Славянские боги
Итак, мы выяснили, что капище – это, по сути, языческий храм, расположенный на открытом воздухе или представляющий собой культовую постройку. Что касается собственно предмета поклонения тех, кто посещал эти священные места в древности – славянских богов, то о них известно немного больше. В ходе реформы, проведенной князем Владимиром, в пантеон основных божеств были включены Даждьбог, Хорс, Стрибог, Макошь и Семаргл во главе с Перуном. Их идолы стояли рядом с княжескими хоромами на Киевской горе. Восточными славянами особо почитался и еще один бог – Велес. В «Повести временных лет» помимо этих божеств упоминаются и другие – Лада, Купала, Коляда, Позвизд.
Немецкий след
Большинство капищ (что такое, рассматривается в статье) было найдено на территории России, Украины, Беларуси, Польши и славянских государств Балканского полуострова. Однако славяне расселялись на довольно обширной территории и оставили следы своего прежнего пребывания на федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания (Германия).
На острове Рюген, в северо-восточной его части, находится самое известное капище, вероятнее, прибалтийских славянских племен руян – Аркона. По найденным останкам святилища площадь языческого капища составляет девяносто на сто шестьдесят метров. Но исследователи предполагают, что реальные размеры были в разы больше. Последние раскопки проводились в конце 1921 года, в 1930 году и в конце 60-х годов прошлого столетия. Верхушка мыса, где расположилось святилище, была окружена двумя валами, в которых обнаружили три строительных периода. Во внутренней окружности вала ров с плоским дном. Был найден ларец с вещами и несколько черепов мужчин.
Язычество
В древнее капище славян доступ был только у жреца и его ближайших помощников. В некоторых случаях оно могло быть совмещено с жертвенником, то находилось под открытым небом. В противном случае размещалось под общей кровлей.
Древние капища были чрезвычайно распространены в те времена, когда еще не существовало мировых религий. Наши предки были язычниками, поклоняясь многочисленным богам. Среди них были божества, связанные с солнцем, водой, деревьями, любовью, огнем, плодородием, практически всем, что окружало человека в обычной жизни.
Древние славяне были убеждены, что вся их жизнь, семейное благополучие, урожай, достаток зависели исключительно от воли богов, от того, насколько они были расположены к человеку. Так что не удивительно, что богов постоянно пытались задобрить, чтобы заслужить их благосклонность. Для этого совершали жертвоприношения, совершали соответствующие обряды, к тому же для них строили специальные сооружения, подобие современных храмов.
Если сегодня богам поклоняются в церквях, мечетях и пагодах, то в былые времена это делали в древних капищах. Появление данных сооружений относится к V-VII векам нашей эры.
Уфа
На территории России можно встретить древние святилища не только славян, но и других народов. Например, булгар. Это тюркское племя, которое жило в степях между Каспием и Северным Причерноморьем, а также на Северном Кавказе, начиная с IV века нашей эры. Во второй половине VII века оно мигрировало в Среднее Поволжье и несколько других регионов современной России.
В районе горы Тора-Тау здесь находится древнее капище булгар. Город Уфа, по некоторым версиям, ранее назывался точно так же, как эта гора. Сегодня местные жители утверждают, что это одно из самых аномальных и загадочных мест на территории республики.
Эта большая гора видна с трассы, если отправиться на машине в сторону Ишимбая, Салавата и Стерлитамака. Издали она больше похожа на курган из песка светлого цвета. Это один из неофициальных символов Ишимбайского района, да и всей Башкирии. Гора эта очень необычная. Считается, что около 280 миллионов лет назад она была коралловым рифом, расположенным в центре огромного океана. Башкирия — одно из немногих мест на всей планете, где сохранились подобные памятники природы.
Высота горы Тора-Тау — около 275 метров над уровнем реки Белой и 402 метра над уровнем моря
Она привлекала внимание еще наших предков в стародавние времена. Исследователи и этнографы уверены, что местные племена почитали эту гору как священную
Например, в их числе были юрматы, которые вместе с булгарами пришли на берега реки Волги из степей Приазовья.
У самого подножья Тора-Тау находится карстовое озеро небольшого размера. Примечательно, что берега этого озера и сама гора, по поверьям, были запретным местным для местных жителей. Прийти сюда могли только жрецы, и то только в определенное время года. Запрет был настолько строгим, что сохранился в народной памяти на века. Старожилы утверждают, что придерживались его вплоть до Октябрьской революции.
