Что такое леттеринг? отличия от каллиграфии и типографики

Для чего изначально предназначалась каллиграфия?

С незапамятных времен красивый почерк выполнял следующие основные функции:

  1. Упрощение чтения.
  2. Сообщение письму эмоциональной образности, графической выразительности.

Что такое леттеринг? отличия от каллиграфии и типографики

Для каллиграфии по первому пункту всегда была характерна ясность очертаний и деталей, предоставление человеку возможности читать на расстоянии, в то время как по второму – экспрессивный скорописный курсив или же узорность декоративного оформления. Последнее особенно высоко ценилось в Китае и других дальневосточных азиатских странах, где каллиграфия рассматривалась как искусство передачи за простым графическим знаком целой палитры эмоционально-символических значений и смыслов, сущности слова, мыслей и чувств пишущего.

Индийская каллиграфия

Основная статья: Индийская каллиграфия

История письменности в Индии восходит ко времени правления первого императора Ашоки (3 в. до н. э.), который провозгласил правовые нормы, охватывающие весь уклад жизни его подданных того времени. Эти правовые нормы были записаны на камне. Вскоре появились две новые системы письменности: кхароштхи и брахми. Именно брахми и стал проотцом современного шрифта деванагари («шрифт от города Богов»). Религиозные тексты очень редко писались с помощью девангари и изначально сопровождались цветными рисунками. Индийцы писали на медных табличках, коре деревьев и пальмовых листьях, соединённых через проколы веревкой.

Искусство красивого каллиграфического письма появилось на рубеже 15—16 веков с появлением мусульман. В это время возникли школы и основные требования к работе мастеров, использованным материалам, краскам и туши. В различных частях Индии появлялись свои стили. Так, например, в Бенгалии большое распространение получил стиль тугхра, на востоке Индии и в Гуджарате — стили тауки, насх и рикаа, а на юге — насталик.

Для индийских мастеров не было особенной разницы в том, на какой поверхности выводить каллиграфии. Они писали на камне, бумаге, монетах, ткани и т.д.

Из чего состоит каллиграфический рисунок?

Сколько есть мастеров каллиграфии, столько, наверное, существует и каллиграфических приёмов. В изображениях могут быть завитки и крючочки, хвостики и твёрдые с мягкими штрихи, плавные и изломанные линии, геометрические фигуры и очерченное пространство, круглые и угловатые буквы.

Что такое леттеринг? отличия от каллиграфии и типографики

Некоторые стили символы выписывают в два либо три слоя, проводят параллельно, пользуются разными цветовыми палитрами, делают рамки либо из буквенных знаков выстраивают целые фигуры.

В любом случае предназначение каллиграфического искусства – эстетически красиво преподнести надпись, но таким образом, чтобы она не исказилась и была читаема без труда любым.

До появившихся перьев символы наносили, высекая на камнях либо выдавливая палочкой на глине. Первые перьевые «ручки» делали из тростника, и лишь в средних веках стали «выдергивать из хвостов птиц». В основном, пользовались гусиными.

Что такое леттеринг? отличия от каллиграфии и типографики

Стальные «паркеры» появились в 18 веке. Сегодня по общему правилу пишут каллиграфично при помощи пера либо кисточкой с тушью. Можно, конечно, рисовать авторучкой, но настоящие гуру каллиграфии это не приемлют – от процесса воссоединения души и шарикового стержня не добьётесь того самого «мурашкового» эффекта.

Как научиться писать красиво?

Чтобы изменить свой почерк, нужно запастись терпением и усидчивостью. Речь идет не о том, что на это потребуется много времени, а о том, что сами упражнения требуют кропотливой, монотонной работы, неспешности, на которую способны не все. Прежде всего, нужно определить, насколько свободны движения руки при письме. Для этого надо посмотреть на следующие особенности:

  • наличие украшений букв (всевозможных завитушек, подчеркиваний и тому подобное);
  • интервалы между буквами и строками;
  • грифельные штрихи.

Если рука во время писания слишком напряжена, буквы будут получаться разного размера, угловатые, расстояние между ними тоже будет неравномерным, да и рука устанет достаточно быстро. Чтобы рукописный текст выглядел красиво и изящно, буквы должны быть ровными, округлыми, плавными, интервалы – одинаковыми. Для этого нужно стараться работать не только кистью и пальцами, но и всей рукой, включая плечо.

