Что такое фонограф*

На службе индустрии развлечений

Используя подконтрольные ему производственные мощности, изобретатель наладил выпуск говорящих кукол, которые сразу завоевали рынок и стали приносить ощутимые доходы. Специально для них Эдисоном были разработаны особые крошечные валики, покрытые воском. Благодаря этому новшеству куклы не просто издавали звуки, а произносили отдельные слова и даже целые фразы.

Кроме того, фонограф Эдисона, фото которого приведены в статье, нашёл применение при изготовлении прототипов современных музыкальных автоматов, появившихся за океаном ещё в конце XIX века. Это со всей очевидностью показало современникам, что будущее звукозаписывающей техники неразрывно связано с индустрией развлечений.

Что такое фонограф*

Неожиданные конкуренты

В 1878 году, когда фонограф Эдисона получил всеобщее признание, автор временно оставил работу по его усовершенствованию и всецело занялся созданием коммерческого варианта лампы накаливания. Этим не преминули воспользоваться другие изобретатели. Так создатель первого телефона Александр Белл, получив от французского правительства значительную денежную премию за свою работу, использовал эти средства на изучение акустических и электрических феноменов и, в соавторстве с инженером Чарльзом Тейнтером, сумел значительно улучшить фонограф Томаса Эдисона. В частности он отказался от фольги, покрывавшей валик, и заменил её слоем воска, на котором игла оставляла достаточный для последующего воспроизведения след.

Что такое фонограф*

В 1880 году, завершив работы по созданию лампы накаливания, Эдисон вернулся к своему фонографу. Не желая ни с кем делить славу, он категорически отказался от сотрудничества, предложенного ему Александром Беллом и Чарльзом Тейнтером, тем не менее в дальнейших своих разработках использовал их идею замены фольги восковым слоем.

Чудеса техники

«Говорящее устройство» произвело настоящую сенсацию среди американцев. Начало ей было положено сообщением, появившимся в декабрьском выпуске популярного журнала Scientific American. Это солидное научное издание поделилось с читателями впечатлениями о том, как некий механизм, принесённый в редакцию мистером Томасом Эдисоном, вдруг заговорил человеческим голосом и, ко всеобщему изумлению, поинтересовался здоровьем присутствующих, а затем без лишней скромности спросил, нравится ли он им.

В довершение всего говорящая машина рассказала о своих преимуществах и, перед тем как умолкнуть, пожелала всем спокойной ночи. Поскольку ничего подобного журналистам ранее видеть и слышать не приходилось, произошедшее вызвало среди них настоящий фурор. Статья, перепечатанная другими издательствами, создала новому изобретению широкую рекламу, благодаря чему его автор, обладавший, ко всему прочему, ещё и недюжинными коммерческими способностями, стал зарабатывать немалые деньги, устраивая публичные демонстрации своего детища. С этой целью им была официально зарегистрирована собственная фирма, называвшаяся «Говорящий фонограф Эдисона».

Поскольку недостатка в любопытствующих не ощущалось и популярность фонографа росла день ото дня, автор изобретения весьма выгодно продал право на его производство. При этом он выручил 10 000$, что по тем временам являлось огромной суммой, кроме того, оговорил в контракте 20% в свою пользу от стоимости каждого проданного экземпляра.

Первые публичные демонстрации

11 марта 1878 года фонограф Эдисона демонстрировался перед «бессмертными» Французской Академии в Париже. Демонстрацию проводил сотрудник Эдисона венгерский инженер Тивадар Пушкаш, разработчик первой в мире телефонной станции. Его пригласил поклонник Эдисона французский физик Теодор дю Монсель.

Когда из коробки фонографа раздался голос, присутствовавший профессор-филолог Буйо (или Жан Буйяр) вскочил со своего кресла, подбежал к Монселю, схватил его за воротник и в ярости стал душить, повторяя: «Негодяй! Плут! Вы думаете, что мы позволим чревовещателю надувать нас?!» Когда 30 сентября того же года вопрос о фонографе снова обсуждался, он так и не поверил заключению экспертов и также заявил о ловком чревовещателе, добавив: «Разве возможно допустить, что презренный металл в состоянии воспроизвести благородный голос человека!»

