Краткий обзор направлений и их отношение к науке[править]
Креационизм является широким понятием и конкретные формы креационизма существенно различаются между собой. Слово «креационизм» обычно применяется в отношении наименования учения групп, отрицающих эволюцию, но, с другой стороны, оно также употребляется для обозначения взглядов всех групп, которые верят в создание Вселенной сверхъестественным существом.
- Младоземельный креационизм — вера в буквальное толкование повествования о сотворении (книга Бытие) и в то, что возраст Земли и Вселенной равен ~6000-10000 лет. В рамках данного учения обычно принимается микроэволюция, но не макроэволюция, а также отвергается родство между человеком и другими животными.
-
Староземельный креационизм — не характеризуется наличием у сторонников веры в буквальное толкование Бытия, последние обычно принимают микроэволюцию, но не макроэволюцию, а также могут отвергать родство между человеком и другими животными. Принимают научные оценки возраста Земли (~4,6 млрд лет).
- Гэп-креационизм — вера в большой промежуток времени между Бытием 1:1 и Бытием 1:2, согласующийся с возрастом Земли.
- Креационизм дня-эпохи — представители толкуют 7 «дней» создания в Бытии метафорически, подразумевая развитие Земли длительностью ~4,6 мрлд лет.
- «Прогрессивный» креационизм — принятие науки как создание Бога, но непринятие современной биологии. Предусматривает веру в «роды» животных, которые не родственны другим «родам», каждый «род» создал Бог.
- Разумный замысел (ID) — обычно, принятие микроэволюции, но, в то же время, вера в то, что для объяснения сложности жизни необходим «творец» (Бог). Обычно принимает научные оценки возраста Земли. Данная группа часто заявляет о том, что они отделены от креационистов, несмотря на заимствование ими многих методов младоземельцев. Многие другие группы креационистов поддерживают движение разумного замысла ввиду их атак на эволюцию.
- Эволюционный креационизм — признание основных положений «официальной» науки, но, вместе с тем, вера в то, что Бог направлял природу и эволюцию. Обычно сторонники дистанцируют себя от других креационистов.
-
Теистическая эволюция
Деистическая эволюция — похожая на теистическую эволюцию, но с верой в то, что Бог(и) создал(и) мир, после чего полностью самоустранились от него и никак не вмешиваются в дальнейший ход событий; и, подобно теистическим эволюционистам, деистические эволюционисты обычно полностью разделяют научные взгляды и дистанцируют себя от других креационистов.
— обычно, принятие всех положений мейнстрима, а также вера в то, что Бог ответственен за создание Вселенной и научных законов, создав, тем самым, и эволюцию. Сторонники, обычно, дистанцируют себя от других креационистов.
Есть и другие мифы сотворения, не имеющие христианско-иудейское происхождение:
-
Индуистские мифы о создании
Ведический креационизм — вера в то, что жизнь и Вселенная существовали вечно.
.
- Креационизм Раэля — вера в создание жизни внеземными учёными.
- Уингмейкеры — современный миф, состоящий в научном открытии в человеке духовных связей с творцом.
Имеются также следующие формы антиэволюционизма, не предусматривающие творение:
- Панспермия.
- Хронология Великовского.
- Лысенковщина.
Критика «научного креационизма»
Научная критика
Хотя «научный креационизм» и претендует быть научным направлением, в академических кругах он фактически единодушно признаётся религиозным, а не научным учением. «Научный креационизм» не признаётся научным, поскольку ему не хватает эмпирических данных, он не предоставляет экспериментальных гипотез и объясняет историю природы вмешательством непроверяемых сверхъестественных причин. Хотя «научные креационисты» утверждают возможность подтверждения сотворения мира с помощью научных методов, наука никогда не прибегает к объяснению явлений с помощью сверхъестественных причин, поскольку последние невозможно обнаружить опытным путём. Поэтому подавляющее большинство учёных, как неверующих, так и верующих, считают религию исключительно областью веры, а не науки.
