Кип и а: контрольно-измерительные приборы и автоматика

Обычай ношения кипы и его истоки

В давние времена головной убор был знаком контакта с Богом — голову покрывали во время служения Всевышнему (во время молитвы, произнося благословения, изучая Тору и т. д.). Тора (Шмот 28) предписывает коэнам, служащим в Храме, надевать головной убор.

Некоторые евреи носили кипу постоянно — этим они хотели показать, что все их поступки направлены на Служение.

Смысл этого обычая-правила — показать, что еврей осознает существование Всевышнего и Его мудрость, ценя это даже выше головы, наиболее развитой и важной части человека. У христиан мужчина оказывает уважение Богу, снимая шапку, у иудеев — нося её

В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение ермолки является обычаем, но не законом

У христиан мужчина оказывает уважение Богу, снимая шапку, у иудеев — нося её. В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение ермолки является обычаем, но не законом.

Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды.

Реформистский иудаизм считает ношение кипы необязательным.

Нерелигиозные евреи надевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве (праздновании совершеннолетия).

Неевреи тоже имеют право надеть ермолку, если хотят; в знак уважения к еврейским традициям они нередко так и делают.

Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа-Шеарим в Иерусалиме.

Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу, форме разложены ермолки.

Вязаные, гладкие черные, шёлковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести- , четырёх- и восьмиклинные.

Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер.

Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.

Источник в Талмуде

Традиция постоянного ношения кипы происходит из короткого рассказа, приведенного в Талмуде, в котором астрологи предсказали одной женщине, что ее сыну суждено будет стать вором. Чтобы этого ни в коем случае не произошло, женщина тщательно следила за тем, чтобы ее мальчик постоянно прикрывал голову и благодаря этому помнил о присутствии Бога и испытывал страх перед Небесами.

Однажды, когда этот юноша сидел в тени плодового дерева, у него из-за внезапного порыва ветра слетела кипа. И в ту же секунду его охватило жгучее желание съесть плоды с этого дерева, хотя оно ему не принадлежало. В этот самый момент он осознал, какое сильное влияние на него оказывала кипа и как она сдерживала его дурные порывы.5

Кип и а: контрольно-измерительные приборы и автоматика

Современное разнообразие ермолок

Сегодняшние евреи носят разнообразные ермолки. Они различаются по форме, материалу, крою, отделке и размеру. Основные модели:

  1. Бархатная шестиклинка. Основной материал – бархат, подкладка – полиэстер. Часто по краю присутствует сатиновая кайма.
  2. Бархатная четырехклинка. Аналогична предыдущей, но имеет 4 клина. Бывает выполненной из замши.
  3. Цветная бархатная. В основном изготавливается для детей.
  4. Бресловская. Связана из белой толстой пряжи с бресловской мантрой. Имеет синюю или черную вышивку.
  5. Хабад-Любавич Мешихит. Шьется из черной тирелиновой ткани, украшена мессианским слоганом.
  6. Териленовая. Похожа на бархатную, но легкая и комфортная. Встречается у приверженцев движений Хабад-Любавич, а также гурских хасидов.
  7. Бухарская ермолка. Значительно больше по размеру, имеет яркую вышивку.
  8. Сатиновая. Характерна для консервативных и реформаторских иудеев.

Бархатная шестиклинкаЧетырехклинкаДетскаяБресловскаяТериленоваяБухарская ермолкаСатиновая

Варианты расцветок

Существует деление ермолок на повседневные и праздничные, особенно для ортодоксов и либеральных евреев. Шикарны варианты из белого сатина, украшенные звездой Давида либо выполненные из бежевого атласа. Они могут иметь вышивку золотыми либо серебряными нитками, быть декорированными разноцветными полосами, вывязанными на машинке. Яркие цветные кипы носятся по религиозным праздникам, а также, например, на совершеннолетие.

