Краткое содержание
Реализм, хотя и не имел внутренних противоречий, признан первым современным движением в искусстве, которое отвергло традиционные формы искусства, литературы и социальной организации как устаревшие после Просвещения и Промышленной революции. Начиная с Франции в 1840-х годов, реализм полностью изменил живопись, расширив представления о том, чем является искусство. Работая в хаотичную эпоху, отмеченную революцией и широкомасштабными социальными изменениями, художники-реалисты заменили идеалистические образы и литературные фантазии традиционного искусства реальными событиями, придав нормам общества такой же вес, как и великим историческим картинам и аллегориям. Выбор привнести повседневную жизнь в полотна был ранним проявлением авангардного стремления объединить искусство с жизнью, а отказ от методов живописи, таких как перспектива, предвосхитил многие определения и переопределения модернизма XX века.
Основные идеи:
- Реализм широко считается началом современного искусства. Это связано с его убежденностью в том, что повседневная жизнь и современный мир являются подходящими сюжетами для искусства. Философски, реализм охватил прогрессивные цели модернизма, ища новые истины, пересматривая и опровергая традиционные системы ценностей и убеждений.
- Реализм волновало то, как жизнь была структурирована в социальном, экономическом, политическом и культурном плане в середине XIX века. Это привело к непоколебимым, иногда «уродливым» изображениям неприятных моментов жизни и использованию тёмных, земляных палитр, которые противопоставляли высшим идеалам красоты высокого искусства.
- Реализм был первым явно анти-институционным, нонконформистским движением искусства. Художники-реалисты стремились к социальным нравам и ценностям буржуазии и монархии, которые покровительствовали рынку искусства. Хотя они и продолжали подавать работы в Салоны официальной Академии художеств, они также организовывали независимые выставки для демонстративного показа их творчества.
- После стремительного роста газетной печати и средств массовой информации, последовавших вслед за промышленной революцией, реализм представил новую концепцию художника как самопублициста. Густав Курбе, Эдуард Мане и другие целенаправленно добивались неоднозначной реакции и использовали средства массовой информации для увеличения своей известности, тем же способ, которым продолжают пользоваться художники по сей день.
Русские идеологи
Это течение приобрело различные формы и знаменитых последователей. Главным представителем реализма, который находился у его истоков, был Александр Сергеевич Пушкин. Именно он впервые начал писать о крестьянских судьбах, жизни различных сословий.
Пушкин стал революционером. Он преобразил собой некогда отстающую литературу. После Александра Сергеевича был Гоголь, сочетавший мистицизм и критический реализм с большим умением. Благодаря этим двум видным литературным фигурам появилось целое направление под названием “Натуральная школа”.
На мировую сцену вышли два самых известных представителя данного стиля. Лев Николаевич Толстой, который прославил свое имя остросоциальными романами, и Федор Михайлович Достоевский с психологическими драмами. Последним восхищался Ницше, создав модель «сверхчеловека» под впечатлением от произведения «Братья Карамазовы».
Оба писателя делали акцент на уникальности человеческой души. Они искали причины поступков собственных героев, и с особым эстетизмом изображали их.
Последними реалистами в России можно назвать Бунина и Куприна. После них, на смену им, пришел социальный реализм. Наступила новая эпоха. На Западе стиль развивался и дальше. Он подвергался влиянию других течений, видоизменялся.
Герой
Реалистических героев почти во всех случаях нельзя однозначно отнести ни к положительным, ни к отрицательным. Их образ, как правило, имеет прототипа или же тот набор характеристик, который отражает реальную эпоху. Их читателю так и хочется обозвать «жизненными».
Как правило, в центре произведения находится заурядная личность, та, которую всем мы узнаем в своих знакомых. Писатель создает типичные обстоятельства, в которых проявляется характер главных героев. Раскрытие внутреннего мира персонажей становится основной задачей многих авторов–реалистов (Достоевского, Толстого, Чехова). Однако некоторые герои воплощают лишь общественные пороки, отражают проблемы действительности (Башмачкин, Брудастый, Курехин).
Черты героя реализма:
- Типичность: он принадлежит к какой-то социальной группе и воплощает в себе все ее признаки;
- Многогранность характера: он проявляет себя по-разному, в зависимости от обстоятельств;
- Приближенный к реальности внешний вид и характер: писанная красавица тоже имеет изъяны, а уродливый старик – искру в глазах.
