Сборник акафистов

Когда правильно читать акафист в домашних условиях

Устав православной церкви обязует исполнять акафист в субботу пятой недели Великого Поста (другие торжественные песнопения во время Великого Поста запрещены). Иногда торжественные молебны поют на утрени или молебне в честь какого-то праздника. В остальных случаях пение торжественного гимна в честь Иисуса Христа, Богородицы, какого-то святого – дело верующего, других правил не существует.

Чтение акафиста – духовное напряжение, выдержать которое подвластно не каждому верующему. Для укрепления сил следует испросить благословение у духовника.

Молитва читается по особому порядку.

Сборник акафистов

Прежде, чем приступить к гимну, следует прочесть следующие молитвы:

  1. «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, Аминь».
  2. (Молитва мытаря из Евангелия от Луки). «Боже, милостив буди мне грешнему». (Поклон).
  3. (Предначинательная). «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, молитв ради Пречистыя Твоей Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе».
  4. «Святому Духу».
  5. «Трисвятое». Произносится 3 раза, с крестным знамением, поясным поклоном.
  6. «Пресвятой Троице». («Господи, помилуй» читается 3 раза).
  7. «Отче наш».
  8. «Богородице Дево, радуйся».
  9. «Господи, помилуй» (12 раз).
  10. «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (Поклон). Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон). Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему» (Поклон).
  11. Псалом 50.
  12. «Символ веры».

Начальные молитвы меняются от Пасхи до Вознесения, вместо обращения к Святому Духу читают: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». (Повторяют 3 раза). От Вознесения до Троицы текст не читают.

После вступления начинается чтение гимна. Заканчивается молитва обращением к Пресвятой Богородице:

«Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем».

Сборник акафистов

Затем следует:

  1. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
  2. «Господи, помилуй» (3 раза).
  3. «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».

Варианты, если обращение было к святому, Кресту Господню или ангелу:

  1. «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (имя святого, которому читался акафист), поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».
  2. «Силою Честнаго и Животворящего Креста поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».
  3. «Честных небесных Сил Бесплотных, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь».

Завершается молебен крестным знамением и поясным поклоном.

Јкосъ ѕ7.

И#мёz вeлію рeвность њ лю1дэхъ б9іихъ, ты2 болёзновалъ є3си2 њ погрsзшихъ въ бeзднэ їдwлопокл0нства, и3 рaди сп7сеніz невёрныхъ гот0въ бhлъ є3си2, ћкwже бжcтвенный пavелъ, сaмъ tлучeнъ бhти t хrтA, возлю1бленнагw тоб0ю. сегw2 рaди со ўмилeніемъ взывaемъ ти2 си1це:

Рaдуйсz, nтцY вёрующихъ ґвраaму въ ходaтайствэ њ грёшницэхъ подражaвый: рaдуйсz, бGови1дцу мwmсeю въ плaменнэй моли1твэ њ спасeніи невёрующихъ поревновaвый.

Рaдуйсz, н0вый самуи1лэ, въ мlтвэ њ беззак0нницэхъ гlг0лавый: не бyди мнЁ, є4же не вопи1ти њ вaсъ съ молeніемъ ко гDу: рaдуйсz, подражaтелю ґрхідіaкона стефaна, во врeмz страдaніz въ мёдzномъ волЁ њ мучи1телэхъ сотвори1вый сицевyю мlтву: гDи! не постaви и4мъ грэхA сегw2.

Рaдуйсz, ћкw неѕл0бивъ сhй, за ўбивaющихъ тS моли1лсz є3си2, ћкw за бlготворцевъ: рaдуйсz, пaстырю любвеwби1льный, положи1вый дyшу свою2 за словє1сныz џвцы тво‰.

Рaдуйсz, ґнтЂпо, ск0рый пом0щниче въ болёзнехъ нaшихъ.

Появление позднейших акафистов

Появление гимнов, построенных по формальной модели Акафиста Пресвятей Богородице, имело место лишь на исходе византийской эпохи.