Гимнастика для рук – первый и очень важный этап. Памятное с детства «мы писали, мы писали, наши пальчики устали» позволит размять пальцы. Не стоит забывать и обо всей кисти руки целиком, запястье, плече.

Что такое леттеринг? отличия от каллиграфии и типографики

После того как руки «приведены в боевую готовность», можно приступать непосредственно к упражнениям.

Для начинающих хорошо подойдут обычные школьные прописи. Представленные там буквы надо не просто механически копировать

Их разбивают на отдельные составляющие с тем, чтобы проще было понять, какие из элементов вызывают наибольшие трудности для написания, и уделить им особое внимание.
Выписывать буквы нужно плавно, не торопясь, добиваясь наиболее точного воспроизведения. Не переходя к словам, а тем более – целым предложениям, нужно сначала научиться красиво писать алфавит, уделить внимание заглавным буквам.
Как только воспроизведение букв на маленькой скорости начнет получаться, нужно увеличить темп письма – это позволит добиться автоматизма в движениях

Человек, занимающийся письмом, не задумывается над тем, как он пишет и какие действия производит. Для того чтобы новый почерк «прижился», приобретенные навыки должны быть отточены до такого же уровня.
Выполняя упражнения, нужно следить за размером букв (он должен быть одинаковым), их наклоном, окончаниями слов (которые так и норовят «съехать» вверх или вниз), расстоянием между словами, а также за знаками препинания. Их тоже необходимо будет научиться выводить по-новому.
Во время тренировок можно пользоваться обычной шариковой ручкой, гелевой или перьевой, можно взять простой карандаш – кому что больше по душе. Инструменты выбираются самостоятельно исходя из личных предпочтений.

Что такое леттеринг? отличия от каллиграфии и типографикиЧто такое леттеринг? отличия от каллиграфии и типографики

Необходимые принадлежности

Первый шаг к осваиванию каллиграфии — подбор набора принадлежностей. Вам понадобятся:

  • перо или роллерная ручка. Первое — для более опытных, перья делятся на ширококонечные и остроконечные;
  • тетрадь, бумага;
  • мольберт.

Лучшие и наиболее доступные варианты ширококонечного пера для новичков:

  • Leonardt;
  • Speedball;
  • Brause&Co.

Они бывают с держателями или без них. С держателями удобнее, оптимальный вариант для новичков — пластиковый или же корковый.

На первом этапе разница между перьями несущественна, так что выбирайте на свой вкус. Чтобы правильно вставить в держатель перо, для начала сделайте клин. Он размещается посреди лепестков и металлического ободка. Перо крепится со стороны, а не по центру.

Видеоурок для начинающих.

https://youtube.com/watch?v=0qr4ZHVgfj8

Существуют специальные перья для левшей

Обращаем ваше внимание на автоматические ширококонечные японские ручки. Они бывают разных размеров — от 1 до 6 мм

Начинающим рекомендуем брать те, что пошире.

Остроконечные перья применяют для так называемых стилей письма «с нажимом». У них по центру расщеп, при нажатии расходятся усики, и линия утолщается. Среди недорогих и доступных перьев также представлена Звездочка.

Когда перо и держатель собраны, пора подумать, на чем вы будете писать. Для занятий каллиграфией подходит не всякая бумага. Если она будет слишком рыхлая или тонкая, перо не сможет скользить и тушь растечется. В тематических магазинах вам быстро помогут с выбором, но если такой возможности нет, то подбирайте материал для эскизов или же не сильно впитывающий чернила.

Что касается чернил, то лучше покупать Sumi или Speedball. На первых этапах предпочтительно использовать туши Гамма и KOH-I-NOOR, они дешевые и есть в каждом магазине канцтоваров.

Полезное упражнение, которое поможет вам отточить навык каллиграфии.

Каллиграфические прописи

Рекомендуем применение каллиграфических прописей, это простой способ коррекции почерка. Образец перед глазами влияет на интуитивное копирование стиля и исправление ошибок. Попробуйте, если желаете поработать над стилем письма, не посещая курсов и не нанимая учителей. Можно взять пособия, которые советуют первоклассникам, они очень удачно составлены.

