обращаться в такой манере нельзя, выглядеть это будет неприлично. Так что теперь мы знаем, что такое кун. К слову, в японском языке подобных суффиксов много, и все они употребляются, в зависимости от отношения или положения между людьми.

Творчество

Барельеф нереализованного памятника Мицкевичу (парк в Радзеёвицах)

Ранние работы Куны, главным образом моделировавшиеся в глине или гипсе и отливавшиеся в бронзе, представляют собой большей частью портретные студии с ощутимым влиянием импрессионистической скульптуры. Во время своего второго пребывания в Париже столкнулся с творчеством Аристида Майоля и испытал его влияние. Заинтересовался также античной, средневековой, буддийской скульптурой. Индивидуальный стиль скульптора сложился в —1930 годах. Он близок неоклассицизму и отличается компактностью форм, подчёркнутой ритмичностью композиции, склонностью к мягким линиям, гладкой поверхности, закруглённым плоскостям.

Один из барельефов памятника Мицкевичу

Один из барельефов памятника Мицкевичу

После 1930 года Куна занимался преимущественно скульптурными портретами и монументальной скульптурой. Создал скульптурные портреты государственных деятелей (Юзефа Пилсудского, Эдварда Рыдз-Смиглого), писателей (Казимежа Вежинского).

Одна из его скульптур из серии «Ритм» создавалась на протяжении нескольких лет, начиная с 1925 года и была закончена в 1929 году. Она установлена в Скарышевском парке в Варшаве.

В 1931 году проект Куны выиграл очередной, уже пятый по счёту, конкурс на памятник Адаму Мицкевичу в Вильно. По замыслу скульптора, памятник должен был изображать поэта в фигуре пилигрима, установленной на высоком цоколе (статуя высотой в 6 метров). Цоколь предусматривался облицованным двенадцатью гранитными плитами с барельефами (расположенными в 3 ярусах), изображающими сцены из драматической поэмы Мицкевича «Дзяды». В 1933 году были готовы деревянная модель статуи и гипсовые отливки барельефов.. Памятник предполагалось открыть в 1935 году. Однако проект Куны не был реализован: сначала создание памятника задерживалось из-за резкой критики виленской печати, вызвавшей приостановку финансирования, затем работы прервала начавшаяся война. Семь сохранившихся в Вильнюсе барельефов использованы в ансамбле современного памятника Мицкевичу в Вильнюсе.

В 1937 году выиграл конкурс на памятник Пилсудскому в Варшаве, который также не был реализован. Во время немецкой оккупации и после войны занимался почти исключительно живописью (религиозные сцены, портреты, фигурные композиции).

Произведения Куны хранятся в Национальном музее в Варшаве и других музеях.

История

В начале VII века кочевали севернее пустыни Гоби. В VIII—IX веках входили в Уйгурский каганат. Откочевали в верховья Енисея, оказавшись по соседству с каи (согласно Плетнёвой С. А. то же, что кимаки).

Про последующие события ал-Марвази сообщает, что каи потеснили кунов, а те, в свою очередь, саров (т.е. половцев; шаров, т.е. кипчаков, половцев). По данным историографии, кипчаки ещё к середине IX века достигли господства над кимаками и кунами, а к середине X века поглотили их и в середине XI века вместе с ними начали движение в Европу.

В XI—XIII веках имя куны встречается эпизодически в венгерских и русских источниках наряду с куманы в значении кипчаки, половцы и венгерские половцы.

По одной из версий, племя токсобичей, упоминаемое различными первоисточниками, было кунским, а куны в этот период соответствовали донским половцам. Также существует версия о том, что русское название половцев сарочины складывалось из двух корней — сары и куны.

«Тян не нужны!»

Басня Крылова «Лиса и виноград» на самом деле прекрасно отображает суть заявления о бесполезности и ненужности девушек. Инфантильные парни, которые не пользуются успехом у прекрасного пола, могут при этом быть хорошими друзьями. Хотя на практике они считают себя глубоко обиженными, использованными и проклинают френдзону. Обвиняют, разумеется, девушек.

Чтобы хоть как-то оправдать в собственных глазах отсутствие пары, они выводят принцип «зелен виноград». Кун — это звучит гордо, а тян не нужны, потому что они подлые, корыстные, жадные и тупые. Связываться с этими «недолюдьми» просто ниже человеческого достоинства.

При этом вступать в сексуальную связь с мужчиной по-прежнему предосудительно. Вот такой парадокс, оправдывающий одиночество и зацикленность на компьютерных играх.

Кун - что такое? значение слова, варианты применения

«Кун не нужны!»

Это зеркальное отражение предыдущего заявления, которое частично основано на феминизме. В первую очередь это симметричный ответ в стиле «не больно-то и хотелось».

Разумеется, феминистки не призывают обойтись без мужчин вообще, фундаментальную биологию не обойти. Однако это вполне весомое заявление, которое касается типичного портрета среднестатистического «куна». Толкование в данном случае можно конкретизировать: в таком виде, на котором настаивает патриархальный строй, мужчины действительно не нужны.

Современная женщина предпочитает видеть рядом с собой не инфантильную особь мужского пола, которая не в состоянии самостоятельно обеспечить свои базовые бытовые потребности. Она не хочет знать и тех, кто способен умереть от голода перед полным холодильником, раз уж жена не обслужила и не поставила перед носом тарелку.

Равноправие партнеров по браку позволяет построить более прогрессивную семейную модель, где ни одна из сторон не приносит себя в жертву. В этом случае отсутствуют стандартные обиды и претензии.

Кун - что такое? значение слова, варианты применения

Японские именные суффиксы

В каждом языке есть свои вежливые формулировки. У нас, например, это обращение по имени и отчеству. В Японии существуют специальные именные суффиксы, которые добавляются к имени, фамилии или профессии человека. Таким способом обозначается уровень близости и уважения к человеку.

Самым вежливым при этом считается суффикс «-сама», а к вышестоящему начальству, командованию или просто при подчеркнуто-официальном обращении используется «-доно». К нейтрально-вежливым относится «-сан». Вариантов много, и желательно их не путать, чтобы не попасть в неловкое положение.

Что такое «-кун»? Это тоже именной суффикс, который добавляется после имени или фамилии человека, чтобы подчеркнуть более теплые отношения, чем холодный и нейтральный официоз. Его могут использовать друзья, коллеги, начальник по отношению к подчиненному, если нужно показать, что это уже личный разговор, не имеющий отношения к субординации.

Кун - что такое? значение слова, варианты применения

Примечания

  1. Расовский Д. А. Половцы. Чёрные клобуки: печенеги, торки и берендеи на Руси и в Венгрии (работы разных лет). 1-й том, серия «Материалы и исследования», проект «Суюн». М., ЦИВОИ, 2012, 240 с., С.125-126, 132:

  2. Добродомов И.Г. О половецких этнонимах в древнерусской литературе // Тюркологический сборник. 1975 / АН СССР. Ин-т востоковедения; Отв. ред. А.Н. Кононов. – М.: Наука, 1978. – С. 102–129.
  3. Selmeczi László utószava (1992) Gyárfás István jász-kun történetéhez (1870).
  4. Korai magyar történeti lexikon : 9–14. század. Főszerk. Kristó Gyula. Budapest: Akadémiai. 1994. ISBN 963-05-6722-9