Егэ. познание. тема 4. практика как критерий истины

Что такое истина? Основные определения

Современная и общепринятая трактовка истины восходит к учению Аристотеля. Он считал, что истина не зависит от субъекта познания и должна опираться только на свойства непосредственно изучаемого объекта. В ином случае, утверждал он, истинными могли бы считаться совершенно противоположные по своему содержанию высказывания.

Вам будет интересно:Клад Наполеона: мифы и реальность, исторические факты

Два основных ее определения были сформулированы позже. Именно на основе этих классических высказываний мы можем выделить общее понятие истины в обществознании.

Согласно Ф. Аквинскому, «истина есть тождество вещи и представления».

Р. Декарт писал: «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».

Итак, под истиной в обществознании понимается соответствие полученных знаний о познаваемом предмете самому предмету.

Что такое истина?

Истина — это объективное знание, которое соответствует действительности и не зависит от оценочного мнения познающего. Это абстрактное понятие, существующее в человеческом познании в данный момент времени. Истину невозможно описать словами, так как наш язык сильно ограничен. Ее нельзя увидеть или пощупать, ее можно осознать или постичь. Истиной может именоваться само знание и понятая действительность.

Установить истинность утверждения помогают вспомогательные критерии – метод ее проверки и обоснования. Это объективность, конкретность, общественная практика, соответствие законам природы, логичность, ясность. Но главным критерием истины признается не само знание, а возможность применить его на практике: все что подтверждается – верно, опровергается – ложно. Хотя этот критерий тоже ограничен, ведь практика привязывается к знаниям, которые постоянно дополняются и корректируются.

В русском языке правда и истина не только пишутся по-разному, но имеют разные значения. Хотя словари трактуют эти слова как синонимы, различия все же есть:

Истина Правда
дает знание об общих законах бытия дает знание об отдельных фрагментах общей картины
объективная субъективная
единственная у каждого своя
является философской и религиозной категорией относится к бытовым понятиям
возвышенная земная и будничная

Современная философия

В то же время представление об истине человеку могут дать
-результаты познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов, что не тождественно абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
-окончательное знание определенных аспектов действительности, зависящих от определенных условий;
— знания, которые подтверждаются в процессе дальнейшего познания;
Тогда как относительная истина — это верное, но неполное знание о том же самом предмете.
В любой научной абсолютной истине можно обнаружить элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Кроме того, научная истина всегда динамична, поскольку она всегда обусловлена чем-то: рядом причин, условий, факторов. Они могут изменяться, дополняться и прочее. Так любое истинное знание в науке определяется характером объекта к которому относится, условиями места, времени; ситуации, историческими рамками. То есть речь идет об обусловленной истине.
Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента — догматизм.
Научное истинное обусловленное знание — не может распространяться за пределами его действительной применимости, вне допустимых условий. Иначе оно превращается в заблуждение. Например, 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления.
Таким образом, в науке говорят о различных свойствах одной недвойственной истины, таких как объективность и субъективность, абсолютность и относительность, абстрактность и конкретность (обусловленность конкретными характеристиками). Все это не разные «сорта» истин, а одно и тоже истинное знание с этими свойствами.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.
Истина, по определению, — в субъекте и вне субъекта одновременно. Когда мы говорим, что истина «субъективна», это значит, что она не существует помимо человека и человечества; истина объективна — это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества. Одно из определений объективной истины таково: истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне субъективного индивидуального сознания.

Виды истины в обществознании

Однако полностью признать непознаваемость окружающего мира и отказаться от попыток его изучения оказалось для человека невозможным. Возникла потребность «разделить» истину на два уровня – абсолютную и относительную.

Абсолютная истина в обществознании – это всеобъемлющее знание о предмете, которое раскрывает все его аспекты и не может быть дополнено или опровергнуто. Абсолютная истина не достижима, так как ее понятие во многом противоречит основному принципу познания – критичности

Важно понимать, что это скорее невозможный идеал, некий теоретический философский концепт

На практике же чаще применяется относительная истина. Это промежуточные заключения, которые люди получают в своем стремлении достичь полного знания об объекте.

Относительность истины в обществознании обусловлена многими причинами. Во-первых, мир постоянно изменяется, и у человека нет ресурсов для того, чтобы описать его во всем многообразии. Кроме того, сами познавательные ресурсы человека ограничены: несмотря на постоянное развитие науки и техники, наши методы остаются несовершенными.

обязательных отчетных документов:

1.Дневник практики студента-практикантаявляется важнейшим отчетным документом, а его составление и ведение – основополагающим элементом в организации и прохождении практики.

Структура дневника студента-практиканта включает в себя следующие разделы:

• титульный лист;

• индивидуальный план-график работы студента-практиканта;

• содержание дневника.

Оформление дневника рекомендуется начинать с заполнения титульного листа. Он должен отражать следующую информацию: фамилию, имя, отчество студента; название направления подготовки (специальности), профиля (специализации), форму обучения, курс; сроки практики; полное наименование, адрес и телефоны организации, являющейся базой практики, фамилию, имя, отчество её руководителя; фамилию, имя, отчество руководителя практики в структурном подразделении организации с указанием его должности; фамилию, имя, отчество руководителя практики от Института с указанием должности, ученой степени / звания (Приложение1.1).