Когда фонограф впервые публично демонстрировался в России, хозяин «говорящей механической бестии» был привлечён к суду и приговорён к трём месяцам тюрьмы и большому денежному штрафу за «мошенничество».

Дальнейшее усовершенствование изобретения

Следующим шагом на пути к созданию Томасом Эдисоном фонографа стала замена бумажной ленты металлическим цилиндром, обёрнутым оловянной фольгой. Это устройство было уже значительно сложнее, поскольку имело две мембраны, снабжённые иглами, одна из которых служила для записи звуковых колебаний, а другая для их воспроизведения. Принцип же действия механизма остался прежним: голосовые вибрации от слов, произносимых в рупор, оставляли на поверхности валика следы различной глубины, которые вторая мембрана должна была преобразовывать в звуковые колебания.

Что такое фонограф*

Это устройство, являвшееся первым в мире фонографом, Эдисон поручил изготовить на основе созданных им чертежей своему постоянному механику ─ Джону Круези. Над этим заданием мастер трудился почти месяц, после чего эксперименты были продолжены. Известно, что первым «хитом», ставшим достоянием только что изобретённой звукозаписи, стал коротенький детский стишок, называвшийся «У Мэри был ягнёнок». Его Эдисон прочитал в рупор созданного им устройства, после чего, к великой радости и, как сам он признавался, немалому изумлению, услышал свой собственный голос, воспроизведённый второй мембраной.

Как делать модель фонографа Эдисона своими руками?

Сегодня это изобретение, так поражавшее когда-то воображение людей, стало музейным экспонатом. Однако интерес к нему весьма велик, о чём свидетельствует желание многих любителей техники создать фонограф Эдисона своими руками. Чтобы облегчить им задачу, в конце статьи помещено фото с изображением такого самодельного устройства.

Поясним лишь, что в качестве цилиндра ─ носителя звука — можно использовать пластиковый стакан. На роль мембраны вполне подойдёт бумажный стаканчик с прикреплённой к нему иглой. Вся конструкция приводится в действие обычным электромотором. На основе этой нехитрой схемы каждый «мастер-самоделкин» может, приложив фантазию, создать в домашних условиях агрегат, не уступающий тому, которым обессмертил своё имя Эдисон.

Голоса, сохраненные для истории

За спиной сундучок, в руках чемодан. Первый привал у сельского колодца. Отдыхая, спрашивал женщин:

— Кто у вас самая голосистая? И вопрос и вид незнакомца не внушали доверия: — Подойди к уряднику, он тебе ответит.

Путник вставал, шел дальше и каждого встречного снова спрашивал о том же… Староста уверенно признал в нем тронутого.

Каждый отпуск делопроизводитель одной из московских клиник Митрофан Ефимович Пятницкий проводил на родной воронежской земле. Его видели на посиделках, свадьбах, у девичьих хороводов. Гость открывал свой таинственный сундучок и что-то там крутил — это он включал фонограф — аппарат, незаменимый для собирателя фольклора.

В 1911 году Пятницкий записал на фонограф «бабью певунью Аринушку», знавшую много старинных песен и былин. Арина Колобаева несмотря на преклонный возраст — свыше 70 лет, владела удивительно сильным и красивым голосом. Говорят, что даже Шаляпин отказывался выступать после нее.

Модель эдисоновского фонографа, появившаяся в результате конкурентной борьбы с граммофоном

Фонографические записи подсказали Пятницкому идею создания народного хора из своих земляков. Результат превзошел ожидания. Концерты хора получили широкую популярность. На одном из них 14 сентября 1918 года побывал Ленин. Он познакомился с основателем хора и, несмотря на крайнюю занятость, выразил желание встретиться вторично. Их беседа состоялась на другой же день. Владимир Ильич, высоко оценивший «необыкновенное искусство глухой деревни», подробно расспрашивал знатока русского фольклора о собирании песен и записях на фонограф…

Митрофан Ефимович, польщенный вниманием Ленина к его работе, оставил ему на память большую фотографию хора, вставленную в рамку, перевитую вышитым крестьянским полотенцем. Владимир Ильич Ленин пристально следил за прогрессом техники для воспроизведения человеческого голоса посредством «вполне пригодных к работе громкоговорящих аппаратов»

Он сам первым воспользовался таким аппаратом для записи агитационных речей. Грампластинки с этими речами выпускались в то трудное для страны время массовыми тиражами.