Особенностью последнего времени являются ермолки камуфляжного цвета. Пересечение с армейской темой неслучайно. В обществе обсуждается вопрос пребывания религиозных евреев на военной службе. Праздничная кипа (синяя или черная бархатная) является основой для штраймла. Ее отделывают по контуру собольими либо лисьими хвостами. Несмотря на разнообразие существующих ермолок, универсальным вариантом остается черная кипа, которую чаще всего используют евреи без религиозных убеждений.

Белая с вышивкойКамуфляжнаяСиняя праздничнаяС мехом

Крой и форма

Кипы могут быть маленькими, средними и большими (в зависимости от того, какую часть головы они покрывают), быть сшитыми либо связанными. Часто изделия изготавливаются из цельного куска ткани с применением специального кроя с помощью выточек. Второй вариант пошива – отстрачивание шапочки из отдельных кусочков, клиньев. Окончание такой кипы – незаметный манжет по периметру.

Различают остроконечные, плоские, шести-, четырех- и восьмиклинные изделия. Например, современные ортодоксы выбрали для себя маленькие кипы из вязаного полотна. Хасиды – более консервативная группа евреев – носят модели, которые покрывают две, а то и три четверти головы. У них существуют и отличия в крое – кипы более плоские, часто имеют кайму.

Кипат-грушМаленькая вязаная

Что такое КИПиА

Если при поломке какого-то сложного бытового прибора человек обращается в мастерскую — там разберутся, то на производственных крупных и не очень предприятиях не всё так просто, поскольку оборудование частично или в целом автоматизировано и включает в себя множество различных узлов, осуществляющих производственные процессы. Практически все они относятся к КИПиА.

Кип и а: контрольно-измерительные приборы и автоматикаОбслуживанием любых видов приборов КИПиА, контролирующих технический процесс, механизмов и узлов, осуществляющих регулировку заданных параметров (это регуляторы температуры, манометры, тахометры и другие контролирующие и регулирующие узлы, клапаны, редукторы, тахогенераторы и прочие исполнительные механизмы, обеспечивающие поддержание технологического процесса) занимается киповец, то есть специалист, непосредственно занимающийся ремонтом и настройкой системы, сотрудник соответствующего цеха или отдела КИПиА. Он отвечает за:

  • Метрологический надзор.
  • Ремонт и техническое обслуживание измерительных приборов и исполнительных узлов.
  • Рационализацию АСУ ТП (автоматизированных систем управления технологическими процессами).

В зависимости от измеряемой среды приборы КИП подразделяют на классы. Они бывают следующими:

  • Приборы для измерения температуры (термометры и датчики, фиксирующие именно эту физическую величину).
  • Устройства определения давления (манометры, электроконтактные манометры и другое оборудование, работающее с давлением).
  • Расходомеры (приборы, которые фиксируют и контролируют изменение количества рабочей среды).
  • Газоанализаторы (устройства, следящие и контролирующие параметры газообразных сред).
  • Уровнемеры (выполняют контроль за уровнем жидкостей в ёмкостях).

В свою очередь, классы принято подразделять на подклассы, так как устройства каждой из приведённых групп обладают ещё рядом индивидуальных характеристик. К примеру, манометры могут не только контролировать давление среды, но и исполнять роль регулятора этой среды. Вследствие этого электроконтактные манометры относят к датчикам электрической сигнализации, которые в зависимости от давления через электроконтакты подают сигнал при достижении наименьшего или наибольшего заданного значения.

Поверка и расшифровка клейма

Все киповские приборы, используемые в автоматизации процессов производства, являются важными составляющими всей системы автоматики. Учитывая это, каждый из них обязан соответствовать нормам и стандартам, для этого в обязательном порядке регулярно проходят государственную поверку, т. е. проверку на точность и на соответствие заданным техническим параметрам.

Обслуживающий персонал должен заменить приборы с подходящим к концу сроком поверки на аналогичные с разрешением на использование до окончания процесса госповерки. Приборы, не прошедшие поверку, переводятся из разряда эксплуатируемых в списанные и сдаются в службу, проводящую контроль устройств и их поверку.