В отношении научного креационизма выдвигаются те же аргументы против его научности, что и для креационизма вообще, а именно:
- принципиальное отсутствие возможности экспериментальной проверки,
- положения, поддающиеся проверке, оказываются не соответствующими действительности,
- принципиальное отсутствие предсказательной силы.
Так, палеонтолог и историк науки Стивен Джей Гулд отмечал, что «научный креационизм» нефальсифицируем в своих основных положениях и ошибочен в остальных:
Богословская критика
Кроме критики со стороны научной общественности, «научный креационизм» также подвергается критике и со стороны представителей религии, стоящих на позициях как метафорического креационизма, так и теистического эволюционизма (последние считают, что современная теория эволюции в целом не противоречит Священному Писанию и Священному Преданию) и в силу этого, не согласных с библейским буквализмом (англ.)русск. «научного креационизма». В феврале 2010 года на крупном православном портале «Богослов.Ru» были опубликованы подготовленные группой профессиональных биологов доказательства эволюции, ранее размещённые на сайте «Проблемы эволюции». В публикации присутствует раздел опровержений доводов выступающих против эволюции креационистов. Некоторые представители православия считают научный креационизм специфическим проявлением протестантизма, которое не имеет оснований поддерживаться в православной традиции.
Креационисты новейшего времени
Проповедники, популяризаторы и апологеты
- Генри Моррис (1918-2006) — американский проповедник и писатель, президент двух научных креационистских организаций
- Доктор Грейди МакМётри — младоземельный креационист из США, основатель миссии Creation Worldview Ministries.
- Джон Уиткомб — американский проповедник
- Кент Ховинд (р.1953) — американский проповедник, ведущий семинаров, основатель парка «Страна приключений с динозаврами»
- Эрик Ховинд — сын и последователь Кента Ховинда, ведущий семинаров
- Чак Мисслер — инженер, автор фильма «Вопрос происхождения»
Учёные
- Алтухов, Юрий Петрович- российский учёный-генетик, академик РАН (с 1997 г.), директор Института общей генетики, заслуженный профессор МГУ, член-корреспондент Академии Наук СССР с 1990 г.
- Майкл Бихи (Michael Behe) — американский учёный, профессор биологических наук Университета Лихай в Пенсильвании, старший научный сотрудник Института Дискавери в Сиэттле; имеет учёную степень по биохимии.
- Карл Бо (р.1936) — американский палеонтолог, телеведущий
- Головин, Сергей Леонидович — магистр естественных наук (физика Земли), президент Христианского научно-апологетического центра в Крыму
- Джонсон, Филлип (Phillip Johnson) — почётный профессор права Калифорнийского университета в Беркли.
- Дембски, Уильям (William Dembski) — старший научный сотрудник Института Дискавери в Сиэттле, магистр богословия, имеет учёные степени по математике и философии.
- Марк Истман — имеет степень доктора, автор книги «The Creator Beyond Time and Space»
- Кеньон, Дин (Dean Kenyon) — почётный профессор биологии Университета штата Калифорния в Сан-Франциско, США. Соавтор книги «Биохимическая предопределённость» (о причинах правильного строения протеинов из аминокислот).
- Макоско, Джед (Jed Macosko) — сотрудник Института Дискавери, имеет учёную степень по химии.
- Мейер, Стефен (Stephen Meyer) — директор и старший научный сотрудник Центра возрождения науки и культуры при Институте Дискавери в Сиэттле, доктор наук.
- Миннич, Скотт (Scott Minnich) — адъюнкт-профессор микробиологии Университета Айдахо и сотрудник Института Дискавери, имеет учёную степень по микробиологии.
- Нельсон, Пол (Paul Nelson) — старший научный сотрудник Института Дискавери в Сиэттле, имеет учёную степень по философии.
- Владислав Сергеевич Ольховский (р.1938) — украинский профессор в области ядерной физики, доктор физико-математических наук
- Опарин, Алексей Анатольевич — врач-терапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры, автор книг по креационистской библейской археологии и истории христианства.