В культуре

  • Фонограф (фильм) — короткометражный художественный фильм о создании фонографической записи с голосами Петра Чайковского и его окружения в январе 1890 года
  • Музей граммофонов и фонографов в Санкт-Петербурге
  • Основатель теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллер в своих лекциях и монографиях неоднократно приводил фонограф как пример запоздалого изобретения, иллюстрируя этим неэффективность изобретательства методами «спонтанного озарения» и «перебора вариантов». По мнению Альтшуллера, фонограф мог появиться ещё в Древней Греции или в Древнем Риме, так как уровень техники Античности уже позволял изготавливать нужные для фонографа детали (пусть и примитивные). Даже незнание волновой природы звука античными философами и учёными не являлось абсолютным препятствием: многие изобретения сделаны задолго до возникновения понимания их физических основ. В качестве примера автор приводит случайное появление технологически более сложных (даже для средневековья) оптических приборов задолго до открытия законов преломления света, а также изобретение пороха и поршневого насоса. Если бы фонографу «повезло больше», то, по мнению Альтшуллера, возможно, мы бы могли услышать записи подлинных голосов Аристотеля, Октавиана Августа, или Александра Сергеевича Пушкина.

Значение слова Фонограф* по словарю Брокгауза и Ефрона:

Фонограф* — составляет одно из самых замечательных изобретений знаменитого Эдисона (1877). Прибор этот дает возможность надолго сохранять и затем в любое время воспроизвести и многократно повторять отпечатленные на нем звуковые колебания, вызванные раньше или голосом, целой речью или пением, или сыгранной около него музыкальной пьесой на каком-либо инструменте или целым оркестром. Устройство и действие прибора следующие: звуковые колебания передаются очень тонкой стеклянной или слюдяной пластинке и при помощи прикрепленного к ней острого штифта переносятся на поверхность вращающегося цилиндра, как и в фонаутографе Скотта. разница лишь в том, что следы, оставляемые на цилиндре в первом приборе, более глубокие, рельефные и прочные, чем в приборе Скотта. В приборе Эдисона первоначального устройства цилиндр покрывался оловянным листом, на котором острие пластинки при своем колебании и оставляло соответствующие углубления. Понятно, что если по прекращении действия звукового источника заставить снова вращаться надлежащим образом цилиндр, то острие, находящееся в колее сделанных им же раньше впадин и выступов, а также, следовательно, и пластинка, и прилегающий к ней слой воздуха придут в такое же колебательное состояние и вызовут такую же последовательность звуков, какая была воспроизведена перед аппаратом первоначально. Ф., служивший сперва приемником звука, теперь станет уже передатчиком его и повторит поэтому, хотя менее громко, все, что было раньше перед ним сказано, пропето и сыграно (см. фиг. 1). Фиг. 1 В позднейших (с 1888 г.) усовершенствованных фонографах вместо оловянных листов применяются восковые (с некоторыми примесями) оболочки цилиндров, причем при вращении оси прибора помощью часового механизма или электрического двигателя не цилиндр сам перемещается вдоль своей оси, а оправа, поддерживающая упругую пластинку. Скорость вращения цилиндра (около 175 оборотов в минуту) поддерживается центробежным регулятором и реостатом, при помощи которого вводится в цепь электродвигателя большее или меньшее сопротивление. Говорная труба или раструб вместе с пластинкой поддерживается особыми салазками, скрепленными с гайкой (неполной), обхватывающей частью винтовую мелкую нарезку (100 на 1 дюйме) на оси цилиндра. При помощи рычага можно отделить гайку от оси и прекратить поступательное движение пластинки. В приборе имеются три пластинки. Одна из них, стеклянная, очень тонкая, снабжена острым штифтом, предназначенным для записывания на восковом цилиндре воспринимаемых ею звуковых колебаний. на другой, такой же, имеется более тупой штифт, служащий для воспроизведения колебаний, записанных на цилиндр. на третьей же, более толстой пластинке укреплено остроконечие, помощью которого можно сцарапать написанное на цилиндре и таким образом подготовить его для восприятия новых звуковых колебаний. Слушать передаваемые Ф. звуки можно или при посредстве резиновых трубок, одни концы которых сообщаются с коробкой, заключающей вибрирующую пластинку, а другие концы вставляются в уши, или же непосредственно, причем в таком случае на коробку надевается большой раструб. Граммофон. Видоизменение фонографа составляет очень распространенный теперь граммофон. Особенность его та, что вместо цилиндров в нем для записывания и воспроизведения звуковых колебаний применяются эбонитовые диски с нарезанными на них спиральными выемками. Игла, прикрепленная к вибрирующей пластинке, движется по спирали от середины к окружности вращающегося диска. Удобства, представляемые дисками, заключаются в том, что они сравнительно дешевы и прочны, занимают мало места и легко и быстро могут быть заменены один другим.