Как и в любом другом обучении, важно позаботиться о рабочем месте. Стол должен быть удобным, уберите с него все лишнее, организуйте освещение (вам нужно много света)

Если вы не собираетесь использовать прописи, вам следует самостоятельно расчертить бумажный лист. Новичкам лучше пользоваться простой ручкой, а со временем перейти к технологии написания перьями.

Полезные упражнения для новичков.

Возникновение каллиграфии в мире

История каллиграфии интересна и разнообразна. Впервые термин начали использовать в XVI веке в Европе. В этот период красивое и безупречное изображение слов стало называться каллиграфическим письмом. Однако все предыдущие 16 веков искусство каллиграфии постоянно развивалось. Еще древние люди, жившие в пещерах, изображали на камнях разнообразные рисунки. Со временем рисунки стали заменяться символами, и такой стиль письма имел название клинопись.

Что такое леттеринг? отличия от каллиграфии и типографики

Затем в IV тысячелетии до н.э. в древнем Египте возникло иероглифическое письмо, а уже в III веке до н.э. его начала вытеснять греческая капитальная письменность. Каждый век в разных уголках планеты возникали все новые и новые виды письма. Уже в конце XI столетия в Италии тонкое и красивое написание текстов можно было смело назвать каллиграфическим. В эти времена почти вся Европа использовала готический стиль письма, имеющий огромное количество сходств с каллиграфией.

В разных странах каллиграфическое письмо развивалась по-разному и в различные промежутки времени. В большей части развитие этого искусства зависело от того, когда в народе появлялась письменность.

Инструменты

Классическими инструментами для каллиграфии, в зависимости от стиля, являются кисти (плоские и/или круглые), заточенные тростниковые палочки, птичьи и стальные перья. Каллиграфическое перо может быть с различными видами наконечников: плоскими, круглыми или заострёнными. Наконечник пера может быть заточен прямо или под углом, быть тоньше и толще (например, для готического письма), а также представлять собой стальную щётку. Щётка — очень широкое плоское перо с просветами, чернила или тушь протекают между зубцами такого пера, и оно может оставлять несколько параллельных линий одновременно. Держатели для пера бывают прямыми и косыми.

Более современными инструментами могут быть фломастеры, маркеры, карандаши, ручки, фудэпэн и другие письменные принадлежности.

Чернила также бывают разных видов, чернила на водной основе обычно менее вязкие, чем масляные, которые используются при печати. Помимо чернил, в некоторых случаях используется художественная тушь или разведённая чернильная паста.

Бумага для каллиграфии должна быть плотной и хорошо впитывать жидкость. Плотность тренировочной бумаги для каллиграфии должна быть в пределах 90-120 г/м²[источник не указан 368 дней]. Как правило, для получения прямых линий на бумагу либо карандашом наносят еле заметные пометки, либо используют лайтбоксы и трафареты.

ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛОГО, ЛЕТТЕРИНГОМ И КАЛЛИГРАФИЕЙ

ЛОГО — решение определенной задачи бренда (например, обращение к целевой аудитории). Бывают каллиграфические логотипы, которые создают в физической плоскости, а потом дорабатывают на компьютере. Каллиграфические элементы сохраняются частично — чтобы подчеркнуть, что изначально логотип создавался от руки.

ЛЕТТЕРИНГ — художественное написание на основе каллиграфии. Его тоже сначала создают от руки, а потом дорабатывают в программах. В отличие от лого, леттеринг не решает глобальную бизнес-задачу и не несет глубокую смысловую нагрузку.

КАЛЛИГРАФИЯ — это надпись в чистом виде, без доработок. Как написал рукой, так и отсканировал. Это настроение, эмоция, порыв. Каллиграфия — более абстрактное понятие и не решает задачи бренда.

Лого, леттеринг и каллиграфия могут сочетаться в одной работе. Например, дизайнеры могут создать логотип в стиле подписи собственника бренда. Легендарная Coca-Cola — пример логотипа на основе каллиграфии. В плакатах Reebok, которые недавно взорвали интернет, тоже использовали леттеринг на основе каллиграфии.

Такая разная каллиграфия

Открою вам сегодня маленький секрет: каллиграфическое искусство существовало во многих древних странах мира, у него много разных направлений.

Европейская

Основой европейского каллиграфического искусства стало греко-римское письмо, появившееся ещё во времена античности. Толчок развитию европейской каллиграфии дало христианство, переписывающее библейское писание и иные религиозные творения в огромных количествах.