- Паркер, Гарри — биолог
- Сарфатти, Джонатан — австралийский учёный, кандидат наук по химии (физическая химия), спектроскопист. Известный шахматист.
- Артур Уалдер-Смит (1915-1995) — английский профессор, естествоиспытатель, защитивший три докторские диссертации.
- Уэллс, Джонатан (Jonathan Wells) — старший научный сотрудник Института Дискавери в Сиэттле, имеет учёные степени по молекулярной биологии и биологии клетки.
- Хартнетт, Джон (John Hartnett) — физик-экспериментатор, работает в исследовательской группе по частотной стандартизации и метрологии, автор нескольких книг по космологии
Отдельно, следует упомянуть, что есть немало современных учёных, которые признавали и признают существование Бога Творца, см. страницу со списком Известные верующие учёные.
«Научный» креационизм
В отличие от «патрологических», «научные» креационисты стараются доказать отсутствие эволюции средствами самой же науки . Об этом течении можно много не говорить, так как оно фактически совпадает с хорошо известной «креационной наукой», развиваемой протестантскими фундаменталистами. С действительно научной точки зрения аргументация «научных» креационистов выглядит невежественной и предвзятой и может быть квалифицирована как идеологически окрашенная лженаука. По-видимому, главное доказательство существования эволюции (длинные последовательности видов ископаемых организмов, наблюдаемые во многих местах земной коры) поставляется палеонтологической летописью. «Научные» креационисты, как правило, обходят это доказательство молчанием, сосредотачиваясь на других эволюционных аргументах, действительно не обладающих абсолютной убедительной силой, например на глубоком анатомическом, генетическом или эмбриологическом сходстве, которое наблюдается между современными таксонами (подразделениями разных рангов — родами, семействами, классами и т.д., на которые делится мир живых организмов согласно биологической систематике). А те креационисты (как, например, А.Лаломов ), которые обращаются к палеонтологическим свидетельствам, обычно вынуждены признавать существование эволюции, хотя и ограничивают его самым низким (видовым) таксономическим уровнем.
Остается, однако, непонятным, почему роды, семейства и другие крупные таксоны не могут возникать эволюционным путем, если для видов такая возможность допускается.
Новое время
- Жан Луи Агассис (1807—1873) — швейцарский учёный, основоположник гляциологии, ихтиологии
- Дэвид Брюстер (1781—1868) — английский физик, основатель оптической минералогии
- Чарльз Бэббидж (1792—1871) — английский математик, автор проектов первой програмно-управляемой вычислительной машины
- Рудольф Вирхов (1821—1902) — немецкий учёный в медицинской области, основатель клеточной патологии
- Джозеф Генри (1797—1878) — американский физик
- Джеймс Джоуль (1818—1889) — английский физик
- Гемфри Дэви (1778—1829) — английский химик и физик, основатель термокинетики
- лорд Кельвин (1824—1907) — англо-ирландский физик
- Джеймс Клерк Максвелл (1831—1879) — шотландский физик
- Грегор Мендель (1822—1884) — чешский натуралист, основоположник генетики
- Мэтью Мори (1806—1873) — американский гидрограф
- Луи Пастер (1822—1895) — французский естествоиспытатель, основатель современного учения о заразных болезнях
- Бернхард Риман (1826—1866) — немецкий математик
- Джеймс Симпсон (1811—1870) — шотландский акушер, гинеколог и хирург, изобретатель акупрессуры, первый применивший наркоз
- Джордж Стокс (1819—1903) — англо-ирландский физик и математик
- Майкл Фарадей (1791—1867) — английский физик
Креационизм против эволюционизма
Различные типы креационизма вызывают в церквях глубокие споры между теми, кто считает, что Ветхий Завет следует понимать буквально, и теми, кто считает, что это всего лишь символизм..
В любом случае, эти две точки зрения противопоставляют свои аргументы теории биологической эволюции, которая сегодня наиболее принята учеными.