На этой земле, считавшейся священной, также было запрещено пасти скот, заниматься сельским хозяйством и даже собирательством.
Сегодня эта гора стала весьма популярным местом отдуха у жителей окрестных городов и сел. Например, она пользуется популярностью и парапланеристов. Некоторые из тех, кто там побывал, утверждают, что возвышенность действительно обладает магической силой, как будто на ее вершине ощущаешь некую положительную энергетику. Некоторые верят, что гора способна исполнять желания, а поднимаются на нее люди, чтобы вступить в контакт с высшими силами. Подобной славой пользуется и местное карстовое озеро.
Про эти места в народе хранится много легенд. Считается, что у булгар здесь было собственное капище, а в одной из пещер злой отец держал в заточении свою дочь Диафет, чтобы не допустить ее союза с русским богатырем. Вход в пещеру охранял исполинский змей, с которым витязю пришлось сражаться.
Многие верят, что древнее капище, на котором приносили даже человеческие жертвы, существовало в районе горы Иремель, одного из самых известных памятников природы на всем Урале. Сейчас некоторые утверждают, что здесь расположен портал в другой мир, некий энергетический центр, в который приезжают заряжаться из разных концов страны. Привлекает это место и уфологов, которые утверждают, что регулярно видят летающие тарелки, а под самой горой находится подземная база НЛО. Экстрасенсы и колдуны в этих местах собирают целебные растения для своих обрядов. Например, это одно из редких мест, где растет розовая родиола иремельская. Это растение, являющееся ингредиентом многих алхимических магических рецептов бессмертия, сейчас занесено в Красную книгу.
Многие полагают, что большинство таинственных и загадочных легенд, связанных с этим и другими местами, основаны именно на том, что в стародавние времена здесь существовали славянские капища. Места проведения культов и обрядов обладают особой энергетикой, которая сохраняется на века.
Подмосковье
Много капищ древних славян в Подмосковье до сих пор привлекают внимание многочисленных исследователей. Одно из самых известных — загадочное древнее строение неизвестного назначение, которое находится в местечке Белые Боги на северо-востоке Московской области на территории Сергиев-Посадского района
В совершенно глухом лесу здесь стоит полушарие правильной формы, сложенное из камня. Оно около трех метров в высоту и около шести метров в диаметре. По легенде, здесь располагался языческий жертвенник.
Само местечко расположено возле городка Радонеж. На этом основании некоторые исследователи приходят к выводу, что капище было посвящено богу совета Радегасту.
Капище на открытом воздухе
Для начала разберемся с тем, что же такое языческое капище? Это одна из разновидностей дохристианского культового сооружения, основным предназначением которого было непосредственное общение человека с верховными богами. Собственно, сооружением капище назвать сложно, так как представляло оно собой овальную или круглую площадку на открытом воздухе, часто огороженную рвом. При этом в центре располагался идол того божества, в честь которого оно было обустроено.
Очень часто языческое капище этого типа располагалось вдалеке от поселений и деревень. Исследователи часто находят подобные культовые площадки на вершинах гор, посреди лесов, болот и т. д. Диаметр круга мог составлять несколько десятков метров. Во рвах разжигались жертвенные костры, а по их краям расставлялись разного рода священные предметы (камни, столбы). Если капище было посвящено нескольким богам, по окружности могли располагаться их идолы. Некоторые объекты подобного рода названы учеными малыми городищами, так как окружены невысокими насыпями.
Внешнее и внутреннее устройство
Как правило, капища восточных славян располагались за пределами многолюдных жилых поселений. Для строительства обычно выбирали место, расположенное на возвышенности. В постройке существовали свои особенности, которые могли зависеть от местных традиций, района проживания, природных условий. Диаметр священной площадки в большинстве случаев варьировался от 7 до 30 метров.
Древние капища славян, священные сакральные места имели единую черту, в независимости от того, в каком районе государства они располагались. Это было ограждение, которое выполняло не только оборонительную функцию, но и было еще вместилищем для жертвоприношений. Внешне оно представляло собой канаву или ров шириной до пяти метров. При этом их глубина была сравнительно небольшой.