Что такое леттеринг? отличия от каллиграфии и типографики

Своего пика она достигла в 7-9 веках, когда ирландские и шотландские монахи приступили к созданию иллюминированных, украшенных цветными миниатюрами и орнаментами, Евангелия. К 12 веку к греко-римскому письму присоединилось ещё и готическое с уставным, стили которых сегодня используются в шрифтах в кириллице.

Японская

Япония переняла опыт каллиграфии от китайцев в 7 веке, создав ещё и несколько собственных стилей, более простых в написании, но более эмоциональных в чувстве передачи информации.

Что такое леттеринг? отличия от каллиграфии и типографики

Их символы – это набор целых понятий, наделённых глубокими смыслами, а сам процесс является способом медитации через кисточку и тушь. Была даже разработана отдельная каллиграфия кабуки-модзи и дзё-рури-модзи для написания театральных афиш и программок.

Арабская

Арабская каллиграфия в исламе появилась при копировании священной для мусульман книги Корана, потому каждое красиво вычерченное слово получало сакральный (божественный) смысл.

Что такое леттеринг? отличия от каллиграфии и типографики

У арабов в основе каллиграфического искусства так называемая «великолепная шестёрка» — 6 основных почерков, каждый из которых применяется в определённый сфере: для документов – один, для быта – другой, для религии — третий. Более того, стиль написания зависел ещё и от места, времени, мастера и цвета чернил.

Индийская

Индийская письменность впервые увидела свет на камне: по указу первого императора Ашоки записали регулирующие жизненный уклад подданных правовые нормы. Но настоящее каллиграфическое искусство с тушью и кисточками пришло к ним от мусульман в 15-16 веке.

Что такое леттеринг? отличия от каллиграфии и типографики

Индийцы не только позаимствовали арабские стили, но и создали свои, расписывая бумагу, монеты, ткань и камни.

Период активного развития европейского письма

Каллиграфия на западноевропейских территориях начала наиболее активно развиваться с распространением христианства, ведь появилась необходимость в копировании Библии и других текстов на религиозную тематику, их гармоничном оформлении. Поэтому уроки каллиграфии преподавались священнослужителям, доказательством чего служат многие сохранившиеся памятники средневекового каллиграфического мастерства. Пик искусства каллиграфии приходится на VII-IX века, когда в Шотландии и Ирландии монахами создавались иллюстрированные Евангелия – уникальные средневековые шедевры. Они представляли собой рукописные книги, богато украшенные красочными орнаментами и миниатюрами. На Руси подобная каллиграфия, обучение которой также проводилось среди монахов и служителей церкви, приобрела название «лицевой рукописи».

Помимо вышеупомянутого, в XI веке появилось также письмо готическое, на основе которого был создан шрифт, названный «псевдоготическим». К основным ответвлениям такой каллиграфии относились:

  • фрактура – острая письменность с ломаными краями и очертаниями;
  • текстура – просто острое письмо;
  • ротунда – переходный тип письменности от готического к антикве, или типографскому шрифту с характерными засечками;
  • швабахер, или бастарда – ломаная письменность с округленными очертаниями некоторых конкретных букв;
  • куррент – курсив в готическом стиле; в начале XX века в качестве традиционного готического курсива был утвержден шрифт Зюттерлина.

Что такое леттеринг? отличия от каллиграфии и типографики

На основе кириллицы в Западной Европе был также создан характерный псевдославянский шрифт. С XV века главенствующая роль в традиции европейской каллиграфии перешла к художникам, переписчикам и граверам, после чего, с изобретением в этом же столетии Иоанном Гутенбергом книгопечатания, роль каллиграфии резко уменьшилась.

Базовый набор каллиграфа

Все каллиграфические инструменты делятся на:

ПЛОСКИЕ — перья, кисти, бамбуковые палочки, каламы (тростниковые палочки) с плоским срезом

ОСТРЫЕ — брашпены, острые металлические или гусиные перья

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ — любые другие

Если человек просто что-то написал — это не каллиграфия, а почерк. Чтобы называть себя каллиграфом, нужно владеть профессиональными инструментами и уметь выполнить надпись в определенном стиле.

Каллиграф умеет подстроиться под определенную эпоху. Например, написать слово в стиле «итальянский курсив» XVIII века, или спенсерианом (деловым американским письмом XIX-XX веков).

Искусство или навык?