Индивидуальный план-график работы студента-практикантаявляется важной составляющей отчетной документации по практике. В индивидуальном плане-графике отражается наименование каждого вида работ с указанием даты их выполнения (Приложение 1.2)

В индивидуальном плане-графике отражается наименование каждого вида работ с указанием даты их выполнения (Приложение 1.2).

Далее заполняется содержание дневника, которое отражает содержание и объем работы конкретного рабочего дня, место выполнения работы (название структурного подразделения организации), количество часов, использованных на выполнение практических заданий и самостоятельную работу, замечания и подпись руководителя от организации (Приложение 1.3).

По завершению практики дневник заверяется подписью руководителя базы практики и печатью организации.

2.Отчет студента-практиканта об итогах практики

Составление отчета об итогах практики свидетельствует о выполнении студентом программы практики и является основным показателем качества ее прохождения. Отчет оценивается руководителем практики от Института. Оценка за отчет учитывается при выставлении итоговой оценки за практику.

Структура отчета:

1) Цель и задачи практики.

2) Общая характеристика организации – базы практики (статус, учредитель(и), учредительные документы, законодательная правовая основа деятельности организации, содержание работы: задачи, основные направления деятельности, история организации, перспективы развития).

3) Выполненные задания программы практики.

4) Самооценка уровня профессиональной подготовленности (оценка собственного уровня сформированности личностно-профессиональных качеств; обозначение проблем, возникших в процессе практики; описание положительного опыта собственной практической деятельности, интересных методов и приемов, используемых в самостоятельной практической работе в организации).

5) Замечания и предложения по организации и содержанию практики.

Оформление отчета об итогах практики см. в (Приложение 1.4, 1.5).

3.Отзыв руководителя от Организации по итогам прохождения студентом практики

Отзыв руководителя от Организацииявляется важнейшим отчетным документом по итогам работы студента-практиканта.

Отзыв заверяется подписью руководителя практики от Организации и печатью учреждения. Он хранится в деканате факультета.

Отзыв руководителя от Организации по итогам прохождения студентом практики должен отражать сведения об уровне профессиональной подготовки и личностные качества студента-практиканта:

— уровень теоретической подготовки;

— уровень освоения профессиональных компетенций (умение применять теоретические знания на практике);

— деловые и организаторские качества;

— отношение к работе;

— общественная активность, инициативность;

— дисциплинированность;

— рекомендации по использованию данного студента-практиканта в структуре профессиональной деятельности;

— рекомендуемая оценка по итогам практики.

Оформление Отзыва см. в (Приложение 1.6).

Критерии истины

Вам будет интересно:Возможно ли в России восстановление монархии — история, особенности и интересные факты

Однако для того, чтобы понять, является ли то или иное знание истинным, недостаточно простого определения. Именно поэтому возникла потребность в уточнении этого понятия и выделении критериев истины.

Существует несколько основных подходов к решению этого вопроса.

1. Сенсуализм

Эмпирики считали, что человек познает окружающий мир в первую очередь посредством органов чувств. Сам человек, его сознание рассматривалось как совокупность его ощущений, а мышление – как его производное.

Основным критерием истины они считали чувственный опыт.

Недостатки этой точки зрения довольно очевидны. Во-первых, органы чувств далеко не всегда способны передать информацию об окружающем мире точно, а значит, они не могут быть достоверным источником. К тому же, не все научные теории можно проверить на опыте, что особенно актуально в настоящее время, когда наука достигла своего нового уровня.

2. Рационализм

Существует и совершенно противоположная точка зрения. Согласно рационалистам, именно разум – основной критерий истины. За идеал знания они принимали математику и логику, с их строгими и точными законами. Здесь, однако, существовало серьезное противоречие – рационалисты не могли обосновать происхождение этих фундаментальных принципов и считали их «врожденными»

3. Практика

Выделяется еще один критерий истины в обществознании. Если знание истинно, оно должно подтверждаться на практике, то есть воспроизводиться в одних и тех же условиях с одним и тем же результатом.

Существует парадокс, который заключается в неравноценности подтверждения и опровержения действий. Научный вывод может быть подтвержден множеством экспериментов, однако если хотя бы один раз его результаты будут иными, это утверждение уже не может быть истинным.

К примеру, в средневековье считалось, что существуют только белые лебеди. Эта истина легко подтверждалась – люди видели вокруг себя множество птиц с белым оперением и ни одной с черным. Но после открытия Австралии на новом материке были обнаружены именно черные лебеди. Таким образом, знание, которое, казалось бы, было результатом многовековых наблюдений, было опровергнуто в одночасье.

6 Истина и ее критерии. Относительность истины.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории по­знания: «Что есть истина?».

