Что такое капелла

Капелла в Энциклопедическом словаре:

Капелла — Марциан (5 в.) — позднеантичный писатель и педагог. Авторэнциклопедического труда «Сатирикон», в котором развил систему «семисвободных искусств», ставшую основой европейского образования в эпохуСредневековья и Возрождения.

(позднелат. capella) — 1) католическая или англиканская часовня:небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, вобходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д. 2) Хорпевчих (от названия часовни или церковного придела, где пел хор).коллектив исполнителей-инструменталистов. С 18 в. также смешанный ансамбльиз певцов и исполнителей на музыкальных инструментах.

(Возничего) — звезда нулевой звездной величины, одна из самыхярких в Северном полушарии.

А капелла коллектива Pentatonix

Не могу пройти мимо прекрасного коллектива Pentatonix. Здесь связано все: и битбокс, и а капелла. Партии исполняются настолько мастерски, что голоса можно принять за звуки музыкальных инструментов:

Когда живые голоса имитируют различные инструменты, это вызывает только восторг и уважение.

Заключение

А капелла – это сложнейший вокальный жанр, требующий немалой подготовки. Но если вы чувствуете любовь к такому исполнению, то нет ничего невозможного!

Если вы хотите научиться петь а капелла и понять, что это такое, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>

Значение слова Капелла по словарю Даля:

Капелла ж. (немецк. Сареllе) хор певчих или музыкантов. Капельдинер немецк. м. служитель при театре. Капельдинерша, жена его. -диров, ему прнадлежщ.. капельдинерский, им свойственный. Капельмейстер м. регент, уставщик, управляющий капеллою. Капельмейстерша, жена его. Капельмейстеров, -шин, ему, ей прнадлежщ.. капельмейстерский, к этому званию относящ. Капельмейстерство ср. наука, звание, искуство и должность капельмейстера. | Капела ж. католическая часовня, домовая церковь. Капела(я)н м. священник при домашней католической церкви. Капела(я)нов, ему прнадлежщ.. капела (я)нский, к капелану относящ. Капела(я)нство, должность, звание это. Капела(я)нствовать, быть капеланом. Каплица, капличка ж. южн. зап. часовня, молельня, божничка. капличый, к ней относящ.

А капелла у женщин

А капелла у женщин – это также пение без сопровождения. Не только в женском хоре, но и всегда музыкальные произведения а капелла долго разучиваются. Ведь те недочеты, которые можно спрятать за аккомпанементом, в исполнении а капелла вылезут наружу. Потому при исполнении а капелла следует очень четко знать музыкальный материал.

Послушайте а капелла у ансамблей. Когда в ансамбле голоса подобраны профессионально, любая песня звучит по-особенному красиво:

Сложности сольного исполнения

В хоровом и ансамблевом исполнении за чистоту пения – ответственность коллективная.

В видео ниже а капелла поет Елена Ваенга. Интересно, что известная исполнительница волнуется и настраивается, прежде чем спеть без аккомпанемента. Очень показательный момент:

Если уж такая опытная вокалистка испытывает трудности при исполнении а капелла, то начинающим вокалистам придется совсем тяжко.

Капелла в архитектуре

В больших кафедральных соборах капеллы располагаются вдоль боковых нефов, в трансептах и апсидиолах (малых апсидах) — по деамбулаторию (обходной галерее вокруг главного алтаря). Малые апсиды пристраивали к наружной части главной апсиды, в результате в плане возникал своеобразный «цветок», полуокружность, или «венец капелл» (нем. Kapellen Kranz). Внутри капеллы открываются в деамбулаторий и являются продолжением малых капелл боковых нефов, смыкающихся за алтарём. Такая схема складывалась в западноевропейской романской архитектуре с Х века в связи с увеличением количества культов местных святых, мощей и реликвий, привозимых паломниками из Святой земли. Наиболее завершённую форму венец капелл приобретает в готической архитектуре. Он возникает не только в алтарной части, но и в рукавах трансептов.

Капеллами со временем стали называть малые обетные (посвятительские) церкви, сакристии, сантуарии (святилища), мартирии (святилища мучеников), а также крипты под алтарём, где хранились главные посвятительские реликвии и проводили отдельные службы. С наименованием малых церковных служб, проводимых по григорианскому обычаю в капеллах с пением и музыкой, связано возникновение понятия капелла в значении «собрание духовных лиц» (с VIII века) и музыкального термина: «певчие, состав музыкантов» (с XV века) .

Определение слова «Капелла» по БСЭ:

Капелла &alpha. Возничего, звезда 0,1 визуальной звёздной величины, светимость в 34 раза больше солнечной, расстояние от Солнца 14 парсек.К. представляет собой систему из 3 звёзд.

