Инициация

Практика в условиях настоящего мира

В современном мире программы воспитания и адаптации молодежи к жизни в обществе сильно пошатнулись под влиянием кризиса. Его неблагоприятные последствия особенно повлияли на становление личностей и их переход из подросткового возраста во взрослую жизнь.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Психологическая зрелость

Период юношества, и без того трудный для подростков, на фоне кризиса стал еще более сложным. Поэтому условный промежуток между детством и взрослой жизнью можно смело назвать «переломным моментом» для развивающегося индивида. Тревожные симптомы, которые возникают вследствие негативного влияния со стороны, наводят на мысль о том, что настоящая культура и современная цивилизация не соответствуют условиям действительности, а посему не могут оказать полноценную помощь лицам, находящимися на пути к взрослости.

В связи с этим современным ученым и исследователям приходится обращаться к накопленным за прошлые века навыкам и знаниям предыдущих культур за подсказками, как решить возникшую проблему: какие методы, опыт или модели общества позволят личностям становиться полноценными, невзирая на окружающие условия?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

И наиболее впечатляющей среди остальных является практика проведения инициации, посвящения во взрослую жизнь, у древних народов. В других культурах, существовавших задолго до нашего времени, инициация являлась своеобразным «ритуалом перехода».

Рекомендуем: Возрастные кризисы

Подобный обряд проводился в качестве утверждения свершения в жизни индивида важнейшего события. Таким образом появилась традиция проводить инициацию в честь рождения человека, его взросления или вступления в брак, перехода к более зрелому возрасту. Даже смерть человека сопровождалась ритуалом инициации, потому как древние культуры не отрицали существования потусторонних миров.

Если обратиться к словам знаменитого исследователя в области мифологии М. Элиадзе, для молодого человека инициация означала посвящение сразу в три сферы новых знаний:

  • Откровение Священного.
  • Откровение Смерти.
  • Откровение Сексуальности.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Названные одним термином – «тройное откровение», – эти области практического познания отсутствуют у индивидуумов до наступления периода юношества. С его приходом инициируемый мог не только узнать и добавить их в новую структуру своей личности, но и уподобиться с их помощью культурному идеалу своего племени.

Как правило, в древних культурах в этом качестве могли быть представлены древнейшие родоначальники племени, божества, мифологические персонажи или герои. Обрядом инициации предусмотрено, что принимающий новый статус юноша должен повторить трудный путь идеала.

История

Церемония инициации, деревня Корога на реке Сепик, Папуа-Новая Гвинея, 1975. Franz Luthi

Корни обряда можно проследить в глубокой древности, практически у всех народов. Инициация обычно сопровождается праздничным обрядом, нередко с различными, часто мучительными, испытаниями (например, нанесением татуировок, телесных повреждений, укусами муравьёв, хирургическими вмешательствами и т. д.). Нередко применялись различные средства, вызывающие сонливость или значительное снижение болевой чувствительности, благодаря чему создавались условия для преодоления болезненных испытаний. Мифы и предания древнего, дородового периода истории свидетельствуют о многообразии обрядов.

Типы инициации

Их существует три, и они выделяются в зависимости от того, к какой институту пытается присоединиться инициируемый. Каждый из них предназначен для посвящения определенного типа людей. В зависимости от него отличается и сама процедура инициации:

  • Посвящение в лидеры. Инициации такого типа проводят крайне редко и их проходят лишь отдельные особи, которые смогли доказать свою уникальность или особенные мистические способности. Сюда относится посвящение жрецов, шаманов и других религиозных лидеров. Кстати, обряд избрания и посвящения Папы Римского — это также инициация этого типа. Сюда же можно отнести помазание на царство и даже инаугурацию президентов.

  • Присоединение к узкому кругу особо избранных. Подобных кругов и кружков за всю историю было немало. И речь идет не только о легендарных тамплиерах или иллюминатах. Это и братства, общины, товарищества, содружества, клубы по интересам и тому подобные организации. Даже если подобные сообщества и не строились на религиозной основе, они все равно требовали от своих последователей выполнения определенных заданий, и если они справлялись — принимали их в свои ряды. Как это ни парадоксально, но в современном мире примером подобной инициации можно считать регистрацию в любой социальной сети. Интересно, что бы сказали о такой эволюции (или деградации) древние иллюминаты?

