Категорический императив иммануила канта: что это?

Кант и котики

Имей мужествопользоваться собственным умом.Иммануил Кант

Изучать категорический императив будем на котиках.

Предположим, вы сидели в кресле, а потом резко встали. Но забыли, что на ногах у вас дремлет котик. Когда вы вставали, котик, пытаясь удержаться, выпустил когти вам прямо в ногу. Вы заорали: «Ах, ты, котина ты этакая!»

Категорический императив иммануила канта: что это?И тут вы замечаете, что висящий на стене портрет Канта нахмурил брови. Ибо категорический императив Канта гласит:

«Поступай так,чтобы максима твоей волимогла бы быть всеобщим законом».

Слово «максима» в данном контексте означает «главный принцип».

То есть, по Канту, вы только что создали всеобщий закон «Орать на котиков», что, конечно же, не делает вам чести.

Но, допустим, котика вы отцепили, перед ним извинились и случайно созданный вами всеобщий закон отменили. Как же теперь поступать, чтобы Кант не хмурился?

Прямо скажем, жизнь у вас будет не такой простой. Согласно Канту внешние правила и установки для вас потеряют всякое значение. Вам придётся создать свой личный кодекс чести, в соответствии с которым и жить дальше.

Кант исходит из того, что вы – это субъект доброй воли, а, следовательно, все ваши поступки – это результат вашего внутреннего выбора. Только в этом случае вы сможете быть по-настоящему свободным.

Вы не можете быть свободным, слушая других, потому что всегда есть вероятность того, что вас банально обманывают и используют в своих целях.

Как только вы сталкиваетесь с ситуацией нравственного выбора, то ваша задача – сформулировать для себя максиму – нравственный принцип, которым вы будете руководствоваться. И эта максима должна следовать категорическому императиву Канта.

То есть все ваши помыслы и поступки должны быть направлены в сторону высшей добродетели. Вы поступаете не потому, что кто-то и что-то считает, а потому, что сами это выбрали.

Есть важное следствие категорического императива: раз вы – это субъект доброй воли, то и остальные люди – это тоже субъекты доброй воли. А раз так, то отсюда следует высший принцип нравственности, который в упрощённом виде можно сформулировать так:. К другому человеку нельзя относитьсякак к средству для достижения своих целей

К другому человеку нельзя относитьсякак к средству для достижения своих целей.

По отношению к другим людям следует поступать только так: этот человек и его достоинство – это для вас высшая ценность.

По Канту человек – это свободное существо, которое не нуждается в чужих правилах и в чужом мнении. Сам человек и есть автор своих нравственных принципов.

В качестве примера Кант приводит такую ситуацию. Допустим, человек хочет взять деньги в долг. Но при этом он понимает, что вернуть долг у него мало шансов. Но он начинает клясться и божиться, что долг точно отдаст. То есть максима у этого человека такая: «Обещаю, что хочу, но выполнять не собираюсь». Очевидно, что если сделать эту максиму всеобщим законом, то все договорённости между людьми моментально стали бы невозможными. Поэтому добродетельный человек сформулирует просьбу дать взаймы максимально близко к реальной ситуации.

Другой пример Канта. Какой-то человек решил всю свою жизнь бездельничать и развлекаться. Насколько эта максима годится?

— Не годится! – строго отвечает Кант, — всё в природе развивает свои способности. Поэтому как разумное творение природы человек не может стать трухлявым пнём, а должен развивать то, что в нём заложено природой. Нехорошо, когда талант ржавеет без дела.

При этом нельзя руководствоваться критериями «приятно» или «неприятно». Если вы решили, что ваша максима «следить за здоровьем», то не надо валяться на диване. А надо вставать и заниматься своим телом.

Сначала решили что-либо, а потом силой воли выполняете то, что решили. Никакие чужие попытки сбить вас с пути нравственности не будут иметь успеха. Сделать гадость, в надежде, что никто не узнает – не выйдет. Вы-то знаете, что делаете гадость, а потому – никаких гадостей!

Вы решили поступить нравственно – вы так поступаете. И точка.

Это был краткий пересказ труда Канта «Основы метафизики нравственности», который он написал ещё в 1785 году.

Но пока не появилось страны, законы которой были бы написаны на основе категорического императива Канта.

Насколько же этот императив применим к реальной жизни?

Кантовская мораль

Прежде чем увидеть, что является категорическим императивом, необходимо кратко прокомментировать некоторые аспекты концепции Канта относительно морали. Иммануил Кант был богословом, глубоко обеспокоенным этой проблемой во времена больших контрастов между идеологическими течениями с различными точками зрения относительно поведения и направления поведения.