марксизм
Развитие критического реализма Бхаскара лежит в онтологическом корне современных течений марксистской политической и экономической теории. Реалистическая философия, описанная Бхаскаром в «Реалистической теории науки» , совместима с работой Маркса в том, что она различает непереходную реальность, которая существует независимо от человеческого знания о ней, и социально созданный мир науки и эмпирического знания. Эта дуалистическая логика явно присутствует в марксистской теории идеологии, согласно которой социальная реальность может сильно отличаться от ее эмпирически наблюдаемой поверхности. Примечательно, что Алекс Каллиникос выступал за онтологию «критического реализма» в философии социальных наук и открыто признает влияние Бхаскара (одновременно отвергая «спиритуалистический поворот» последнего в его более поздних работах). Взаимосвязь между философией критического реализма и марксизмом также обсуждалась в статье, написанной в соавторстве Бхаскаром и Каллиникосом и опубликованной в Journal of Critical Realism .
Направления реализма
Реализм XX века
Художники всегда оставались частью реальной жизни и своими глазами наблюдали катаклизмы XX века — разрушительные войны, экономическую депрессию и другие. Недостатка идей и сюжетов у них не было, и события, происходившие в те годы, нашли своё отражение в реалистичных картинах.
Веризм
Веризм — термин, который происходит от итальянского слова vero, в переводе означающего «правдивый», «истинный». Веризм возник в конце XIX века после объединения Италии как отражение социально-психологических конфликтов, существовавших в стране в то время. Приверженцы веризма — основную их массу составляли неаполитанские мастера — изображали тяжёлый быт крестьян, их борьбу за свои права, другие сцены, которые наблюдали своими глазами в родной Италии.
Прецизионизм
Это ответвление реализма возникло в Америке в 20-е годы XX века. Его приверженцы изображали на своих картинах сцены из промышленной и городской среды, которая активно развивалась в то время.
Социалистический реализм
В 20-х годах прошлого века в СССР был взят курс на индустриализацию страны. В качестве ответа на него родился стиль социалистического реализма, последователи которого изображали и прославляли нового человека, способного привести весь мир к счастливым идеалам социалистического будущего. Эксперты проводят определённые параллели между соцреализмом СССР и романтизмом, пришедшим в своё время на смену неоклассицизму.
Американский реализм
Художники, творившие в этом стиле, работали с середины 20-х до середины 40-х годов XX века. Они изображали в своих работах сцены, которые разворачивались в Америке в то время.
Сюрреализм
Сюрреализм как направление зародился в Париже, а его основой стали идеи, сформулированные Зигмундом Фрейдом. Художники, работавшие стиле сюрреализма, стремились воплотить в своих картинах творческий потенциал бессознательного мышления, и то, как им это удавалось, производило неизгладимое впечатление на публику.
Фотореализм
Фотореализм — это ответвление реализма появилось в конце 60-х годов прошлого века. Его приверженцы изображали объекты и сцены из обыденной жизни, придавая своим шедеврам почти фотографическую точность.
Реализм в искусстве
Реалисты во Франции отвергали «театральность», как классицизма, так и романтизма. Они стремились изобразить все аспекты современной жизни среднего и низшего классов: неисключительных, неидеальных и неприукрашенных.
Это было сложное революционное время, которое реалисты отметили большими изменениями в культуре всего искусства, заменяя традиционные идеальные образы каждодневными событиями, придавая им такую же важность, как и великим историческим сюжетам. Таким образом, это желание объединить искусство и жизнь в одно целое и отказ от некоторых живописных методов, считаются ранним проявлением авангардного искусства
Таким образом, это желание объединить искусство и жизнь в одно целое и отказ от некоторых живописных методов, считаются ранним проявлением авангардного искусства.
Реализм был основной тенденцией во французских романах и живописи между 1850 и 1880 годами.
Реализм в литературе
Реализм в литературе — это литературное движение, в котором максимально правдиво изображается обыденная и повседневная действительность, такой, какая она есть в реальности.
В реализме читатели видят знакомые места и судьбы, узнают о людях из среднего и низшего классов общества. Автор стремится передать всю правду, не преувеличивая и не преуменьшая, без романтики или драмы.
Реализм в литературе 19 века
Реализм появился как своеобразный ответ на романтизм XVIII века. Он появился в литературе, как часть художественного движения Франции XIX века и продолжил своё существование до начала XX.