Ложка дёгтя, портившая бочку мёда

Когда Эдисон изобрел фонограф, то его детище имело два существенных недостатка. Первый из них заключался в том, что ввиду особенностей конструкции продолжительность фонограммы не превышала двух минут. Вторым же и главным минусом было отсутствие возможности создавать большое количество копий звучащего цилиндра. В результате для их коммерческого тиражирования артисты должны были многократно повторять свои номера, что создавало массу неудобств и повышало стоимость изделия.

На протяжении всего периода выпуска фонографов Эдисон предпринимал многочисленные попытки решить эти проблемы путём технического усовершенствования своего изобретения. Надо отдать должное, определённого прогресса он достиг. Последний раз это ему удалось в 1899 году, когда на прилавках магазинов появилась новая модифицированная модель концертного фонографа с увеличенным цилиндром. Однако со временем и она уступила место устройствам, в которых звуковая дорожка наносилась на диск, что позволяло даже в самых ранних образцах увеличить до 4 минут продолжительность записанной фонограммы.

Еще раз об Эдисоне

В нем жила затаенная с юности вера в свои силы, но не сразу он вышел на свою тропу. Трудолюбивый самородок восполнял недостаток знаний самообразованием; на его книжных полках в соседстве с технической литературой стояли Толстой, Гюго, Шекспир.

— Зачем тратите время на чтение Шекспира?

— Его пьесы учат меня мыслить,— ответил Эдисон. Из драматурга мог получиться неплохой изобретатель. Он прекрасно разбирался во внутренней структуре человека и в природе вещей.

Эдисон избежал участи изобретателей-одиночек. Он предпочел организовать собственную лабораторию и подобрать преданных и эрудированных сотрудников. Патрон подкупал их феноменальной работоспособностью, энергией, волей. За ним вскоре утвердилась репутация изобретателя-бизнесмена, однако Эдисон не всегда ее оправдывал — как предприниматель он часто терпел убытки. «Я был плохим фабрикантом, — признавался изобретатель,— потому что не мог оставить в покое ни одной вещи, даже если она была и так достаточно хороша. Что бы ни попадало в мои руки — машинка для взбивания яиц или электромотор,— я прежде всего думал о том, как это усовершенствовать…»

В 1889 году в Париже состоялась Всемирная выставка

Среди экспонатов павильона США привлекали внимание 45 фонографов самых разных моделей. До позднего вечера к ним тянулись длинные очереди

Посетители — а это были люди из разных стран — мечтали услышать, как машина говорит их собственным голосом, на их родном языке. Зал гудел, как огромный улей, и это больше всего поразило репортера французской газеты: «Со времени вавилонского столпотворения еще не было собрано воедино такого количества разных языков…»

На выставку приехал Эдисон. Здесь он встретил свой звездный час. Вот каким увидел его современник: «К сорока годам он пополнел, но, однако, в нем много еще сохранилось от худощавого телеграфиста. Блестящие глаза освещали крупное, открытое и приветливое лицо с твердым подбородком, крупным, чувственным, красиво очерченным ртом и большим носом. Темные седеющие волосы разделены пробором, с левой стороны на лоб падает непокорная прядь. Это лицо мечтателя и одновременно бизнесмена».