Кип и а: контрольно-измерительные приборы и автоматика

Когда поверка пройдена и прибор признан годным для дальнейшей эксплуатации, на него ставится специальное клеймо, которое подтверждает, что это техническое средство соответствует всем установленным требованиям.

Формы и цвет наносимого клейма могут отличаться, но информация, которую оно несёт, должна быть определенной:

  • Квартал, в котором сделана поверка.
  • Год прохождения поверки.
  • Знак Госстандарта.
  • Код службы, проводившей тестирование.
  • Знак сотрудника КИП и А.

Начинающие работать приборы должны иметь клеймо, содержащее все эти сведения, таким образом, можно увидеть, когда необходимо проходить следующую поверку и допустимо ли использовать его в настоящее время.

Для разных приборов время действия клейма может быть разным. Одни (к примеру, манометры) должны поверяться ежегодно, другие (вольтметры, амперметры) раз в два года. Есть приборы, значение которых никак не может повлиять на соблюдение техпроцесса, поэтому их поверка не является обязательной. В остальных же случаях проверять приборы на соответствие нормам требуется по нормативам, а значит, использование их с отсутствующим или просроченным клеймом запрещено. Уточнить сведения о необходимости поверки можно по официальными нормами, которые указываются на сайте соответствующей службы.

Обычай ношения ермолки и его истоки

В статье о происхождении и смысле кипы, размещенной на интернет-портале Jewish.ru, сказано, что с давних времен она надевалась в моменты общения с Господом — на молитву, для произнесения благословений, во время изучения Торы.

Но существуют фрески в синагоге города Дура-Эвропос (он находится на территории современной Сирии). Надпись, сохранившаяся в строении, указывает на дату постройки — середина 3 в.н.э.

На фресках изображены библейские персонажи (очевидно, с библейским же запретом изображать их иудеи еще не считаются). Моисей, Йосеф, Яаков, Самуил, совершающий помазание на царство царя Давида (религиозный обряд, благословение!) — все без головных уборов!

Более того, трактат «Софрим» («Книжники) 8-го в. н.э. разрешает утром молиться в синагоге, не покрыв головы!

Обычай (именно обычай, ибо ни Тора, ни Талмуд не предписывает иудеям обязательно покрывать голову) широко распространился лишь в Средневековье — он четко отделял иудеев от прочих народов, в чьей среде они жили.

И напоминал и им самим, и окружающим: необязательно быть священнослужителем, каждый иудей ежечасно находится под властью Господа и ценит Его волю и мудрость выше собственной головы.

Что происходит сегодня? Ортодоксальный иудей носит кипу постоянно (ее ношение предписывается в их среде даже мальчикам, только начавшим ходить — проследить за этим обязаны родители), хасиды иногда спят, не снимая ее, традиционалисты и консерваторы надевают ее в синагогу и на время принятия пищи, реформисты не видят необходимости ее носить.

В иное время они носят ее где угодно, но не на макушке (в кармане, в сумке, в бардачке автомобиля) — вдруг понадобится! Людям неиудейского происхождения и вероисповедания не возбраняется надеть ермолку, если они желают выказать уважение к еврейским обычаям.

Женщины из ортодоксальной среды кипу не носят, но покрывают волосы платками или даже париками. А вот еврейки из консервативных кругов иногда носят!

Современному раву Ашеру Кушниру задал вопрос человек, начавший брать уроки Торы и носивший кипу в кармане (надевая лишь на время уроков) — допустимо ли это? И должен ли он носить ее постоянно?

Рав ответил, что духовное важнее внешнего. И потом, надев кипу на постоянной основе, его собеседник обозначит себя как религиозного иудея — а это серьезная ответственность! Люди уже не скажут: ты поступил недостойно.

