Космогония

Другие категории и статьи раздела «Философия»

Философы

Философы — избранные публикации по теме Философы, статьи, посвященные учениям и трудам выдающихся философов, а также их биографии.

  • Михаэль Лайтман
  • Рамхаль — Рабби Моше Хаим Луцато
  • Камни Экклезиаста
  • Биография Ницше
  • Саадия

Мировоззрение

Мировоззрение — избранные публикации по теме Мировоззрение. Мировоззрение представляет собой совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.

  • Учение трансценденционализма
  • 3. Дело Америки — делать дело
  • Идеальная модель образования. (Третий уровень)
  • Поппер в науке устарел. Предлагаю принцип Христа-Эйнштейна
  • Доказательства наличия Бога

Философии

Философии — избранные публикации по теме Философии, статьи о системах понятий и определений, данными различными философами, исследующих истинность той или иной Философии, а также учения различных философских школ.

  • Манифест Нового Искусства — Искусства синтеза
  • Метанаука как золотой путь познания
  • Нерешаемые задачи в традициях Пифагоровой Школы
  • Россия Вечная. Архетипы русского метафизическо
  • История философии

Основные космогонические гипотезы

Космогония

Титульный лист «Всеобщей естественной истории и теории неба». Первое издание, 1755 год.

Первой так называемой космогонической гипотезой является труд выдающегося философа Иммануила Канта, а именно — книга «Всеобщая естественная история и теория неба», вышедшая в свет в 1755 году. Согласно его предположению, наша планетарная система возникла из некой туманности – хаотично расположенных отдельных частиц. Постепенно, за счет гравитации, эти частицы скапливались в различных местах, образуя тем самым некие точки сгущения материи. Некоторые из частиц, которые не падали к центрам этих точек, получали боковое движение, в результате которого сгусток материи туманности обретал вращательное движение. Из-за последнего процесса туманность сдавливалась с двух сторон, приобретая форму, близкую к плоскости. Из упомянутых сгустков материи было образовано центральное тело, сердцевина системы  – Солнце, а также все другие космические объекты нашей планетарной системы. Именно Иммануилу Канту принадлежит известное выражение: «Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен образоваться мир».

Следующим мыслителем, который намеревался описать процесс зарождения Солнечной системы стал Пьер-Симон Лаплас в начале XIX века. В то время до французского физика и астронома труды Канта не дошли, и его гипотеза была результатом собственного анализа и математических расчетов. Спустя столетие его гипотеза была дополнена Отто Юльевичем Шмидтом.

Космогония

Образование Солнечной системы по Лапласу

Согласно Лапласу и Шмидту, туманность, из которой образовалась наша планетарная система – это огромных размеров раскаленная атмосфера Солнца. Равномерное же вращение Солнца и его атмосферы существовало всегда. Далее в результате постепенного сжатия атмосферы вращение данной системы ускоряется. Большинство материи атмосферы «падает» на Солнце, но значительная ее часть не имеет достаточной скорости, чтобы отделиться от общей массы, и скачками вырывается обратно в плоскости экватора. Эта часть материи начинает образовывать туманные вращающиеся кольца, которые впоследствии станут планетами. Однако, в случае такого формирования вращение планет вокруг своей оси должно быть обратным существующему. Гипотеза объясняет изменение направления вращения приливами от вращающегося Солнца. Приливы, сталкиваясь с планетами, замедляли их вращение, после чего меняли его в обратном направлении. Аналогично образовываются и спутники вокруг каждой из планет.

Гипотеза Лапласа-Шмидта имеет несколько важных недостатков:

  • Туманное облако, формирующее нашу планетную систему, имело недостаточную плотность для осуществления равномерного вращения.
  • Материя не обязана отрываться от Солнца скачками и в области экватора.
  • Согласно физическим законам вращающиеся туманные кольца вероятнее всего рассеются, при этом возможно сформируют ряд малых тел, вроде астероидов, но не планеты.

Особенность работы Шмидта заключается в том, что он намеревался определить первичный состав туманности и последующие его распределения. Так, туманность, по его предположению, являлось не газовым или пылевым, а газопылевым облаком, в основном, состоящем из водорода и гелия, а также сотой доли примесей иных химических элементов. Далее близлежащие к Солнцу пылинки нагревались и выделяли газ, который под действием давления света и потоков солнечного ветра удалялся от центра планетарной системы и накапливался на дальних пылинках. Вблизи же Солнца остались наиболее тяжелые пылинки. Таким образом, вещество распределилось в диске Солнечной системе и образовало две планетарные группы: земную и газовых гигантов.