Инициация

Третий и самый распространенный тип инициации обычно проходится каждым членом общества. Он связан с этапами взросления и приобретением, таким образом, новых прав, но чаще обязанностей. Во многих культурах он проходит весьма болезненно. Например, у нас. Так, став совершеннолетним, человек получает массу обязанностей: вырастить ребенка, построить дом и посадить дерево, платить налоги и коммунальные платежи. А кроме того, срочно взять кредит на машину, квартиру или отдых в Египте. Также в большинстве развитых стран юноши обязаны пройти обряд посвящения посредством армии. Это, конечно, не подвешивание на крюках или поедание отрезанной крайней плоти (как у некоторых австралийских аборигенов), но тоже не очень приятно.

Инициация

Временная смерть

Инициация — это ритуальная смерть. Значительная часть посвящений предполагает символическое умирание, забвение себя прежнего, но персона обязательно воскрешается. Смерть готовит рождение к более качественной жизни, другого значения. В древнем племени, например, только после священного ритуала юноша приобретал статус члена общества. После этого он получал равные права со взрослыми мужчинами и нес новые для себя обязанности. Таким образом, культ важен именно своим неповторимым жизненным опытом, который все мы должны получить, чтобы раскрыть новый смысл ценностей и значений. Очень часто в древних обществах подростки проходили обряд воинского и сексуального посвящения. Эти ритуалы сохранились в ряде африканских племен.

Инициация

В свою очередь, потеря невинности для девушки тоже может символизировать «малую» смерть. Теперь женщине доступны новые ощущения и понимание своего тела.

Современные обряды

Иногда трудно отличить обряды племенного посвящения от обрядов тайного общества или же обряды принятия (инициация) в тайное общество от обрядов шаманского посвящения.

Тайные общества начались от отрядов воинов-охотников, для вступления в которые требовалось пройти изощрённые инициационные испытания.

Термин часто имеет отношение с переходом от детства до взрослой жизни и может вовлечь секретные или частные процедуры и/или болезненные и трудные испытания прежде, чем новичок мог стать «реальным» или «принятым» в сообщество мужчиной или женщиной.

Своеобразным отголоском обряда инициации является принятие воинской присяги.

Под «инициацией» в некоторых оккультных обществах подразумевается посвящение неофита в действующие маги.

В Южно-Африканской Республике действуют «школы инициации», где подросткам нелегально делают обрезание. Точное количество этих школ неизвестно. Только во время чемпионата мира по футболу 2010 года после прохождения инициации в этих школах скончались 33 человека (по состоянию на 26 июня). Другим юношам, ставшим жертвами школ, пришлось удалять пенисы, чтобы избежать летального исхода. В народе школы стали называть «школами смерти». Полиция и врачи прилагают усилия для закрытия школ.

По законам природы

Инициация — это всего лишь этапы, проходимые личностью в естественные периоды взросления. Речь идет о духовном росте, который в гармоничном человеке соотносится с физиологическими изменениями. Подростки в возрасте 12-13 лет начинают демонстрировать антисоциальное поведение, превращаясь в новую, прежде незнакомую личность. Обряд инициации был призван вернуть юноше человеческий облик, однако, одарив его зрелым опытом, введя в тонкий мир новых ценностей. В древности подростку открывали имена богов, раскрывали смысл легенд и знакомили со святыми традициями племени. Юный мужчина должен был уловить в итоге связь между «миром живых», памятью о предках и сверхъестественными проявлениями. Сегодня этот процесс отпущен на самотек, родители либо подавляют в ребенке перемены, либо полностью предоставляют самому себе. Самостоятельно человек через этот процесс пройти может не всегда.

Шаманская инициация

Ритуал хаматса у квакиутл. Фотография Эдварда Кёртиса 1914 года

Считается, что шаманом становятся:

  • по спонтанному призванию («зов», «избранничество»);
  • по наследственной передаче «профессии» шамана;
  • по личному решению или, реже — по воле клана.