Капелла — Капелла (позднелат. capella, итал. cappella — часовня)1) в католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т.д. К. находились в храмах (в боковых нефах или вокруг Хора), а также в замках и дворцах. Строились и отдельно стоящие К. (например, Сикстинская капелла).2) Хор певчих. Получил название К. по помещению, в котором первоначально располагался (см. выше). Вначале К. были чисто вокальными. С развитием инструментальной музыки К. обычно превращались в смешанные ансамбли, объединяющие певцов и инструменталистов. Отдельными К. руководили выдающиеся композиторы: И. С. Бах, И. Гайдн и др. В России К. получили распространение с 18 в. главным образом в помещичьих усадьбах. с ними связана деятельность композиторов С. А. Дегтярева, С. И. Давыдова, Д. Н. Кашина и др. Крупнейшей К. была Придворная певческая капелла (ныне Ленинградская государственная академическая капелла им. М. И. Глинки), где работали Д. С. Бортнянский, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, А. С. Аренский, С. М. Ляпунов.В прошлом название «К.» носили и многие оркестры — придворные, театральные, городские и т.п.. в СССР это название применяется к некоторым коллективам исполнителей-инструменталистов (например, бандуристов).Капелла Сан-Джованни Батиста (около 1447-96) собора Сан-Лоренцо в Генуе.

Что такое капелла

Характеристика

Yale Whiffenpoofs а капелла исполняют песню «Bright College Years»

Термин появился в конце XVII века, его обычно связывают с практикой папского богослужения в римской Сикстинской капелле. Термин «акапелла» в переводе с итальянского означает «как в часовне». В широком смысле пением «а капелла» называют любую вокальную музыку (солист, вокальный ансамбль, хор и комбинации вокальных составов) без инструментального сопровождения.

Распространено в народном творчестве, церковной музыке (раннехристианской — апологетом хваления Богу, воздаваемого исключительно словом (логосом), озвученным человеческим голосом, без «флейт и труб», был уже Климент Александрийский; ранней католической и православной — органное сопровождение на Западе впервые было использовало только примерно в 670 году), а затем в произведениях композиторов нидерландской школы, творчестве Джованни Палестрины.

Стиль пения «а капелла» развивался также в светском певческом искусстве композиторами Возрождения, в том числе в мадригалах.

Как стиль профессионального хорового искусства пение «а капелла» определилось в культовой полифонии к концу средних веков, достигло расцвета у мастеров нидерландской школы и получило классическое выражение в римской школе (Палестрина, Беневоли, Скарлатти). Следует учесть, что в XVII-XVIII веках пение a cappella (особенно светское) могло сопровождаться солирующими инструментами или генерал-басом; затем стало вновь цениться исполнение вообще без сопровождения.

Хоровое искусство православных церквей использует пение исключительно «а капелла». В древних (монофизитских) церквях Востока (Эфиопской, Коптской, Малабарской) иногда допускается музыкальное сопровождение, в том числе с использованием традиционных африканских и азиатских инструментов. В России сторонником внедрения в богослужения инструментов был знаменитый композитор Александр Гречанинов, однако это решение не было принято поместным собором 1917—1918 гг.

Пение а капелла широко применяется в камерной хоровой музыке европейских композиторов XIX века. Больших высот достигло в русской хоровой культуре XX в. (соч. Танеева, Кастальского, Рахманинова, Чеснокова, Виктора Калинникова, Давиденко, Коваля, Шебалина, Шостаковича, Свиридова, Салманова; деятельность Синодального хора, Придворной певческой капеллы и др.). В настоящее время пение а капелла распространено во многих странах.

В современном мире пение «а капелла» достаточно популярно и оно уже не носит церковного характера. Современное пение «а капелла» вобрало в себя множество стилей, особенно популярен джаз. Часто в современных ансамблях «а капелла» человеческие голоса имитируют музыкальные инструменты.

В разговорном языке музыкантов используется словосочетание «акапельное пение».

Передача термина в русском языке

При переводе на русский язык понятие «капелла» в разных его значениях часто передается словом «часовня» на основании целого ряда сходств: в обоих случаях речь идет о храмовом помещении, терминологически отличаемом от церкви и, как правило, меньшего по сравнению с церковью размера, имеющем самостоятельное посвящение какому-либо святому, церковному празднику и т.п., и обычно не предназначенном для общественных богослужений. Вместе с тем, в православной часовне всегда отсутствует алтарь и она не предназначена для совершения литургии, в отличие от ряда католических капелл, которые представляют собой, в православном понимании, домовые церкви. При описании таких храмовых строений применение слова «часовня» не вполне корректно, поэтому в большинстве случаев используется исходный термин (например, Сикстинская капелла).

Православная часовня также не может быть частью интерьера храма. В связи с этим при описании такого рода капелл католических храмов, наряду с терминами «капелла» и «часовня», некоторые авторы предпочитают использовать более близкий аналог — «придел». Для обозначения капелл Польши и Западной Белоруссии употребляется также термин «каплица».