Космогония

Солнечная система во время планетообразования в представлении художника

Научные космогонические гипотезы

Основная статья: Космогонические гипотезы

Большой взрыв

Основная статья: Большой взрыв

Согласно теории Большого взрыва, Вселенная в момент образования была в чрезвычайно плотном и горячем состоянии, называемом космологической сингулярностью

Общепринятой современной космогонической и космологической гипотезой является теория Большого взрыва. Однако, различные её интерпретации могут давать разные ответы на вопрос об изначальном происхождении ранней вселенной. Обычно предполагается, что началом Вселенной (и времени вообще) является космологическая сингулярность; главным аргументом в её пользу считается теорема Пенроуза. Имеются и другие предположения, например циклическая модель.

Исторические гипотезы

Космогонические гипотезы имели целью объяснить однообразие движения и состава небесных тел. Они исходили из понятия о первоначальном состоянии материи, заполняющей всё пространство, которой присущи известные свойства, вызывающие все дальнейшие эволюции.

  • Гипотеза Канта
  • Гипотеза Лапласа — Роша
  • Гипотеза Фая
  • Гипотеза Джинса
  • Гипотезы Фесенкова

Теория стационарной Вселенной

Основная статья: Теория стационарной Вселенной

В космологии теория стационарной Вселенной — модель, разработанная в 1948 году Фредом Хойлом, Томасом Голдом, Германном Бонди и прочими в качестве альтернативы теории Большого взрыва. Согласно этой модели, по мере расширения Вселенной между разлетающимися галактиками постоянно создаётся новая материя. Таким образом космологический принцип соблюдается. Модель имела довольно большую поддержку среди космологов в 50-е и 60-е годы, но открытие реликтового излучения резко уменьшило количество её сторонников в конце 60-х годов. Сейчас сторонников у данной теории практически нет.

В еврейской мысли нового времени

В философских построениях Н. Крохмаля космогония занимала существенное место. Большинство философов и теологов новейшего времени отступают от буквального понимания библейского рассказа о сотворении мира, сохраняя, однако, библейскую идею Бога-Творца. Это понятие о Боге-Творце опирается не столько на философские доказательства или авторитет традиции, сколько на живую веру. Наука не может объяснить начало бытия; она может только описывать действие различных сил в мире и эволюцию его форм, от низших к высшим. Современный иудаизм принимает все выводы науки, но добавляет к ним мысль о том, что за многообразием существующего скрыт вечный Творец мира и его изменчивых форм.

Ф. Розенцвейг в книге «Звезда спасения» считает, что взаимо­отношения между Богом и миром находят выражение в творении. Бог сотворил мир из ничего, даже хаос является частью творения, а не предшествует ему. Творение, согласно Розенцвейгу, — не событие, имевшее место в определенный момент в прошлом, а бесконечно продолжающийся процесс, творческая эволюция. Это придает новый смысл словам литургии: «Он обновляет каждый день дело творения», — означает зависимость существования мира от Бога, чья мощь поддерживает мир и все, что в нем. Выражением этого отношения является присущее человеку ощущение «сотворенности», зависимости от своего Творца.

Для М. Бубера смысл творения заключается в живом общении между Творцом и тварью. Осуществляя своими действиями спасение мира, человек является соучастником творения. Продолжая Божье творение, он начинает свое спасение: «Творение происходит с нами, как бы пламенеет в нас, переплавляет нас, в этом пламени — мы трепещем и слабеем, мы подчиняемся. Мы участвуем в творении, встречаем Творца, простираем к Нему руки как Его помощники и партнеры» («Я и Ты»). В других местах Бубер говорит, что именно соучастие в творении, несмотря на всемогущество и всеведение Бога, и составляет тайну сотворения человека.

М. Каплан считает средневековые споры о характере творения лишенными смысла для современного мышления. Моральный смысл традиционного учения о сотворении мира Богом заключается в утверждении, что творчество, постоянное возникновение нового, не предопределенного прошлым, составляет саму Божественную сторону реальности. Сущность библейского рассказа о творении, согласно Каплану, — в творческой жизни, в реализации скрытых в мире безграничных возможностей (см. также Философия).