Старший список Акафиста Иисусу Сладчайшему датируется XIII веком; славянский перевод осуществлён в XIV веке, автор гимна неизвестен. Атрибуция иноку Феоктисту Студиту (IX век) — автору канона при этом Акафисте — или митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу (XI век) сомнительна. Существует предположение, что создание Акафиста Иисусу Сладчайшему связано с афонским монашеством конца XIII — начала XIV века, практикой исихазма и трудами преподобных Никифора Афонского (Исихаста) и Григория Синаита. Подтверждением служат древнейшие рукописи греческого подлинника и славянского перевода этого акафиста, найденные в библиотеках афонских монастырей.

Дальнейшее развитие жанра акафиста связано с именами Константинопольских патриархов Исидора I Вухираса (1341—1349) и Филофея Коккина (1353—1354, 1364—1376). На славянской почве известны семь гимнов патриарха Исидора, озаглавленных как «Икоси, подобны акафисту, творение Святейшаго Патриарха Новаго Рима, Константина града Кир Исидора». Это акафисты архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю и Чудотворцу Николаю, Успению Божией Матери, Кресту Господню, апостолам Петру и Павлу, двенадцати апостолам.

Патриарху Филофею усвояют два акафиста: Всем святым, в составе одноимённой службы (греческий оригинал и церковнославянский перевод), и Живоносному Гробу и Воскресению Господню (церковнославянский перевод, с припевом: «Радуйся, Живоносный Гробе, из негоже Христос воскресе тридневен»). Кроме того, ему принадлежат молитвы, читаемые после Акафиста Иисусу Сладчайшему («Согреших, беззаконновах, неправдовах пред Тобою») и Пресвятой Богородице («Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Пренепорочная»).

В XIV веке был написан акафист, никогда не имевший литургического применения, — переложение Акафиста Пресвятой Богородице ямбическим триметром, сделанное придворным поэтом Мануилом Филом. Последний из известных акафистов византийской эпохи принадлежит Иоанну Евгенику (1-я половина XV века). Это Акафист апостолу Иоанну Богослову.

В греческой Церкви продолжали слагать новые акафисты; большое число текстов было написано гимнографом Герасимом Микраяннанитом.

Жанр акафиста получил широкое распространение в Русской православной церкви в XIX и начале XX веков. По данным Алексея Попова («Православные русские акафисты…»), к 1901 году цензорами духовного ведомства было одобрено к печати 158 акафистов, около 300 было отвергнуто.

Время гонений на Русскую православную церковь после революции 1917 года было временем акафистов, поскольку акафист можно читать и без священника. Как отмечает историк Алексей Беглов, акафисты стали наиболее распространённой формой упрощённых домашних богослужений в СССР, совершаемых в отсутствии священника и вообще людей, знающих богослужебный устав. Акафист имеет небольшой объём, поэтому его легко копировать, к тому же существенная часть акафистов написана на русифицированном варианте церковнославянского языка, и их легко воспринимать на слух. Если в дореволюционную эпоху появление новых акафистов несколько сдерживала цензура, то в XX веке акафисты создавали и распространяли в машинописных копиях очень активно.

Русское Зарубежье дает примеры создания новых акафистов, отражающих реальность эмигрантского бытия, как «Светлая обитель странников бездомных».

Новый всплеск акафистографии наблюдался в конце XX — начале XXI века. Ежегодно появлялось до 40—50 новых церковнославянских акафистов. Последние обновления на сайте «Акафист» датированы сентябрём 2015 года. Среди наиболее плодовитых авторов — Евгений Храповицкий и Александр Трофимов.

Помимо церковнославянских акафистов, есть несколько сотен акафистов на других языках: греческом, румынском, сербском, английском, французском, болгарском, украинском, польском, грузинском, русском, чешском, словацком, новогреческом. Общее число оригинальных акафистов на разных языках, по данным священника Максима Плякина, превысило 1800.