Они скажут: религиозные иудеи так не поступают. Рав советует: пока человек еще не готов к принятию такой ответственности, пусть носит кипу в кармане. А когда почувствует готовность — пусть наденет, да так, чтоб никаким ветром не сдуло!

Разновидностей ермолок больше, чем течений в иудаизме. Конфессиональную принадлежность иудея легко узнать по кипе.

Сефардская традиция позволяет носить вышитую или вязаную, допустимы разноцветные нитки.

Хасиды прячут кипы под шляпами, а часть их «парадной формы» —штраймл — это роскошная ермолка черного бархата с оторочкой из пушистых соболиных или лисьих хвостов.

Белую кипу носят каббалисты, шестиклинку черного сукна — хабадники. «Вязаная кипа» — обычное прозвище «современного ортодокса». Существуют даже кипы из кожи — их носят «неортодоксальные» иудеи из США.

Ультраортодоксальные иудеи зашли дальше всех и считают, что ношение одной лишь кипы — так себе благочестие, и обязателен покрывающий ее головной убор. Или следует накидывать сверху талес — молитвенное покрывало с кисточками.

Другие национальные головные уборы

Шапочка Иудея – не единственный головной убор еврея. Сверху него надеваются дашек, каскет или черная шляпа. Таких вариантов насчитывается около 35. Например, в семьях хасидских ребе на голову надевают колпик, сделанный из меха коричневого цвета. В этом ее отличие от сподика (принадлежности польских хасидских династий). Потомственные евреи Йерушалми имеют традиционную шляпу плуш. Ее вторым названием является флиикер-теллер (летающая тарелка или супер). Для нее характерны широкие поля и низкие тулья (до 10 см). Некоторые виды шляп пошиты из велюра, внешне похожего на черный короткошерстный мех. К числу таких моделей относится самет.

Ермолки и киппоты – разновидности еврейских тюбетеек, но они не равнозначны. Так, по мнению ученых, термин «kippah» используется в диаспорах, обозначая просто шляпку, которую носят по соображениям религии. Оригинальная ермолка идиш – сшитый из сатина либо войлока колпачок, имеющий натуральную хлопковую подкладку. Еврейские мужчины, наряду с кипами, носят также шляпы и шапки из меха.

Хасиды, для которых отличительной чертой прически являются пейсы, носят бархатные шестиклинки. При этом неподстриженные пряди на фоне общей короткой стрижки ярко выделяются. Литваки, надевая четырехклинные ермолки, заправляют пейсы за уши. Ортодоксальные евреи, для которых ношение традиционного головного убора является обязательным, надевают поверх него черную шляпу. Очень редко вместо нее можно увидеть особую кепку – каскет.

Кипа – не просто еврейская шапочка, выделяющая своего хозяина из толпы. Это – символ, демонстрирующий себе и окружающим, что ее обладатель скромен, смиренен и благоговеет перед Богом. Кроме этого, шляпа свидетельствует о происхождении человека, его общинной принадлежности.

ДашекКолпик меховойТрадиционная шляпа плушСвадебная кепка киппотСатиновая ермолка идиш

Как кипа держится на голове?

Кип и а: контрольно-измерительные приборы и автоматикаСтуденты изучают Талмуд. Нью-Йорк, 1960 год

Кипа — легкая шапочка, традиционный еврейский мужской головной убор, — на голове держится за счет своей формы и размера. Чаще всего это матер­чатые или тряпичные кипы. Если кипа легкая, жесткой формы, изготовлена из сукна или из бархата, то для ее ношения может потребоваться какой-то девайс. Обычно таким девайсом становится женская заколка. Но вообще, правильно подобранная кипа хорошо сидит на голове и не слетает. Гораздо интереснее, как кипа держится на лысой голове: либо она очень хорошо подобрана, либо это специальная кипа с силиконовой прозрачной полоской по окружности. Такую полоску можно увидеть, например, на женских чулках.

Обязанности на работе

Функции, выполняемые киповцем, зависят от конкретного места работы. Его обязанности четко регламентирует должностная инструкция, составленная с учетом требования ЕТКС относительно квалификации сотрудника.