До публикации книги Происхождение вида натурист Чарльз Дарвин, человечество считало, что вселенная была создана за шесть дней двадцать четыре часа.
Несколько греческих философов и многочисленные ученые восемнадцатого и девятнадцатого веков предположили, что жизнь на Земле произошла от общего предка, хотя эти гипотезы не были аргументированы теорией.
В теории естественного отбора Чарльз Дарвин предположил, что все живые существа имеют общего предка, и что эволюция произошла из-за небольших изменений, которые произошли за тысячи лет. Это можно кратко объяснить словами самого Дарвина:
Существуют организмы, которые размножаются, и потомство наследует характеристики своих родителей, существуют различия в характеристиках, если среда не допускает всех членов растущей популяции. Тогда те члены населения с менее адаптированными характеристиками (в зависимости от их среды) умрут с большей вероятностью. Тогда те члены с лучше приспособленными характеристиками выживут с большей вероятностью.
Креационизм
Сейчас уже трудно сказать, кто был первым креационистом. Во второй половине ХХ века несколько важных работ были написаны о. Серафимом (Роузом) — православным иеромонахом, жившим в США6. В 1980-х годах креационистская литература, представленная, главным образом, работами американских протестантских фундаменталистов — Г.Морриса, Т.Хайнца и др., начала понемногу проникать в Россию. А с 1990-х годов начали появляться оригинальные работы русских православных креационистов — в основном как реакция на «атеистический дарвинизм», насаждавшийся в предшествующие годы. На вопрос «Наука или религия?» в рамках коммунистической пропаганды православные верующие отвечали «Религия!», заявляя этим ответом о своей оппозиции официальному атеизму и не замечая, что сама постановка вопроса была порочной (ибо подлинное научное исследование тварного мира не может вступать в противоречие с верой в его Творца). Сегодня креационизм переживает время расцвета. Православные креационисты публикуют большое количество разнообразной литературы, проявляют значительную активность на разного рода конференциях, а также в интернете.
Во всем мире происходит борьба между «нормальной» научной биологией и креационизмом за влияние в сфере школьного образования.
В 2004 году итальянское правительство во главе с С.Берлускони попыталось запретить преподавание эволюционной теории в средней школе, но потерпело неудачу. В июне 2006 года академии наук из шестидесяти семи стран мира приняли декларацию о необходимости изучения в школе теории эволюции . Парламентская ассамблея Совета Европы в октябре 2007 года приняла резолюцию № 1580 «Опасность креационизма для образования». В мае 2009 года Российская академия наук присоединилась к заявлению шестидесяти семи академий, хотя в итоговом решении Общего собрания РАН резолюция № 1580 не упоминалась. И если в Западной Европе преподавание креационизма вместо «нормальной» биологии в средней школе только обсуждается, то в России его уже преподают в ряде школ.
Если попытаться выделить некую общую «платформу» сторонников креационизма, то легко увидеть, что их взгляды носят чисто негативный характер. По существу их позиция сводится к отрицанию эволюционного процесса. Согласно взглядам креационистов, Бог очень быстро (почти мгновенно) создал Вселенную, которая с тех пор пребывает неизменной. А все научные доказательства, подтверждающие существование эволюции, являются ложными и должны быть опровергнуты (именно поэтому креационизм должен рассматриваться как учение антинаучное). На вопрос: «А что же все-таки было, если не было эволюции?» — креационисты отвечают по-разному, нередко противореча друг другу. Например, с одной стороны, они отрицают возможность происхождения жизни из неорганической материи, а с другой — возможность происхождения человека от каких-либо животных предков. Соединение этих двух положений порождает парадоксальную ситуацию: получается, что Бог мог создать из глины человека, а бактерию — не мог. Однако сами креационисты как бы не замечают данного противоречия и никогда даже не упоминают о его существовании.
Непродуманность и внутренняя противоречивость креационистской концепции особенно наглядно проявляется, если вопрос о существовании биологической эволюции поставить именно так, как его сформулировал Дарвин в заголовке своего главного труда — «Происхождение видов».