Космогония и космология

Космогонию можно отличить от космологии, задача которой заключается в изучении Вселенной в целом на протяжении всего её существования. Существует некоторая неопределённость между этими двумя терминами, например, космологический аргумент из теологии о существовании Бога является обращением к космогонии, а не к космологическим идеям. На практике существует научное различие между космологическими и космогоническими идеями. Физическая космология — это наука, которая пытается объяснить все наблюдения, имеющие отношение к развитию и характеристике Вселенной в целом. Вопросы же о том, почему Вселенная ведёт себя таким образом, считаются вненаучными, хотя и основываются, в том числе, на экстраполяции различных научных теорий на непроверенные или косвенно подтверждённые гипотезы, а также философские или религиозные идеи.

О космогонии

Космого́ния (греч. κοσμογονία, от греч. κόσμος — мир, Вселенная и греч. γονή — рождение), область науки, в которой изучается происхождение и развитие космических тел и их систем: звёзд и звёздных скоплений, галактик, туманностей, Солнечной системы и всех входящих в неё тел — Солнца, планет (включая Землю), их спутников, астероидов (или малых планет), комет, метеоритов. Изучение космогонических процессов является одной из главных задач астрофизики. Поскольку все небесные тела возникают и развиваются, идеи об их эволюции тесно связаны с представлениями о природе этих тел вообще. В современной космогонии конечно широко используются наверняка законы физики и химии.

Космогонические гипотезы XVIII—XIX веков относились основным образом к происхождению Солнечной системы. Лишь в XX веке развитие наблюдательной и теоретической астрофизики и физики позволило начать серьёзное изучение происхождения и развития звёзд. В 1960-х началось изучение происхождения и развития галактик, природа которых была выяснена только в 1920-е.

Очерк истории космогонических исследований

После общих идей о развитии небесных тел, высказанных ещё греческими философами IV—I веках до н. э. (Левкипп, Демокрит, Лукреций), наступил многовековой период господства теологии. Лишь в XVII веке Рене Декарт отбросил миф о сотворении мира и нарисовал картину образования всех небесных тел в результате вихревого движения мельчайших как бы частиц материи . Фундамент научной планетной Космогонии заложил И

Ньютон, который безусловно обратил внимание (см. источник) на закономерности движения планет

В 1745 Бюффон высказал гипотезу, что планеты возникли из сгустков солнечного вещества, исторгнутых из Солнца ударом огромной кометы (в то время кометы считались массивными телами). В 1755 Кант опубликовал книгу «Всеобщая естественная история и теория неба…», в которой впервые дал космогоническое объяснение закономерностям движения планет. В конце XVIII века на основании наблюдений Гершеля возникла гипотеза об образовании звёзд из туманностей путём их «сгущения» и гипотеза Лапласа о происхождении Солнечной системы.

На протяжении XIX и XX веков возникали и разрабатывались многие космогонические теории и гепотезы (гипотеза Мультона и Чемберлина, гипотеза Джинса), проводились исследования, давшие толчок современной науке (Гельмгольц, 1854; У. Томсон, 1862, К. Вейцзеккер, Х. Бете.

В разработке космогонии галактик делаются лишь первые шаги. Проводится классификация галактик и их скоплений. Изучаются эволюционные изменения звёзд и газовой составляющей галактик, их химического состава и др. параметров, природа начальных возмущении, развитие которых привело к распаду расширяющегося газа Метагалактики на отдельные сгущения, природа мощного радиоизлучения, которым обладают некоторые галактики, и связь его с взрывными процессами в ядрах.

Планетная космогония

В 1940-х, после крушения гипотезы Джинса, планетная космогония вернулась к классическим идеям Канта и Лапласа об образовании планет из рассеянного вещества (гипотеза Шмидта). В настоящее время является общепризнанным, что большинство планет аккумулировалось из твёрдого, а Юпитер и Сатурн также и из газового вещества.

Рост планет земной группы прекратился тогда, когда они вобрали в себя практически всё твёрдое вещество, имевшееся в районе их орбит (только у Марса часть вещества из его «зоны питания», вероятно, была поглощена массивным Юпитером). Но у планет-гигантов рост прекратился тогда, когда они действием своего притяжения выбросили из зоны своего формирования все «промежуточные» тела и их обломки, а также газы (в рассеянии последних важную роль могло сыграть интенсивное корпускулярное излучение молодого Солнца).