Что такое казачество

Тактика казачьих отрядов и формирование казачьего характера

К началу шестнадцатого века полки казаков стали мощной военной силой, постоянным источником проблем для сопредельных государств. Их ряды постоянно пополнялись людьми, уже имеющими боевой опыт: холопами, выгнанными из княжеских дружин, беженцами из татарского плена. Как правило, беглецы приносили с собой оружие, приводили коней.

В те годы по рекам проходили основные торговые пути. Для атак на купеческие корабли казаки научились строить свои лодки. Пускались они и в морские набеги на дальние расстояния, используя длинные весельные лодки на 80-100 человек, обшитые камышом для защиты от пуль. Азов, который был тогда турецкой крепостью в устье Дона, сильно страдал от набегов казачьих отрядов.

Тактика боя, принятая у казаков, была близка к пиратской или партизанской. Столкнувшись с превосходящими силами врага, они могли затопить свои суда на мелководье и рассеяться по берегу.

Такие группы оставались незаметными и дожидались отступления противника, чтобы вычерпать воду из лодок, поставить новые весла и возобновить битву. В качестве добычи казаки брали наиболее легкие, но ценные предметы.

Тревожная жизнь требовала от казаков постоянного напряжения жизненных сил и формировала особый тип людей: осторожных, недоверчивых, упрямых, спокойных в опасности, выносливых в дальних походах.

Историческая память и беспамятство

Н.А. Мининков, исследуя менталитет донских казаков XVII в., делает вывод, что они тогда «одинаково ощущали свою принадлежность и к России, и к Дону, и к русскому народу», что в исходивших от Войска Донского документах «никогда не проявлялось стремление противопоставить казачество русскому народу, а Дон — России», и донское казачество «ощущало себя частью общерусского единства»12.

Примечательно также, что потомки казаков-некрасовцев, покинувших российские пределы в 1708 г. после подавления Булавинского восстания и осевших в конце концов в Турции, сохранили историческую память о своем русском происхождении и вплоть до конца XIX в. считали себя русскими13.

Что такое казачество На Кубани в станице местные подвижники издали книгу о судьбе казака

В России же в XIX в. складывалась иная ситуация. Вспомним Л.Н. Толстого, его повесть «Казаки», написанную в 1863 г. Из нее следует, что уже в середине XIX в. на Тереке казаки смотрели на русского мужика как на «какое-то чуждое, дикое и презренное существо»14. В конце XIX в. аналогичные настроения отмечались исследователями у казаков на Урале и даже за Уралом, где казачьи войска формировались искусственно, по постановлениям правительства с массовым переводом в них именно крестьян. Там казаки тоже стали смотреть на «мужиков» свысока, «как на низшую породу», всячески дистанцировались от «русских», а браки с «мужиками» или «мужичками» вообще были у казаков неслыханным событием15. В дальнейшем утверждения о происхождении от беглых русских людей стали в казачьей среде порой восприниматься уже как прямое оскорбление, ибо трактовались как попытка вывести казачество из «московских отбросов»16.

Игнат Некрасов

Тем временем войска Игната Некрасова, расположенные в Царицыне, были настроены продолжать борьбу. Некрасов решил возвращаться на Дон с пушками и армией, другая часть казаков осталась в Царицыне. Уже вскоре была разбита оставшаяся в Царицыне группировка. Когда Некрасов встретился с царскими войсками из Черкасска, он тоже был разбит.

После поражения Некрасов взял оставшихся казаков, по разным оценкам – от двух до восьми тысяч человек, и отправился, спасаясь от войск царя, за границу, на Кубань. Кубань тогда являлась территорией Крымского ханства, на ней проживали ушедшие из России в девяностых годах XVII века казаки-старообрядцы.

Объединившись с ними, Некрасов основал первое казачье войско на Кубани и казаки приняли подданство крымских ханов. Беглые казаки с Дона и крестьяне постепенно вливались в эту коалицию.

Некрасовцы сперва поселились на правом берегу реки Лаба, где располагается современная станица Некрасовская. В дальнейшем казаки переселялись на Таманский полуостров, основывая все большее количество городков. Казаки постоянно нападали на пограничные российские земли, и только смерть Игната Некрасова вернула ситуацию в более мирное русло.

Анна Иоанновна в 1735-1739 годах неоднократно предлагала казакам вернуться домой, однако результата не последовало. Тогда императрица отправила на Кубань донского атамана с целью вернуть назад непокорных некрасовцев. В страхе перед обширной военной кампанией, которую развернули русские войска, некрасовцы переселились на Дунай, из крымских в турецкие владения.

Пушкин зафиксировал переход казаков-игнатовцев под турецкие стяги: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах».