Достаточно типичным представляется следующий диалог между эволюционистом и креационистом.
Эволюционист (Э.): Откуда взялись все те виды живых существ, которые мы во множестве видим вокруг себя?
Креационист (К.): Их сотворил Бог.
Э.: Из чего Он их сотворил?
Ответить на этот вопрос «из ничего» креационистам препятствует свидетельство Священного Писания, где о человеке, например, прямо говорится, что он был сотворен Богом из праха земного (Быт. 2, 7), поэтому продолжение диалога выглядит, как правило, примерно так:
К.: Я не знаю, из чего Бог сотворил виды, но точно знаю, что не из других видов.
Э.: Но как вы можете утверждать это, если вы не знаете, как происходил процесс творения?
Различные ответы на этот вопрос, которые можно найти в креационистской литературе, позволяют выделить в православном креационизме два разных направления. Одно из них условно может быть названо «патрологическим», а другое — «научным».
Креационная модель
При ответе на вопрос о том, как возникла Вселенная и зародилась жизнь на Земле, креационная модель выделяет начальный момент творения. Согласно теории креационизма, все живые и неживые системы были созданы в завершенном виде.
Замечание 1
Движущей силой возникновения жизни на Земле, согласно креационной модели, является сверхъестественное. Согласно этой модели, во Вселенной существует Высший Разум, который может замыслить и воплотить все, что существует.
После того, как акт творения был завершен, начались процессы сохранения, которые поддерживают Вселенную и обеспечивают выполнение ею своего предназначения. Этим объясняется невозможность наблюдения процессов творения в окружающем мире.
Согласно креационной модели, мир представляется в завершенном виде, а порядок изначально был совершенным. Поэтому миропорядок не может улучшаться, и с течением времени теряет свое первозданное совершенство.
Что касается фактора времени, то в креационной модели мир был создан за короткое время, поэтому возраст Земли в этой модели сравнительно меньше.
Ряд ученых пытаются найти научные доказательства того, что описывается в Библии. Например, известный физик Дж. Шредер написал две книги, в которых он утверждает, что данные науки и описания в Библии не противоречат друг другу. Шредер ставил перед собой задачу согласовать библейский рассказ о сотворении мира с научными данными о существовании Вселенной на протяжении 15 миллиардов лет.
В вопросе выяснения, как зародилась жизнь и как появился человек, возможности науки весьма ограничены. Поэтому ряд ученых, среди которых и лауреаты Нобелевской премии, признают существование Творца.
Замечание 2
Креационизм является концепцией постоянства видов. Согласно этой теории, многообразие живого мира является результатом сотворения богом.
Концепция креационизма стала формироваться в связь с переходом к систематическому изучению физиологии, морфологии, индивидуального развития организмов и их размножения. Сторонниками концепции постоянства видов являются такие ученые, как К. Линней, Ж. Кювье, Ч. Лайель. они считали, что виды устойчивы, а их изменчивость под воздействием внешних и внутренних факторов имеет строгие границы. По мнению Линнея, существует ровно столько видов, сколько их было создано в процессе сотворения мира.
Для того, чтобы снять противоречие между данными об устойчивости видов и научными данными палеонтологии, Кювье предложил теорию катастроф. Эта теория носила креационистский характер. Согласно этой теории, были десятки периодов абсолютного обновления органического мира, который произошел в результате деятельности творца.
История
Вера в сотворение мира была господствующим представлением о происхождении мира на протяжении нескольких тысяч лет. В то же время интерпретации библейского текста не всегда предполагали буквальную трактовку. В современный же период происходит существенное размежевание взглядов между креационистами.
