Кальвинизм

Литература

  • Виппер Р. Ю. Кальвинизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Reformed Theology: Identity and Ecumenicity (англ.) / Alston, Wallace M. Jr.; Welker, Michael (англ.)русск.. — Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans Publishing Company (англ.)русск., 2003. — ISBN 978-0802847768.
  • Balserak, Jon. Calvinism: A Very Short Introduction (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 2017. — ISBN 978-0198753711.
  • Benedict, Philip (англ.)русск.. Christ’s Churches Purely Reformed: A Social History of Calvinism (англ.). — New Haven: Yale University Press, 2002. — ISBN 978-0300105070.

Доктрина кальвинизма

Значение кальвинизма как идеологии молодой европейской буржуазии признавали как историки-марксисты, так и их критики. Так немецкий социолог Макс Вебер видел во взглядах Кальвина основу буржуазной этики и идеологическое оформление — непрерывного стремления к прибыли. Современники Кальвина делали из его учения не только экономические, но и политические выводы. Доктрина предопределения сводила на нет все преимущества благородного происхождения и сословных привилегий: как бы ни был ты родовит, только Богу известно, избран ты или проклят. Этот подход ставил под вопрос право феодальной верхушки на власть. В то же время кальвинизм был направлен и против бедняков. «Святая бедность» ушла в прошлое. Теперь бедняк был клеймён проклятьем не только в земной жизни, но и в загробном мире. Правда, сам Кальвин подобных утверждений не делал.

Кальвин обличал одновременно и беззакония монархов, и народные выступления. Требование упразднения частной собственности, которое высказывали радикальные анабаптисты, представлялось ему «присваиванием чужого» и «вопиющей дикостью». Кальвинистские общины по своей структуре были олигархическими. Их возглавляли старшины (пресвитеры) и проповедники (министры). Старшин избирали из числа самых богатых и уважаемых общинников. Изнутри общины были скованы железной дисциплиной. Каждый новообращённый давал клятву соблюдать и добиваться соблюдения закона Божьего в кальвинистском его толковании. Религиозные и политические вопросы решались на местных или национальных собраниях представителей общин — синодах. Постепенно сложилась стройная и жёсткая структура Кальвинистской церкви.

Отличительные черты кальвинизма

В 1536 году Ж. Кальвин издал труд под названием «Наставления в христианской вере», в котором описал, в чем собственно и состоит это направление в христианстве. В этой книге он изложил не только основные принципы данного течения, но и свой подход в понимании христианского призвания человека, его судьбы и целей в жизни. По мнению Кальвина, у каждого человека есть от Бога свое предназначение. Каждый должен реализовать свою судьбу, изменить которую невозможно. Ее определение происходит посредством дара Веры. Счастье одних людей предопределено еще до их рождения, другие же вынуждены влачить существование, полное горести и страданий. Причем все это продолжится и после смерти. Таким образом, получается, что Бог заранее определяет для человека окончательный приговор, который невозможно изменить ни жертвами во имя близких людей, ни всевозможными добрыми делами.

Кальвинизм

Распознать волю Творца можно по следующим признакам: если человек искренне верит в своего Создателя, понимает суть своего предназначения в жизни, упорно трудится и обретает материальное благополучие — значит, он избран для райской жизни. В противном случае, если он неверно распоряжается судьбой и теряет здоровье и благополучие — ему уготованы вечные муки. Те, кто исповедуют это направление в христианстве, считают, что человек несет ответственность перед Творцом через несколько категорий: здоровье, время и собственность. Их Кальвин считал великими дарами Божьими. Поэтому человек несет ответственность перед своим Создателем за каждую минуту своей жизни. На первое место его жизни кальвинизм ставит труд — как для общественного блага, так и для блага своей семьи. Несложно заметить, что это протестантское направление в христианстве сделало служение Богу более приземленным, таким, что касается лишь материального мира. Труд предстает в роли своеобразной молитвы Творцу, а трудиться — означает выполнять священные заповеди любви к ближним. Суть учения можно выразить одним тезисом: Бог помогает тем, кто заботится о себе сам. Верно это или нет — каждый пусть решает самостоятельно.