В самом центре капища восточных славян располагалась скульптура, которая была центральной культовой фигурой. Также это мог быть идол. К нему обращались с просьбами и благодарностями, всячески поклонялись. Преимущественно идолов изготавливали из дерева, но в некоторых случаях встречались и каменные скульптуры для поклонения. Конечно, деревянные были больше распространены, так как вырезать туловище или черты из этого материала было значительно проще.
Высота фигур составляла, как правило, — от двух до двух с половиной метров. Преимущественно идолов украшали всевозможными божественными атрибутами, часто в их качестве выступали величественные головные уборы. Считалось, что данные фигуры олицетворяют то или иное божество, в честь которого это капище, храм в Древней Руси, и возводилось. Идолы располагались в самом центре постройки на небольшом подиуме — возвышении от земли.
Если бы мы могли бы вообразить, что входим на капище славян, то сначала нам предстояло бы преодолеть по мосту ров, а затем через узкие ворота пройти в само святилище. Оно было разделено на две половины — женскую и мужскую. Идол располагался в центре, а по всему периметру были расставлены скамейки.
Культы древних славян, славянские святилища и капища занимали важное место в жизни наших предков. Капища при этом разделялись на несколько типов
- Храмы. Они выглядели как деревянные строения с идолом в центре.
- Круглые святилища в виде площадки, покрытой глиной или вымощенной камнями. Идол стоял в центре, а капище было окружено рвом. В некоторых случаях в качестве дополнения делали еще и вал.
- Крупное святилище могло объединять в себе несколько культовых центров или более мелких святилищ. В таких местах часто устраивали праздники, так как они могли вместить достаточно большое количество людей.
- Города-убежища. Они, в первую очередь, имели культовое предназначение. Их главной отличительной чертой было наличие дубовых ограждений-стен или каменных и мощеных.
Археологические находки на территории древней Руси
Как уже упоминалось, материальных свидетельств и письменных источников, позволяющих судить о том, как именно выглядели славянские культовые сооружения, посвященные тем или иным богам, сохранилось очень мало. Наиболее известными историческими памятниками являются Киевское и Перыньское славянские капища. Последнее было посвящено славянскому богу войны Перуну. Создали его по приказу князя Владимира в ходе языческой реформы в 980 г. Археологам частично удалось восстановить его первоначальный вид. Объект представлял собой практически идеально круглую площадку диаметром в 21 метр. Окружена она была рвом метровой глубины.
Что касается такого сооружения, как древнее капище в Киеве, то здесь практически никаких археологических находок сделано не было. И это не удивительно. Ведь территория, на которой оно расположено, на протяжении многих веков активно использовалась. Да и вряд ли в столице христианского государства сохранилось бы слишком много предметов, относящихся к старому культу.
Функции святилищ
В действительности в стародавние времена на Руси существовало огромное количество всевозможных языческих святилищ. Капище в Древней Руси — это было культовое место, без которого не обходилось ни одно крупное поселение.
Оно выполняло достаточно много разнообразных функций. Помимо непосредственного поклонения богам, проведения празднеств, культовых обрядов и жертвоприношений, здесь устраивали собрание общины или рода, чтобы принимать решения по каким-либо важным вопросам. К тому же в них волхвы предсказывали будущее, гадали.
Места древних капищ сегодня представляют огромный исторический интерес. Некоторые из них хорошо известны, имеют свои названия, хорошо изучены по многочисленным археологическим находкам. Преимущественно даже сохранились какие-то постройки со стародавних времен. Однако это малая часть всех святилищ, которые существовали много веков назад. Их было огромное количество во всех уголках Древней Руси.
С приходом на Русь христианской религии началась ожесточенная борьба со сторонниками язычества. Приверженцы старой веры подвергались гонениям, а святилища — разрушениям, их практически сравнивали с землей. Частично даже сохранились описания того, как разрушали идолов и сжигали священные капища.
Спрятано рядом
Порой первые находки археологам попадались не в самых легкодоступных местах. Одно из первых, найденных в России, древнее капище Асташово. Нашли его посреди болот в лесу Смоленской области. Как и многие другие такие находки, оно находилось в центре городища, было окружено валом и рвом глубиной полметра, а сама площадка была опалена. Рядом нашли поселение.