Во многих традициях считается, что шаманизм, независимо от того, наследственный он или спонтанный, всегда — дар богов или духов. Шаман начинает свою новую истинную жизнь через инициацию или духовный кризис, вмещающий в себя особый трагизм и красоту. Избрание сопровождается особой «шаманской болезнью», которая служит мостом к другой реальности и позволяет перейти человеку от одного мировосприятия (через его разрушение), к другому, более полному и совершенному; адаптироваться физически и духовно к жизни в двух мирах.

Сны, необычные состояния сознания, которые испытывает будущий шаман при посвящении, имеют определённую структуру, традиционную модель, которая хорошо известна в истории религии, и, несмотря на мнения некоторых авторов, лишена беспорядочных галлюцинаций или фантазий. Эти переживания почти всегда включают одну или несколько основных тем: расчленение тела, обновление органов, вознесение на Небеса и общение с богами или духами, нисхождение в Преисподнюю, разговор с богами и душами умерших, а также разнообразные откровения шаманской и религиозной природы. Отсутствие тех или иных элементов в посвящении указывает на определённую религиозную ориентацию шаманских техник, а также будущих задач, стоящих перед шаманом. Как правило, шаманы демонстрируют более чем нормальную нервную конституцию: они умеют концентрироваться с интенсивностью, недоступной простым смертным, и способны на изнурительные усилия. Память и способность самоконтроля у шамана выше средних, а в интеллектуальном отношении он часто превосходит свою среду.

Код смерти

Смерть — это и есть место, где отменены все ограничения. В средиземных легендах умерщвление изображают как чудовище, проглотившее героя, в русском эпосе — смерть приравнивается к уходу из дома в чужие земли. Прощание с жизнью может быть выражено через избиение, нанесение увечий, физическое насилие или сильное эмоциональное унижение. В Скандинавском и восточном эпосе смерть характеризуется сражением и убийством дракона.

На Кубани и в других традиционных казачьих культурах юноши проходили через этап посвящения. В это время им нельзя было есть, пить, разговаривать. Их унижали морально, например, заставляя кукарекать, сидя на шесте, или измазывали нечистотами. Через такое же моральное давление проходил процесс инициации для девушек на выданье. Их могли сечь плеткой, выгонять из дому, выкидывали в воду на виду у всех. Постыдные унижения окончатся как только девица станет женой.

Герои русских и украинских сказок тоже проходят этот этап. Иванушке приходится врать, терять лицо и ублажать Бабу-ягу всеми способами. Баба-яга и есть главная женская богиня народного эпоса, а жители леса — ее жрецы. Выбравшись из козней ведьмы, Иванушка получает новые способности, которые в сказке зашифрованы в виде волшебных предметов.

Инициация

Персонажи, олицетворяющие смерть в сказах, имеют черты покойника: у яги — это костяная нога.

Самой большой страх для человека — это смерть, а для духа — забвение. Личность, которая прошла ритуал инициации и соприкоснулась с ней, обретает самый ценный ресурс — это опыт возрождения, а значит — бессмертия. Инициация — это преодоление самого большого страха и обретение настоящей свободы.

Кто такой инициатор

Еще одно важное слово, которое стоит рассмотреть в этой теме, — «инициатор». Так именуется человек (организация), который стоит у истоков какой-то идеи, движения, проекта и т

п. Другими словами — этот тот, кто инициирует что-то

Так именуется человек (организация), который стоит у истоков какой-то идеи, движения, проекта и т. п. Другими словами — этот тот, кто инициирует что-то.

Интересный парадокс, к процессу посвящения этот термин обычно никакого отношения не имеет, поскольку посвящаемый именуется «неофитом», а проводящие над ним обряд могут называться по-разному (жрецы, священники и т. п.).

Единственный случай, когда допустимо использования термина «инициатор» в отношении обряда посвящения, — называя так человека или группу людей, которые настояли на проведении его.