Историческая справка

Сам протестантизм возник в Европе в первой половине XVI века как мощное движение за очищение церкви. Действительно, продажа индульгенций, поборы и вымогательство, а также непристойное поведение католических священников не могли не вызывать негодования простого народа. В результате в Германии возникло и со временем окрепло лютеранство, в туманном Альбионе — англиканство, а в Швейцарии француз Кальвин основал свое реформаторское направление в христианстве — кальвинизм. Впоследствии оно нашло много приверженцев также в Нидерландах, Шотландии, США, Австралии, Канаде, ЮАР, Венгрии, Новой Зеландии и Южной Корее. Главными ответвлениями этого протестантского течения принято считать реформаторство, конгрегационализм и пресвитерианство.

Кальвинизм

История

Символ (знак) кальвинистов

Основная статья: История кальвинизма

Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Ульриху Цвингли. Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса.

История Реформации начинается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге. Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме.

Швейцарско-немецкий кальвинизм

В 1529 году во время Марбургского диспута обозначился раскол между лютеранами (немецкими протестантами) и реформатами (швейцарскими протестантами), которых представлял Ульрих Цвингли. При общей приверженности идеям Реформации их разделил вопрос о причастии. Реформаты настаивали на символическом характере причастия, тогда как Лютер утверждал, что в евхаристии христиане принимают истинное тело и кровь Христа. Цвингли рано погиб в столкновениях с католиками (1531), но дело его Реформации продолжил обосновавшийся в Швейцарии француз Жан Ковен (Кальвин). Связующим звеном между Цвингли и Кальвином был Гийом Фарель. В 1536 году швейцарские протестанты приняли Гельветское исповедание, затем в год окончания католического Тридентского собора (1563) был принят Гейдельбергский катехизис.

Французский кальвинизм

Попытка кальвинистов закрепиться во Франции, где они были известны под именем гугенотов, не имела успеха. Впервые они о себе заявили в 1534 году в ходе т. н. Дела о листовках. В 1559 году состоялся первый гугенотский синод, на котором было принято Галликанское исповедание. В 1560 году примерно 10 % населения Франции были гугенотами (чуть менее 2 миллионов человек). Всю 2 пол. XVI века во Франции полыхали Гугенотские войны. Оплотом гугенотов были города Орлеан, Ла-Рошель, Ним, Тулуза. В 1572 году католики уничтожили около 3 тысяч кальвинистов в Париже в ходе т. н. Варфоломеевской ночи. Тем не менее, гугенотам удалось добиться себе некоторых послаблений благодаря Нантскому эдикту (1598 год), который был отменен в 1685 году.

Восточноевропейский кальвинизм

Очень рано проник кальвинизм в два важных государства Восточной Европы: Венгрию и Речь Посполитую. В 1567 году Гельветское исповедание распространилось в Венгрии, где его приняла верхушка княжества Трансильвания и образовалась влиятельная Венгерская реформатская церковь, которая ныне охватывает пятую часть верующих венгров.

В Речи Посполитой кальвинизм не стал массовым движением, однако им активно заинтересовалась шляхта. Первая кальвинистская община образуется в 1550 году в городе Пиньчув. В Литве активным проводником кальвинизма был Николай Радзивил. По его инициативе кальвинистским пастором Клецка становится Симон Будный. Значительно ослабили кальвинизм идеи антитринитариев, которые проповедовали польские братья и социане. В 1570 кальвинисты попытались объединиться с другими протестантами против католиков, заключив Сандомирский договор. В ходе Контрреформации зачатки кальвинизма были вытравлены из Речи Посполитой, а поляки и литовцы остались преимущественно в католическом исповедании.

Голландский кальвинизм

Кальвинисты прочно закрепились в Голландии, где в 1571 году образовалась Нидерландская реформатская церковь. В 1566 году они инициировали Иконоборческое восстание, положившее начало Нидерландской революции. В 1618 году состоялся Дордрехтский синод, подтвердивший Гейдельбергский катехизис. Вместе с голландскими колонистами кальвинизм проник в 1652 году в Южную Африку, где появилась Голландская реформатская церковь Южной Африки. Из Голландии кальвинисты проникли в Великобританию, где они стали известны под именем пуритан. Кальвинизм оказал значительное влияние на формирование голландского национального характера.