Автор рассматривать мораль как рациональный элемент, вдали от эмпирических элементов и основанный на универсальной этике. Для Канта моральный акт — это то, что выполняется как обязанность, как самоцель: моральный акт — это тот, в котором человек действует на основе разума, а не любви к себе или интереса. Напротив, они не будут теми, которые выполняются случайно, с интересом или как средство достижения или избежания других элементов.

Моральные качества основаны на доброй воле. Акт должен рассматриваться сам по себе в его субъективном смысле, чтобы быть оцененным как моральный или аморальный. Моральный акт ищет счастья других, что, в свою очередь, позволяет ему быть частью человечества, вместо того, чтобы притворяться, что он имеет собственные желания или бежать от боли и страданий. Чтобы быть моральным, нужно быть свободным в том смысле, что Кант относится к возможности превзойти свои собственные желания и императивы, чтобы достичь трансцендентности.

Что касается таких понятий, как добро и зло, которые широко связаны с моралью, Кант считает, что действия являются хорошими или плохими сами по себе, но это зависит от субъекта, который их выполняет. На самом деле, мораль — это не само деяние, а цель, стоящая за этим : будет плохо, если кто-то отклоняется от моральных законов, которые его регулируют, подчиняя свои универсальные моральные мотивы личным интересам и чувствительности, в то время как хорошо то, что следует морали как универсальному закону в его жизни и основе она выполняет и исполняет свои желания, основываясь на указанной морали. Ключевым понятием в его понятии морали является идея категорического императива.

Возможно, вас заинтересует: «Что такое мораль? Открытие этики в детстве»

Кантовские формулировки

На протяжении всей своей работы, Кант генерирует различные формулировки, которые обобщают моральный мандат, стоящий за категорическим императивом , В частности, выделяются пять основных дополнительных и связанных формул. Они основаны на существовании принципов, управляющих нашим поведением, которые носят субъективный характер, когда они действительны только для воли того, кто ими обладает, или объективны, если они действительны как для одного, так и для других, и имеют одинаковое значение для всех, независимо от того, кто выполнять. Рассматриваемые формулировки следующие.

  • Формула универсального права : «Работай только в соответствии с принципом, таким, что ты можешь одновременно хотеть, чтобы он стал универсальным законом».
  • Формула закона природы : «Работай так, как если бы твое действие стало по твоей воле универсальным законом природы.
  • Формула конца в себе : «Работай так, чтобы ты использовал человечность, как в своей личности, так и в личности любого другого, всегда с концом в одно и то же время и никогда не просто как средство».
  • Формула автономии : «Работай так, как будто с помощью своих изречений ты всегда был законодательным членом универсального царства целей».

В заключение, эти формулы предполагают, что мы действуем на основе универсальных моральных ценностей или что мы рационально считаем, что мы все должны следовать, навязанные самим собой своим собственным разумом и считая эти ценности самоцелью. Следуя этим принципам, мы будем действовать на основе наших категорических императивов ища счастья других и действуя морально, таким образом, чтобы мы также жили, поступая правильно, и получая удовлетворение от этого факта.

Библиографические ссылки

  • Echegoyen, J. (1996). История философии Том 2: Средневековая и современная философия. Редакция Edinumen
  • Кант И. (2002). Основы метафизики обычаев. Мадрид. Редакционный Альянс (Оригинал 1785 г.).
  • Патон, Х.Дж. (1948). Категориальный императив: изучение моральной философии Канта. Чикаго. Университет Чикагской Прессы.

«Основы метафизики нравственности»

В этой работе мыслитель попытался вывести этику из пределов рефлексии на тему морали и сформулировать ее как четкую научную и философскую теорию, соответствующую требованиям практического разума. Кант заявил, что, отталкиваясь от обыденного познания, он дойдет до вычленения высшего принципа морали, а затем укажет область его применения. Главным месседжем его работы было преодоление личных, «эмпирических» мотивов нравственности, и нахождение некоей всеобщей максимы, которая скрывается за действиями и желаниями разных людей. При этом философ использует свой априорный метод, который, собственно, и позволил вывести принцип категорического императива Канта. Он полагал, что все теории его предшественников не могут покинуть горизонта отдельной личности. Они не руководствуются понятием всеобщности. Они исходят из таких движущих людьми сил, как самолюбие, выгода, стремление к счастью. Но все это чувственные причины, которые не могут дать научную формулировку закона. Исходя из них, можно только запутаться или, в крайнем случае, ограничиться описаниями. Настоящие априорные правила морали может сформулировать только разум.

