«Крещендо» в седьмой симфонии Шостаковича
Ярким примером «крещендо» является изображение панического ужаса от «наплывающего» нашествия фашизма в седьмой симфонии Шостаковича. Слушая страшный грохот фашистских орудий, глядя, как гасят немецкие «зажигалки» на крыше родной Ленинградской консерватории, композитор гневно произнес: «Здесь музы говорят одновременно с пушками». Эта фраза была сказана в противовес русской поговорке «Когда говорят пушки, музы молчат». Свою седьмую симфонию Шостакович написал для огромного оркестра. Конечно, она не является батальным произведением, но все же представляет собой модель рассказа о военных годах России.
Ужас и боль, смерть и потери проходят красной чертой через все произведение. Начинаясь даже немного аморфно, накал потихоньку нарастает, поднимая в душе волнение и дрожь. В этой воинственной теме Шостакович прибегает к специальному музыкальному приему, когда скрипачи, ударяя обратной стороной смычков по струнам, вводят мелодию, которая могла бы звучать в кукольном театре. Эта легкая дробь, в начале почти неслышная, растет, ширится и повторяется двенадцать раз во время нарастающего двенадцатиминутного крещендо. Вот оно и состоялось и, как всегда, стало апогеем истории.
Надо сказать итальянцам спасибо за «крещендо» как за очередной итальянский художественный шедевр. Эта страна поистине знает толк в совершенстве и красоте. Пожалуй, без этого музыкального приема передать накал чувств практически невозможно. «Крещендо» — это апофеоз любой самой простой истории. Это не просто усиление звучания короткого музыкального эпизода. Это вызов всему блеклому, вялому и неспособному к сопротивлению. Это настройка души и тела на взрыв эмоций, бурление крови, смертную схватку. В этот момент происходит кульминация событий, некое подведение итогов. Это короткая, но яркая жизнь в большой череде событий музыкального рассказа.
Увеличение звука на клавишных инструментах
Механика клавишных инструментов, существовавших до появления фортепиано, не позволяла производить на них постепенное нарастание либо ослабление силы звука.
В конструкцию органов входили разнообразные рычаги для переключения регистров. Это давало разнообразие тембров и влияло на громкость.
Для увеличения динамики создавались дополнительные мануалы (клавиатуры), которые воспроизводили звуки с октавным удвоением, обогащавшим их обертонами и создававшим иллюзию изменения громкости.
Однако даже такие, не слишком значительные, градации могли возникнуть только внезапно, в то время как крещендо – это постепенное нарастание. Такое чудо стало возможным лишь с возникновением молоточкового механизма фортепиано.
На современном рояле можно воспроизвести огромное количество тембров и динамических градаций в зависимости от степени и качества прикосновения к клавишам. Однако есть и ограничения. Механика фортепиано устроена таким образом, что любое извлечение звука мгновенно вызывает его деградацию.
Затухание звука начинается тотчас же после его рождения, поэтому для создания иллюзии крещендо длительность нот должна быть такой, чтобы один звук не успевал затухнуть до взятия следующего.
На единственном же звуке или аккорде невозможно не только сделать крещендо, но и сохранить динамику на одном уровне. Неизбежное диминуэндо происходит «по умолчанию».
Есть лишь одна маленькая уловка: сразу после взятия аккорда или звука «подхватить» его правой педалью. Обогащение обертонами на короткое время создаст небольшую «вилочку» крещендо.
Однако не стоит огорчаться. У рояля достаточно преимуществ, чтобы он мог позволить себе эту маленькую слабость.
Особые приемы игры на барабанной установке и их обозначения.
Друзья продолжаем изучать нотную грамоту, эта статья будет завершающей из серии самоучителя нотной грамоты для драммеров.
Много интересной информации содержится в предыдущих статьях, ссылки на них ниже.
«Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень II — Азы
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень III — Для продвинутых (Сейчас Вы ее читаете)
Эти статьи помогут Вам быстро и легко освоить нотную грамоту, в дальнейшем лишь периодически перечитывать их, чтобы освежить память.
А сегодня будем рассматривать особые приемы игры и обозначения для барабанов.
Стаккато в музыке.
Стаккато (перевод с итал. Staccato) — это акцент с глушением рукой. На нотном стане обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (ни в коем случае не путать с точкой, расположенной справа от ноты, указывающей на добавление половины её длительности). Стаккато берет свои истоки от используемого ранее приема игры под названием: Аспирация — означающий укорочение звука на половину длительности.
Крещендо и диминуэндо в музыке.
Крещендо (перевод с итал. Crescendo) — постепенное увеличение силы звука, обозначается знаком «<»
Диминуэндо (Diminuendo) или Декрещендо (Decrescendo) — это антоним слова Крещендо, обозначает постепенное уменьшение силы звука, обозначается знаком «>».
Музыка и акценты.
Акцент — выделение громкостью. Музыкальные акценты применяются к нотам, обозначаются знаком акцента «>» (над нотой или под ней), должны звучать громче на фоне остальных нот. С применением акцентов музыка становится насыщеннее и разнообразней. Применительно к барабанам, чтобы обозначить акцент, зачастую используют тарелки.