История Акафиста: происхождение, история развития

Сборник акафистовВ греческой литературе средних веков мы часто можем встретить упоминание акафиста. Этот жанр известен с ранних Византийских времен. Позднее из Греции традиция пения этой молитвы перешла в страны Восточной Европы. Это отразилось и в литературе, и в исторических трудах. Самым первым гимном, дошедшим до современности, стал великий акафист Пресвятой Богородице, он был написан после чудесного освобождения Константинополя от нападения врагов. Этот великий акафист предположительно относится к 626 году (времена правления императора Ираклия).  Многие гимнографы называют и более ранние сроки. Считается, что над молитвой работали сразу несколько гимнографов. В те дни Патриарх Сергий, проносил на руках икону Пресвятой Богородицы вдоль городских стен, и умолял Бога о защите от войск персов и скифов, которые осаждали Константинополь. Люди просили Господа о заступничестве в храмах, умоляя спасти их дома и родной город.

Император считал Богородицу Покровительницей и заступницей столицы после чудесного спасения города. Первое время праздник акафиста совершали в Константинополе именно в том храме (Влахернский храм), где хранились святыни: чудотворная икона Богородицы и Ее риза, а также пояс. Позднее праздник стала отмечать вся Восточная Церковь.

Христианские поэты составили подражания этому акафисту, а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому, которого Церковь начинает прославлять. В рассказе А.П. Чехова «Святою ночью» можно встретить художественный рассказ о том, как люди сочиняли акафист Богородице. Подобные молитвы продолжили традицию жанра.

Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни. Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт—христианин. Сейчас есть не только классические акафисты, которые мы могли встретить в древности, поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу, Богородице, святому, а иногда и церковному празднику.

В России акафист, особый вид молитвы, появился около 916—го года. Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому.

Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.

Икос 6

Имея велию ревность о людех Божиих, ты болезновал еси о погрязших в бездне идолопоклонства, и ради спасения неверных готов был еси, якоже божественный Павел, сам отлучен быти от Христа, возлюбленнаго тобою. Сего ради со умилением взываем ти сице:

Радуйся, отцу верующих Аврааму в ходатайстве о грешницех подражавый; радуйся, Боговидцу Моисею в пламенней молитве о спасении неверующих поревновавый.

Радуйся, новый Самуиле, в молитве о беззаконницех глаголавый: «Не буди мне, еже не вопити о вас с молением ко Господу»; радуйся, подражателю архидиакона Стефана, во время страдания в медяном воле о мучителех сотворивый сицевую молитву: «Господи! не постави им греха сего».

Радуйся, яко незлобив сый, за убивающих тя молился еси, яко за благотворцев; радуйся, пастырю любвеобильный, положивый душу свою за словесныя овцы твоя.

Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Јкосъ G

И#мyщи намёреніе њбрати1ти въ католи1чество правослaвныz хrтіaны, врази2 во nби1тель пріид0ша и3 къ бaшнэ, въ нeй же мyжественныz и4ноцы пребывaху, приступи1вши, лeстными ўвэщaніzми склони1ти и5хъ ко tречeнію t правослaвіz потщaхусz. Ўвэщaваz и5хъ признaти пaпу глав0ю вселeнскіz цeркви, латjнzне за сіE поб0рникwмъ правослaвіz всsкіz ми1лости њбэщaху. Nбaче вёрніи сыны2 своеS правослaвныz цeркви непрекл0нными њставaхусz и3 пред8 їкHною мри б9іей тaкw молsхусz:

Рaдуйсz, t латjнzнъ нaша несумнённаz защи1то. Рaдуйсz, въ вёрэ правослaвной нaше неwбори1мое ўкрэплeніе. Рaдуйсz, t є4ресей и3 лжеучeній нaше крёпкое њграждeніе. Рaдуйсz, въ тsжкихъ бёдахъ нaше слaдостное ўтэшeніе. Рaдуйсz, въ цrтвіе б9іе нaша мyдраz руководи1тельнице. Рaдуйсz, пред8 гDомъ нaша ми1лостиваz застyпнице.

Рaдуйсz, пресaz бцdе, рaдость дух0вную нaмъ без8 концA подаю1щаz.

Хвалебная песня Богородице

Акафист Пресвятой Богородице – это обязательная молитва “Взбранной Воеводе…”, которая читается в Субботу Похвалы Пречистой Девы Марии и единственная, которую можно исполнять в дни Великого Поста.