К основным задачам инженера относятся:

  • организация работ по обеспечению функционирования оборудования;
  • управление бригадами специалистов и приемка выполненных работ;
  • внедрение автоматизированных систем;
  • метрологическая деятельность;
  • подготовка технической документации;
  • составление предписаний;
  • планирование и контроль.

У наладчиков и слесарей свои функции:

  • диагностика и настройка различных простых измерительных устройств (счетчиков, манометров, вольтметров, амперметров, датчиков давления и т. д.);
  • снятие и анализ показаний приборов;
  • проверка регулируемой аппаратуры;
  • испытание сложных контрольных систем;
  • определение дефектов и их устранение;
  • монтаж оборудования и коммутация проводки;
  • сборка приборов и устройств;
  • заполнение паспортов и аттестатов на них;
  • составление дефектных ведомостей.

В целом же, киповцу нужно обладать хорошими познаниями в технике, а также:

  • уметь читать схемы и чертежи;
  • знать устройство обслуживаемых приборов и особенности их работы;
  • владеть навыками пользования ремонтными инструментами;
  • разбираться в методах наладки измерительных систем разной сложности;
  • иметь познания в материаловедении, электрике и механике;
  • знать правила оформления необходимой документации;
  • владеть языками программирования (при необходимости).

Инженер, слесарь или наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики востребован в энергетике, пищевой, перерабатывающей, металлургической промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, нефтегазовой сфере, строительстве.

Приборы КИПиА

Пожалуй самый большой каталог электротехнических приборов — это каталог КИПиА (контрольно измерительные приборы и автоматика). В него можно включить все измерительные, контролирующие, управляющие вручную и автоматически приборы и оборудование. Детальное перечисление всех приборов КИПиА займёт не десятки печатных страниц.

Однако познакомится с основными типами приборов и оборудованием КИПиА необходимо. Посмотрим на их основные виды используемые, чаще в промышленности.

Для измерения температуры и её регулирования в различных средах (термометр, тепловизор, термопара, и т.п.)

Измерение давления и его регулирования (манометр, датчики и реле давления/напора/тяги, регуляторы и калибраторы давления).

Приборы измерения расхода (счётчики воды/пищевых жидкостей/промышленных и бытовых стоков/паров/горючего/вязких сред, тепловые и электрические счётчики, бесконтактные датчики).

Приборы измерения уровня (уровнемеры различного типа, сигнализаторы и регуляторы уровней).

Измерительные приборы электрических параметров

Данный вид кипа используются, как в промышленности, так и в строительстве и даже быту. Все приборы и необходимое оборудование, используемое для всевозможных измерений параметров электрических сетей (напряжение, ток, частота, омическое сопротивление) относятся к электроизмерительным приборам.

По применению данный вид кипа может быть стационарным или переносным. Например, измерительные клещи явно переносной прибор. Вольтметр установленный в электрический щит — прибор стационарной установки.

Лабораторная контрольно-измерительная аппаратура

В эту группу кипа относим всё, что специалисты используют в своих лабораторных измерениях: осциллографы, оптические приборы, генераторы сигналов и т.п.

Приборы КИПиА контроля

В эту группу относим все приборы и аппаратуру применяемые для исследований жидких, газообразных сред и твёрдых тел. Например, зонды и газоанализаторы, приборы слежения за состоянием атмосферы, замерщики плотности среды, различные измерители влажности. Так же большая группа приборов, называемых, приборы не разрушающего контроля (дефектоскопы, измерители вибрации, замерщики толщины и т.п.)

Приборы КИПиА автоматизации

Собственно, приборы автоматизации различных технологических процессов — это базовое ядро всех КИПиА. Всё из чего собирают щиты и ящики автоматики в этой группе. Блоки питания, различные датчики и контроллеры, релейные устройства, операторский интерфейс.