Что стоит за возрождением казачества

Возрождение казачества, начавшееся в России с 1990-х гг., вызвало вполне понятный рост интереса к его истории, а естественными в наших условиях издержками этого явления стало нагромождение псевдонаучных теорий и откровенных мифов, прежде всего по вопросу о происхождении и этнической природе казаков. Давно устоявшаяся в историографии и опирающаяся на огромный конкретно-исторический материал точка зрения, согласно которой донские, яицкие и терские казаки (т.е. историческое ядро российского казачества) — это, при всей этнической пестроте ранних казачьих общин, в основном потомки русских людей, самовольно поселившихся в XVI-XVII вв. на Дону, Яике и Тереке, теперь решительно отвергается большинством активистов «казачьего возрождения», утверждающих, что казаки — это древний самобытный народ, генетически не связанный с русским народом.

Что такое казачество Патриарх Кирилл: История казачества не должна оставаться музейным экспонатом

Выдвигаемые в подтверждение таких взглядов аргументы, будучи основанными, главным образом, на дилетантских сочинениях политически ангажированных казачьих «автономистов» и «сепаратистов» первой четверти ХХ в. и на казачьей эмигрантской литературе, не выдерживают никакой научной критики и порой просто смехотворны1. Но один из доводов адептов этой «концепции» заслуживает особого внимания, поскольку, во-первых, рассматривается ими как наиболее «сильный» и, во-вторых, на самом деле отражает определенные исторические реалии. Речь идет о «феномене казачьего самосознания», об утверждениях, что казаки в массе своей всегда четко отделяли себя от русских, не считали себя русскими, «исторически никогда не связывали себя с московским народом» и т.д., и т.п.2

Где и когда появились первые казаки?

Вначале не было регулярных поселений. Племена хазар, половцев, позднее татар кочевали в поисках корма для лошадей, совершая набеги на русские княжества.

К пятнадцатому веку обширная территория в низовьях Дона, Волги и Днепра считалась нейтральной, не относящейся ни к какому государству. К этому времени историки относят первое появление в этих местах групп переселенцев. Как правило, это были беглые крепостные крестьяне, которые строили вооруженные укрепления, обзаводились оружием для их защиты, формировали отряды самообороны.

Об истоках происхождения казачьих родов говорят фамилии: Немчиновы пошли от немцев, Поляковы – от поляков. Женщин в этих поселениях почти не было, а те, что появлялись, были на положении рабынь. Их могли продать, подарить или обменять на лошадь.

Казачество в Энциклопедическом словаре:

Казачество — военное сословие в России в 18 — нач. 20 вв. В 14-17 вв.вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие военную службу впограничных районах (городовые и сторожевые казаки). в 15-16 вв. заграницами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге,Урале, Тереке) возникают самоуправляющиеся общины т. н. вольных казаков(главным образом из беглых крестьян), которые являлись главной движущейсилой народных восстаний на Украине 16-17 вв. и крестьянских войн в России17-18 вв. Царское правительство стремилось использовать казачество дляохраны границ, в войнах и т. д. и в 18 в. подчинило его, превратив впривилегированное военное сословие. В нач. 20 в. существовало 11 казачьихвойск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское,Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское иУссурийское). В 1916 казачье население св. 4,4 млн. человек, св. 53 млн.десятин земли. В 1-ю мировую войну выставило ок. 300 тыс. человек. В 1920казачество как сословие упразднено. В 1936 были созданы донские, кубанскиеи терские кавалерийские казачьи соединения, участвовавшие в ВеликойОтечественной войне (расформированы во 2-й пол. 40-х гг.). С кон. 1980-хгг. началось возрождение традиций, культуры и быта казачества, появилиськазачьи организации.

Казачье восстание

Во время Северной войны крестьянам на Руси жилось нелегко, и многие из них приняли решение бежать на Дон, в казачьи земли. В 1707 году Петр I издал указ о розыске беглых крестьян, а главным ответственным стал сам князь Юрий Долгорукий.

Когда Юрий Долгорукий прибыл к казакам, те решили, что ловля крепостных за Доном – это нарушение сложившейся традиции и подняли мятеж. Около двух тысяч крестьян Долгорукий смог вернуть, однако прочие примкнули к казачьему мятежному войску под предводительством Кондратия Булавина.

Жестокость войны со столицей отразил в своих записях сам бахмутский атаман: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».

Булавину вместе с небольшим войском удалось напасть на отряд князя Долгорукова из засады, в результате чего Юрий Долгорукий и весь его отряд погибли, а Петром I была выслана новая 32-тысячная армия под предводительством брата Юрия – Василия Долгорукого.

Булавин, назначенный атаманом Войска Донского, решил идти на Москву, но имел в своем распоряжении куда меньшие силы, и им было принято решение разделить армию на три части. Одна из них отправилась осаждать Саратов, и после неудачи осела в Царицыне.

Другая группа встретилась с войском Долгорукого и потерпела поражение. Третий отряд возглавил сам Булавин, и с ним он пытался взять Азов. После неудачи казаками против него был составлен заговор, атаман был убит, а Войско Донское присягнуло русскому царю.