«Научный креационизм» как организованное движение возникает в 1960-х годах под влиянием более ранних работ канадского адвентиста седьмого дня Георга МакКриди Прайса (George McCready Price). Свои работы, такие как «Новая геология» (The New Geology), он назвал «новой теорией катастроф». Однако его идеи не были поддержаны, вызвав последовательную критику со стороны научного сообщества. «Новая теория катастроф» также осталась в значительной степени незамеченной другими креационистами до её возрождения в 1961 году публикацией «Потоп книги Бытия: библейская запись и её причастность к науке» (англ.)русск. Генри Морриса (англ.)русск. и Джона Уиткомба (англ.)русск.. Эта публикация быстро стала значимым текстом и способствовала распространению «научного креационизма» в широких кругах. Генри Моррис считается фактическим основателем современного «научного креационизма» как организованного движения благодаря этой публикации, а также потому, что в 1972 году он создал Институт креационных исследований, ставший основным центром «научного креационизма».
Ранние работы «научного креационизма» были сосредоточены на идеях, построенных на буквальном понимании библейских текстов (англ.)русск., и были откровенно религиозными по своей сути
Эти работы не привлекали к себе большого внимания вне консервативных конгрегаций и евангельских христиан до 1970-х годов, когда его последователи выступили против изучения эволюционизма в государственных школах и других учебных заведениях США, привлекая к себе внимание общественности в целом и научного сообщества в частности.. В то время многие правления учебных заведений и законодатели сочли необходимым включить изучение «научного креационизма» вместе с эволюционизмом в учебные курсы
Тексты по «научному креационизму», используемые в церквях и христианских школах, были переработаны, исключая их библейские и теологические ссылки, и наименее явно сектантские версии были включены в изучение в общественных школах Луизианы, Арканзаса и других регионов США. (Следует отметить, что в некоторых штатах США с 1920-х годов действовали законы, запрещающие преподавание теории эволюции, которые были отменены лишь в 1968 году, когда Верховный Суд США вынес решение о неконституционности таких законов в деле Эпперсон против Арканзаса).
В то время многие правления учебных заведений и законодатели сочли необходимым включить изучение «научного креационизма» вместе с эволюционизмом в учебные курсы. Тексты по «научному креационизму», используемые в церквях и христианских школах, были переработаны, исключая их библейские и теологические ссылки, и наименее явно сектантские версии были включены в изучение в общественных школах Луизианы, Арканзаса и других регионов США. (Следует отметить, что в некоторых штатах США с 1920-х годов действовали законы, запрещающие преподавание теории эволюции, которые были отменены лишь в 1968 году, когда Верховный Суд США вынес решение о неконституционности таких законов в деле Эпперсон против Арканзаса).
Преподавание «научного креационизма» в школах продержалось недолго. В 1982 году в процессе разбирательства дела МакЛин против Арканзаса (англ.)русск. было обосновано, что «научный креационизм» не соответствует необходимым характеристикам науки и что его главной направленностью является специфический религиозный взгляд. Изучение «научного креационизма» в США фактически завершилось в 1987 году последующим решением Верховного Суда США в деле Эдвардс против Агиллара. Суд постановил, что закон штата Луизиана, требующий изучения «научного креационизма» наряду с эволюционизмом, является неконституционным, поскольку его единственная цель — защита конкретных религиозных взглядов. В поддержку этого решения выступили 72 лауреата Нобелевской премии в научных областях, 17 государственных академий наук, а также другие научные организации, которые составили экспертное заключение, характеризующее «научный креационизм» состоящим из религиозных доктрин.
Плюсы концепции
Данная концепция объясняет довольно просто все мироустройство, центральной фигурой которого выступает человек. Вся деятельность человека, связанная с искусством, научной работой или духовными стремлениями объясняется волей Творца.
На стороне креационизма выступает ряд современных ученых. Теория значительно развилась вместе с его основоположниками, представляющими научный креационизм.
Ими являются:
-
Жорж Леопольд Кювье, живший в начале 19 века. Он был исследователем и естествоиспытателем. Проводил многочисленные раскопки и внес большой вклад в палеонтологию. Ставил эксперименты, и делал вскрытия. Стал основоположником сравнительной анатомии. Он старался подогнать научные открытия под креационизм.