Представители реализма в литературе:
- Александр Сергеевич Пушкин;
- Николай Васильевич Гоголь;
- Михаил Юрьевич Лермонтов;
- Александр Сергеевич Грибоедов;
- Оноре де Бальзак;
- Гюстав Флобер;
- Мари-Анри Бейль (Стендаль);
- Генрих Гейне;
- Георг Бюхнер;
- Братья Гонкур (Эдмон и Жюль).
Основные жанры реализма в литературе:
- повесть;
- роман;
- рассказ.
Реализм в живописи
Художники во всём мире использовали реализм, чтобы привлечь внимание публики к теме социального неравенства. «Бурлаки на Волге», Илья Ефимович Репин, 1870 – 1873 гг.
«Бурлаки на Волге», Илья Ефимович Репин, 1870 – 1873 гг.
На этой картине внимание останавливается на более молодой фигуре, которая выходит из линии остальных мужчин. Таким образом художник показал возможность побега от этой сложной судьбы
Из-за своего сострадательного отношения к крестьянской жизни Илья Ефимович стал самым знаменитым художником своего времени в России.
Симфония в белом №1, девушка в белом, Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, 1862 г.
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер считал, что искусство должно существовать отдельно от других эмоций (таких, как любовь, жалость, преданность). Он не делал никаких громких социальных или политических заявлений, а связывал свои картины с музыкой (ноктюрн, симфония, этюд и т. д.).
Критики всегда пытались анализировать его творения и искать какой-то скрытый смысл. Сам художник всегда заявлял, что всё, что он хотел сказать своим искусством, он показывал на холсте, не скрывая ничего.
Художники – реалисты:
- Алексей Петрович Боголюбов (русский художник);
- Алексей Кондратьевич Саврасов (русский художник);
- Николай Николаевич Ге (русский художник);
- Гюстав Курбе (французский художник, считается основателем реализма в живописи);
- Теодор Руссо (французский художник);
- Жан-Франсуа Милле (французский художник);
- Оноре Домье (французский художник);
- Томас Икинс (американский художник).
«Мастерская художника», Гюстав Курбе, 1855 г.; Это одна из самых первых его работ в направлении реализм.
Реализм в русской живописи
Реализм в России был отмечен одним интересным событием. Это был «бунт четырнадцати» — 9 ноября 1863 года, 14 лучших выпускников Императорской Академии художеств потребовали свободу в выборе темы и отказались исполнять заданный им мифологический сюжет.
Получив отказ, они просто удалились из аудитории, тем самым сорвав конкурс, посвящённый столетию Императорской академии художеств.
Это было сложное время социальных изменений в связи с отменой крепостного права и они тоже пытались добиться свободы. Это были такие знаменитые художники, как Репин, Айвазовский и Шишкин.
Впоследствии этот «акт бунтарства» стал первым шагом Передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок»).
Эти художники стали действовать сообща: как с заказами клиентов, так и с совместными независимыми выставками.
История возникновения
Начало реализма стало концом другой культурной «пластинки», которая уже «заела». Он появился после романтизма, став его противоположностью. Люди устали от однообразия конфликтов, скучающих и противопоставленных обществу героев и экзотических мест, поэтому захотели обратить свой взор на реальную жизнь с ее противоречиями и парадоксами. Этому способствовали и социальные потрясения в Европе – революции и войны, которые показали, что главными для человечества являются противостояния народов, сословий, общества и власти, а не личности и толпы. Однако, по большому счету, эпоха реализма началась уже при романтизме, ведь первые произведения подобной направленности появились параллельно с развитием романтического направления.
Традиционно основателями реализма (как в живописи, так и в литературе) считают европейских деятелей искусства: Гюстава Курбе, Жана Франсуа Милле, Гюстава Флобера, Оноре де Бальзака. Его «зарождение» относят к 1830-м годам XIX века. В России «зачатки» реализма можно найти еще в произведениях XVIII века. Например, неприятно поразившее Екатерину II творение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Однако первый реалистический роман (просветительский) «Российский Жилблаз, или Похождение князя Гаврилы Симоновича Чистякова» был создан Василием Трифоновичем Нарежным в 1813 году. Писатель типизирует обстоятельства, сатирически рисует действительность. Но для Нарежного не важны характеры своих героев, он изучает жизнь человека, её нравственные особенности (в этом будет состоять отличие просветительского реализма от классического).