Категорический императив иммануила канта: что это?

Суть категорического императива

Безусловные императивы — это всеобщие законы морали, которые определяет для себя человек. Их не существует в форме конкретных предписаний. Категорические императивы лишь задают направление сознанию и деятельности человека.

Принципы моральных законов

Согласно кантовским учениям, у каждого человека в процессе воспитания формируется собственная система ценностей и принципов поведения. В философии эту совокупность нравственных правил принято называть максимой.

Категорический императив иммануила канта: что это?

Человек является единственным автором своих моральных принципов. Но сложно представить, какова была бы обстановка в мире, если бы эти максимы основывались на антигуманистических принципах. Для соблюдения порядка в любом обществе нужны единые ценности. Основа нравственности, по Канту, заключается в чувстве долга. Этот параметр формирует границы дозволенного. Переступая через них, человек теряет чувство собственного достоинства.

Принцип философа гласит, что каждому человеку «поступать нужно так, чтобы максима могла стать всеобщим законом». То есть ценности конкретной личности должны быть одобрены всеми людьми. Лицемерие, ложь, массовые убийства и другие негативные явления не могут служить основой развития общества. А вот добро, милосердие, честность, по мнению философа, являются правильными ориентирами. Золотое правило этики от Канта звучит не так, как у Конфуция. Главная роль в работах немецкого философа отводится не действию, а человеку.

Роль человека в обществе

И. Кант полагал, что человек является высшей ценностью в государстве, поэтому деятельность правительства или других объектов не должна быть направлена на ущемление прав населения.

Категорический императив иммануила канта: что это?

Личности характеризуются важными параметрами:

  • свободой выбора;
  • чувством собственного достоинства;
  • практическим разумом.

Однажды немецкий философ сказал: «Имей мужество пользоваться собственным умом!». Эта фраза подчёркивала мнение мыслителя о том, что максима человека должна развиваться независимо от окружающего мира. Все поступки являются результатом внутреннего выбора.

Мировоззрение лица не зависит от внешних обстоятельств и не направлено на достижение какой-либо цели. Только при соблюдении этих условий человек свободен. Критические идеи Иммануила Канта были использованы многими политическими деятелями для формирования основ взаимодействия граждан и государства.

Отношение к религии

Иммануил Кант известен своими категоричными антихристианскими работами. Философ подвергал сомнению существование бога, души и бессмертия. Человек, по мнению мыслителя, свободен, поэтому не нуждается в «другом существе над ним».

Категорический императив иммануила канта: что это?

Но работа «Критика практического ума» содержит выводы о том, что религия является мощным стимулом для совершенствования душевных качеств.

Заветы, содержащиеся в Библии или других Священных Писаниях, могут играть роль всеобщих законов. Кант смог сформулировать своё универсальное понятие религии.

Иммануил Кант продолжил изучать золотое правило этики и навсегда изменил его. Высшей ценностью он провозгласил индивида и его свободу выбора. Философом была разработана универсальная модель межличностных отношений, которой стоит руководствоваться в каждом обществе.

Предыдущая
ФилософияФилософия Древнего Востока — общая характеристика, черты и особенности развития
Следующая
ФилософияАтомизм в философии — представители, идеи и теории

Изучение этических проблем

Иммануил Кант посвятил свою жизнь изучению многих сфер деятельности. Он писал труды об устройстве вселенной, изучал физику, пиротехнику, фортификацию, политические системы в разных государствах. В 1770 году мыслителя назначили на должность профессора в Кёнигсбергский университет. Именно в это время начинается «критический» период в его творчестве.

Философ активно интересовался этической сферой жизни общества и значением религии. Он хотел понять, какое моральное правило может способствовать развитию гармоничных отношений в обществе. Кант пришёл к выводу, что единственным источником нравственного поведения может быть практический разум. Поступки каждого человека подчинены императивам, то есть определённым законам.

Все императивы И. Кант разделил на 2 типа: гипотетические и категорические. Поступки, совершённые под влиянием гипотетических императивов, философ называл легальными. Они направлены на достижение конкретной цели.

В качестве примера можно рассмотреть несколько ситуаций:

Категорический императив иммануила канта: что это?

Мужчина решает бросить курить, чтобы поправить своё здоровье и сократить денежные траты.
Женщина проходит курсы повышения квалификации, чтобы продвинуться по карьерной лестнице.
Человек принял решение всегда говорить правду, чтобы заслужить доверие и уважение окружающих.

То есть, люди совершают эти действия не потому, что это соответствует их ценностям, а чтобы достичь конкретной цели.