Это один из примеров, когда капища скрыты в болотах, возможно, язычниками прятавшимися и уходившими в леса от уже насаждаемой князьями новой религии. Но есть места капищ прямо в городах, куда ходят по воскресеньям молиться, только уже не нескольким богам, а одному. Летописные источники подтверждают, что очень часто на местах, где стояли кумиры богов, воздвигали христианские храмы. Священники просто его «очищали от скверны поганской» особым ритуалом. Что такое капище, объяснят примеры.
Например, Богоявленский Аврамеев монастырь в Ростове (не путать с Ростовом-на-Дону). Более восьми веков назад, до возведения здания, здесь было капище Велеса. В самой столице необъятной Родины стоит всем известная церковь Рождества Ионна Предтечи. Во время археологических раскопок девятнадцатого века исследователи пришли к выводу, что церковь была построена на месте древнего капища. Можно продолжать: Новгород – Юрьев монастырь – бывшее капище Перуна. По приданиям, на возвышенности, называемой Яруновой горкой, в Суздале стояло капище Яруна, или Ярилы – Бога весеннего солнца, любви и плодородия.
Структура капища
- Остовница – подземная часть. Служила местом проведения огненных обрядов и местом для хранения треб (жертв).
- Нижнее капище – так называемый первый этаж. Оно постоянно было открыто. Предназначалось для тризн (погребальных обрядов), мистерий (тайных богослужений), обычных служб.
- Верхнее капище – так называемый второй этаж. Оно должно было иметь ровно шестнадцать стен (так как в Сварожьем круге именно шестнадцать чертогов), поэтому капища часто называют круглыми постройками. В нем проводили службы в честь Вышних богов.
- Небесное капище всегда было по форме как девятиконечная звезда. Его значение заключалось в проведении праздников (Любомиров) и некоторых ритуалов.
Капище должно было иметь три, девять или шестнадцать куполов. По структуре капища могли отличаться в зависимости от функции и предназначения.
Идол в капищах
Идол был в капище главным объектом культа, представленный в виде скульптуры бога. Обычно этому богу и посвящалось капище. Все обряды и ритуалы, прошения и жертвы были направлены именно к нему. Идол здесь имел функцию связного между человеком и богом. Он представлял собой каменную скульптуру длиной два-два с половиной метра. По внешности статуя на капище была похожа на человека, но не с одним лицом, а с несколькими (чаще их было четрые).
Чаще всего идол с капища имел какой-то атрибут правой руке – кольцо или меч, например. Был у него и какой-либо головной убор. Руки идола могли быть скрещены на груди, одна могла быть поднята. Согласно данным о находках этих скульптур, они могли быть в виде столба, в виде столба с объемной головой, в виде столба с несколькими лицами и другие. По форме они были прямоугольными. И обязательным условием считалось то, что идол обязательно должен занимать место в центре капища.
Принципы постройки капищ
Место капища часто выбирали за населенным пунктом, даже близ могильников. Площадь, где оно располагалось, могла быть отделана камнем или глиной. Интересно, что при раскопках археологи обнаружили, что стены капищ имели обожженную поверхность. Это значит, что многие ритуалы проводились с использованием ритуальных костров. Важным условием было обнесение капища каким-то ограждением, которое должно было защищать от злых сил. Обычно языческий храм обносили канавой или рвом (два-пять метров шириной), в которых горел огонь. Археологи находили и остатки жертвоприношений – кости животных, глиняные осколки (скорее всего от посуды, в которой была какая-то пища).
Москва
Разрушенные капища древних славян сохранились в разных уголках Российской Федерации, а также соседних республик бывшего Советского Союза. Более того, существует даже мнение, что Москва построена на древнем капище. Например, некоторые исследователи утверждают, что семь холмов, на которых стоит город, это в действительности не семь возвышенностей, а сакральные центры древних. Часть историков уверена, что это древние капища Москвы, в которых славяне поклонялись сначала языческим и природным богам, а потом и православным святым.
Специалисты представляют собой эти капища с ритуальным огнем в самом центре, вокруг которого располагалось гульбище, место, где размещался народ во время праздников, и требище — то место, где люди требовали от богов благ для своего племени.