Электрическое оборудование

Почти ни один прибор не работает без электричества. Поэтому в отдельную группу выделили всё электрическое оборудование. Группа перекрёстная, но всё же к ней относят:

  • Трансформаторы;
  • Стабилизаторы;
  • ИБП;
  • Измерители омического заземления.

Трубопроводная арматура

На промышленных предприятиях, где присутствует направленное движение жидких и газовых сред, не обойтись без разнообразной запорной и регулирующей аппаратуры, часто работающей в автоматическом или полуавтоматическом режимах.

Оборудование сетей низкого напряжение

Более близкая домашнему хозяину группа КИПиА, в которую входят всем знакомые УЗО, кнопки, кнопочные посты, автоматические выключатели, реле.

Приборы КИП – классификация

Оборудование КИПиА классифицируется по нескольким параметрам, основные из которых – это физико-технические характеристики и качественно-количественные показатели. То есть, измеряется влажность, температура, расход, давление и прочее. Отсюда и само название групп.

  • Термометры.
  • Манометры (измеряют давление).
  • Расходомеры.
  • Газоанализаторы.
  • Уровнемеры.

Кип и а: контрольно-измерительные приборы и автоматика
Термометры являются одной из групп приборов КИПиА

Есть группа так называемых средств измерения:

  • Замер излучения.
  • Массы, твердости материала, плотности.
  • Акустика.
  • Замеряются электрические и электромагнитные качества.
  • Физико-химический состав материала, его свойства.

В свою очередь, к примеру, термометры делятся на жидкостные, цифровые, с преобразование сопротивления, термоэлектрические. Сюда же можно отнести пирометры и тепловизоры.

Манометры также делятся на несколько подвидов: измеряется избыточное давление или его перепад, или абсолютная величина. По конструкции это механические, электроконтактные. Добавим сюда традиционные реле давления и тяганапоромеры.

Расходомеры – это более сложные приборы КИПиА, с помощью которых определяется масса или объем материала (среды). В этой группе достаточно широкий модельный ряд, зависящий от того, какой материал (среду) будет контролировать и измерять данный прибор.

Кип и а: контрольно-измерительные приборы и автоматика
Расходомеры – приборы для измерения массы или объема

  • Вихревые, тепловые, электромагнитные, ультразвуковые, тахометрические, корреляционные, кориолисовые.
  • С перепадом давления, с измерением перепадов уровня, замер обтекания.

То есть, каждый прибор подходит под определенные условия эксплуатации, в основе которого лежит именно материал или среда. Кстати, среда может быть только неэлектрической, потому что в блоке контроля (автоматики) любая величина преобразуется в электрический сигнал, который и подается на обработку. Но тут возникает вопрос, а как же с напряжением и силой тока в электрических приборах?

Все дело в том, что эти две величины не могут быть внесены в контроллер без предварительной обработки, где на выходе должен получиться аналоговый сигнал. Ведь напряжение в данном случае имеет показатель 220 В. А его в таком виде никакая автоматика не выдержит. Поэтому даже в электрических сетях устанавливаются датчики. То есть, в этом случае и сила тока, и напряжение становятся неэлектрическими величинами, конечно, через посредника – датчик.

Зачем евреям локоны на висках и веревки на одежде?

Сначала разберемся, как называются локоны на висках и что это за веревки на одежде. Локоны на висках — это пейсы, а веревки на одежде называются цицит. Обычно они крепятся к специальному элементу ритуального гарде­роба — талиту. Большой талит — это молитвенное покрывало, которым еврей накрывается во время молитвы, а нижний, или малый, талит — это предмет, похожий на безрукавку, который надевается под одежду. Кисти цицит крепятся по краям талита. На кистях есть узлы, и ношение цицит должно напоминать еврею о существовании 613 заповедей.