Ритуалы инициации подростков

Сам ритуал перехода (посвящения) складывался из чередования обрядов отделения (separation), промежуточного периода «грани миров» (margo, или limen, что по-латыни означает «порог») и включения или восстановления (reagregation). Первая фаза обряда достаточно ясна — это разрыв, в некоторых случаях достаточно грубый, с миром детства, который для ребёнка являлся миром «материнским» и «женским», разрыв с состоянием безответственности и наивности, невежества и детской асексуальности. Затем подростки (неофиты) помещались в неизведанный ими мир на достаточно большой промежуток времени (иногда до года). Мир, в котором теперь находился неофит, был миром священным. Между ним и материальным миром существовал разрыв, нарушенная непрерывность. Этот этап посвящения вводил подростка в мир духовных ценностей и одновременно в законы человеческого общества. За этот период он узнавал мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний, а также правила поведения, организацию взрослых. В процессе этого испытания подростки должны были доказать силу воли и духа, что должно было означать их присутствие в мире и ответственность. Во многих племенах в этот период налагались множественные запреты: лишение пищи, немота, жизнь в темноте. Всё это являлось не только упражнением в аскетизме, но также символизировало отказ от амбиций и всех желаний. В столкновении с трудностями и болью, мальчик получал послание о том, что больше не может вернуться домой прежним. Посвящение обычно включало тройное откровение: священного, смерти и сексуальности. Все три вида опыта у ребёнка отсутствуют, поэтому посвящённый во время ритуала узнает о них и затем включает в структуру своей жизни. Физические испытания, зачастую мучительные, преследовали цель покорности, за которой стояло символическое возвращение к изначальному ещё не оформленному состоянию, вызывавшему символическое переживание смерти и нового рождения. Мистическая смерть детей и их пробуждение являлась частью грандиозного повторения Космогонии, священной истории Мира. Религиозно-мистические переживания были неотъемлемой частью этого этапа. Смерть при посвящении одновременно означала конец детства, неведения и состояния непосвящённости. Только после обрядовых испытаний подросток признавался ответственным членом общества, то есть взрослым, со всеми присущими правами и обязанностями в сообществе.

Стадии банкротства

Подобный процесс, вне зависимости от инициатора, имеет определенное количество этапов. Если речь идет о юридическом лице, то они таковы:

Инициация

  • Скрытая стадия.
  • Этап, сопровождающийся наличием финансовой неустойчивости и ее выявлением.
  • Обращение кредитора в суд, по результатам которого выдается исполнительный лист в связи с невозможностью удержать долг посредством исполнительной службы на протяжении 90 дней.
  • Стадия инициации, когда принимается решение о банкротстве с последующим обращением в суд.
  • Распоряжение имуществом должника.
  • Предприятие мер по финансовому оздоровлению предприятия.
  • Переход на внешнее управление.
  • Конкурсное производство.
  • Мировое соглашение.

Ликвидация всего предприятия не относиться к стадиям банкротства, поскольку является его результатом. Иногда до этого не доходит, если меры по финансовому оздоровлению предприятия дают плоды и позволяют ему выйти из финансового кризиса.

Если должником является частное лицо, ему придется пройти через следующие стадии банкротства.

  • Подача иска в суд (инициация).
  • Непосредственно сам судебный процесс и определение арбитражного лица, которое будет в дальнейшем курировать ситуацию.
  • Составление списка требований кредитора.
  • Составление плана по реструктуризации долга.
  • Рассмотрение плана судом.
  • Если план не был составлен, либо не удовлетворил должника или требования суда — ответчик признается банкротом.

Очищение или трансформация

Основной смысл процесса — это вернуть «иному» миру его часть. Человек рождается на свет «нечистым», несвободным. Первым этапом, отсекающим его от мира мертвых, является наречение именем. Далее это посвящение во взрослое состояние, опять же через смерть и очищение.

Инициация

При переходе в новое качество, например из подмастерья в мастера, смерть означает преодоление своеобразной стены, препятствия, которое невозможно преодолеть обычными способами. Прежняя личность сделала все, чтобы оказаться возле этого раздела, и теперь она может умереть, тогда трансформированная персона родится на той стороне и продолжит свой путь духовного развития.

Непреодолимой традиционными способами преградой является разница между мирянином и воином, служкой и чародеем, невестой и женой, оруженосцем и рыцарем, свободным человеком и владыкой.