Лучшая статья для Вас, переходите: Сколько апостолов было у Иисуса Христа?

Песни с призывом о помощи в различных житейских невзгодах исполняются иконам Божьей Матери, каждая из которых имеет свои значения, в частности:

  • икона “Всецарица”: исцеление от онкозаболеваний, различных зависимостей, страсти к оккультным явлениям;
  • “Воспитание”: молитвы родителей за своих детей;
  • “Млекопитательница”: помощь при родах и воспитание младенцев;
  • “Неопалимая Купина”: защита от пожара, помощь невиновным в суде, семейное благополучие;
  • “Неупиваемая Чаша”: помощь в борьбе с алкоголизмом, курением и наркоманией;
  • “Казанская”: победа над врагом, христианские браки, различные хвори, в основном болезни глаз;
  • “Покрова Пресвятой Богородицы”: избавление от искушений и грехов, мольбы о мире и благодати;
  • “Скоропослушница”: незамедлительное исцеление от всякого рода недугов;
  • икона “Утоли моя печали”: помощь и поддержка в нужде, печали и скорби;
  • “Умягчение злых сердец”: о мире между враждующими;
  • “Целительница”: спасение от всяких недугов.

Все эти иконы очень мощные, ведь объединяет их одна великая сила – православная вера.

Мо­ли́т­ва святителю Николаю Чудотворцу вто­рая

О всеблаги́й о́т­че Нико́лае, па́­сты­рю и учи́­те­лю всех, ве́­рою при­те­ка́ю­щих ко тво­ему́ зас­туп­ле­нию и те́плою мо­ли́т­вою те­бе́ при­зы­ва́ю­щих! Ско́ро потщи́ся и из­ба́­ви Хрис­то́­во ста́­до от вол­ко́в губя́щих е; и вся́­ку стра­ну́ хри­сти­ан­скую огради́ и со­хра­ни́ свя­ты́­ми тво­и́ми мо­ли́т­ва­ми от мир­ска́­го мяте́жа, тру́­са, на­ше́ст­вия иноплеме́нников и меж­до­усо́б­ныя бра́­ни, от гла́­да, по­то́­па, ог­ня́, ме­ча́ и внеза́пныя сме́р­ти. И я́ко­же поми́ловал еси́ трие́х муже́й, в темни́це седя́щих, и изба́вил еси́ их от ца­ре́­ва гне­ва и посече́ния ме́чнаго, та́­ко по­ми́­луй и ме­не́, умо́м, сло́­вом и де́­лом во тме гре­хо́в су́­ща, и из­ба́­ви мя гне­ва Бо́­жия и ве́ч­ныя ка́зни. Я́ко да тво­и́м хо­да́­тай­ством и по́­мо­щию, Сво­и́м же милосе́рдием и бла­го­да́­тию, Хрис­то́с Бог ти́­хое и безгре́шное жи­тие́ даст ми пожи́ти в ве­це сем, и из­ба́­вит мя от шу́ияго стоя́­ния, спо­до́­бит же дес­на́­го со все́­ми свя­ты́­ми во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Вы прочитали статью Акафист Николаю Чудотворцу

Обратите внимание на другие материалы

Икос 1

Ангелу небесному житием своим уподобившемуся, некоему старцу, в затворе на святей горе Афонстей житие свое проводящему и пред иконою Божией Матери каждодневно акафистное пение со словами «Радуйся» возносящему, бысть иногда глас, от иконы тоя исходящий: «Радуйся и ты, старец Божий!». Сему дивному гласу внимая, и мы со благочестивым старцем Владычице Небесней воспеваем: Радуйся, от сотворения мира Богом в Невесты Себе предназначенная. Радуйся, в храме святом Его в чистоте неземной воспитанная. Радуйся, Спасительницею мира еще от пророков предсказанная. Радуйся, Материю Божиею стать удостоившаяся. Радуйся, рождеством Преславнаго Сына Своего нам радость избавления от вечной смерти принесшая. Радуйся, быть Материю всему роду христианскому Сыном Своим предуготованная. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.