Англо-саксонский кальвинизм

Кальвинисты сыграли также важную роль в Английской революции, богословский результат которой неочевиден. С одной стороны, Церковь Англии разделяет кальвинистскую теологию (Вестминстерское исповедание 1648 года), однако радикальные кальвинисты усмотрели в англиканстве слишком много «папистских» черт в лице пышной церковной иерархии. Несогласные кальвинисты разделились на конгрегационалистов и пресвитериан. Первые обосновались в британской колонии Новая Англия и сыграли важную роль в Американской революции XVIII века. А вторые определили религиозную ситуацию в Шотландии.

Современность

В 1817 году на волне празднования 300-летия Реформации начался процесс сближения кальвинистов и лютеран (Прусская уния)

Деятельность Жана Кальвина

Этот богослов родился в 1509 году на севере Франции. Он рано начал выступать с проповедями, так как с 14 лет обучался в Парижском университете. Жан изучал римское право, юриспруденцию, теологию, гуманитарные дисциплины.

Кальвинизм

Рис. 1. Жан Кальвин.

Уже в 1532 году он написал свой первый научный труд. Им стали комментарии к трактату римского философа Сенеки. В том же году он получил докторскую степень в Орлеане и перешел в протестантизм. Это привело к конфликту с католической церковью в 1532-1534 годах, именно тогда Жан скрывался от преследований на юге Франции, даже успел пожить при дворе Маргариты Наваррской.

Первым теологическим трудом Жана Кальвина стал “Сон душ”. После его написания, в 1535 он покинул Францию из-за преследований протестантов. Следующим его трудом стало “Наставление в христианской вере”. Оно было издано в швейцарском Базеле в 1536 году.

Кальвинизм

Рис. 2. Кальвинизм.

В “базельский” период своей жизни он переводил Библию на французский. В 1536 году Жан посетил итальянский город Феррара, где склонил к реформаторским взглядам герцогиню Рене. В 1536 Жан прибыл в Женеву, где как раз накануне этого победил протестантизм. В этом городе он написал “Катехизис”. После краткого периода жизни в Страсбурге, он вернулся в Женеву в 1541 году. Постепенно он установил в городе строгий порядок, к 1555 году избавился от своих противников. Его правление в Женеве стало напоминать теократическую диктатуру. В городе он открыл Женевскую академию для подготовки проповедников. С другой стороны, он закрыл в городе театры и даже зеркала запретил. Умер Кальвин в 1564 году.

Сторонники кальвинизма

Французский писатель XIX в. в соответствии с догматами своего учения Жан Кальвин развил бурную деятельность, распространяя «подлинную веру по всей Европе». После упорной борьбы с местными анабаптистами, лютеранами и представителями других течений Кальвину и его сторонникам в 1540 г. удалось навязать женевцам свой взгляд на христианство. В городе была создана консистория (совет Церкви), следившая за соблюдением всех канонов религии.

Танцы, игры и нарядные туалеты оказались под запретом. Недовольным новыми порядками был о предложено покинуть город. Тёмным пятном на репутации Кальвина стало сожжение при его содействии в 1553 г. врача и богослова-диссидента Мигеля Сервета. Если изнутри кальвинистская Женева напоминала современную Исламскую Республику Иран, то вовне в первой половине XVI в. играла для протестантов Европы ту же роль, что и Советский Союз для коммунистического движения 1920— 1930-х гг. Из Женевы во все страны Европы устремлялись учителя, пасторы и проповедники.

Доктрина, вероучение

Основная статья: Quinque sola

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви в XVI веке по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то французский юрист Жан Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому протестантская Реформация церкви по Кальвину — кальвинистское богословие — характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистике.

Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и пр.):

Толкование Библии на основе только Библии. Любое место Библии толкуется кальвинистами не с позиций какого-либо человеческого авторитета (будь то Папа Римский, православный священник, пастор, руководитель какой-то религиозной организации и т. п.), а исключительно с помощью авторитета Божьего — других мест Библии, как, по мнению кальвинистов, это делал Иисус Христос и как отражено в Вестминстерском исповедании веры 1648 года:

Среди других отличий кальвинизма от иных христианских конфессий можно отметить следующие:

Признание богодухновенности только Священного Писания — Библии (см. sola scriptura), откуда следует признание погрешимости любых церковных соборов:

  • Отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, ликвидация церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквях чаще всего отсутствуют настенные изображения).
  • Принятие доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека и всего мира, его спасения или осуждения) (главы 3, 5, 9—11, 17 Вестминстерского исповедания веры):

Академия веры

Понимая значение образования в борьбе идей, Кальвин в 1559 г. учредил в Женеве специальную Академию, готовившую проповедников новой веры. Из её стен вышли такие выдающиеся солдаты веры, как Джон Нокс, лидер шотландских протестантов, и Ян Лаский, проповедник протестантизма в Польше. Только в 1555— 1556 гг. во Францию было отправлено 150 обученных в Женеве пасторов. Они были готовы на всё ради победы над папистами, ибо, как проповедовал Кальвин, «всё дозволено для торжества нашей веры и Церкви». Типографии Женевы печатали в тысячах экземплярах Библию на основных языках Европы и кальвинистские памфлеты.

Сам Кальвин написал тысячи писем и посланий, направленных как протестантским общинам Европы, так и политическим деятелям. Он обращался к королям Швеции, Польши, Англии и Дании, убеждая их принять истинную веру. Впрочем, короли отвергали кальвинизм, им не нравился республиканизм Кальвина. Более того, против Кальвина выступили не только католики, но и умеренные реформаторы — лютеране и англикане. В лютеранских княжествах Германии кальвинистов преследовали едва ли не более жёстко, чем католиков.

Но в некоторых странах кальвинистские проповедники добились выдающихся успехов. В 1550-х гг. они завоевали прочные позиции в Нидерландах. В этой стране кальвинизм стал признаком принадлежности к политической оппозиции империи Карла V и Филиппа II. Во Франции к концу 1550 г. насчитывалось около 2 тыс. кальвинистских общин. Они были расположены преимущественно на юге страны — традиционном оплоте политического и религиозного свободомыслия. К кальвинизму примкнула и часть высшей французской аристократии. В Шотландии кальвинизм был связан с противостоянием дворянства династии Стюартов регентше Марии Гиз. Из Шотландии кальвинизм распространился в Англию, где его назвали пуританством. Кальвинизм стал идеологией дворянской и буржуазной оппозиции. Именно поэтому гражданские войны в Нидерландах, Франции и Англии приняли форму священной войны за веру.

Кальвинизм | Идея Кальвинизма | Суть Кальвинизма

Название: Кальвинизм (от имени основателя, по латыни — Кальвина)Время возникновения: XVI векОснователь: Жан Ковен

Это протестантское направление христианства возникло в первой половине XVI век во Франции.

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.

Главное, что отличает кальвинизм от католической церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни

Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом неважно какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно

Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами — пресвитериями, в которые входят священники и представители общин мирян.

Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений, наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе, закономерности и проявления которой человек должен изучать, чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии.

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков, существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство,
пресвитерианство, конгрегационализм.
По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек.

На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей, он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.

Суть кальвинизма

В основе вероисповедования лежит идея суверенитета Бога и доктрины предопределения. Помимо этого, кальвинисты толкуют Библию только на ее основе и склонны к рационализму. Они отрицают соборы и синоды, которые прошли с апостольских времен. В кальвинизме нет монашества и безбрачия для духовенства. В церквях предполагается ликвидация обрядности, а также музыки, свечей, икон.

Кальвинизм интересен тем, что взгляды его носителей оказали влияние на формирование пресвитерианства, а также различных деноминаций протестантов – баптистов, методистов, пятидесятников.

Последователи кальвинизма были не только в Швейцарии, но и в Англии, в Речи Посполитой (коронный гетман Ян Тарновский), Трансильвании, а также в Шотландии, где пресвитерианскую церковь основал его ученик Джон Нокс.

Кальвинизм

Рис. 3. Кальвин Жан Женева.

Что мы узнали?

Необходимо понимать, что такое кальвинизм в истории Европы XVI века и далее. Именно страны, где обосновались кальвинисты, преуспели в развитии капитализма, там произошли первые буржуазные революции.