Если перевести слово «каллиграфия» с греческого, то это объяснит нам основное его значение – «красивый почерк». Но ведь можно просто выводить буквы на бумажном листе, однако написанное Вами красиво слово знающий каллиграф не назовёт произведением искусства. А оказывается, именно отраслью изобразительного искусства является каллиграфия, и это уже совсем другая история!

Что такое леттеринг? отличия от каллиграфии и типографики

Определение каллиграфии в русском языке современности толкует её как искусство оформления знаков, которые можно рисовать (именно рисовать!) в гармоничном стиле с должной искусностью и экспрессивностью.

Во многих случаях каллиграфию почему-то считают искусством Китая. Догадываюсь, почему. Если вы посмотрите на их иероглифы, то всё сразу станет на свои места: нарисовать такие буковки, по своему внешнему виду каждая из которых – произведение искусства, с первого раза вряд ли получится. Потому китайцы и возвели написание слов в национальное пристрастие, чем непременно гордятся.

В них сплелись культура, эстетика с художественным вкусом и мировоззрение китайского народа. Как говаривал известный в Китае знаток каллиграфии Ван Сичжи:

Так что, история китайской каллиграфии насчитывает столько же лет, сколько существует сам Китай.

Что такое леттеринг? отличия от каллиграфии и типографики

Вы только представьте, насколько у них это искусство развито! В процессе важна даже поза мастера каллиграфии, которая должна помогать беспрепятственному потоку энергии: ступни на полу, согнутые колени чуть в стороны, спина прямая и не соприкасается со спинкой стула, живот не упирается в стол, левая рука – на нижней части бумажного листа, правая – держит вертикально перо.

Настоящие доки этого дела умеют уловить ту связь между духом, телом и линией, когда напряжённость и расслабление уравновешиваются, при выдохе волна энергии катится через плечо к запястью руки и соскальзывает с кончика кисти на бумагу. Аж до мурашек!

Какой же это обычный навык?! Это самое что ни на есть настоящее искусство, владеть которым в полной его мере, наверное, даже не каждому и под силу!

Литература

  • Дирингер, Давид (1968) The Alphabet: A Key to the History of Mankind 3rd Ed. Volume 1 Hutchinson & Co. London.
  • Fraser, M., & Kwiatowski, W. (2006) Ink and Gold: Islamic Calligraphy. Sam Fogg Ltd. London.
  • Johnston, E. (1909) Manuscript & Inscription Letters: For schools and classes and for the use of craftsmen, plate 6. San Vito Press & Double Elephant Press 10th Impression.
  • Mediavilla, C. (1996) Calligraphy. Scirpus Publications.
  • Pott, G. (2006) Kalligrafie: Intensiv Training Verlag Hermann Schmidt Mainz.
  • Pott, G. (2005) Kalligrafie:Erste Hilfe und Schrift-Training mit Muster-Alphabeten Verlag Hermann Schmidt Mainz.
  • Zapf, H. (2007) Alphabet Stories: A Chronicle of technical developments, Cary Graphic Arts Press, Rochester, New York.
  • Zapf, H. (2006) The world of Alphabets: A kaleidoscope of drawings and letterforms, CD-ROM.
  • Беляев И. С. Практический курс изучения древней русской скорописи для чтения рукописей XV—XVIII столетий. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. М.: Синодальная типография, 1911 — , 100 с.: ил.
  • Богдеско И. Т. Каллиграфия. — СПб.: Агат, 2005. ISBN 5-91044-001-2
  • Горячева И. А. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. — М.: Издат. Мос. Патр., 2010. ISBN 978-5-88017-155-2
  • Кауч М. Творческая каллиграфия. — М.: Белфакс, 1998. ISBN 985-407-090-5
  • Клеминсон Р. Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока. — М.: Контэнт, 2008. ISBN 978-5-98150-196-8
  • Ноордзей Г. Штрих. Теория письма. — М.: Д. Аронов, 2013. ISBN 978-5-94056-029-6
  • Печинский А. И. Руководство к изучению круглого ленточного (ronde) шрифта / Сост. А. И. Печинским. — 3. изд., значит. доп. — СПб. : Картогр. заведение А. А. Ильина, 1906. — 25 л.: ил.;
  • Палеографический альбом: Учеб. сборник снимков с рукописей рус. документов XIII—XVIII вв. Сост. В. А. Петрова ; Под ред. проф. С. В. Валка. — : , . — 94 с.: факс.;
  • Проненко Л. И. Каллиграфия для всех. — М.: Книга, 1990. — 247, с.: ил.; ISBN 5-212-00287-7 (В пер.)
  • Семченко П. А. Основы шрифтовой графики. — Мн.: Выш. школа, 1978.
  • Таранов Н. Н. Искусство рукописного шрифта. — М.: Издательство МПИ, 1991. — 154, с.: ил.;
  • Таранов Н. Н. Рукописный шрифт. — Львов: Вища школа, 1986.
  • Таранов Н. Н. Методические указания по выполнению практических работ по курсу «Искусство шрифта». — Волгоград, «Перемена», 2005.
  • Тоотс В. Современный шрифт. — М.: Книга, 1966. — 255, с.: ил.;
  • Художественные шрифты и их построение: Руководство по начертанию каллиграфических надписей и шрифтов для чертежей, диаграмм, плакатов, книжных украшений и пр. / Редакция А. М. Иерусалимского; Работы художников: Е. Д. Белухи, А. А. Горобова, Е. М. Иерусалимской… .— Л.: Благо, 1927. — 64, с.: ил.
  • Чобитько П. П. Азбуковник: Азбука Древнерусского Письма. — СПб. — М.: 2008. — 112 с., с.: ил.
  • Цапф Г. Философия дизайна Германа Цапфа. Избранные статьи и лекции о каллиграфии, шрифтовом дизайне и типографике. — М., 2013. 260 с. ISBN 978-5-98062-067-7
  • Кашевский, П. А. Шрифты. — Мн. : ЛіМ, 2012. — 192 с.