Различия между найденными ископаемыми и современными животными он объяснял периодическими глобальными катастрофами на всей планете. Когда под влиянием масштабных сдвигов земной коры происходило полное уничтожение всего животного и растительного мира. Оставались лишь небольшие территории, которые не затронула катастрофа. Выжившие ни них животные и фауна постепенно мигрировали на свободные участки. А исчезнувшие виды остались в виде ископаемых.
По его рассуждениям было не менее 30 произошедших катастроф. - Его теорию позже дополнили Жан Луи Родольф Агассис и Альсид Дессалин Д’Орбиньи. Они придерживались мнения, что после каждого полномасштабного уничтожения всего живого вмешивалась божественная сила. Некоторые животные и растения с ее помощью воссоздавались и значительно дополнялись.
Все, что нужно знать приверженцам данной теории мироустройства написано в Библии. В ней собраны все ответы, которые объясняют устройства мира. Те необъяснимые явления, которые отрицает наука имеют место в данной теории.
Человек и вся его деятельность имеют определенный смысл, заложенный и находящийся в ведении Творца.
На научность претендуют теория разумного замысла и научный креационизм
Креационная теория имеет ответвления, претендующие на научность, это теория разумного замысла и научный креационизм. Они пытаются объяснить сотворение мира в рамках методологии естествознания XVIII — начала XIX веков с некоторыми оговорками.
Так их приверженцы признают изменяемость видов растений, животных и бактерий, а также принимается постулат об изменяемости законов природы.
Алхимики в своей лаборатории. Гравюра на дереве Г. Вейдница. Креационисты для подтверждения своей концепции используют методологии естествознания XVIII — начала XIX веков. Фото: istoriia.ru
Теория разумного замысла заключается в том, что сложность и целесообразность живых существ объясняется замыслом творца или некоего его «агента».
При этом сторонники этой теории от религии дистанцируются и делают акцент на телеологических и теленомических аспектах концепции. Наличие субъекта замысла они сохраняют, но могут делать это не в религиозном смысле.
Креационная теория основывается на методологии науки XVIII — начала XIX веков.
Научный креационизм или «наука о сотворении» приставляет собой ту ветвь креационизма, которая утверждает, что можно получить научные подтверждения библейского акта творения и, шире, библейской истории (в частности, Всемирного потопа), оставаясь в рамках научной методологии.
При этом сторонники этого течения настаивают на правдивости версии сотворения мира, предложенной Книгой Бытия, рассматривая её как с научных, так и богословских последствий.
Сотворение мира. День 1,2,3. Христорождественский собор в Мытищах. Сторонники «научного креационизма» признают правдивость версии сотворения мира, предложенную Книгой Бытия, пытаясь объяснить этот процесс с научных позиций. Фото: pravoslavie.ru
«Научные креационисты» обычно выдвигают следующие постулаты:
- Необходимость противопоставить «операционной науки» о явлениях природы в настоящее время «исторической науке», которая говорит о прошлых событиях. Связанно это с тем, что только такая наука может проверить экспериментальным путем гипотезы, о явлениях природы происходящих сейчас, а события прошлого проверить невозможно никак.
- «Первоначально сотворённый род», или «барамин». Смысл этого постулата состоит в том, что якобы существуют изначально созданные Богом виды животных и растений, которые могут изменяться в процессе эволюции.
- «Потопная геология», говорящая об одномоментном отложении большей части осадочных пород земной коры с захоронением и быстрой фоссилизацией останков вследствие всемирного потопа во времена Ноя. На этом основании отрицается стратиграфическая геохронологическая шкала.
- Гравитационное замедление времени в околоземном пространстве, постоянна Планка, масса элементарных пространств и т.д. Такие понятия используются для объяснения многомиллиарднолетних возрастов Земли и Вселенной. Ведётся также поиск явлений, указывающих на молодой (менее 10 тыс. лет) возраст Земли и Вселенной.
- Из других утверждений часто встречается тезис, будто второе начало термодинамики исключает эволюцию (или, по крайней мере, абиогенез).