Особенности казаков

Казаки были замечательными войнами, бойцами они становились с самого детства. Они прекрасно скакали на коне, изумительно владели шашкой, точно стреляли как стоя, так и во время скачки на коне. Отличная верховая езда была одним из главных козырей казаков, на скаку они могли вытворять удивительные трюки. Участие казаков в войнах, которые вела Россия, принесло ей большую пользу. Они внесли неоценимый вклад во время кавказской войны, захвата Крыма, войн с турками и персами. Казаки нередко наводили ужас на считавшуюся лучшей в начале 19 в. наполеоновскую армию. Много урона они нанесли немцам и австрийцам в первую мировую войну. Молниеносные атаки казаков шокировали неприятелей. Казаки с начала 19 в. и до октябрьской революции 1917 г. были элитой русской армии. Эти воины отличались повышенной боеспособностью и надёжностью. Не зря казаки в 19 и 20 вв. были охранным конвоем русских царей.

Рождение казачества

Точное происхождение казаков неизвестно, существует много теорий. К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось множество восточнославянских переселенцев из соседних Московского и Литовского княжеств. В эти южные земли в основном приезжали энергичные люди, которым не хватало приключений, позднее туда стали сбегаться и беглые крестьяне, есть версия о том, что и тюркские народы учавствовали в создании казачьих отрядов. Это обстоятельство было выгодно и Москве, и Варшаве, так как во-первых те земли были очень плодородными и соответственно с них они получали продовольствие; во-вторых они обеспечивали им защиту границ от крымских татар, за спиной которых стояло едва ли не сильнейшее государство того времени – Османская империя. Обитатели низовьев Дона образовали Донское казачество, а жители Левого берега Днепра – Запорожское. Православная Московская Русь достаточно легко нашла общий язык с казаками, чего не скажешь о католической Речи Посполитой. Конечно, не только религиозные разногласия играли здесь основную роль, так как и Донские, и Запорожские казаки были потомками жителей Киевской Руси и конечно же помнили об этом, западный мир в лице Польши был чужд им.

История, культура и обряды российского казачества

С образованием военных поселений в пределах Орды начали строиться повсюду храмы, призываться духовенство и налаживаться церковная иерархия. Митрополит Кирилл из Новгорода переехал жить в Киев, где им была восстановлена Митрополия Всея Руси.

В жизни русского народа начинает подниматься авторитет Митрополита. Митрополит пользовался со стороны власти монгол значительными льготами; власть, его, по сравнению с княжеской, была обширной.         

Митрополиты и высшие Церковные иерархи пользовались значительными льготами.   

Местное управление оставалось в руках русских князей, не нарушены были и церковные порядки, церковная иерархия имела перед княжеской властью преимущества, и имела ханские ярлыки, освобождавшие церковное имущество от дани.  

Монета Золотой Орды

В 1261 году в Ставке хана Золотой Орды, была открыта епархия, во главе которой был поставлен епископ.

Митрополит Всея Руси пользовался под властью монгол известной свободой. Перенеся митрополию в Киев, Митрополит Кирилл ездил в Константинополь и присутствовал при открытии Епархии в Сарае.  

Во-первых, власть Епископа объединяла народ, и связывала его с общей церковной организацией всей Руси, так как Епископ был подчинен митрополиту всея Руси. Кроме того, церковная организация пробуждала в народе сознание единства он являлся уже не безличной массой,

Под властью монгол церковная организация имела довольно сложную иерархию: кроме Митрополита и епископов, имелись: духовный судья, книжник, законоведец, наставник, настоятель, отшельник, выдатель метрик и благочинный. После открытия Епархии повсюду стали строиться храмы, монастыри, ставилось духовенство, налаживалась Церковная жизнь.

1266

После гибели хана Берке ханом Золотой Орды стал внук Батыя — Менгу-Тимур. В военных походах и продолжавшихся войнах, во внутренней жизни казаков, принимавших участие в походах и сражениях, происходили изменения: за войсками стало прочно укрепляться название «казаки» и их военачальники, вместо темников, стали называться атаманами.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «АТАМАН»

Происхождение звания АТАМАН (отец-командир, вместо темника) (10 000 человек = 1 дивизия 20 века, командир дивизии).

Исследования современных историков о происхождении слова атаман дают совершенно новое объяснение и производят его от монгольского слова, существовавшего в их военном обиходе — отец-командир.

В основе внутренней организации монгольских улусов существовал родовой-патриархальный строй. Власть в улусах преемственно переходила от отца к сыну или старшему в роде.

Темиики, как высшие военачальники, делившие участь с подвластными им войсками в походах и боях, назывались атаманы, т. е. отцы-командиры, слово понятное для войсковых соединений всех народов.

название атаман в казачьем, быту появилось со времени их зарождения под властью монгол и прочно укрепилось в их быту и сохранилось на все время их исторического существования.

Возвращение на родину

Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.

К 1911 году в обоих поселениях проживали менее чем тысяча игнат-казаков, и большинство из них хотели обратно в Россию.

В 1911 году некоторое небольшое количество некрасовцев выехало в Россию для того, чтобы не служить в турецкой армии, несмотря на завет Игната «при царе в Расею не возвращаться».

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, их направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции.

Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Однако вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Эмигранты плыли из Турции в СССР на теплоходе «Грузия», и этот памятный момент до сих пор празднуется современными некрасовцами.