Тематические страницы

  • Зачем нужна религия?
  • Воспитание детей в вере
  • Пост
  • Рождественский пост
  • Великий пост
  • Неделя Иоанна Лествичника
  • Неделя Православия
  • Неделя святителя Григория Паламы
  • Крестопоклонная неделя
  • Неделя Марии Египетской
  • Страстная седмица
  • Подготовительные недели Великого поста
  • Неделя о мытаре и фарисее
  • Неделя о блудном сыне
  • Неделя мясопустная, о Страшном суде
  • Вселенская родительская (мясопустная) суббота
  • Прощёное воскресенье
  • Неделя о Закхее
  • Великий покаянный канон Андрея Критского
  • Мариино стояние
  • Похвала Пресвятой Богородицы
  • Лазарева суббота
  • Вербное воскресенье
  • Успенский пост
  • Петров пост
  • Христианский брак
  • Церковь о сексе
  • Как читать Святых Отцов?
  • Юродивые
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • Рождество Богородицы
  • Воздвижение Креста Господня
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Введение во Храм
  • Как читать Библию?
  • Литургия
  • Рождество Христово
  • Обрезание Господне
  • Богоявление — Крещение Господне
  • Сретение Господне
  • Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Пасха
  • Вознесение Господне
  • Пятидесятница
  • Рождество Иоанна Предтечи
  • Преображение Господне
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Иудаизм и христианство
  • Христианская суть наукотехники
  • Смерть
  • Наука и религия
  • Чудо
  • Ислам и христианство
  • Атеизм
  • Женщина в Церкви
  • Христианство и музыка
  • Христианство и поэзия
  • Христианство и литература
  • Христианство и кино
  • Смертная казнь в христианстве
  • Псалмы
  • Экуменизм
  • Молитвы и богослужебные тексты на русском языке
  • Государство и Церковь
  • Страшный Суд
  • Бог
  • Молитва
  • Акафисты: «Радуйся!»
  • Святость
  • Кто такие «святые отцы»?
  • Зачем нужна религия?
  • Воспитание детей в вере
  • Пост
  • Рождественский пост
  • Великий пост
  • Неделя Иоанна Лествичника
  • Неделя Православия
  • Неделя святителя Григория Паламы
  • Крестопоклонная неделя
  • Неделя Марии Египетской
  • Страстная седмица
  • Подготовительные недели Великого поста
  • Неделя о мытаре и фарисее
  • Неделя о блудном сыне
  • Неделя мясопустная, о Страшном суде
  • Вселенская родительская (мясопустная) суббота
  • Прощёное воскресенье
  • Неделя о Закхее
  • Великий покаянный канон Андрея Критского
  • Мариино стояние
  • Похвала Пресвятой Богородицы
  • Лазарева суббота
  • Вербное воскресенье
  • Успенский пост
  • Петров пост
  • Христианский брак
  • Церковь о сексе
  • Как читать Святых Отцов?
  • Юродивые
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • Рождество Богородицы
  • Воздвижение Креста Господня
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Введение во Храм
  • Как читать Библию?
  • Литургия
  • Рождество Христово
  • Обрезание Господне
  • Богоявление — Крещение Господне
  • Сретение Господне
  • Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Пасха
  • Вознесение Господне
  • Пятидесятница
  • Рождество Иоанна Предтечи
  • Преображение Господне
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Иудаизм и христианство
  • Христианская суть наукотехники
  • Смерть
  • Наука и религия
  • Чудо
  • Ислам и христианство
  • Атеизм
  • Женщина в Церкви
  • Христианство и музыка
  • Христианство и поэзия
  • Христианство и литература
  • Христианство и кино
  • Смертная казнь в христианстве
  • Псалмы
  • Экуменизм
  • Молитвы и богослужебные тексты на русском языке
  • Государство и Церковь
  • Страшный Суд
  • Бог
  • Молитва
  • Акафисты: «Радуйся!»
  • Святость
  • Кто такие «святые отцы»?