«Мертвая» нота (нота призрак).
Уххх страшно стало? На самом деле не все так страшно, мертвые ноты (ноты призраки) — это такие же обычные ноты, но играются они гораздо тише основных. Обозначаются ноты-призраки в виде (♪) скобок возле головки ноты. Применяются как к барабанам, так и к тарелкам.
Залигованные (объединенные) ноты.
В барабанных партиях залигованные ноты встречаются довольно редко. Однако если такое случается, то играется только первая из залигованных нот.
Группировка (вязка) нот.
Для того, чтобы удобно было считывать ноты, они группируются (некоторые называют это добавлением ребер или «ребрирование»). Правильная группировка не только облегчает чтение нот, но и позволяет с легкостью определять ритмическую структуру.
Как группируются ноты?
- Одним ребром — восьмые ноты.
- Двумя ребрами — шестнадцатые.
- Тремя ребрами — тридцать вторые.
- Четырьмя ребрами — шестьдесят четвертые.
Простые примеры группировки нот:
- В 1 такте показана группировка 1 восьмой ноты и 2 шестнадцатых нот.
- В 2 такте показана группировка 1 восьмой, 1 шестнадцатой и 1 тридцать второй ноты.
- В 3 такте показана группировка 1 восьмой, 1 шестнадцатой и 1 шестьдесят четвертой ноты.
А вот как выглядит группировка нот, на примерах посложнее:
- В 1 такте показана группировка 2 восьмых, 4 шестнадцатых и 8 тридцать вторых нот.
- В 2 такте показана группировка 1 восьмой, 2 шестнадцатых, 4 тридцать вторых и 3 шестнадцатых нот.
- В 3 такте показана группировка 4 шестнадцатых, 2 тридцать вторых, 1 восьмой, 6 шестьдесят четвертых и 3 тридцать вторых нот.
На первый взгляд, группировки нот различных длительностей выглядят очень странно и сложным для понимания. Нужно время, чтобы научиться быстро и на автомате расшифровывать группировки. Чтобы наработать восприятие нужно много практиковаться
Очень важно тренироваться играть с «листа» (табулатуры). Это как ничто иное развивает у Вас способность не только в восприятии группировок нот, но и в считывании информации с нотного листа в целом.
Повтор (повторение) и реприза в музыке.
Музыкальные повторы применяются для экономии бумаги и места при написании музыки. Сейчас попробуем разобраться какие существуют повторения:
Повтор в музыке — это повторение последовательности нот целого такта или двух тактов. Музыкальный повтор обозначается специальным символом — знак повтора (см. картинку ниже).
Реприза в музыке — это повторение заданной части произведения. Знак репризы бывает открывающийся и закрывающийся, обозначающие с какого места нужно начинать и заканчивать повторение (см. картинку ниже). Над закрывающимся знаком репризы ставится число, указывающее сколько раз нужно повторить указанную часть. Если число отсутствует повторение делается 1 раз по умолчанию. Если отсутствует открывающийся знак репризы, то повторение начинается с самого начала.
Создание «crescendo»
Как же создается сила звучания? Профессионалы, владеющие струнно-смычковыми инструментами, знают и следующий прием. Если ускорить движение смычка в «свободном полете», не пережимая струны, то получится самое крутое «крещендо». Дирижер здесь играет «главную скрипку». Он медленно укрупняет жестикуляцию и в итоге широко распахивает руки в стороны, тем самым, как бы охватывая большой объем площади. Нужно отметить, что оставаясь только на единственной ноте, не изменяя высоту тона, вполне можно изменить силу звучания. Но это только когда дело касается инструментов струнно-смычковой группы. Применение же crescendo на клавишной группе происходит абсолютно по-другому. Здесь имеется ряд особенных профессиональных тонкостей. Если взять прародителя современного фортепиано — орган, то механика этого музыкального инструмента не позволяет производить на нем crescendo. Конструкция здесь выполнена так, чтобы сделать тембр разным, повлиять на динамику и громкость. Для этого требуется использовать разнообразные рычаги для переключения специальных регистров.
Для динамического увеличения создавались особенные дополнительные клавиатуры. С помощью их извлекался звук с удвоенной октавой. При этом обогащавшись обертонами, создавалась иллюзия изменения громкости звука. Но на crescendo это тянула с трудом. Извлечение усиленного звука было с резким перепадом. А «крещендо» — это постепенное нарастание звука, и градация возникающая внезапно, убивает прием на корню. Настоящее crescendo стало возможным только с появлением молоточкового механизма клавишных. Клавишный инструмент сегодняшнего дня может воспроизвести большое количество тембров и динамических градаций. Но есть и здесь свои ограничения.