1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

  • Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
  • Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
  • Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
  • Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
  • Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения ис­тины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:

  1. соответствие знаний действительности;
  2. то, что подтверждено опытом;
  3. некое соглашение, конвенция;
  4. свойство самосогласованности знаний;
  5. полезность полученного знания для практики.

Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Абсолютная истина

Относительная истина

исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;

знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

  • неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания;
  • знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами

3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

  1. материальное производство (труд, преобразование природы);
  2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
  3. научный эксперимент.
  1. источник познания (практическими по­требностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
  2. основа познания (человек не просто наблю­дает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
  3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической де­ятельности);
  4. критерий истины (пока какое-то положе­ние, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в прак­тике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).

Между тем практика одновременно определенна и неопре­деленна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно до­казать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама прак­тика развивается, совершенствуется и поэтому не может тот­час и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практи­ка, которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при  помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. ratio — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных  из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык —  это  речь человека, слова, языковые  средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка  лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое  же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека?  Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории,  человек, пока не увидит, не услышит, не  попробует — не поверит в истину (Эпикур,  Дж. Локк,  Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания  источника знаний.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание  играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Что такое истина? Основные определения

Современная и общепринятая трактовка истины восходит к учению Аристотеля. Он считал, что истина не зависит от субъекта познания и должна опираться только на свойства непосредственно изучаемого объекта. В ином случае, утверждал он, истинными могли бы считаться совершенно противоположные по своему содержанию высказывания.

Егэ. познание. тема 4. практика как критерий истины

Два основных ее определения были сформулированы позже. Именно на основе этих классических высказываний мы можем выделить общее понятие истины в обществознании.

Согласно Ф. Аквинскому, «истина есть тождество вещи и представления».

Р. Декарт писал: «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».

Итак, под истиной в обществознании понимается соответствие полученных знаний о познаваемом предмете самому предмету.

Отличие истинного от ложного сторонниками разных течений

Рационалисты

Представители этого течения считали, что самое главное в процессе постижения – это человеческий разум, поэтому именно он является тем определяющим фактором, который должен решать, что правильно, а что нет. С помощью законов логики рационалисты готовы проверять любые утверждения на прочность и выявлять их слабые места посредством логических умозаключений.

Сенсуалисты

Данный спектр ученых считает, что наиболее правильные знания несут человеку его чувства. Именно поэтому считать что-то разумным и правильным можно только на основании того, что так подсказывают философу его органы восприятия.

Если вы видите перед собой черный цвет, то для сенсуалиста этого зрительного образа достаточно, чтобы утверждаться про истинность суждения, что перед вами именно черный цвет. Другие виды доказательств таких людей мало интересуют, так как они считаются идеалистическими или слишком запутанными.

Эмпирики

Люди, которые отдают решающее значение опыту и получению знаний из конкретной деятельности и ее анализа. Для них правильность определенных мыслей и умозаключений определяется таким решающим критерием, как опыт.

Если событие из раза в раз повторяется и приводит в нашем ощущении и опыте к одним и тем же предсказуемым результатам, то оно может считаться хорошо понятым и осмысленным.

Скептики

Данное философское течение под названием скептицизм подразумевает, что человек, разделяющий его, должен подвергать сомнению любые знания, не пытаясь увидеть в них абсолютной и непоколебимой истины. Скептики выражают сомнения по поводу того, что мы вообще можем познать что-то в полноте.

Агностики

Еще одно массовое течение философской направленности, представители которого выражают следующую мысль: познать окружающий мир невозможно, так как человек слишком ограничен, а мир слишком огромен.

Именно поэтому люди никогда не смогут достигнуть вершин познания, не построят универсальный вариант науки или философии, который сможет объяснить явление исчерпывающе.

Истина в споре.

Утверждение, что истина рождается в спорах, тоже вызывает немало споров. Ведение дискуссии – это искусство, которым владеют далеко не все. Любое неаккуратное слово способно разрушить семью, дружбу, коллектив, а спорящих превратить в заклятых врагов. Несложные правила помогут грамотно высказать свое мнение и не выйти за пределы разумного:

  • Правда не всегда соответствует фактам.
  • Если обратиться к главным ценностям, можно обратить спор в поиски истины.
  • Иногда достоверность не стоит утраты доверительных отношений.
  • Многие спорят просто так, потому что предпочитают несогласие.
  • В бесконечных прениях рождается не истина, а истинное лицо человека.
  • Если вы спорите с идиотом, вероятно, он поступает так же.
  • Чем больше вы подключаете эмоции, тем меньше шансов отстоять свою правду.
  • Иногда умение слышать и слушать поможет разрешить спор лучше любых доводов.
  • Чистая правда должна преподноситься корректно.
  • Лучшая альтернатива спору – диалог.

Верный признак того, что спор прошел плодотворно – ощущение взаимного согласия и большего понимания оппонента.

Выводы:

  • Истина – отражение объективной реальности и воспроизведение ее такой, как она существует сама по себе.
  • Истинную красоту можно обнаружить в самом себе с помощью несложных практик.
  • Спор приводит к истине только в том случае, когда ведется корректно и уважительно.