Полемика
Креационистское мировоззрение является антагонистическим к атеистическому. Атеисты, основываясь на данных науки, пытаются логически доказать, что «Бога нет», креационисты — напротив, видят в научных данных неоспоримое присутствие Творца. Нельзя потому сказать, что атеизм более научен, чем креационизм. Бытие Бога лежит за пределами экспериментальной проверки, поэтому оба мировоззрения являются религиозными по сути. Вопрос лишь в том, какая теория — эволюционистская или креационистская лучше объясняет тот экспериментальный опыт, который накопила современная наука.
С другой стороны, наука должна прежде всего служить инструментом анализа фактов, а не инструментом защиты мировоззрения, когда неудобные факты замалчиваются, а нужные — служат основанием гипотез, так как удобно авторам. В этом смысле, подлинная наука должна быть беспристрастной.
Критерии научности
Некоторые утверждают, что креационизм «не научен» на основе методологических концепций «проверяемости» (или фальсифицируемости) любой научной теории и «бритвы Оккама». Ещё одним аргументом служит то, что работы по креационизму не публикуются в рецензируемых научных журналах и т.п. Однако, последний аргумент имеет проблемы — креационизм не признаётся научным атеистами и потому не имеет публикаций в атеистических научных журналах. Тем не менее, многие креационисты имеют общепризнанные научные степени и издают собственную переодику, организовывают собственные симпозиумы, научные конференции и т.п. мероприятия.
Критерий фальсифицируемости гласит, что «теория научна только тогда, когда есть ненулевая возможность признать её ложной». В этом и заключается принцип Поппера, и абсурдность этого принципа очевидна. Утверждается, что креационизм не фальсифицируемая теория, то есть якобы имеет ответы на все вопросы и по мнению её сторонников никогда не может ошибаться (критерий Карла Поппера).
Однако, всё равно, не смотря на противоречивость принципа, даже формально, креационизм не противоречит критерию проверяемости К. Поппера. У креационистов есть вопросы на которые нет достоверных ответов (например, нет точной информации в какой момент у животных появились органы защиты и нападения), и так же как и остальные учёные — они вынуждены строить предположения и гипотезы. И также, как представители «мейнстримного» направления науки, учёные — креационисты призывают не использовать опровергнутые факты, принятые на вооружение в защиту креационизма ранее (примеры: аргумент лунной пыли и т. п., см. также статью о соответствующем фильме).
Утверждают, что креационизм легко подвергнуть «методологическому редуционизму», согласно которому «Не следует множить сущее без необходимости» — то есть не стоит придумывать новые гипотезы, если существующая теория или гипотеза и так хорошо всё объясняют (в этом суть рационализаторской «Бритвы Оккама»)
Однако следует принять во внимание, что:
- во-первых, в атеистических гипотезах очень много проблем и несостыковок (в происхождении жизни и вселенной, в геологии, в эволюционной биологии и т. п.) и потому назвать их исчерпывающими сложно
- во-вторых, атеистическое направление науки появилось гораздо позже религиозного, известно что 150 лет назад большинство учёных рассматривали вселенную только с позиции Сотворения.
Таким образом, фигурально выражаясь «бритвой Оккама» вполне можно «резануть» и по атеизму.
Креационистов и верующих учёных нередко подвергают критике и высмеиванию, утверждая, что христиане ничего не привнесли в науку и от верующих в научной среде нет никакой пользы. Однако, как было отмечено большинство учёных в истории человечества, развивали науку будучи уверены в Сотворении. К ним относятся Блез Паскаль, Исаак Ньютон, Грегор Мендель, Луи Пастер и многие другие, в том числе современные, например Артур Уайлдер Смит (см. также статью верующие учёные).
Показательным и парадоксальным является то, что методология науки «Бритва Оккама», к которой апеллируют критики креационизма, сформулирован верующим человеком, христианином и философом, монахом Уильямом Оккамом. Таким образом, атеисты используют методологии разработанные верующими людьми, утверждая, что верующие люди не принесли никакой пользы в науку и в какой-то мере используя труды авторов, против самих же авторов.