Культура реализма сформировалась под влиянием важных социальных изменений. В странах Европы полным ходом шла демократизация, люди разных происхождений обретали право голоса и борьбы за свои интересы. Поэтому и в литературе, и в живописи, и даже в музыке начали искать трибуну для самовыражения разночинцы, мещане и даже представители низших сфер. Они-то и спешили показать романтичным и изнеженным господам, как живется в реальной жизни, лишенной огромного наследства и баснословных перспектив. Становление реализма и само по себе во многом поспособствовало демократизации общества.
Данное направление многогранно и объемно, его сложно уместить в одну систему ценностей и взглядов. Вот основные этапы развития реализма (как видите, концепция у каждого своя):
- Просветительский реализм (XVII-XVIII век). Основная цель – приобщение человека к творчеству, морали или определенной философии, а также культивирование разума и нравственного долга. Самый известный пример – «Приключения Робинзона Крузо», где Д. Дефо пропагандирует веру в Бога, упорный труд и стойкость на примере человека, который попал на необитаемый остров.
- Критический реализм (формируется в 1830-е годы, 1840-1890-е). Для него характерна обличительная направленность произведений. Писатели описывают неприглядные реалии жизни во всей красе. Пример – «Записки охотника» И. Тургенева. Там автор демонстрирует нелегкое бремя крепостного права, которое давит такой талантливый и оригинальный русский народ.
- Социалистический реализм (1920-1980-е гг.). Идеалистическое (и не очень) изображение нового, «перестроенного» общества. Например, в романе М. Шолохова «Поднятая целина» изображается болезненный процесс коллективизации в деревне.
Девятнадцатый век
Начал формироваться критический реализм в литературе в двадцатых годах девятнадцатого века, а расцвет его припал на сороковые. Из года в год к списку известных деятелей культуры и искусства данного направения добавлялись новые имена. Появлялось все больше поклонников.
Самые яркие представители критического реализма: Флобер, Бальзак, Стендаль, Бронте, Диккенс, Гейне, Достоевский, Чехов.
После возвышенной романтики произведения этих гениев звучали как вызов всему обществу. И население сначала так и восприняло его. Писателей ругали, они вызывали возмущения. Многие подвергались гонению, их отказывались печатать.
«Креон» при беременности
Нерасщеплённые ферменты не всасываются в пищеварительном тракте. По структуре они являются белками. Выполнив свою функцию в тонком кишечнике и проследовав далее по ЖКТ, ферменты перерабатываются кишечными бактериями и поступают в организм в виде аминокислот.
Клинических исследований по воздействию ферментов на организм беременных не проводилось. Но поскольку всасывания препарата по сути не происходит, какое-либо воздействие на плод не предполагается.
Назначать ферментную терапию беременной может врач, предварительно сопоставив риски. Лекарство «Креон» достаточно широко применяется у данной категории пациентов.
При грудном вскармливании можно принимать препараты панкреатина, не опасаясь его попадания в молоко.
Реализм в литературе
Реализм как литературное направление зародился в европейской культуре в 1830-е годы, придя на смену романтизму. Если романтизм — это интерес идеальному, особенному, то реализм — это интерес к повседневным событиям и «обычным» людям.
Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.
В России черты реализма находят свое отражение в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в прозе и поздних поэмах А. С.Пушкина. Критик Виссарион Белинский использовал понятие «натуральная школа». Он провозгласил реалистом Н.В. Гоголя — в первую очередь за его поэму «Мертвые души».
Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно стало только в 1860-е.
Становление реализма в русской литературе традиционно связывают с именами писателей натуральной школы — И.С.Тургенева, молодого Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова и других.
Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.
Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.
Способ изображения человека в социуме
Писатели критического реализма желают продемонстрировать психологический и социальный смысл поступков главного героя. Это помогает продемонстрировать сущность персонажа, обосновать его поступки и зависимость индивида от окружения, наполненного проблемами. Энгельс стремился к типичному изображению человека, а Гоголь и Бальзак намеревался продемонстрировать специфику социальных связей.