Этой категории правил философ посвятил несколько знаменитых работ.

Что такое «категорический императив» И. Канта и в чем его сущность?

По теории И. Канта, при выборе своего поведения человек должен руководствоваться не только своими желаниями, но и общечеловече­скими правилами, являющимися для него категорическим императи­вом (безусловным повелением).

Суть категорического императива И. Кант формулирует следую­щим образом: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения, на основе твоей воли, могла стать общим естественным законом». Кант выдвигает три максимы поведения:

1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим зако­ном;

2) в своих поступках исходи из того, что человек является высшей

ценностью, его никогда нельзя использовать только как средство;

3) все поступки должны быть ориентированы на общее благо.

Диалектическая взаимосвязь второй и третьей максимы является основой гармонизации отношений между обществом и индивидом, между государством и гражданином, а первая максима фиксирует аб­солютное нравственное требование, состоящее в осознании человеком своего долга.

Основой нравственного долга выступает свободная и разумная воля. Все вещи в мире, указывает И. Кант, имеют относительную ценность, и только разумная и свободная личность имеет безусловную цен­ность сама по себе.

Категорический императив, по Канту, является внеэмпирическим, так как он не возникает в результате обобщения человеческого пове­дения, «он касается того, что должно быть, а не того, что есть», и апри­орным («И подлец знает, что его поведение не является нравствен­ным»).

Мораль не выводится из чего бы то ни было, она содержит свою причину в себе. Кант вырывает мораль из многообразия жизненных связей, он возвышает ее над миром и противопоставляет ее реальному миру.

По Канту, нравственные требования должны иметь абсолютный характер безусловного веления, что он и называет категорическим им­перативом. А таким императивом, как он утверждает, является осоз­нание человеком своего долга, имеющего абсолютное значение, кото­рый не может быть средством для чего-нибудь, .а только цель сама по себе (все вещи в мире имеют относительную ценность), и только ра­зумная и свободная личность имеет безусловную ценность: чело­век должен быть свободным и разумным — таков моральный закон. А моральный закон требует «поступать таким образом, чтобы при­знавать в себе и других свободную и разумную волю целью, а не сред­ством». Исходя из этого, Кант требует от каждого «действовать так, чтобы правило, руководящее твоей волей, могло бьпь так же осно­вой всемирного законодательства». Именно поэтому, по Канту, абсо­лютное уважение к личности является нравственным основанием морали и права. Однако это в реальной жизни невозможно, поскольку в природе человека существует «изначальное зло», которое он назы­вает эгоизмом, якобы свойственном природе человека (себялюбие, стремление только к собственному счастью, которое неистребимо).

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что Кант впервые отделил эти­ку от философии как самостоятельную отрасль и выявил тем самым, что этика имеет огромное значение ддя государства и политики наряду с правом.

В отличие от предшествующих теорий, усматривающих основу нрав­ственности только в счастье или пользе человека, И. Кант подобную основу видит прежде всего в требовании нашего разума.

Совесть взаймы

Если вы имеете совесть,то вас имеют те,кто её не имеет.

К самому категорическому императиву придраться невозможно. Всё продумано, цельно и гармонично.

Но есть проблема другого свойства: императив заставляет думать. А думать мало кто хочет. А кто бы и хотел, да не умеет. Остаётся малая горстка людей, которые думать и хотят, и умеют. Но им – лень.

Поэтому скажу так: до Канта надо дорасти.

Вот когда у вас вопросы нравственности и добродетели выйдут на первый план, когда вы начнёте воспринимать окружающих вас людей хотя бы за людей, тогда и самое время задуматься о категорическом императиве.

А пока Золотое правило нравственности – это идеальный вариант. Думать особо не надо: нравится тебе что-то – вот так и поступай с людьми.

Ну, и Канта почитывайте на всякий случай. Захочется подумать – будет о чём.

Добродетель человеканачинается хотя быс мыслей о добре.