Символ веры

1Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. 2И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. 3Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. 4Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. 5И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. 6И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. 7И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. 8И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. 9Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. 10Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. 11Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, 12и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Здесь читаем акафист или канон.

Общепринятые сокращения. Вместо надписи «Слава:» или «Троичен:», читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху». Вместо надписи «И ныне:» или «Богородичен:» читается «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Вместо «Сла́ва, и ны́не:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Замечание по чтению канона. Ирмос на богослужении поется на глас канона. Если нет возможности петь, его можно прочесть. Каждая песнь состоит из тропарей. Перед чтением каждого тропаря добавляется припев. Праздникам: Сла́ва Тебе́, Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́. Богородице: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с. Святым: Святи́телю о́тче на́ш Нико́лае, моли́ Бо́га о на́с; Преподо́бне о́тче на́ш Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с; Свята́я блаже́нная ма́ти на́ша Ксе́ние, моли́ Бо́га о на́с. Если перед тропарем стоит обозначение «Слава:» или «Троичен:», то тропарь посвящен Господу и вместо припева читается «Слава:» (см. общепринятые сокращения). Если тропарь надписан «И ныне:» или «Богородичен:», то он посвящен Пресвятой Богородице и также читается без припева. Если в песни нет троична, а только богородичен, перед ним читается «Сла́ва, и ны́не:». Если нет и богородична (в канонах Пресвятой Богородице), то «Сла́ва, и ны́не:» читается после всех тропарей. В восьмой песне вместо «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху» читается «Благослови́м Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха Го́спода». После 3-й и 6-й песни (при домашнем чтении) читается трижды «Го́споди, поми́луй».

Представленные на Акафистнике каноны предназначены, в первую очередь, для домашнего чтения и содержат некоторые упрощения (убраны подобны, катавасии, номера гласов, повторения тропарей и т.п.). Тексты для богослужения доступны в «зеленых» и «коричневых» минеях.

Замечание по чтению акафиста (помещено в каждом акафисте после 13-го кондака). Первые 12 кондаков и икосов прочитываются обычно. Кондак 13-й прочитывается три раза с поклонами. После этого читается 1-й икос, который находится в начале акафиста, сразу за 1-м кондаком. Затем прочитывается и 1-й кондак. После него читаются молитвы, расположенные в конце акафиста.

Соединение двух и более канонов. Соединение канонов производится согласно Типикону или богослужебным указаниям. Если у вас нет под рукой этих книг или вы не знаете, как ими пользоваться, можно действовать по упрощенной схеме. Первыми читаются каноны ко Господу и праздникам. Вторыми — Пресвятой Богородице. Третьими — святителям, преподобным, мученикам, праведникам и другим святым. В начале каждой песни читается ирмос первого канона, потом по очереди все его тропари с припевами, потом тропари очередной песни второго канона и т.д.

Соединение канона с акафистом (если канон и акафист одному и тому же празднику, или иконе Пресвятой Богородицы, или святому). Акафист читается после 6-й песни канона вместо кондака и икоса, которые приведены в каноне.

Моли́тва свято́му Никола́ю:

О, всехва́льный и всечестны́й архіере́ю, вели́кій чудотво́рче, святи́телю Христо́въ, о́тче Нико́лае, человѣ́че Бо́жій, и вѣ́рный ра́бе, му́жу жела́ній, сосу́де избра́нный, крѣ́пкій сто́лпе церко́вный, свѣти́льниче пресвѣ́тлый, звѣздо́ осіява́ющая и освѣща́ющая всю́ вселе́нную; ты́ еси́ пра́ведникъ, я́ко фи́никсъ процвѣ́тшій, насажде́нный во дво́рѣхъ Го́спода своего́, живы́й въ Мѵ́рѣхъ, мѵ́ромъ благоуха́лъ еси́, и мѵ́ро приснотеку́щее благода́ти Бо́жія источа́еши. Твои́мъ ше́ствіемъ, пресвяты́й о́тче, мо́ре освяти́ся, егда́ многочуде́сныя твоя́ мо́щи ше́ствоваху во гра́дъ Ба́рскій, отъ восто́ка до за́пада хвали́ти и́мя Госпо́дне. О, преизя́щный и преди́вный чудотво́рче, ско́рый помо́щниче, те́плый засту́пниче, па́стырю предо́брый, спаса́ющій слове́сное ста́до отъ вся́кихъ бѣ́дъ, тебе́ прославля́емъ и тебе́ велича́емъ, я́ко наде́жду всѣ́хъ христіа́нъ, исто́чника чуде́съ, защи́тителя вѣ́рныхъ, прему́драго учи́теля, а́лчущихъ корми́теля, пла́чущихъ весе́ліе, наги́хъ одѣя́ніе, боля́щихъ врача́, по мо́рю пла́вающихъ управи́теля, плѣ́нниковъ свободи́теля, вдо́въ и сиро́тъ пита́теля и засту́пника, цѣлому́дрія храни́теля, младе́нцевъ кро́ткаго наказа́теля, ста́рыхъ укрѣпле́ніе, по́стниковъ наста́вника, тружда́ющихся упокое́ніе, ни́щихъ и убо́гихъ изоби́льное бога́тство. Услы́ши на́съ, моля́щихся тебѣ́ и прибѣга́ющихъ подъ кро́въ тво́й, яви́ предста́тельство твое́ о на́съ къ Вы́шнему и исхода́тайствуй твои́ми богопрія́тными моли́твами вся́ поле́зная ко спасе́нію ду́шъ и тѣле́съ на́шихъ: сохрани́ святу́ю оби́тель сію́ , вся́кій гра́дъ и ве́сь, и вся́кую страну́ христіа́нскую, и лю́ди живу́щія, отъ вся́кого озлобле́нія по́мощію твое́ю: вѣ́мы бо, вѣ́мы, я́ко мно́го мо́жетъ моли́тва пра́веднаго, поспѣшеству́ющая во благо́е: тебе́ же пра́веднаго по Преблагослове́ннѣй Дѣ́вѣ Марíи, предста́теля ко Всеми́лостивому Бо́гу и́мамы, и къ твоему́, преблагíй о́тче, те́плому хода́тайству и заступле́нію смире́нно притека́емъ: ты́ на́съ соблюди́ я́ко бо́дрый и до́брый па́стырь, отъ вся́кихъ враго́въ, губи́тельства, тру́са, гра́да, гла́да, пото́па, огня́, меча́, наше́ствія иноплеме́нниковъ, и во вся́кихъ бѣда́хъ и ско́рбехъ на́шихъ подава́й на́мъ ру́ку по́мощи и отве́рзи две́ри милосе́рдія Бо́жія; поне́же недосто́йны есмы́ зрѣ́ти высоту́ небе́сную, отъ мно́жества непра́вдъ на́шихъ: свя́зани есмы́ у́зами грѣхо́вными, и николи́же во́ли Созда́теля на́шего сотвори́хомъ, ни сохрани́хомъ повелѣ́ній Его́. Тѣ́мже преклоня́емъ колѣ́на сокруше́нна и смире́нна се́рдца на́шего къ Зижди́телю своему́, и твоего́ оте́ческаго заступле́нія къ нему́ про́симъ: помози́ на́мъ, уго́дниче Бо́жій, да не поги́бнемъ со беззако́ніи на́шими, изба́ви на́съ отъ вся́кого зла́, и отъ вся́кія ве́щи сопроти́вныя, упра́ви у́мъ на́шъ, и укрѣпи́ се́рдце на́ше въ пра́вой вѣ́рѣ, въ не́йже твои́мъ предста́тельствомъ и хода́тайствомъ, ни ра́нами, ни преще́ніемъ, ни мо́ромъ, ни вся́кимъ гнѣ́вомъ отъ Созда́теля своего́ ума́лени бу́демъ, но ми́рное здѣ́ поживе́мъ житіе́, и да сподо́бимся ви́дѣти блага́я на земли́ живы́хъ, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, еди́наго въ Тро́ицѣ сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, ны́нѣ и при́сно, и во вѣ́ки вѣко́въ. Ами́нь.