Как защищать визуальную идею перед клиентом

Всегда нужно твердо следовать правилам дизайн-менеджмента — ходить на встречи, фиксировать все решения, общаться максимально прозрачно. Заключать договора, составляя их со своими юристами — учитывать мельчайшие правки и ситуации.

Или же нужно сотрудничать с крупными рекламными агентствами, которые хорошо строят коммуникацию с клиентом. Гонорары могут быть меньше, чем при работе напрямую, но вы убережете себя от множества проблем.

Объем правок зависит от проекта. Если делаем логотип, подаем два-три эскиза, а потом начинаем доработку. Если на этапе эскизов что-то идет не так — например, заказчику категорически не нравится, — мы прекратим работу. Чтобы не делать наработки впустую, прописываем их стоимость — процент от гонорара. Если эскиз приняли, начинается работа над его превращением в полноценный дизайн. Без правок не обойтись.

Можно оговорить количество правок, но это не всегда удобно — доработки сложно правильно сосчитать. Или договориться, что комментарии с правками нужно внести в определенный период (нескольких рабочих дней). Если клиент не успел высказаться, но позже просит доработать, берем дополнительную плату, потому время было потрачено в никуда. Можно брать почасовую оплату, но работа над логотипом не чисто техническая, много времени уходит на идеи и зарисовки.

Правки растягивают процесс подготовки логотипа, поэтому нельзя сказать точно, сколько времени это занимает. Обычно эскиз готовим неделю, еще неделю дорабатываем. Но если правок много или заказчик отвечает не сразу, проект может длиться месяц.

Источники вдохновения

Мне сложно вдохновляться художниками или каллиграфами — есть риск их повторить.

Лучше черпать вдохновение в соседних областях искусства: музыке, книгах, танцах, кино. Мне очень нравятся мировые режиссеры — Федерико Феллини, Андрей Тарковский, Бернардо Бертолуччи. Смотря на какую-то работу, мы с сестрой говорим: «Вот эта — прямо Тарковский».

Если говорить об эпохах, меня невероятно вдохновляет период с 1895 по 1930-е годы — до начала сталинских репрессий. Это было время перемен, появлялись мощные контрастные художники, поэты и музыканты.

Мне нравятся писатели XIX и XX века, совершенно разные по манере повествования и стилю — от Клайва Льюиса до Станислава Лема. Люблю читать мемуары, узнавать современные и старинные истории — это помогает лучше понимать настроения и эмоции.

Также любой творческий человек, интересующийся искусством и живописью, должен разбираться в христианском Святом писании. Это даст понять, о чем говорит европейское искусство от эпохи Возрождения до XVIII века.