Суть учения о добродетелях

Учение Канта о категорическом императиве представляет собой формализацию моральных принципов. Он назван философом так потому, что его следует исполнять исключительно из стремления к долгу. Любые иные цели – неприемлемы. Он априорен. И, следовательно, его не надо доказывать. Он выводится из данного нам практического разума как самоочевидность. Он преодолевает границы естественного субъекта, превращая его в общественного. Более того, если мы подчиним все наши действия требованиям этого разума, то мы и станем самыми моральными существами. Именно поэтому Кант говорит о «всеобщем законодательстве». Ведь то, что объединяет человеческий род для философа находится в некоем свободном «царстве целей», постигаемом исключительно интеллигибельно. Моральный человек совершает прыжок из нашего мира в трансцедентальный, находящийся «по ту сторону природы». Он выходит из повседневной области и становится полностью свободным. Поэтому ему не нужно и традиционное религиозное обоснование морали. Ведь у человека, который свободен по-настоящему, главными мотивами являются долг и обязательства разума. Следовательно, ему не нужно никакое высшее существо, которое бы стояло над ним и принуждало бы его. Единственным мотивом, который довлеет над свободным человеком, является сам, светящийся изнутри моральный закон. Поэтому, как убежден Кант, нравственности религия не нужна. Другой вопрос – это источник такого императива. Он не может исходить из природы. Следовательно, он находится в трансцедентальном, интеллигибельном мире высших целей, там, где должно быть бессмертие и Бог.

Категорический императив иммануила канта: что это?

Различные кантианские императивы

Иммануил Кант разделил понятие императива на две части: категориальный императив и гипотетический императив .

Категориальный императив

Категориальный императив имеет в своей основе понятие морали, принципов и уважения.

Любое действие, осуществляемое на практике, учитывает не только цель, на которую оно нацелено, но и способ достижения этой цели.

Помимо того, что принципиально важно, чтобы никто не пострадал, важно, чтобы поведение тех, кто осуществляет действие, имело внутреннюю моральную озабоченность, которая не зависит от наказания или любого другого вида травмы. Категорический императив гласит, что люди должны действовать в соответствии с тем, что они хотели бы видеть в качестве универсального закона, то есть они не должны делать другим то, что они не хотели бы, чтобы другие делали с ними

Из-за этой концепции права категорический императив также был обозначен как универсальный императив

Категорический императив гласит, что люди должны действовать в соответствии с тем, что они хотели бы видеть в качестве универсального закона, то есть они не должны делать другим то, что они не хотели бы, чтобы другие делали с ними. Из-за этой концепции права категорический императив также был обозначен как универсальный императив .

Пример категорического императива

Не двигайтесь на высокой скорости .

Обратите внимание, что в приведенном выше предложении моральное сознание человека, который произносит фразу, знает, что не ехать на высокой скорости — это долг; Это способ не рисковать своей жизнью, а не жизнью других, это быть ответственным перед собой и перед своим соседом. Одного этого достаточно, чтобы не практиковать движение на большой скорости

Обратите внимание, что нет никакого беспокойства о наказании, которое может быть применено, если эта обязанность не выполнена

Одного этого достаточно, чтобы не практиковать движение на большой скорости

Обратите внимание, что нет никакого беспокойства о наказании, которое может быть применено, если эта обязанность не выполнена

Независимо от наказания, мотивация к действию — это моральная забота, а не страх возможного штрафа.

Важность категорического императива

Понятие категорического императива имеет огромное значение в идеале гармоничной жизни в обществе, поскольку оно защищает то, что все люди ведут себя морально и морально и действуют, не нанося вреда другим и не пользуясь ими.

Философия категорического императива проповедует, что это должно применяться на практике по соображениям совести и морального долга, а не из-за страха получить наказание, если кто-то каким-то образом противоречит тому, что считается правильным.

Самым большим преимуществом применения этой философии на практике является мирное социальное сосуществование, поскольку принцип повседневной жизни не в том, чтобы делать с другими то, что человек не хочет делать с собой.

Гипотетический императив

Гипотетический императив является совершенно противоположным понятием категориального императива.

Основная идея категорического императива — следовать идее как способу достижения определенной цели. Существует прямая связь между действием и целью, то есть для достижения х, и это должно быть сделано.

Этот императив называется гипотетическим, потому что действие, необходимое для достижения цели, может или не может быть осуществлено на практике, в зависимости от воли и склонностей того, кто в конечном итоге его осуществит.

Однако не важно, соответствует ли эта цель принципам морали и этики. Цель состоит в том, чтобы иметь цель и действовать так, чтобы вас победить, независимо от обстоятельств и всего остального

Пример гипотетического императива

Если вы не хотите платить штраф, не ездите на высокой скорости.

Обратите внимание, что в приведенном выше предложении основной проблемой человека является неуплата штрафа. Моральной заботы о своей собственной целостности или физической неприкосновенности не существует

Что делает его «осторожным», так это гипотеза ареста, а не чувство ответственности

Моральной заботы о своей собственной целостности или физической неприкосновенности не существует. Что делает его «осторожным», так это гипотеза ареста, а не чувство ответственности.

Узнайте больше об императиве.