Механизм извлечения звуков в фортепиано выполнен в такой форме, что каждое «рождение» звука моментально вводит его в некое «умирание». Звучание как бы теряет силу и угасает. Поэтому для создания эффекта «крещендо» продолжительность нот должна быть ровно такой, чтобы до полного «затухания» одного звука, успевал «родиться» звук «последыш». Одиночный звук неспособен сделать crescendo. Но в данной ситуации есть небольшой нюанс, который способен спасти «крещендо». В тот момент, как взят аккорд или звук, нужно «поддержать» его педалью справа. Обогащенный, он «выдаст» вожделенное усиление.
«Крещендо» — это накал чувств
Если бы музыкальное произведение исполнялось в одинаковом темпе, то оно стало бы неинтересным и блеклым. Слушать такую музыку — одно мучение. А эстетическое удовольствие вообще было бы недостижимо. Усиливая звук (крещендо) или уменьшая его звучание (диминуэндо), музыкант создает произведение, способное вызвать сильнейшие эмоциональные всплески: радость и ликование, восторг и пламенную страсть. «Крещендо» имеет посыл медленного нарастания волнения, увеличивает многократно накаливание чувственности, вызывает напряжение эмоций и создает тревожное ожидание чего-то грандиозного. Начинает захватывать дух. Мурашки предательски выдают о безумном волнении. Кажется, начинает не хватать воздуха. Вот такие эмоции порой захлестывают, когда музыкальный накал доходит до предела.
В нотной грамоте пишется этот музыкальный прием как crescendo или иногда сокращенно cresc. Не редко так бывает, что нарастание звука происходит довольно степенно. Тогда вместе с обозначением crescendo добавляется его «сородич» из Италии, обозначаемый музыкальным термином poco a poco. Это значит в переводе на русский язык «мало-помалу».
Музыка – верный спутник
С древнейших времен люди знали о воздействии звучания музыкальных инструментов на человеческое настроение. Музыка способна была пробудить даже в самой черствой душе чувство радости и ликования. Она способна была заставить погрустить и заплакать. А также настроить на любовный лад или разжечь жгучее чувство борьбы. Разные инструменты – разные звуки. Тихая и певучая арфа, лира, кифара, или флейта, сделанная из тростника, пробуждали умиротворение и желание созерцать. А грозный и зычный звук рогов животных, например, древнееврейского шофара, способствовал возникновению торжественных и религиозных чувств. Барабаны и другие ударные инструменты, добавленные к громким рогам и трубам, помогали справиться с животным страхом и будили агрессивность и воинственность.
Давно замечено, что совместная игра нескольких похожих инструментов усиливает не только яркость звучания, но и психологическое воздействие на слушателя — тот же эффект, что возникает при совместном пении одной и той же мелодии большим количеством людей (хор). А когда поющие или играющие музыканты начинают вначале исполнять произведение медленно и очень тихо, а затем наращивают темп и громкость, то это всегда действует пробуждающе волнительно и страстно.
Какая бывает динамика в музыке?
Динамика в музыке (определение) — обозначения силы звука, т.е относительную громкость исполняемых звуков.
Виды и средства обозначения музыкальной динамики:
Обозначение |
Наименование |
Уровень громкости (в фонах) |
ppp |
Piano pianissimo (Пиано пианиссимо) Самый тихий звук. |
30 |
pp |
Pianissimo (Пианиссимо) Очень тихо. |
40 |
p |
Piano (Пиано) Тихо. |
50 |
mp |
Mezzo-piano (Меццо-пиано) Умеренно тихо. |
60 |
mf |
Mezzo-forte (Меццо-форте) Умеренно громко. Если нет других обозначений динамики, то меццо-форте является громкостью по умолчанию. |
70 |
f |
Forte (Форте) Громко. |
80 |
ff |
Fortissimo (Фортиссимо) Очень громко. |
90 |
fff |
Forte fortissimo (Форте фортиссимо) Максимально возможная громкость звука. |
100 |
Иногда применяется неожиданно резкое увеличение громкости звука — Sforzando (Сфорцандо), обозначается оно как — sfz.
Кстати, три fff или ppp, это далеко не предел =) В произведениях Чайковского, Шостаковича и других композиторов, можно встретить использование ffff, fffff, и даже pppppp.
Для чего необходимы изменения динамики?
Если бы музыканты исполняли всё одинаковым звуком, слушать их было бы малоинтересно. Усиление и ослабление звука используется для передачи различных эмоциональных состояний.
Для отражения радости, торжества, страсти, восторга, взволнованности, апофеоза борьбы принято употреблять нюанс форте (громко). Когда хотят передать нежность, грусть, меланхолию, покой, часто используют нюанс пиано (тихо).
Необходимость в крещендо и диминуэндо обычно возникает при переходе из одного состояния в другое. Крещендо может передавать постепенное нарастание взволнованности, увеличение накала чувств, напряжения эмоций либо эффект приближения чего-то.
С помощью этого нюанса в своей 7-й симфонии Шостакович изображает ужас приближающегося фашистского нашествия. Значение слова «крещендо» также хорошо иллюстрируется пьесой Мусоргского «Быдло» (цикл «Картинки с выставки»), где с помощью данного приема передаётся приближение телеги, запряжённой волами. Последующее ослабление звучности на диминуэндо создаёт эффект удаления повозки.