Посвятительные обряды славян

Посвятительные обряды у славян — это комплекс ритуальных действий и ритуализованных практик, призванных обеспечить их объектам переход в следующую поло- и социально-возрастную группу. У славян наибольшее развитие получили посвящения, адресованные молодёжи брачного возраста и молодожёнам, в меньшей степени — детям. Посвятительные обряды могли быть частью календарных, семейных (родинно-крестинных и свадебных) и хозяйственных обрядов. Почти всегда они имели публичный, общественный характер. Иногда посвящения занимали значительное место в традиционной культуре того или иного региона, в других случаях обряды как таковые отсутствовали, и переход в следующую группу оформлялся с помощью отдельных обычаев и ритуальных практик.

Посвятительные обряды в наиболее полном виде включали в себя:

  1. демонстрацию неофитами навыков, касающихся их будущих социальных ролей и профессиональной деятельности (например, для парней — умение косить; для молодой жены — печь хлеб, убирать дом, носить воду);
  2. участие посвящаемых в некоем публичном обряде или празднике;
  3. испытания физической ловкости и умений (например, танцевать), проводимые в форме состязаний (залезание на столб, бег наперегонки), часто во время тех же публичных обрядов;
  4. поношения, шутки, издевательства и физическое насилие со стороны старших;
  5. угощение, организуемое неофитами для всей группы, в которую они вступают;
  6. доведение до сведения всего сообщества свершившегося перехода неофита в старшую группу; его чествование.

Из неофита в принцы

Инициация — это процедура для приобретения посвящаемым нового статуса. Неофит становится сторонником, меняясь не только внешне, но и внутренне. Религиозные ритуалы делятся на три когорты. Через первую проходят практически все. Она совершается взрослыми, когда юноша или девушка взрослеют. Это может быть групповое посвящение или индивидуальное.

Инициация

Вторая когорта — для избранных, тех кто посчитал себя достаточно мудрым, чтобы примкнуть к братству. Третья когорта — элитарная. Издревле к ней относились исключительные люди, которые развивали в себе особые качества и индивидуальные черты: шаманы или жрецы.

Инициация — это что такое?

Разобравшись с происхождением, стоит более внимательно остановиться на значении. Итак, что же означает слово «инициация»?

Это существительное чаще всего применяется в речи, когда говорится о присоединении некой персоны/группы лиц к различным религиозным, оккультным организациям, а иногда социальным институтам. Фактически так называется процесс посвящения.

Инициация

Интересно, что подобные традиции характерны для любых культов: от самых примитивных, до высокоразвитых.

У последних процесс инициации обычно менее болезненен и часто носит формальный характер. В то время как обряды посвящения у племен с низким уровнем развития часто сопровождаются изнуряющими испытаниями или даже откровенными пытками.

Литература

  • Посвятительные обряды / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 189–195. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Азаров А. И. // Этнография детства: Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии / Отв. ред. Н. А. Бутинов, И. С. Кон. — М.: «Наука», 1992. — С. 85–119. — 191 с.
  • Генон, Рене. // Кризис современного мира = Aperçus sur l’initiation (1946). — М.: Эксмо, 2008. — С. 141–442. — ISBN 978-5-669-30172-0.

Какой из обрядов инициации сохранился в современном обществе

Когда говорится о религиозной инициации в современном обществе, у большинства из нас перед глазами возникают таинственные люди в темных капюшонах, заставляющие посвящаемых убить девственницу заговоренным кинжалом.

В действительности подобные ритуалы — не более чем результаты чьей-то буйной фантазии. При этом практически каждая современная культура сохранила остатки подобных обрядов. Наиболее известный всем — это крещение. У православных и католиков, как правило, это таинство осуществляется над младенцами

При этом многие остальные деноминации сохранили изначальную традицию крестить людей в сознательном возрасте, когда они способны осознавать всю важность подобной процедуры

Инициация

У мусульман и евреев сегодня сохранилась традиция обрезания крайней плоти у мальчиков. В старину она считалась важнейшим этапом инициации у евреев, поскольку была символом завета между их народом и Всевышним.

Другим важнейшим этапом посвящения была и до сих пор является бар-мицва и бат-мицва (достижение религиозного совершеннолетия в возрасте 13 лет).