Бальзак, в отличие от мастеров эпохи романтизма, осмелился продемонстрировать все грани любви. Герой его произведения думал не только о том, как затронуть душу дамы своего сердца, а и о том, как нанять для нее карету. Материальная сторона вопроса помогла изобразить реальную картину человеческого бытия, затрагивающую не только духовность, а и материальные блага.
Ушедшее время
Пафос эпохи Возрождения отошел на задний план. Однако просвещение и романтизм так сильно повлияли на реализм, что все писатели, поэты, художники того времени продолжали верить, что добро победит зло, в какие бы рамки, уловия и обстоятельства оно ни было заключено.
Во время революции 1789-1794 годов наука возвысилась над религиозными постулатами. Буржуазия становится доминирующей прослойкой населения. Ей хочется перемен в обществе. Она начинает открывать школы, читать книги, изучать языки и точные науки.
С расцветом реализма появляются идеи марксизма. Он влияет на стиль по-своему, привнося в него дух революции, мятежа. Класс рабочих теперь становится центральным.
Черты реализма
-
Исторически конкретное общество, события, эпоха
-
Жизнь показана наиболее приближенной к реальности
-
В центре внимания — закономерности жизни, обусловленные причинно-следственными связями
-
Литература в реализме — средство познания себя и окружающего мира
-
Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера
-
Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке
-
Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие
-
В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях
-
Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся
Русская литература
В начале девятнадцатого века кризис переживали Просвещение и Романтизм. Субъективность быстро уходила из моды. Реальность интересовала все больше молодое поколение представителей искусства.
Только после выступления рабочего класса писатели задумались о его жизни. Они начинают критиковать и глубоко возмущаться крепостными законами и вместе с тем восхвалять стойкость человеческой души, которая не согнулась под тяжестью жизненного бремени.
Главными героями становятся обычные люди из низших социальных слоев. Им не обязательно обладать лишь положительными качествами. Реалисты допускают, что в человеке есть не только добродетель, но и пороки.
Ссылки
- Altheide, DL, и Джонсон, JM (1994). Критерии оценки интерпретирующей валидности в качественных исследованиях. В: NK Denzin and YS Lincoln (eds), Handbook of Qualitative Research First edition, (стр. 485–499) .Thousand Oaks, CA: Sage.
- Хаммерсли, М. (1992). Этнография и реализм. В чем дело этнографии? (стр. 43–56). Лондон: Рутледж.
- ^ Мэдилл, Анна (2012) «Реализм», в Лизе М. Гивен (ред.), Энциклопедия методов качественного исследования SAGE , Thousand Oaks NJ, Sage.
- W., Кресвелл, Джон. Дизайн исследования: качественный, количественный и смешанный методы . Кресвелл, Дж. Дэвид (Пятое изд.). Таузенд-Оукс, Калифорния. ISBN . OCLC .
- Эдвардс, Пол К .; О’Махони, Джо; Винсент, Стив (2014). Изучение организаций с использованием критического реализма: практическое руководство . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-966553-2.
- Марш, Д. (2002), «Марксизм», в Марш Д. Стокер, Г. (ред.), Теория и методы в политической науке , Бейзингсток, Палгрейв Макмиллан.
- Марш Д. и Ферлонг П. (2002), «Онтология и эпистемология в политической науке», в Марш Д. Стокер, Г. (ред.), Теория и методы в политической науке, Бейзингсток , Пэлгрейв Макмиллан.
- Каллиникос, A. (2006), ресурсы Критики , Кембридж, политие, pp.155-158
- Bhaskar, Р. Каллиникос, A. (2003), «Марксизм и критический реализм: Дебаты», в журнале критического реализма , 1,2
- Джексон, Патрик Таддеус (2011) Проведение расследования в международных отношениях, Рутледж, стр. xiv
- Джессоп, Боб (2007) State Power, Cambridge: Polity.
- Курки, Милья (2008), Причинность в международных отношениях: Восстановление причинного анализа, Кембридж: CUP
- Уайт, Колин (2006) Агенты, структуры и международные отношения: политика как онтология, Кембридж: CUP
- Джозеф, Джонатан (2012) Социальные в глобальном, Кембридж: КУБОК
- Спэш, Клайв Л. (2017-04-07). Справочник Рутледжа по экологической экономике: природа и общество . Спэш, Клайв Л. Абингдон, Oxon. ISBN . OCLC .