Ученый мир Франции принял «чародея из Менло-Парка» с триумфом, парижане воздали ему чуть ли не королевские почести. Инженер Эйфель устроил банкет на самой макушке построенной им башни. С этой поднебесной трибуны американского гостя приветствовал сам Луи Пастер, а престарелый Шарль Гуно сыграл для него торжественную кантату…

Многих покорял размах замыслов Эдисона, его предприимчивость, упорство, оптимизм. Но деловой мир, в котором жил и работал изобретатель, бывало, признавался с циничной откровенностью и в иных мотивах поклонения Эдисону. Нет, не деловых — деляческих. Газета «Нью-Йорк тайме» в номере от 24 июня 1923 года писала: «Существует человеческий мозг, который представляет огромную ценность. В деловом и промышленном мире его оценивают в 15 миллиардов долларов». Это про мозг Эдисона. Курс доллара тогда котировался высоко…

Общеизвестно, что, кроме самостоятельных изобретений, он много сил и времени отдал усовершенствованию телефона Белла, угольного микрофона, динамо-машины. А сотни предложенных им технических приспособлений, прочно вошедших в быт и производство! Недаром само имя Эдисон служило синонимом непревзойденного взлета изобретательской мысли…

Когда этому человеку, пресыщенному славой и нажившему несметное состояние, пошел восемьдесят четвертый год, он взялся за исследование свойств каучука. «Я должен работать по крайней мере еще пятнадцать лет. Успею умереть и в сто».

В этих словах весь Эдисон. Он никогда не сидел без дела.

Начало новой технической эры

Это был поистине великий момент, благодаря которому мир вступил в эпоху звукозаписи. Впоследствии она прошла длительный путь усовершенствования, с которого не сходит и по сей день, но начало ему было положено в 1877 году стишком о девочке Мэри и её маленьком ягнёнке.

О том, в каком году Эдисон изобрел фонограф, у его биографов нет сомнений, разногласия касаются лишь конкретной даты. Принято считать, что это событие произошло 12 августа 1877 года, но поскольку известно, что заявка на патент была подана лишь в конце декабря, многие исследователи относят его к более позднему периоду, называя сентябрь или октябрь.

Кроме того, сохранились записи ближайшего помощника и ассистента Эдисона ─ Чарльза Бэчелора, в которых работы над фонографом он датирует декабрём 1877 года и сообщает, что заняли они не более двух дней. Во всяком случае точно известно, что патентное удостоверение на свой фонограф Эдисон получил 19 февраля 1878 года.

Любопытно отметить, что параллельно с ним исследования в этой же области проводил француз Шарль Кро. Работу с изложением принципа действия придуманного им устройства, имевшего ряд существенных отличий от изобретения Эдисона, он опубликовал в апреле того же 1877 года. Однако им так и не была создана рабочая модель. В результате все его выкладки остались лишь на уровне теории, и пальма первенства заслуженно досталась Эдисону.

Что такое фонограф*

Принцип работы устройства

Фонограф записывал звук, преобразуя акустические колебания в механические с помощью специальной мембраны, игравшей роль микрофона. Они передавались на специальную иглу, деформировавшую звуконоситель. В первых конструкциях прибора его роль играл валик, покрытый фольгой. Этот же валик использовался и для воспроизведения записанного звука. Игла перемещалась по его поверхности и передавала колебания на мембрану, выполнявшую функции излучателя.

Первый фонограф Эдисона позволял делать записи продолжительностью всего несколько минут. Недостатком был и очень быстрый износ звуконосителя. Кроме того, система воспроизводила звук очень тихо. Большая часть недостатков была исправлена позднее самим изобретателем и другими инженерами.