Несмотря на то что сама Москва — относительно молодой город, которому нет и тысячи лет, эти места насыщены древними языческими капищами. Существовали они еще до прихода к власти Романовых. Здесь были живы древние традиции. Объясняют это тем фактом, что город фактически основали на месте, в котором святилищ изначально было значительно больше, чем обычно.
Сегодня можно найти упоминания о том, где существовали разрушенные капища древних славян. Например, на Васильевом спуске было капище Перуна, покровителя княжеской власти и воинов. По форме оно напоминало восьмиугольник. Оно находилось практически в центре современного города, в районе Васильева спуска. Позже на этом месте появился храм Покрова Пресвятой Богородицы.
В Замоскворечье поклонялись богине Макоши. Она отвечала за судьбу, аналог римских парк и греческих мойр. На территории Москвы ей поклонялись на месте современной Пятницкой улицы. Когда на Русь пришло христианство, это место осталось под началом женского культа, только на смену Макоши пришла Параскева Пятница.
На Боровицком холме существовало капище Ярилы. Его культ занимал особое место в пантеоне славянских богов. Он отвечал за плодородие, приход весны и мужскую силу. В сознании древних славян образ этого бога прочно ассоциировался с солнцем. Позже на этом месте был построен храм Иоанна Предтечи.
Капище Велеса располагалось на Котельнической набережной. Это божество обеспечивало наших предков получением необходимых знаний, благополучием, отвечало за скот. Считается, что место поклонения ему было в районе нынешней Верхнерадищевской улицы. Много веков назад это место называли Болвановой горой из-за большого количества славянских богов на ее вершине. Некоторые даже точно определяют место этого капища — двор знаменитого дома на Котельнической набережной, на месте которого ранее находился Спасо-Чигасов монастырь. Подтверждением этой версии служит то, что в 1997 году во время археологических раскопок были обнаружены глиняные статуэтки, датированные XIV веком, среди которых были фигуры мужчин с головами волков. При этом этнографам известно, что волк считался тотемом профессиональных воинов, а в язычестве его покровителем считался Велес.
Род в славянской мифологии был отцом богом. Его капище представляло собой черту, которая разделяла темные и светлые миры. В Москве место поклонения Роду было расположено в районе нынешних улиц Волхонской, Чертольской, Власьевским переулком и Сивцевым Вражком. Считается, что и название Чертолье произошло не от слова «черт», как полагают некоторые, а от черты, которая разделяла Явь и Навь, то есть мир людей и мир их пращуров, хранящих традиции. Скорее всего, это капище находилось на дне оврага, по которому тек ручей под названием Черторый. Сейчас в этом месте Сивцев Вражек как раз пересекается с Малым и Большим Власьевскими переулками.
Капище Купалы нашло пристанище на Кропоткинской площади. Образ этого божества традиционно был окружен обрядами, связанными с огнем, водой и травами. Большинство купальских обрядов проводилось по ночам. Считалось, что в самую короткую ночь в году стирается грань между обитатели Нави оживают, а грань между людьми и духами стирается. Часть этнографов уверена, что Купала — имя более древнего божества Марены, чей образ тесно связан с сельскохозяйственными обрядами умирания и воскресения природы и человеческой смертью. На роль капища этого божества сегодня претендует место впадения ручья Черторыя в реку Москва. Известно, что в народе это место считается проклятым, так как здесь постоянно строились храмы, у которых была печальная и недолгая судьба.
Капище Трояна располагалось в Зарядье. Это покровитель земного, небесного и подземного миров. Его также называют Трибог и Триглав. Место его капище предположительно было на месте дубовой рощи в Зарядье, так как дуб считается священным деревом Трояна.
Естественные святилища
Система языческой обрядности основывается прежде всего на подборе эффективного языка общения с силами природы. В любом явлении, происходившем в то или иное время года, язычники усматривали сакральную волю высших сил. Поэтому у славян очень хорошо была развита система почитания разного рода священных мест – рощ, отельных деревьев , камней, родников, озер, болот и т. д.
Таким образом, капище – это место, в котором практиковались обряды, посвященные языческим богам. Эти древние сооружения, практически не дошедшие до наших дней, стали прототипами современных церквей. В частности, некоторыми исследователями выдвигаются предположения о том, что многоглавость православных храмов, а также такой архитектурный элемент, как восьмерик, имеют древние языческие корни.