- Прайс, Ли; Лотц-Систка, Хейла (14 декабря 2015 г.). Критический реализм, экологическое обучение и социально-экологические изменения . Лотц-Сиситка, Хейла, 1965-, Прайс, Ли. Лондон. ISBN . OCLC .
В экономике
Экономисты-гетеродоксы, такие как Тони Лоусон , Ларс Полссон Силл , Фредерик Ли или Джеффри Ходжсон , пытаются внедрить идеи критического реализма в экономику, особенно динамическую идею макро-микровзаимодействия.
По мнению экономистов-критиков-реалистов, основная цель экономической теории — дать объяснения в терминах скрытых порождающих структур. Эта позиция сочетает в себе трансцендентальный реализм с критикой основной экономической теории . В нем утверждается, что основная экономика (i) чрезмерно полагается на дедуктивистскую методологию, (ii) проявляет некритический энтузиазм по поводу формализма и (iii) верит в сильные условные прогнозы в экономике, несмотря на неоднократные неудачи.
Мир, который изучают основные экономисты, — это эмпирический мир. Но этот мир «не в фазе» (Лоусон) с лежащей в основе онтологией экономических закономерностей. Таким образом, господствующий взгляд представляет собой ограниченную реальность, поскольку эмпирические реалисты предполагают, что объекты исследования являются исключительно «эмпирическими закономерностями», то есть объектами и событиями на уровне переживаемого.
Критический реалист рассматривает область реальных причинных механизмов как подходящий объект экономической науки, в то время как позитивистская точка зрения состоит в том, что реальность исчерпывается эмпирической, то есть пережитой реальностью. Тони Лоусон утверждает, что экономическая наука должна охватывать «социальную онтологию», чтобы включить основные причины экономических явлений.
Представители и примеры
В литературе
XIX в. – А.С. Пушкин ( «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов»), М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»), Н.В. Гоголь («Портрет», «Мёртвые души», «Шинель»), И.С. Тургенев (Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»), Ф.М. Достоевский («Бесы», «Преступление и наказание»), Н.А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), М.Е. Салтыков-Щедрин(«История одного города»), И.А. Гончаров («Обломов»).
XX в. – А.П. Чехов («Вишнёвы сад», «Смерть чиновника»), И.А. Бунин («Окаянные дни», «Тёмные аллели»), М.А. Шолохов («Тихий Дон»), А.И. Солженицын («Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус»), А.П. Платонов («Чевенгур», «Котлован», «Усомнившийся Макар»), М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»), Б.Л. Пастернак («Доктор Живаго»).
В живописи
К первым живописным реалистам относятся: Илья Репин, Оноре Домье, Гюстав Курбе, Франсуа Милле.
В России такое направление, как соцреализм отразился не только в литературе, но и в живописи. В этом направлении творили: Б. Иогансон, Ф. Решетников («Опять двойка»), А. Бубнов («Утро на Куликовом поле»), С. Герасимов («Колхозный праздник»).
Также в XX веке появляется новое направление: сюрреализм. К нему относят работы следующих авторов: Сальвадор Дали («Постоянство памяти», «Лицо войны»), Рене Магритта («Сын человеческий», «Гонконда»).
В музыке
Крупнейшие представители реализма: М. Глинка («Иван Сусанин»), М. Мусоргский («Борис Годунов»). Основные черты их произведений – народность, изображение страданий русского человека, его нелёгкой судьбы. В центре – внутреннее состояние человека, исторические события.
Автоматизация Cross Sales в электронной коммерции
Важно! Особенность интернет-продаж в отсутствии менеджера-консультанта, поэтому важна техническая сторона взаимодействия с покупателем
Технические особенности Cross Sales в интернете
Чтобы интернет-продажи были эффективными, применяют такие приемы:
- собирают информацию о клиентах с использованием сервисов веб-аналитики – это позволяет составить профиль покупателя с его предпочтениями и создавать персональные предложения;
- размещают социально направленный блок «Вместе с этим покупают»;
- информацию о кросс-товарах помещают на страницу оплаты основной покупки, при этом заинтересовавшегося клиента нельзя уводить с этой страницы (можно использовать опцию «Более подробно…»);
- объединяют несколько продуктов в один пакет с предложением покупать на более выгодных условиях (акция, скидка, бесплатная доставка и т.д.);
- размещение кросс-товаров на странице должно быть ненавязчивым, внизу или в боковой панели, а их количество не должно превышать 2-3 наименования.