Что такое фонограф*

Возможности аппарата

Сам Эдисон конструировал фонограф для записи телефонных разговоров и использования его в качестве диктофона. Позднее, когда он осознал коммерческий потенциал своего изобретения, Томас составил свой список вариантов использования устройства. В их число он включил:

  • запись музыкальных произведений и выступлений выдающихся личностей;
  • возможность диктовки писем;
  • создание книг для слепых;
  • применение для музыкальных и говорящих шкатулок и игрушек.

Использование фонографа для стенографии быстро доказало свою неэффективность. Обученные и опытные секретарши справлялись с этой задачей куда быстрее. Зато настоящей золотой жилой для Эдисона стала индустрия развлечений. По обе стороны Атлантики быстро набрали популярность музыкальные записи известных исполнителей. В 1893 году была основана первая звукозаписывающая компания.

Изобретение

Механизм фонографа 1899 года выпуска

Набросок первого фонографа Эдисона

Принципы, на основе которых работает фонограф Эдисона, экспериментально изучались ещё в 1857 году. Импульсом для создания Эдисоном подобного устройства стало желание зарегистрировать телефонные разговоры в своей лаборатории Менло Парк (Нью-Джерси, США). Однажды у телеграфного повторителя он услышал звуки, похожие на неразборчивую речь[прояснить].

Первые записи представляли собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. При этом звуковая дорожка представляет собой спираль, что увеличивает длительность записи. Стоимость всего устройства составила 18 долларов. С помощью такой техники удалось записать слова из детской песенки «У Мэри был барашек». Публичная демонстрация прибора сразу сделала Эдисона знаменитым. Многим воспроизведение звука показалось волшебством, поэтому некоторые окрестили Эдисона «волшебником из Менло Парк». Сам Эдисон был настолько поражён открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза». Изобретение было также продемонстрировано в Белом доме и во Французской Академии.

На своё изобретение Эдисон получил патент , выданный патентным ведомством США 19 февраля 1878 года.

Одна из первых конструкций фонографа

В период с по гг. Эдисон, занимаясь лампой накаливания, отложил работу над фонографом. Продолжив работу, Эдисон начал использовать для записи звука цилиндр с восковым покрытием (идея предложена Чарльзом Тейнтером). В 1887 году изобретателем Эмилем Берлинером было предложено применять звуконосители не цилиндрической формы, а в форме плоского диска (патент получен в 1896 году). Своё устройство Берлинер назвал «граммофон».

Дисковый фонограф

Первоначально планировалось использовать фонограф как секретарскую машину для записи голоса при диктовке — диктофон.

Эдисоном был составлен список 10 основных применений фонографа:

  • диктовка и запись писем;
  • говорящие книги для слепых;
  • обучение ораторскому искусству;
  • запись музыки;
  • запись голосов членов семьи;
  • музыкальные шкатулки и игрушки (например, говорящие куклы);
  • говорящие часы;
  • запись речей великих людей;
  • обучающие записи;
  • вспомогательное приспособление к телефону.

Однако изобретение получило настолько большой успех, что в Эдисон представил публике несколько музыкальных и театральных записей, осуществлённых созданной им Национальной фонографической компанией (англ. Edison’s National Phonograph Company).

Модель фонографа Эдисона

В 1912 году на рынок вышел дисковый фонограф Эдисона, начавший конкурировать с другими популярными моделями. Он предлагал лучшее качество звука, однако был несовместим с другими дисковыми проигрывателями.

Необычайные возможности чудо-машины

Характерно, что, изобретая фонограф, Томас Эдисон уже тогда в общих чертах предвидел, сколь широкое применение сможет получить его открытие. Давая в июне 1878 года интервью журналу North American, он наметил сразу десяток таких областей:

Что такое фонограф*

  1. С его помощью можно, не прибегая к услугам стенографа, диктовать письма и различную деловую корреспонденцию.
  2. Для слепых людей открывается возможность пользования говорящими книгами.
  3. Использование фонограммы является одним из путей изучения ораторского искусства.
  4. Фонограф ─ это реальная возможность тиражирования музыкальных записей, позволяющая широкой публике прослушивать выступления ведущих мировых исполнителей.
  5. Из записей голосов родственников можно составлять уникальные семейные архивы.
  6. На основе фонографа открывается возможность создания говорящих игрушек и музыкальных шкатулок.
  7. Звукозапись может со временем заменить традиционный бой часов, возвещая человеческим голосом о начале и конце рабочего дня, времени отхода ко сну и т. д.
  8. Звуковые носители способны оказать неоценимую услугу в сохранении исчезающих из употребления языков, причём точно воспроизводить характерную для них манеру речи.
  9. В сфере народного образования Эдисон предлагал использовать созданное им устройство для записи и последующего прослушивания материала, объясняемого на уроке преподавателем.
  10. И, наконец, в соединении с телефоном фонограф может выполнять самый широкий перечень функций, связанных с записью и передачей информации.

Детали конструкции

Существовавшие в те времена фонографы работали по следующему принципу: по вращающемуся звуконосителю (фольга на цилиндре) перемещалась игла-резец, полученные при помощи мебраны-микрофона механические колебания механически же фиксировались деформацией звуконосителя. В первых конструкциях оригинальный звуконоситель использовался и для воспроизведения, но такая технология не давала дополнительной механической энергии для того, чтобы получить звук достаточной громкости. В дальнейшем начали применять методы гальванопластики для изготовления копии звуконосителя из более твёрдого материала. Для воспроизведения записи по звуконосителю перемещалась игла, механически связанная с мембраной-излучателем.

Первые подобные фонографы позволяли осуществить лишь очень короткие записи — длительностью всего несколько минут — и быстро изнашивались. Более долговечными стали валики, покрытые слоем воска. Однако, только с изобретением дисковых фонографов граммофонов технология стала популярной и востребованной. Дисковые фонографы вращали звуконоситель со скоростью 78 об/мин., звук усиливался при помощи рупора конической формы. Большинство моделей приводились в движение ручкой, которая заводила пружину, таким образом делая прибор удобным и нетребовательным к внешним условиям. Начался бум, в скором времени появилась целая звукозаписывающая индустрия, существующая по сей день.

Современный фонограф

Некоторые идеи Эдисона в наше время обретают новую жизнь и переосмысление. В начале 2000-х годов японская корпорация Мацусита, которой принадлежит бренд Панасоник, получила несколько патентов, касающихся записи звука на носители в виде барабанов. Возможно, японский инженерный гений представит миру новинку, которая будет столь же поразительной, как и фонограф более века назад.

Пока же можно потратить несколько вечеров и сконструировать устройство Эдисона в домашних условиях.

Для записи звука можно использовать:

  1. Простой пластиковый стакан со вставкой из пенопласта, который вращается с помощью небольшого электромотора.
  2. За воспроизведение и усиление звуковых колебаний отвечает стакан из бумаги с иглой.
  3. Корпус такого импровизированного фонографа собирается из обычной клееной фанеры.

С помощью такого нехитрого приспособления можно записать голосовое сообщение длительностью примерно 25 с. Качество его примерно будет соответствовать тому, что слышали пользователи прибора XIX века.

На волне коммерческого успеха

В 1894 году компания, возглавляемая Эдисоном, но фактически принадлежавшая Джесси Х. Липпинкотту, объявила о своём банкротстве, что дало изобретателю возможность вновь стать обладателем прав на своё детище. Однако, по закону, он в течение двух лет не мог продолжать выпуск фонографов. Этот период Эдисон использовал для их дальнейшего усовершенствования.

В 1886 году он основал Национальную фонографическую компанию, после чего его бизнес вышел на новый уровень. Качество производимого товара было повышено за счёт внедрения новых передовых технологий. Свою продукцию он стал оснащать пружинными, а вслед за тем и электрическими моторами.

Одновременно рос и товарооборот. Предприятия, принадлежавшие изобретателю фонографа Эдисону, появились и заслужили добрую репутацию не только в Америке, но и во многих странах Европы. Производство и продажа этого вида техники осуществлялись вплоть до 1912 года, когда в полный голос заявили о себе новые носители звука ─ диски, быстро завоевавшие рынок.