Существует такой метод анализа еврейского текста — гематрия, согласно кото­рому у каждой буквы в иврите есть свое числовое значение. Так вот, гематрия слова «цицит», то есть числовое суммарное значение слова «цицит», равняется примерно 600. К нему прибавляют коли­чество узлов, количество ниточек — и в итоге получается 613. Вы перебираете нити, натыкаетесь на эти узелки и вспоминаете, что есть 613 запо­ведей, что вы еврей и должны их выполнять.

1 / 2

Мужчина в талите. Начало XX века Hulton Collection / Corbis via Getty Images

2 / 2

Два еврейских мальчика. 1998 год Antoine GYORI / Sygma via Getty Images

Про пейсы. На самом деле в Торе не сказано, что еврей должен отращивать длин­ные локоны на висках и даже завивать их каким-то особенным способом, как мы это часто видим. В Торе сказано, что во время стрижки или обрития головы нужно не трогать волосы на висках. То есть это просто часть религиоз­ной традиции, и также это стало способом идентификации еврея и еврейской самоидентификации.

Предназначение и традиции ношения

Кипа в переводе с иврита означает «полушар», «купол». В народе бытует еще одно название – ермолка. По мнению ученых, слово произошло от выражения «йерей малка», которое означает «боящийся Бога». Согласно второй теории, название головного убора имеет общий корень с тюркским «ямурлук», что переводится как «плащ от дождя, имеющий капюшон». Кипа – не просто часть национального гардероба. Это предмет, имеющий духовный смысл: поклонение перед Богом, оценка его мудрости выше над всем земным миром.

Имеется мнение, что первый раз голова еврея была покрыта накануне появления Храма Соломона, что служило мерой профилактики солнечного удара. Однако здесь же допускается, что таким образом человек пытался опустить свое лицо и скрыть его от гнева Всевышнего. Еще одним вариантом трактовки причин появления еврейской кипы является запрет мусульманского халифа Омара носить людям тюрбаны. Им предписывалось накрывать голову чем-то иным. В течение многовековой истории евреи несколько раз получали запрет ношения ермолки, в том числе, в царской России. Тогда их характерными уборами были описываемые шляпы.

Аналогичный головной убор носят представители католического духовенства после выбривания тонзуры и принятия сана. В таком случае она называется пилеолусом. Надетая на головы академиков шапочка именуется академической. Обращаются к ней также сваны (княжества сванети). Нужно отметить, что ортодоксальные евреи носят такую шапочку всегда, консервативные – только для трапезы в синагоге, а реформистские – во время трауров, на праздники и так далее.

Кип и а: контрольно-измерительные приборы и автоматика

Кип и а: контрольно-измерительные приборы и автоматика

Кип и а: контрольно-измерительные приборы и автоматика

Кип и а: контрольно-измерительные приборы и автоматика

Виды ермолок

Существуют различные виды ермолок, и по их виду (цвету, размеру и материалу) можно легко определить не только религиозность еврея, но и к какому течению и направлению иудаизма относится человек, носящий ермолку.

Ашкеназские кипы обычно сшиты из четырёх или шести клиньев ткани строгих цветов, как правило, чёрный верх и белая подкладка. Сефарды предпочитают меньшего размера, цветные, вязаные или украшенные вышивкой.

Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой.

Белые кипы вайсе ярмулке носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу (главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Меа Шеарим).

Иногда такая кипа имеет помпончик. Чёрная бархатная ермолка, отороченная чёрными или коричневыми лисьими или собольими хвостами, служит основой хасидского парадного головного убора, называемого штраймл.

Более подробно о головных уборах и других обычаях хасидов — здесь.

Для большинства ортодоксов шляпы, покрывающие всю голову, предпочтительнее ермолок. Хасиды в праздники надевают меховые шапки. Другие, более либеральные ортодоксы носят чёрные ермолки.

Течение «современных ортодоксов» предпочитает совсем маленькие вязаные ермолки.

Выражение «кипа сруга» («вязаная кипа») означает общину современных ортодоксов, если о ком-то говорят: «Он кипа сруга», — это значит, что он современный ортодокс.